Проектная деятельность как форма организации взаимодействия доу и семьи. Доклад использование методов проектов при взаимодействии доу и семьи Формы работы с родителями

Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: консультации, выставки, родительские собрания, реже всего конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В подобного рода мероприятиях родители не принимают активного участия. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников, поскольку использование разнообразных форм работы с родителями воспитанников помогает родителям стать активными участниками образовательного процесса, из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными помощниками воспитателя.

Для того чтобы родители заинтересовались жизнью детского сада, стали активными участниками образовательно процесса, целесообразно использовать одну из уникальных и эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей – проектную деятельность. Это уникальное средство обеспечивает не только сотворчество детей и взрослых, но и обеспечивает сотрудничество и взаимопомощь педагогов и родителей. Является средством интеграции ДОУ и семьи.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

В детском саду проекты могут быть только детско - взрослыми. В таких проектах принимают участие дети, родители, воспитатели, и специалисты ДОУ. Данная форма интересна тем, что совместный сбор и изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческий потенциал детей, привлекают к участию родителей.

В процессе осуществления проекта между родителями и детьми происходит взаимодействие, творческое сотрудничество. Атмосфера веселья и игры позволяет сбросить оковы самоконтроля и показать себя с лучшей стороны. Лучше узнавая своих близких, дети и родители становятся ближе друг к другу, что, естественно, сказывается на результатах деятельности.

Основы проектной деятельности были заложены в начале ХХ века в педагогических трудах Д. Дьюи, У.Х Килпатрика, Э. Коллингса и др. Единовременно исследованиями по данной теме занимались и отечественные педагоги-новаторы С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В Крупениной, В. В. Игнатьевым и др. Авторы изучали условия и способы внедрения, применения проектной деятельности в практику работы с детьми дошкольного возраста. В 2000 году началось активное применение проектной деятельности в отечественных дошкольных образовательных организациях. Педагоги считали, что проектная деятельность сможет обеспечить интенсивное развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении детей, установит связь теории с практикой.

Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В практике работы ДОУ чаще планируются и организуются исследовательские и творческие проекты.

Проектная деятельность направленна не только на развитие личности ребенка, но и на развитие его творческих и познавательных способностей, умение планировать и ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, осуществлять процесс познания необходимой информации, который должен подкрепиться реальным результатом работы. Н. Е. Веракса говорил: «проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику».

Еще одна особенность данного метода заключается в том, что она носит адресный характер, как в процессе взаимодействия, так и в итоговом результате. Проектную деятельность можно представить как способ организации процесса обучения, основанного на взаимодействие педагога, воспитанника и его родителей, в поэтапной практически значимой деятельности. Ребенок получает знания и умения в процессе тщательного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических упражнений (проектов) и достигает поставленной цели совместно с педагогом и родителями.

В процессе проектной деятельности решаются различные задачи: образовательные, творческие, психологические, воспитательные, поскольку могут иметь разную тематику и содержание. Расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме, того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регулярные. Также развивается разнообразие игровой деятельности, формируется и укрепляется дружеская взаимосвязь детей, они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственным мнением, но и установленными нормами. Таким образом, ребенок приобретает качества социально-компетентного человека.

Развиваются и совершенствуются детско - родительские отношения, с помощью совместного выполнения замысла. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Позиция родителей и воспитателей станет более гибкой. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники разных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Это связанно выполнением исследовательских и творческих проектов. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность приобрести новый опыт моделирования собственного родительского поведения, обогатить педагогический опыт, открыть неизведанные стороны личности собственного ребенка.

Проектная деятельность также оказывает огромное влияние на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что меняет мировоззрение и исключает применение стандартных действий, требует личностного и творческого роста. В сложившийся ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Воспитатель проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, прогнозирует результат. Заинтересованность родителей в достижении поставленных целей служит реальной помощью педагогу. Взаимодействие и сотрудничество воспитывающих взрослых положительно сказывается на всестороннем развитии ребенка.

С помощью проектной деятельности можно выйти на новый уровень взаимодействия с семьей воспитанников, изменить отношения в системе «дети – родители - педагог». Родители начнут видеть в воспитателях своих помощников по воспитанию и обучению, а детский сад станет для них партнером. Благодаря этому создается атмосфера взаимоуважения, понимание друг друга.

Таким образом, проектная деятельность – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Внедрение проектной деятельности в практику ДОО позволит значительно увеличить самостоятельность и активность детей, развить их творческое и аналитическое мышление, умение находить интересующую информацию о предмете или явлении и пользоваться полученными знаниями в воспроизведении новых проектов. Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, проектная деятельность в конечном итоге должна способствовать личностному развитию ребенка.

Взрослым в свою очередь, необходимо помочь ребенку обнаружить проблему или спровоцировать ее появление, пробудить интерес к ней и завлечь детей в совместный проект. Детско – родительские педагогические проекты будут способствовать установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогут в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов. Изменится отношение родителей, как к педагогу, так и к дошкольной образовательной организации в целом, что в свою очередь обеспечит качественные результаты педагогической деятельности.

Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос “Что такое взаимодействие педагога с родителями”, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Основная цель всех форм взаимодеи?ствия ДОУ с семьеи? установление доверительных отношении? между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».

В настоящее время помимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.

Часто в ДОУ проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ-КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание не принужденной обстановки, и детактивное привлечение к этой работе. Но, как показала практика, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. На мой взгляд, важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.

Цель нетрадиционных форм - заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.

Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно - аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары - практикумы, устные педагогические журналы), наглядно - информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).

Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду.

В детском саду нередко проводятся разнообразные аналогичные формы: «Педагогические гостиные», «Посиделки» и т.д. В литературе говорится о методическом аспекте работы, т.е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства.

В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы - проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОУ.

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта .

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Проектная деятельность - это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

ь способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

ь способ взаимодействия с окружающей средой;

ь поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

ь самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

ь ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско - родительские отношения.

Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.

Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.

Несмотря на общие особенности структуры, Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско - родительских отношений.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

По мнению А.Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

  • 2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.

Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых:

ь потребность в любви, нужности другому;

ь потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;

ь потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;

ь потребность в новых впечатлениях, притоке информации;

ь потребностьдетей в самостоятельности.

Для эффективности работы я адаптировала алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой, к условиям ДОУ.

  • 1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.
  • 2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.

Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.

3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.

Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.

Таким образом, совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания. Проблемы и основные условия взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической практики. Результаты реализации педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2012

    Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2016

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т.д.» Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. В процессе организации работы ДОУ с родителями по выявлению основных проблем семьи в воспитании ребенка, на первый план выступили следующие: недостаток педагогических знаний; неумение поддерживать беседу с ребенком; непонимание интересов и трудностей дошкольника; потеря нравственных ориентиров в развитии ребенка; недостаточное владение формами совместного досуга. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на последнее место, а в детском саду воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Одной из самых актуальных в настоящее время по-прежнему остается проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями. Для решения этой проблемы нами была поставлена цель: обеспечение эффективности взаимодействия с социумом и семьей через развитие новых форм сотрудничества. Отсюда вытекают задачи: вовлечение родителей в образовательный процесс; повышение мотивации родителей к сотрудничеству. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий мы выбрали наиболее приемлемую к поставленным задачам: метод семейных проектов.

Особую значимость в настоящее время приобретают семейные проекты. Они способствуют укреплению семейных отношений, воспитанию детей в единстве и гармонии с окружающим миром. Родители вместе с детьми участвуют в развитии их творческих способностей, формировании мировоззрения и социальной значимости ребенка. Семейное проектирование ориентируется на уникальное отношение «ребенок – взрослый», которое строится на соучастии в деятельности.

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, детский сад становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия конкурсного характера.

В нашей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи детские исследовательские проекты практикуются не первый год. Педагоги считают, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Особую значимость для нашей группы имеет изучение экологической обстановки ближайшего окружения, которое позволяет конкретизировать общечеловеческую ценность родной природы во взаимосвязи познания и практической деятельности дошкольников. Систематическое позитивное взаимодействие с природой родного края благотворно воздействует и на формирование нравственных качеств. Окружающая природная среда представляет собой возможность спасения человека от внутренней пустоты, способствует приобщению к миру красоты, ценностей.

Популярность экологии, прежде всего, обусловлена теми глобальными изменениями в окружающей среде, которые грозят гибелью всего живого, включая человека. Экологические проблемы, порожденные человечеством, могут быть решены при согласованных действиях всего мирового сообщества, однако при этом, не стоит забывать, что ответственен за судьбу каждый ее житель. Поэтому, как никогда, возрастает необходимость воспитания у детей, уже раннего возраста, экологического мышления и экологической культуры.

Экологическое образование детей - это не только передача им знаний. Необходимо, в первую очередь, разбудить и развить чувства детей, а затем ввести знания и чувства в конструкцию личности. И маленький человек никогда не сломает ветку дерева не потому, что это кто-то увидит, а потому, что ощутит нравственный и, если так можно выразиться, эмоциональный запрет. Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

На примере семейного проекта «Дадим вторую жизнь упаковке» для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности мы рассказали родителям о вреде пластика, изготовили буклеты, в которых познакомили их с интересными фактами о пластике, что дало повод задуматься и сделать для себя выводы. Предложили подумать, пофантазировать о том, как можно применить пластиковую упаковку, одноразовую посуду, «дать им вторую жизнь». Вместе с родителями воспитанников изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта. Мы узнали о том, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок. Из пластмассовых бутылок можно изготовить вазу для цветов, а сами цветы изготовить из одноразовых ложек, что поможет решить сразу несколько задач: ложки прослужат дольше, и не будут сорваны живые цветы, чтобы порадовать родных. Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только включить свою фантазию. Во многих семьях скапливается большое количество пластиковых бутылок из-под воды и соков, шампуня, упаковок из-под молока, банок из-под майонеза, коробок из-под конфет, многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальных поделок.

Формы работы по реализации проекта осуществлялись в виде:

Презентации для детей и родителей «Чистота спасет мир», «Мусор»;

Показа видеофильма «Планета задыхается от мусора»;

Изготовления детьми поделок из пластиковых упаковок и одноразовой пластиковой посуды;

Консультации для родителей «Ненужных вещей не бывает»;

Творческого задания для детей и родителей «Подарим вторую жизнь упаковке» (изготовление поделок из бросового материала);

Чтения и обсуждения стихов по теме проекта: «Наша планета» Я. Аким, «Живой букварь» В. Орлов, «В природе столько красоты!» В. Чижов, «Прогулка» С. Михалков, «Мусорная фантазия» А. Усачев, «Не надо мусорить в лесу!» М. Крюков, «Благодарность» А. Сметанин, «Если в лес пришел гулять» Н. Рыжова.

Практическая значимость данного экологического проекта заключалась в использовании современных методов:

Метода решения игровых образовательных ситуаций, а также различных проблемных ситуаций;

Метода наглядности, который способствует более четкому представлению о проблеме загрязнения окружающей среды;

Словесного метода (использование художественного слова);

Практического метода – экологические акции, организация выставок и т.д.

Проживая на территории уникальных природных мест, мы должны уметь сохранять окружающую среду, думать о том, что станет с природой после нас.

Воспитание бережного отношения к природе является важнейшей составляющей экологического воспитания. Чтобы быть внимательным человеком к окружающей среде, необходимо знать, какой вред ей наносит человеческая деятельность и как его уменьшить.

Использование в работе бросового материала позволяет решать задачи экологического, умственного, эстетического воспитания, исследовательской деятельности, конструирования и ручного труда.

Используемая литература.

  1. Гуняга Н.А. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Научно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. -138с.
  2. Жуковская Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей/ Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.–238 с.
  3. Машкова С.В., Суздалева Г.Н. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.- Волгоград: Учитель, 2012.-174с.
  4. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Выступление на педсовете 28.02.2017 год

Тема: «Метод проектов в ознакомлении с социальным миром — как форма взаимодействия с семьями воспитанников»

(из опыта работы воспитателя

МБДОУ №16 г. Невинномысска

высшей квалификационной категории

Марченко Ирины Геннадьевны)

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье». В.А.Сухомлинский

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей .

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия . И семья , и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ . Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала , изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

В современных условиях введения педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Федерального государственного образовательного стандарта .

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия .

Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи , при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания , привлекая их к планированию и организации совместной деятельности , в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность .

Что такое взаимодействие педагога с семьями воспитанников ? В словаре русского языка по определению С. Ожегова, “ взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений , взаимная поддержка .

Деятельность – важнейшая форма проявления активности человека в окружающей действительности.

Проект – это самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и родителей , способ взаимодействия с окружающей средой , поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка.

Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей являются детско-родительские проекты . Особенность детско-родительского проекта заключается в том , что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта , являются не только источниками информации , реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Обобщение опыта работы : практическое применение теоретических основ взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Цель и задачи моей работы в подготовке к детско-родительским проектам:

Цель : объединение усилий педагога и семьи в процессе развития свободной творческой личности детей.

Задачи :

    Для детей

— формировать предпосылки поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

— развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;

— развивать самопознание и положительную самооценку.

    Для педагога

— подбор соответствующего методического обеспечения по теме;

— организация просвещение родителей с целью повышения их психолого- педагогической культуры;

— привлечение родителей воспитанников к планированию совместной деятельности .

    Для родителей

— повысить уровень психолого-педагогической культуры;

— повысить заинтересованность в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

Прогнозируемый результат

    Дети :

— активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы , родителями и педагогом;

— проявляют инициативу в поисковой деятельности ;

— положительно оценивают свои возможности.

    Педагог :

— повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании , обучении и развитии дошкольников;

— разработка серии проектов для детей ;

— пополнение развивающей среды в группе.

    Родители :

— повышение активности взаимодействия с педагогами в воспитательно -образовательном процессе.

Мною разработано и реализовано не малое количество детско-родительских проектов :

    В старшей группе «Где найти здоровье?».

Цель проекта : Прививать культуру здорового образа жизни. Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим.

Роль родителей в реализации проекта

Изготовление: макета «Пословицы и поговорки о здоровье», карточек «Правильное питание», ширмы «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»; выпуск газет «Моя дружная спортивная семья»; Изготовление оформления и атрибутов для театрализованных представлений.

Продукт проектной деятельности :

Рисунки и творческие поделки детей; макет солнца «Здоровья»; альбом «Виды спорта»; плакаты «Мой режим дня», «Чистота-залог здоровья!»; выставка «Средства личной гигиены». Совместное участие родителей и детей в играх «Угадай по запаху», «Определи на вкус»; презентации проекта: театрализованной сценке «Витамины».

    В подготовительной группе «Я — человек».

Цель: Обратить внимание ребёнка на самого себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и способности.

Участие родителей в проекте.

Помощь детям в подготовке к проекту, изготовление наглядно-дидактических пособий из бросового материала «Органы человека», оформление папки «Я — человек!»; изготовление анатомического фартука.

Продукт проектной деятельности. Папка «Я — человек!». Выставка поделок и рисунков из разных материалов » Познай себя » (совместное творчество). Анатомический фартук с изображением внутренних органов. Выставка «Мир открытий» (обобщить и продемонстрировать фото иллюстрационный материал, накопленный в работе над проектом).

  1. Во второй младшей группе «Покормите птиц зимой».

Цель проекта: Способствовать накоплению детьми ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах в нашей местности.

Совместная деятельность родителей и детей в ходе реализации проекта.

Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового материала); сбор корма для птиц «Кто, что любит?»; выставка «Берегите птиц» (поделки птиц с использованием природного, бросового и других материалов); акция «Покормим птиц вместе с детьми». Завершение проекта была презентация с участием родителей «Покормите птиц зимой».

    В средней группе «Что у бабушки на огороде растёт?»

Цель проекта: обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Домашнее задание сделать фотографии в летний и осенний период на тему «Что у бабушки на огороде растёт?» Оформление альбомов. Изготовление атрибутов для проекта. Активное участие в презентации проекта «Что у бабушки на огороде растёт?»

Альбом «Овощные загадки», просмотр фото на мультимедийном оборудовании «Что у бабушки на огороде растёт?» (фотографии детей летом и осенью на огороде у бабушки), выставка поделок и рисунков «Чудеса с огорода».

    В средней группе «Красивая улыбка — з доровые зубы!»

Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Роль родителей в реализации проекта:

Помощь детям в подготовке к проекту, сбор информации по теме. Изготовление атрибутов для проекта. Индивидуальная презентация «правила ухода за зубами». Активное участие в презентации проекта «Красивая улыбка — з доровые зубы!»

Продукт проектной деятельности: Альбом загадок, стихов, пословиц и поговорок о зубах; фотоальбом «Мы чистим зубы» (детские фотографии); к оллективный коллаж «Здоровая улыбка»; выставка детских рисунков и поделок; групповая презентация в слайдах « Красивая улыбка — з доровые зубы! »

    В старшей группе «Правила безопасности»

Цель проекта. Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в опасных ситуаций.

Роль родителей в реализации проекта:

Помощь детям в подготовке к проекту, помощь детям в создании индивидуальных компьютерных презентаций в слайдах, участие в итоговом мероприятии «Правила безопасности».

Продуктами проектной деятельности являются:

выставки детских работ; игрушечный транспорт различного функционального назначения; индивидуальные компьютерные презентации детей в слайдах «Правила безопасности на дороге», «Один дома», «Безопасность на природе», «Осторожно — огонь!», «Куда звонить при возникновении экстренных ситуаций»

Реализация проектов осуществлялась в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности , в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды и тесном взаимодействии с родителями. В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Оригинальность детско – родительских проектов заключается в том, родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, готовит костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении, оказывает помощь в составлении индивидуальных презентаций. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных мероприятиях помогает межличностному общению и взаимопониманию.

Положительное влияние проектной деятельности:

Родители :

    Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями.

    Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.

    Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

    Создание не только внутрисемейной, но и межсемейной дружеской атмосферы.

  • Повысился рост посещаемости родителями мероприятий проводимых в ДОУ.
  • Сформировалось положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Дети:

  • Расширение знаний детей об окружающем мире;
  • Развитие общих способностей детей — познавательные, коммуникативные, творческие, регуляторные;
  • Приобретение необходимых социальных навыков;
  • Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной;
  • Повышение личностного роста дошкольников, который выразился в

стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Педагог :

  • Находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение;
  • Ежедневный творческий и личностный рост.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в мировоззрении родителей , они стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Около 80% посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно -образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников .

ЛИТЕРАТУРА.

1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива» , 2013.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников . Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт . сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград : Учитель, 2014.

4. Современные технологии обучения дошкольников/ авт. сост. Е. В. Михеева. – Волгоград : Учитель, 2014.