План работы с родителями детьми тжс. План работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Программа

коррекционно-профилактической работы с семьями,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Разработчик Программы социальный педагог МКОУ СОШ №5 г.о.Нальчик А.А.Мальбахов

Постановка проблемы

Практика показывает, что корень всех детских проблем и бед лежит в семейном неблагополучии. А это – нарушение структуры и функций семьи, педагогическая несостоятельность и асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей. На своем коротком веку дети из таких семей рано переживают немало потрясений, испытывают душевный дискомфорт, а отсюда – тревожность, страхи, замкнутость, агрессия к сверстникам и взрослым.

Такие семьи требуют неотложной социальной помощи, особенно имеющие детей младенческого и раннего возраста. Профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, является приоритетной. Данная работа должна быть направлена на создание дополнительных просветительских, профилактических, реабилитационных услуг, направленных на сохранение благополучия семьи как единственного полноценного института, обеспечивающего здоровое развитие и воспитание ребенка.

Цель и задачи Программы

Цель:

Предупреждение перехода семей из категории трудной жизненной ситуации в разряд социально-опасных путем оказания комплексной, специализированной социальной помощи профилактического или коррекционно-реабилитационного характера.

Задачи:

Изучение семей и их ближайшего окружения, определение проблем и ресурсов с целью создания индивидуальной программы;

Реализация индивидуальной программы (оказание медико-социальной, психолого-педагогической, социально-правовой помощи семье);

Укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, содействие в преодолении кризисной ситуации;

Формирование у родителей и их детей установок на ведение здорового образа жизни и развитие способов саморегуляции и самопомощи;

Психологическая адаптация семей, имеющих детей, к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;

Объединение усилий социальных, медицинских, образовательных, правоохранительных служб, государственных и общественных организаций для содействия семье в решении ее проблем;

Обеспечение социального сопровождения и наблюдения обслуженных семей.

Адресность Программы

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи), которую они не могут преодолеть самостоятельно (многодетные, малообеспеченные, неполные, подвергшиеся физическому или психологическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, безработные родители, семьи, не имеющие определенного места жительства).

Основные принципы реализации Программы

- Гуманизм предусматривает способность и готовность сотрудников центра прийти на помощь ребенку и его семье, защищать их права и интересы, преодолевать трудности в общении с членами семьи, проявлять терпимость во имя восстановления воспитательной функции семьи, ее социального здоровья.

- Индивидуальный подход предполагает учет социальных, психологических и функциональных характеристик семьи в выборе средств профилактической и коррекционной работы.

- Стимулирование семьи к самореализации – активизация ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройка взаимоотношений с детьми, лечение социальных болезней, трудоустройство взрослых членов семьи.

- Интеграция усилий – комплексный подход к диагностической, коррекционной и профилактической работе; объединение усилий всех служб центра, а также учреждений здравоохранения, образования, службы занятости и других государственных организаций в решении проблем, отягчающих жизнь ребенка и его семьи.

Этапы реализации Программы

  1. Раннее выявление семьи, нуждающейся в социальной помощи.
  2. Установление непосредственного контакта сотрудников центра с членами семьи, заключение совместного соглашения (договора).
  3. Определение задач и составление индивидуального комплексного плана вывода семьи из тяжелой ситуации, определение необходимой помощи других служб, стимулирование родителей к самопомощи.
  4. Реализация намеченного плана реабилитации с привлечением необходимых специалистов.
  5. Определение формы и осуществление социального патронажа семьи.

В основу данной Программы положена идея о том, что специалисты совместно с заинтересованными органами и ведомствами ведут профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу с ребенком и его семьей пошагово, поэтапно.

На первом этапе проводится установление социальной истории семьи, сбор материалов, позволяющих выявить и всесторонне изучить проблему семьи и причины их возникновения, направление официальных запросов для получения документально верных сведений, постановка на учет.

Второй этап включает в себя следующие мероприятия:

Заключение родительского соглашения (договора) между администрацией центра и родителями, закрепляющего взаимные обязательства учреждения и семьи;

Психодиагностика членов семьи, их социальное обследование с целью выявления существа семейных проблем и причин их возникновения;

Психодиагностическая работа с родителями (тематические беседы, анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, изучение психологического климата семьи);

Психодиагностическая работа с ребенком (наблюдение в общении, в игре, на занятиях, тематические беседы, тестирование и др.).

На данном этапе целесообразно проведение мини сетевых встреч с родителями, представителями школ, КДН и др. Также необходимо проведение акта обследования жилищных, бытовых, материальных условий жизни с целью знакомства, получения дополнительных данных об особенностях и условиях жизни семьи.

На третьем этапе производится координация и объединение усилий всех специалистов путем проведения социального психолого-медико-педагогического консилиума; выбираются эффективные методы и приемы работы с конкретной семьей; в план работы включаются конкретные формы помощи семье с учетом ее потребностей и возможностей центра. Намеченные мероприятия координируются с различными государственными и общественными структурами. На данном этапе работы создается целостный портрет семьи. Изучив ее проблемы, специалисты разрабатывают индивидуальную комплексную программу, помогают членам семьи занять активную позицию по отношению к ней. Продолжительность работы с семьей определяется заявленной проблемой, степенью ее сложности.

Четвертый этап – реализация индивидуальной программы. В зависимости от вида программы в ее реализации участвуют также другие социальные институты, в помощи которых в данный момент нуждается семья.

Процесс реализации индивидуальных программ зависит от конкретной ситуации, однако есть общие проблемы, которые специалисты могут решать вместе с членами семьи.

В случае, если семья уже подпадает под категорию социально-опасной или находится в переходно-пограничном состоянии, коррекционно-реабилитационную работу необходимо организовать в соответствии с принадлежностью семьи к той или иной категории.

Так, работа с педагогически несостоятельными семьяминаправлена на коррекцию целей и методов внутрисемейного воспитания, искаженных представлений о родительских обязанностях. В этом случае важно с помощью социальных педагогов и психологов активизировать осознание родителями своего места в воспитании детей.

Работа с конфликтными семьями имеет свою специфику. Такие семьинуждаются в психологической и психотерапевтической помощи специалистов, которые проводят консультации, ориентированные на обучение взрослых и детей конструктивным способам разрешения проблем общения.

Сложно изменить ситуацию в асоциальных семьях. Практика показывает, что устойчивое кризисное состояние таких семей обусловлено сложным переплетением социально-экономических, педагогических, патологических факторов. Именно это определяет необходимость комплексного подхода к решению проблем подобных семей. Специалисты должны хорошо изучить возможности окружающего социума, различных государственных и общественных структур и интегрировать их усилия.

Комплексная поддержка неблагополучных семей включает: трудоустройство родителей, оказание им единовременной целевой материальной помощи, помещение ребенка в дошкольное учреждение за государственный счет, обеспечение школьников дополнительным бесплатным питанием, оказание помощи в лечении и оздоровлении детей, надзор за своевременной выплатой детских пособий и алиментов, юридическое консультирование семьи и правовую защиту детей, помощь психологов и педагогов.

Усилия специалистов направляются главным образом на то, чтобы возродить в семье позитивный психологический климат и обеспечить ребенку достаточно комфортные условия жизнедеятельности и развития.

На этапе реализации плана по выводу семьи из кризисной ситуации специалисты совместно с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оказывают:

Помощь в решении медико-социальных проблем членам семьи (побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации);

Правовую поддержку (предоставление информации о правах, льготах, помощь в их получении);

Содействие родителям в восстановлении социального статуса (трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении);

Содействие в улучшении условий для жизни и развития детей (помощь в оформлении различных видов пособий, адресной помощи, облегчение доступа к определенным социальным услугам);

Психологическое оздоровление семьи (коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении).

На пятом этапе – семьи, которым программа помогла выйти из сложной жизненной ситуации, и основная проблема которых решена, переводятся на социальный патронаж с рекомендациями по дальнейшему взаимодействию. Если же в рамках программы семья не нашла выхода из трудной жизненной обстановки, то индивидуальная программа продлевается решением консилиума до достижения положительных результатов в семейной жизни.

Результаты, ожидаемые от реализации Программы:

  1. Выход семьи из трудной жизненной ситуации.
  2. Стабилизация внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия.
  3. Уменьшение количества разводов.
  4. Овладение навыками конструктивного общения в семье.
  5. Укрепление связей и сотрудничества центра, родителей и социальных институтов, проводящих работу с детьми и семьями;
  6. Повышение психолого-педагогической культуры в сфере родительского общения;
  7. Формирование у родителей позитивных взглядов и адекватной мотивации по отношению к родным детям, к своей семье и обществу в целом.

Приложение №1

СОГЛАШЕНИЕ

о содействии в преодолении трудной жизненной ситуации

«____»_______________20___г.

Учреждение, в лице директора, действующего на основании Устава, с одной стороны,

И гражданин (ка)

19_года рождения, паспорт серия, №

выданный «____»______________20____г.

и проживающий по адресу

именуемый в дальнейшем Клиент, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Настоящее соглашение определяет условия содействия Учреждения Клиенту в преодолении трудной жизненной ситуации в рамках реализации индивидуальной программы.

1.2. Срок действия соглашения определяется для каждого Клиента индивидуально в соответствии с программой выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Учреждение обязуется оказывать клиенту социальные услуги в форме социального патронажа согласно индивидуальной программе выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

2.2. Клиент обязан своевременно выполнять действия, необходимые для преодоления им трудной жизненной ситуации, предусмотренной индивидуальной программой.

2.3. Клиент обязуется создавать необходимые условия для оказания социальных услуг.

2.4. Клиент имеет право совместно со специалистами Учреждения участвовать в разработке индивидуальной программы выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

3. Ответственность сторон

3.1. Учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по соглашению, если докажет, что это произошло вследствие нарушения Клиентом своих обязанностей или по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

4. Порядок расторжения соглашения

4.1. Соглашение может быть расторгнуто:

  • по истечению срока реализации индивидуальной программы выхода Клиента из трудной жизненной ситуации;
  • по личному желанию Клиента;
  • по соглашению сторон;
  • при невыполнении Клиентом взятых на себя обязательств согласно индивидуальной программе выхода Клиента из трудной жизненной ситуации утвержденного решением консилиума специалистов.

5. Прочие условия

5.1. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения своих обязательств сторонами. Претензии и споры разрешаются по соглашению сторон или в соответствии с законодательством РФ.

5.2. Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой стороны. Неотъемлемой частью настоящего соглашения является индивидуальная программа выхода Клиента из трудной жизненной ситуации.

6. Адреса и реквизиты сторон:

Приложение №2

СОВМЕСТНОЕ ГРУППОВОЕ

ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

И РОДИТЕЛЕЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО –

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Данное групповое игротерапевтическое занятие проводится с целью восстановления утерянных связей родителей с детьми.

  1. Коррекция контактности и активизации общения между детьми и родителями.
  2. Предотвращение страха общения.
  3. Формирование взаимодействия детей и родителей в игре.
  4. Развитие у детей уверенности в себе.
  5. Закрепление характера доброжелательности в общении родителей с детьми.

Время проведения занятия – 1 час.

Участники: 5 детей и 5 родителей.

Дети и родители садятся на пол в круг, чередуясь; дают друг другу руки, образуя замкнутую цепь.

Занятие состоит из нескольких элементов.

ИГРА – общение «Здравствуйте, я рад вас видеть» (5 минут) Задача каждого участника произнести эти слова, улыбаясь и глядя на всех присутствующих. Затем задание меняется. Родитель и ребенок поворачиваются лицом друг к другу, дают друг другу руки. Их задача: поприветствовать друг друга этими же словами, но называя друг друга по имени.

Ролевая гимнастика (15 минут).

Задачи на этом этапе является развитие у участников уверенности в себе; формирование чувства ценности других и самоценности; устранение конфликтности, снятия напряжения.

Воспитатель предлагает участникам вспомнить самое простое стихотворение Агнии Львовны Барто:

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу.

«Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду».

Все участники занятия хором вслух произносят это стихотворение. Затем с помощью считалки выбирается водящий, которому завязывают глаза. Вытянув вперед руку, он образует «стрелку».

Ведущий дает задание, а «стрелка», повернувшись несколько раз вокруг своей оси, указывает на того, кто выполнит предложенное ведущим задание:.

  • произнести стихотворение шепотом;
  • с пулеметной скоростью;
  • со скоростью улитки;
  • как робот;
  • как иностранец;
  • смеясь;
  • плача;
  • постоянно зевая;
  • повторяя каждое слово дважды;
  • с помощью мимики.

«Зеркало» (10 минут).

Родители, встав спиной в круг образуют внутренний круг «зеркал». Каждый ребенок встает к своему «зеркалу» (родителю). Ребенок выполняет движения и жесты, а «зеркало» их повторяет. Затем «зеркалом» становится ребенок, и игра повторяется.

Взаимоотношение (15)минут.

Игра построена на обсуждении стихотворения Льва Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Ведущий предлагает всем сесть в круг и послушать стихотворение.

Стоит небольшой, старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То, поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая, седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

Входи, не стесняйся, дружок.-

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба – Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

Подводится итог: результат зависит от характера, способа выполнения и намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути так же могут привести к разным результатам.

Затем каждый родитель получает задание вспомнить или придумать историю, подобную услышанной в стихотворении.

«Час пик» (7 минут).

Ставится задача содействия формированию чувства близости с родителями и детьми, принятие друг друга.

Ведущий предлагает детям встать в любой части комнаты, а родители занимают место сзади своего ребенка, положив руки ему на плечи.

Ребенок – «шофер», родители – «прицеп к машине».

Для проведения этой игры в пространстве комнаты ставится несколько стульев. «Прицеп» закрывает глаза и слушается «своего шофера».

Задача «шофера» двигаться по комнате, не сталкиваясь с «машинами» и другими предметами.

Затем родители и дети меняются. Игра повторяется.

По окончании игры идет обсуждение, что легче быть «шофером» или «прицепом», почему? Удобно игроки себя чувствовали в этих ролях?

«Связующая нить» (8 минут).

В ходе этой игры решается задача формирования чувства общности, осознание семьи, как единого целого.

Все участники занятия садятся в круг, передовая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, было ли им интересно общаться друг с другом, что в занятии понравилось больше всего, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает игру ведущий, показывая тем самым пример.

Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Приложение №3

«Взаимоотношение в семье»

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:

  • очень хорошие;
  • хорошие;
  • не очень хорошие;
  • плохие;
  • не очень плохие.

2. Считаете ли Вы свою семью дружным семейным коллективом?

  • не совсем;

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи?

(перечислить эти традиции)

4. Как часто Ваша семья собирается вместе?

  • ежедневно;
  • по выходным;
  • редко.

5. Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

  • решаете сообща жизненные проблемы;
  • занимаетесь семейно – бытовыми проблемами;
  • работаете на приусадебном участке;
  • вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
  • обсуждаете вопросы учебы детей;
  • делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
  • каждый занимается своим делом;
  • другое:

6. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?

  • часто;
  • иногда;
  • редко;
  • не бывает.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

  • непониманием членами семьи друг друга;
  • нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
  • отказом участвовать в семейных делах, заботах;
  • разногласием в вопросах воспитания детей;
  • злоупотреблением алкоголем;
  • другими обстоятельствами (укажите)

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в Вашей семье?

  • примирение;
  • обсуждение ситуации и принятие правильного решения;
  • прекращение конфликтов на некоторое время;
  • обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
  • конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

  • иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

  • переживают, плачут;
  • становятся на сторону одного из родителей;
  • пытаются помирить;
  • уходят из дома;
  • замыкаются в себе;
  • относятся безразлично;
  • становятся озлобленными, не управляемыми;
  • пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что Вы намерены для укрепления семейно – бытовых отношений и улучшения микроклимата в Вашей семье?

Опрос провел:

Приложение №4

Программа тренинга по формированию родительской компетенции

Данный тренинг используется при работе с родителями испытывающими трудности в общении со своими детьми. Основная цель программы гармонизация отношений между детьми и родителями, формирование умений и навыков разрешения трудностей общения в семье.

Упражнение №1. Оценка возможности родителей и подходов в воспитании.

Каждый участник должен ответить на 3 заданных ему вопроса и кратко сообщить о своих ощущениях.

Вопросы родителям:

  1. На сколько для Вас важны чувства вашего ребенка?
  2. Что Вы чувствуете, устанавливая ограничения?
  3. Что Вы будете чувствовать, если перестанете «приставать» к своему ребенку?

Упражнение №2. Мой ребенок

Каждому участнику предлагается написать 25 положительных качеств своего ребенка. В конце, в общем круге сообщить о своих ощущениях, трудностях в написании качеств и что нового они узнали и осознали в своем ребенке.

Упражнение №3. Двойственность поведения.

Участникам по кругу предлагается рассказать о случае противоречивости в поведении родителей («говорят одно, делают другое»), в следствие которого возникла агрессия с обеих сторон и не возможность найти общий язык. Пример 1: ребенок приносит плохую отметку из школы – его наказывают; через некоторое время ситуация повторяется – ребенка не наказывают, оставляя оценку без внимания. Что ждать ребенку от родителей при повторении ситуации? Проблема – страх неизвестности. Пример 2: мама говорит сыну: «Если не придешь домой в 21:00, оторву тебе башку» - это произойдет на самом деле? Пример 3: мама кричит на дочь, когда та долго разговаривает по телефону, но сама проводит часы с телефонной трубкой. Обсуждение в группе.

Упражнение №4. Передача ответственности.

  1. Не контролировать, куда и с кем пошел Ваш ребенок.
  2. Не подслушивать телефонные разговоры (унижение).
  3. Выделять денежные средства на личные нужды, но с ограничениями.
  4. Назначить ребенку ответственное дело, без контроля и напоминаний.
  5. Основной принцип семейной жизни: «Мы всегда готовы тебе помочь».

Участникам по кругу предлагается обсудить эти рекомендации и провести их на практике в своей семье. На следующем занятии обсудить результат.

Упражнение №5. Искусство конфронтации.

Родителям предлагаются правила, как правильно вести себя в ситуации конфликта:

  1. Начинать разговор обязательно с похвалы.
  2. Высказывать свои чувства по поводу причины конфликта.
  3. Обсуждать только конкретный случай избегая обобщений (ты всегда… ты не когда…), не вспоминая прошлых обид.
  4. Избегать в разговоре упреков и истерик.
  5. Не играть его и своими чувствами.
  6. Рассказывая о себе, не навязывать себя.
  7. Когда это возможно, прибегать к юмору.
  8. Заканчивать разговор конструктивными предложениями на будущее в дружелюбной форме.

Обсудить в группе, применить в домашних условиях, результат обсудить на следующем занятии. Родителям необходимо включаться в жизнь своих детей, признавать их достижения, влиять на поведение ребенка, делая это с любовью, и пусть они ответственно относятся к исполнению правил, установленных психологом.

Приложение №5

Социальная карта семьи

Ф.И.О. н/л, возраст

Домашний адрес

Родители:

Образование родителей

Род занятий родителей, их профессия

Сколько лет существует семья

Состав семьи

Материальное положение

Жилищные условия: нормальные (благоустроенная квартира, дом, имеются необходимые условия)

неблагополучные (неблагоустроенная квартира, комната, общежитие, отсутствуют необходимые условия)

Отношения в семье

Забота родителей о детях

Наличие конфликтов родителей с детьми

Анализ ситуации в семье

Наличие помощи семье

В каких видах помощи нуждается семья

Проблемы, существующие у ребенка в образовательном учреждении

Помощь образовательного учреждения ребенку

Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье

Какое влияние оказывают на ребенка друзья, родственники

Что мешает родителям в воспитании детей

Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и др.)

Цели работы с семьей

Основные направления работы для составления программы

Утверждаю директор

МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Сегленмей Л.О._________

План работы с семьями учащихся

в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении

На 2017-2018 учебный год.

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у отца, матери (родителей), законных представителей.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2. Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей;

п\п

Проводимые мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Отметка

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

Август

Кл. рук.,

соц. пед.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

- «Влияние алкоголя на организм человека»;

- «Об уклонении от родительских обязанностей»

- «Взаимоотношения в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»

- «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей»

Ежемесячно

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Кл. рук.,

Соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Кл.рук.

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук.,

соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Постоянно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР.

Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану)

еженедельно

Кл.руков-ли

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл.руков-ли.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл.рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.психолог

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Трудоустройство родителей.

Сентябрь

Октябрь

Соц. пед., кл. рук., психолог

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Май

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________


В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дается следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

    Взаимопонимание,

    Конфиденциальность,

    Доверие,

    Единство действий,

    Гуманность,

    Разумная требовательность,

    Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Создание банка данных осуществляется совместно с классными руководителями, психологом и администрацией школы и инспекторами ОДН РОВД.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

    выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

    определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

    положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

    изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

    изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

    выявление уровня социального благополучия ребенка,

    выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

    распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

    определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

    способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

    предупреждение отклонения в поведении обучающегося

    содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

    продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

    осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

    продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

    необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

    способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Все проблемы детей возникают в семье. Вовремя выявить проблему и попытаться решить её – основная задача работы классного руководителя, социального педагога, школы в целом.

ПЛАН

работы с семьями обучаемых, находящихся в трудной жизненной ситуации

Наименование мероприятий

Сроки

Исполнители

Знакомство с семьями обучающихся.

Сентябрь-октябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители,

Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Октябрь.

В течение года

Разработка индивидуальных программ реабилитации семей обучающихся, находящихся в социально – опасном положении

Октябрь – ноябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Внесение в банки (муниципальный, региональный) данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Октябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Текущие и контрольные посещение семей обучающихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком (согласно Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), оказание помощи семье.

В течение года

Классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства

Индивидуальные беседы, диагностика семей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Проведение профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Проведение разъяснительной работы по вопросам правовой культуры.

В течение года

Оказание помощи в получении необходимых документов для получения:

Социальных пособий;

Получения материальной и другой помощи;

Бесплатных учебников;

Помощи устройства несовершеннолетних на воспитание в семью, под опеку или попечительство;

На работу;

В учебное заведение.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Организация летнего отдыха

Во время летних каникул.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Профилактика негативного семейного воспитания.

совместные рейды с инспекторами ПДН ОМ города в семьи «трудных» обучаемых и социально незащищенные семьи;

Приглашение в ОУ для беседы с администрацией;

Подготовка и передача материалов в КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования с целью привлечения внимания родителей и опекунов к судьбе детей;

Приглашение на заседание КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования;

Изоляция беспризорных детей из неблагополучных семей в реабилитационный центр

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор охране прав детства, инспектора ПДН ОМ города

Взаимодействие с ГУЦЗН с целью организации временной занятости несовершеннолетних.

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

В течение года.

Зам. директора по ВР, классные руководители

Информационно – методическая работа с родителями по изучению статей Конституции РФ и Гражданского и Уголовного Кодекса РФ.

В течение года.

Информационная помощь родителям по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (наркомания, табакокурение, алкоголизм, здоровый образ жизни)

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, школьный инспектор

Координация различных видов социально ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: участие в творческих конкурсах, участие в организации мероприятий школы и класса, изучение индивидуально психологических особенностей учащихся, в связи с выбором профессии, проведение проф. консультирования.

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, библиотекарь, специалисты ГУЦЗН.

Психолого-педагогическое консультирование для родителей.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование, тест-опросник)

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Индивидуальные семейные консультации

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Привлечение родительской общественности к управлению ОУ через работу родительских комитетов, родительское собрание

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Организация встреч и консультации со специалистами (Детского психологического центра, врачом-психиатром, врачом-наркологом и др.)

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Уважа Ж.Б.

«___»___________2012г

Программа

«Сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации»

Монгуш Чойгана Николаевна,

Инспектор ПП школы

Хову-Аксы 2012

Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Пояснительная записка

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в тяжелой трудной ситуации или социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основными критериями при определении семей этой категории являются:

    неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

    отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)

    вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

    жестокое обращение с людьми со стороны родителей;

    отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);

    семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

    конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

    аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

    педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.

    асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи : образовательную, психологическую и посредническую.

В МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным закономРФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», конвенцией о правах ребенка, декларацией прав и свобод человека, другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Положив в основу данные законы, разработали этапы, алгоритм и схему (приложение 1) организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы школы с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

1 этап.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории школы, организована следующая работа: за каждым педагогом школы закреплены микроучастки, которые обходятся 2 раза в год, переписываются все несовершеннолетние, проживающие в семьях, место их обучения, условия проживания. В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

(Приложение 2).

2 этап.

Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП (ТЖС):

    обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;

    устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

    консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);

    организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;

    изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;

    изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.

    контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;

    анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории;

    отвечает за ведение документации внутришкольного учета.

В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями , наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания , вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.

3 этап.

Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании Совета профилактики. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап.

Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап.

Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ.

Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;

Координировать учебную помощь родителей их детям;

Выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;

Обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;

Изучать уклад жизни и традиции семей учеников;

Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

Оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

Проверка жилищно-бытовых условий семьи;

Сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

Составление плана работы с семьей;

Проведение консультаций, лекций для родителей;

Оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

Отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных

Организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;

Помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:

    Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

    Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

    Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).

    Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

    Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).

    Изучение личностных особенностей членов семьи.

    Составление карты семьи.

    Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ПДН МВД, КДН и ЗП, Совет профилактикишколы, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).

    Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.

    Текущие и контрольные посещения семьи.

    Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

По результатам диагностики социальной педагог определяет суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает психолого-педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения (приложение 3).

В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения (приложение 4):

Материальная:

Оказание гуманитарной помощи (сельская администрация, учреждение образования);

Финансовая (Центр занятости населения Чеди-Хольского кожууна);

Адресная социальная;

Консультирование родителей по вопросам получения социальной

помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).

Педагогическая:

Занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение образования);

Контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования);

Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования);

Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка (учреждение образования);

Просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

Психологическая:

Сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования);

Просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

Коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

Коррекционная:

Индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость (учреждение образования);

Формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

Медицинская:

Если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

Медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);

Осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды) (амбулатория, ФАП);

Организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).

Правовая:

Если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

1) оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),

2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;

Консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка (ПДН, учреждение образования).

Иной вид помощи:

Трудоустройство родителей (Центр занятости)

Занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования);

Профилактический осмотр электропроводки, газового оборудования (специалист по социальной работе);

Посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства);

Контроль за поведением родителей в быту в вечернее время и выходные дни (ПДН).

Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на школьном Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП о признании семьи, находящейся в социально опасном положении).

3. Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).

8. Индивидуальная программа социально-психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося, состоящего на учете профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

9. Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.

11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости и посещаемости.

12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап.

Информационные письма, докладные учителей предметников, классных руководителей и жалобы жителей поселка на школьный совет профилактики, который создан и функционирует в МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».

7 этап.

Представление, отношения, и информационные письма в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Чеди-Хольского кожууна.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

Улучшение положения и качества жизни ребенка;

Устранение причин неблагополучия;

Расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

Соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

Уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

Родители проявляют заботу о детях;

Дети посещают образовательное учреждение;

Уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

Восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями;

Семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д.;

В социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

Семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

С 2012 учебного года социально-педагогической службой МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» были разработаны и реализованы: программа по профилактике правонарушений и безнадзорности, программа социальной помощи учащимся из семей, находящихся в социально - опасном положении, в трудной жизненной ситуации, план социально-психологической работы с родителями обучающихся, индивидуальные планы профилактической работы с семьями. Работа социальной службы и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводиться в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учете.

Мониторинг профилактической работы с семьями СОП (ТЖС)

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2014-2015уч. год

Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа и этапы работы с семьями, находящимся в СОП/ ТЖС действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям, используя предложенную программу по социальной адаптации и опыт работы с семьями.

В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, кото­рому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, проис­ходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.

Заключение.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Приложение 1.

Схема работы социального педагога с неблагополучной семьей:

Приложение 2.

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

    Органы социальной защиты населения

    Отдел образования;

    Органы внутренних дел;

    Здравоохранения;

    Отдел по молодежной политики;

    Служба занятости населения;

    Администрация Чеди-Хольского кожууна;

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

    Классные руководители;

    Педагоги школы;

  • Участковый инспектор;

    Жители поселка;

    Родственники;

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

    Документы социально-медицинского патронажа;

    Документы психолого-педагогического консилиума в школе;

    Материалы психодиагностики;

    Результаты рейдов;

    Жалобы и заявления граждан;

    Материалы о правонарушениях;

    Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

    Бродяжничество;

    Агрессивность;

    Хулиганство;

  • Вымогательство;

    Правонарушения;

    Аморальные формы поведения;

    Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

    Низкая успеваемость;

    Неврастения;

    Отсутствие навыков личной гигиены;

    Неуравновешенность психики;

    Подростковый алкоголизм;

    Подростковая проституция;

  • Недоедания;

    Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

    Конфликты с учителями;

    Частое употребление неформальной лексики;

    Суетливость или гиперактивность;

    Конфликты с родителями;

    Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ .

    Принудительное лечение от алкоголизма;

    Лишение родительских прав, в том числе и временное;

    Консультирование;

    Обучающие консультации для родителей;

    Помощь общественных организаций;

    Влияние через СМИ;

    Пропаганда здорового образа жизни;

    Пропаганда семейных ценностей;

    Оказание материальной помощи;

    Административные штрафы;

    Создание клубов по интересам;

    Постоянный патронаж;

    Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

    Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

    Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Приложение 3.

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

    Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

    Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели - это, прежде всего, их цели.

    Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

    Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

    Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.

    Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

    Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.

    Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии
    нравственным нормам жизни.

    Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” - от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

    Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то - ни стало, ни какая, же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Приложение 4.

МБОУ ХОВУ-АКСЫНСКАЯ СОШ

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по ВР Директор МБОУ

Хову-Аксынская СОШ Хову-Аксынская СОШ

Уважа А.Д. _________Куулар А.Б.

«___»__________2014г «___»___________2014г

Индивидуальная программа социально-психолого-медико-педагогического сопровождения семьи, состоящего на учете ВШК (семья находится в в трудной жизненной ситуации)

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, семья многодетная (5 детей), мать вдова, не работает, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у матери.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание матери помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2.Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование матери по вопросам развития и воспитания детей;

4. Обучение матери навыкам воспитания детей при отсутствии отца;

5. Помощь в возобновлении утраченных связей с членами расширенной семьи (бабушка, сестры, брат и другие родственники мужа), чтобы они оказали моральную поддержку в воспитании детей;

Проводимые мероприятия

Дата исполнения

ственный

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, спец. по соц раб.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

ИБ «Влияние алкоголя на организм человека»;

ИБ «Об уклонении от родительских обязанностей»

ИК «Взаимоотношения в семье»;

ИБ «Роль семьи в воспитании детей»

ИК «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей».

Ежемесячно

Кл. рук., соц.служба.,зам. дир. по ВР

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук., соц. пед.,зам. дир. по ВР, . соц. служба

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Индивидуальные беседы с детьми и матерью (по отд. плану)

еженедельно

Кл. руков.

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл. руков.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл. рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции, Контроль за их посещением

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями, инсп.ПДН, отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП, СП при администрации Чеди-Хольского кожууна.

Постоянно

Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

постоянно

Соц. пед., инспектор ПП, ПДН

Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.

постоянно

Соц. пед., зам. дир. по ВР

Работа с педагогическим коллективом и учащимися школы по изменению отношения к семье, детям

постоянно

Зам. дир. по ВР, соц. пед..

Трудоустройство несовершеннолетней Оюн М. на каникулах (по желанию)

Март, июнь-август

Соц. пед., кл. рук.

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании Совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Исполнитель Инспектор ПП Монгуш Ч.Н.