Формы организации самостоятельной детской изобразительной деятельности. Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности Формы организации художественной деятельности детей


Консультация для педагогов «Свободные формы организации

художественного опыта детей дошкольного возраста»

Петрова Ирина Вячеславовна,
воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга» п.Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ Сегодня каждый педагог использует разнообразные формы взаимодействия с детьми и их родителями, как в образовательном пространстве, так и за его пределами. Это беседы и рассказы, мастер-классы, образовательные проекты, дидактические игры и упражнения с художественным содержанием, художественная деятельность на специально организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественный труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей каждого ребенка, художественное экспериментирование. Многие из этих форм давно известны в дошкольной практике, их выбор педагогом стабильно приводит к ожидаемым результатам. Такие формы, мастер-класс, проект, искусствоведческая беседа являются относительно новыми, поэтому требуют не только апробации, но и знание теории. Наиболее сложные формы для применения: художественное экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность. В процессе художественного образования ребенок познает окружающий мир и себя самого в этом мире. Художественная деятельность вводит ребенка в человеческую культуру: семейную, региональную, национальную, мировую. Художественно – продуктивная деятельность рассматривается сегодня как специфическая детская активность, в которой ребенок осваивает художественный «язык», овладевает различными художественными инструментами, создает свой оригинальный продукт, новый, значимый для самого ребенка, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает отношение к окружающему миру и самому себе. В правильно организованной художественной деятельности ребенок раскрывает свое представление о мире. Следующая форма организации художественного опыто- художественное экспериментирование. Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия, решая задачи и проблемы – познавательные, художественные, нравственные, социальные и др. (Н.Н.
Поддьякова). Экспериментирование связано с накоплением ребенком опыта проб и ошибок. Роль педагога состоит в создании развивающей предметно - пространственной среды. В результате у детей формируется умение принимать и анализировать интеллектуальную или художественную задачу, раскрывать смысл. В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами (бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами воздействия на них. Эти способы и приобретаемый с их помощью художественный опыт обеспечивает формирование у детей базовой культуры творчества. Опыт работы в данном направлении показал, что необходимо создавать условия для свободного экспериментирования детей с художественными материалами и их свойствами, инструментами (орудиями) и художественным словом. Дети раннего и младшего дошкольного возраста в условиях экспериментирования (манипулирования) осваивают художественные материалы и самостоятельно делают первые «открытия»: бумага легкая, плоская и т.д.; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек» (объемна), но ее тоже можно изменить. Таким образом, малыши исследуют не только художественные материалы в разнообразии их свойств, но и способы своего воздействия на материал. Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают «открытия» уже другого уровня, связанные с поиском способов композиционных решений, выражение настроения и характера персонажа, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот – объемные в плоские и т.д. Основной путь художественного развития ребенка – самостоятельное творчество. Проявление самостоятельной художественной деятельности – показатель высокого уровня творческого развития детей, так как самостоятельная деятельность всегда возникает по инициативе ребенка, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной художественной деятельности свидетельствует также о влиянии на творческое развитие ребенка грамотно организованного образовательного процесса.
Особенность самостоятельной деятельности дошкольников в том, что дети по своей инициативе и на основе своих интересов активно осваивают доступные им виды искусства. У воспитанников своей группы мы формируем самостоятельные исследовательские действия. Для этого созданы условия для художественного экспериментирования. Сегодня важно понимать, что художественное экспериментирование и самостоятельная деятельность – это особые виды детской творческой деятельности и в то же время – свободные формы обогащения и организации эстетического опыта детей.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения . Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином .

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка , как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи , удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения , так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений . Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус . Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания .

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения . Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспи-тания) отдает предпочтение тому или иному виду изо-бразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он по-лучает оптимальные условия для своего художественного развития.

Формы организации изобразительной деятельности.

Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.

Часто в дошкольных образовательных учреждениях проводятся интегрированные занятия, объединяющие разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Главная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.

Организованные развлечения как форма работы с детьми дошколь-ного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.

Праздники, организуемые в дошкольном учреждении, - также важная форма эстетического воспитания.

При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития и эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Самостоятельная художественная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индиви-дуальных потребностей. Самостоятельная деятельность отвечает потребно-стям детей, выявляя их художественные наклонности. И хотя дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлеченность их велика, поскольку делается это по их собственному желанию и инициативе. Для воплощения имеющегося у них замысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навыках, способах самостоятельных действий. Вот почему так важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятель-ной деятельностью детей.

Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий прежде всего учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.

1. Непосредственная организованная образовательная деятельность(НОД) - основная форма организации деятельности дошкольников.

Выделяется в режиме дня определенной длительностью в соответствии с возрастом детей, рабочими программами и особым отношением к конечному продукту детской деятельности. Результаты анализируются воспитателем для осуществления индивидуального подхода, они оцениваются родителями и администрацией и служат средством отчетности.

НОД подразделяются по ведущим задачам обучения, по виду изо деятельности, по источнику тем, замыслов, по психологическому процессу, лежащему в их основе, по организации детской деятельности, по месту их проведения.

Форму организации детей определяет воспитатель в соответствии задачами обучения – фронтальная - применяется воспитателем при освоении новых умений и навыков, а остальные в подведении к творчеству.

2.Самостоятельная творческая деятельностьдетей – это деятельность организованная по инициативе самого ребенка. Она часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети учились на занятиях.

Специфика руководства этой деятельностью в том, что воспитатель создает развивающую среду, стимулирует активность ребенка, сближает взрослого и ребенка. Содержание этой деятельности определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.

3.Кружковая и студийная деятельность - создание условий для развития ребенка в соответствии с его способностями.

Особое условие - наличие квалифицированного руководителя, программы, оборудованного помещения, проводится на средства родителей. Деятельность кружка проводиться в специальное время.

4.Конкурсы детского творчества проводятся в соответствии с положением, в котором указаны цель и задачи, возрастные рамки, содержание, порядок проведения - дата, этапы, срок подведения итогов.

5.Экскурсии проводится специально подготовленным специалистом – экскурсоводом, длительностью не более 40 минут, в музеях, культурных центрах, на выставках, в парках, на предприятиях, на остановках и т.д. Экскурсия проводится при правильной организации и при наличии 1 - го взрослого на 5-10 детей в зависимости от возраста детей.

Непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) - основная форма организации обучения изобразительной деятельности. Структура непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) рисования.

Вводная часть. Это деятельность воспитателя в течение 7 - 15 минут. В этой части воспитатель использует все методы и приемы, соответствующие теме НОД. Создает интерес к будущей деятельности, активизирует внимание детей. Воспитатель активно применяет учебно-наглядные пособия, демонстрируя предметы и образы, а так же схемы и алгоритмы изобразительных приемов. В этой части предполагается активизация речи детей в живом диалоге с воспитателем. В заключение вводной части обобщенными вопросами воспитатель выясняет, как дети поняли поставленные перед ними задачи, и выясняет алгоритм бедующих действий.

Основанная часть НОД - это практическая деятельность детей по реализации поставленной цели.

Воспитатель выясняет:

1. Все ли дети приступили к практической деятельности, выясняет затруднения детей и стимулирует включение в процесс творчества.

2. Выясняет направленность выполнения алгоритмов изображения. Помогает индивидуальным показом, поощрением.

3. Подводит детей к окончанию практической деятельности. В младшем возрасте дети, закончившие изображения могут под присмотром няни помыть руки. В старших возрастных группах можно использовать отсроченное творческое задание для работы над индивидуализацией образа, это может быть поощрение, предложение, напоминание.

Анализ продукта детского творчества – в этой части работы выставляются на стенд, организуя небольшую выставку. Можно их рассматривать сразу же, а можно в любое другое время. Для младших детей анализ творчества всегда должен быть с положительной оценкой, но узловые вопросы могут быть подчеркнуты взрослыми. Это развивает речь детей и вводит изобразительную терминологию. В среднем возрасте в анализе работ следует выделять качество работ, выполнение поставленных задач, выделение средств, с помощью которых были выполнены данные задачи. Следует уже отличать индивидуальные качества детских работ. Старшая, подготовительная – воспитатель учит детей давать самостоятельную оценку своей работе и работам сверстников, побуждая давать оценку в соответствии с поставленной задачей.

Занятия могут быть разными по ведущим задачам, по характеру деятельности, по виду содержания изображения, по способу изображения и материалу.

Типы НОД по ведущим задачам:

Обучающее занятие, сообщение детям новых знаний, ознакомление с новыми способами изображения (показ способа действия с повторением детьми);

Развивающее занятие, занятия по применению полученных знаний и умений, способов изображения (с повтором уже изученного способа действия);

Воспитывающий творчество закрепление полученных знаний упражнениями, повторениями (ребенок свободно владея приемом рисования использует новые идеи), творческие занятия.

Каждый тип предусматривает свои цели, задачи и методы руководства, деятельность детей. Творческое занятие может завершать 2 предыдущих типа, но и предшествовать им для изучения опыта детей.

По форме организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, подгрупповые, коллективные, комплексные.

По месту их проведения : изостудия, в группе, на улице, в парке, в музее.

По виду деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

По способу изображения и материалу : рисование красками, лепка глиной, аппликация из бумаги, конструирование из природного материала.

Занятия дифференцируются по виду содержания изображения: предметное, сюжетно-тематическое, иллюстративное, декоративное рисование.

По психическому процессу, лежащему в основе деятельности: с натуры, на тему, предложенную воспитателем, по замыслу детей, по памяти, по представлению, по воображению. На занятии ребенок может запоминать, наблюдать, накапливать зрительные образы, передавать впечатления в линиях, цвете.

НОД по способу комплектования материала, содержания изображения:

Интегрированные;

Комбинированные (знакомство с искусством и рисованием), на литературные темы, музыкальные, из жизни природы, из жизни детей.

Современная методика организации НОД особое внимание уделяет демократическому стилю руководства детской творческой деятельностью.

В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях, специальных группах при общеобразовательных детских садах, группа надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях. Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.

Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения (переосмысление обществом и государством своего отношения к проблемным детям, признание их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование):

  • - комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
  • - частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;
  • - временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.

Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях.

Занятия по изобразительной деятельности условно делятся на этапы:

  • 1. Подготовительный период. Цель - формирование у детей интереса к занятиям и выражение эмоционального состояния.
  • 2. Следующий период - переход к простейшим изобразительным упражнениям (рисунок, лепка, аппликация). Цель - знакомство с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, раскатывать пластилин и т.п.).
  • 3. Самостоятельное выполнение работ с минимальной помощью воспитателя - третий этап организации занятий по изобразительной деятельности.

На занятиях изобразительной деятельностью необходимо:

  • - воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;
  • - учить указывать на называемый воспитателем признак;
  • - учить называть предметы и их изображения;
  • - формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
  • - учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;
  • - формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
  • - развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.

Кроме занятий проводятся экскурсии (на природу, в музей, выставочный зал и т.п.) с наблюдением за необходимыми явлениями.

Елена Подольская
Изобразительная деятельность в ДОУ

1. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения изобразительной деятельности , особенности организации и проведения фронтальных, коллективных, комплексных занятий.

Введение.

1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. В современных системах образования большинства развитых стран дошкольному образованию в последнее время придается большое значение. Ведь в дошкольном возрасте закладываются все основные параметры и особенности личности, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными проблемами. В этой связи актуальным является изучение современных форм организации образовательной деятельности дошкольников .

Общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности .

1 Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности .

В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности : предметное, сюжетное, декоративное . При этом нередко добавляют : «и по замыслу» . Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему.

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности . Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей , сформулированной в задачах :

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения ;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность , свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность , но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.

Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий : информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т. п., определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них.

Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности . В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения . Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников . При наличии такой информации педагог может дифференцирование строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.

Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) . По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

По характеру выбора темы : на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу» ).

По источнику тем замыслов : занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения) ; на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Остановимся на их характеристике более подробно.

Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения , по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения , в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить . Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного) . Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду» , «На чем хочу покататься» , «Радостный денек» и т. п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность , при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению.

Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н. П. Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р. Г. Казаковой.

В исследовании Р. Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.

Задачи обучения в таком виде занятия : учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке) . Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения . Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности , делают ее более осмысленной.

2. Формы и методы организации совместной деятельности вне занятий .

2. Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» :

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей . Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

3. Особенности организации развлечений по изобразительной деятельности .

3. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются :

Создание обстановки эмоционального благополучия;

Создание и обновление предметно-развивающей среды;

Творческий подход к содержанию образования;

Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

Синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности ;

Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной , музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);

Взаимодействие с семьями воспитанников;

Преемственность в работе с учреждениями культуры.

Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников : педагогов, детей, родителей.

Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. «Мозаика –Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами : Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т. С. Комарова, А,В. Антонова, М. Б. Зацепина) ; «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О. Л.) ; «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.) ; «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина) .

В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг :

функционируют кружки эстетической направленности : «Умелец» - по изобразительной деятельности ; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.

Создан учебно-методический комплект :

Программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;

Перспективные планы по приоритетному направлению работы : кружковой деятельности по всем группам ;

Конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

Сделан подбор дидактических музыкальных игр;

Библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Весь материал систематизирован.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через :

Занятия по изобразительной деятельности ,

Занятия по музыкальному воспитанию,

Театрализованную деятельность ,

Кружковую работу,

Индивидуальную работу,

Выставки детских работ, персональные выставки,

Посещение театров,

Праздники, концерты, спектакли.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды :

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;

Имеется костюмерная с театральным реквизитом;

Открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности , готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения ;

В изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров, необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;

Создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;

В старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы» , где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;

Подобраны коллекции картин русских художников;

Обширная медиатека;

Аудио и видео-коллекция;

Аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;

Имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;

Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.

Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры : в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.