Консультация для педагогов «Свободные формы организации
художественного опыта детей дошкольного возраста»
Петрова Ирина Вячеславовна,
воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга»
п.Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ
Сегодня
каждый
педагог
использует
разнообразные
формы
взаимодействия
с
детьми
и
их
родителями,
как
в
образовательном
пространстве, так и за его пределами. Это беседы и рассказы, мастер-классы,
образовательные
проекты,
дидактические
игры
и
упражнения
с
художественным содержанием, художественная деятельность на специально
организованных занятиях (лепка, аппликация, рисование, художественный
труд) и в свободной деятельности с учетом индивидуальных интересов и
способностей каждого ребенка, художественное экспериментирование.
Многие из этих форм давно известны в дошкольной практике, их
выбор
педагогом
стабильно
приводит
к
ожидаемым
результатам.
Такие
формы,
мастер-класс,
проект,
искусствоведческая
беседа
являются
относительно новыми, поэтому требуют не только апробации, но и знание
теории.
Наиболее
сложные
формы
для
применения:
художественное
экспериментирование и самостоятельная художественная деятельность.
В
процессе
художественного
образования
ребенок
познает
окружающий мир и себя самого в этом мире. Художественная деятельность
вводит
ребенка
в
человеческую
культуру:
семейную,
региональную,
национальную, мировую.
Художественно – продуктивная деятельность рассматривается сегодня
как
специфическая
детская
активность,
в
которой
ребенок
осваивает
художественный
«язык»,
овладевает
различными
художественными
инструментами, создает свой оригинальный продукт, новый, значимый для
самого
ребенка,
реализует
и
познает
свое
«Я»
и
тем
самым
выражает
отношение
к
окружающему
миру
и
самому
себе.
В
правильно
организованной
художественной
деятельности
ребенок
раскрывает
свое
представление о мире.
Следующая
форма
организации
художественного
опыто-
художественное экспериментирование.
Экспериментирование понимается сегодня как свободная поисковая
деятельность,
в
которой
ребенок
выступает
в
роли
исследователя,
самостоятельно
делает
открытия,
решая
задачи
и
проблемы
–
познавательные,
художественные,
нравственные,
социальные
и
др.
(Н.Н.
Поддьякова). Экспериментирование связано с накоплением ребенком опыта
проб и ошибок.
Роль
педагога
состоит
в
создании
развивающей
предметно
-
пространственной
среды.
В
результате
у
детей
формируется
умение
принимать и анализировать интеллектуальную или художественную задачу,
раскрывать
смысл.
В
разных
видах
художественной
деятельности
дети
реально
и
мысленно
экспериментируют
с
различными
материалами
(бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами
воздействия
на
них.
Эти
способы
и
приобретаемый
с
их
помощью
художественный опыт обеспечивает формирование у детей базовой культуры
творчества.
Опыт работы в данном направлении показал, что необходимо создавать
условия
для
свободного
экспериментирования
детей
с
художественными
материалами и их свойствами, инструментами (орудиями) и художественным
словом.
Дети
раннего
и
младшего
дошкольного
возраста
в
условиях
экспериментирования
(манипулирования)
осваивают
художественные
материалы
и
самостоятельно делают
первые
«открытия»:
бумага
легкая,
плоская и
т.д.;
глина
(пластилин, тесто) не похожа
на бумагу,
она
как
«комочек» (объемна), но ее тоже можно изменить. Таким образом, малыши
исследуют не только художественные материалы в разнообразии их свойств,
но и способы своего воздействия на материал.
Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного
экспериментирования делают «открытия» уже другого уровня, связанные с
поиском
способов
композиционных
решений,
выражение
настроения
и
характера
персонажа,
преобразования
плоских форм
в
объемные
тела
и
наоборот – объемные в плоские и т.д.
Основной путь художественного развития ребенка – самостоятельное
творчество. Проявление самостоятельной художественной деятельности
–
показатель
высокого
уровня
творческого
развития
детей,
так
как
самостоятельная
деятельность
всегда
возникает
по
инициативе
ребенка,
отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого.
Наличие
самостоятельной
художественной
деятельности
свидетельствует
также о влиянии на творческое развитие ребенка грамотно организованного
образовательного процесса.
Особенность самостоятельной деятельности дошкольников в том, что
дети по своей инициативе и на основе своих интересов активно осваивают
доступные им виды искусства.
У
воспитанников
своей
группы
мы
формируем
самостоятельные
исследовательские
действия.
Для
этого
созданы
условия
для
художественного экспериментирования.
Сегодня важно понимать, что художественное экспериментирование и
самостоятельная
деятельность
–
это
особые
виды
детской
творческой
деятельности и в то же время – свободные формы обогащения и организации
эстетического опыта детей.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения . Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином .
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка , как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи , удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения , так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений . Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус . Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания .
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения . Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.
Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспи-тания) отдает предпочтение тому или иному виду изо-бразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора при решении учебной задачи, он по-лучает оптимальные условия для своего художественного развития.
Формы организации изобразительной деятельности.
Организованные занятия проводятся под руководством педагога. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий. Эти занятия проводятся систематически по заранее разработанному плану и в порядке нарастания сложности.
Часто в дошкольных образовательных учреждениях проводятся интегрированные занятия, объединяющие разнообразные виды художественно-эстетической деятельности: музыкальную, театрально-игровую, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Главная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.
Организованные развлечения как форма работы с детьми дошколь-ного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств.
Праздники, организуемые в дошкольном учреждении, - также важная форма эстетического воспитания.
При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач - нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития и эстетического воспитания. Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение - все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.
Самостоятельная художественная деятельность - процесс выражения индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к окружающему миру и к себе (в посильной для него форме). Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индиви-дуальных потребностей. Самостоятельная деятельность отвечает потребно-стям детей, выявляя их художественные наклонности. И хотя дети не всегда правильно поют, не очень точно двигаются, но увлеченность их велика, поскольку делается это по их собственному желанию и инициативе. Для воплощения имеющегося у них замысла дошкольники нуждаются в определенных умениях и навыках, способах самостоятельных действий. Вот почему так важно учитывать связь между музыкальными занятиями и самостоятель-ной деятельностью детей.
Важную роль в успешном проведении коллективных занятий занимает предварительная работа, подготовка оборудования, материала и организация детей. При организации коллективных занятий прежде всего учитываются характерные особенности совместной деятельности детей каждого возраста, уровень их сотрудничества.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.
1. Непосредственная организованная образовательная деятельность(НОД) - основная форма организации деятельности дошкольников.
Выделяется в режиме дня определенной длительностью в соответствии с возрастом детей, рабочими программами и особым отношением к конечному продукту детской деятельности. Результаты анализируются воспитателем для осуществления индивидуального подхода, они оцениваются родителями и администрацией и служат средством отчетности.
НОД подразделяются по ведущим задачам обучения, по виду изо деятельности, по источнику тем, замыслов, по психологическому процессу, лежащему в их основе, по организации детской деятельности, по месту их проведения.
Форму организации детей определяет воспитатель в соответствии задачами обучения – фронтальная - применяется воспитателем при освоении новых умений и навыков, а остальные в подведении к творчеству.
2.Самостоятельная творческая деятельностьдетей – это деятельность организованная по инициативе самого ребенка. Она часто носит репродуктивный характер, повторяет то, чему дети учились на занятиях.
Специфика руководства этой деятельностью в том, что воспитатель создает развивающую среду, стимулирует активность ребенка, сближает взрослого и ребенка. Содержание этой деятельности определяет эмоционально интеллектуальный настрой и опыт детей.
3.Кружковая и студийная деятельность - создание условий для развития ребенка в соответствии с его способностями.
Особое условие - наличие квалифицированного руководителя, программы, оборудованного помещения, проводится на средства родителей. Деятельность кружка проводиться в специальное время.
4.Конкурсы детского творчества проводятся в соответствии с положением, в котором указаны цель и задачи, возрастные рамки, содержание, порядок проведения - дата, этапы, срок подведения итогов.
5.Экскурсии проводится специально подготовленным специалистом – экскурсоводом, длительностью не более 40 минут, в музеях, культурных центрах, на выставках, в парках, на предприятиях, на остановках и т.д. Экскурсия проводится при правильной организации и при наличии 1 - го взрослого на 5-10 детей в зависимости от возраста детей.
Непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) - основная форма организации обучения изобразительной деятельности. Структура непосредственная организованная образовательная деятельность (занятия) рисования.
Вводная часть. Это деятельность воспитателя в течение 7 - 15 минут. В этой части воспитатель использует все методы и приемы, соответствующие теме НОД. Создает интерес к будущей деятельности, активизирует внимание детей. Воспитатель активно применяет учебно-наглядные пособия, демонстрируя предметы и образы, а так же схемы и алгоритмы изобразительных приемов. В этой части предполагается активизация речи детей в живом диалоге с воспитателем. В заключение вводной части обобщенными вопросами воспитатель выясняет, как дети поняли поставленные перед ними задачи, и выясняет алгоритм бедующих действий.
Основанная часть НОД - это практическая деятельность детей по реализации поставленной цели.
Воспитатель выясняет:
1. Все ли дети приступили к практической деятельности, выясняет затруднения детей и стимулирует включение в процесс творчества.
2. Выясняет направленность выполнения алгоритмов изображения. Помогает индивидуальным показом, поощрением.
3. Подводит детей к окончанию практической деятельности. В младшем возрасте дети, закончившие изображения могут под присмотром няни помыть руки. В старших возрастных группах можно использовать отсроченное творческое задание для работы над индивидуализацией образа, это может быть поощрение, предложение, напоминание.
Анализ продукта детского творчества – в этой части работы выставляются на стенд, организуя небольшую выставку. Можно их рассматривать сразу же, а можно в любое другое время. Для младших детей анализ творчества всегда должен быть с положительной оценкой, но узловые вопросы могут быть подчеркнуты взрослыми. Это развивает речь детей и вводит изобразительную терминологию. В среднем возрасте в анализе работ следует выделять качество работ, выполнение поставленных задач, выделение средств, с помощью которых были выполнены данные задачи. Следует уже отличать индивидуальные качества детских работ. Старшая, подготовительная – воспитатель учит детей давать самостоятельную оценку своей работе и работам сверстников, побуждая давать оценку в соответствии с поставленной задачей.
Занятия могут быть разными по ведущим задачам, по характеру деятельности, по виду содержания изображения, по способу изображения и материалу.
Типы НОД по ведущим задачам:
Обучающее занятие, сообщение детям новых знаний, ознакомление с новыми способами изображения (показ способа действия с повторением детьми);
Развивающее занятие, занятия по применению полученных знаний и умений, способов изображения (с повтором уже изученного способа действия);
Воспитывающий творчество закрепление полученных знаний упражнениями, повторениями (ребенок свободно владея приемом рисования использует новые идеи), творческие занятия.
Каждый тип предусматривает свои цели, задачи и методы руководства, деятельность детей. Творческое занятие может завершать 2 предыдущих типа, но и предшествовать им для изучения опыта детей.
По форме организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, подгрупповые, коллективные, комплексные.
По месту их проведения : изостудия, в группе, на улице, в парке, в музее.
По виду деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
По способу изображения и материалу : рисование красками, лепка глиной, аппликация из бумаги, конструирование из природного материала.
Занятия дифференцируются по виду содержания изображения: предметное, сюжетно-тематическое, иллюстративное, декоративное рисование.
По психическому процессу, лежащему в основе деятельности: с натуры, на тему, предложенную воспитателем, по замыслу детей, по памяти, по представлению, по воображению. На занятии ребенок может запоминать, наблюдать, накапливать зрительные образы, передавать впечатления в линиях, цвете.
НОД по способу комплектования материала, содержания изображения:
Интегрированные;
Комбинированные (знакомство с искусством и рисованием), на литературные темы, музыкальные, из жизни природы, из жизни детей.
Современная методика организации НОД особое внимание уделяет демократическому стилю руководства детской творческой деятельностью.
В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях, специальных группах при общеобразовательных детских садах, группа надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях. Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения (переосмысление обществом и государством своего отношения к проблемным детям, признание их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование):
- - комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
- - частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1-2 человека;
- - временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях и т.п.
Большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях.
Занятия по изобразительной деятельности условно делятся на этапы:
- 1. Подготовительный период. Цель - формирование у детей интереса к занятиям и выражение эмоционального состояния.
- 2. Следующий период - переход к простейшим изобразительным упражнениям (рисунок, лепка, аппликация). Цель - знакомство с основными материалами (краски, бумага) и орудиями деятельности (карандаши, кисти), освоение элементарных технических умений (правильно держать карандаш, кисть, проводить линии, раскатывать пластилин и т.п.).
- 3. Самостоятельное выполнение работ с минимальной помощью воспитателя - третий этап организации занятий по изобразительной деятельности.
На занятиях изобразительной деятельностью необходимо:
- - воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;
- - учить указывать на называемый воспитателем признак;
- - учить называть предметы и их изображения;
- - формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
- - учить соотносить элементы изображения с частями и деталями реального предмета и знать их названия;
- - формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;
- - развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию.
Кроме занятий проводятся экскурсии (на природу, в музей, выставочный зал и т.п.) с наблюдением за необходимыми явлениями.
Елена Подольская
Изобразительная деятельность в ДОУ
1. Непосредственно образовательная деятельность как форма обучения изобразительной деятельности , особенности организации и проведения фронтальных, коллективных, комплексных занятий.
Введение.
1. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. В современных системах образования большинства развитых стран дошкольному образованию в последнее время придается большое значение. Ведь в дошкольном возрасте закладываются все основные параметры и особенности личности, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными проблемами. В этой связи актуальным является изучение современных форм организации образовательной деятельности дошкольников .
Общая характеристика форм организации детской изобразительной деятельности .
1 Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности .
В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности : предметное, сюжетное, декоративное . При этом нередко добавляют : «и по замыслу» . Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему.
Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности . Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей , сформулированной в задачах :
Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения ;
Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;
Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность , свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность , но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.
Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий : информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т. п., определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них.
Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности . В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения . Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников . При наличии такой информации педагог может дифференцирование строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы.
Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) . По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.
По характеру выбора темы : на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу» ).
По источнику тем замыслов : занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения) ; на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.
Остановимся на их характеристике более подробно.
Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения , по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения , в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить . Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.
Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного) . Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.
Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду» , «На чем хочу покататься» , «Радостный денек» и т. п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность , при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.
В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению.
Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н. П. Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р. Г. Казаковой.
В исследовании Р. Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.
Задачи обучения в таком виде занятия : учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке) . Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения . Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.
Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности , делают ее более осмысленной.
2. Формы и методы организации совместной деятельности вне занятий .
2. Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :
«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» :
а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей . Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.
3. Особенности организации развлечений по изобразительной деятельности .
3. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются :
Создание обстановки эмоционального благополучия;
Создание и обновление предметно-развивающей среды;
Творческий подход к содержанию образования;
Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
Синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности ;
Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной , музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);
Взаимодействие с семьями воспитанников;
Преемственность в работе с учреждениями культуры.
Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников : педагогов, детей, родителей.
Дошкольное учреждение работает в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. «Мозаика –Синтез, 2010, «Образовательной программой ДОУ» в сочетании с парциальными программами : Программой эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество.» (авт. Т. С. Комарова, А,В. Антонова, М. Б. Зацепина) ; «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (авт. Князева О. Л.) ; «Театр-творчество-дети» (авт. Сорокина В.) ; «Ритмическая мозаика» (авт. А. И. Буренина) .
В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг :
функционируют кружки эстетической направленности : «Умелец» - по изобразительной деятельности ; «В гостях у сказки» - театральный; «Творческая мастерская» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Создан учебно-методический комплект :
Программы художественно – эстетического воспитания и методические рекомендации;
Перспективные планы по приоритетному направлению работы : кружковой деятельности по всем группам ;
Конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
Сделан подбор дидактических музыкальных игр;
Библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Весь материал систематизирован.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через :
Занятия по изобразительной деятельности ,
Занятия по музыкальному воспитанию,
Театрализованную деятельность ,
Кружковую работу,
Индивидуальную работу,
Выставки детских работ, персональные выставки,
Посещение театров,
Праздники, концерты, спектакли.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды :
Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры искусства; музыкальные, книжные уголки, уголки Севера;
Имеется костюмерная с театральным реквизитом;
Открыта изостудия, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности , готовят выставки рисунков и поделок, используя нетрадиционные техники изображения ;
В изостудии оформлен музей народно-прикладного искусства и детских поделок для занятий с детьми. Имеются в наличии предметы декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров, необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа;
Создана обстановка мастерской, где пособия и оборудование всегда находятся под рукой у ребенка, побуждая его к действию;
В старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы» , где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа;
Подобраны коллекции картин русских художников;
Обширная медиатека;
Аудио и видео-коллекция;
Аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале;
Имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры : в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.