Современные дети и цифровые технологии. Гордон Ньюфелд «Как растить детей в век цифровых технологий

День защиты детей - повод для каждого родителя задуматься не только о том, что он делает для своего ребенка сегодня, но и - как он может подготовить его ко дню завтрашнему. Какими знаниями, навыками, качествами надо вооружить детей, чтобы они смогли жить счастливо, полностью реализовать себя.

В современном мире перемены происходят стремительно. А, значит, мы должны более гибко, оперативно и профессионально адаптироваться к новым реалиям. По мнению известного философа Элвина Тоффлера, безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. При этом эксперты предполагают, что нынешним школьникам в будущем придется менять профессию, возможно, каждые 10 - 15 лет. Наша задача не просто знать, но и учитывать подобные прогнозы, готовя наших детей к жизни в цифровую эпоху.

Сегодня в активную жизнь вступает так называемое поколение Z. Это люди, родившиеся после 1995 года, которые с самого детства используют цифровые технологии. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный. Здесь проходит не только общение, но и, в значительной степени, становление, развитие, формирование ребенка. А уже совсем скоро появится, как говорят, новое поколение суперцифровых людей, для которых многие из привычных нам вещей станут анахронизмом, мешающим развитию, движению вперед, овладению новыми технологиями, знаниями. Поэтому крайне важно помочь детям освоиться в таком мире, сделать все, чтобы цифровая среда была максимально полезной, комфортной и безопасной для ребенка.

Государство, в том числе мы, законодатели, уже предпринимает серьезные шаги в этом направлении. Подход должен быть комплексным. С одной стороны, нужно ускорять темпы перехода на «цифру» во всех предметных сферах образования. С другой стороны, уделять внимание не только набору знаний, который получает школьник, но и формированию навыка их постоянного самостоятельного получения с использованием онлайн платформ, других возможностей - имеющихся и тех, что только появятся в будущем. Мы должны подготовить их к жизни в условиях активно развивающегося общества, с меняющейся экономикой.

Давно ожидаемое событие - утверждение Правительством Плана действий до 2020 года в рамках объявленного Президентом РФ Десятилетия детства. Совет Федерации принимал активное участие в этой работе, делая, в том числе, акцент на необходимости обеспечить подготовку детей к жизни в условиях нового, цифрового, быстро меняющегося мира.

Сенаторы уделяют особое внимание принятию региональных планов действий в рамках Десятилетия детства. Это стало не только делом органов власти - к разработке программ привлекались представители родительской и педагогической общественности, институтов гражданского общества. Мы получаем регулярную информацию из субъектов Федерации - практически везде планы подготовлены, началась реализация мероприятий.

Еще одно ожидаемое событие - новый приоритетный проект «Цифровая школа», направленный на формирование у школьников навыков, необходимых в современном мире - обработка и анализ данных, элементы программирования. Очень правильный шаг. Эти знания пригодятся человеку любой профессии, какой бы ни была сфера его деятельности. Не только технарь, но и гуманитарий, и представитель творческой профессии будет обладать умениями, которые в поколении его родителей были лишь у программистов, инженеров.

Считаю, что запускать приоритетный проект «Цифровая школа» нужно не затягивая, времени на раскачку у нас не осталось. Это глобальная задача, ведь речь идет не только о техническом аспекте - «оцифровке» отдельных процессов, а об изменении структуры и содержания образовательного процесса. А для этого нужно, чтобы сами учителя научились мыслить по-новому, учитывать в своей работе постоянно меняющийся цифровой ландшафт.

Всем нам, а в особенности педагогам, работающим с детьми важно понять, что цифровая среда дает свободу выбора, это отличает новое, «цифровое» поколение от их «аналоговых» родителей. Нынешним школьникам, студентам невозможно что-то навязать, они привыкли к тому, что нужно использовать несколько источников информации, учитывать альтернативные подходы и точки зрения.

Более того, в эпоху интернета - наличия постоянного онлайн доступа к научным библиотекам, базам данных - роль учителя объективно меняется. Более востребованными становятся его качества как наставника в наиболее полном смысле этого слова: человека, который учит учиться, помогает определиться с выбором профессии, рода деятельности. Вероятно, новые условия потребуют коррекции планов учебной и внеучебной работы с детьми.

Российским школам предстоит переход к «смешанным урокам», сочетающим объяснение учителя и обучение при помощи цифровых технологий в соотношении примерно 50 на 50.

Еще 10 - 15 лет назад актуальной была задача интернетизации школ. Сегодня она, в целом, решена. Но встают новые цели: обеспечение высокоскоростного интернета, создание единых образовательных платформ, формирование условий для онлайн обучения и дистанционных форматов, которые должны получить официальный статус. Это особенно важно для наших регионов - школ в небольших городах, сёлах, отдалённых районах. Необходимо создать общероссийское школьное цифровое пространство, в которое войдут все наши школы вне зависимости от того, где они находятся.

Равный доступ к образовательным ресурсам, новым технологиям получения знаний должен быть у каждого российского школьника. В том числе - у детей из многодетных и малообеспеченных семей, семей с детьми-инвалидами. Реализация комплекса мер в рамках «Десятилетия детства» должна обеспечивать всем детям равные цифровые возможности, независимо от статуса и достатка их семей.

Чтобы обеспечить все эти новации, потребуется серьезная законотворческая работа. Реагировать надо быстро и профессионально: законодательная база должна соответствовать запросам времени, давать возможность школам использовать современные технологии, но в то же время - гарантировать безопасность их применения.

Сенаторы готовы активно подключиться к решению всех перечисленных задач, тесно взаимодействуя с профильными ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Опыт подобной работы, возможности у нас есть. Успешно работает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества. Одно из основных направлений ее деятельности сегодня - участие в реализации Концепции информационной безопасности детей. Готовятся парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве».

Работы предстоит много: нужно родителей и педагогов вооружить передовыми знаниями о способах обеспечения защиты детей в интернете, ознакомить их с новейшими техническими и программными средствами в этой сфере. Чтобы не только учить детей пользоваться информацией, но и прививать понимание границ дозволенного в цифровом мире, объяснять, что все, что оказалось в интернете, останется там навсегда.

На прошлой неделе состоялся Петербургский экономический форум. На нем обсуждались новые измерения грядущей эпохи, связанные с применением искусственного интеллекта в реальном секторе, цифровой инфраструктуры и технологии блокчейн - в бизнесе и управлении. Обстоятельно говорили о человеческом капитале в цифровой экономике, о путях развития общества, о возможностях, рисках и вызовах. Рассматривали - правда, не так обстоятельно - и «детское измерение» цифровизации. Убеждена, сейчас именно эта тема становится все более значимой, поскольку современность бросает вызов и образовательной системе.

Российское школьное, высшее образование, несомненно, должно соответствовать современным требованиям, быть качественным и эффективным. Но важно при переходе на «цифру» не потерять то ценное, что составляет душу нашего народа, его этическую основу. Передать молодым людям не только цифровые, но и культурные, этические, нравственные коды, которые позволят им быть настоящими гражданами нашей великой страны.

Не первый год с грустью констатирую: мне все труднее и труднее работать, студенты меняются и учить их надо по-другому. Знать бы еще как...
Поэтому интервью Анны Варги , одного из главных отечественных специалистов по семейной психотерапии, яркого и неординарного человека (пересекались несколько раз) вызвало одновременно облегчение и ужас. Облегчение - потому что все разложено по полочкам, диагнозы расставлены, приговор вынесен. Ужас - потому что "доктор сказал в морг - значит в морг": если не нас самих, то уж наши методы преподавания и общения с подрастающим поколением - точно.

Особенно в этом семестре я мучилась со вторым курсом: труднейший предмет, симпатичные детишки (примерно половина очень старается, половина радуется жизни, занимаясь по минимуму). Задаешь текст. Читали? Читали (не все, конечно, но некоторые точно читали). Ответы на вопросы по тексту (который перед ними) - сплошное мучение и для них, и для меня. С середины семестра я забила на семинары, отдиктовывала им основное, читала истории из жизни, пыталась что-то объяснить не столько для экзамена, сколько для жизни.
А на последнем занятии решила прочесть им рту самую статью. Объяснила, что если они и не "поколение Z", то всего на пару лет старше (в основном они 97-го - 98-го года рождения) - и им это поколение учить, им все карты в руки, потому что они сами такие или почти такие.

Так вот, статья вызвала шок и почти единодушную реакцию: нет, это не мы, мы не такие! Надеюсь, что при всем уважении к А.Варге, они хотя бы частично правы, и реальность не настолько щокирующа, как в интервью.
А вчера они сдали экзамен гораздо лучше, чем я рассчитывала. Учили, старались и все хоть что-то да поняли. Те, кто учился в семестре, ушли с пятерками, те, кто радовался жизни - в основном с тройками, но и у них от курса что-то осталось.

Под катом - фрагменты интервью. Ваше мнение мне очень интересно. Некоторые тезисы выношу из-под ката, чтобы вы немного поняли, о чем речь и почему интервью вызывает.... м-м-м... неоднозначную реакцию.

Родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам.

Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить.

Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать - он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Дети - это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим.

Если (ребенок) ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером - ничего страшного, это теперь нормально.

Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально.

Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Какие проблемы волнуют современных родителей?
Проблемы разные, но суть одна - потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.
Что же делать? Заставлять детей читать?
Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность - дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, - читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.
Что вы понимаете под коммуникативной культурой?
Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций - устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное - понимать язык друг друга... Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать... (В информационную эпоху) Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту...
Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания - это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего. Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать - он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.
Значит, надо отнимать у детей гаджеты?
Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации...Школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться. Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.
Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?
Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя - в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети - это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10-20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.
Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?
У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично... Им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, - нормально. Он будет лучше понимать своих детей.
Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?
Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.
Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?
Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером - ничего страшного, это теперь нормально.
Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.
Могу им только посочувствовать - у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители - это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель - это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.
Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?
Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется - мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.
А что вы думаете о наказаниях -стоит ли их применять?
К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких...
А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?
Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, - пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом - бросай, иди на робототехнику. Не понравилось - ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще - по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера...
Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?
Это не дело родителей, они - уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное - найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.

Мы часто говорим о поведении, user experience, триггерах и нуждах наших потребителей, которым уже 18+. Любимцами интернет-маркетологов является так называемое поколение двухтысячных – одна из самых продвинутых, активных, покупающих групп потребителей. Но уже через несколько лет под их пристальное внимание попадет поколение «цифровых» детей. Это дети до 12 лет, с пеленок окруженные цифровыми устройствами. Чего от них ждать и как с ними взаимодействовать? Для этого нужно понимать, как эти дети ощущают себя в медиапространстве уже сейчас. Тем более что eMarketer подготовил отличное исследование на эту тему. К сожалению, оно охватывает только семьи из США, и цифры по России будут ниже; тем не менее тенденции являются мировыми.

В раннем возрасте дети уже делают все то же самое, что и их родители: смотрят TV, читают, сидят в интернете, используют мобильные девайсы, компьютер и…играют.

Но это еще не предел – цифры, относящиеся к использованию цифровых устройств, будут расти. Сейчас взаимодействие детей с медиа ограничено рядом таких факторов, как контроль со стороны родителей, неумение читать/писать, отсутствие собственных телефонов, планшетов и айподов и т.д. Подробнее об этих факторах и детском «медиавосприятии» ниже.

Несмотря на то что многие взрослые считают, что телевидение устарело, среди детей телевизор остается самым популярным устройством, который показывает мультфильмы и интересные шоу. Согласно исследованию, время просмотра детьми TV в 3-4 раза превосходит время, потраченное на другие медиа активности.

Такая популярность “голубого экрана” обусловлена рядом факторов, которые стоит принимать во внимание:

  • 26% опрошенных семей признались, что дома телевизор включен практически целый день. И когда ребенок смотрит мультфильм или детскую передачу, он, как правило, параллельно занимается чем-то еще: лепит, играет в традиционные игрушки или в мамин смартфон и т.д. То есть играющий телевизор выполняет роль фона;
  • Очень часто дети смотрят TV за компанию с родителями, не по своей инициативе. Согласно опросу, 49 минут в день (больше 50% указанного времени), дети смотрят телевизор вместе со всей семьей;
  • К тому же 36% детей имеют свой собственный телевизор в комнате. Это чувство радости от обладания собственным девайсом напрямую сказывается на частоте его использования.

Телевизор не только дает детям то, чего они ожидают – удивительные и интересные истории, сказку, воплощенную в реальность – но и является самой популярной социальной сетью. В таком возрасте быть социальным значит смотреть мультфильмы и шоу, которые смотрят друзья, а вовсе не лайки и комментарии в Facebook, Vkontakte и Instargram, как привыкли думать мы.

Кстати, это удивительно, но такие “взрослые” соц. сети имеют место быть в “цифровой” жизни современных детей.

12% детей в возрасте до 12 лет заходят в свой Facebook профиль хотя бы раз в месяц. И это несмотря на возрастной ценз, установленный FB. Оказывается, многие родители помогают своим чадам обойти это ограничение и “влиться” во взрослую социальную жизнь.

Вот цифры от eMarketer, показывающие возраст активных участников FB:

В других соц. сетях поколение “цифровых” детей представлено еще меньше: Twitter – 3%, Instagram и Pinterest – менее одного процента.

На сегодняшний день существует большое количество соц. сетей для детей. Это онлайн-площадки, на которых дети могут играть в социальные игры или становиться частью некого виртуального мира. В России это сайты Смешарики , В Мире Лунтика , Бибигоша и другие. По словам родителей, 23% детей заходят на такие сайты регулярно, 40% – иногда.

Не только ради социализации дети заходят в интернет. Согласно исследованию, чаще всего в сети дети любят смотреть видео – из 4 часов 19 минут, которые они проводят онлайн с ПК, 3 часа 40 минут уходят на просмотр мультфильмов и детских шоу.

Вообще, «цифровые» дети являются довольно-таки продвинутыми Интернет-серферами. 60% детей старше 8 лет хотя бы раз в день пользуются мировой паутиной. Для возрастной категории от 0 до 12 лет эта цифра чуть ниже – 50%.

Инициатива детей к использованию компьютера и блужданию по интернету ограничивается, в первую очередь, родителями – они хотят, чтобы дети больше времени проводили с традиционными игрушками, к тому же они переживают за конфиденциальность своей личной «цифровой» жизни и неохотно подпускают детей к собственным ПК, напичканным личной информацией.

Кроссплатформенность различных детских TV шоу сейчас только набирает обороты – все чаще герои любимых мультфильмов призывают детей зайти на веб-страничку, чтобы посмотреть продолжение истории, сыграть с ними в игру или помочь выбраться из трудной ситуации. Это не может не повлиять на скорейший рост показателей интернет-активности детей цифрового поколения.

К тому же все более доступными для детей становятся мобильные девайсы, которые также имеют выход в интернет.

У детей до 6 лет, как правило, нет своего личного смартфона или планшета, а вот детям в возрасте от 6 до 12 лет родители охотно покупают современные гаджеты. Если в 2011 году счастливых юных обладателей электронной книги, iPod-а, планшета или смартфона было 25%, то в 2014 году – уже 63%.

Оставшиеся 37% активно пользуются девайсами своих родителей.

Соответственно, чем старше ребенок, тем больше времени он тратит на «общение» с мобильным гаджетом. Опрос показал, что дети до 8 лет уделяют этому 15 минут в день, а дети в возрасте от 10 до 12 лет – от 3 часов.

Что же так занимает детей в смартфонах и планшетах? Как и в случае интернетом, одним из самых популярных занятий является просмотр видео: 26% от общего времени взаимодействия со смартфоном и 28% – с планшетом. Довольно ожидаемо, поскольку это отличный способ занять ребенка в дороге, в очереди и т.д.

Но больше всего детей, конечно же, интересуют игры – 43% на смартфонах и 37% на планшетах.

Есть несколько факторов, сдерживающих рост популярности мобильных игр/приложений среди детей.

Во-первых, разработчиков таких приложений не так много, и они до сих пор учатся создавать увлекательную для детей игровую механику, захватывающий сценарий и дизайн. Во-вторых, родители опасаются за покупки внутри приложений, которые дети, сами того не понимая, часто осуществляют. В-третьих, это довольно низкий уровень «мобильной грамотности» родителей. 28% мам и пап, скачивающих приложения на свои смартфоны, утверждают, что больше половины из них являются детскими. Для планшетов этот показатель выше – 54%.

Многие родители обеспокоены тем, что дети предпочитают виртуальные игры играм традиционным. Даже время, проведенное в интернете, большинство детей (45% мальчиков и 39% девочек) посвящает играм.

Поэтому родители стараются совместить приятное с полезным и обратить внимание детей на обучающие игры. К сожалению, как показывает исследование, не очень успешно – только 18% времени, проведенного детьми за игрой, проходит с пользой.

В остальном это гонки, которые любят мальчики, и социальные игры, которым отдают предпочтение девочки. Кстати, такое разделение вкусов начинает появляться только после 8 лет.

Сами родители тоже не прочь вспомнить детство – 42% мам и пап, чьи дети любят игры, с удовольствием присоединяются к ним хотя бы раз в неделю.

Детство современных детей, рожденных в цифровую эру, сильно отличается от нашего детства – да, мы тоже любили игры, мультфильмы и сказки, но ничего из этого мы не получали, «тэпнув» по экрану последнего айпада. Общение “цифровых” детей с доступным сегодня медиа ограничивается родителями, неумением читать и другими факторами, описанными выше. Но что будет через несколько лет? Насколько продвинутыми станут эти дети? Как сильно они погрузятся в “цифровой” мир, когда не останется никаких преград? Сложно представить. Время покажет.

, 28 августа 2018

Говорим о технологической стороне современного образа жизни и о том, как адаптировать детей к цифровому миру.

Мы можем не понимать современные увлечения детей, предаваясь воспоминаниями о своем детстве. Хоть ностальгия и накроет нас волной, но она не отменит простого факта: современные дети растут не в том обществе, в котором выросли мы с вами. Мир радикально изменился. Он стал куда более технологичным и взаимосвязанным.

В довершение всего, современность намного сложнее: у каждого человека есть не только реальная, но и цифровая жизнь. Кажется, что до виртуальной личности, напоминающей фильм «Первому игроку приготовиться» , осталось совсем немного. И если ваши дети уже научились ходить и говорить, вы, несомненно, уже видите, как они без труда используют новейшие технологии.

Здесь можно было бы пуститься в перечисление преимуществ и удобств цифровой эпохи, которым, похоже, просто нет конца. Но что мы будем делать, если ребенок слишком привяжется к планшету или смартфону? Как привить правила поведения в сети? И что это за правила ? Сколько времени можно проводить перед экраном? И как научить правильно использовать устройство, которое одновременно служит окном в социальные сети, мир развлечений и огромной базе информации? Что делать, если мы все меньше времени проводим с семьей, но хотим это изменить?

Все это вопросы, которые нужно обсуждать. Цифровой мир уже вокруг нас, и он останется с нами. Началась новая эпоха. Перед нами стоит трудная задача: выработать принципы воспитания детей в эпоху интернета. Нам нужно все обдумать и сформулировать ряд четких правил, которые помогут в воспитании детей, а также обеспечат их безопасность и здоровье.

Ориентируйтесь в мире технологий

Если хотите чему-то научить ребенка, вы должны освоить это сами. Лишь многолетний родительский опыт позволил мне понять мудрость такого подхода. Мы открываем для них мир. Поэтому мы должны сами разобраться и вникнуть, прежде чем учить своих детей.

Конечно, дети быстро могут все освоить и сами. Но лучше учиться на чужом опыте, чем стать жертвой фишинга, программы-вымогателя или мошенника самому.

Это не значит, что мы обязаны изучать каждое новое приложение. Нужно просто понимать, как работают и что могут делать приложения, которые используют наши дети. Есть ли в нем чат? Можно ли в приложении совершать покупки? Могут ли в нем появиться недопустимые материалы?

Если мы хорошо готовимся и вникаем в технологический прогресс, то можем рационально говорить обо всем этом со своими детьми. Мы заслужим их авторитет в этой сфере. Они почувствуют себя более защищенными, если увидят, что мы понимаем их образ жизни. Кроме того, это позволит нам более обоснованно решать, что является допустимым, а что - нет.

Станьте примером

Дети очень хорошо чувствуют лицемерие. Если мы делаем у них на глазах то, что запрещаем делать им, доверие к нам исчезает, прихватив с собой и уважение к правилам. Детям можно рассказать о правилах и объяснить, как нужно поступать. Но гораздо эффективнее показать образец поведения самим.

Нужно позволить им заметить, что мы сами никогда не используем телефон за обеденным столом и не проверяем его за рулем. Давайте будем разумно оценивать срочность звонков, сообщений и писем, когда наши дети рядом с нами. Правила поведения, которые мы хотим привить своим детям, сначала нужно принять нам самим.

Общайтесь

Предсказуемый совет? Безусловно. И все же необходимый? Да.

Если вы хотите понять, нет ли у детей проблем в школе, какими приложениями они пользуются или какие сайты посещают, самый правильный способ найти ответы - просто поговорить об этом. Сегодня технологии рассказывают о нашей жизни все больше, но это лишь делает необходимость в живом общении еще важнее. Доверительный разговор полезнее проверки истории браузера.

Как и в любом вопросе, в общении с детьми важнее всего подход. Почувствовав, что неприятности им не грозят, они станут открытыми и доброжелательными. Поощряйте их, когда они делятся правдой, которую первоначально не желали открывать. Это может быть непросто, ведь если ребенок признает, что нарушил правило, вам захочется прибегнуть к дисциплинарным мерам. Но подумайте стратегически. Представьте преимущества положения, при котором ваш ребенок всегда будет говорить вам правду. Ваши отношения перестанут напоминать противостояние с попытками выпытать правду и обрушить карающий меч правосудия на голову ребенка. Вместо этого вы сможете выслушать правду и провести разумную беседу о причинах и сущности его проступка.

Дети вряд ли когда-то это признают, но они любят правила. Даже если они восстают против них, правила делают их мир более упорядоченным и безопасным. Не допускайте неясностей в вопросе собственных границ допустимого. Чем более простыми и понятными будут правила, тем лучше. Скажите детям и о том, что правила будут меняться по мере их взросления, чтобы поддерживать постоянный диалог.

Также следует напомнить о том, что некорректное поведение в сети может повлечь за собой нарушение какого-либо закона. Заглядывайте на страничку ВКонтакте вашего ребенка.

Установите разумные границы

В этом вопросе у каждой семьи могут быть свои особенности. На мой взгляд, дети могут получить смартфон в двенадцать лет, но для вас этот порог может составить десять или шестнадцать. Я могу объяснить, почему мне кажется разумным именно двенадцатилетний возраст, но здесь нет единого правильного ответа.

Подобные решения могут быть настолько же различными и субъективными, как и время для сна, питание или политические взгляды. Вы сами знаете, что лучше для ваших детей в этих вопросах и что принято в вашей семье. Ключевое положение, которое стоит четко сформулировать, - смартфонами и компьютерами легко злоупотребить, поэтому необходимо заранее установить границы.

Усадите ребенка рядом с собой и объясните, что ограничения, которые вы устанавливаете, должны защитить его здоровье, уравновешенность и добропорядочность. Затем четко обозначьте несколько правил.

    Допустимое и недопустимое время для использования гаджетов.

    Максимальное время у экрана в день (но не забывайте, что интернет может понадобиться и для домашней работы).

    Приемлемые и неприемлемые для посещения сайты.

Кроме того, дети должны понимать: все, что они делают в интернете, сохраняется навсегда. Есть универсальное правило: не писать в интернете того, что не постеснялись бы показать маме.

Вполне вероятно, что дети не обрадуются ограничению времени у экрана. Подскажите им другие способы провести время. Еще раз: мымможем не соглашаться с отдельными элементами таких правил поведения, но мы должны признать, что правила нужны и что наши дети должны расти, имея представление о здоровых привычках поведения в цифровом мире.

Поддерживайте контакт со школой

С семи до восемнадцати лет жизнь наших детей определяется школой. Ответственные родители сотрудничают со школой, знакомятся с учителями и руководством. Мы хотим, чтобы сотрудники школы сообщали нам о замеченных изменениях в поведении детей или о снижении успеваемости. Если мы даем своим детям телефоны, то хотим знать, не отвлекают ли они их в школе. Общайтесь с учителями ваших детей.

Установите родительский контроль

Многие операторы связи предлагают подобные решения. Некоторые из них предполагают дополнительные расходы, но ведь спокойствие дороже. Кроме того, существует множество решений от производителей контента, включая продукты от Disney. Быстрый поиск в интернете подскажет их вам. Некоторые программы для родительского контроля позволяют видеть журналы звонков и сообщений, что может оказаться полезным, когда требуется глубоко вникнуть в ситуацию, но является спорным, так как подобный постоянный контроль может не способствовать дальнейшему открытому поведению ребенка.

Подберите программное обеспечение под ваши требования и используйте средства родительского контроля, чтобы задать рамки допустимого:

    Время, которое дети могут проводить за телефоном.

    Блокировка телефонных номеров.

    Максимальный объем трафика.

    Ограничение на использование сайтов и приложений.

    Ограничения на текстовую переписку.

Время от времени выключайте устройства

В конечном счете все наши советы сводятся к практике того, что мы хотим донести. Именно это и учит наших детей жить в таком балансе, который демонстрируем мы. Всем нам нужно проводить в реальном мире больше времени, чем в цифровом. Это может оказаться проблемой для многих, как ни печально об этом говорить.

Технологии развиваются намного быстрее, чем меняется наше умение вести себя в современном мире. И не успеваем мы освоить одно веяние, как ему на смену уже приходит другое. Некоторые тратят все свои силы, чтобы оставаться на гребне этой волны.

Ключом здесь, как и всегда, является баланс. Да, вам стоит окунуться в мир новейших технологий и постараться как можно лучше в нем освоиться. Но не позволяйте ему управлять вашей жизнью.

Мы, родители, можем быть слишком заняты взрослой жизнью, чтобы позволить себе роскошь «отключиться». А теперь давайте признаем: это лишь иллюзия. Подобный цифровой детокс крайне важен для появления свежих мыслей и идей, и прочих размышлений. Научитесь искусству отключения от виртуальности и полного возврата в реальность, к своей семье. А после этого научите своих близких тому же.