Рисование в подготовительной группе быть. План работы по нетрадиционному рисованию воспитателя Барановой Л.В

Методика обучения рисованию в подготовительной группе.

Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей . Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее.

Изображение предметов

По-новому организует воспитатель ана­лиз натуры , так как внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки . Передача признаков требует повторного восприятия и в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображе­нию. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях погляды­вая на него.

При подборе моделей для рисования воспитатель обращает вни­мание не только на доступность изображения , но и на художествен­ность самого образа . Например, детям дают для рисования с натуры игрушку - сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плав­ная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части - она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразитель­ность.

В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решен­ный образ веселого клоуна. Это яркая декоративная по цвету игруш­ка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимает­ся по частям: круглая головка, туловище в виде двух конусов, сло­женных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым.

Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры - укреплять зрительную память. Этому помо­гают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характе­ристики предмета.

Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.

Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.

Декоративное рисование

Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе : образцами служат произведения де­коративного искусства , которые дети учатся анализировать. Воспи­татель облегчает задание наводящими вопросами, определения­ми, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкрет­ных сочетаний цветов.

Произведения декоративного искусства - образцы для занятий рисованием - воспитатель подбирает в последовательности усложне­ния и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными ху­дожниками по ткани, керамике, на коврах и пр.

Таким образом, значение приобретают систематическое и после­довательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы - для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие - украшают сами вещи.

При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, догова­риваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе - один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, спо­собствует проявлению инициативы, самостоятельности.

Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть за­дания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цве­тов в узоре можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, вос­питатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем сме­шения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастель­ная).

Аналогичные задания воспитатель может предложить детям пе­ред Новым годом, 8 мартаи т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние моти­вы - снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, мали­новый), подойдут и для узора к лыжному костюму.

Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты жи­вотного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержа­ние узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.

Сюжетное рисование.

Рассматривание картин и рисунков худож­ников - один из способов обучения детей передавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем - повторно в начале занятия рисо­ванием; цель анализа - раскрыть художественные средства картины. Однако в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания.

Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день, воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега («Он как бы сверкает на солнце»), на цвет голубого неба, на то, как на белом снегу яркими цветовыми пятнами выде­ляются фигурки лыжников. Здесь уместно заострить внимание: лыж­ник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.

Рассматривание картинок имеет также познавательное значе­ние, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.

Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками . Так, иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Три медве­дя» создают сказочный интерьер, где живут медведи: причудливой формы мебель, домашняя утварь (чашки, ложки). Каждый сказоч­ный персонаж Е. Рачев наделяет своим характером: хитрая, коварная лиса; ее противоположность - медведь - простодушный, добрый увалень.

Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с ин­тересом иллюстрируют сказки «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Се­рый волк», «Конек-горбунок» и др.

В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения ок­ружающего , предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя ули­ца», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача - обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. При изображении дети должны передать характерные особенности зданий , которые можно легко узнать (например, высотные дома). Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особен­ности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).

Технические навыки.

За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки . Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш (у самого конца, судорожно сжимая руку), воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусмат­ривает ознакомления с новыми приемами.

Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью . Вот по­чему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.

При обсуждении работ - до или после занятия, при показах,- дети учатся оценивать технические качества . Новые знания, но­вые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания. Дети приобретают свободу действия, уверенность и быстроту.

Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоя­тельности , вместе с тем формирует у них умения воспринимать уви­денное, действовать, создавать . Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.

Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо вос­питывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и уме­ния, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых, затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и апплика­ционные работы для таблиц, стенгазет и пр.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Мы – бабочки».

Описание материала: особенность данного занятия состоит в том, что знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - монотипией происходит в активной форме через организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционного способа изображения бабочки; в своей структуре занятие имеет инициацию, мотивационный аспект, психокинетическую разминку, постановку проблемной ситуации, рефлексию. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, педагогам дополнительного образования художественной направленности, учителям начальной школы.

Цель: Формирование художественно-творческих способностей у детей средствами природы.
- Создать условия для самостоятельного поиска нового способа изображения бабочки.
- Ввести понятия «монотипия», «оттиск», закрепить представление о симметрии как о средстве выразительности образа.
- Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.
- Формировать коммуникативные навыки, уверенность, инициативность.

Материалы и инструменты для детей:
- белая бумага размером 15смх20см;
- акварель, кисти, баночка с водой, ножницы, клей-карандаш;
- индивидуальные комплекты цветных карточек размером 5х7 из бумаги для аппликации (Часть карточек ярких, жизнерадостных тонов, другая часть глухих, напряженных, темных тонов. У каждого ребенка 10 -12 карточек)
- маленькие бумажные гусеницы красного, желтого и зеленого цвета;



- автопортрет ребенка, нарисованный фломастерами или цветными карандашами в полный рост на формате А5 и вырезанный по контуру.


Наглядность:
- нарисованное панно – трансформация «Спящие цветы» размером с ватманский лист (цветы нарисованы на бумаге, а лепестки вырезаны и приклеены к середине цветка. До определенного момента лепестки собраны в бутон;





- телеграмма в виде лепестка;
- маленькая бабочка из бумаги;
- алгоритм создания монотипии (фоторяд);
- мультимедийная презентация «Бабочки».

Оборудование: мультимедийная установка;
Музыкальный ряд: «Бабочки» Ф.Куперен

Предварительная работа:
- На предыдущем занятии или в свободной деятельности необходимо, чтобы каждый ребенок нарисовал фломастерами или цветными карандашами свой автопортрет на формате А5 и вырезал его по контуру.
- Рассматривание насекомых, в том числе и бабочек на прогулке, в книгах энциклопедического содержания.
- Рассматривание различных предметов, игрушек в окружающей действительности на предмет их симметричности. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть в игру «Мотыльки» (техника «разрывание бумаги», автор Кэти Дэйвис) . (Воспитатель раздает детям небольшие листки белой бумаги) Представьте, что этот листок – все ваши обиды, страхи, тревоги. Давайте избавимся от них – разорвем на маленькие кусочки и подбросим вверх! (Игра длиться несколько минут, затем все вместе убирают бумажки)
Неожиданный стук в дверь прерывает игру детей. Доставили срочную телеграмму. Воспитатель читает телеграмму.
Воспитатель: «Помогите! Спасите нас! Злая колдунья обратила нас в вечный сон! А мы так хотим радовать всех своей красотой! И подпись: «Цветы»
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы помочь цветам и расколдовать их?
Дети: Да!
Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в трудный путь, я хочу узнать, готовы ли вы к испытаниям? Посмотрите, у меня на доске есть такие же эти заколдованные цветы (обращает внимание на панно с цветами). А у каждого из вас есть три гусеницы разного цвета. Цвет каждой гусеницы имеет свое значение: красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему насекомых; желтый – я хочу помочь в решении проблемы, но не знаю как или чего-то опасаюсь; зеленый – я готов решить проблему. Красные гусеницы боятся подниматься высоко и сидят на травке, желтые - на стебельке, а зеленые – на самом верху цветка. Итак, если вы не готовы помочь насекомым, то выберите гусеницу красного цвета и поместите ее на траву около цветов. Если вы не уверены в своих силах, но помочь очень хотите - то выберите гусеницу желтого цвета и поместите ее на стебелек. А, если все в порядке – вы уверены в себе и готовы придти на помощь – то гусеница зеленого цвета, которая расположится на бутоне.

Ребята выбирают гусениц и прикрепляют их на цветы. Если все гусеницы зеленые, то педагог хвалит всех за смелость. Если есть желтые гусеницы и красные гусеницы, то в дальнейшей работе дети, выбравшие этих гусениц, должны быть обязательно в центре внимания педагога.



Воспитатель: Ребята,когда вы сами убедились, что эти цветы заколдованы, и крепко спят. А зачем нужно будить цветы, разве кроме людей они кому-нибудь нужны?
Дети: Бабочкам, пчелам собирать нектар.
Воспитатель: Вы правы, поэтому цветы нужно обязательно разбудить. А как нам это сделать? ((Дети предлагают разные варианты. Необходимо подвести детей к мысли, что можно превратиться в насекомого, а именно в бабочку)
Воспитатель: Ребята, а действительно, мы могли бы легко превратиться в бабочек. Тем более у каждого из вас есть свой автопортрет. Нам нужно только добавить себе крылышки и усики. Но прежде чем стать бабочкой, давайте вспомним, как они выглядят. Внимательно посмотрите на бабочек, на их крылья и попробуйте раскрыть их маленький секрет.

Просмотр мультимедийной презентации «Бабочки»

Воспитатель: Итак, кто заметил, какова особенность бабочек, в чем их секрет?
(Можно дополнительно рассмотреть изображение бабочки, вырезанное из бумаги. В итоге, ребята должны догадаться, что одно крыло бабочки очень похоже на другое) А как мы называем предметы, у которых половинки одинаковые? (Симметричные).
Воспитатель: Молодцы! Вы раскрыли секрет бабочек. А теперь давайте попробуем перевоплотиться в бабочек: будем делать, как они, будем думать, как они.

Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в волшебном саду.(Потихоньку включается музыка «Бабочки» Ф.Куперен Дети вживаются в образ и выполняют все сказанное воспитателем в этом образе).) Вокруг нас много красивых цветов, вдохните их чудесный аромат, и потихоньку выдохните. Еще раз глубоко вдохнули и выдохнули. Посмотрите, а ведь вы сидите прямо на цветке и вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница маленького паучка сплести из серебряных нитей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула. Прознала Волшебница Весна об этом, решила помочь гусенице, прикоснулась она волшебной палочкой к кокону серебристому (воспитатель старается погладить каждого ребенка в этот момент по голове) и гусеница пробудилась ото сна, стала выбираться из кокона, тяжело это, кокон узкий, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, то у нее за спиной что-то было. Оглянулась она и увидела крылышки, похожие на цветы. Посмотрелась гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела, полетела, полетела. А потом, уставшая, но довольная вернулась вновь в свой волшебный сад к своим любимым цветам.
Воспитатель: Ребята, проблемы, страхи, сомнения есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди готовые прийти к вам на помощь.

Воспитатель: Итак, мы многое узнали о бабочках, почувствовали себя бабочками. Осталось теперь только нарисовать их. Но перед нами встала новая проблема: времени осталось немного, а посмотрите, какие сложные узоры на крыльях у бабочек. И заметьте, эти узоры никто не рисует, они появляются сами. Вот и мы должны каким-то способом создать эти узоры на крыльях, причем абсолютно одинаковыми на обоих крылышках и очень быстро. Что же нам делать? Я предлагаю вам разбиться на три группы и придумать новый способ изображения бабочки.

Дети делятся на три группы по желанию. На поиск нового способа дается 4 минуты. По истечении этого времени один представитель от группы предлагает изобретенный способ. Во время обсуждения внутри групп воспитатель может ненавязчиво принимать участие в нем, направлять поиск в нужное русло, подводя детей к «изобретению» техники монотипии.
После мозгового штурма педагог обобщает изобретенные способы, а точнее один способ – «монотипия».

Воспитатель: Ребята, действительно, одинаковые крылья бабочки можно сделать при помощи отпечатка. И ваш изобретенный способ можно назвать «монотипия»: «моно» - значит «один», «типос» - оттиск, отпечаток. То есть таким способом можно сделать только один отпечаток.

Воспитатель предлагает составить этапы работы над монотипией. Ребята проговаривают содержание каждого этапа - на экране появляется фотография, отображающая необходимое действие. Таким образом, перед детьми возникает алгоритм работы.

Воспитатель: При помощи монотипии мы сделаем крылья. А когда полученный оттиск высохнет, нужно срезать края бумаги в форме крылышек и подрисовать фломастером прожилки на крыльях. А затем приклеить свой автопортрет к крылышкам.
Свой рассказ педагог иллюстрирует фотографиями, добавляя их в ранее созданный алгоритм работы.

Воспитатель: Итак, все готовы к работе. Осталось только вспомнить, какие краски мы будем использовать в нашей работе. (Проводится «цветовая разминка: дети раскладывают перед собой цветные карточки. Воспитатель просит ребят поднять карточки тех цветов, какими они хотели бы изобразить крылья бабочек. Затем просит поднять карточки тех цветов, которых в работе следует избегать.
Воспитатель: Ребята, поднимите еще раз яркие карточки. Посмотрите, здесь уже стало красиво, а представьте, как будет здорово, когда вы станете бабочками таких цветов!

Перед самостоятельной практической работой воспитатель еще раз обращает внимание детей на алгоритм работы, напоминает о цвете, которыми следует пользоваться в работе, а также вспоминают правила безопасной работы с ножницами. Ребята делают 2-3 оттиска, чтобы потом выбрать из них лучший.
Если кто-то справился с заданием раньше других, воспитатель предлагает ему поиграть со своей бабочкой, «полетать» в другой части группы, так как все дети должны принимать участие в «расколдовывании» цветов.

Воспитатель: Итак, все бабочки готовы – пора будить цветы! (Когда все ребята соберутся у цветов, воспитатель предлагает "полетать" возле цветов", а сам незаметно убирает скотч, удерживающий бутоны в закрытом состоянии, и цветы раскрываются).
Воспитатель: Приклейте бабочку на цветок. При этом, если занятие понравилось и все удалось, то бабочку можно приклеить на бутон или над цветками. Если что-то не удалось или что-то не понравилось, то на стебель. А, если все было плохо и не интересно, то на травку. Но, вы помните, что все бабочки вначале были гусеницами. А потому, ребята, приклеив бабочку, гусеницу заберите себе.

Елена Наумова
Перспективный план по нетрадиционному рисованию. Подготовительная группа

Перспективный план по нетрадиционному рисованию

подготовительная группа

МДОУ «Детский сад №164»

Пояснительная записка

Рисование - это одно из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

Позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

Дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

Формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

Способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель:

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи:

Развивать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Материал: листы бумаги, акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; трафареты, печатки, штампы (подручный материал, растения, листья) матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

Ожидаемый результат:

дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами;

экспериментируют с изобразительными материалами;

проявляют фантазию художественного творчества.

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе.

Тема: «Мой родной город»

Цель: Расширять знания детей о родном городе. Вызвать приятные воспоминания о дне города. Предоставить возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений. Развивать способность вписывать композиции в лист. Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.

Тема: «Красный, жёлтый, золотой – облетел весь лист цветной» (отпечатки листьев)

Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

(Казакова Р. Г. стр. 26)

Тема: «Берёза» (рисование угольным карандашом)

Цель: Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным мелком силуэт берёзы, передавая его характерные особенности: высокий белый ствол с чёрными полосками, гибкие ветви, круглые листья.

(Колдина Д. Н. стр. 18)

Тема: «Расписной лес» (тычком жёсткой полусухой кистью)

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин. Учить рисовать осенний пейзаж, передавая строение и форму разных деревьев, используя разные приёмы рисования (мазком, пятном, концом кисти, всем ворсом, тычком жёсткой полусухой кисти) Воспитывать у детей эмоциональное отношение к природе.

(Колдина Д. Н. стр. 16)

Ноябрь

Тема: «Дары осени» (оттиск пробками, печатками из картофеля)

Цель: Формировать эстетическое отношение к натюрмортам из даров осени и их изображение в рисунке. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиском пробкой и печатками картофеля. Развивать чувство композиции и колорита.

(Казакова Р. Г. стр. 119)

Тема: «Грустная осень» (восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками)

Цель: Обобщать знания детей о поздней осени и её характерных особенностях. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, холодный дождь, голые деревья. Учить передавать в рисунке передний и задний план, составлять композицию с использованием разных способов. Развивать способность передавать колорит поздней осени, подбирать нужные цвета, передавать настроение.

(Колдина Д. Н. стр. 24)

Тема: «Ежи Ежовичи» (штриховка цветными карандашами, гелиевыми ручками)

Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать животных. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Закреплять умение вписывать композицию в лист, передавая фактуру и объём. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

(Колдина Д. Н. стр. 19)

Тема: «Ежи Ежовичи» (продолжение)

Цель: Продолжить работу, начатую на прошлом занятии: дополнить свой рисунок овощами, фруктами, грибами, листьями на спинках ежей; деревьями; с помощью длинных и коротких линий штриховкой изобразить траву.

(Колдина Д. Н. стр. 19)

Декабрь

Тема: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» (тычок жёсткой кистью с элементами аппликации)

Цель: Совершенствовать умение передавать р рисунке многообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. Воспитывать усидчивость, любовь к природе.

(Николкина Т. А. стр. 107)

Тема: «Мой маленький пушистый друг» (тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой)

Цель: Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

(Казакова Р. Г. стр. 110)

Тема: «Разноцветный набрызг» (набрызг)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - набрызг. Учить создавать разнообразный фон для рисования. Развивать фантазию, творчество.

(Казакова Р. Г. стр. 25)

Тема: «Сказочная птица» (рисование ладошкой)

Цель: Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность в работе.

(Казакова Р. Г. стр. 7)

Январь

Тема: «На новогоднем празднике» (оттиск поролоновым тампоном, гуашь)

Цель: Учить детей намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттиска поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение.

(Колдина Д. Н. стр. 40)

Тема: «Снежинка» (рисование по технологической карте с использованием мерной линейки)

Цель: Учить передавать в графической форме природные образы, погодные явления. Формировать навыки декоративного рисования. Воспитывать любовь к природе, усидчивость, аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.

(Николкина Т. А. стр. 28)

Тема: «Берёза в снегу» (метод тычка мягкой кистью)

Цель: Закрепить умение рисовать берёзу. Учить детей передавать заснеженность дерева методом тычка мягкой кистью. Развивать чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.

(Казакова Р. Г. стр. 5)

Тема: «Узоры на окне» (рисование зубной пастой, корректирующей жидкостью)

Цель: Познакомить детей с возможностью рисования зубной пастой или белой корректирующей жидкостью. Учить украшать квадрат узорами (точками, полосками, кругами, цветами, листьями). Развивать наблюдательность, фантазию, творчество и воображение.

(Колдина Д. Н. стр. 39)

Февраль

Тема: «Пингвины» (рисование пастельными мелками)

Цель: Учить создавать сюжетную композицию, рисовать пингвинов в виде кругов и овалов. Учить закрашивать пастельными мелками и растушевке штрихов ватным тампоном. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

(Колдина Д. Н. стр. 49)

Тема: «Семейка змеек» (рисование ватными палочками)

Цель: Продолжать учить рисовать простым карандашом, вписывая изображение в лист. Продолжать учить самостоятельно подбирать подходящие цвета и рисовать с помощью ватной палочки. Упражнять в украшении предметов точками. Развивать фантазию.

(Колдина Д. Н. стр. 27)

Тема: «Танк» (с элементами аппликации)

Цель: Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивая рисунок фломастерами. Развивать воображение, и самостоятельность.

(Колдина Д. Н. стр. 53)

Тема: «Поздравительная открытка для пап» (с использованием дополнительных материалов)

Цель: Учить использовать в изготовлении открыток дополнительный материал. Учить закрашивать заранее заготовленные и вырезанные предметы. Воспитывать аккуратность, любовь к своим родственникам. Развивать творческий потенциал, самостоятельность и активность.

(Колдина Д. Н. стр. 54)

Март

«Букет цветов для мамы» (обрывание бумаги)

Цель: Учить техники обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. Воспитывать эстетические отношения к образу мамы через изображения цветов.

(Казакова Р. Г. стр. 10)

Тема: «Ваза с тюльпанами» (монотипия предметная, печать по трафарету)

Цель: Создать условия для эстетического отношения детей к окружающему миру. Пробуждать у детей собственный интерес к заданию, предлагаемому педагогом. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией, закрепить печать по трафарету. Стимулировать творческую самореализацию детей в изодеятельности, комбинирование приёмов рисования. Воспитывать усидчивость.

(Казакова Р. Г. стр. 18 - 19)

Тема: «Подснежники» (акварель + восковой мелок)

Цель: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склонённую головку цветов. Продолжать учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

(Казакова Р. Г. стр. 66)

Тема: «Звёздное небо» (набрызг)

Цель: Продолжать знакомить детей с космосом, космонавтами. Подготовить фон для дальнейшей работы способом – набрызг, нарисовать и вырезать из картона трафареты планет, космических кораблей. Воспитывать интерес к работе.

(Казакова Р. Г. стр. 68; 114)

Апрель

Тема: «Звёздное небо» (продолжение) (печать по трафарету)

Цель: закреплять умения детей печатать по трафарету и делать набрызг, комбинировать различные техники. Развивать чувство композиции и колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

(Казакова Р. Г. стр. 114)

Тема: «Морской пейзаж» (рисование мазками)

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа, репродукциями картин художников, которые изображали море. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, передавая ближний и дальний план. Учить рисовать мазками. Развивать художественный вкус, чувство цвета и самостоятельность.

(Колдина Д. Н. стр. 86)

Тема: «Мишка, мишка, лежебока» (штриховка «петелькой»; фломастеры)

Цель: Учить рисовать спящее животное, соблюдая пропорции, форму и строение тела. Совершенствовать способность рисовать контур простым карандашом без нажима. Продолжать учить передавать фактуру меха с помощью неотрывной штриховки «петелькой». Упражнять в рисовании «петелькой». Развивать восприятие объёма. Воспитывать интерес к литературным произведениям

(Колдина Д. Н. стр. 43)

Тема: «Цыплята» (штриховка «зигзагообразная»)

Цель: Продолжать учить создавать сюжетную композицию. Закреплять умение рисовать силуэт цыплёнка простым карандашом без нажима. Закреплять способность вписывать композицию в лист. Продолжать учить передавать пушистость цыплёнка. Упражнять в рисовании зигзагообразной штриховкой.

(Колдина Д. Н. стр. 44)

Тема: «День Победы. Салют над городом» (цветной граттаж)

Цель: Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - цветной граттаж. Учить натирать лист картона свечой так, чтобы он был покрыт слоем воска. Учить смешивать гуашь с жидким мылом и закрашивать картон. Процарапывать рисунок палочкой и дорисовывать недостающие детали гуашью. Развивать творческие способности, фантазию.

(Казакова Р. Г. стр. 30)

Тема: «Фантастическое животное» (кляксография, «знакомая форма – новый образ»)

Цель: Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение.

(Николкина Т. А. стр. 125)

Тема: «Моя первая буква»

Цель: Закрепить умение детей рисовать крупно и аккуратно. Учить составлять декоративный узор из разнообразных элементов. Упражнять детей в подборе красивых сочетаний цветов. Развивать у детей творческие способности, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность.

(Колдина Д. Н. стр. 90)

Тема: По замыслу (разнообразной нетрадиционной техникой рисования)

Цель: Совершенствовать умения в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

(Казакова Р. Г. стр. 70)