Развитие ребенка 1год 8 месяцев. Нормальное психическое развитие

Второй год жизни малыша – один из самых интересных периодов жизни. Кроха еще недостаточно хорошо разговаривает, по-прежнему очень привязан к маме и старается как можно больше времени проводить с ней рядом. Тем не менее, малыш начинает активно интересоваться окружающим миром и хочет становиться все более самостоятельным. Что должны уметь дети в возрасте 1 год и 8 месяцев? По каким параметрам можно оценить, нормально ли они развиваются или необходимо обратиться за консультацией к специалистам?

Рост и вес ребенка в 1 год и 8 месяцев

Правильное и своевременное физическое развитие ребенка заботит абсолютно всех родителей, так как является залогом здоровья малыша. Каким считается нормальный рост и вес в 1 год и 8 месяцев? Значения роста и веса отличаются у мальчиков и девочек. Мальчики в этом возрасте в среднем должны весить 12 кг, девочки – около 11,3 кг. Примерный рост мальчиков составляет 84 см, девочек – 82 см.

Режим дня

С первых дней жизни важно соблюдать режим дня - это нужно как родителям, так и малышу. Какой режим дня является приемлемым для ребенка в возрасте 1 года и 8 месяцев? Как правило, малыш в возрасте 1,5 лет уже имеет установленный режим дня, в котором около 12-13 часов отведено сну.

Дневной сон для ребенка в год и 8 месяцев все еще необходим, и если кроха отказывается спать днем, лучше продолжить добрую традицию и все-таки договориться с малышом

Сон ночью составляет 10-11 часов, дневному сну уделяется 1-2 часа. Многие дети не любят спать днем, успокоить и уложить их в кровать достаточно сложно. Доктор Комаровский говорит, что, несмотря на сложности, родителям лучше настоять на правильном режиме дня, включающем дневной сон и попытаться создать ребенку обстановку, способствующую спокойному отдыху. Тишина, задвинутые шторы - все это поможет ребенку успокоиться и прилечь. Если он не уснет или сон будет недолгим, он все равно отдохнет от активных игр и наберется сил для дальнейших свершений.

Что должен уметь делать ребенок?

В возрасте более 1,5 лет здоровый ребенок активен, энергичен и постоянно занят изучением мира. Как правило, малыш уже умеет:

  • достаточно хорошо, устойчиво стоя на ножках, бегать;
  • соблюдать дистанцию, следить за дорогой и избегать препятствий во время бега;
  • пользоваться лестницей, поднимаясь по ступенькам без помощи родителей и спускаясь с небольшой поддержкой;
  • прыгать на двух ножках;
  • играть с мячом, не промахиваясь и не теряя устойчивости на ногих;
  • открывать двери и мебельные ящики.


В год и 8 месяцев малыш уже уверенно бегает, он может сам себя занимать и находить интересные развлечения самостоятельно

Нормальное психическое развитие

Первый год жизни ребенка – самый сложный для родителей. Кроха полностью зависит от их заботы и внимания, а родители мечтают о том, что скоро наступит время, когда их чадо будет становиться все более и более самостоятельным. Ждать осталось недолго - при достижении возраста полутора лет малыш начинает активно требовать независимости, крича: «Я сам!» и часто становится неуправляемым. В связи с тем, что умений делать все самому пока недостаточно, родителям стоит проявить терпение и прийти на помощь в нужный момент. В этом возрасте малыш обучается, поэтому важно показывать ему верную модель выполнения действий своим примером и советом.

Ребенок в возрасте один год и восемь месяцев часто проявляет гнев и раздражение, выражая их криками, слезами и дракой. Ведя себя подобным образом, малыш старается заставить выполнить все его желания. Не стоит идти на поводу и удовлетворять каждую его прихоть - нужно найти подход к малышу в состоянии истерики и выработать определенную модель поведения.

Некоторые родители просто не обращают внимания, выжидая, пока малыш успокоится и лишь после этого пытаются поговорить с ним, объяснить и утешить. В любом случае, не стоит раздражаться и кричать на капризничающего ребенка. Донося информацию спокойным тоном и объясняя, что общаться посредством истерики неправильно, вы добьетесь больших результатов в воспитании. Лучше спокойно говорить и объяснять, чем срываться на крик. Кроме того, не всегда капризы являются надуманными - иногда малыш действительно устал, голоден или просто плохо себя чувствует.

Интеллектуальное развитие малыша

Малыш уже интересуется не только игрушками, но и в большей степени различными окружающими его предметами. В возрасте 1 год и 8 месяцев он отлично слышит музыку и, как правило, начинает двигаться ей в такт.

Основной задачей для мамы малыша в таком возрасте является развитие у дочки или сыночка таких умений как внимательность, наблюдательность и фантазия. Полезно вместе рассматривать картинки и иллюстрации, читать стишки и сказки. Для активных игр приобретите мячики разных цветов и размеров. Также детям в возрасте 1 год и 8 месяцев интересны игрушки-каталки. Развитию воображения можно способствовать, играя с ребенком в куклы.



В этом возрастном периоде малыш охотно воспринимает сюжетную канву и готов играть в игры, развивающие его воображение - например, в куклы, конструктор или тематические наборы: «джунгли», «птицы», «железная дорога»

Правильное питание

Важно поддерживать сбалансированный рацион питания ребенка. Правильное питание будет способствовать не только физическому, но и умственному развитию крохи. Грамотно составленный рацион питания должен содержать:

  1. Молочные продукты. На молоке можно готовить каши и супы. В качестве дневного перекуса и вечером перед сном можно покормить ребенка йогуртом, кефиром или творогом.
  2. Мясные и рыбные продукты. Мясо или рыба должны присутствовать в ежедневном детском меню. Из рыбы предпочтительно филе судака или трески, приготовленные на пару. В качестве мясного блюда лучше выбрать курицу или индейку, подав ребенку как в виде тефтелей или котлет, так и в рубленом виде. Готовить также лучше на пару. Не стоит кормить ребенка сосисками, колбасой или копченостями.
  3. Мясные субпродукты. Предпочтительны в тушеном виде. Например, можно потушить печень со сметаной, получив вкусное и сытное блюдо.
  4. Крупы. Овсянка, гречка или любая другая каша должны стать основным блюдом утра или дня малыша. Крупы не только способны разнообразить меню, но и принесут несомненную пользу организму.
  5. Овощи и зелень. Отварные или мелко нарезанные овощи станут отличным блюдом для малыша. Кроме того, можно продолжать кормить кроху овощами в виде пюре.
  6. Фрукты. Груши, яблоки и любые другие доступные сезонные фрукты хорошо дополнят ежедневный рацион. С такими фруктами как цитрусовые, киви и персики стоит быть осторожными, так как они могут являться аллергенами.
  7. Хлебобулочные изделия. Не стоит злоупотреблять мучными изделиями. Потребление хлеба лучше ограничить - не более 80 грамм в день. Предпочтителен белый хлеб, так как черный может вызвать брожение в желудке, вздутие и проблемы с пищеварением.

В цикле статей о развитии ребенка женский журнал NameWoman переходит к непростому периоду 1 год и 8 месяцев.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Проблема со сном, которая обычно возникает на этапе , получает свое продолжение и в следующий период. Некоторые малыши перестраиваются и с удовольствием спят около 13 часов в день, а вот у других это никак не получается, в итоге их трудно даже просто уговорить прилечь на кровать.

Для деток сон – занятие малоинтересное, гораздо веселее возиться с игрушками или бегать. Однако родители должны соблюдать правило «тихого часа». Иначе гиперактивность малыша выльется в вечернюю истерику.

Пусть ребенок просто полежит или хотя бы посидит в кровати со своей любимой игрушкой, послушает тихую музыку или чтение любимой книжки. Обнимите, малыша, погладьте. Возможно, он расслабится и сумеет заснуть. В крайнем случае, все равно сумеет отдохнуть от своей активной деятельности.

Для того чтобы сделать чуть более спокойными гиперактивных малышей, некоторые мамы в возрасте чада примерно от года и семи-восьми месяцев до двух лет впервые обращаются за помощью к детскому остеопату. Работа остеопата или опытного детского мануального терапевта хорошо сказывается как на физическом, так и на эмоциональном и даже интеллектуальном развитии ребенка, сеансы массажа способствуют укреплению здоровье.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Поведение ребенка в 1 год и 8 месяцев не сильно отличается от периода 1 года и 7 месяцев. Ребенок активно борется за свою собственность, кусаясь и пуская в ход кулачки. Он ревностно следит за зоной своей игры, не позволяя другим ребятишкам приближаться к нему и его вещам. Он ощущает в приближении угрозу своему «я».

Малыш активно сопротивляется призывам что-либо сделать. Моментально становится «глухим», когда родители отправляют его спать или уводят с прогулки. Ведь в этот момент ему гораздо важнее поиграть с любимыми игрушками.

Иногда за детскими капризами стоят реальные проблемы, причиняющие дискомфорт малышу. Возможно, он заболевает или испытывает чувство голода, или просто хочет спать, но сам не до конца осознает свои желания и потребности, не может объяснить, что его беспокоит. Чуткие родители должны разобраться в проблеме, чтобы нечаянно не усугубить ее, а решить, как можно скорее.

Да, возможно приходится набирать в легкие побольше воздуха, чтобы самим не перейти на крик. Но в этой ситуации ответная негативная реакция может напугать малыша, оставив на его подсознательном уровне след обиды. Если взрослый человек голоден и говорит об этом своим близким, а они в ответ начинают обрушивать на него гневные проклятья, то кроме агрессии и злости они ничего не получат взамен. Здесь та же самая ситуация. Только малыш свои потребности объясняет несколько иначе, ведь словами он еще не может обозначить проблему четко и ясно.

Физическое развитие малыша в этом месяце

К этому времени каждый ребёнок, как правило, спит около 13 часов в сутки. Для некоторых детей это не является проблемой, и они с удовольствием ложатся спать утром или в обеденное время. Но всё же есть дети, которые категорически протестуют против дневного сна и уложить их в кроватку, когда на улице светит солнце - не реально. Обычно, детки в таком возрасте могут вполне обойтись непродолжительным сном или хотя бы отдыхом в середине дня, лучше, конечно, если он поспит хотя бы пару часиков. Только гиперактивные малыши могут носиться по квартире от заката до рассвета без сна и отдыха, абсолютно при этом, не чувствуя усталости. Если Вашего кроху можно отнести к такой категории детей, то постарайтесь создать ему все условия если не для сна, то хотя бы для отдыха. Вам поможет в этом приглушенный свет в комнате, книга сказок, которые Вы обычно читаете перед сном, спокойная музыка, в общем, всё то, что сделает атмосферу в доме расположенной не к активности, а ко сну. И если ребёнок так и не уснет, то всё же он получит отдых от шумных игр и постоянной беготни. Это поможет ему восстановить свои силы для дальнейших марафонов.

Особенности развития малыша в социуме в этот период

Детям этого возраста, иногда даже и меньшим ребятам, так же, как и «невыносимым двухлеткам» свойственно испытывать приступы злости. Если им не дать того, чего они хотят в данный момент, они могут начать истерить, кричать, плакать, кусаться и т.д. В это время Ваша кроха уже прекрасно знает, что ей нравится, а что нет. Например, не нравится ей то, что нужно бросать любимую игрушку и идти спать, хотя хочется ещё поиграть.

Также малыш может начать игнорировать Ваше «нет» на какие-то его действия, особенно, если это противоречит тому, что он задумал. В этом возрасте дети ещё не могут выразить вербально всё то, что их не устраивает, поэтому вполне нормальной реакцией ребёнка на что-то негативное, по его мнению, будет характерный крик, капризы, злоба, слёзы и тому подобное. Такое поведение может свидетельствовать о многом. Это может указывать на то, что малыш голоден, или устал, или у него что-то болит, или ему просто скучно. Предупредить такие вспышки ярости Вы можете, постаравшись предугадать возможную причину: хорошо покормить кроху перед прогулкой, дать ему возможность выспаться и т.д. Как правило, такое происходит до трех - четырех лет. К этому возрасту дети, обычно, овладевают достаточным словарным запасом, чтобы выразить свои эмоции и чувства, а также осваивают самоконтроль. А пока - запаситесь терпением и помните, что это вскоре пройдет, не пытайтесь своим гневом гасить детский гнев. Посчитайте до 10, глубоко вздохните - и успокойтесь.

Особенности интеллектуального развития малыша в этом возрасте.

На этом этапе жизни крохи он уже осознает себя, как личность. Некоторые дети в этом возрасте умеют называть своё имя и узнают своё отражение в зеркале. Кроме того, он активно повторяет за Вами всё, что бы Вы ни делали. Он может копировать Ваши движения, например, когда Вы проводите уборку в доме, он пытается Вам помогать, причем, абсолютно не важно, чем именно Вы заняты в данный момент. То ли Вы готовите обед, то ли собираете разбросанные вещи по дому, то ли складываете бельё - малыш во всём хочет быть полезным. Понятное дело, что попытки ребёночка Вам помочь тормозят Вашу работу, но не стоит всё же пресекать эти его попытки. Наоборот, привлекайте его к труду, превращая дела в некую игру. Например, попросите кроху собрать все вещи красного цвета с пола или отнести что-либо на стол, стул и т.д. Если этого не делать, то в очень скором времени Вам придется просить, а то и заставлять его убрать за собой.

Нашла информацию, Что должен ребенок уметь и знать в 1,8 месяцев. На мой взгляд, ведь это не реально. Разве есть такие дети которые все это выполняют?

Первое - что обычно в первую очередь интересует родителей - развитие речи:
1. В среднем, в возрасте 1г и 8мес - девочки начинают активно говорить, мальчики как правило начинают говорить чуть позже, в среднем к двум годам. Активная речь - это использование в речи простых конструкций, состоящих из нескольких слов, употребление в речи различных частей речи - глаголов, существительных, предлогов… (прилагательные - чуть позже). Словом, ребенок говорит не только отдельными словами, но формулирует фразы типа «не буду купаться», «папа пришел», «дай, мне надо!»
Ребенок должен понимать смысл фразы и приносить по просьбе взрослого даже тот предмет, которого нет в поле его зрения.
2. К двум годам любой ребенок способен различать не только цвета основного спектра, но и полутона и оттенки. Но если это произойдет в три года - никто не умрет.
3. Отличать предметы по величине и форме. Большой-маленький. Круглый - квадратный, треугольный (имеется в виду именно визуально различать формы - например, собирать правильно игрушку-вставлялку с геометрическими фигурами). Но в принципе в два года любой ребенок может знать и терминологию - названия фигур, и не только плоскостных - квадрат, круг, ромб, треугольник и т.п., но и объемных, таких, как шар, куб, пирамида. Знание терминологии уже зависит от педагогических возможностей родителей))
4. Развитие игровой и предметной деятельности: ребенок должен уметь играть или выполнять действия по образцу: кормить куклу, причесываться (делать движения), пользоваться ложкой, футболить мяч, ставить машинку в гараж и пр.
5. Эмоциональное развитие. В 1.8 - соответствующие реакции на положительные и отрицательные оценки взрослого; развитие различных эмоций и чувств - радость, агрессия, печаль… недовольство или даже гнев при неудаче - это нормальные и необходимые вещи. У некоторых детей в этом возрасте уже наблюдается чувство юмора.
6. В этом возрасте девочки и многие мальчики в состоянии уже полностью отказаться от памперсов. И в любом случае ребенок в 1,8 должен уметь пользоваться горшком самостоятельно.
7. Самостоятельно есть, одевать шапку, шарф, снимать одежду (колготки), убирать игрушки на место.
8. Интересоваться книжками, любопытными предметами, реагировать на музыку соответственно ее характеру, интересоваться мультиками, компьютером и другими увлекательно-познавательными вещами.
9.Бегает, прыгает, спускается-поднимается по лестнице. Играет в мяч. Катается с горки. Возится в песочнице.
10. В два года ребенок, с которым занимались чтением, математикой и др. МОЖЕТ (но не должен)) узнавать отдельные слова, написанные на карточках, безошибочно показывать названное количество точек в пределах 10-12. Узнавать изображенные предметы, знать названия зверей, птиц, деревьев, цветов.
13.Ориенитроваться в пространстве - верх-низ, далеко-близко, высоко-низко.
14. Визуально идентифицировать одинаковые предметы (находить пару)
15. С удовольствием возиться с водой, красками, мелками, мелкими предметами типа бусин, пуговиц (все, что связано с мелкой моторикой).
16. Должен уметь занимать себя самостоятельно некоторое время - минут 15

Что должен уметь малыш? В 1 год и восемь месяцев ребенок может одновременно выполнить два действия, и у него уже может начать развиваться кризис 2-х летнего ребенка.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Ребенок в 20 месяцев уже хорошо владеет своим опорно-двигательным аппаратом, все реже спотыкается и падает, двигается с большей уверенностью в себе. Кроме того, он способен выполнять два действия одновременно – например, идти вперед и тянуть за собой на веревочке игрушку.

Теперь он может не только катить ногами мяч в одном направлении. Малыш осваивает новую способность – бросать его двумя руками от головы. Хотя иногда тот предательски выскальзывает из сжимающих его ладоней, трудно отрицать, что в вашем доме поселился настоящий спортсмен.

Малыш в 1 год и 8 месяцев очень активен, ни одной минуты не может усидеть на месте: он бегает, танцует, залезает на стул, и даже... прыгает! После долгих месяцев настойчивых попыток преодоления гравитации наконец пришло время снимать сливки: нужно согнуть ножки, на минуту сосредоточиться и "хоп!" – малыш уже воздухе. Это замечательный опыт для него.

  • Поддерживайте физическое развитие ребенка с помощью совместных подвижных игр. Прыгайте, как кенгуру или маленькие зайчики. Такого рода гимнастика отлично влияет на развитие так называемой крупной моторики, то есть навыков, связанных с работой всего тела.
  • Попросите ребенка помочь вам осуществлять бытовые действия: нажать ручку двери, перелистывать страницы в книге, поставить кастрюлю на полку... Такого рода упражнения позволяют совершенствовать координацию движений рук.
  • Купите ребенку пластилин. Лепка, разминание и пр. развивает ловкость рук.
  • Приводите ребенка в песочницу. Он сможет делать людей из песка, играть с лопаткой и граблями и т. д. – это также отличное упражнение.


Рост и вес в 1 год и 8 месяцев

  • Мальчики в среднем имеют вес - 12,1 кг., рост - 83,9 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 11,4 кг., рост - 82,2 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Ваш малыш вступил уже, вероятно, некоторое время назад в период бунта двухлетнего ребенка. Если это так, вы не смогли этого не заметить: каждое ваше предложение встречается с презрительным отказом.

Малыш может, например, крепко сжав губы, отказаться есть те блюда, которые ему не нравятся, громко протестует при утреннем одевании, криком сопровождает свое нежелание мыть голову.


Несмотря на сопротивление, двадцатимесячного ребенка во время выполнения повседневных ритуалов можно убедить – в этом возрасте он, хотя и любит противиться, легко идет навстречу и с легкостью забывает о своих предыдущих капризах. Малыш, хоть и неохотно, подчинится вашей настойчивости, но только если увидит в этом какую-то пользу. Во время игры он легко дает себя убедить выполнять даже неприятные обязанности, а на крик и гневный тон реагирует тем, что продолжает упорствовать.

Ребенок в 1 год и 8 месяцев по-прежнему предпочитает играть со взрослыми. Оставленный в компании детей, он играет рядом с ними, а не вместе с ними. Этап так называемой игры в параллельном режиме пройдет примерно в середине третьего года жизни.

  • Держите нервы в узде . Симптомы детского бунта следует принимать со спокойствием, но не отказывайтесь от настойчивости, когда вы требуете выполнять свои просьбы. Решительность – лучший способ поведения при общении с маленьким бунтарем.
  • Позволяйте малышу в некоторых вопросах самостоятельно принимать решения , которые вы можете принять и одобрить. Благодаря вашим маленьким уступкам ребенок будет чувствовать себя независимым и самостоятельным, а его рождающаяся уверенность в себе в самое ближайшее время поможет ему в жизни дошкольника и ученика.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев

Ребенок в 20 месяцев знает уже около 50 слов и начинает медленно их соединять в последовательные ряды, например, "мама – читать – мне". Его речь становится все более понятной для окружающих , хотя, конечно, вы не можете еще отказаться от функции добровольного переводчика.

Ваш малыш любит называть все, что видят его любопытные глаза (домашних животных, мебель, предметы на картинках, появляющихся во время прогулки людей и животных)? Отлично! Это признак того, что его словарь быстро расширяется.

Благодаря превосходному навыку наблюдения ребенок может видеть незаметные для ваших глаз изменения – например, в положении книги на столе или щетки на полке рядом с зеркалом.

Перед зеркалом малыш теперь проводит долгие минуты, рассматривая с пристрастием свое отражение. Примерно в 20 месяцев жизни ребенок начинает узнавать свое отражение в зеркале (раньше он воспринимал его как другого ребенка) и отмечает изменения в собственной внешности – например, заколотые на макушке волосы. Чтобы достать до резинки, собирающей кудряшки, малыш направляет свою руку в сторону головы, а не в сторону зеркала, как это было раньше.


Еще одним важным навыком для ребенка является умение считать до двух – некоторые способные дети могут даже повторить последовательность чисел от одного до пяти. Это не означает, что малыш в этом возрасте уже понимает, что означает число два. Понимание таких абстрактных понятий придет только после второго дня рождения.

  • Не отказывайтесь от чтения. В этот период малышу может быть довольно сложно сосредоточиться на открытой книжке или изображениях в ней. Однако не сдавайтесь. Вы можете ему читать в те промежутки времени, когда нет возможности бегать –например, во время купания или поездки на машине.
  • Разделы сайта