"разговор о нравственных ценностях". "беседы с подростками об этике поведения" Уроки нравственности и здоровья профилактическая беседа

Беседа на тему «Пойми, как ты взрослеешь»

Цель: профилактика отклоняющего поведения

Задачи:

    раскрыть сущность процесса взросления;

    показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте.

    способствовать развитию позитивного представления о себе.

    Мотивация и целеполагание

Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня я хочу построить с вами общение под таким заголовком «Пойми, как ты взрослеешь».

Считаете ли для себя эту тему востребованной и актуальной?

Оформите свои пожелания. Что в данной теме для вас представляет особый интерес.

Сбор пожеланий (под запись)

    Информационная часть беседы

Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.

Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости» . Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.

Чувство взрослости проявляется по-разному:

Подражание внешним признакам взрослости . Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.

Личностная зрелость . Главный признак ее достижения – это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.

Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, в связи с этим очень ценится сила, ловкость, выносливость, воля, верность своему слову, уверенность в себе, независимость, активность.

Интеллектуальная зрелость . При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития – включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.

Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.

Общее психологическое развитие подростка происходит по средствам физического развития, развития познавательной эмоциональной сфер, а также развития морали.

На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я»

Своевременное формирование «чувства Я» - важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.

Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?

    Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя в разных. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией (рассуждая, например, так: «Я - сноубордист или Я – IT ник, и в этом моя сущность!») чаще всего останавливаются в своем развитии)

    Относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого – получать и осмысливать опыт.

    Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.

    Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.

    Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о ом, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал – представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).

Я-реальное и Я-идеаьное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?

    Через деятельность , будь то учеба, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.

    Через изменение Я-идеального , т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов2 человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию – дескать, и так прожить можно …

    Через изменение Я-реального , т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный.

Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же – негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.

    Практическая работа. Тест на самооценку

Инструкция 1: Из предложенного списка качеств, выбери 10 качеств, которые тебе нравятся и запиши их в левую колонку. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся и запиши их в правую колонку.

Инструкция 2: Отметьте галочками качества и в левой и в правой колонке, которыми вы обладаете.

Инструкция 3: Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычтите количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – это показатель самооценки.

Список качеств в приложении

    Завершение работы

А теперь вернемся к вашим запросам и ожиданиям. Оцените степень достижения ваших запросов и ожиданий.

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Восприимчивость Презрительность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Жизнерадостность Рассудочность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Застенчивость Сострадательность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.

Ход беседы.

Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: "Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: "У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: "поступать нравственно”, "поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный - нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить - позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 - об адаптивном уровне; с 8 по 11 - о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

Беседа с подростками
«Наши вечные ценности»
Жизнь каждого человека­ это Вселенная,
потерю которой невозможно восполнить…
Цель – воспитывать у детей отношение к жизни как к большой ценности на
земле, развивать нравственные качества личности
I.Вступительное слово воспитателя:мотивация воспитанников к
обсуждению темы.
Ребята, мы сегодня с вами поговорим о человеческих ценностях.
Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?
(Ответы детей)
Различают материальные, общественно­политические и духовные ценности. В
различных общественных классах были разные представления о ценностях:
любви, добре, свободе, справедливости…
У каждого человека есть свои нравственные ценности, то, что он больше всего
ценит, что для него свято.
Что является ценностью для вас?
(Дети перечисляют свои ценности)
Если человек умеет правильно оценивать события, различные ситуации,
поступки, он имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим,
добрым и злым, полезным и вредным.
Если человек мечтает приобрести только материальные блага, он и оценивает
себя на уровне материальных благ: как владельца дома, дачи, машины…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать страдания,
приносить людям счастье, радость, он оценивает себя на уровне этой своей
человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь и
получить радость.
II. Актуализация материала: Итак, что такое главные человеческие
ценности? Послушайте стихотворение М. Андронова.
По тропинке той, что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,

Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Давайте скажем, какая самая главная человеческая ценность воспевается в
стихотворении?
(Ответы)
Да, жизнь – это и есть самая главная ценность на земле. И каждый человек
должен беречь свою и чужую жизнь. Недаром есть такая поговорка: “Жизнь
каждого человека – это вселенная, потерю которой невозможно
восполнить…”.
Выдающийся педагог учил своих воспитанников ценить жизнь свою и чужую,
учил жить красиво и достойно: в труде, честности, заботе друг о друге. Всю
свою жизнь Макаренко посвятил детям. Он работал, не зная ни выходных, ни
отпусков, он не щадил себя ради счастья детей. И это его слова:
У каждого человека есть выбор – какой сделать свою жизнь, для кого жить.
В жизни по­разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной до солнца достать
И подарить его людям.
Чтобы жизнь стала счастливой, нужно наполнить ее смыслом. Потребность
жить полной жизнью есть потребность всякого человека, заставляющая его
искать и находить смысл жизни. Человек, который ощущает свою жизнь
лишенной смысла, жить не может, или он живет не человеческой, а
растительной жизнью. устами своего героя хорошо выразил существование
потребности иметь смысл жизни: “ …тайна бытия человеческого не в том,
чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе,
для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем
останется на земле.”
А вот как пишет поэт А.. Исаакян о жизни, о смысле.
Жить – ради радости счастья,
Жить – ради горечи слез.
Жить – ради слова участия,
Жить ради прелести грез.

Жить и в страданье, и в ласке.
В вере, безверье, во сне,
В упоении сказки
И в поклоненье весне.
М. Уилсон пишет, что у человека есть потребность, о которой он не забывает:
“О могучем сладостном стремлении созидать – все равно что: идею, машину,
дом, платье, растение, выращенное из семени, но создавать именно так, как
замыслил. И когда людей лишают такой возможности, им чего­то не хватает в
жизни…”
Вы можете привести примеры созидания из книг. В колонии А.С.Макаренко
действительно царил дух созидания, творчества. Сердце, руки, мозг каждого
ребенка были заняты творческой работой. Они каждый день что­то делали,
создавали, двигали жизнь по заданному руслу. Они постоянно находились в
движении.
Эту же мысль выразил Лев Толстой: “Когда человек находится в движении,
он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того, чтобы идти 1000
верст, человеку необходимо думать, что что­то хорошее есть за этими
тысячью верстами. Нужно иметь представление об обетованной земле для
того, чтобы иметь силы двигаться”.
А. Антон Чехов видел смысл жизни проще: “Человек должен трудиться,
работать в поте лица и в этом заключается смысл и цель жизни, его счастье,
его восторги”.
Вы назвали еще одну ценность – веру.
Что означает вера? Во что вы верите?
(Ответы)
Вера – это убежденность, глубокая уверенность в чем­то.
Русская пословица говорит: “Добро тому, кто верит”. Как вы понимаете это?
Во что надо верить? Почему?
Получить полный текст
(Ответы детей)
Чтобы жизнь у человека была счастливой, необходимо ему верить в себя. Это
самое главное. Послушайте притчу.
Обращается человек к Богу: “Господи, помоги мне поверить в тебя.
Сколько я уже молюсь, а все никак не могу поверить”.
На что ему Бог отвечает: “Сначала поверь в себя, и ты поверишь в меня”
Действительно, вера в себя – вещь очень сильная.
Зачем нужно верить в себя? Как вы понимаете: “По вере да воздастся”?
(Ответы)
Немецкий писатель и мыслитель Гете писал: “Если ты потерял состояние, то
ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты
потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет
возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.”

Чехов сказал: “Человек – это то, во что он верит”.
Давайте обсудим эти два высказывания.
(Ответы детей)
Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может
жить без веры, без точки опоры. Его внутренний мир непременно должен
включать в себя развитое чувство веры во что­то: в Бога, в Спасение, в
Счастье, в Добро.
Не почитающие бога,
В жестокий выросшие век,
Мы понимаем понемногу,
Что верой крепок человек.
Вера в святыни дает человеку духовные качества. Он становится добрее,
терпимее, имеет собственное достоинство.
Представьте себе человека, живущего без веры, он мрачно смотрит на
будущее. Ему не на что опереться, разве что только на разум. Вера служит
Нам путеводной нитью в самых сложных жизненных ситуациях. Один из
философов сказал: “Вера – это, прежде всего, мужество духа, который
стремительно бросается вперед, уверенный, что найдет истину. Она – не враг
разума, а его свет”. И если человек видит этот свет, доверяет своему сердцу,
то преодолевает все на своем пути. Отсутствие веры – главная причина
духовной пустоты.
Когда без веры мы живем,
Стремленья к свету не имея,
Душа черствеет с каждым днем,
А ум становится лакеем.
Если вы теряете веру в себя, в другого человека, в душе происходит надлом,
человек становится двуличным, лицемерным. Каким бы пороками не взошли
семена безверия, человек делается нравственно толстокожим, этические
ценности для него не существуют. Он зорко подмечает малейшие проявления
безнравственности в окружающем мире, зло как бы притягивает его.
Сердце изгрызла горечь сомнений,
Разум смущен бурлением мысли.
Я за соломинку рад бы схватиться –
Хрустнет в ладонях эта соломинка.
Что же мне делать?
Мыслимо ль выплыть?
Мыслимо ль верить?
Мыслимо ль… Верь! (Я. Райнис)
Испокон века наш народ всегда отличался крепкой верой, потому и выстоял в
войнах, вынес на плечах своих все тяготы жизни. Для него всегда были
святынями – Вера, Любовь, Добро.
Верь в великую силу любви,
Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви!
Добро, доброта – вечные ценности человека!
Издавна на Руси ценилась доброта.
Как вы понимаете, что такое добро? Зачем его нужно делать?
(Ответы детей)
сказал так: “Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не
ветшает. А Людвиг Ван Бетховен: “Я не знаю других признаков превосходства
кроме доброты”.
Давайте обсудим эти высказывания.
(Ответы)
Китайская мудрость говорит, что “добра и зла исток – в душе у нас, а не во
вне”. От самого человека зависит – будет он добрым или нет. Духовная
личность выражается в активном отношении к добру и злу, в умении не только
видеть добро и зло, но и близко принимать к сердцу все, что происходит.
Идеи добра – это мерка, с которой мы подходим к объяснению и оценке
человеческих отношений вокруг себя. Добро – это когда люди содействуют,
помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее,
увереннее в жизни. Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее,
злой – дурное. Добро нужно совершать всегда и вы увидите сколько появится
у вас хороших друзей, насколько вы сами станете счастливее. писал: “Пока вы
молоды, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то
смысл и цель не в вашем счастье, а в чем­то более разумном и великом.
Делайте же добро.”
Порой не только поступок, а простое слово сделает человека радостнее,
счастливее. Не забывайте говорить хорошие слова каждый день, но и
подумайте прежде, чем сказать обидное слово, высказать недовольство. Ведь
слово может и ранить, нанести ущерб душе.
На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Но слова обидного остерегаться
Не то же ль, что собственной тени бояться?
Я истины эти знаю измлада,
А думать над ними всю жизнь мне надо.
Добро должно быть активным, деятельным.
Рефлексия.Что значит – деятельное добро? Приведите примеры.
(Ответы)
Но знаешь ли ты, в чем добро вековое?
Должны мы любить всех живых, все живое,
Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая, –

Движение «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» напоминает распустившийся цветок, юный и свежий, набирающий силу аромата в пору начала цветения. Неспроста Движение выбрало своим символом цветок белой лилии – как символ чистоты и гармонии. Белая лилия на фоне бело-голубой ленточки, ещё одного символа, говорят о благородстве и возвышенных устремлениях, милосердии и духовности. По сути, все эти качества являются составляющими Нравственности.

Беседа первая.
«Я поступаю с другими так, как хочу, чтобы другие поступали со мной»

Этот первый пункт Кодекса отражает Золотое правило Нравственности, которое встречается практически в каждой культуре: в индуизме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе, конфуцианстве, в высказываниях античных философов.

Беседа вторая.
«Я не причиняю вреда ни человеку, ни животному, ни Природе»

Так звучит второй пункт Кодекса Нравственности Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!».

Не причинять вреда означает не доставлять кому бы то ни было страданий и затруднений.

Беседа третья.
«Я отношусь с любовью и бережностью к ближним и своему родному дому – планете Земля»

«Любовь – это та сила, которая находится в глубине нашего существа. И это самая большая драгоценность нашего мира, которую стоит хранить и беречь гораздо больше, чем деньги, вещи или золото».

Беседа четвёртая.
«Я за труд на Общее Благо»

«...труд сам по себе представляет великую ценность. Истинный труд является высшим благом для развития души. И, в конечном счете, будут иметь значение вовсе не но-вые кофеварки, шубы и автомобили, а совсем другой результат нашего труда, а именно: те навыки и тот бесценный опыт, который необходим для развития нашей индивидуальности»

Беседа пятая.
«Я выбираю честность, правдивость и искренность, нравственную чистоту,
простоту и скромность в общественной и личной жизни»

«Только прочувствованная сердцем, правда может помочь другому человеку. Не унизить человека, а возвысить его, исцелить его душу, направить её к развитию и совершенствованию. Чтобы не навредить, Правда может идти только рука об руку с Честностью и Искренностью»

Беседа шестая.
«Я стремлюсь к возвышению своего сознания и позитивному мышлению»

«... Существует множество методик и упражнений для развития позитивного мышления. Мы же предлагаем начать с самой главной – выработать в себе привычку быть благодарными любому явлению и событию жизни, любому проявлению человека»

Беседа седьмая.
«Я следую здоровому образу жизни»

«Седьмой пункт Кодекса участника Международного Общественного Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» затрагивает обширную тему здоровья.»

Беседа восьмая.
«Я радуюсь достижениям других, как своим собственным»

«Нам нужно научиться радоваться достижениям других людей. Нам нужно искренне радоваться их достижениям. Тогда мы тоже сможем обрести те добродетели, которые присущи этим людям-созидателям. И один праведный поступок, который найдёт позитивный отклик в сердцах десяти людей, будет приумножен десятикратно.»

Беседа девятая.
«Я – за братство всех народов»

«В процессах объединения и совместного труда нет нужды подолгу останавливаться на противоречиях. Потому что тогда, когда мы действуем, двигаемся и на ходу решаем текущие задачи, отпадает необходимость во многих бесполезных дискуссиях. Реальные действия, направленные на Общее Благо и Добро, способны сами по себе служить верным ориентиром в мире хаоса. Только там, где создаётся на планете новый образец, – находится Истина. Там, где пустые и долгие рассуждения и дискуссии, – нет Истины.»

Беседа десятая.
«Я живу по совести»

«Нужно возвести понятие Нравственности в ранг государственной идеологии. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной.»

«Разговор о нравственности»

Цель : расширить представление о нравственном воспитании в семье.

Задачи:

    Формировать уважительное восприятие своего дома, семьи.

    Способствовать формированию нравственных качеств личности.

    Воспитывать стремление заботится об окружающих.

Форма проведения: обратная связь;

Направление: «Духовное воспитание в семье»;

Оборудование: наглядный материал, трафареты;

Воспитатель: первой квалификационной категории Саенко Елена Игоревна;

Используемая литература : klassny e- chas y.ru

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, на нашем сегодняшнем занятии мы будем с вами говорить о духовности, её значении для благополучия семьи, воспитания детей. И наше занятие я хочу начать с рассказа.

1.Беседа: «Истоки нравственности»:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… Для этой звезды.

Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным, духовным человеком?

Что такое нравственность? (ответы детей);

Что такое духовность? (ответы детей).

В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Какие качества человека вы знаете? (доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность, отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость) .

Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите их (злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность).

2.Разбор рассказа: «Осколки доброты:

Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа? (ответы детей);

Как вы думаете, почему старушка, посвятила всю свою жизнь этому занятию? (ответы детей);

Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? (ответы детей).

Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке? (ответы детей).

3.Упражнение: «Волшебные руки»:

А сейчас выполним упражнение. Обведите свою ладошку или возьмите трафарет. Над каждым пальчиком ладошки надпишите те нравственные качества, которыми вы обладаете.

Подведение итогов занятия:

Ребята скажите, что такое нравственность? (ответы детей);

Какие качества личности можно назвать нравственными, а какие безнравственными? (ответы детей);

Как человек должен воспитывать в себе духовно-нравственные качества? (ответы детей);

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты? (ответы детей);

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам (ответы детей).

На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

доброта трудолюбие злость храбрость правдивость мудрость ответственность отзывчивость заботливость верность лень враждебность

дружелюбие вежливость благодарность бережливость бескорыстие гостеприимство

грубость любознательность

скромность сострадание безответственность

чуткость щедрость глупость жадность

Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека