Советские колхозники без пенсий. Пенсии в ссср

At СРЕДНЯЯ пенсия колхозника при Брежневе – 35 рублей.

Собрала информацию по величине минимальных и средних пенсий в СССР по годам.

Это данные средних пенсий в ЦЕЛОМ по СССР (городского и сельского населения).

Информацию по колхозными пенсиями в СССР не нашла, но нашла статистику величины колхозных пенсий по РСФСР , но, думаю, статистика по всему СССР не будет сильно отличаться от РСФСР:

1965 г. - 12,5 руб
1970 г. - 14,1 руб
1980 г. - 34,8 руб
1985 г. - 47,5 руб
1989 г. - 75,1 руб

Как видно, средняя пенсия советского колхозника в 1981 году составляла менее 35 рублей .

Это кстати полностью соответствует информации, которую я слышала в детстве от жителей деревни моего деда (Могилевская область). Дело в том, что я была всегда очень любопытная - что, где, почем, кто сколько получает и т.д...С растопыренными ушами слушала всегда разговоры сельских жителей. Поэтому прекрасно запомнила, что пенсии 35 рублей были в начале 80-х нормой. У моего деда была офигенно высокая пенсия - 70 рублей, потому что он работал в конторе колхоза и один из ТРЕХ человек на весь колхоз получал зарплату деньгами, а не трудоднями. А у бабушки и всех соседок пенсии были по 35-40 рублей. Просто, пока не наткнулась на эти документы, неудобно было ссылаться на "одна бабка в деревне сказала"

А вот как обстояло дело с минимальной пенсией в СССР (из справочника выше):

Как видно из таблицы, в 1981 году в СССР насчитывалось около 32 миллионов пенсионеров, четверть из которых получала не среднюю, а минимальную пенсию. Минимальная пенсия колхозника с 1981 года составляла 28 рублей , а до этого 12 рублей . "Городские" минимальные пенсии были больше - соответственно 50 и 40 рублей в месяц.

Если твой приусадебный участок превышал какую-то определенную площадь, то пенсии тебе выплачивалось меньше. А если кто-то считает, что в 70 лет обрабатывать огород - это плёвое дело, и в деревне пенсии вообще не нужны, то пусть сами поедут и попробуют так хотя бы месяц пожить (даже здоровые молодые).

Максимальный размер пенсии по возрасту на общих основаниях составлял 132 рубля .
Максимальный размер пенсии в колхозе составлял 102 рубля .

А еще вот любопытное постановление Совета Министров БССР от 1979 года «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО БОЛЕЕ ШИРОКОМУ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ПЕНСИОНЕРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ" (по СССР это постановление называлось Постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССРпостановлением от 11 сентября 1979 г. N 850 "О мероприятиях по материальномустимулированию работы пенсионеров в народном хозяйстве"

В котором предлагалось уговаривать пенсионеров вместо выхода на пенсию продолжать работать в колхозе, но получать по 10 руб надбавки за каждый проработанный год после пенсии, но общая сумма надбавок не должна превышать 40 руб .

В принципе понятный и логичный закон...В те времена деревни уже практически опустели, работать там стало некому.

По данным переписей населения СССР процент сельских жителей снизился с 61 % в 1950 году до 37 % в 1980 году, а на момент распада СССР составлял 33% . Есть тут одно интересное «НО» . Это только процент сельских жителей в целом , потому что многочисленные сельские поселки и поселки городского типа (лесорубы, шахтеры и т.д...) - это тоже сельская местность, но НЕ колхозы . Значит, колхозного населения было еще меньше. То есть какая-то четвертая-пятая часть населения пыталась накормить всю страну!

Слово «пенсия» - одно из самых популярных в современном мире. В цивилизованных странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда...

Пенсии получали избранные

Пенсионная система как социальный институт зародилась довольно давно. Уже в Римской империи для легионеров было предусмотрено обеспечение благополучной старости — за счет передаваемого во владение каждому легионеру надела захваченной в результате войн земли. Как считают некоторые историки, именно эти пенсии и последовавшие за ними другие социальные пособия и стали одной из причин краха Римской империи...

В Европе изначально пенсии рассматривались не как обязанность государства, а как монаршая милость за службу трону. Пенсия доставалась немногим, причем, как правило, тем, кто и без того не бедствовал. Возраст при назначении королевских пенсий не играл никакой роли.

Первым официально ввел солидарную государственную пенсию для всех работающих в 1889 году Отто фон Бисмарк, канцлер Германии. Примечательно, что эти пенсии были основаны на обязательном социальном страховании и взносах работодателей и работников.

20 лет спустя эстафету подхватили Великобритания и Австралия, а Соединенные Штаты Америки пришли к государственной пенсионной системе только в 30-е годы ХХ века.

Государство помогало вдовам и чиновникам

В царской России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. А вот детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

При Сталине старикам было несладко

Большевики одним махом упразднили царские пенсии. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости - они были положены лишь для небольшой части населения. Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м - для старых большевиков, в 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих.

При этом максимальная пенсия при Сталине была 300 «старых» рублей в месяц, что составляло примерно четверть средней зарплаты. Несмотря на рост цен и зарплат, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

В 1956 году под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа - средний размер пенсий по возрасту был увеличен больше чем в два раза, по инвалидности - в полтора раза. Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы. В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии.

Каста привилегированных

Для бывших офицеров «потолок» был вдвое выше, чем для гражданских: 250 рублей в месяц в армии и КГБ, 220 рублей - в МВД. Работать при этом разрешалось без всяких ограничений, и военные пенсионеры являлись, по меркам того времени, весьма обеспеченными людьми.

Персональные пенсии ввели в 1923 году. Их получали крупные ученые, старые большевики, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, но прежде всего - начальники разного ранга.
Персональная пенсия союзного значения равнялась 250 рублям в месяц, республиканского - 160 рублям, местного - 140 рублям. Кроме того, таким пенсионерам ежегодно выплачивались одна или две месячные пенсии «на оздоровление».

В глобальном масштабе сейчас пенсионное обеспечение мало отличается от прежнего: есть те, кто совсем не бедствует и, наоборот, кто еле-еле сводит концы с концами. Скоро, поговаривают, эта
Только факты

  • 300 рублей составляла персональная пенсия секретаря ЦК КПСС,
  • 400 рублей получал кандидат в члены Политбюро,
  • 500 рублей получал член политбюро.

Советские крестьяне, составлявшие в сталинское время большинство населения, были лишены пенсий. Пенсии колхозникам начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан — всего 12-20 рублей в месяц. До 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины — в 60. Социальное равенство крестьян и горожан было достигнуто в России только в начале 1990-х.

Де-юре в 1930-е колхозники получили второе издание крепостного права: они были прикреплены к земле, несли трудовые и денежные повинности, в том числе не связанные с работой на земле — например, обязанность как минимум 6 дней в году отработать на строительстве и ремонте дорог. Продолжением этого поражения в правах было отсутствие пенсий у колхозников. Открытие газовых и нефтяных полей в Западной Сибири в конце 1960-х привело к либерализации политических и социальных отношений в деревне: у государства теперь появлялся новый источник финансирования. О том, как вводилась пенсионная система в колхозах, рассказывается в монографии доктора исторических наук из Вологды Татьяны Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века». Мы публикуем часть этой работы.


«До середины 1960-х единой системы государственного пенсионного обеспечения колхозников не существовало. Несмотря на то, что в Конституции СССР 1936 года было закреплено право всех граждан страны на материальное обеспечение в случае старости или нетрудоспособности, до 1964 года эта функция в отношении колхозников возлагалась на сельхозартели. Примерный Устав сельхозартели 1935 года (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства.

Пенсия, выплачиваемая колхозом, обычно состояла из натуральных выплат. Например, в Мяксинском районе Вологодской области в 1952 году престарелым членам колхозов ежемесячно выдавали 10-12 кг зерна и обеспечивали дровами. Тем не менее пенсионное обеспечение не носило обязательного характера.

Изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства в начале 1950-х, проведённое районными отделами соцобеспечения Вологодской области, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, в возрасте старше 70 лет — самой старшей «нищенствующей» было 103 года) были вынуждены «собирать куски». В каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.

Часть колхозников имела право на государственную пенсию — до 1964 года она назначалась председателям колхозов, механизаторам, специалистам, инвалидам Великой Отечественной войны. Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 году насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.

По данным бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области в годовом денежном доходе семьи размеры пенсии составляли в 1955 году 31 руб., в 1960 — 39 руб., что не превышало 4-6% в бюджете колхозного двора.

Единая система государственного пенсионного обеспечения колхозников была введена законом Верховного Совета СССР от 15 июля 1964 года «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (для рабочих и служащих государственные пенсии были установлены в 1956 году). Законом определялось, что пенсия назначалась по старости, инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсию по старости получали колхозники, достигшие пенсионного возраста (мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет) и имевшие определенный трудовой стаж (мужчины — не менее 25 лет, женщины — не менее 20 лет). Минимальный размер пенсии по старости составлял 12 руб. в месяц, максимальный — 102 руб. в месяц.

Минимальные пенсии по инвалидности, установленные законодательством 1964 году, составляли для инвалидов I группы 15 руб., II группы — 12 руб. в месяц. Минимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца имели размеры от 9 до 15 руб. в месяц в зависимости от количества оставшихся нетрудоспособных членов семьи.

Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, введённый в действие с 1 января 1965 года, имел большой общественный резонанс и обсуждался во всех сельхозартелях. В правлениях многих колхозов вывешивались списки колхозников, имевших право на пенсию, проходило их обсуждение на собраниях, списки утверждались правлениями колхозов.

Для выплаты пенсий и пособий в 1964 году в стране был образован Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, куда отчислялись доли доходов колхозов (2,5% суммы валового дохода за 1964 год и 4% за 1965 год) и производились ежегодные ассигнования из Государственного бюджета СССР.

В 1970-е колхозное пенсионное законодательство эволюционировало в сторону сближения с пенсионной системой, установленной для рабочих и служащих. Пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижался для колхозников-мужчин до 60 лет, для женщин — до 55 лет. В 1971 году размер минимальной пенсии по старости для колхозников был повышен до 20 руб. в месяц (у рабочих и служащих её размер тогда же составлял 45 руб.). Максимальный размер пенсии колхозников, как и рабочих и служащих, равнялся 120 руб. в месяц. Повышались также минимальные размеры пенсий по инвалидности: инвалидам I группы — до 30-35 руб., II группы — до 20-25 руб., инвалидам III группы — до 16 руб. в месяц.

В 1971 году впервые в законодательстве появилась ещё одна специфическая особенность «колхозной пенсии». Теперь членам колхозов и их семьям пенсии (кроме минимальных) назначались в полном размере, по нормам, установленным для рабочих и служащих, только в том случае, если хозяйство, в состав которого входил пенсионер, не имело приусадебного участка либо размер участка не превышал 0,15 га. В остальных случаях пенсия должна была составлять 85% установленного размера. Это правило распространялось на все надбавки к пенсии и ещё раз было прописано в законодательстве о пенсиях в 1977 году. Пенсионерам, проживавшим в домах для престарелых и инвалидов, выплачивалось 10% назначенной пенсии (но не менее 5 руб. в месяц).

Размеры пенсий колхозникам вновь были повышены в 1980-е. С 1 января 1980 года повышались минимальные размеры пенсий членам колхозов: по старости — до 28 руб. в месяц (с 1981 года минимальный размер пенсии для рабочих и служащих составлял 50 руб.), по I группе инвалидности — до 45 руб., II группе — 28 руб. в месяц. Повышался и минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца. Теперь он составлял от 20 до 45 руб. в месяц. С 1 ноября 1985 года минимальный размер пенсий по старости для колхозников был повышен до 40 руб. в месяц.

В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», который окончательно уравнял пенсии крестьян и горожан.

Рассмотрим на примерах, как реализовывалась система пенсионного обеспечения колхозников на Европейском Севере России во второй половине ХХ века.

Средний размер пенсии, начисляемой членам колхозов, первоначально не превосходил установленного минимума. В 1965 году он составлял в Архангельской области 12,6 руб., в Вологодской области — 12,2 руб., Карельской АССР — 12 руб. и в Коми АССР — 12,5 руб.

Заметная особенность величин колхозных пенсий — их дискриминационный характер по сравнению с размерами пенсионного обеспечения рабочих и служащих региона. В 1965 году средний размер пенсий колхозников Вологодской области был в 2,7 раза меньше, чем у рабочих и служащих той же области.

Благодаря опережающему росту пенсий колхозников в 1970-е различия в пенсионном обеспечении сократились, но оставались значительными. Так, в Архангельской области средний размер месячной пенсии колхозника составлял в 1965 году 35% пенсии рабочего и служащего, в Вологодской — 37%, в 1985 году — соответственно 61 и 64%, а к началу 1990-х — 81 и 83%. Уменьшилась и доля колхозников, получавших минимальные пенсии. Если в 1965 году 90% пенсионеров по старости в РСФСР получали минимальные пенсии, то к концу 1970-х — середине 1980-х их доля снизилась: в Вологодской области в 1979 году минимальную пенсию по старости получали 58% пенсионеров-колхозников, в 1984 году — 36%».

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, чтопенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории


Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины - был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст - когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет - устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения - соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление - в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем - к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда - средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

53 года назад было существенно расширено пенсионное обеспечение советских граждан.

14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю потери кормильца.

В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:

  • гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
  • выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
  • единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
  • единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
  • единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.
  • В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет со стажем не менее двадцати лет.

    Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась пенсия.

    Через восемь лет, с введением в 1964 году системы пенсионного обеспечения колхозников, о которой рассказывалось год назад 15 июля, в стране была создана единая государственная пенсионная система. Она обеспечивала уровень жизни советских пенсионеров почти тридцать лет.

    В мае 1990 года был принят закон СССР « О пенсионном обеспечении граждан в СССР ».

    В том же году принимается закон РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР », который практически блокировал действие союзного закона и установил новые правила пенсионного обеспечения. Был впервые создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

    В дальнейшем пенсионная система в Российской Федерации неоднократно реформировалась. Действующий в настоящее время Федеральный закон » О трудовых пенсиях в Российской Федерации » , принятый в 2001 году, пережил уже несколько редакций и множество изменений.

    Порядок деятельности Верховного суда СССР был темой дня в прошлом году.

    Пенсии колхозников

    44 года назад была введена единая система пенсионного обеспечения колхозников.

    Принятая в 1936 году «сталинская» Конституция закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и нетрудоспособности. Однако, государственной системы социального обеспечения сельских жителей не существовало. Социальное обеспечение колхозников возлагалось на сельскохозяйственные артели, где колхозники могли создавать фонды помощи инвалидам, старикам и другим нуждающимся сельским жителям. Выплаты зачастую носили натуральный характер и не были обязательными. Закон о государственных пенсиях и пособиях колхозникам вызвал большой общественный резонанс. Устанавливались три вида пенсии: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Колхозницы получали право на пособие по беременности и родам. Размеры государственных пенсий и пособий колхозников устанавливались ниже, чем у рабочих и служащих, однако, государство брало на себя обязательство постепенно их увеличивать. В настоящее время, российская система социального обеспечения отвечает мировым стандартам. Однако, размер пенсий и пособий остается на критически низком уровне.

    Колонка «Исторический документ» познакомит вас с нормативными документами, принятыми много лет назад. Мы постараемся отобрать документы, являющиеся яркими представителями своего времени и оказавшие значительное влияние на жизнь и историю России, ее граждан, а, в некоторых случаях, и историю всей нашей планеты.

    Колхозникам не платили пенсий

    В СССР колхозникам не полагалось пенсий. Миф используется для создания образа униженного и обездоленного положения крестьянства в СССР.

    Примеры использования

    «Особенно тяжелая доля выпала крестьянам (колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей, платили налог на землю и т. д.)» 1) .

    «Пенсионная система не охватывала крестьян» 2) .

    Действительность

    В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд 3) и кассу взаимопомощи.

    Также Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О льготах престарелым колхозникам и единоличникам» от 8 сентября 1937 г. были освобождены от поставок сельхозпродукции и уплаты денежных налогов хозяйства колхозников и единоличников, нетрудоспособных ввиду преклонного возраста (60 лет и больше) и не имеющих в семье трудоспособных членов 4) .

    «Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных» 5) .

    Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. Кроме пенсий от колхоза, специалисты и инвалиды Великой Отечественной Войны могли дополнительно получать и государственную пенсию. «Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г. насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей» 6) .

    Для рабочих и служащих государственные пенсии устанавливаются в 1956 г. законом о государственных пенсиях 7) .

    С выходом в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» 8) происходит окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты — в дополнение к государственной пенсии.

    Все последующие годы идет постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с обеспеченим рабочих и служащих, благодаря опережающим темпам роста пенсий колхозникам.

    wiki.istmat.info

    Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

    Когда появилась?

    Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

    В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.
  • Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

    Плюс советской пенсионной системы - все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

    Характеристика пенсионной реформы СССР

    Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  • Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени - 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  • Пенсию назначали по следующим категориям:

    Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

    • достижение соответствующего возраста;
    • общий стаж от 5 лет;
    • стаж перед оформлением пенсионных отчислений - 3 года и выше.
    • Средние показатели пенсии

      Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

      Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

      Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

      Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

      Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

      Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:


    • возраст 65 лет;
    • наличие российского гражданства;
    • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.
    • В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа - высокий размер бюджетных расходов.

      Пенсионные выплаты колхозникам

      В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

      В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

      Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

      Выделим основные особенности:

    • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
    • стаж - от 20лет;
    • минимальные показатели пенсии - 12 рублей;
    • максимальные критерии - 102 рубля;
    • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
    • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
    • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
      • беременные женщины;
      • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
      • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
      • инвалиды.
      • Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

        В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

        Закон о пенсии

        Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

        В законе закреплены такие важные моменты, как:

      • максимальный пенсионный возраст;
      • стаж;
      • среднемесячный размер пенсии и прочее.
      • Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

        С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

        Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».