Детские проекты на тему моя малая родина. Проект «моя малая родина» проект (подготовительная группа) на тему

Гульназ Салахова
Проект «Моя малая Родина»

Актуальность темы :

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине , преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту , где родился человек . Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной , необходимо применить проектный метод . Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей . Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности . Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников.

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов . Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине .

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Содержание программы было решено расширить за счет использования парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохиной А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др. и разработать проект «Моя малая Родина » для детей подготовительной группы, чтобы обеспечить региональный компонент по данному разделу.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Тема проекта : «Моя малая Родина » .

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители , воспитатель - Салахова Гульназ Мингазиевна; старший воспитатель – Чаплыгина Жанна Леонидовна; инструктор по физической культуре – Нестеренкова Оксана Анатольевна; музыкальный руководитель – Старкова Наталья Николаевна.

Вид проекта : краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Цель проекта :

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;

Воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;

Воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Задачи проекта

Для детей :

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, поселку Некрасовский и городу Дмитрову;

Формировать представление о поселке Некрасовский Дмитровского района, как часть России : истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;

Пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др. ;

Подвести детей к пониманию, что наш Дмитровский район и поселок Некрасовский является частицей большой Родиной – России ; познакомить детей с символикой Дмитровского района и поселка Некрасовский : гербом, флагом, гимном;

Для родителей :

Привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой городок» , стенгазеты «Где мы любим отдыхать!» , через создание тематических альбомов с фотографиями «Дмитровский край» и «Мой городок» ; участие в акции «Синичкин день» и физкультурном досуге «Наша Родина – Россия » ;

Поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родины » .

Прогнозируемые результаты проекта

Для детей :

Повышение качества уровня знаний во время организованной образовательной деятельности;

Развитие положительной динамики в развитии интереса к социальному окружающему миру;

Активизация познавательной деятельности в жизни детей;

Проявление творческого, патриотического самовыражения;

Расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и

культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Для родителей :

Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

Улучшение работы по взаимодействию с родителями , активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

Дети должны знать и называть :

Герб, флаг, гимн России, столицу;

Герб, флаг, гимн Дмитровского района и поселка;

Дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;

Называют некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан;

Называют некоторые достопримечательности родного города/поселения;

Знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;

Проявляют познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищут способы определения свойств незнакомых предметов;

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Определение участников проекта , их роль в достижении предполагаемых результатов;

2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы) .

3. Изучение материалов по родному краю, поселку.

4. Сбор и систематизация информации :

Географическая карта Дмитровского района, пос. Некрасовский;

Символика города;

Предметные и сюжетные картинки, флорой и фауной края,

Предметы быта народов;

Дидактические, подвижные игры;

Загадок, пословиц, занимательных упражнений;

Фотоальбомы.

5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и его соответствие данного материала комплексно-тематическому планированию.

6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта .

7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.

8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, исследование изменений интеллектуальных и личностных качеств детей, путем наблюдений за ребенком и бесед.

10. Публичный отчет о результатах реализации проекта на педсовете ДОУ .

Приложение №1

Перспективного плана работы по реализации проекта .

Направления

Работа с детьми - Беседы (приложение№2) :

«История города» . Цель : уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Дмитрова. Формировать уважение и любовь к Родине , к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.

«Улицы моего города» . Цель : познакомить детей с определением «Малая родина – мой дом , двор, улица. Рассказать об истории главной улицы города. Дать представления об улицах нашего города, и о том, что они имеют названия.

«Путешествие по родному поселку Некрасовской» . Цель : Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах. Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.

«Моя малая Родина » . Цель : воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой посёлок; познакомить детей с достопримечательностями поселка, закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.

Чтение художественной литературы (приложение №3) :

Рассказ М. Пришвина “Моя Родина” . Цель : уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Рассказ Н. Носова «Фантазеры» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение.

Рассказ К. Ушинского «Наше отечество» . Цель : развивать у детей интерес к чтению художественной литературы; уточнить и расширить знания учащихся о Родине ; прививать любовь к природе; развивать патриотизм.

Заучивание стихотворений о родном городе, Родине .

Заучивание пословиц, поговорок, загадок на тему : «Моя малая Родина » .

Организованная образовательная деятельность детей (приложение №4) :

Аппликация : «Строим дом многоэтажный» . Цель : познакомить детей со способом модульной аппликации; формировать умение планировать свою работу и осуществлять замысел; развивать чувство композиции.

Рисования : «Гжельская посуда» (Роспись гуашью) . Цель : продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.

«Наша – планета Земля» . Цель : углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.

Лепка : «Строительство дома» . Цель : формировать у детей умение лепить дом из столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой; закреплять умение пользоваться стекой; развивать воображение и творчество про создании поделки; продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.

Конструирование : «Дома на нашей улице» . Цель : учить передавать образ улицы на которой живёт ребёнок; уточнять представления о величине предметов : высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.

ООД : «Моя малая Родина » . Цель : продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – поселке Некрасовской. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место , где родился , где прошло детство; продолжать знакомить с поселком Некрасовским; продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация) ; продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Коммуникация «Мой город - моя малая Родина » . Цель : развитие речи, обучение составлению рассказов; раскрытие понятия «город» ; знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с

устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине , родной земле.

Сценарий физкультурный досуг (приложение №8)

«Наша Родина – Россия . Цель : закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России : флаг, гимн, герб; воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине – России , к родному городу, создать положительное эмоциональное настроение у детей; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений.

- Игровая деятельность :

Дидактические игры :

«Узнай и назови герб» . Цель : закреплять знания детей о гербе, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов.

«Что такое хорошо, что такое плохо» . Цель : развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.

«Знаешь ли ты свой город?» . Цель : закреплять знания детей о своем родном городе, умение называть и показывать достопримечательности города.

«Назови ласково» . Цель : закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Сюжетно – ролевые игры : «Дом, семья» . Цель : совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

«Детский сад» . Цель : расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

«Школа» . Цель : расширять знания детей о школе. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

«Магазин» . Цель : вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

в течении

реализации проекта

в течении

реализации проекта

в течении

реализации проекта

в течении

реализации проекта

Работа с родителями - Беседы с родителями с целью выявления отношения к родному городу.

Помощь в создании библиотеки (подборка книг, картинок о г. Дмитрове, о городке) .

- Оформление стенгазеты : «Где мы любим отдыхать!» (приложение №14) ;

Фотоотчет физкультурного досуга «Наша Родина – Россия (приложение №7) ;

-Создание фотоальбомов : «Мой городок» (приложение №11, «Дмитровский край» (приложение №12) ;

Организация и проведение фотосъемок.

- Консультации : Мой город - моя малая Родина .

- Участие в акции : «Синичкин день» (приложение №13) ;

Помощь в создании макета «Мой городок» (приложение №5) ;

Выставка детского творчества (приложение №6) ;

Презентация «Дмитровский край, в котором я живу» (приложение №9) ;

Презентация «Где мы любим отдыхать!» (приложение №10) .

в течении

учебного года

Сотрудничество с социумом 1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на месяц.

2. Организация выездных занятий в ИУМЦ г. Дмитрова (в течение учебного года) .

3. Проведение тематических, познавательных игр-занятий.

4. Организация просмотра тематических видеофильмов.

5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками МАДОУ.

6. Консультационный материал для педагогов.

в течение учебного года

Методическое сопровождение - организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников : макет городка, картинки о г. Дмитрове;

Подборка и создание картотеки дидактических игр по теме : «Моя малая Родина » ;

Подборка художественной литературы по тематическим блокам : «Моя малая Родина » ;

Конспекты ООД, бесед.

Сценарии праздников, досугов и развлечений.

Консультационный материал для родителей

в течении

реализации проекта

Вывод :

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины , традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Проект для старшей группы «Моя малая родина»

подготовила:

Гильманова Г. Н.

2018

Проект для старшей группы «Я люблю тебя, мой Башкортостан!».

    Введение.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность проекта:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и

узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве

увидал»

К.М.Симонов.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Чувство Родины…

Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.

Проблема:

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Цели и задачи проекта.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества .

Задачи:

    Формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

    Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

    Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Стерлибашево.

    Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.

    Расширение представлений о России, как о родной стране, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).

    Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину».

    Привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

    Гуманное, экологически целесообразное отношение к природе;

    Любовь к родному краю, желание видеть его красивым, экологически чистым;

    Уважение к традициям своего края.

Тип проекта : познавательно – творческий. Вид проекта: групповой; долгосрочный.

Срок реализации проекта : сентябрь – май. Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю . Формирование чувства национального достоинства, ответственности. Расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего района, общение с интересными людьми.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

4. Разработка перспективного плана. 2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Месяц

Формы работы с детьми

Формы работы с

родителями

Сентябрь

Беседы: «Кто заботиться о нас в детском саду»,«Стерлибашево - мое родное село», « Где ты живешь (адрес, улица, что рядом расположено)?». Д / игра «Достопримечательности села Стерлибашево». Чтение колыбельных песен. Лепка из соленного теста «Баурсак».

Презентация « Моя малая Родина».

Закрепить дома последовательность выращивания зерновых культур, названия орудий труда хлеборобов.

Октябрь

Беседа «История возникновения родного села» , «По дороге в детский сад».

Рисование «Улицы родного села»

НОД по ФКЦМ тема: « Татарские национальные головные уборы ».

Дидактическая игра «Глиняные игрушки башкирских умельцев». «Волшебный куб: достопримечательности Стерлибашево».

Чтение Стихотворение М.Карима «Не русский я, а Россиянин».

Изготовление блинов из бросового материала.

Сюжетно – ролевая игра Путешествие по селу», «Машины на нашей улице».

Советы родителям «Расскажите о своей профессии». Предложить родителям побеседовать с детьми о родном селе, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае. Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.

Ноябрь

Беседы «Работники нашего детского сада», «Мои братья и сестры».

Рассматривание фотографий «Стерлибашево»

Рисование флага Стерлибашево.

Дидактическая игра «Секреты бабушкиного сундука».

Лепка из соленного теста «Кыстыбый».

Создание стенгазеты «Моя малая родина».

Сюжетно – ролевая игра «Яшелче кибете»».

Татарская народная игра «Узелок».

Дидактическая игра «Сложи башкирский узор».

Башкирская подвижная игра: «Айгуль и цыплята».

Составление генеалогического дерева.

Декабрь

Беседы: «Татарская, русская, башкирская одежда», «Флора и фауна родного края» .

Игра «Придумай названия будущим улицам села».

Ситуативный разговор «Сделаем наше село чище».

Презентация «Государственные символы Республики Башкортостан».

Рассматривание альбомов: «Башкирская одежда», «Татарская одежда», «Русская одежда».

Предложить участие родителей для сбора информации в энциклопедию:

«Птицы нашего

края».

Январь

Беседы: « Спортивные сооружения нашего села .

Чтение татарской народной сказки

« Кем көчле?».

Рассматривание портретов башкирских поэтов.

Башкирская народная игра « Курай »

Пальчиковый театр «Чуар тавык»

Дидактическая игра «Укрась фартук»

НОД по конструктивной деятельности на тему «Микрорайон села».

Индивидуальная работа по аппликации «Украшение платочка» (татарский орнамент).

Разучивание считалки на татарском языке.

Каенда - карга,

Имәндә- чыпчык,

Җирдә - елан,

Һавада - кош,

Бар син оч!

Рассматривание альбома «Башкирские узоры».

Попросить родителей принести энциклопедии о диких животных наших лесов, для изучения их детьми. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

Февраль

Беседы «Башкирская народная кухня», о национальных праздниках «Воронья каша», «Сабантуй».

Рассматривание фотографий «Уфа», альбомов о природе родного края, альбома «Башкирские узоры».

НОД по развитию речи на тему: «Пересказ татарской народной сказки «Три сестры».

Дидактическая игра «Укрась тюбетейку и

калфак», «Сложи узор». Башкирская игра «Юрта», татарская игра «Түбәтәй». Разучивание загадки и считалки на татарском языке. Дидактическая игра «Узнай и назови музыкальный инструмент», «Узнай и назови блюда». НОД. ПК деятельность «Коврик».

Презентация «Традиции башкирского народа».

Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». Беседа «Основы нравственных отношений в семье».

Март

Беседы «Моя республика - Башкортостан»,

«Уфа - столица нашей Республики», «Символы Башкортостана:

государственный флаг, герб, гимн».

Рисование флага Башкортостана.

Рассматривание иллюстраций с национальными блюдами, напитками.

Чтение стихотворения Ф.Губайдуллиной «Праздничный подарок». Дидактическая игра «Узнай и назови блюдо»

Прослушивание гимна Башкортостана.

Татарская народная игра «У кого кольцо?»

Презентация «Про Башкирию и башкирский народ».

НОД «Одежда наших предков». Чтение С.Злобина «Салават».

Консультация для родителей детского сада «Роль родного языка в развитии личности дошкольника ».

Апрель

Беседы «Зачем «татарский» надо знать», Беседа с детьми «Люди, каких национальностей проживают в нашей республике».

Чтение татарской сказки «Водяная» Тукай Г.

Рассматривание татарских и

Башкирских национальных костюмов

Просмотр «Чукмар и Тукмар»

Рисование «Герои сказок Г.Тукая»

Башкирская народная игра «Юрта».

Опрос « Назови достопримечательности

нашего села».

Презентация «Башкирский фольклор».

Аппликация. «Расписываем башкирский ковёр».

Консультация для родителей детского сада «Приобщение детей к традициям башкирского народа».

Май

Беседа о труде пчеловода , об истории праздника «Сабантуй» , «Главный праздник страны – День Победы».

Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Урожайный год. Пасека».

Чтение стихотворения Г. Рамазанова «Майские цветы».

Рассказ о героях Великой Отечественной войны Стерлибашева, их подвигах.

Просмотр «Шурале».

Рисование «Соты».

Разучить башкирскую игру «Пчёлка» Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Экскурсия к памятнику «Скорбящей матери».

3-й этап - заключительный

1.Предоставление разработки проекта.

2. Оценка этапов реализации проекта.

3. Оценка предметно – развивающей среды.

4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).

5. Выставка продуктов детской деятельности.

Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.

Пусть в сердце малыша на всю жизнь

останутся воспоминания о маленьком уголке детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.

В.А.Сухомлинский

Методическая ценность

Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.

Список литературы:

1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.

4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.

5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.

6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.

7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

8. ∙ Осипова Л.Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва: Скрипторий 2003. 2015г.

Г. Бийск

DIV_ADBLOCK587">


Сроки реализации: один год

Проблематика

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В стране принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем, в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем. Как совместить такие глобальные проблемы и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста конкретной возрастной группы детского сада?

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, предполагает наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира, что возможно решить через внедрение в работу со старшими дошкольниками регионального компонента. Тогда патриотические чувства возникнут на основе знаний более доступных и понятных детям.

Актуальность
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Базой формирования патриотизма, особенно у дошкольника, являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

Чувство любви дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, детскому саду, улице, микрорайону, городу.

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно - патриотического воспитания. Чтобы воспитать детей - патриотов своего города надо, чтобы они имели элементарные знания о нем. Поэтому в рамках данного проекта выделены цель и задачи патриотического воспитания старших дошкольников с учетом регионального компонента.


Цель : Расширение представлений старших дошкольников о родном городе. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей знания о родном городе: истории его возникновения, символике, достопримечательностях, промышленности.

2.Познакомить с именами тех, в честь кого названы улицы микрорайона детского сада? Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.

3.Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей города Бийска.

4.Познакомить детей с картой России.

5.Расширять представления детей о различных природных объектах. Воспитывать экологическое мышление.

6.Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям города. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма.

7.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

8.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного города.

Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с историей города Бийска и его настоящим предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта (в частности сочинены автором проекта сказка «Рождение города Бийска» и стихотворение «Я – бийчанин»). Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ДОУ и группы, в которой реализуется проект. В отдельную схему вынесена занятийная деятельность, где выделены последовательность, цели и практический выход. Мотивирует детей к изучению материала и участие в проекте любимых героев из «Простоквашино». Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей. Вся работа, которая проводится в ходе реализации проекта, может быть нацелена в дальнейшем на создание нового проекта, например, «Россия – Родина моя».

Пути и средства реализации:

o Беседы с детьми в совместной деятельности.

o Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий

o Дидактические игры и упражнения

o Экскурсии

Условия реализации проекта.

Для внедрения проекта необходимо:

1.Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.

2.Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.

3.Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.

4.Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности .

Рабочий план реализации проекта

«Какая ты, моя малая Родина?»

Виды деятельности

Тематика

Познавательная деятельность

    «Рождение города Бийска» «Герб города Бийска» «Памятник защитникам Родины г. Бийска» « Их именами названы улицы нашего города» «Транспорт города Бийска» «Архитектура города» «Промышленность города Бийска» «Природа окрестностей города Бийска и Алтая»

2. Составление творческих рассказов:

    «Город, в котором я живу»

3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Бийске.

4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».

5. Чтение художественной литературы.

6. Вечер пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе – час».

7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

8. Заучивание стихов.

Игровая деятельность

1. Оформление игротеки дидактических игр

    С какого дерева лист? Назови друзей леса. Кто лишний. Найди животных нашего края. Когда это бывает. Грибная поляна. Кто живёт в озере. Кому, что нужно для работы. Что нам нужно взять в поход. Что перепутал художник.

2. Сюжетно – ролевые игры:

    Пожарные Защитники Родины Экскурсия в музей Экскурсия по городу

Трудовая деятельность

· Конкурс на лучшую кормушку для птиц

· Конкурс на лучшую ледяную постройку

Ручной труд:

· Поделки из природного материала

· Изготовление макетов зданий города

· Изготовление символики города, семьи

Изобразительная деятельность, конструирование

Рисование:

    Животные, птицы, растения Алтая Улицы родного города Где я отдыхал Хочу о добром рисовать

Лепка: животных, птиц

Конструирование: здания города Бийска

Здоровье и физическое развитие

Подвижные игры:

· «Жмурки»

· «Лапта»

· «Кошки и мышки»

· «Красочки»

· «Городки»

· «Гори, гори ясно!»

· «Полезные привычки»

· «Удивительные точки»

· Спортивные праздники, развлечения

Экологическое воспитание

· Беседа о климатических условиях города.

· Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

· Мероприятия по охране окружающей среды.

· Оформление Красной книги Алтая

Социальное развитие

· Экскурсии по родному городу

· Экскурсии в лес, на озеро.

· Посещение выставок художников города, края

· Экскурсия в библиотеку

· Организация уголка краеведения в группе

Праздники и развлечения

    КВН «Мы - бийчане». Гостиная «Бийск музыкальный» Утренник «День рождения города»

Взаимодействие с родителями

    Фотоальбомы «Где я отдыхал летом» Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим»

· Консультация « Как организовать семейную экскурсию»

· Оформление папки – передвижки «Город, в котором мы живем»

· Оформление стенда «Песни и стихи о г. Бийске»

Тематика НОД

Практический выход

НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Рождение города Бийска»

Познакомить детей с историей возникновения родного города, его экономическим и социальным значением, воспитывать любовь к родине, умение слушать рассказ воспитателя. Учить создавать собственное представление об образе прошлого через изобразительную деятельность.

Экскурсия по городу «Бийск - мой родной город»

Продолжить знакомство детей с родным городом, его достопримечательностями (памятниками архитектуры). Воспитывать интерес к его истории. Развивать память, внимание.

Фотоальбом

НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Герб города Бийска»

Познакомить с гербом города. Закрепить знания детей о родном городе. Воспитывать интерес к прошлому своей малой Родины. Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.

Конкурс «Лучший Герб»

НОД (ознакомление с окружающим и конструирование) «Памятник воинам - бийчанам»

Расширить и уточнить представление детей о том, кто защищал Родину во время войны. Помочь понять, почему люди, живущие сейчас, должны помнить погибших за нашу родину солдат. Воспитывать навыки работать дружно, слаженно.

НОД (ознакомление с окружающим и музыкальное) «Улицы моего города»

Продолжать знакомить детей с малой родиной. Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях . Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица. Закрепить знания детей о семье и членах семьи. Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте и чистоте. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.

Карты маршрута от дома до детского сада

НОД (ознакомление с окружающим и изодеятельность) «Транспорт города Бийска»

Закрепить названия видов транспорта значение сигналов светофора; закреплять правила дорожного движения для пешеходов, воспитывать чувство ответственности на дороге.

Выставка детских работ «Транспорт города Бийска»

НОД (ознакомление с окружающим и конструирование) «Архитектура города».

Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение), школы, кинотеатра, драмтеатра, дворца культуры, храма. Пробудить интерес к отечественной архитектуре. Формировать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения. Развивать навыки составления чертежа, создания конструкции по чертежу. Формировать положительное отношение к истории родного города. Создавать условия для совместной творческой работы.

Чертежи «Здания будущего»

НОД «Промышленность города Бийска».

Познакомить с действующими промышленными предприятиями города, какие пищевые продукты выпускают и на каком заводе. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий.

Игра «Магазин»

НОД «Природа окрестностей города Бийска».

Расширить знания детей о природном окружении города Бийска, Алтая. Познакомить детей с Телецким, Ковалевским, Канонерским озерами, их уникальностью. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Красная книга Алтая

Презентация

КВН «Мы - бийчане».

Закрепить знания детей о родном крае и городе. Обобщить элементарные преставления о происхождении и функциональном назначении герба, о символическом значении цвета и образов. Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. Развивать познавательные интересы, саморегуляцию детей. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга, умение передавать чувство любви и гордости за свою малую родину. Создать радостное, весёлое настроение у детей.

Фильм «Путешествие в страну знаний о Бийске»

Предполагаемый результат

Дети: сформированы элементарные представления о родном городе (наиболее значимые исторические события, символика города, его достопримечательности, природное окружение, занятия горожан).

Умение на эмоциональном уровне испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Дети испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережно относятся к ней.

Родители: проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к родному городу; принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий; занимаются педагогическим самообразованием.

Воспитатели: обогащение развивающей среды:

· Подбор краеведческого материала для работы с детьми

Иллюстрации растительного и животного мира Бийска и Алтая, - альбомы «Птицы нашего города, края», «Животные Бийского района», «Деревья и кустарники», «Грибы и ягоды» и т. д.

· Оформлена «Красная книга»;

· Для экологического уголка коллекции :

Спилов деревьев и кустарников местных пород,

Изготовить гербарий.

· Пособие «Богатство родного края» .

Мониторинг

Отслеживание результатов:

Обследование знаний детей по теме;

Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности;

Анкетирование родителей

Приложение

Конспекты НОД

1. Тема: «Рождение города Бийска»

Цель: Познакомить с историей возникновения родного города, местоположение, его экономическое и социальное значение, воспитывать любовь к родине, умение слушать рассказ воспитателя. Учить создавать собственное представление об образе прошлого, передавая это через изобразительное творчество.

Обогащение и активизация словаря. Крепость, острог, хан.

Материал . Карта России. План путешествия. Фотография макета древней крепости. Указка. Аудиозапись шума строящегося древнего города. Альбомные листы, кисти, краски, непроливайки, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки.

Предварительная работа . Рассматривание открыток старого города. Заучивание стихотворения «Малая Родина»

Почтальон Печкин (стук в дверь). Здравствуйте. Помогите мне, помогите! Посмотрите, какое письмо пришло мне. (Дорогой Почтальон Печкин. Шарик и Матроскин поехали в город Бийск. И потерялись там. Найди наших друзей. Большое спасибо. Дядя Федор). И вот этот сверток, и какой-то план путешествия, только я ничего не пойму, что это и для чего это? (Карта России) И зачем мне этот план путешествия и кара России?

Воспитатель Дети, давайте поможем Печкину? Предлагает отправиться в путешествие, но сначала рассмотреть план маршрута. На плане первая остановка «Крепость». Воспитатель: (Обращает внимание детей на карту Росси, которую они рассматривали на предыдущих занятиях). Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живем? (Россия.) Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны России? (Желающие обводят указкой границы России.)

Карта может многое рассказать о стране. Мы видим, что Россия - большое государство, в нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых . Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Ребенок .

Малая Родина - Островок Земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая, малая

Родина моя!

Воспитатель . Наша малая Родина - город, в котором мы живем. Как называется наш город? (Бийск.)

Чем он вам нравится? (В нем много красивых парков, скверов, много зелени. Город стоит на берегу реки Бии.)

Если любишь свой город и гордишься им, надо знать его историю. Сейчас мы перенесемся в прошлое и узнаем, как возник наш город.

Звучит аудиозапись шума строящегося древнего города.

Сказка «Рождение города Бийска»

Почтальон Печкин: А я все-таки не понял, как называется эта остановка? (Рождение города Бийска). А можно я вам дам задание: нарисуйте, пожалуйста, иллюстрации к сказке «Рождение города Бийска», какой вы видите Бикатунскую крепость, воинов, охраняющих крепость, торговцев, крестьян, детей. А я потом в Простоквашино буду рассказывать эту сказку и показывать иллюстрации. Звучит спокойная музыка.

Итог работы: Иллюстрации к сказке «Рождение города Бийска»

2. Обзорная экскурсия по городу «Бийск - мой родной город».

Цель: Знакомить детей с малой Родиной. Дать представление о своем городе, его достопримечательностях, памятниках архитектуры. Воспитывать интерес к городу его истории. Развивать память, внимание.

Материал: фотоаппарат, план путешествия.

Беседа в группе.

(Работа с планом путешествия). Дети выясняют, что вторая остановка на плане путешествия каким-то образом связана с автобусом. Воспитатель подводит детей к тому, что это экскурсия по городу на автобусе. У воспитателя звонит телефон. Он говорит с почтальоном Печкиным. После этого сообщает детям, что Печкин занят делами на почте и просит детей без него отправиться в путешествие, но только взять с собой фотоаппарат и все фотографировать.

Ход экскурсии: (Платные услуги экскурсовода).

3. Тема: «Герб города Бийска».

Программное содержание: Познакомить детей с гербом города. Закреплять знания детей о родном городе. Воспитывать интерес к прошлому своей малой Родины. Учить использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.

Предварительная работа . Беседа о гербах. Совместное изготовление (рисование, аппликация) детьми и родителями семейных гербов.

Материал. Семейные гербы, герб города Бийска. Аудиозапись песни «Что такое семья?» (сл. и муз. Е. Гомоновой). крепости, карта города Бийска, гуашь, акварель , листы бумаги. Крупный строительный материал .

Обогащение и активизация словаря: символика, знак, герб.

Звучит тихая, спокойная музыка

Воспитатель: Очень давно, на месте нашего города, на берегу реки Бии солдатами была построена крепость, 3-х метровые стены надёжно защищали её от врагов. Предлагается рисунок крепости, крупный строительный материал: кубики, кирпичики, арки, цилиндры, призмы, сферы, полусферы.

Почтальон Печкин: Давайте и мы построим по рисунку крепость. Дети делают одну большую постройку. На столе разложены гербы семей, под салфеткой герб города Бийска звучит аудиозапись песни «Что такое семья?» дети сидят вокруг стола по желанию подпевают.

Воспитатель: Вам знакома эта песня? О чем она? Как называется? (Ответы детей.) Как вы думаете, что такое семья? (Рассуждения детей. Воспитатель делает обобщение).

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АППЛИКАЦИИ

ТЕМА: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – СЕЛО КРАСНОАРМЕЙСКОЕ».

Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познание
Социализация
Безопасность
Чтение художественной литературы
Художественное творчество

Цель:
Формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – селе Красноармейское.

Задачи:
1.Формирование патриотических чувств.
2.Ознакомление с достопримечательностями с. Красноармейское
3. Актуализация словаря по теме.
4. Совершенствование грамматического строя речи:
а) образование относительных прилагательных;
б) образование прилагательных от существительных;
в) согласование прилагательных с существительными.
5. Совершенствование синтаксической стороны речи.
6. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
7. Развитие навыков речевого общения, умения воспринимать
на слух читаемый текст.
8.Развитие творческих способностей, воображения.
9.Обогащение словаря формулами словесной вежливости.
10.Совершенствование фонематического слуха.
11.Совершенствование умения путём аппликации составлять коллективную композицию
12.Воспитание патриотизма, любви к Родине.

Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, слайды с видом родного села, клубок, фонограмма песни «С чего начинается Родина», фонограмма «Вальс дождя» Ф. Шуберта, фонограмма русской народной мелодии спокойного темпа, кукла «Незнайка», ватман, клей, фотографии с видами Краснормейского, кисти, салфетки на каждого ребёнка.

Воспитатель входит в зал. Обращает внимание детей на «волшебный клубочек», лежащий на полу.
В.- Посмотрите, какой необычный гость. Давайте с его помощью вспомним наши имена и фамилии. А как можно это сделать? (Предположительные ответы детей)
В. – Давайте, мы будем передавать клубочек друг другу, и называть своё имя и фамилию. Но, прежде, давайте вспомним, какими словами мы можем приветствовать друг друга? (здравствуйте, добрый день).

Игра «Давайте познакомимся».

В . – Ребята, каждый из вас назвал своё имя и фамилию.
-Кто же вам дал имя и фамилию? (родители, мама, папа)
-А когда родители дали их вам? (когда родились)
В .- Правильно. У каждого человека есть день рождения, а у чего ещё может быть день рождения? (у книг, машин, городов, посёлков)
В . – Верно. Свой день рождения есть у книги, игрушки, дома, посёлка, даже у целого города. Им, как и людям дают «имена».
В .- Ребята, у каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Россия)
-А как называют жителей нашей страны? (Россияне)
В. – Ребята наша страна самая большая в мире (показ карты на слайде). Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина. Ребята, а вы знаете стихи о родине? (Да)

Чтение стихотворения Татьяны Боковой. Родина

В.- Замечательно. Ребята, а как называется село, в котором мы живём? (Красноармейское)
В.- Наше село наша малая родина. Но давным-давно наше село носило совсем другое название, а называлось оно Колдыбань и сейчас я вам расскажу почему. (рассказ воспитателя)

За многолетнюю историю существования нашего села сюда приезжали жить люди разных национальностей. В нашем селе дружно живут русские, татары, чуваши, мордва, украинцы и многие другие национальности. У каждого народа свои традиции, культура и,конечно, свой язык. Я – русская и говорю на русском языке, а вы знаете, на каких языках говорят другие народы?

Игра «Назови национальный язык».

В. – У каждого народы есть и свои национальные игры и я вам предлагаю сейчас сыграть в русскую народную игру «Заря».

(Игра проводится под русскую народную мелодию. Дети проговаривают стихотворный текст и выполняют действие.)

В. – Хорошо поиграли, молодцы. Теперь приглашаю вас на лесную полянку около нашего посёлка. (Показ слайда)
В. - Давайте закроем глазки и представим, что мы находимся не в детском саду, а на этой полянке. (Минутка релаксации под звуки природы)
Появляется Незнайка.
Н.- Привет! Ребята, а куда я приехал? (Ответы детей)
- Как называется ваш посёлок? (Ответы детей)
Н.- Я живу в Цветочном городе, у нас много цветов. Знаете, как там красиво! У нас в городе много разных зданий, но я забыл, как они называются. Может вы поможете мне вспомнить их названия? (Да)
Н.- Тогда слушайте мои загадки.
В этом домике врачи
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых.
(больница)
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
(школа)
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…
(детский сад)

Ты можешь здесь купить конверт.
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет.
Ведь это здание - …
(почта)
Если кто- то заболел.
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую…
(больницу)
Если холодильник пуст,
Закончились продукты.
Ты сюда входи скорее.
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее.
В нашем…
(магазине)
Н.- Молодцы. Все мои загадки отгадали. Ой! Что за чудеса! (Обращает внимание на экран)
Эти здания есть в вашем посёлке? (Ответы детей)
Н.- А давайте, ребятки, сейчас немного разомнёмся и проведём физминутку:
Физминутка «Мы по улицам шагаем».
Н.- А вы знаете название улиц вашего посёлка? (Ответы детей)
Н.- Что и домашний адрес знаете? (Ответы детей)

Игра «Назови домашний адрес».

Н. – Какие вы молодцы, так много знаете о своём посёлке. А вот я всегда всё забываю. Знайка говорит, что у меня ветер в голове гуляет. Мне очень хочется рассказать своим друзьям о вашем посёлке. Помогите мне, пожалуйста. Сделайте для меня газету. У вас здесь и картинки есть, и бумага, и клей. Согласны? (Да)
Н.- Тогда за работу.

Коллективная работа «МОЁ СЕЛО РОДНОЕ».
Н.- Спасибо ребята. Замечательно получилось. Только напомните, пожалуйста, что интересного есть в вашем посёлке.
(Дети комментируют изображение на газете.)
Н. – Я вернусь в свой Цветочный город и расскажу о вашем селе Красноармейское Красноармейского района Самарской области своим друзьям. А вы, Юлия Викторовна, проводите меня, пожалуйста, чтобы я опять не заблудился.
В. -Ребята, попрощайтесь с Незнайкой. (До свидания!)

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Стихотворение Т. Боковой «Родина»:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Русская народная игра «Заря»:
Все встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, солнышка сестрица
По небу ходила, лучи обронила,
Лучи золотые, Ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу, их задача первому занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Физкультминутка «Мы по улицам шагаем».
Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями:
Мы по городу идём (маршируют)
Звонко песенку поём (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носок)
Делай шаг - раз, два (маршируют)
Взмах руками - три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову вправо – влево)
Руки верх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко (подпрыгивают)
И побегаем легко (бег на месте)

МКДОУ Детский сад № 32 «Рябинка» п.Вяртсиля

Проект «Моя малая Родина»

Старшая группа « Б»

Воспитатели: Приходько В.В.

Руппиева Ж.Л.

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Б».

Тема : «Моя малая Родина»

Воспитатели : Приходько В.В., Руппиева Ж.Л.

Вид проекта : групповой, краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации : октябрь м-ц (2 недели)

Цель проекта:

  1. Воспитание гражданина и патриота своей страны.
  2. Формирование у детей любви к Родине, родному поселку и его истории, чувство ответственности, желание беречь его.
  3. Воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о достопримечательностях поселка Вяртсиля.
  4. Воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем.
  5. Обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.

Задачи проекта :

Дать знания детям о родном поселке Вяртсиля: достопримечательности, промышленные объекты;

Познакомить детей с рекой Янис, ее расположением в поселке;

Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

Знакомство детей с традициями, трудом и бытом односельчан;

Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательности, природа).

Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному поселку Вяртсиля является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Предполагаемый результат:

1.В ходе реализации проекта дети получают знания о своем поселке Вяртсиля (достопримечательности, труд жителей).

1.Дети начнут проявлять интерес к событиям, жизни поселка, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Изучение методической литературы

Составление перспективного плана

Создание развивающей среды

Подбор игр и оборудования

Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

2 этап - реализация проекта

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

3 этап - заключительный

Оформление альбома о поселке

План мероприятий по проекту «Моя малая Родина»

Путешествие по фотографиям

Рассказ воспитателя о поселке

Знакомство с достопримечательностями поселка Вяртсиля

Рассматривание рисунков, построек

Экскурсии по улицам поселка (библиотека, тренажерный зал, центральная площадь, Администрация)

Работа с родителями:

1.приобщение родителей к созданию единого образовательного процесса.

2.расширение форм работы с семьей (помощь родителей в организации экскурсий).

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Перспективный план работы

Подготовительный этап

Составление плана работы с детьми; подбор материала для бесед, наблюдений и игр

Способствовать возникновению интереса у детей и родителей участию в проекте; создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.

Дети, воспитатели родители

Основной этап

Занятие - Познание. Беседа с детьми. Тема: «Наш поселок Вяртсиля»

Познакомить детей со своей малой родиной. Дать знания о поселке Вяртсиля: достопримечательности промышленных объектов, местоположение на карте. Формировать гражданские, семейные, патриотические чувства.

Дети и воспитатели

Целевая прогулка. Тема: «Улицы нашего поселка»

Расширять и систематизировать знания детей о поселке: о названии и расположении улиц.

Рассмотреть с детьми объекты поселка (детский сад, школа, почта, метизный завод, больница, библиотека и дом творчества)

Дети и воспитатели

Занятие: художественное творчество - рисование.

Тема: «Наша улица»

Продолжать обогащать знания детей о родном крае. Учить детей отражать в продуктивной деятельности свои впечатления и знания об улицах поселка. Развивать творческие навыки и способности детей.

Дети и воспитатели

Игровая и конструктивная деятельность. Тема: «Улица села» (крупный и мелкий конструктор)

Развивать конструктивные способности детей. Учить сооружать постройки, полагаясь на свой опыт. Воспитывать умения играть в коллективе, договариваться между собой, планировать свою работу, дружеские взаимоотношения.

Дети и воспитатели

Занятие - Познание. Тема: «Жизнь и быт людей нашего поселка»

Формировать у детей представления о труде взрослых в нашем поселке, значимость этого труда. Продолжать развивать познавательный интерес у детей. Воспитание патриотических и семейных чувств.

Дети и воспитатели

Занятие - художественное творчество - рисование. Тема: «Дом в котором я живу»

Развивать продуктивную деятельность у детей. Продолжать учить отражать в рисунке свои впечатления, рисовать по памяти свой родной дом. Воспитывать аккуратность, старание, дружелюбие.

Воспитатель и дети

Занятие - аппликация. Тема: «Многоэтажный дом»

Учить детей планировать свою работу. Закреплять навыки пользования ножницами, кисточкой и клеем. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

Воспитатели и дети.

Игровая и конструктивная деятельность детей «Домик с окошком»

Продолжать учить детей сооружать различные постройки, развивать творческие способности, дружелюбие.

Воспитатели и дети

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с библиотекой, с профессией библиотекаря. Рассматривание стеллажей с книгами, беседа с библиотекарем. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Воспитатели, дети, родители.

Экскурсия в тренажерный зал

Дать детям понятия о профессии - тренер. Познакомить с тренажерным залом, оборудованием, его назначением и пользе для здоровья человека. Продолжать обогащать знания детей родном крае.

Дети, воспитатели, родители.

Чтение художественной литературы

В.Степанов 2Что мы родиной звали», «Наш дом», Ю.Ширяев «О городе моем», И.Суриков «Вот моя деревня», П.Воронько «Лучше нет родного края», Э.Шим «Где наша деревня».

Воспитатель, дети

Конечный продукт проекта:

Выставка детских работ по темам

1. наша улица

2.дом, в котором я живу

3.многоэтажный дом.

Литература:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в старшей группе (ФГОС).

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением».

Т.В.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 - 6 лет»