«Ночной город». Рисование в технике граттаж в подготовительной группе

Конспект НОД "Мальчик с пальчик" подготовительная группа

автор: Корякина Алёна Васильевна,воспитатель МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №53" Свердловская область, город Асбест
Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет)по теме "Мальчик с пальчик".Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Группа: подготовительная (6-7 лет)
Образовательная область: Художественное творчество
Вид НОД: рисование
Тип НОД: комбинированный
Тема: Мальчик с пальчик
Планируемый результат:
-Дети знают произведение «Мальчик-с-пальчик».
- Дети доброжелательно относятся к сверстникам и их работам.
- Стараются достигнуть качественного результата, работу выполняют аккуратно.
-Демонстрируют активность в беседе по произведению, умеют вести диалог;
-Активно применяют ранее усвоенные способы изображения человека, (размер, формы туловища);
-Демонстрируют умение работать с изобразительным материалами (акварель) и инструментами (карандаш, кисть);
-Стараются достичь качественного результата, аккуратно выполняя работу;
-Проявляют доброжелательность к сверстникам и к их работам;
-В процессе рисования держат осанку, принимают активное участие в физминутке;
-Правильно держат осанку, демонстрируют умение рисовать мелкие части на рисунке, принимают активное участие в физминутке;
-Совместно с воспитателем планируют последовательность рисования человека, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку, самоанализ, взаимоонализ.

Цель: Совершенствовать у детей навыки рисования человека.
Задачи:
Воспитательная:
Воспитывать нравственную культуру личности (доброжелательность к сверстникам и их работам).
Воспитывать потребность в достижении качественного результата, аккуратность.
Развивающая:
Развивать интегративные личностные качества: «Любознательный, активный» (, интерес к рисованию; умение вести диалог);
«Физически развитый» (держать осанку, развивать мелкую моторику в процессе рисования, принимать активное участие в физминутке);
«Овладевший предпосылками УУД» (совместно с воспитателем планировать последовательность рисования человека, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самоанализ, взаимоанализ, самооценку, взаимооценку).
Образовательная:

Изобразительная: активно применяют ранее усвоенные способы изображения человека.
Техническая: Учить работать с изобразительным материалами (акварель) и инструментами (карандаш, кисть).
Композиционная: Побуждать детей рисовать крупно, располагать рисунок на всей плоскости листа, достигать качественного результата, аккуратно выполняя работу.
Цветовая: учить получать цвета телесных оттенков разной светлоты и насыщенности используя смешивание цветов.
Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип деятельности.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Методы обучения:
Методы организации познавательной деятельности: объяснение, беседа, демонстрация, иллюстрация, повторение, практическая работа.
Методы по уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, объяснительно-иллюстративный.
Методы стимулирования: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха, поощрение.
Методы развития творческих способностей: создание креативного поля, творческое задание.
Методы контроля и диагностики: самоконтроль, наблюдение, анализ детской деятельности.
Методы воспитания: беседа, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Дидактические средства: простой карандаш, бумага, акварель, кисточки, баночки с водой, опорные рисунки этапов, цветовая модель.
Связь НОД с другими образовательными областями: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическое развитие»
Список литературы: 1.Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» [Текст]- М.2013
2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2010. 1. Организационный (мотивационно-целевой) этап
2. Восприятие;
3. Объяснение приемов работы;
4. Физминутка;
5. Вопросы на уточнение;
6. Практическая работа;
7. Анализ детских работ;
8. Подведение итогов.

Ход деятельности

Организационный (мотивационно-целевой) этап
Задача: собрать внимание детей. Смотивировать их на предстоящую деятельность.
Ребята подойдите ко мне! Пока я шла к вам в гости надо мной пролетела белая сова и выронила письмо. Вы хотите узнать, что там и кто его написал?
-Да, хотим!
-Итак, давайте откроем письмо и внимательно прочтем!
-ребята здравствуйте это король из сказки мальчик – с-пальчик я хочу вас попросить помочь мне нарисовать его. Я хочу сделать у себя в королевстве выставку- музей моего мальчика – с-пальчика, но один я не смогу все это сделать. Вы поможете мне?
- да поможем!
Вот ребята что написал нам король.

Восприятие (актуализация знаний о рисунке, фиксация затруднений в деятельности)
Задача:
Актуализацировать знания о
рисунке, фиксация затруднений в деятельности.

А вы помните что-нибудь из этой сказки? Давайте проверим:
-Сколько было сыновей у дровосека?
(ответы детей)
Куда пошли дети за хворостом?
(ответы детей)
Что случилось с детьми в лесу? (предположительные ответы детей)
-как дети добрались до дома?(ответы детей)Ребята вы хорошо помните сказку молодцы
А вот и портрет мальчика – с-пальчика
-скажите, чем он отличается от рисования обычного человека?
(ответы детей)
Расскажите мне пожайлуста, что есть у мальчика-с-пальчика?
- туловище голова, руки, ноги, глаза, рот, нос.
Правильно ребята!
Посадка детей за столы
Посмотрите, как я нарисовала мальчика-с-пальчика он у совушки будет висеть в музее самым первым.

Проблемное объяснение приемов работы
Задача: учить рисовать сказочного героя стараясь передать особенности внешнего вида воспитывать потребность в достижении качественного результата;
-Скажите мне, чтобы правильно нарисовать мальчика-с-пальчика с чего мы начнем?
-Мы начинаем с туловища,
Я буду рисовать туловище в центре листа.
Затем мы нарисуем ножки, шейку, голову, ручки. Мальчика-с-пальчика мы будем рисовать разными цветами только туловище светло-коричневым цветом, так как цвет нашей кожи светло-коричневый. Глазки можно нарисовать голубым, зеленым или коричневым. Губки розовыми. Бровки и реснички черными.
Одежду можно нарисовать разными цветами.

Физминутка
Задача:
снять мышечное напряжение.
Перед тем как приступить, к работе сначала давайте проведем физминутку.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз.

Вопросы на уточнение (первичное закрепление во внешней речи)
Задача:
Развивать умение активно применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании человека.
Скажите, что у нас должно получится?
-«мальчик-с-пальчик»
С чего начнем? Ребята вот перед нами схема рисования мальчика-с-пальчика, давайте посмотрим на нее
(проговариваем план рисования с опорой на динамические схемы) - сначала рисуем рубашечку, затем штанишки, ручки шейку и головку. давайте добавим ушки, затем добавим ручки и ножки
- затем ребята нарисуем волосики, глазки, носик, ротик, кармашки на штанах. А каким цветом мы будем его рисовать?
- разными цветами только туловище розовым.
А теперь давайте закроем глазки и представим, какой у нас мальчик-с-пальчик?
(спросить 1-2 человек, какого они представили мальчика)
Практическая работа
(с самопроверкой)
Задачи.
Продолжать учить детей смешивать краски при получении оттенков одного итого же цвета, совершенствовать приём рисования кистью.
Педагог наблюдает за деятельностью детей, побуждает к самоконтролю, самоанализу.

Индивидуальная работа воспитателя по коррекции ошибок в рисовании пропорций человеческой фигуры, советую детям подбирать цвета по соотношению друг к другу.
Помогаю советом при смешивании краски для получения оттенков одного итого же цвета, напоминаю о приёмах рисования кистью.

Включение знаний в систему повторения
Задача: закрепить представления об отличительных особенностях человека.
Ребята вы уже закончили?
Какие вы молодцы. Давайте выложим ваши портреты мальчиков-с-пальчиков на ковер и полюбуемся ими.
Ребята, а чья вам работа больше понравилась?
-почему ты так считаешь?
Чем отличается рисование мальчика-с-пальчика от обычного человека. Ребята вы постаралась королю понравятся ваши работы
Вот какие мальчики с пальчики получились у наших ребяток!!!

В образовании и воспитании детей 6–7 лет первоочередной становится задача подготовки ребят к школе. Каждое занятие направлено на формирование и закрепление тех умений и навыков, а также на развитие личностных качеств, которые необходимы будущему первокласснику для обучения в начальной школе.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют всестороннему развитию дошкольников: отвечают познавательным потребностям детей, способствуют расширению словарного запаса, прививают чувство прекрасного. Рисуя, ребята учатся прогнозировать и анализировать действия, поэтапно создавать композицию с учётом начальных знаний о перспективе, выполнять различные приёмы карандашом или кистью, чем готовят руку к важнейшему процессу в первом классе - освоению письма.

Для подготовительной группы одной из самых интересных тем для урока рисования, несомненно, станет «Птицы», где будут рассмотрены как перелётные, так и домашние пернатые.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками подготовительной группы три раза в неделю. По лепке и аппликации занятия чередуются и проводятся раз в две недели, по рисованию - два занятия каждую неделю.

Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке рабочей программы по рисованию в подготовительной группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 6–7 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждого последующего рисунка, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники подготовительной группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, умеют смешивать гуашь и высветлять акварельные краски. Опираясь на эти навыки рисования у ребят, воспитатель учит их видеть красоту цветового многообразия окружающего мира и передавать зримое на листе бумаги плавными переходами, акцентами. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, владеют разными способами рисования кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины. Но их нужно научить рисовать цветными карандашами. В подготовительной группе ребята учатся аккуратно закашивать контуры карандашной штриховки, применяя различную степень нажима.
  • Обучение следованию словесными указаниям и прогнозированию действий. Прямой показ как метод работы не проводится воспитателем в подготовительной группе (исключение только для первого опыта рисования новыми материалами - пастелью, сангиной, мелом, а также индивидуального показа для тех, у кого возникают трудности в выполнении задания). С воспитанниками обсуждается план действий по рисованию предмета или сюжета, конкретные практические приёмы. В возрасте 6–7 лет ребята могут самостоятельно восстановить этапы рисования показанного им образца готовой работы по заданию.
  • Разработка собственного замысла. Старшим дошкольникам предоставляется максимальная свобода в продумывании образа для рисунка, материалов и приёмов, которые нужны для зрительного воплощения.
  • Игра - по-прежнему основной вид деятельности у ребят, поэтому обучать приёмам рисования следует с активным использованием игровых форм. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

  • Занятие по рисованию в подготовительной группе

    В старшей группе ребята ознакомились с тремя видами рисования: предметным, сюжетным и декоративным. В подготовительной группе большое значение уделяется рисованию по представлению. Воспитанники работают со зрительными образами памяти, анализируют демонстрируемые иллюстрации и другие наглядные материалы. Занятия по теме «Птицы» не предполагают закрепления и оттачивания навыка рисования с натуры. Изображения птиц ребята рассматривают на картинках и плакатах, воспитатель обращает внимание на птиц во время прогулки - ребята выделяют особенности различных видов птиц (размер, форма головы/туловища/клюва, цвета и оттенки в оперении) и фиксируют их характерные движения: птица села на ветку, взлетела, клюёт ягоды, плывёт и т. д. По представлению ребята рисуют и образы сказочных птиц (Жар-птица, Финист).

    Передача в изображении этих движений в простых действиях - основная задача сюжетного рисования в подготовительной группе. Ребята переносят на лист бумаги своих ощущения от окружающей действительности, изображают смысловые связи между объектами и предметами. По теме «Птицы» воспитанники продумывают сюжетный момент, стараются заполнить изображением всю площадь листа, помня о перспективе (ближние объекты рисуются ниже на листе, дальние - выше).

    Тема «Птицы» раскрывается и в декоративном рисовании старшими дошкольниками. Это условные изображения птиц в составе сложного узора для декорирования тарелки, шкатулки, разделочной доски, подноса и других предметов. Дети могут нарисовать птиц по мотивам городецкой, хохломской и гжельской росписей, филимоновской, дымковской и богородской игрушек.

    Образцы работ по теме «Птицы», выполненные в различных способах рисования.

    Пример предметного рисования Пример сюжетного рисования Рисование по представлению героев басни Пример рисования по представлению Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки Декоративное рисование по мотивам филимоновской игрушки

    Техники и приёмы рисования в подготовительной группе.

    Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима в процессе штриховки). Простым карандашом ребёнок учится создавать предварительный набросок: обозначает контуры предмета без прорисовки отдельных элементов. Для яркого выделения контуров и деталей раскрашенных объектов могут быть использованы цветные фломастеры.


    Карандашный рисунок воспитанницы подготовительной группы

    При рисовании красками старшие дошкольники отрабатывают навыки смешивания и выбеливания красок на палитре для получения нужных по замыслу цветов и оттенков. В подготовительной группе ребята используют в работе приёмы примакивания и мазков, рисуют как всем ворсом кисти, так и кончиком.

    Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков. На всей площади листа воспитанники рисуют расплывчатый фон акварельными красками.


    Рисунок акварелью воспитанника подготовительной группы

    Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.


    Рисунок гуашью воспитанницы подготовительной группы

    В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

    По теме «Птицы» проводятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

    Примеры рисунков птиц, выполненных в нетрадиционных техниках.

    Примеры работ в технике пальчиковой живописи Рисунок в технике граттаж Рисунок в технике граттаж Пример работы в технике граттаж (раскрашенным цветным фоном основы) Рисунок в технике печатания Пример кляксографии Пример монотипии в детском рисунке Работа в технике монотипия Работа в технике поинтилизм (рисование ватными палочками)

    Рисование по теме «Птицы» в подготовительной группе можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие акварельные и гуашевые рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке синицы карандашами можно приклеить слепленные из пластилина зёрна или жатые кусочки салфетки в качестве «хлебных крошек». Изображение ветки, на которую сел снегирь, хорошо дополнить пластилиновыми ягодами рябины. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: небо, полянку, листья деревьев или снег на ветке.

    Примеры рисунков птиц в сочетании с другими изо-техниками.

    Ягоды выполнены в технике сминания бумажных элементов Рисунок дополнен пластилиновыми элементами Сочетание техник рисования и аппликации Сочетание техник рисования и аппликации (коллективная работа) Дополнение рисунка пластилиновыми элементами Рисунок красками с пластилиновыми элементами Смешанная техника (рисование и аппликация)

    Индивидуализация заданий по теме «Птицы» в подготовительной группе.

    Индивидуальный подход в обучении реализуется через личностный подход к учащимся, разработку дифференцированных заданий (по уровню сложности или по замыслу) и настрой занятий не на «среднего ученика», а на развитие умений и навыков каждого ребёнка в группе. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Педагог должен знать особенности внимания и памяти, степенью владения тем или иным навыком, стремлением работать в группе или обособленно у каждого ребёнка. Непосредственно во время проведения занятия воспитатель должен обращать внимание на эмоциональное состояние воспитанников: увлечённые и активные ребята должны получить задание с усложнением, а те, кто неуверен в своих способностях или пребывает по каким-либо причинам в плохом настроение, получают посильные выполнению задания. Варианты заданий для успевающих воспитанников: дополни рисунок пластилиновым элементами (ягоды рябины, глаза птицы, листья на ветке); укрась работу аппликацией (ствол дерева, трава, цветы) или природным материалом (листья, веточки); проработай фон детально или в технике пластилинография (рисование пластилиновыми мазками травы, кроны дерева, облаков, неба и солнца).
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни. Например, на занятии по теме «Синички» воспитатель может спросить, когда и где ребята видели этих птиц. Кормили они их? Делали для них кормушки (с родителями или в младших группах)? В начале занятия «Домашние птицы» рекомендуется провести беседу: кто из ребят на каникулы уезжает за город, видели ли они птичий двор, какие птицы держут в деревнях; у кого дома живут попугаи, канарейки или другие декоративные птички, какие у них особенности (оперения, голосовые).
  • Свобода творческого замысла и его воплощения. Дети 6–7 лет активно анализируют предстоящую по заданию работу, продумывают этапы создания рисунка. Воспитатель не должен ограничивать фантазию воспитанников, но направлять её в нужном направлении. Детям должен быть предоставлен доступ к стеллажу/шкафу с кистями, красками, карандашами, инструментами для нетрадиционных техник и материалами для лепки и аппликации.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей. В игре дети учатся правильно определять взаимоотношения и связи между объектами и явлениями окружающего мира. Играют ребята 6–7 лет, предварительно продумав сюжет игры, совместно распределив роли и ход игры. При решении проблемных ситуаций воспитатель должен побуждать ребят активно делиться личным опытом и примерами из жизни, высказывать своё мнение, видение ситуации и способов решения. Педагогу необходимо зародить в детях желание говорить открыто, вступать в обсуждение и анализировать идеи других обоснованно. Примеры логических игр по теме «Птицы»: найди одинаковые картинки с изображением птиц, обведи по точкам контур и назови птицу, изобрази сам характерную позу птицы, узнай птицу по силуэту, уменьши изображение птицы (нарисовать похожий силуэт птицы меньшего размера). В проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста должно содержаться практическое решение (дай ответ и нарисуй, покажи персонажу птицу, сделай картинку на память для гостя).
  • На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

    Тема для занятия по рисованию должна быть обобщённой и давать возможность каждому воспитаннику пофантазировать. Например, тема «Домашние птицы» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: какую именно птицу изображать (птица живёт в квартире или во дворе деревенского дома), выполнять работу в рамках предметного рисования или сюжетного, выбирать степень детализации фона и т. д. Для каждого рисунка дети самостоятельно выбираю цветовую гамму, в которой будут рисовать (тёплые или холодные цвета), могут использовать дополнительные материалы для дополнения работы лепкой или бумажной аппликацией, если остаётся время после выполнения основного задания.

    Тема «Птицы» в перспективном планировании по рисованию в подготовительной группе.

    В разделе «Рисование» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении рисованию по представлению, рисованию образов народных сказок и художественных произведений,декоративному рисованию.

    Мотивирующее начало занятия

    Одной из задач обучения рисованию из бумаги является развитие мотивации к работе с карандашами, красками, пастелью. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядные материалы: тематические плакаты (птицы домашние, перелётные, остающиеся на зимовку), фотографии, иллюстрации в книгах, фигурки птиц, игрушки-птицы народных мастеров.
  • Использование текстов народных сказок и авторских литературных произведений.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Проведение тематических подвижных или логических игр, создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.
  • Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы».

    В начале занятия воспитатель обращается к детям с вопросом, хорошо ли они помнят ранее прочитанную ими сказку «Серая шейка». Проводится беседа по содержанию сказки: по каким причинам уточка не улетела вместе со своей стаей, что происходило в сказке до момента встречи с охотником, как вела себя лиса, а как - уточка, как она познакомилась с зайцем и т. д.
    Воспитатель зачитывает отрывки из сказки: с каким чувством птицы собираются к дальнему путешествию в тёплые края; описание осеннего дня, когда Серая шейка осталась одна, а в небе пролетали стаи перелётных птиц; сцена у полыньи; встреча с зайцем и др.
    Проведение логической игры «Найди отличие»: на доску крепятся две картинки с изображение одной и той же иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка, но на одной из них есть отличия. Воспитатель оговаривает, сколько отличий должны отыскать ребята. Создание сюрпризного момента : почтальон приносит в группу письмо. Его написал Незнайка, он сообщает ребятам, что Знайка загадал ему очень сложную загадку, ответ он никак не может дать правильный. Незнайка прочит ребя помочь ему разгадать загадку и прислать ему в обратном письме иллюстрацию отгадки.
    Загадка :
    Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зернышки клевать.
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять.
    Далее проводится беседа по изучению наглядного материала (картинки с изображением снегирей): ребята определяют особенности строения птицы, оперения, позы.
    Физкультминутка «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири».
    Возможно, проведение логической игры «Найди снегирей в одинаковых позах»: на столе лежат картинки с изображением снегирей (в полёте, клюют ягоды, сидят на ветке, прыгают и др.), ребята должны найти одинаковые. Для проведения занятия подготавливает фоновое сопровождение — аудиозаписи с пением лесных птиц; наглядный материал — иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым.
    В начале занятия воспитатель проводит ребя на выставку иллюстраций, рассказывает о художнике Юрии Васнецове. После проводится беседа : каких птиц ребята увидели на картинах, какие краски преобладают в показанных работах и т. д.
    Воспитатель читает потешку :
    Ах, ты, совушка-сова,
    Ты большая голова,
    Ты на дереве сидела,
    Головой своей вертела,
    С дерева свалилася,
    В яму покатилася.
    Спрашивает, о какой птице эта потешка, и просит найти на выставке иллюстрацию с ней. Обсуждение изображения совы: особенности строения птицы, оперения, позы, на чём сидит, какими краски использовал художник для рисунка птицы. Воспитатель спрашивает, встречали ли они сову или филина в сказках, стихотворениях, песнях и мульфильмах, а, возможно, видели эту птицу за городом или в зоопарке.
    Подвижная игра «Совушка»: в середине игровой комнаты обозначается гнездо совы, куда встаёт первый водящий. Воспитатель объявляет, что в лесу настала ночь, водящий закрывает глаза, а остальные ребята изображают различных обитателей леса - насековых, птиц, зверушек, они бегают и играют. Когда воспитатель говорит, что настал день, дети замирают, а сова вылетает из гнезда и смотрит, все ли сохраняют неподвижность, тех, кто двигается, совушка уносит в своё гнездо. После подсчитывается, скольких сова сумела поймать, и выбирается новый водящий.

    Составление конспекта на тему «Птицы».

    Целью занятий по рисованию на эту тему является создание изображений различных видов птиц в характерных позах, сюжетных сценок, сказочных образов. Занятие по рисованию в подготовительной группе составляет не более 30 минут и содержит обязательные этапы:

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.
  • Проведённое занятие воспитатель должен проанализировать и наметить пути коррекции методов и форм работы в последующей обучающей деятельности.

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему «Птичий двор».
    В начале занятия проводится короткая разминка: дети за воспитателем движения под строки стихотворения о гусе.
    Создание игрового момента: в гости к ребятам пришла кукла и приглашает их посмотреть на её птичий двор, предварительно она загадывает детям загадки о птицах.
    Кукла показывает детям изображение птичьего двора. Воспитатель проводит беседу. Какие птицы изображены на плакате? Почему эти птицы называются домашними? Зачем люди держат и разводят домашнюю птицу?
    Проведение физкультминутки под стихотворение о домашних птицах.
    Практическая часть: ребята выполняют рисунки цветными карандашами.
    Демонстрация работ. Ребята выделяют особенно удачные рисунки.
    Воспитатель благодарит всех за проделанную работу и интерес к занятию.

    Порядок выполнения рисунков на тему «Птицы».

    Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать фигуру птицы, будут ли они предварительно создавать фон и как, какие смешанные техники подходят для выполнения задания, можно ли использовать приёмы лепки и аппликации для оформления готового рисунка. Путём наводящих вопросов и подсказок воспитатель подводит ребят к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Допускается использование технокарт с поэтапным рисованием фигуры птицы для тех ребят, которые испытывают трудности в выполнении задания.

    Схемы поэтапного рисования перелётных и домашних птичек.

    Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию цветными карандашами Инструкция по рисованию гуашью Инструкция по рисованию карандашом Схема рисования красками Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования

    Рисование на тему: Зима для детей 5-7 лет

    «Зимнее солнце». Мастер – класс для воспитателей

    Средина О.С. воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинской обл.

    Цель:
    Знакомство дошкольников с возможностями ограниченной палитры в передаче цвета.
    Обучение приемам работы на большом формате (А3).
    Задачи:
    Обучать способам работы плоскими и круглыми щетинными кисточками гуашью
    Совершенствовать работу с палитрой по составлению оттенков холодных и теплых цветов,
    Формировать умение замечать, видеть и описывать цветовые нюансы
    Воспитывать любовь к родной природе.
    Развивать любознательность.
    Материалы:
    Формат А3, палитра, две губки, гуашь белого, синего, алого и желтого цветов. Пластиковая ложечка. Кисти щетинные круглые и плоские (№ 1-5).
    Литературные материалы:
    Стихи русских поэтов
    Предварительная работа:
    1 Рассматриваем презентацию с фотографиями зимних пейзажей. В ней подобраны изображения восходящего или садящегося зимой солнца. Любуемся красотой родной природы.















    2 Слушаем стихи о зиме.
    С. Есенин
    Белая берёзка под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках снежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.
    И стоит берёза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря, лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.
    Варианты:
    А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."; А. А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка"; А. Н. Апухтин "Ризой белою, пушистой"; Л. А. Мей "Двойным зеленым строем..."; С. А. Есенин "Пороша" ; А. С. Пушкин "Зимняя дорога" 4 С. А. Есенин "Поет зима - аукает" ; И. А. Бунин "Метель"; С. Д. Дрожжин "Снег летает и сверкает..."; Н. А. Некрасов "Мороз-воевода" ; А. С. Пушкин "Зима!.. Крестьянин, торжествуя..."
    Н. А. Некрасов "Мужичок с ноготок" ; А. С. Пушкин "Встаёт заря во мгле холодной..."; А. А. Блок "Ветхая избушка" ; К. Д. Бальмонт "Снежинка"; А. С. Пушкин "Зимнее утро" ; И. З. Суриков "Зима" ; Ф. И. Тютчев "Чародейкою Зимою..." ; А. А. Фет "Чудная картина..."
    3 Беседуем о цвете неба (розовое, сиреневое) и солнечного диска. Находим оттенки солнца: белый, желтый, светло-желтый, золотистый, оранжевый, розовый…
    Размышляем о солнце. Почему оно зимой только светит, а не греет? Почему на экваторе не бывает зимы, в Африке – снега? Видим ли мы на самом деле лучи от солнца, которые обычно рисуем? Какое солнце зимой – в сумерках или в тумане, в изморози: четко очерченное или выглядит как размытое пятно?
    Практическая работа
    Рисуем вместе с педагогом. Вариации приветствуются. Это может быть расположении линии горизонта, количество деревьев, сугробов, расположение следов на снегу.
    Описание:
    1). Берем лист формата А 3 и подготавливаем фон. Для этого берем две губки. Смачиваем их водой. Как вариант - можно смочить водой лист. На одну губку выкладываем немного белой и алой гуаши, на другую – белой и синей. Небо будет у нас розовым. А снег – голубым.







    2) Работаем с палитрой. Выкладываем белую и синюю гуашь. Белую – с помощью ложечки (чтобы в баночке оставалась белая, а не грязная краска). Даже чисто промытая кисточка, набирая белую гуашь, добавляет в нее свой оттенок. Смешиваем, получая голубой цвет (можно составить несколько оттенков).
    Белую гуашь и желтую смешиваем, получая бледно- желтый цвет.
    Желтую и красную смешиваем, получая оранжевый цвет.
    Белую и оранжевую смешиваем, получая бледно-оранжевый цвет.
    3) Солнце встает (или садится). Значит, его круг будет лишь немного подниматься над линией горизонта. Солнце помещаем чуть правее или левее центра листа. Выкладываем белый цвет в центр солнечного круга. Обводим плавными движениями маленький солнечный круг большим желтым, оранжевым, светло-оранжевым. Чистой влажной кисточкой размывам переходы от одного цвета к другому.





    4)
    Рисуем голубые ели на линии горизонта. Располагаем их не как заборчик из одинаковых по высоте елочек, а в свободном порядке.



    5) Поговорим о композиции листа. Красиво, правильно ли будет, если большое, главное на картине дерево будет располагаться прямо посредине рисунка? А если дерево прижмется к краю – останется ли оно главным? Где же его нужно нарисовать? Чуть правее или левее центра листа.
    Синей гуашью рисуем ствол дерева на первом плане. Представляем, что это старый – старый дуб. Сначала рисуем его длинные боковые ветви, а затем – тонкие веточки.







    6) На снегу появляются сугробы и следы.
    Кто их оставил? Можно поиграть в игру, вспоминая кто не спит зимой в лесу, и какие
    следы кому принадлежат.







    7) На стволе – вертикальными черточками голубого оттенка – кора. Рядом со старым дубом – молодое деревце.
    8). Берем самую толстую круглую щетинную кисть. Сухой кисточкой набираем голубую гуашь и, держа ее вертикально, наносим мазки, имитируя покрытые снегом веточки.





    9) После высыхания работы можно (по желанию) поработать над стволом старого дуба. Берем черный восковой мелок и плашмя проходим по его поверхности. Из-за неровных мазков кора становится фактурной. Мелок оставляет следы только на выступающих частях.
    Рисунки воспитанников подготовительной группы:








    Ефремова Оксана Вячеславовна

    "Ночной город " - граттаж .

    В подготовительной группе

    Когда дети учатся рисовать и знают , что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании , радость творчества становится более доступным.

    Вот и я решила показать и рассказать об этом нетрадиционном приёме "граттаж " своим воспитанникам.

    "Я о граттаже расскажу вам ,

    Он вызывает интерес.

    Ты словно фокусник царапкой,

    Рисуешь целый мир чудес. "

    1. Ребята активно разукрашивают цветными восковыми мелками на плотной бумаге.


    2. Натирают фон свечой

    3. Покрывают лист чёрной гуашью,куда добавляли жидкость для мытья посуды.





    Когда работы подсохли, дети процарапывают деревянной шпажкой или стержнем от ручки.

    В своих работах дети показывают знания, о том,как они изображают на переднем плане и как рисовать в дали .



    Детям эта техника доставила много радости, с удивлением наблюдая, как на графито- черном фоне проступают яркие линии, штрихи, требуемого сильного нажатия на изобразительный инструмент. В работах видно, какой был нажим при процарапывании.

    Итог работ :



    Воспитывает у ребёнка чувство последовательности, внимания, усидчивости.

    Чувствуют себя раскованнее и смелее.

    Создаёт у детей бодрое, рабочее настроение.

    Публикации по теме:

    ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ.

    Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования «Ёлочка» Задачи: *Учить детей передавать в рисунке впечатление от новогоднего праздника, создавать образ нарядной ёлки, используя нетрадиционные.

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Отражение в воде» Цель и задачи занятия: 1. Развивающее.

    Конспект занятия в старшей группе по теме «нетрадиционные техники рисования» (рисование по клею) " Аленький цветочек" Выполнила воспитатель.

    Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

    Здравствуйте дорогие коллеги! У нас в саду проводится много конкурсов изобразительной деятельности, мы всегда стараемся участвовать и удивлять.

    Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

    В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

    Алла Мокрецова

    Цель: создать условия для самостоятельного составления сюжетной композиции, выбора художественных материалов, изобразительно – выразительных средств; совершенствовать технику рисования, развивать художественный вкус.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций режимных моментов. Заучивание стихов на тему: «Прощай, наш детский сад».

    Материал: альбомный лист, восковые мелки, цветные карандаши.

    Ход НОД.

    Загадка: В переулке есть домок,

    Прямо терем – теремок.

    В теремочке – то кроватки стоят,

    На кроватках ребятки спят.

    Подымаются ранёхонько,

    Умываются белёхонько.

    За столами тихонько сидят,

    На еду не глядят, а едят.

    Ответы детей (детский сад).

    Этот дом называется садом,

    В нём детишки растут, как цветочки,

    Где согреты заботливым взглядом,

    Подрастают сынишки и дочки.

    Быстро пролетели ваши дошкольные годы, и вот пришла пора прощаться с детским садом. Когда вы пришли сюда впервые, вы ещё многого не умели, а теперь ваши ручки стали умелыми и вы можете слепить любую поделку, вырезать и наклеить замечательную аппликацию, нарисовать чудесную картину. Да всего и не перечислишь.

    Вы дошкольниками были.

    Вы ходили в детский сад.

    Вы из глины мастерили

    И лошадок и зайчат.

    А теперь, а теперь

    Открывает школа дверь!

    Принимает школа вас,

    Принимает в первый класс!

    В детском саду вы научились любить свою Родину, беречь природу, помогать младшим и друг другу, а главное дружить. За что вы любите детский сад? (Ответы детей).

    Почему мы очень любим

    Наш весёлый детский сад?

    Потому, что там чудесно,

    Очень – очень интересно

    И, конечно, всем известно,

    Что дружнее нет ребят.

    Оттого мы очень любим

    Наш весёлый детский сад!

    Вы ещё очень долго будете вспоминать своих друзей, весёлые праздники, детские игры и забавы. Давайте вспомним замечательные моменты из жизни в детском саду.

    1. Мы приходим в детский сад, там игрушки стоят

    Паровоз, пароход дожидаются ребят.

    2. Здесь стоят цветочки, мы их поливаем.

    3. Знаем буквы мы и слоги, выучили в садике.

    Знаем, как важны и строги цифры в математике.

    4. Любим спорт и физкультуру, делаем гимнастику.

    Это нужно для фигуры, гибкости и пластики.

    5. А ещё все наши дети рисовать любители.

    Очень любят оформлять выставки родителям.

    6. До чего же хочется посидеть в песочнице

    И построить замок, замок из песка.

    7. Снег лежит уже кругом, всё равно гулять пойдём!

    8. В это доме всё для нас: сказка, песня и рассказ.

    Шумный пляс, тихий час – в этом доме всё для нас!

    9. Поднялись мы все ранёхонько и умылись все белёхонько.

    10. Суп съедим мы и второе, хлебушка немножко.

    Будет чистою посуда, не оставим крошки!

    11. А вот мы кукол нарядили, к себе в гости пригласили!

    12. А я сегодня медсестра, кукол я лечу с утра.

    13. И поём мы как артисты, как Киркоров и Алсу.

    Все прекрасные артисты, если праздник на носу.

    14. Наш любимый детский сад стал родным для всех ребят!

    Дети рассматривают серию демонстрационных картин «Наш детский сад». Учебно – методическое пособие. Автор – составитель Н. В. Нищева. художник О. Р. Гофман СПБ «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2006г.

    Отцветут цветы у нас, улетят и птицы.

    Вы пойдёте в первый раз в первый класс учиться.

    Куклы грустные сидят на пустой террасе.

    Наш весёлый детский сад вспоминайте в классе.

    Динамическая пауза «Игрушки».

    Вот проснулись, потянулись,

    С боку на бок повернулись.

    Потягушки, потягушечки!

    Где любимые игрушечки?

    (Поднять руки вверх, потянуться).

    Бум – бум! Тра – та – та!

    Барабан гремит с утра –

    Зайчики играют,

    Лапкой ударяют.

    (Имитация игры на барабане и проговаривают бум – бум – бум).

    Вот бегут машины,

    Шуршат своими шинами.

    Жёлтые и красные,

    Все такие разные.

    (Лёгкий бег и проговаривают ш – ш – ш).

    Медвежонок взял гармошку

    Поиграть решил немножко.

    Раз, два! Поворот.

    Он танцует и поёт.

    (Повороты вправо – влево проговаривая у – у – у).

    Вот матрёшки – крошки,

    Пёстрые одёжки,

    Яркие платочки,

    Розовые щёчки.

    (Выполняется упражнение «пружинка» и проговаривается а – ах, а – ах).

    Эй, скорее посмотри!

    Куклы танцевать пошли.

    Ножки выставляют,

    В гости приглашают!

    (Ноги выставляются на пятку, и проговаривается э – эх, э – эх, э – эх).

    Вот какой весёлый мячик.

    Так и скачет, так и скачет!

    Мне б скорей его поймать,

    Чтобы снова поиграть.

    (Лёгкие прыжки на двух ногах, проговаривая бам – бам – бам).

    Всех красивей паровоз:

    Две трубы и сто колёс.

    Ну, а едут в нём игрушки –

    Куклы, зайчики, петрушки.

    (Дробный шаг с проговаривание чух – чух – чух).

    Предлагаю вам нарисовать то, что вам больше всего запомнилось из жизни детского сада.

    Самостоятельная работа детей под детские песенки «Прощай наш детский сад».

    Итог: рисунки ваши получились красивые и чудесные. По ним видно, что в детском саду вам было весело и вам грустно расставаться с ним, а нам тоже грустно оттого, что вы сюда больше не вернётесь.