План работы кружка нетрадиционные техники рисования. Кружок по рисованию в нетрадиционных техниках «Цветные фантазии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №61

имени М.И. Неделина

Согласовано

Руководитель ШМО

________/И. Н. Чернышова

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г

Согласовано

Заместитель директора

по ВР СОШ № 61

_________/Т.Б.Родионова

«____»____________2012 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №61

_________/Г.Н.Баурина

Приказ № ________________

«_____»____________2012 г.

Рабочая программа кружка

по изобразительному искусству

на 2012-2013 учебный год

Составитель: Макаренко Е.В.

учитель по изобразительному искусству

первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____________

от «___»_______________2012г.

Липецк -2012г.

Возраст обучающихся – 7-14 лет

Срок реализации программы – 3 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство - для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к Абсолютной Красоте.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Отличительные особенности и новизна программы

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых , данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего школьного возраста (от 7 до 14 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.

рассчитана на 2-3 года обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п.

Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых , в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы либо примерные программы дополнительного образования . Увеличение продолжительности обучения (в первый год обучения – 144 часа, во второй и третий год – по 216 часов в каждый) расширения и углубления традиционно преподаваемых тем.

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (фантазийные шляпы, карнавальные маски) и др.

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста

В-третьих , вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов , способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

Цель и задачи программы:

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми

основами изобразительной деятельности) :

    знакомство с жанрами изобразительного искусства;

    знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

    овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

    приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми обще учебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

        • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

          развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

        • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

          формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

          развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

      • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

        формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

        воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

        воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся.

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 576, в том числе в 1-й год обучения – 144 часа, во 2-й и 3-й год обучения – по 216 часов в каждый год. Возраст обучающихся: первого года обучения – 7-9 лет, второго года обучения – 8-10 лет, третьего года обучения – 9-14 лет.

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 10-15 чел., второго года обучения – 10, третьего года обучения – от 8 до 10. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Ф ормы и режим занятий.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

в первый год обучения – один раза в неделю по 30мин-1-ого часа с 10-минутным перерывом;

во второй и третий год обучения – один раза в неделю по 30мин.-1-огочаса с 10-минутным перерывом каждый час.

Программа

Первый год обучения.

Разделы программы

Раздел

Кол-во часов

Введение в программу

Живопись

Рисунок

Декоративное рисование

Конструирование из бумаги

Итоговое занятие

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения.

п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Количество часов

По плану

Фактически

Введение в программу

Знакомство с программой.

Особенности первого года обучения

Живопись

Свойства красок

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

Праздник тёплых и холодных цветов

Серо-чёрный мир красок

Красочное настроение

Рисунок

Волшебная линия

Точка

Пятно

Форма

Контраст форм

Декоративное рисование

Симметрия

Стилизация:

Стилизация цветов под хохломскую роспись;

Зарисовка элементов различных форм;

Зарисовка листьев различных форм;

Зарисовка цветов различных форм;

Зарисовка бутонов, ягод различных форм;

Декоративные узоры

Орнамент;

Виды орнамента;

Украинский орнамент;

Русский орнамент;

Сказочная композиция;

Зимняя композиция;

Конструирование из бумаги

Работа с рваной бумагой

Работа с мятой бумагой

Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги)

Выразительные средства графических материалов

Цветные карандаши

Гелевые ручки, тушь

Изображение весеннего пейзажа гелевыми ручками;

Изображение букета цветов гелевыми ручками;

Изображение животных гелевыми ручками;

Восковые мелки, фломастеры

Изображение весеннего пейзажа восковыми мелками;

Изображение букета цветов восковыми мелками;

Изображение животных восковыми мелками;

Натюрморт (восковые мелки или фломастеры);

Портрет (восковые мелки или фломастеры);

Пастель, уголь

Изображение весеннего пейзажа пастелью;

Изображение букета цветов пастелью;

Изображение животных пастелью;

Натюрморт (пастелью);

Портрет (пастелью);

Натюрморт (уголь);

Портрет (уголь);

Итоговое занятие

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

П ервый год обучения

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 2.5. Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Тема 3.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 3.5. Контраст форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

Одновременное рисование двумя руками сразу;

Использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 4.2. Стилизация.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.4. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

Раздел 5. Конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.

Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.

Рваная аппликация.Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».

Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.

Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».

Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).

Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумагив разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».

Раздел 6. Выразительные средства графических материалов

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 6.1. Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Тема 6.4. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 7. Итоговое занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Второй год обучения

Разделы программы

Раздел

Кол-во часов

Введение в программу

Королева Живопись

Азбука Рисования

Пейзаж

Бумажная пластика

Азы композиции

Итоговое занятие

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Введение в программу

Правила техники безопасности в изостудии

Особенности второго года обучения

Королева Живопись

Гармония цвета

Контраст цвета

Цветные кляксы

Азбука рисования

Пропорции

Плоскостное и объёмное изображение

Рисование с натуры и по памяти

Пейзаж

Образ дерева

Живописная связь неба и земли

Времена года

Бумажная пластика

Полуплоскостные изделия

Объёмные композиции

Сувенирные открытки

Азы композиции

Линия горизонта

Композиционный центр

Ритм и движение

Экскурсии в музеи и на выставки

Итоговое занятие

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Тема 1.2. Особенности второго года обучения.

Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Раздел 2. Королева Живопись.

Основы цветоведения.

Тема 2.1. Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».

Тема 2.2. Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета длявыделения главного.

Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».

Тема 2.3. Цветные кляксы.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».

Раздел 3. Азбука рисования.

Тема 3.1. Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине.

Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями.Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц».

Раздел 4. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема 4.1. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Тема 4.3. Времена года.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».

Раздел 5. Бумажная пластика.

Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.

Тема 5.1. Полуплоскостные изделия.

Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.

Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир».

Тема 5.2. Объёмные композиции.

Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.

Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик».

Тема 5.3. Сувенирные открытки.

Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка».

Раздел 6. Азы композиции.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 6.1. Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

Тема 6.2. Композиционный центр.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

Тема 6.3. Ритм и движение.

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

Третий год обучения

Разделы программы

Раздел

Кол-во часов

Введение в программу

Графика

Фигура и портрет человека

Образ природы

Азы перспективы

Дизайн

Экскурсии в музеи

Итоговое занятие

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Количество часов

По плану

Фактически

Введение в программу

Правила техники безопасности в изостудии

Особенности третьего года обучения

Графика

Граттаж

Монотипия

Гравюра на картоне

Линогравюра

Гризайль

Натюрморт и его изобразительные возможности

Изобразительные возможности натюрморта

Натюрморт в холодной гамме

Натюрморт в тёплой гамме

Фигура и портрет человека

Набросок с натуры

Силуэт

Живописный портрет

Фигура человека в движении

Образ природы

Работа на пленэре

Работа по впечатлению

Тематический пейзаж

Декоративно-прикладное рисование

Особенности русских народных промыслов

Декоративная композиция (витраж)

Азы перспективы

Линейная перспектива

Воздушная цветовая перспектива

Дизайн

Карнавальные маски

Фантазийные шляпы

Экскурсии в музеи

Итоговое занятие

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Третий год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.

Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для городской выставки «Лето».

Раздел 2. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).

Тема 2.1. Граттаж.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк».

Тема 2.2. Монотипия.

Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.

Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».

Тема 2.3. Гравюра на картоне.

Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.

Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты».

Тема 2.4. Линогравюра.

Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).

Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние».

Тема 2.5. Гризайль.

Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.

Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник».

Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.

Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».

Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.

Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».

Раздел 4. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.

Тема 4.1. Набросок с натуры.

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

Тема 4.2. Силуэт.

Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».

Тема 4.3. Живописный портрет.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».

Тема 4.4. Фигура человека в движении.

Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».

Раздел 5. Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.

Тема 5.1. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)

Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.

Тема 5.2. Работа по впечатлению.

Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).

Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».

Тема 5.3. Тематический пейзаж.

Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.

Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».

Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.

Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».

Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

Раздел 7. Азы перспективы.

Знакомство с основными правилами перспективного изображения.

Тема 7.1. Линейная перспектива.

Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль».

Тема 7.2. Воздушная цвето перспектива.

Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».

Раздел 8. Дизайн.

Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.

Тема 8.1. Карнавальные маски.

Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок.

Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».

Тема 8.2. Фантазийные шляпы.

Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.

Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум».

Раздел 9. Экскурсии в музеи.

Раздел 10. Итоговое занятие.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

    основные и дополнительные цвета;

    цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

    понятие симметрии;

    контрасты форм;

    свойства красок и графических материалов;

    основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

уметь:

    смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

    правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

    грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

    работать самостоятельно и в коллективе;

    умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

    трудолюбие;

    самостоятельность;

    уверенность в своих силах.

К концу второго года обучения дети будут знать:

    контрасты цвета;

    гармонию цвета;

    азы композиции (статика, движение);

    пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

    выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

    соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

    работать с натуры;

    работать в определённой гамме;

    доводить работу от эскиза до композиции;

    использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

    работать с бумагой в технике объёмной пластики;

у них получат развитие обще учебные умения и личностные качества:

    • умение работать в группе;

      умение уступать;

      ответственность;

  • самокритичность;

    самоконтроль.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

    основы линейной перспективы;

    основные законы композиции;

    пропорции фигуры и головы человека;

    различные виды графики;

    основы цветоведения;

    свойства различных художественных материалов;

    основные жанры изобразительного искусства;

уметь:

    работать в различных жанрах;

    выделять главное в композиции;

    передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

    сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

    строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

    критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

у них получат развитие обще учебные умения и личностные качества:

    умение воспринимать конструктивную критику;

    способность к адекватной самооценке;

    умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

    трудолюбие, упорство в достижении цели;

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

    текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

    промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

    итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

    через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

    через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека.

Теоретическая деятельность учащихся на кружке связана с уроками истории, литературы и музыки. Практическая деятельность (в дизайне, декоративно-прикладном искусстве) – с уроками трудового обучения.

Разнообразные формы приобретает самостоятельная работа учащихся по углублению и расширению знаний, полученных на занятиях, наблюдению и осмыслению окружающей действительности.

Поисковая работа находит выражение

    в коллекционировании репродукций по выбранным темам,

    в создании презентаций в программе «Power Point »,

    в подготовке рефератов и докладов,

    в устройстве выставок,

    в чтении литературы по искусству,

    рассматривание альбомов по видам искусства,

    посещение выставок и музеев.

Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения.

Большое эстетико-воспитательное значение приобретают занятия, посвящённые изучению жизни и творчества выдающихся художников.

Нужно научить ребёнка понимать искусство, тогда и отношение к собственной деятельности будет приобретать серьёзный, творческий характер.

В процессе изучения изобразительных видов искусства обогащается и усложняется понятийное мышление подростков. Учащиеся 5-7 классов изучают такие сложные понятия, как художественный образ, идеал, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Это позволяет вывести подростков на качественно новую ступень понимания искусства и окружающей действительности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно – от 36 до 72 часов в год.

144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано Утверждаю:


Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок изобразительного искусства «Штрих» функционирует в МОУ Приобская СОШ с 2007 года для детей 11-14 лет. Состав группы может частично меняться каждый год. Набор детей в кружок свободный. Ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем базовой подготовки. Исходя из этого занятия могут варьироваться, учитывая индивидуальные особенности детей, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому. Форма занятий - индивидуально-групповая в кабинете или на пленэре, а также экскурсии. Срок реализации программы 1 год.

Образовательная программа кружка «Штрих» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.

Программа кружка «Штрих» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая обладает широким спектром воздействия на развитие ребенка , наиболее ярко раскрывает все его универсальные способности.

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры и влияние улицы давит на неокрепшую психику ребенка. К сожалению, у многих детей появляются всевозможные психологические проблемы в семье и школе.

Частично их можно решить через занятия изобразительным творчеством, где дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны.

Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

Отличительной особенностью программы является то, что в методике обучения детей художественной деятельности широко используются разнообразные игровые формы.

Освоение материала в основном будет проходить в процессе творческой деятельности детей. Работа будет осуществляться также в живописи и графике.

В основе формирования способности к изодеятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «Штрих» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Это и вызвало к жизни образовательную программу .

В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 80 часов в год, 2 часа в неделю включая каникулы. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

Структура программы состоит из 40 занятий (теория, практика) по 2 часа в неделю, всего 80 часов. Все занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в образовательном блоке.

Основной задачей занятий является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Они направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

В условиях кружковой деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.

Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

· знакомство с жанрами изобразительного искусства;

· знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

· овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

· приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие(связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

· развитие колористического видения;

· развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

· улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

· формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

· развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

· формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

· воспитание аккуратности.

Раздел 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Наименование разделов и тем

Число часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Материалы, инструменты, приспособления.

Техники рисования

От детского рисунка до зрелого творчества

Структура и черты произведений искусства.

Фигура в пейзаже и в интерьере

Программа курса рассчитана на 80 часов в год, 2 часа в неделю включая каникулы. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

1. Материалы, инструменты, приспособления .(6 ч.)

Набор детей в кружок

Правильная организация рабочего места. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Цели и задачи Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ.

Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения.

Участие в оформлении выставки ко Дню учителя.

Зрительный ряд : репродукции произведений графики и живописи; книги по истории

2. Техники рисования (14 ч.)

Техники рисования и типы штрихов. Инструменты и свойства штрихов.

Ширина, светлота, цвет

Виды композиции. Центральная композиция. Другие виды композиций

Виды композиции и выражение действия

Принципы равновесия в композиции. Движение и равновесие

Зрительный ряд : графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму и пр.

3. От детского рисунка до зрелого творчества(14 ч.)

Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы орнамента, Природа, ребе нок, творчество и дизайн.

Традиции организации и оформления праздничной среды: заготовка листьев, цветов, камней, лоскутков и другого бросового материала.

Коллективная работа из природного материала.

Пейзаж в графической технике граттаж. Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.

4. Тестирование

Формы и виды контроля

виды контроля

сроки контроля

Области интересов и склонностей. Уровень ЗУНов по искусству.

Беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, просмотр творческих работ учащихся

Сентябрь

Освоение учебного материала по темам, разделам

Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения

По каждой теме

Творческий потенциал учащихся

Наблюдение, тестирование, игры, упражнения. Участие в окружных, городских и краевых выставках: «Город мастеров», «Зеркало природы», «Портфолио».

Оценка самостоятельности, возможностей, способность к самоконтролю

1 раз в полугодие

Коррекция

Успешность выполнения учащимися задач учебно-тематического плана

Индивидуальные занятия, помощь в самореализации, самоконтроле

В течение года

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста

Зачетные, творческие работы. Создание портфолио учащихся. Выполнение творческого проекта

Формы подведения итогов реализации программы:

Программа предполагает участие обучающихся в конкурсах и выставках различного уровня. Итогом может стать награждение детей на общешкольной линейке с вручением грамот за места и за участие.

Раздел 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кружок изобразительного искусства «Штрих» функционирует в МОУ Приобская СОШ в108 кабинете по четвергам.

Материально-техническое обеспечение программы

ОБОРУДОВАНИЕ

    Учебные столы. Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов) Акварель, пастель, карандаши (в ассортименте), альбомы и бумага для рисования формат А4 А3, кисти (в ассортименте) №№ 1-10, ластики

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

    Диапроектор, компьютер, телевизор, документ - камера Экран ТАБЛИЦЫ
    Введение в цветоведение. Декоративно-прикладное искусство

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

    Репродукции картин разных художников. Муляжи для рисования Серии фотографий и иллюстраций природы. Фотографии и иллюстрации животных. Тела геометрические Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ДИАПОЗИТИВЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

    Дымковские игрушки Гжель Жостово Слайды картин отечественных художников

Перечень видео - и аудиопродукции:

Видовой фильм «Санкт-Петербург и пригороды», 2 CD, 2007 г. Дизайн – студия 3D «Дизайн мебели и интерьера», программа CD, «Эстетика», 2006 г. Самоучитель по дизайну «Дизайн интерьера», CD, 2006 г. Самоучитель «3000 шрифтов», CD, Диск», 2003г.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сборник№ 6 Образовательные программы дополнительного образования детей. М.,Просвещение, 2008 г.

Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

«Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2008 год.

Раздел 8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:

Е. М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2008

Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2006.

Н. А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2006.

. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

Е. И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007

литература для учащихся:

Курочкина о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 – 234 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 200с.

Пауэл и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 68 с.

Свиридова искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 199с.

Величкина народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Под ред. . Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Под ред. . Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Под ред. . Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Елена Семенихина
Кружок по рисованию в нетрадиционных техниках «Цветные фантазии»

Кружок «Цветные фантазии » .

Аннотация.

Опыт работы свидетельствует : рисование необычными способами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Они помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.

Таким образом, занятия занимательного характера, а именно – с использованием нетрадиционных техник , являются решающим фактором художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Поэтому предлагаю в условиях изостудии использование нетрадиционных техник на занятиях в кружке .

Кружок «Цветные фантазии » .

Можно с уверенностью говорить о том, что каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.

В нашем детском саду не работает изостудия. Но как в любой студия, в нём имеется все для творчества : различный изобразительный материал, предметы искусства, музыкальная фонотека. Дети чувствуют себя настоящими художниками, работая за мольбертами.

В кружок приходят заниматься все дети нашего детского сада. И надо признать, что рисование – любимое занятие для большинства из них. Но есть ребята, которые на протяжении всего пребывания в детском саду проявляют высокий уровень художественных способностей и им явно не хватает отведенного времени на занятиях. Для них и организован кружок «В мире красок» , основной задачей которого является : создание условий для поддержки и развития одаренных детей, для творческой самореализации личности ребенка. Работа в кружке осуществляется в форме студии, выставок, созданных продуктов детского творчества.

Прежде чем приступить к работе над определенной темой, мы с ребятами беседуем, делимся впечатлениями, мыслями, своими переживаниями, решаем игровые задания и обсуждаем разные возможности их решения, радуемся каждой удачной выдумке. Разбудить мысль, воображение, вызвать эмоциональный отклик и наполнить впечатлениями помогают специально подобранная художественная литература, иллюстративный материал. На занятии кружка всегда звучит музыка. Все это помогает создавать непринужденную творческую атмосферу, дети раскрепощаются, раскрываются, появляется вера в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Вызывает восторг у детей работа с разным изобразительным материалом, новые техники : по-сырому, размытый рисунок, граттаж, монотипия, кляксография, коллажи… Чем только мы не увлекаемся! И результаты не заставляют себя ждать. То радостные, и светлые, то грустные и задумчивые, смешные и забавные образы животных, людей, природы радуют детей, взрослых и гостей нашего детского сада.

Мы живем в красивейшем крае –с. Нижнедевицк Воронежской области и поэтому природа, животные – одна из любимых тем рисунков : «Краски осени» , «Волшебница зима» , «Пернатые друзья» , «Усатый - полосатый» , «Путешествие по лесу» , «4 художника» , «Наш край» и т. д. после летнего отдыха у детей много впечатлений накапливается об отдыхе. Они наперебой рассказывают об увиденном, и с удовольствием экспериментируют с красками, стараясь передать разное состояние водной стихии озера, увиденные места.

И еще очень много разных экспозиций прошли в нашем «Вернисаже» .

Но это не главное. Самая большая награда для меня – не только выставки, рисунки детей, а сияющие детские глаза и вопрос : «А когда вы нас еще возьмете на кружок .

Цель кружка : Научить детей приемам нетрадиционной техники рисования для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Задачи : 1. Образовательные : - знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования ; - обучать различным приемам нетрадиционных техник рисования ; - обогащать словарь ребенка специальными терминами; - обучать создавать композицию, умению видеть цвет .

2. Развивающие : 2. Развивающие : - развивать творческие способности и экспериментирование; - развивать внимание, мышление; - развивать мелкую моторику рук; - развивать восприятие цвета ; - развивать фантазию и творческое воображение.

3. Воспитательные : 3. Воспитательные : - воспитывать интерес к различным нетрадиционным техникам рисования ; - воспитывать эстетический вкус; - прививать аккуратность в работе; - формировать умение работать в коллективе; - воспитывать уверенность в изложении собственных замыслов.

Интеграция с другими образовательными областями : «Физическая культура» (развитие мелкой моторики рук) «Здоровье» (воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия ) «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи) «Познание» (сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного творчества, формирование элементарных математических представлений «Социализация» (формирование чувства принадлежности к мировому сообществу) «Труд» (формирование трудовых умений и навыков) «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения содержания детских творческих работ) «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности)

Члены нашего кружка : воспитанники младшей группы

Сентябрь : «Рисование ладошкой »

Октябрь : «Рисование пальчиками »

Ноябрь : «Оттиск листьями»

Декабрь : «Тычок жесткой полусухой кистью»

Январь : «Оттиск печатками»

Февраль : «Оттиск поролоном»

Март : Смешанные техники

Апрель : «Фотокопия»

Май : «Рисование солью »

Июнь : "Кляксография»

Июль : «Кляксография трубочкой»

Август : «Монотопия»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский : “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация) . Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям :

Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами ;

Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

Умение узнавать, называть основные цвета , оттенки красок и смешивать их;

Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

Умение использовать трафареты и печати при работе;

Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей :

Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования ;

Проявление фантазии , художественного творчества;

Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Завершение работы декором.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как : знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования , с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Изучая и осваивая более 35 различных техник рисования , ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования . Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию и открыть кружок по изобразительной деятельности. Для своей работы решила взять детей средней и подготовительной к школе групп. Считаю, что дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками , а с детьми 6-7 лет можно проводить занятия более сложные и интересные, затрагивая более глобальные темы.