Тихие игры для детей 6 7. Спокойные игры

Игра – это один из самых важных для детей способов освоения мира. Именно так, в игре, проходит обучение подрастающих поколений во всей живой природе. Она позволяет животным в безопасной форме освоить жизненно важные навыки, перенять детенышам от старших наработанный опыт и найти свои способы взаимодействия с окружающим миром.

Человечество также за тысячелетия не придумало лучшего способа обучения, чем игры. Сложность требований к современному человеку привело и к многообразию игр, которые помогают оттачивать самые разнообразные умения и навыки. Всё больше среди них тех, которые ведут к длительной малоподвижности детей. Поэтому так важны подвижные игры для детей в помещении от 7 до 10 лет.

У детей младшего школьного возраста резко вырастают интеллектуальные нагрузки, образ жизни основательно отличается от дошкольного детства. На смену регулярным прогулкам и занятиям на свежем воздухе приходит необходимость проводить по много часов в малоподвижном состоянии в помещении школы и за выполнением уроков дома. Подвижные игры призваны смягчить этот переход для детей, дав необходимую для здоровья физическую нагрузку.

Обучающие и развивающие игры для младших школьников помогают им освоить навыки интеллектуальной деятельности, развивать мышление, легко и с удовольствием узнавать новое. Командные игры, которые активно осваиваются детьми 7 – 10 лет, дают им важнейшие для жизни навыки социального взаимодействия.Они учат детей добиваться поставленных целей, не бояться трудностей.

У детей дошкольного возраста и прогулки на улице, и во многом игровая деятельность организовывалась взрослыми. Хотя самостоятельность младших школьников увеличивается, но они всё ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы освоить новые игры и более продуктивно проводить свое свободное время. В отличие от подростков, они готовы и хотят принять участие взрослых в организации игр.

Подвижные игры


Дети 7-10 лет физически крепче и выносливей дошкольников. У школьников этого возраста происходит развитие костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, укрепление связок, увеличение объема легких, улучшение координации движений. Поэтому дети этого возраста могут играть с достаточно большой физической нагрузкой более длительное время. Сами игры усложняются и становятся более разнообразными.

Оптимально для здоровья проводить подвижные игры на свежем воздухе, но наш климат и необходимость для школьников проводить значительное время в помещении не всегда позволяют это. Поэтому приведем несколько подвижных игр для детей 7 – 10 лет, которые можно проводить как на улице, так и в просторном помещении.

Мальчикам этого возраста особенно полезны силовые упражнения. Такие, например, как перетягивание каната или «Бой петухов».

  • «Бой петухов» . Мелом чертится достаточно просторный круг, внутрь которого становятся двое играющих. Они должны заложить руки за спину и согнуть одну ногу. Прыгая на одной ноге и не помогая руками, они должны постараться вытолкнуть соперника из круга. Проигрышем считается не только покидание круга, но и если игрок становится на две ноги или использует руки.
  • «Вытяни соперника ». По кругу друг против друга выстраиваются две команды. Задача игроков у одних затащить противника в круг, у других – вытянуть из круга. Это нужно сделать за одну – две минуты индивидуальных схваток, дергая соперника за пояс или руки. Тот, кто был побежден в этом коротком поединке, выбывает из игры. Проводятся несколько раундов и побеждает та команда, где осталось больше игроков.
  • Девочки же предпочитают упражнения на развитие гибкости, чувства равновесия или ритмики. Хотя и мальчики охотно принимают в них участие.
  • «Пройди под лентой ». На уровне груди детей натягивается веревка. Нужно пройти под ней, не задев. В более усложненном варианте игрок должен при этом откланяться назад. Затем веревка последовательно опускается всё ниже и ниже до тех пор, пока не останется один игрок.
  • Но большинство подвижных игр, отличающихся от спортивных меньшей жесткостью правил и более свободным составом участников, ориентированы на детей разного возраста, независимо от пола.
  • «Рыбак ». Здесь один ведущий – «рыбак» с «сетью»скакалкой. Он стоит в центре. Остальные участники стоят по кругу. Рыбак крутит скакалку по полу, стараясь задеть игроков. Их задача, подпрыгивая, избежать этого.
  • «Атомы, молекулы ». Школьники произвольно двигаются до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего. Он произносит число, например, три или пять. Игроки «атомы» должны тут же объединиться в «молекулы» из названного количества участников. Тот, кто не успел попасть в «молекулы», выбывает из игры.

Подвижные игры для детей. Мамина школа.

Физкультминутки для начальной школы


Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.

Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.

Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов .

  1. «Пройди вслепую ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
  2. «Передай товарищу ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
  3. «Успей схватить ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.

Обучающие игры


Подвижные упражнения могут соединяться с дидактическими, обучающими целями. Они предполагают более четкие правила по сравнению с обычными подвижными играми и продуманную педагогами обучающую цель.

  1. «Верю – не верю »: Для детей 7 – 10 лет на развитие логического мышления. Дети становятся в круг, а водящий кидает мяч, говоря при этом фразу. Тот, кому ведущий бросает, должен сказать «Верю», и поймать его. Если он считает утверждение ложным, то мяч не ловится и произносится «Не верю!». Если реакция была верной, то игроки меняются ролями.
  2. «Слова» . Обучающая игра с мячом на закрепление знаний для детей 7- 10 лет. Один участник кидает мяч и задает тему, например, животные. Тот, кто ловит мяч, называет какое-нибудь животное. Затем принявший мяч бросает его следующему из школьников, и задает уже свою тему.
  3. «Пряталки »: На развитие внимания и наблюдательности у младших школьников. Детям дается время внимательно посмотреть на помещение. После этого они отворачиваются и закрывают глаза. Один или несколько ведущих прячут в комнате несколько предметов средней величины. Затем под музыку остальные ищут спрятанное. Победители те, кто первыми нашли спрятанное.Если играют команды, побеждает та, которая нашла больше предметов.

Игры с мячом для школьников


Упражнения с мячом одни из самых популярных у детей самого разного возраста. Играть с мячом дети начинают ещё с дошкольных лет, и к подготовительной группе делают это уже достаточно хорошо. У детей младшего школьного возраста координация движений и выносливость выходят на новый уровень, поэтому упражнения с ним ведутся уже по более сложным правилам. Конечно, упражнения с мячом можно проводить лишь в достаточно просторном помещении без бьющихся предметов.

  1. «Попробуй, отбери! ». Дети делятся на две группы. Ведущий вбрасывает мяч. Одной группе нужно перекидываться мячом, не давая ему упасть на землю. Вторая часть детей им всячески мешает. Игрок из второй группы, схвативший мяч, меняется ролями с тем, кто его уронил.
  2. «Захвати вкусняшку ». На столик выкладываются настоящие или игрушечные фрукты, орехи или конфеты.Дети по очереди подбрасывают мяч, и пока он не коснется пола нужно успеть схватить что-то из вкусненького. Школьников, которым это не удалось, выводят из игры.
  3. «Зелёные и красные ». Здесь потребуется два средних мяча разного цвета, например, зеленого и красного. Детей делят на две команды, в которых выбирается по капитану. Ведущий подает сигнал и капитаны кидают мячи как могут далеко. По второму сигналу игроки бегут каждый за своим мячом. Игрок, принесший капитану мяч первым, приносит очко команде. Затем всё повторяется для следующей пары школьников. Мяч бросает только капитан. Все действия происходят только по сигналу ведущего.

Командные игры


Как видим, большая часть подвижных игр предполагают командные действия. Дети 7 – 10 лет вполне готовы к этому. Но ребята этого возраста ещё очень эмоциональны, не всегда могут контролировать свое поведение. Поэтому организаторам игр стоит учесть несколько правил.

Организация командных игр должна быть особенно хорошо продумана, так как в отличие от просто подвижных игр, включает мощный элемент состязательности. Это делает игру более эмоциональной и может спровоцировать конфликты школьников при взаимодействии.

Необходимо убедиться, что участники хорошо поняли правила и цель игры, чтобы не породить конфликт из-за их разночтений у противоборствующих команд.

Организаторы должны постараться разбить участников на примерно равные по силам и умениям группы.

Необходимо обеспечить объективное судейство, так как дети весьма чувствительны к несправедливости.

Активные упражнения должны чередоваться с более спокойными заданиями, объединяясь в игры-эстафеты. Потому что дети этого возраста при непрерывном интенсивном движении более 15 минут могут переутомиться.

Количество игроков: не ограничено
Дополнительно: нет
Водящий по очереди задает всем играющим вопросы, это могут быть совершенно любые вопросы, например: "Что ты сегодня ел на завтрак?" Ответ всегда один: "Бабушкины панталоны!!!" Проигрывает тот, кто засмеется, так же засмеявшийся становиться водящим.

Папа - спящий медведь

Количество игроков: двое (папа и малыш)
Дополнительно: нет
Малыш хочет играть? Папа хочет лежать? Совместим эти два удовольствия.
Однажды большой медведь и маленький медвежонок заснули вместе, и большой медведь случайно прижал маленького. Маленький проснулся и решил вылезти из-под большого тихо-тихо, чтобы не будить его. Эту историю расскажем малышу и попросим лечь животиком на ковер. Теперь аккуратно, расслабленно, как на пляже, ложитесь поперек, немного прижимая ребенка к полу. И "спите". Пусть "маленький медвежонок", сопя, кряхтя и хихикая, выползает из-под вас. Ослабляйте давление, если ему будет тяжело, пусть задача будет для него посильной. Результат: веселая игра и физическое упражнение для ребенка и приятный отдых для папы.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Очередной водящий минут на пять уходит из комнаты. Тем временем мы о нем поговорим немножко.
Вы уже догадываетесь, что речь идет о старинной игре наших дедушек и бабушек в «молву». Начиналась она обычно традиционной присказкой: «Я была на балу, слышала про вас молву; один говорит, что вы...» и так далее. Содержанием молвы чаще всего были незатейливые комплименты, высказанные играющими по адресу того, кто водит. А затем ему задавался вопрос: кто высказал о вас такое-то суждение?

Орлянка - игра длядетей

Количество игроков: любое
Дополнительно: монета
Это старинная азартная игра, распространённая во многих странах.
Смысл игры заключается в следующем: бросают монету любого номинала и тот, кто угадает, какой стороной она упадёт, выигрывает её.
Так как вероятность выпадения одного из двух вариантов одинакова, похожим способом иногда пользуются, когда нужно принять решение. Например, перед началом футбольного матча судья подкидывает монетку и таким образом определяется, на какой половине поля начнёт игру та или иная команда.

Открывание банок - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: пластиковые банки, небольшие игрушки
Соберите вместе несколько пластиковых банок с крышками. Все банки должны быть небольшого размера, чтобы маленькие руки ребенка смогли их открыть. В каждую из банок положите по яркой или интересной игрушке. Закройте крышки. По очереди давайте ребенку каждую из банок, чтобы он открывал их и доставал из них игрушки.
Вашему малышу захочется снова и снова возвращаться к этой игре.

61. Конкурс Переправа

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 8-30 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Вызывается несколько пар игроков. Первому игроку в каждой паре - «пастуху» - необходимо перевести второго игрока в паре - «корову» - через мост. Ведущий сообщает каждой «корове» три секретных слова. «Пастух» уговаривает «корову» идти, и если он произносит одно из секретных слов, «корова» проходит треть пути. Выигрывает тот «пастух», который первым переведет свою «корову» через мост.

. Например, загаданы секретные слова «дорогая», «нести», «ура». Уговоры «пастуха» могут быть следующими:

  • «Милая Буреночка, пойдем со мной. Там нас ждет дорогой приз» («корова» идет).
  • «Ура! Она сдвинулась с места!» («корова» идет).
  • «Сколько же тебя уговаривать! Ну хочешь, я тебя на руках буду нести!» («корова» приходит к финишу).

Для того чтобы конкурс излишне не затянулся, необходимо ограничить время проведения. Если к окончанию условленного времени ни один «пастух» не выполнит задание, победившим объявляется тот, чья «корова» больше прошла.

62. Конкурс Метатели дисков

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 3-20 человек.

Материальное обеспечение : бумажные диски (по одному на каждого игрока) вырезаются из кальки или салфетки. Диаметр диска - 15-20 см.

Правила . Каждый игрок получает бумажный диск. Все участники становятся на одну линию и по команде ведущего кидают свой диск. Выигрывает тот игрок, чей диск улетит дальше.

63. Розыгрыш «Лавировщики»

Цель : развлечение.

Возраст : 12-17 лет.

Количество участников : 3-25 человек.

Материальное обеспечение : 3-5 стеклянных или пластиковых бутылок.

Правила . На пол выставляется несколько бутылок. Одному из игроков предлагается пройти между бутылками с завязанными глазами. Пока «жертве» завязывают глаза и указывают правильное направление, бутылки убираются. Под смех и советы зрителей «жертва» петляет по ровному полу.

64. Игра (конкурс) Крокодил 1

Цель : развлечение.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 2-30 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Игроки делятся на две команды. Первая команда выбирает какое-нибудь понятие и показывает его пантомимой, без помощи слов и звуков. Вторая команда пытается с трех попыток угадать, какое понятие показывается. Затем команды меняются ролями. Игра ведется на интерес, но можно засчитать очки за угаданные слова.

Примеры и дополнительный материал . Можно загадывать:

  • отдельные слова;
  • фразы из известных песен и стихов;
  • пословицы и поговорки;
  • крылатые выражения;
  • сказки;
  • известные (реальные или выдуманные) люди.

65. Розыгрыш Тра-та-та

Цель : развлечение.

Возраст : 12-17 лет.

Количество участников : 5-30 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Двум игрокам предлагают изобразить коллективную пантомиму. Произносить они могут лишь звуки «тра-та-та». Игроки думают, что они изображают одну сценку, однако на самом деле каждому из них рассказывается собственная история.

Примеры и дополнительный материал . Один из лучших примеров этой игры: первому игроку предлагается изобразить мужчину, приглашающего женщину на танец. Второму игроку рассказывается, что его партнер - шофер машины, из-за которой он попал в больницу и теперь не может ходить.

Еще примеры:

  • Первый игрок - обезьяна, которая убежала из клетки и не хочет возвращаться назад (его партнер - дрессировщик). Второй игрок - вежливый хозяин, приглашающий пройти гостя в дом (его партнер - гость).
  • Первый игрок (сидит на стуле) - потерпевший кораблекрушение и спасшийся на обломке судна (его партнер - волны, которые могут смыть его в океан). Второй игрок - спасатель, пытающийся снять кошку с дерева (стул) (его партнер - кошка).
  • Первый игрок - родитель, который пытается накормить непослушного ребенка кашей (его партнер - ребенок). Второй игрок - посетитель зубного врача, боящийся открыть рот (его партнер - зубной врач).

66. Конкурс Тест с коробком

Цель : тренировка ловкости.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 1-30 человек.

Материальное обеспечение : коробок из-под спичек (для каждого участника).

Правила . Тестируемый должен согнуть руку в локте и немного приподнять локоть. На локоть ставится спичечный коробок, его задача - поймать коробок той же рукой.

67. Игра Я вижу Мишку

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 5-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Все участники встают в шеренгу боком друг к другу как можно плотнее. Ведущий (первый в шеренге) говорит: «Я вижу Мишку» и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия ведущего. Затем ведущий опять говорит: «Я вижу Мишку», садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки также садятся на корточки. В третий раз ведущий кричит: «Я вижу Мишку», указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другйм падают на землю, и получается веселая свалка.

68. Игра Аленушка, Иванушка

Цель : развлечение.

Возраст : 8-12 лет.

Количество участников : 10-30 человек.

Материальное обеспечение : две повязки на глаза.

Правила . Из участников игры выбираются или назначаются «Иванушка» и «Аленушка». Остальные игроки встают в круг. «Иванушка» и «Аленушка» с завязанными глазами бегают в центре круга. Цель «Иванушки» - поймать «Аленушку». Часть участников, составляющих круг (например, все девочки), помогают советами «Аленушке», другая часть (мальчики) - «Иванушке». Если «Иванушка» поймает «Аленушку» - они меняются ролями. Затем выбираются новые «Иванушка» и «Аленушка».

69. Игра Куда-куда

Цель : развитие быстроты реакции.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 10-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Каждый игрок получает свой номер. Номера не должны повторяться. Все игроки в произвольном порядке становятся в круг. Водящий в центре круга. Он называет два любых номера игроков. Игроки, чьи номера назвал водящий, должны поменяться местами. Цель водящего - успеть занять место одного из игроков. Если ему это удается, игрок, оставшийся в кругу, становится водящим.

70. Игра Сантики-фантики

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 10-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Водящий на время покидает помещение. Из числа остальных игроков выбирается «сантик», и все участники встают в круг. Когда водящий возвращается, «сантик» начинает показывать различные движения, а остальные игроки за ним повторяют. Цель водящего - угадать, кто из игроков является «санти- ком». Если с двух попыток ему удается это сделать, «сантик» становится водящим, если нет - водящий вновь покидает помещение, а игроки выбирают другого «сантика».

Неизвестный науке зверь

Эта игра объединит детей созданием общего произведения искусства. Хотя, конечно, это громко сказано по отношению к тому рисунку, который получается к концу игры.

Заранее возьмите несколько листков бумаги и сложите каждый несколько раз, «гармошкой», затем снова разверните. Дайте по листу, где видны следы сгибов, всем детям, сидящим по кругу. Пусть каждый игрок начнет в верхней части рисовать голову какого-нибудь животного. Делать это нужно так, чтобы остальные не видели и не знали, что ребенок задумал изобразить. Нарисовав голову на верхней части, нужно провести линию шеи, немного заходя за линию сгиба, загнуть листок и передать рисунок соседу справа. Тот, видя только две черточки, обозначающие конец шеи, продолжает рисовать тело животного (какого именно — он сам выбирает), дойдя до очередной линии сгиба, он заводит за нее линию контура, перегибает листок и снова передает. Так, в зависимости от количества линий сгибов, сделанных вами, рисунок проходит через руки трех-четырех художников. Последний дорисовывает ступни (лапы, клешни и т. д.). После этого рисунки передаются ведущему взрослому, который их разворачивает и демонстрирует гостям то, что у них получилось. Обычно получается странный, неизвестный науке зверь.

Примечание. Такими рисунками можно украсить комнату, где проходит празднование.

Дерево подарков

Спросите у ребят, знают ли они, откуда берутся подарки. Где они взяли подарки имениннику (если вы празднуете день рождения своего ребенка)? Конечно, вы услышите правдоподобные объяснения от малышей и шуточные — от детей постарше. А потом можете изложить им свою версию: мол, вы не знаете, где как, но у вас сувениры для гостей растут на дереве. Не верите? Пойдемте, покажем!

Теперь смело ведите ребят в комнату, где на раскидистой ветке, закрепленной на шкафу, вы подвесили различные сюрпризы на ниточках. Это могут быть шариковые ручки, маленькие блокноты, шоколадки, наклейки, украшения — словом, всякая приятная мелочь, вес которой выдержит выбранная вами ветка.

Объясните детям, что пользоваться деревом можно только особым способом, так, чтобы подарок всегда был неожиданностью, сюрпризом. Поэтому сейчас всем детям по очереди завяжут глаза, раскрутят на месте, а потом вручат ножницы, с которыми они направятся к щедрому растению и срежут себе какой-нибудь подарок

Примечание. С ребятами постарше можно добавить в эту игру остроты ощущений, повесив на ветках надутые воздушные шары. Тогда периодически игроки будут ножницами нечаянно лопать шары (это обычно вызывает испуг и радость одновременно).

Ха-ха-ха

Эта игра примечательна тем, что имеет несложные правила и поднимает настроение всем тем, кто в нее играет, тем, кто уже проиграл, и тем, кто за всем этим просто наблюдает.

Пусть дети сядут в круг. Один из них с самым серьезным видом скажет слово «Ха!». Игрок, сидящий от него справа, должен сказать это уже два раза («Ха-ха»), следующий за ним человек справа — три раза («Ха-ха-ха») и так далее, каждый раз прибавляя по одному лишнему «ха». Тот, кто не выдержит серьезной мины и засмеется или открыто заулыбается, выходит из игры. Он перемещается за пределы круга и получает возможность строить рожи и кривляться, веселя играющих и тем самым осложняя им задачу. Если в этой игре окажутся победители — те, что смогли дольше всех без тени улыбки произносить «ха», причем не ошибаясь в их числе, достойны награды, — приготовьте на такой случай какие-нибудь забавные сувениры.

Примечание. Данная игра, хотя и кажется очень детской, но именно в силу этого может доставить удовольствие и подросткам. Им будет смешно, что они, такие уже взрослые и серьезные, с самым нелепым видом говорят «ха», хотя какое-то время они могут продержаться на серьезной ноте, демонстрируя свою невовлеченность во все эти дурачества.

Обманщики

Конечно, обманывать нехорошо. Но для общей радости да еще и для развития внимания — можно.

Детям нужно сесть в круг. Один ребенок начнет игру: он покажет на любую часть своего тела и назовет ее другой частью. Например, он покажет локоть и скажет: «Это мое правое ухо». Следующий игрок должен показать то, что названо, то есть правое ухо, но сказать при этом что-нибудь другое, например, что это лоб. Тогда очередной игрок покажет лоб и т. д. Те, кто попался (то есть поверил обманщику и показал не то, что он сказал, а то, что тот демонстрировал), выходят из игры. Таким образом, остаются самые внимательные игроки, которым можно затем вручить шуточный приз, например, мальчику — медаль с надписью «Лучший обманщик года», а девочке — пудру (с намеком, что ей здорово удалось «запудрить мозги» окружающим, а самой не попасться на их уловки!).

Примечание. Чтобы выбывшие из игры дети не обиделись или не расшалились, можно оставлять их в игре, но вручать какие-то предметы, символизирующие их доверчивость, например поплавки (обозначающие, что они попались на крючок обманщика). Тому, кто не получит ни одного такого значка — победителю, — в этом случае можно вручить символическую удочку (сделанную из прочной ветки с привязанной к ней леской и крючком). Кстати, если вы видите, что победителей может быть два, остановите игру, пока один из них не попался. Тогда две подарочные удочки дети смогут использовать в игре «Сладкий улов», а течение праздника будет более логичным и организованным.

Массовые игры для детей в помещении

Соревнованиями, как уже говорилось, на праздник увлекаться не стоит, но если это командные состязания, суть которых не в выигрыше, а в веселом участии, — тогда другое дело! Ниже вы найдете описание таких командных игр-развлечений для двух групп детей.

Иногда поделить ребят на две команды оказывается непростой задачей, так как взрослые встречаются с капризами («хочу быть с Сашей») или нетактичными замечаниями («не хочу быть вместе с этим Петькой»). Чтобы изначально избежать таких распрей, воспользуйтесь следующим игровым методом деления детей на группы.

Картинка из кусочков

В зависимости от обстановки и возраста детей можно начинать игру сразу или предварительно рассказав им легенду.

«Давным-давно в одном царстве жили-были на свете дружные и хорошо ладившие друг с другом люди. Вместе они создавали чудесные вещи: картины, рассказы, домашнюю утварь. Все у них получалось, ведь они с полуслова и полувзгляда понимали друг друга и заботились друг о друге. Но однажды злой волшебник позавидовал их гармонии и, когда люди писали картину, произнес заклинание, отчего их творение разлетелось вдребезги и вместе с этими кусочками разлетелись по свету люди. Те, что когда-то жили душа в душу, теперь не узнают друг друга и живут порознь. Но если сложить картину вновь, то, может быть, случится чудо, и каждый, кто внес в нее свою частичку, сможет найти заботу и понимание у других создателей картины — они станут одной дружной командой».

Предложите детям проверить, действительно ли это так? Пусть каждый из них подойдет к вам и возьмет один кусочек открытки, лежащий белой стороной вверх (заранее приготовьте две открытки и разрежьте их так, чтобы общее число кусочков было равно количеству приглашенных, включая ваших собственных детей). Когда в руках у каждого гостя окажется часть открытки, то объявите условия игры: сейчас вы скажете волшебную фразу (например: «Ищи своих!») и дети начнут передвигаться по комнате, показывая друг другу кусочки. Если они поймут, что у них оказались части одной открытки, то они объединяются и вместе ищут остальные ее части.

Примечание. Таким образом, к концу игры у вас естественным образом сформируются две команды, каждая из которых собрала картинку целиком и показала результаты остальным присутствующим. Воспользуйтесь духом единения, который возник в процессе выполнения этого задания, и объявите командам, что испытания крепости заклятия продолжатся в следующих эстафетах, где они будут одной командой.

Школа пожарных

В процессе этой игры дети узнают, члены какой команды более быстрые и собранные (в прямом и переносном смысле). Предложите им поучаствовать в тренировках на скорость переодевания, которые проходят при обучении ремеслу пожарного (ведь хороший пожарный должен уметь одеться за короткий период, пока горит спичка!). Конечно, такая тренировка на детской вечеринке будет шуточной.

Положите перед каждой командой комплект одежды, например шапку, кофту, брюки, сапоги. Первые игроки двух команд должны подойти к этим кучам вещей и, разобравшись, что к чему, как можно быстрее надеть все это на себя. Когда одевание будет закончено, то игрок должен развести руки в стороны, а его команда поддержать его возгласом «Красота!». После этого он должен быстро раздеться, а следующий игрок команды повторить все эти действия. Победит та команда, члены которой быстрее сумеют «принарядиться» и снять с себя «спецодежду», то есть закончат тренировку первыми.

Примечание. Чтобы акцент в этой игре был все-таки на веселье, а не на соревновании, заготовьте самую нелепую одежду, какую только найдете. Подойдут и съеденная молью шапка-ушанка, и розовая детская панамка, и бабушкина старая кофта, и папины охотничьи сапоги в сочетании с широкими пляжными шортами (главное, чтобы все это было больших размеров для удобства играющих). Когда празднично одетые дети натянут на себя все это, то невозможно будет удержаться от смеха. Вы же не теряйте времени даром и снимайте «ряженых» на видеокамеру или фотоаппаратом — такие снимки запечатлят разгар веселья и воспоминания о празднике приобретут свой уникальный колорит.

Северный полюс

Данная игра похожа на предыдущую, но требует быстроты реакции и организованности не каждого в отдельности, а всех игроков сразу, то есть на успех в ней влияет командная сплоченность.

Выясните, кто в каждой команде самый любопытный и не боится никаких испытаний. Когда будут выбраны два смельчака, объясните командам, что они будут делать. А будут они заниматься сборами своего любопытного товарища на Северный полюс. Как известно, место это нежаркое, а времени на сборы у них всего пять минут. Поэтому задача каждой команды за это время — успеть надеть на горе-исследователя как можно больше предметов одежды. Где ее взять? Для такого случая придется «отдать последнюю рубаху», то есть снять какие-то предметы одежды с себя.

Выиграет та команда, которая сумеет «теплее» одеть своего героя (и не важно, если к испытанию холодом они решили подготовить его, надев лишний галстук).

Примечание. Лучше провести одну такую игру, чтобы дети не успели к ней привыкнуть. Однако если предыдущая игра вызвала у детей много эмоций и они требуют продолжения («Давайте еще в такую игру поиграем!»), то можно после нескольких других игр все-таки отправить команды опять на Северный полюс.

Руки вверх!

Эту командную игру можно проводить прямо за столом. Пусть члены одной команды сядут с одной стороны стола, а члены другой команды — с противоположной. Дайте крайнему игроку одной из команд монету. Он должен передать ее под столом следующему играющему своей команды и так дальше, по цепочке. В это время командир другой команды (эту роль дети могут играть по очереди) считает до десяти. Он может это делать громко или шепотом, равномерно или то убыстряя, то замедляя счет. Как только он скажет «десять», то может скомандовать: «Руки вверх!» Тогда все игроки, включая того, у кого оказалась монета, должны поднять вверх сжатые кулаки. Затем командир дает команду «Руки вниз!», и игроки кладут руки на стол, разжав ладони. Естественно, что временный владелец монеты старается это сделать так, чтобы прикрыть ее ладонью. Игроки противоположной команды все это время внимательно наблюдают за руками противников, пытаясь угадать, у кого монета. После выполнения двух команд они совещаются и называют игрока, хранящего, по их мнению, монету. Если их предположения верны, то монета переходит в их копилку, как награда за внимание. Если они ошиблись, то монетка остается в той же команде, в качестве награды за ловкость рук.

Примечание. Если гостей не так уж много, то можно провести другой вариант этой игры, когда монету передают все присутствующие, кроме водящего — командира. Только он один пытается определить обладателя монеты. Кстати, эта игра служит как для развлечения ребят, так и для развития внимания и способности подчинять свое поведение правилам.

Товарный поезд

Если в предыдущей игре требовалась ловкость рук, то теперь игрокам понадобится ловкость ног!

Пусть члены одной команды сядут в ряд на диване или на стульях, вторая команда разместится так же напротив. Сбоку от каждой команды сложите кучку из одинакового количества предметов (лучше всего взять мягкие игрушки — маленькие или среднего размера).

По команде «Начали!» ребята одной команды должны начать передавать игрушки друг другу, пока те не дойдут до крайнего игрока — «последнего вагона», который станет складывать их рядом с собой. Задание кажется простым? Но здесь есть одно «но». Пользоваться можно исключительно ногами. Если при передаче «из ног в ноги» вещь выскользнет, то поднимать ее следует
Чтоб мост не обрушился вниз,
Возьмем для постройки кирпич и известку,
Моя прекрасная мисс.

Многоножка

Игры со связанными ногами вызывают у детей не только радость, но и чувство сплоченности. Поэтому смело можете предложить им, например, такое задание.

Разделите ребят на две команды и выдайте каждой веревочки примерно по пятьдесят сантиметров длиной. Ими члены одной команды должны связать себя за ноги (у щиколоток) с рядом стоящим товарищем. Таким образом, у вас получится не куча разрозненных ребятишек, а две многоножки (что гораздо удобнее в управлении!).

Теперь пусть обе многоножки встанут у линии старта. Сейчас они будут соревноваться в ловкости своих ног! Можно начать с простого задания: пусть они постараются как можно быстрее добежать до линии финиша.

Затем задачу можно усложнять.

Например, посредине их пути поставьте небольшое препятствие, которое дети должны по очереди аккуратно преодолеть, помня о «ближнем». Или можно изменить траекторию движения, поставив ограничители, которые придется огибать. Если дети захотят показать «высший пилотаж», можно даже потребовать, чтобы они по мере движения еще и передавали игрушку от первого к последнему члену команды.

Примечание. Лучше не увлекаться усложнением правил при проведении этой игры с маленькими детьми (до шести лет), так как их двигательная регуляция, как и способность к совместной организованной деятельности, еще далека от совершенства и падать они будут больше, чем идти вперед.

ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Что в пакете?

Возьмите непрозрачный пакет (или коробку) и положите в него всевозможные предметы (и продукты), название которых начинается на одну и ту же букву. Например, на «к»: книжку, краски, конверт, календарик, киш-миш (изюм без косточек) в кулечке, конфетти, конфету, карамель, картошку, калач, кнопку, кассету, кактус, крекер и прочее; или на «а»: альбом, апельсин, арахис, авоську, авторучку, аптечку, атлас и прочее.

Предложите своим гостям отгадать, что в пакете. И не забудьте сказать, что все призы – на одну букву: «к», например. Кто угадает, тот получает указанное в виде приза.

Участникам разрешается задавать уточняющие вопросы, но не больше трех каждому. Например, такие: «Это съедобно?», «Это растет на дереве?», «Это можно пришить?», «Это не украшение?».

Палиндром

В переводе с греческого языка слово это означает «перевертень». Слова «казак», «шалаш», «кок» можно читать как угодно: и слева направо, и справа налево.

Таких слов можно придумать немало: Анна, комок, Боб, Алла... Да и не только слов, но и целые фразы!

«А роза упала на лапу Азора» и «Аргентина манит Негра» – это классика. Составлять палиндромы самим – интересная игра.

Конкурс фраз

Участники игры выбирают какую-нибудь букву и через 10 минут должны из пяти, шести, семи и так далее, как они сами условятся, слов, начинающихся с задуманной буквы, составить более или менее связные фразы.

Бросаемся словами

Точнее же, в этой игре бросаются слогами. Игроки садятся за стол (непременно пустой) или в кружок и перебрасывают друг другу какую-нибудь мягкую и легкую вещицу (но не тяжелый предмет или мяч!). Бросающий произносит какой-нибудь слог, а ловящий добавляет, заканчивает слово.

Например: «Ве...», «ник» (или – «нок», «Ра», «ло – си – пед» и так далее).

Назвавший слово перебрасывает вещичку следующему, произнося какой-нибудь слог... Начальные слоги не должны повторяться! Из игры выходят те, кто ответил невпопад или затянул с ответом.

Кузовок

Эта игра старинная. Все садятся за стол, ставят на него корзинку, и ведущий говорит соседу по столу: «Вот тебе кузовок, клади в него что есть на – ок, обмолвишься – отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова на – ок: «Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я – замок» и прочие. Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзинку залог – платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзинку накрывают чем-нибудь и кто-то один достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп – попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку загадать...

Кто больше

Играющих может быть несколько.

Берется слово, желательно не очень короткое. Например, «кофеварка». Каждый записывает это слово на своем листе бумаги. Игра начинается: из букв, составляющих «кофеварку», нужно придумать новые слова. Кто наберет их больше за определенное время (минут 10–15), тот и победил. Это должны быть нарицательные имена существительные (не имена и не географические названия).

Начали! «Кофе», «варка», «фара», «кора», «вар», «вор»...

Поначалу дело пойдет быстро, а затем вы станете задумываться все дольше и дольше. В этой игре нужна система!

Вверху своего листа бумаги на некотором расстоянии друг от друга расставьте по алфавиту буквы из «кофеварки»: «а» (не забудьте, что их две), «в», «е», «к» (их тоже две), «о», «р», «ф». Таким образом, у каждой буквы получится своя графа.

Теперь играть будет гораздо легче.

Про птиц

А теперь еще – игра на внимание, хорошо? Я буду называть только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что-то другое, дайте мне знать.

Можно и топать, и хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

(Дети топают.)

Что неправильно? (Дети: «Мухи!»)

А мухи – это кто? (Дети: «Насекомые!»)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

(Дети топают.)

А теперь кто помешал? («Макароны»)

Прилетели птицы:
Голуби, куницы...

(Если не обратят внимания на куниц, объяснить, что это не птицы.)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки...

(Дети топают. Повторяется вопрос. Ответ: «Комары!»)

И наконец -

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
* * *

Можно под музыку предложить маленьким детям повторять движения, постепенно ускоряя темп:

Все захлопали в ладоши
Дружно, веселее.
Ножки, ножки застучали
Громче и быстрее.
По коленочкам побили
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше!
Завертелись, закружились
И остановились!

Если весело живется, делай так

Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяется: «Если весело живется, делай так».

Движенья могут быть такими:

– два хлопка в ладоши перед грудью;

– два щелчка пальцами;

– два удара кулаками в грудь (как Кинг-Конг);

– два взмаха растопыренными пальцами, когда кисти рук приставлены к носу (жест «нос Буратино»);

– два оттягивания руками собственных ушей;

– два высовывания языка с поворотом головы (соседу справа и слева);

– два кручения пальцем у виска;

– два шлепка обеими ладошками по собственной попе.

Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов «делай так» повторяются сразу все движения.

Счет до 30

Участники игры должны сосчитать по порядку от 1 до 30. Каждое число называет любой из участников. Однако, если одно и то же число назовут два (и более) участника одновременно – счет начинается сначала. Разговоры и какое-либо невербальное общение между игроками запрещены.

Пример игры:

1– й участник: «Один»

2– й участник: «Два, три»

3– й участник: «Четыре»

1-й участник: «Пять»

4-й участник: «Шесть, семь, восемь»

2– й и 3-й участники (одновременно): «Девять».

Из-за того, что два участника одновременно назвали одно и то же число, счет начинается заново.

3– й участник: «Один» и т. д.

Для реальности достижения игровой цели предложите для начала досчитать до 10 (трудновыполнимое задание).

ИСПОРЧЕННЫЙ ФАКС

Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами.

В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).

Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.

Можно провести командный вариант игры – все участники делятся на команды по 5–8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.

КОНФЕТКА

Участники сидят за столом. Среди них выбирается водящий. Игроки передают друг другу под столом конфету. Задача водящего – поймать кого-нибудь из игроков на передаче конфеты. Тот, кого поймали, становится новым водящим.

Обычно начинает игру человек, сидящий напротив водящего.

Я ВИЖУ МИШКУ

Все участники встают в шеренгу боком друг к другу, как можно плотнее. Ведущий (первый в шеренге) говорит: «Я вижу мишку» и указывает рукой вперед. Все игроки должны повторять действия ведущего. Затем ведущий опять говорит: «Я вижу мишку», садится на корточки и указывает рукой вперед. Игроки тоже садятся на корточки. В третий раз ведущий кричит: «Я вижу мишку», указывает рукой в сторону своего соседа и толкает его. В результате игроки один за другим падают на землю и получается веселая свалка.

Если среди участников есть люди, знакомые с игрой, их следует расставить между другими игроками, чтобы они усиливали «толкательный импульс».

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО

Водящий отворачивается, и остальные игроки знаками загадывают одного из присутствующих (можно загадать самого водящего). Цель водящего – с трех попыток угадать, кого загадали игроки. Для этого водящий задает игрокам вопросы по ассоциации загаданного человека с различными предметами и явлениями. На каждый вопрос игроки сообщают свои ассоциации. Водящий в любой момент может высказывать свои догадки. Если он угадает – выбирается другой водящий, если исчерпает все попытки, не угадав человека, – становится водящим повторно.

Примеры вопросов, которые может задавать водящий:

– Если бы этот человек был деревом, какое бы это было дерево?

– Каким предметом мебели он бы был?

– Какой одеждой?

– Каким цветом?

– Каким фруктом?

– Какой страной?

– Каким чувством?

– Каким месяцем?

– Какой игрой?

КТО ЭТО?

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову – человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно – только кончик шеи, и передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтобы на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ

Две группы играющих 10–12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу руководителя первый в ряду начинает передавать ее на ухо второму, второй – третьему и так до последнего. Последний, получив «телефонограмму», должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.

Скороговорки:

– Расскажи мне про покупку. – Про какую про покупку? – Про покупку, про покупку, про покупочку свою.

– Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой.

– Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

– Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортавывать – зарапортовался.

– Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Все садятся в рядок. Левый крайний шепчет что-то своему соседу на ухо, тот дольше. Правый крайний говорит вслух то, что до него дошло. Тот, кто начинал, сообщает, что именно хотел передать он. Порой искажения бывают очень забавными. После каждого «звонка» надо пересаживаться, чтобы все смогли побывать на концах «провода».

ВОПРОС СОСЕДУ

Все садятся в круг, ведущий – в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?» и т. д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

МАТРЕШКИ

На стуле лежат два сарафана и две косынки. Кто быстрее наденет сарафан и повяжет косынку, тот победитель.

ХОЗЯЮШКИ

Две куклы лежат в кроватках. Два участника игры должны разбудить кукол, сделать с ними зарядку, умыть, почистить им зубы, причесать, убрать постель, одеть, накормить, погулять с куклой, поиграть с ней, вымыть ей руки, накормить, умыть, раздеть, положить в постель и спеть колыбельную песенку. Побеждает тот, у кого это быстрее и лучше получится.

ЗОЛУШКА

Смешайте на столе кучку из гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины – что найдется под рукой: 3–4 разных вида, не больше. Надо разобрать все на однородные кучки – с завязанными глазами. Побеждает тот, кто за определенное время (его устанавливают заранее) разберет большее число зерен и ягод. Если что-то попадет не в ту кучку, из нее вынимают два зерна или ягоды – как штраф.

СМОТАЙТЕ ШНУР

На середине шнура завязывают узелок, а к концам прикрепляют по простому карандашу. Нужно намотать свою часть шнура на карандаш. Кто быстрее дойдет до узелка – победитель. Вместо шнура можно взять толстую нитку.

СЛОН

Хозяйка предлагает по листу бумаги командам, на котором коллективно рисуется слон, с закрытыми глазами: один рисует тело, другой закрывает глаза и рисует голову, третий ноги и т. д. Кто быстрее и похожее нарисует – получает очередное очко.

ЗОМБИ

Выходят по двое от каждой команды и становятся рядом: рука об руку. По парам соприкасающиеся руки связывают, а свободными руками, то есть один из участников левой, а другой правой рукой, должны завернуть приготовленный заранее сверток, обвязать его тесемкой и завязать на бантик. Чья пара вперед – получает очко.

АВТОПОРТРЕТ

На листе ватман сделаны две прорези для рук. Участники берут каждый свой лист, продев руки в прорези, рисуют кистью портрет не глядя. У кого «шедевр» получился удачнее – забирает приз.

ВЕСЕЛЫЕ МАРТЫШКИ

Ведущий говорит слова: «Мы – веселые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки, скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску. Оттопырим ушки, хвостик на макушке. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я цифру 3 – все с гримасами замри». Игроки повторяют всё за ведущим.

КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ

Игра на внимательность

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что, если он скажет «карлики», все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны», все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: «Кар-тошка! Ве-ревка! Кар-маны! Ве-дерко!». Победителем считается игрок, оставшийся последним.

И Я!

Игра на внимательность

Правила игры: ведущий рассказывает какую-нибудь историю о себе, желательно небылицу. Во время рассказа он делает паузу и поднимает руку вверх. Остальные должны внимательно слушать и, когда ведущий поднимает руку вверх, крикнуть «и Я», если действие, о котором говорится в рассказе, может выполнить человек, или промолчать, если действие не подходит. Например, ведущий рассказывает:

– Как то раз пошел я в лес...

Все: «И я!»

Вижу, на дереве белка сидит...

Белка сидит и орешки грызет...

– Увидела меня и давай в меня орехами бросаться...

– Я от нее убежал...

– Пошел я в другую сторону...

– Иду по лесу, цветы собираю...

– Песни пою...

– Вижу, козленок травку щиплет...

– Я как свистну...

– Козленок испугался и ускакал...

Победителей в этой игре нет: главное – веселое настроение.

ПАЗЛЫ

В эту игру могут играть от трех до шести ребят. Найдите любые картинки со множеством деталей или открытки, каждую в двух экземплярах. Разрежьте на квадратики по одному экземпляру каждой картинки. Приклейте квадратики на картон и сложите в коробку. Ведет игру взрослый. Он демонстрирует ребятам целые картинки и просит каждого выбрать картинку, которую он будет собирать. Затем откладывает картинки. Ведущий вынимает из коробки квадратики и показывает игрокам, спрашивая, чей это фрагмент. Тот ребенок, который выбрал как раз эту картинку, часть которой демонстрирует ведущий, берет квадратик себе. Побеждает тот игрок, который быстрее всех соберет свою картинку.

НАЙДИ ВЕЩЬ

Один из игроков загадывает какой-нибудь предмет, непременно находящийся в комнате, а остальные пытаются угадать, что это за предмет. Они задают игроку, загадавшему предмет, наводящие вопросы, на которые он может отвечать только «да» и «нет». Задавать вопросы надо правильно, например: «Он большой?», «Он стоит в углу?» и т. д. Постепенно дети угадывают этот предмет.