Примеры случаев службы примирения в школе образец. Школьная Служба Примирения "Дорога к миру"


Примирительная встреча

Добрый день!

Возможно, многим было нелегко прийти сюда, поэтому я благодарю всех участников встречи за решимость участвовать сегодня в нашем разговоре.

Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами.

Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (…), его родители (…), социальный работник (…). Я – ведущий. Меня зовут (…). Мой помощник (…).

Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача - не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я буду сохранять нейтральность к сторонам.

Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, если посчитаете это необходимым.

Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

Я попрошу вас не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;

Я попрошу вас не оскорблять друг друга, чтобы все чувствовали себя в безопасности;

Участие во встрече добровольно, вы вправе покинуть ее, если по каким-то причинам сочтете свое дальнейшее пребывание невозможным;

Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время;

В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине;

Я попрошу всех соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе);

Вы согласны с предложенными правилами или хотели бы внести свои предложения и какие-нибудь дополнения?

Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?

Я попрошу на время встречи выключить мобильные телефоны.

Итак, прошу вас рассказать, что вы думаете об этой ситуации.
Ход примирительной встречи

На первом этапе ведущий дает возможность жертве рассказать, чем для нее стала эта ситуация (конфликта или преступления). При этом он создает такие условия, в которых и жертва, и обидчик чувствуют себя в безопасности. Если обидчик понимает ту боль, которую он принес жертве, он сможет найти способ отозваться на эту боль.

Ведущий помогает участникам встречи наладить конструктивный диалог. Начиная высказываться, собеседники, как правило, обращаются к ведущему, поскольку с ним у каждого сложился контакт еще на предварительной встрече. Их высказывания в адрес другой стороны могут быть резкими и даже оскорбительными. Ведущий придает им корректную форму и передает другой стороне.

Например:

Сторона конфликта: «Я этого недоумка все равно не прощу!»

Медиатор: «Я напоминаю о правилах и прошу воздержаться от оскорблений. И я правильно понял, что вы очень обижены и даже может быть разозлены?»

Сторона конфликта: «Да».

Медиатор (обращаясь ко второй стороне): «Вы слышите, какие чувства и почему испытывает ваш собеседник? Вы хотите что-то ответить?»

Постепенно ведущий выстраивает диалог между сторонами, призывая их обращаться непосредственно друг к другу.

Ведущий: «Если можно, скажите это друг другу напрямую». «Лучше будет, если вы повернетесь друг к другу».

Ведущий, образно говоря, убирает все преграды на пути к диалогу сторон. Типичными преградами можно назвать недопонимание, недоверие, сильные эмоции, предубеждение и т.д. Если стороны перестали нападать друг на друга, начали общаться и вместе искать способы выхода из ситуации, то ведущий не вмешивается в их общение. Если вдруг напряжение и негативные эмоции опять стали мешать процессу, ведущий помогает сторонам вернуться к диалогу и снова передает им инициативу.

Если высказывания слишком грубые, ведущий может напомнить о правилах «не перебивать», «не оскорблять». Если кто-то из участников продолжает слишком резко реагировать, можно пригласить его выйти в соседнюю комнату с одним из ведущих и еще раз разъяснить смысл примирительной встречи (как на предварительной встрече, но более сжато).

Если какая-то из задач встречи не решается, можно вернуться к ней позднее. И наоборот, если возникло непонимание, то лучше снова еще раз напомнить принципиальные вещи.

Ведущий поддерживает рассказ участников встречи о себе, чтобы они постепенно вышли из своих конфликтующих ролей (обидчика и жертвы) и их общение стало более человечным и заинтересованным. Одновременно с этим благодаря своей нейтральной (то есть в равной степени заинтересованной) позиции ведущий помогает сторонам принять ответственность за решение ситуации и поверить в то, что они сами смогут найти решение. Но, сохраняя нейтралитет по отношению к сторонам, ведущий не остается безучастным к самому факту причинения вреда. Если такой факт установлен, то вред должен быть устранен усилиями самого обидчика.

Как правило, на примирительной встрече обсуждаются три вопроса:

Отношение сторон к ситуации и ее последствия для них;

Пути решения данной ситуации;

Как сделать, чтобы подобного больше не повторилось.

Результат восстановительных действий обычно виден по изменившейся позе участников. Они начинают разговаривать между собой и вместе обсуждать выход из болезненной ситуации, а не противостоят друг другу, как это бывает в начале встречи.
Подписание договора

В конце программы стороны заключают договор (устный или письменный). Составление договора – это еще одна возможность подвести итоги разговора и закрепить взаимные договоренности. Ведущий проверяет договор на реальность исполнения, то есть, выясняет, например, откуда и к какому сроку возьмутся деньги на возмещение ущерба (зависит это от подростка или от его родителей, не собирается ли подросток совершить для этого новое правонарушение). Если договор реален и устраивает обе стороны, то ведущий не оценивает его «правильность».

Письменный примирительный договор может быть необходим для предоставления результатов встречи, например, на педсовет, где он может служить основанием для смягчения последствий для обидчика.

Если в ходе программы подросток понимает, что причиной правонарушения стали его определенные качества, то ведущий вместе с подростком может составить план по изменению этих качеств (реабилитационную программу). Например, если человек сам признает, что причиной правонарушения было его неумение контролировать агрессию или он очень зависит от мнения группы, то можно предложить обратиться к специалисту (психологу, ведущему тренингов).

Кроме того, помощь может понадобиться и второй стороне конфликта. Например, родителей часто интересует, как их детям перестать быть «белыми воронами» и как дети должны себя вести, чтобы их не травили одноклассники. Иногда обидчик оказывается единственным человеком, который может дать ответ на этот вопрос.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. Общие положения

1.1. Служба примирения является объединением обучающихся и педагогов, действующим в школе на основе добровольческих усилий обучащихся.

1.2. Служба примирения работает на основании и в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом школы, настоящим Положением и Стандартами восстановительной медиации.

2. Цели и задачи службы примирения

2.1. Цели службы примирения

2.1.1. Распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов.

2.1.2. Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.

2.1.3. Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

2.2. Задачами службы примирения являются:

2.2.1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2.2.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

2.2.3. Информирование школьников, педагогов и родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности , предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности , запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-11-х классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы может быть Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы и прошедший обучение проведению примирительных программ.

4.3. Родители дают согласие на участие своих детей в деятельности службы примирения в качестве ведущих примирительных программ.

4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

5.2. Служба примирения принимает решение возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. В случае, если примирительная программа планируется на этапе дознания, следствия или судебного разбирательства, то о её проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел или судом.

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.6. В сложных ситуациях куратор службы примирения принимает участие в программе (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации).

5.7. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения в каждом отдельном случае.

5.9. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.10. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.11. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

5.12. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

5.13. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).

5.14. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.15. Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

6. Организация службы примирения

6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и др.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения или самим использовать восстановительные практики.

6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.

6.7. Раз в четверть проводятся совместные совещания администрации и службы примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами – с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
Документы, необходимые для проведения

программ примирения


  • Форма регистрационной карточки

  • Форма примирительного договора

  • Форма отчета о проведеном случае в программе примирения

ФОРМА РЕГИСТРАЦИОННОЙ КАРТОЧКИ


РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

Куратор, получивший информацию:

Источник информации о ситуации (ФИО, должность, контактные данные)

Дата передачи дела куратору

Информация о сторонах

(ФИО, возраст, адрес, телефон, школа (место работы), класс)

Сторона конфликта

Сторна конфликта

Представитель

Представитель



(кем приходится, адрес, телефон)

Дата ситуации

Описание ситуации

Дополнительная информация для ведущего (медиатора)

Ведущий, принявший дело

Дата передачи дела ведущему

Примирительная встреча

Дата проведения встречи

Дата написания отчета

Не проведена (причина)

март 2010г.

Слайд 2

Школа - это целый мир

Без конфликтов в школе все же не бывает…

Слайд 3

Конфликт – это не всегда однозначно отрицательная ситуация.

Это противостояние различных позиций, что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого. Важно при этом именно то, каким способом происходит разрешение конфликта и каковы его последствия.

Слайд 4

Основные способы работы с конфликтами в современной школе

  • Административное решение.
  • Направление обидчика к психологу для перевоспитания.
  • Решение конфликта родителями подростков.
  • Подростковые "стрелки".
  • Группа старшеклассников в рамках школьного самоуправления, которой делегируется ответственность за решение конфликтов
  • Слайд 5

    Все эти способы не не дают возможности самому подростку разрешить сложившуюся ситуацию и взять на себя ответственность за произошедшее.

    Очевидно, что при этом вероятность повторения произошедшего остается очень высокой.

    Слайд 6

    Как решить школьный конфликт?

    Примирительная встреча – это переговоры между участниками конфликта.

    Такие переговоры позволяют людям обсудить ситуацию и найти наилучший выход из конфликта. Переговоры ведёт специально подготовленный ведущий. Он – ни на чьей стороне. Ведущий следит, чтобы диалог шёл уважительно и без давления.Он помогает участникам встречи лучше понять друг друга и обсудить вопросы:

    • Почему произошел конфликт? К каким последствиям он привел?
    • Какэту ситуацию можно разрешить?
    • Как сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторилась?
  • Слайд 7

    Примирительная встреча

    Разрешение конфликта путем переговоров придает подростку уверенность в себе, а это, в свою очередь, позволяет построить более открытые отношения со второй стороной. Как правило, вторая сторона отвечает тем же. И на смену замкнутости и бессилию приходят открытость и вера в себя.

    Слайд 8

    I. Сбор информации:

    • получение информации о конфликте,
    • сбор дополнительной информации (кто ещё может быть привлечён к разрешению ситуации).
  • Слайд 9

    II этап.Предварительная встреча

    (по отдельности) :

    « о событиях и фактах» (просим рассказать о произошедшей ситуации с точки зрения конфликтующих);

    - «о состоянии, чувствах» (чтобы человек «выпустил пар»);

    «о последствиях случившегося» (как изменилась его жизнь после произошедшей ситуации);

    - « О возможных способах и путях исправления ситуации» (разговор об ответственности);

    Предложение о встрече (об участии в программе примирения);

    Цель- получение согласия на участие в примирении

    Слайд 10

    Правила поведения на примирительной встрече:

    • нельзя оскорблять друг друга,
    • нельзя перебивать,
    • конфиденциальность встречи,
    • участие во встрече добровольное (можно покинуть встречу в любой момент),
    • можно на время выйти из кабинета с ведущим, и обговорить волнующий вопрос (если неприятно говорить при всех),
    • ведущий может вывести участника на какое-либо время.
  • Слайд 11

    Алгоритм проведения примирительной встречи

    III этап. Примирительная встреча:

    ведущий приветствует участников встречи, благодарит что пришли, напоминает про правила проведения встречи, просит участников рассказать о своём видении ситуации.

    Отражать чувства! Уточнять!

    Отражение чувств – разговор о последствиях – сбор предложений (принимаются оптимальные варианты) – заключение договора (что будет делать каждая сторона – пишут сами участники).

    Слайд 12

    На встречу обе стороны приходят добровольно!

    • Ведущий не выясняет, кто прав, а кто виноват!
    • Он никого не обвиняет и не защищает!
    • Ведущий занимает нейтральную позицию!
    • Он посредник, который помогает сторонам лучше понять друг друга!
  • Слайд 13

    Посмотреть все слайды

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Тюменцевская основная общеобразовательная школа

    Тюменцевского района Алтайского края

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    Т.Ф. Калужина

    Приказ № 20 от 30.08.2013г

    Программа сопровождения

    Школьной службы примирения

    Программу составила:

    Баклыкова Е.В.

    Тюменцево 2014

    Пояснительная записка.

    В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно (без участия родителей: советом или инициативой), не откладывая на потом. Получается, что в школе наши дети учатся жить. Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров» и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог - поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители - избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.

    А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит. Существует вполне легальный способ дать ему такую возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей стороны. Такую деятельность принято называть медиацией.
    Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт. Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов

    Для решения разного рода конфликтов (не только школьных) возможно использование метода медиации. Программа примирения в семье - это преодоление несправедливости во внутрисемейных отношениях, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины девиантного поведения подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм, таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи по осознанию необходимости собственных усилий и изменений. Еще один пример использования данного метода - школьная конференция (разрешение конфликтов между классами, учеником и классом, классом и учителем).

    Опираясь на выше изложенную информацию можно прийти к выводу о том, что в современном обществе существует необходимость создания Школьной службы примирения, в работе которой широко используется данный метод разрешения конфликтных ситуаций.

    Данная программа раскрывает структуру работы данной службы в МБОУ Тюменцевская ООШ.

    Цель данной программы – социализация обучающихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

    Приоритетные задачи:

      обеспечение отношений сотрудничества между учителями и обучающимися;

    Целевая группа: обучающиеся, сотрудники, родители обучающихся Тюменцевской ООШ.

    Содержание курса :

    1 тема- Школьные службы примирения.

    Тренинг представляет собой разбор и обсуждение особенностей работы службы примирения в школе. Рассматриваются психолого-педагогические и социально-юридические аспекты работы данной службы.- 1 час.

    2 тема: «Конфликты и их урегулирование»

    Реакции людей на конфликт. Защитные механизмы и самооправдание. Ценности и интересы сторон конфликта. Способы реагирования на конфликты и правонарушения подростков со стороны специалистов и учреждений, их влияние на участников конфликта. Усиление (обострение), вытеснение и конструктивное разрешение конфликта. Как перевести конфликт в конструктивное русло. Взаимопонимание-2 часа

    3 тема: Медиация как способ урегулирования конфликтов.

    Восстановительная медиация: принципы и цели. Позиция медиатора. Как передать ответственность за нахождение решения сторонам конфликта. Этапы работы с конфликтом в процессе восстановительной медиации- 1 час

    4 тема: «Встреча с участниками конфликта по передаче им ответственности»

    Как грамотно предложить медиацию. Вступительные слова медиатора. Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности» с участниками конфликта. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы-1 час.

    5 тема: Практикум по овладению эмоциями.

    Темперамент. Овладение техниками по управлению своим эмоциональным фоном, определение внешних признаков эмоционального состояние человека. Работа с сильными эмоциями (обида, гнев, страх и т.д.). Стыд: клеймящий или реинтегрирующий-2 часа

    6 тема: Практикум «Коммуникативные навыки медиатора».

    Активное слушание, перефразирование, резюмирование, отражение, деконструкция, На тренинге подробно рассматривается процесс коммуникации, возникающие при конфликтной коммуникации сложности, с которыми может столкнуться медиатор, «обычная» коммуникация и восстановительная коммуникация как деятельность по восстановлению понимания, овладение техникой активного слушания.

    На тренинге отрабатываются коммуникативные навыки необходимые для успешного проведения восстановительных программ.- 2 часа.

    7 тема: «Примирительная встреча сторон конфликта».

    Особенности проведения примирительной встречи. Практикум «Примирительная встреча». Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата. – 1 час

    ИТОГО- 10 часов

    Необходимая документация:

      Положение о Школьной службе примирения (Приложение № 1).

      Устав Школьной службы примирения (Приложение № 2)

      Журнал регистрации случаев (Приложение № 3)

      Регистрационная карточка (Приложение № 4).

      Примирительный договор (Приложение № 5)

    Данная программа рассчитана на 1 учебный год. В соответствии с этим был составлен следующий план работы Школьной службы примирения.

    План работы

    Школьной службы примирения

    на 2014 -2015 уч. г.

    Сентябрь – октябрь

    2014 г.

    Предоставление информации на сайт школы о школьной службе примирения

    Октябрь 2014 г.

    Выступление на классных часах с рассказом о работе школьной службе примирения

    Октябрь - ноябрь 2014 г.

    Оформление информационного стенда, выпуск буклетов по ШСП

    Октябрь - ноябрь 2014 г.

    Проведение информационно-разъяснительной работы среди родителей

    Декабрь 2014г.

    Заседание членов службы примирения

    2-ая неделя каждого месяца

    Сбор заявок для рассмотрения

    В течение года

    Посещение районного Суда

    Февраль 2015г.

    Проведение программ примирения по запросам инспекторов ОВД ОДН с предоставлением последним отчетов о проведенной восстановительной работе

    По запросам

    Подведение итогов работы службы

    Май 2015 г.

    Тематическое планирование обучающего курса медиаторов.

    1. Теоретические аспекты.

    2. Конфликты между родителями и детьми.

    3. Конфликты между педагогам и учеником

    4. Конфликты между учеником и группой учащихся того же класса.

    5. Конфликты между двумя учениками одного класса.

    6. Конфликты между родителями и классным руководителем.

    7. Задание «Как в сказке»

    8. Задание «Инсценировка»

    9. Закрепление.

    Медиация как способ урегулирования конфликта

    Эмпатия. Теоретические основы. Задание «Измени финал».

    Задание «Меняемся ролями»

    Встреча с участниками конфликта по передаче им ответственности

    Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности»

    Коммуникативные навыки медиатора

    1. Теоретические аспекты.

    2. Задание «Будь внимателен»

    3. Задание «Длинный-короткий»

    4. Задание «Послушай и повтори»

    5. Задание «Вольный перевод»

    6. Задание «Хитрый шифр»

    7. Задание «Почемучки»

    8. Задание «Угадай-ка»

    9. Задание «Резюме».

    10. Закрепление.

    Управление эмоциями

    1. Теоретические аспекты.

    2. Задание «Смешные лица»

    3. Задание «Превращение»

    4. Задание «Грустяшки-улыбашки»

    5. Задание «Что мы чувствуем и почему?»

    6. Задание «Комплимент»

    7. Задание «Признание в любви»

    8. Задание «Плохо-хорошо»

    9. Закрепление.

    Примирительная встреча сторон конфликта

    1. Теоретические аспекты.

    2. Задание «Громче!»

    3. Задание «Одно из двух»

    4. Задание на обработку техники перефразирования.

    5. Закрепление.

    ИТОГО

    Список литературы
    1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 112 с.
    2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113

    3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
    4. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 - 2008. - с. 61 - 67.
    5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
    6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. - 29 с.
    7. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» -31с.
    8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 415 с.

    9. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые занятия / авт. – сост. О. А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014.
    10. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
    11. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2005 - 336 с.

    Приложения.

    Приложение № 1.

    Положение

    о Школьной службе примирения

    1. Общие положения.

      1. Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся.

        Служба примирения действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

    2. Цели и задачи примирения.

      1. Целью деятельности службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

        Задачами деятельности службы примирения являются:

        1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

          Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

    3. Принципы деятельности службы примирения.

    3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

    3.1.1. Принцип добровольности, предлагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

    3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

    3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

    4. Порядок формирования службы примирения

    4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-10 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

    4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

    4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

    5. Порядок работы службы примирения.

    5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программ в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

    5.2. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей.

    5.3 В случае, если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

    5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

    5.5. В случае, если конфликтующие стороны не достигли 10-летнего возраста, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

    5.6. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

    5.7. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

    5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

    5.9. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

    5.10. Служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

    5.11. При необходимости служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

    6. Организация деятельности службы примирения.

    6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы – такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

    6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

    6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

    6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

    6.5. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

    7. Заключительные положения.

    7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

    7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

    Приложение № 2

    Устав

    Школьной Службы Примирения

    Общие положения

    1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.

    2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.

    Цели и задачи

    1. Цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

    2. Приоритетные задачи:

    создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;

    самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;

    обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;

    ранняя профилактика правонарушений и преступлений.

    Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения

    1. Девиз « Мир нашему дому»

    2. Символ службы – «Голубь мира»

    3. Основные принципы деятельности:

    принцип добровольности

    принцип конфиденциальности

    принцип нейтральности

    Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения

    Членами службы являются учащиеся 6-9 классов

    Положение о взрослых членах Службы

    1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.

    2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.

    3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.

    4.Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.

    Школьная Служба Примирения способствует:

    Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов, развитию добровольчества (волонтерства).

    Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:

    Организаторская.

    Представительская.

    Информационно-пропагандистская.

    Методическая.

    В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:

    представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;

    планировать и проводить примирительные встречи;

    изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;

    принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьнойслужбы примирения.

    Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:

    1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:

    членом службы примирения может стать любой учащийся 6-9 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;

    участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;

    сохранять и развивать традиции своего коллектива;

    участвовать в работе органов школы;

    приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;

    равные права и обязанности;

    на защиту своих прав и интересов.

    2. Члены Школьной Службы Примирения обязаны:

    выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;

    не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

    являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.

    Заключительные положения

    1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения

    2. Изменения в Устав вносятся руководителем Службы по предложению членов Службы.

    Приложение № 3

    Приложение № 4

    Регистрационная карта

    В местах, обозначенных квадратиками, ставятся «галочки ».

    Приложение № 5

    ПРИМИРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР

    Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице:

    провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что

    ________________________________________________________

    и пришли к следующим выводам (договоренностям):

    ________________________________________________________

    _________________________________________________________

    Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их успешном завершении будет

    _________________________________________________________

    __________________________________________________________

    Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)

    __________________________________________________________

    Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее.

    ___________________________________________________________

    1. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.

    2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.

    Фамилии, имена и подписи Дата

    (Беседа – диалог)

    Цели и задачи:

      Развивать этические нормы поведения в обществе;

      Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

    Ход классного часа.

    Информация для размышления.

    Обсуждение проблемы: «культура поведения в общественных местах».

    Учитель.

    Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому – то сам обратишься с просьбой.

    Вывод : человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

    Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

    Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

    Я предлагаю вам обсудить 3 правила.

      Правила точности . Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал – приди вовремя.

      Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.

      Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестёр. И в зависимости от того, что ты увидел, строить своё поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты ещё маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятность другого человека, порадоваться чужим радостям.

    Обсуждение ситуаций: «Поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой).

    1-ая ситуация для обсуждения.

    Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

    Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

    Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

    2-ая ситуация для обсуждения.

    Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

    В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

    Чтобы не возникли огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

    Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

    Знакомство с законами «Не»

    Учитель.

    Пожалуйста, познакомься с этим «Не» повнимательнее. Это тебе пригодится.

    (Два ученика читают поочередно)

      Не спеши первым сесть за стол.

      Не разговаривай во время еды.

      Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

      Не чавкай.

      Не рвись в дверях выскакивать первым.

      Не перебивай говорящего.

      Не размахивай руками.

      Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

      Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

      Не садись раньше старшего без его разрешения.

      Не протягивай руку первый, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

      Не забудь снять шапку, входя в дом.

      Не повторяй слишком часто «я».

      Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

      Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

      Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь нечаянно толкнул.

      Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

      Не держи руки в карманах.

      Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.

      Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

      Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.

      Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

    (Чтение и обсуждение рассказа М. Корейс, Д. Фолл «Школа вежливости»,

    Ситуации для обсуждения с детьми.

    1-ая ситуация.

    Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с подругой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна…»

      Какую ошибку вы заметили?

      Что бы вы посоветовали девочке?

    2-ая ситуация.

    Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты – уроками».

    Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

    Вывод:

    Тренинговое занятие «Я - МЕДИАТОР» для ведущих школьных служб примирения.


    Аннотация:
    Создание школьной службы примирения – это цивилизованный путь решения конфликтов в школьной среде. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. На занятии предлагается практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций в условиях введения ФГОС.

    Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

    При входе каждый участник выбирает фигуру (определенного цвета, формы и написанным числом).
    Участники рассаживаются по группам по желанию.

    1) Упражнение «Одно предложение»
    Всем группам встать.
    - Всем поднять голову и посмотреть на потолок.
    - Глядя в потолок, вспомнить, что в последние дни было для вас «самым- самым».
    - Кто вспомнил, подберите для этого «самого-самого» ключевое слово.
    - Кто готов (то есть подобрал), тот садится.
    На групповом листочке каждому собственноручно написать свое ключевое слово. Листочки поменять по группам.
    - Из всех слов, записанных соседней командой, составить одно предложение (добавлять слова и менять окончания – можно)
    - Послать посыльного со своим предложением к той команде, которая составила список слов.
    - Посыльные читают предложения командам – авторам списков. Кто услышит свое слово – хлопает в ладоши.

    Участники пересаживаются по группам по цвету фигур.

    2) Упражнение «Снежный ком»
    Первый человек называет свое имя и предмет (любимое занятие, любимое блюдо, любимая музыка, прилагательное о себе), второй – повторяет все, что сказал первый и то же самое рассказывает о себе и т.д.

    3) Упражнение «Либо-либо»
    Это упражнение поможет понять, что вы цените, чего хотите и кем являетесь. Встаньте в круг и по команде вы будете делиться на две группы, выбирая то, что вам больше подходит.
    Найдите себе партнера и обсудите, что определило ваше решение.
    Почему похожи на то, а не на это.
    Плюс – минус
    Тренер – команда
    Котлета – отбивная
    Ухо – глаз
    Рот – ухо
    Кот Леопольд – кот в сапогах
    Ножницы – скотч
    Осень– зима
    Вашему вниманию предоставляется отрывок из мультфильма «Мост»
    (0.0 – 1. 21)
    Итак, мы сегодня собрались, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации.
    Сказка начинается:
    «Жили неподалеку друг от друга три государства. Одни владели большой широкой рекой, другие лесом, третьи равниной. Жили зажиточно, хорошо и спокойно, пока однажды не появился странник, обедневший король. Был он по этой причине зол, желчен, завистлив. Решил он поссорить между собой два государства и воссесть заново на трон. Пустил он слух, что жители заречья решили напасть на лесных жителей и завладеть лесом»
    В следующем упражнении мы постараемся получить точную информацию.

    4) Упражнение «Медиатор»
    Придумать 8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например,

    Объясните значение слова «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)
    Участники пересаживаются по группам по форме фигур.
    Сказка продолжается:
    «Лесные жители не стали разбираться в чем дело, поверили всему и напали первыми. Люди заречья не поняли ситуации, послали своих посыльных выяснить, в чем дело. Посыльных встретили их очень агрессивно, с грубыми высказываниями. Разгорелся спор»
    Цель следующих упражнений – показать как важно уметь оценивать свое состояние и свои чувства.

    5) Упражнение «Галерея эмоций»
    Ведущий приглашает посетить галерею эмоций (на доске развешены плакаты-фотографии «Эмоции и чувства»)
    Здесь представлены фотографии. Попытайтесь увидеть эмоции, которые выражены на этих фотографиях. Названия эмоций написаны на карточках. Вам нужно будет взять карточку и найти фото, соответствующее данной эмоции. Количество карточек, с которыми вы будете работать, вы определяете сами». (Карточки – обида, грусть, удивление, решительность, ужас, увлеченность, восхищение, горе, тревожность, опасение, интерес, радость, азарт.) Таким образом, под каждой фотографией появляются названия 2-4 эмоций. После производится обсуждение и проверка.
    Почему на всех фотографиях изображены дети?
    Внимание! Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в блиц-опросе:
    1.Согласно классическому описанию, этому чувству соответствуют немного вытянутые губы, приподнятые и вытянутые брови, приподнятые и вытянутые верхние веки, напряженные нижние веки. Автору это напомнило русскую народную поговорку. Назовите это чувство. (Страх)
    2.На одной из картин Васнецова изображены две птицы с человеческими лицами. В названии картины, помимо имен птиц – Сирин и Алконост – упоминаются две базовые противоположные эмоции. Назовите их. (Печаль и Радость)
    3.Эта эмоция возникает при неожиданных ситуациях. Если ситуация оказалась безопасной, она переходит в интерес, если приятной – в радость, если опасной – в страх. Назовите эмоцию. (Удивление)
    4.На всех трех фотографиях выражена одна и та же эмоция Назовите ее. (Отвращение)
    5.Внимание, отрывок из диалога.
    Консультант. Что ты почувствовал, когда узнал, что тебя обманывают.
    Клиент. Ну, вы, наверное, сами можете догадаться.
    Консультант. Я могу догадаться только о том, как я бы чувствовал себя на твоем месте. Но было бы неплохо, если бы твои ощущения ты бы назвал сам.
    Клиент. Да я просто чуть не избил его! Я почувствовал … обалдение. (Злость, возмущение)
    Проверка ответов. В подарок – улыбка-наклейка.

    6) Упражнение «Отражение чувств»
    Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например,
    Ты ощущаешь себя обиженным?
    Ты чувствовал обиду?
    Тебе обидно?

    Может быть, я сделала что-то не так? Неуверенность, тревожность, сомнение
    Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал. Раздражение, обида, возмущение, злость
    Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются. Успокоение, уверенность
    Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой. Сожаление, обида, унижение, предательство
    Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен? Гнев, возмущение
    Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть. Злость, гнев, раздражение
    Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил. Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие
    Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое. Обида, раздражение, злость
    А если он снова начнет обзываться. Тревожность, беспокойство, страх
    Я все делаю неправильно! Страх, раздражение, огорчение
    Это все глупости! Обида, злость, возмущение
    Я больше не пойду в школу! Тревога, обида, страх, протест

    Участники пересаживаются по группам по написанному числу.
    Сказка продолжается:
    «Не разобравшись в ситуации, посыльные вернулись домой. На совете было высказано несколько предложений. Одни предлагали уйти с этого берега, бросить все нажитое, переплыть на другой берег и заново зажить спокойно. Другие предлагали драться до победного конца. Третьи предложили сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Четвертые полагались на других, тихо молчали, уйдя от обсуждения, и не принимали никаких попыток к разрешению конфликта»

    7) Упражнение «Способы поведения в конфликте»
    Какие способы поведения в конфликте вы видите у членов совета? (наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта)
    Какой способ применяется в восстановительных технологиях, что в нем привлекает? («обсуждение», т.к. эмоциональное состояние в данном случае наиболее позитивное).
    Сказка продолжается:
    «Встал из-за стола уважаемый старец и предложил обсудить создавшуюся ситуацию на нейтральной стороне двух враждующих государств, в присутствии третьей страны. Выясняя причины конфликта, третья сторона задала простой вопрос «А зачем это было нужно? Кто-то вспомнил странствующего короля и его злые высказывания»

    8) Упражнение «Отражение потребностей»
    Представь себе, что ты ведешь программу примирения. Твой собеседник произносит следующую фразу. Что скажешь ты ему?
    Начинай фразу со слов:
    «Тебе важно, чтобы …»
    Я не люблю, когда на меня кричат. Он не имеет права. Тебе важно, чтобы тебя уважали.
    Тебе важно, чтобы с тобой разговаривали нормальным тоном.
    Если я с ним помирюсь, то все будут считать, что он победил, а я проиграл. Тебе важно победить.
    Тебе важно не потерять свой авторитет.
    Я не думаю, что наша встреча что-то изменит. Тебе важно рассмотреть разные варианты решения ситуации.
    Тебе важно самостоятельно решить этот вопрос.
    Почему он заставляет носить то, что мне не нравится? Я хочу носить одежду, какую хочу. Тебе важно самому принимать решения.
    Я ему хочу ответить тем же. Пусть знает, как мне было. Тебе важно восстановить справедливость.
    Тебе важно постоять за себя.
    Тебе важно отомстить.
    Я даже не знаю, что и рассказать, я вроде бы ничего плохого и не делал. Тебе важно обдумать, чтобы рассказать.
    Тебе важно избежать наказания.
    А почему я-то должна извиняться. Он должен. Тебе важно доказать, что он виноват.

    9) Упражнение «Работа с медиа-материалом»
    из фильма «Лиля forever» (0:26:10 – 0: 29:10)
    Проанализировать видеосюжет с точки зрения медиатора.
    1) Какие чувства испытывают участники конфликта?


    2) Какие потребности испытывают участники конфликта?
    Обидчик _____________________________________________________
    Жертва ______________________________________________________
    3) Какие варианты решения конфликта возможны?
    4) Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?
    5) В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?
    Участники рассаживаются по группам как первоначально
    (по желанию).
    Сказка продолжается:
    «Сидя за круглым столом, зашел разговор о более насущных делах. Три государства пришли к выводу, что нужно объединиться и жить вместе».

    10) Упражнение «Перефразирование»
    Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

    Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

    Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

    Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

    Предлагайте варианты выхода из ситуации.

    В заключении Вашему вниманию предоставляется еще один отрывок
    из мультфильма «Мост» (1.46 – …)

    Разрешайте конфликты цивилизованно!
    Я вам желаю большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.
    Спасибо за внимание!

  • Разделы сайта