Семинар-практикум для родителей "профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников". Рекомендации для родителей "профилактика дисграфии" Рекомендации родителям подготовительной группы по профилактике дисграфии

Предварительный просмотр:

Волобуева Ирина Анатольевна, логопед Детское поликлиническое отделение № 70 Приморского района, Санкт-Петербурга.

Основной целью написания рекомендаций является повышения уровня компетентности родителей в вопросах профилактики дисграфии. Исходя из намеченной цели, решаются следующие задачи: привлечь родителей будущих первоклассников к активном самостоятельному участию по профилактике письменной речи; знакомство родителей с доступными приёмами предупреждении нарушений письма; оказание помощи в предоставлении литературы по подготовке ребёнка к школе. Основная работа логопеда - доступно просветить родителей и предоставить информацию о нарушениях письменной речи. Убедить родителей о необходимости проводить профилактику дисграфии в дошкольном возрасте. Профилактика дисграфии дошкольников должна осуществляться не только специалистом, но и родителями. Родителей необходимо убедить, что легче предупредить ошибки на письме, чем исправлять их на коррекционных занятиях с логопедом. Для этого родителям необходимо предоставить доступные рекомендации предупреждения нарушений письменной речи, которые родители самостоятельно смогут выполнить вместе со своими детьми перед поступлением в школу. В дошкольном возрасте можно выделить предпосылки, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям дисграфии /57/: не сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может привести к акустической дисграфиих , поэтому при нормальном речевом развитии ребёнок должен различать «на слух» все звуки речи; дефектное произношение звуков речи и их замены могут привести к артикуляционно – акустической дисграфии; несформированность мелкой моторики пальцев рук влияет на темп письма и почерк и появлению специфических ошибок на фоне общей усталости рук. При составлении этих рекомендаций учитывались перечисленные предпосылки, т.к. работа по профилактике дисграфии должна проводиться в комплексе..

Рекомендации для родителей. Развитие фонематических процессов и коррекция звукопроизношения . 1.Перед школой родители должны вместе с ребёнком проконсультироваться у логопеда, т.к. первоклассник должен научиться правильно произносить и не путать между собой все звуки родного языка в речевом потоке. 2. Если первоклассник всё же дефектно произносит звуки родного языка, то занятия по исправлению неправильно произносимых звуков должен проводить только специалист, т.е логопед, а не сами родители. 3. К шести годам ребёнок должен правильно произносить слова, не переставлять и пропускать слоги типа: регулировщик, перекрёсток, термометр и т. д. 4. У ребёнка необходимо формировать способность к различению на слух звуков речи, что поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью. Упражнения по развитию фонематических процессов можно выполнять дома, на прогулке, по дороге домой и т.д. Упражнения
Взрослый произносит ряд слов (рак, рука, радио…) и попросить ребёнка хлопнуть, топнуть, поднять руку, прыгнуть, когда услышит заданный звук (Р). « Зарычи когда услышишь звук (Р) в слове». В такую игру можно играть с любым заданным звуком речи.

В магазине попросить ребёнка, чтобы он нашёл продукты на звук (Ш). Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать 4-6 слов на заданный звук. Предложить ребёнку вспомнить названия животных, продукты, фрукты, овощи на заданный звук (С). Произнести ряд слов, попросить ребёнка определить на каком месте находится согласный звонкий звук в словах (зонт, сом, ива, конь, кость, зима, коса, мак..); в начале слова (лак, лось, лоб…); в середине слова (синь, ива, астра, собака); в конце слова (кол, боль, укол, сон…). Попросить ребёнка придумать слова, которые начинаются на согласный звонкий - глухой, твёрдый - мягкий согласные звуки. У будущего первоклассника должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза . Для формирования у ребёнка языкового анализа и синтеза можно выполнять специальные предложения, которые можно выполнять дома, на прогулке… Упражнения для формирования языкового анализа и синтеза. Сосчитай, слова в предложении: «Мама купила лук» .. Назвать первое и последнее слово в предложении: «Папа ловил сома. » Предложить ребёнку придумать предложение, которое состоит из 2-3 слов. Придумать предложение, в котором есть маленькое слово «на», «по», «под» (с предлогом). Доскажи слог, чтобы получилось слово, например: палат (ка), лод(ка). Предложить ребёнку сосчитать слоги в словах, например: сом, сок, ива, мак. Назвать первый звук в словах: дым, ком, кит,…согласный звук в словах, гласный звук. (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов в слове) Назвать последний согласный звук или гласный звук. «Назови слово». Взрослый произносит слово по звукам, делая между звуками паузу, а ребёнок называет слово полностью. Например: С,а,н,к,и – санки. «Определи место звука в слове». Взрослый предлагает ребёнку определить место звука в слове (начале, середине, конце) слова. «Где спрятался звук (С)?» в слове «сом» (начале), в слове «коса» (середине), в слове «колос» (конце) . «Буквы рассыпались». Предложить ребёнку собрать звуки, чтобы получились слова. Например: «о,к,м» - ком; «к,м,а» - мак. Это задание можно выполнять вовремя прогулки, взрослый произносит или пишет на песке, земле, по манке… Развитие зрительно-пространственных представлений. Рисование по клеточкам различных фигур, животных… Это развивает зрительно-пространственные представления и подготавливает руку к письму. «Найти несколько отличий в картинках». «Чего не дорисовал художник?», «Найти на рисунках не достающие детали» и дорисовать. Материал к упражнениям можно найти в специальной литературе или в детских книжках. «Что изменилось», перед ребёнком разложить игрушки или картинки и предложить запомнить последовательность предметов и закрыть глаза. Поменяв игрушки местами, спросить, что изменилось? «Развитие мелкой моторики». Способствует стимуляции речевого развития, активируя отделы коры головного мозга. Штриховка картинок, фигур, орнаментов. Вырезание из бумаги геометрических фигур и фигурки животных Выполнения аппликации из природного материала и бумаги. Лепка из пластилина. Застёгивание пуговиц и мелких деталей одежды, зашнуривание и завязывание шнурков. Выкладывание фигур из счётных палочек, бисера, природного материала, крупы. Вышивание, пришивание пуговиц. Для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению в домашних условиях предлагаю родителям воспользоваться актуальной специальной литературой современных авторов.

М:АСТ.Астрель, 2002. 2.В.А.Калягин. Когда ребёнок плохо говорит. Советы психолога СПб.КАРО,2004.

3.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - СПб. ЛИТЕРА,2005. 4.Н.В.Нищева.Если ребёнок плохо говорит. СПб. ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 5. В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Новгород: ФЛОКС, 1995

В заключение рекомендую родителям, как можно больше уделять ребёнку внимания, проводить с ним всё свободное время, много разговаривать, читать, спорить, развивать речь ребёнка, чтобы в школьный период у первоклассника в процессе овладения письмом меньше было трудностей.

Список литературы

1.Л.Г. Парамонова. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 2.И.Н.Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М: АРКТИ, 2005.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

Используемые стимулирующие и коррекционные технологии: -психогимнастика; -цветотерапия; -музыкальное воздействие; -диалоговой технологией; -игровая технология; -ИКТ; -технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Составил логопед

Волобуева Ирина Анатольевна

Г. Санкт-Петербург

2018 г

Методическая разработка родительского собрания на тему:

На тему: « Моя семья – самая, самая дружная…..»

Используемые педагогические технологии:

Используемые стимулирующие и коррекционные технологии: -психогимнастика; -цветотерапия; -музыкальное воздействие; -диалоговой технологией; -игровая технология; -ИКТ; -технология личностно-ориентированного взаимодействия логопеда с детьми.

Форма организации: Интегрированное занятие. Образовательная область « Познавательное развитие ». Интеграция областей: « Речевое », « Социально – коммуникативное», « Физическое », «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: воспитание семейных ценностей у детей, любовь и уважение к членам семьи. Развивать воображение, желание рассказывать о своей семье.

Задачи.

Коррекционно-образовательные

  • Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная;
  • Закрепить представления у детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

Коррекционно-развивающие

  • Закрепить знание и понимание русских пословиц о семье.
  • Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к членам своей семьи и других семей.

Словарная работа:

Род, родич, родословная, старинные уважительные обращения к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).

Предварительная работа.

  1. Беседы: «Наша дружная семья», «Дом, в котором ты живешь», «Семейные традиции», « Моя любимая мама», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».
  2. Рисование портретов членов своей семьи, своего дома.
  3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
  4. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, внук, муж, жена, дочь), уважительных старинных форм терминов родства, обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).
  5. Заучивание стихотворений: «Моя родня» Я.Аким, Т.Бокова «Папа», А.Н.Плещеев «Внучка».
  6. Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э.Машковская «Про бабушку», В.Осеева «Сыновья».
  7. Дидактическая словесная игра «Кто что может?».
  8. Использование физкультминуток «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире?»

Демонстрационный материал:

  1. Картинка с изображением ребуса со словом «семья».
  2. Схема родословной.
  3. СD запись песни «Моя семья» муз. и слова Александра Ермолова

Технические средства:

  1. Магнитофон с записью шума пропеллера.

Раздаточный:

  1. Листы бумаги с изображением схем родословного древа.
  2. Ножницы.
  3. Фото членов семьи.
  4. Пиктограммы со схематичным изображением семей.
  5. Клеевой карандаш.
  6. Дидактическая игра «Как мы помогаем родным?»

Методика проведения

В группе присутствуют гости: родители: папы, мамы, бабушки, сестры, братья.

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

Красный - восторженное

Оранжевый – радостное

Желтый – приятное

Зеленый – спокойное

Синий – грустное

Фиолетовый – напряженное.

Черный – уныние.

Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня какое настроение.

(Звучит песня «Моя семья» муз.и слова Александра Ермолова).

Перед вами лежат «лепестки» нашей будущей «ромашки». Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на лепестке ромашки. После совместного обсуждения родителей и детей каждой семьи лепестки прикрепляются на доску, и получается ромашка на лепестках которой родители записали слова: любовь, труд, забота, уважение, понимание, выручка, опора, поддержка.

Логопед: Действительно, для каждой семьи важны такие понятия, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота. О семье написано много стихотворений, в которых воспевается семья. Одно из таких стихотворений предлагаем вам послушать

Логопед: Ребята, вы прослушали отрывок песни. Кто скажет, о чем она?

Дети: (о маме, папе)

Логопед: Правильно. Я нашла и принесла необычный ребус и хочу, чтобы мы вместе его прочитали. Помогите мне отгадать? (дети пытаются отгадывать и родители им помогают. Получается слово «семья»). Когда появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
"Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я".
Сказала она знаменитых семь "я".
Вот так на Земле появилась семья.

В жизни каждого человека семья играет важную роль. Что значит для вас слово «семья». - Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – это островок внимания, любви, тепла и нежности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем опыт, разрешаем сомнения, находишь прощение своих ошибок.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья- луча серебристого

Вы в силах родным подарить.

Дети, что такое семья? Расскажите про семью.

Если дети затрудняются, то задаю наводящие вопросы:

Кто живёт в вашей семье?

Как относятся друг к другу?

Чем занимаются члены семьи?

Для чего нужна семья?

Логопед: (подвожу итог детским рассказам).

Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, говорят друг другу ласковые слова, делят вместе печали и радости.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром! Поиграем в игру «Назови ласково». Для этого я буду называть членов семьи, а вы, дети, должны назвать ласковое обращение к нему, а родители помогают своим детям.

1.Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

2. Папа – папуля, папулечка, батюшка, папочка.

3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка.

4.Дочь – доченька, дочурка, дочка

5. Мама – мамочка, маменька, матушка, мамуля.

6. Дед – дедуля, дедулечка, дедуся, дедушка

7. Брат – братик, братец, братишка.

8. Сестра – сестренка, сестричка, сестрица.

Логопед: Как много ласковых, добрых слов вы назвали, теперь все мы будем так называть своих домашних. Как вы думаете, кто такие домашние?

Дети: Это люди, которые живут с нами дома (мамы, папы, братья, сестры)

Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте все вместе дети и родители вспомним пословицы и поговорок о семье.

  • «Когда семья вместе, так и душа на месте»
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»
  • «Человек без семьи, что дерево без плодов».
  • «Семья в куче – не страшна туча»
  • «Дети не в тягость, а в радость»
  • «Не нужен клад, когда в семье лад»

Логопед: Молодцы! Много пословиц и поговорок знаете о семье, о детях, о родителях.

Логопед: Семья объединяет родных людей: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Логопед: А теперь давайте с вами поиграем.

Динамическая пауза: «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево - вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево - вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.) Логопед: - Теперь давайте познакомимся с вашими родителями.

  • Фамилия, имя, отчество родителей?
  • Назовите свой домашний адрес?
  • Где и кем работают ваши родители?
  • Есть ли традиции в вашей семье?
  • Как отдыхает ваша семья?
  • Назовите всех членов семьи проживающих вместе с вами. Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились. Логопед: - Сейчас вам необходимо объяснить значение слов: родня, родословная. Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям. Родословная – перечень поколений одного рода. Логопед: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Логопед: Ребята, а теперь задание на внимание. Поиграем в игру «Как мы помогаем родным?» Я вам раздам карточки с предметами перевернутыми рисунком вниз. Вы по очереди берёте по карточке с предметом и отвечаете на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей старшей сестре?» (маме, тете и т.д.).например: «Я помогаю своей маме подметать пол», если вы говорите правильно, то оставляете карточку себе, если нет – возвращаете в стопку. Игра ведется до тех пор, пока не закончатся карточки в стопке. (Дети выполняют задание)

Логопед: Следующее задание творческое.

У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках.

(Показываю картину с изображением дерева)

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Сегодня старинная традиция возвращается. Наши дети совместно с вами попытались составить свои родословные. Много интересного можно узнать в ходе этой работы. (Выставка родословных деревьев) . Я думаю, что до этого времени ни у кого не было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье. Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Почему многие люди хранят эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье

А для чего нужны семейные праздники?

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

На семье все держится. Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей и листвой.

Какие части деревьев вы знаете? (корни)

Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? (ответы детей). Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это корни семьи. Вот посмотрите на родословную семьи одного ребёнка. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).

Хотите, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи?

(раздаю детям заготовленные листы с изображением деревьев)

Тогда возьмите карандаши и нарисуйте всех членов своей семьи, а дома вместе с родителями сделаете ещё одно древо, но только вклеите фотографии всех членов семьи.

Теперь мы знаем вашу родословную, сколько человек в вашей семье.

Логопед: Глядя на ваши семейные древа, слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное - они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. А в завершение беседы я хочу поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству. И последним штрихом вечера будет наша общая фотография на память.

Вернемся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние?

Ребенок:

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Владик, братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие.

Семья – и сестрёнки мои озорные.

Семья – это крёстные тёти и дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Семья – это частичка нашей страны.

Логопед: Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? Какое творческое задание вы выполняли? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наша игра закончилась.

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!!!

Составил логопед

Волобуева Ирина Анатольевна

Г. Санкт-Петербург

Семинар – практикум

для родителей

«Предупреждение оптической дисграфии

у детей старшего дошкольного возраста»

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонема тических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку . При дисграфии дети в начальных классах с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок.

Научные данные говорят о том, что предпосылки оптической дисграфии среди дошкольников 6 -7- летнего возраста имеют 46% детей, что говорит об актуальности этого вопроса и о необходимости работы по предупреждению данного вида нарушения.

Цель семинара: привлечение родителей к правильному выполнению логопедических занятий с детьми (в данном случае – заданий по профилактике дисграфии).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать. Но если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умение сравнивать предметы по форме, величине и не научился ориентироваться в пространстве расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется тем, что все буквы русского алфавита состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертания букв и, как следствие, к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.


Данное нарушение не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей с высоким уровнем ее развития. Основные варианты ошибок на письме при оптической дисграфии.

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии.

Развитие зрительного восприятия .

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

· умение анализировать предмет, его изображение,

· составление картинки, разрезанной на части,

· конструирование по образцу, по представлению,

· умение видеть графему и ее точное расположение,

· запоминание элементов букв,

· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

· дописывание элементов букв и т. д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т. д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т. д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т. д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т. д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

«Слева-справа»

Перед ребенком карточка с картинками. Взрослый задает вопрос: «Что находится справа от кровати?» Что стоит на столе? Ребенку необходимо ответить на вопросы.

«Верно-неверно»

В тетради пары букв, изображенных правильно и зеркально. Ребенку нужно зачеркнуть букву-ошибку.

«Что же это за предмет»

Перед ребенком контурные изображения предметов; недорисованные предметы; перечеркнутые изображения; наложенные друг на друга. Нужно угадать и назвать эти предметы

«Узнай и дорисуй»

Ребенок видит незаконченные контуры предметов. Нужно узнать, что это за предметы, и дорисовать их

Задания на развитие зрительной памяти.

«Запомни картинку»

Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

«Какой игрушки не хватает? »

Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличив количество игрушек.

Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

«Рисуем на память узоры»

На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.

«Бусы»

Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.


«Внимание»

Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 10 сек. вам показывал взрослый.

«Где спрятана игрушка»

Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребёнка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

Убрать ящики на более длительное время.

Спрятать 2, а потом три игрушки.

Заменит игрушки.

«Запоминаем вместе»

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет его и добавляет своё слово. Третий ребёнок повторяет первые два слова и добавляет своё третье слово и т. д.

Например: 1-й ребёнок говорит: «круг»

2-й – «круг, ромб»

3-й – «круг, ромб, квадрат»

Эту игру целесообразно повторять неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т. е. будет увеличиваться объём памяти.

« Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия : Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).

« Создай образ»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз.

Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных.
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.

Задания на формирование

буквенного восприятия и узнавания (гнозиса)

«Узнай букву»

Перед ребенком изображены буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; буквы, наложенные друг на друга, находящиеся в неправильном положении. Задача состоит в том, чтобы узнать и назвать эт буквы

«Найди 10 отличий»

Даны две картинки, задача состоит в том, чтобы найти и назвать 10 отличий.

https://pandia.ru/text/80/343/images/image006_71.gif" width="32" height="32 src=">

Шансы на успех - каковы они?

Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома. Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

Необходимо придерживаться правил!

Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически. Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома. Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью, ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма. Оказывать ребёнку психологическую поддержку, т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной па­тологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюде­ния за беременными и профилактика осложнений беремен­ности, предупреждение родового травматизма, инфицирова­ния плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной за­болеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перина­тальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным осно­ванием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются бе­зусловным показанием для проведения курса логопедичес­кой и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии

Ее основа заключается в раннем выявлении предрасполо­женности к этому нарушению и проведении комплекса пре­дупредительных мер. Для предупреждения нарушений чте­ния рекомендуется следующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чте­ния. Организационно удобнее всего данную работу проводить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков одновременно с преимущественно аналитическим навыком - письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг друга. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Наш опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чтению детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) мож­но начинать с 5 лет 1 .

1 Разработка и апробация методики раннего обучения чтению детей с недоразвитием речи проводились при участии логопеда детского сада № 3 г. Кировска Ленинградской области С. Г. Третьяковой.

Первый год из двухлетнего курса обучения (в старшей и подготовительной группах речевого детского сада) обычно уходит на формирование функционального базиса чтения. Методика этой работы в основном совпадает с той, которая была рекомендована нами выше для коррекции нарушений у школьников. К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова - на слоги, выделять звук на фоне слова и оп­ределять его место. Важно развивать способность к устно­му синтезу слова из слогов (например, в игре «Магнито­фон»). Этот вид упражнений включается в занятия на протяжении всех двух лет обучения. Дети должны научиться воспроизводить и различать пространственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п.

На втором году обучения детей знакомят с буквами. В со­ответствии с разработанной нами экспериментальной про­граммой дети вначале усваивают гласные буквы: А, У, О, И, Е, Ы. Большинство детей с недоразвитием речи за 2 месяца усваивают все перечисленные буквы. Карточки с их изобра­жением активно используются в упражнениях на выделение звука на фоне слова для обозначения этого звука. В отличие от бытующего мнения о трудности усвоения йотированных гласных букв мы не встречали у дошкольников подобных затруднений при знакомстве с буквой Е.

Учитывая, что дети с недоразвитием речи слабо владеют отвлеченными теоретическими понятиями, целесообразно избегать в преподавании теоретических аспектов звуко-буквенных соотношений. Лучше опустить, например, объясне­ния того, что буква Е обозначает два звука - ЙЭ. В ходе по­следующей демонстрации чтения прямых и обратных слогов дети практически овладевают правилами чтения буквы Е в слогах, например ЛЕ и ЕЛ, хотя объяснить этого еще не уме­ют. В 1-м классе в соответствии с программой они получат и соответствующие теоретические знания. Усвоив столько глас­ных, дети в дальнейшем с каждой пройденной согласной мо­гут читать разнообразный набор слогов и больший набор слов.

Обычно на третьем месяце второго года обучения можно приступать к освоению согласных. Мы рекомендуем такую их последовательность: Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Т, Д... Основа­нием для этого методического подхода являются следующие соображения. Данная последовательность согласных при­мерно соответствует их частотности, подсчитанной нами в дву- и трехсложных словах (существительных и глаголах), которые составляют большинство текстов, предлагаемых детям в букварный период. Основным недостатком традици­онной последовательности изучения букв 1 является невоз­можность чтения предложений до тех пор, пока не будет изучена значительная часть согласных (в букваре - после усво­ения 5 согласных). Это резко обедняет материал для чтения, насыщает его бессмысленными, не свойственными живой речи оборотами типа «У Лары шары» и «У Муры лапы». Со­здается дефицит глаголов в подобных материалах. Предла­гаемая нами последовательность освоения согласных позво­ляет читать предложения уже после овладения первой из них. При этом подлежащее и сказуемое обозначены слова­ми, а дополнение - картинкой (например: «Алла ела...», «Алла лила...»). Освоение чтения на примере полноценных по составу и осмысленных предложений облегчает овладе­ние навыком. Для ребенка это не самоцель, а средство овла­деть смыслом читаемого.

1 В массовой школе: А, У, М, Р, Ш, П, Ы, Л, И, С, О, К, X, Т...; в рече­вой школе: А, У, М, X, О, С, П, К, В, Т, Н, Ы, 3, Л, И...

В процессе обучения используются слоговые таблицы (по методу «Называние - поиск -- прочтение»), приведенные выше. При усвоении каждой очередной согласной параллель­но отрабатывается чтение всех вариантов слогов - прямых и обратных, мягких и твердых, например: Л А, АЛ, ЛИ, ЛЫ, ЛЕ, ИЛ и т. п.

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогов. <...>

Уместно использовать такие игры, как «Словесно-картиночное домино» и «Словесное лото». В первой из названных игр ребенок подбирает карточку со словом к картинке, кото­рой оканчивается уже выложенный ряд (или наоборот). Кар­точки домино изготавливаются с набором картинок и слов, доступных для чтения на данном этапе обучения. По мере продвижения по программе ассортимент слов и картинок расширяется. При игре в «Лото» ведущий называет слово, а игроки закрывают фишками (или карточками с напечатан­ным словом) такое же слово на своей игровой доске.

Удобна для формирования осмысленного чтения игра в «Почту». Получив «письмо», ребенок должен выполнить то задание, которое в нем описано.

Апробация экспериментальной методики обучения чте­нию (краткое описание которой мы привели) на дошкольни­ках группы риска подтвердила ее практическую пригод­ность. В результате двухлетнего обучения в речевой группе детского сада удалось сформировать у детей стабильный на­вык слогового чтения. Впоследствии ни у одного из них (за исключением нескольких детей со сниженным интеллектом) при обучении в массовой школе не возникало трудностей в чтении. Средние показатели успеваемости по чтению в 1-м классе у них не отличались от здоровых сверстников. У де­тей из параллельной речевой группы, не проходивших экс­периментального обучения, соответствующая успеваемость была в среднем хуже и отмечались случаи дислексии.

Стелла Егорова
Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые родители !

Сегодня у нас с вами не обычное собрание . Темой является проблема дисграфии в младших классах , которое берет начало в дошкольном возрасте . Также проведу фронтальное занятие с детьми совместно с родителями , научимся играть в игры, которые направлены на профилактику дисграфии .

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Чем опасна дисграфия ?

При таком отклонении, начиная с первого класса, детям с трудом дается письмо, особенно трудно им писать под диктовку. Если такой ребенок напишет диктант, то у него в работе будет много ошибок. Кроме грамматических ошибок, дети игнорируют написание заглавных букв, а также точки, тире и запятые. У них очень плохой почерк.

Такие дети знают о своем недостатке и стараются, особенно при написании сочинений, использовать короткие фразы, состоящие из нескольких слов. И там тоже много ошибок.

Зачастую, особенно после 4 класса, школьники не желают посещать уроки, потому что стесняются, всячески стараются увильнуть от выполнения заданий по русскому языку, а то и вовсе пропускают уроки.

Со временем, дети-дисграфисты становятся «изгоями» , они не хотят участвовать в жизни школы, увиливают от общественных работ. Достигнув зрелого возраста , такие люди стараются найти работу, где ничего не надо писать.

Характерные ошибки при дисграфии :

Зеркальное написание букв, смешения графически сходных букв;

Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит («сапка» вместо «шапка» );

Ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твердости, глухости, звонкости (п-б, к-г) ;

Ошибки на уровне слога, слова, предложения и текста;

Ошибки, связанные несформированностью лексико-грамматических категорий.

В группу риска попадают дети :

1. Дети с общим недоразвитием речи.

2. Дети, у которых в 2-3 года была задержка в развитии речи.

3. Дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием.

4. Если ребенок левша или переученный левша.

5. Если у ребенка была травма головы.

6. Если к семи годам у ребенка не исправлены нарушения звукопроизношения.

7. Если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена.

8. Часто болеющий (особенно в раннем возрасте , ослабленный ребенок;

9. Ребенок, в семье которого наблюдались случаи дисграфии ;

10. Ребенок, воспитывающийся в двуязычной семье.

Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная работа.

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям :

1. Важно перед школой и в момент обучению чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук» , «буква» , «согласный» , «гласный» , «твердый согласный» , «мягкий согласный» , «слог» , «ударение» , «слово» , «предложение» .

Дошкольник должен понимать различия между :

Буквой и звуком;

Гласным и согласным;

Словом, слогом и звуком;

Твердым и мягким согласным;

Звонким и глухим согласным.

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками , чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза :

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «О» и топни ножкой, когда услышишь звук «У» .

Разложи картинки на две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т. д.)

Я назову твердый, а ты – парный мягкий (С – СЬ, М – МЬ и т. д.)

Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука «П» положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук «Б» в домик со звоночком.

У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.

Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.

2. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.

Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука «Ш» произносил звук «С» , но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорить «малыс» вместо «малыш» , или «космош» вместо «космос» . Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии :

Если услышишь звук «Ш» подними символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходит воздух, а если прозвучит звук «С» - покажи его символ (например, насос) .

Повтори за мной звуки, не перепутай : «Ш» «С» «Ш» , «С» «С» «Ш» , «Ш» «С» »Ш» и т. д.

Подними символ звука «Ш» , если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук «С» - подними символ звука звук «С» .

Посели слова со звуками «Ш» и «С» в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом : «В» , а не «ВЭ» , «Щ» , а не «ЩА» или «ЩЕ» , «Л» , а не «ЛЭ» или «ЭЛ» . Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» - «вэаза» , вместо «щука» - «щаука» , вместо «лапа» - «лэапэа» , потому что ребенок произносит название буквы как два звука. Возникает путаница в восприятии букв и звуков нашей речи. Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое, выполняйте упражнения по профилактике дисграфии .

Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук, ребенок пишет.

Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет ее и произносит (только один звук, обозначающий букву) : буква «Ш» , буква «Т» и т. д.

Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинается с одного звука. Например : рыба, руль, рысь – все слова начинаются со звука «Р» . Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.

4. При обучению письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнить образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольниками упражнениями по профилактике оптической дисграфии :

Обведи букву;

Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

Дорисуй недостающие детали;

Зачеркни неправильно написанные буквы;

Выучи стихотворение про букву;

Какая буква получится, если добавить детали?;

Какая буква получится, если убрать детали?

Нарисуй букву в воздухе;

Сравни две буквы, чем они похожи, чем отличаются?

А теперь фрагмент совместного с родителями занятия .

Л.: Дети, с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях?

Д.: Звуки С и Сь.

Л.: Дайте характеристику этим звукам, вам в этом поможет Звуковичок.

Д.: Оба согласные, оба глухие, звук С – твердый, обозначаем синим цветом, звук Сь – мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Л.: Играем в игру «Светофор» (с фишками) . На мягкий звук поднимаем зеленую фишку (родители , на твердый звук – синюю фишку (дети) .

Л.: С, СЬ, СЬ, С; СА, АСЬ,УС, СИ; СОБАКА, ОСИНА, СОСНА, ТАКСИ, СОСИСКА.

Л.: А теперь игра «Собери слово» (по первым звукам слова)

Л.: А теперь выполним звуко-слоговой анализ этого слова (работа с пособием) . Один ребенок работает у доски.

Л.: Давайте с вами выучим правило : «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»

Л.: Следующее задание, это работа с буквами. (каждому ребенку раздаются листочки, на них три палочки) . Задание детям :

Л.: Первую палочку превратить в букву Т. Вторую палочку превратить в букву П, а третью – в К.

Л.: Задание родителям : дописать буквы и прочитать слова (КИТ, КОТ)

Л.:И последнее задание. (Детям раздаются листочки, там пропечатаны разные буквы в три строчки) . Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки А,О.

Л.: Родителям задание : из букв собрать слово .

Л.: Молодцы, все справились.

В конце родительского собрания родителям были розданы

ПАМЯТКИ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ »

В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене и искажении букв, — стала довольно распространенной проблемой начальной школы. Педагоги пришли к выводу, что нужно проводить как можно раньше, с того момента, как только ребенок начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

Рекомендации для родителей из серии «Домашняя игротека» по профилактике дисграфии

Игра с пластилином

Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позжеможно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.

Игра со счетными палочками или мозайкой

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией».

Буквы из проволоки

Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Занятия на прогулке

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения

Для того, чтобы ребенок лучше , полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.

Рисуем буквы в воздухе

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.

Итак, приготовьте цветные карандаши, или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком знакомиться с буквами.

Болковенко Ольга Антоновна,
учитель-логопед 1 квалификационной категории,
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Синеглазка»
ЯНАО, Тюменская область, город Ноябрьск

  • Разделы сайта