Конспект занятия аппликация осенние листья. Конспект занятия: коллективная аппликация "Осеннее дерево"

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Раздел: Аппликация с элементами рисования

Возраст: 3-4 года

Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева .

Задачи:

  • расширять представления детей о природных изменениях связанных с наступлением осени; воспитывать интерес к познанию природы.
  • продолжать учить детей правильно и аккуратно наносить клей.
  • учить детей работать с природным материалом (сухими осенними листьями).
  • развивать мелкую моторику детей, развивать творческое воображение.

Предварительная работа : Сбор осенних листьев и наблюдения в природе за листопадом, а также рассматривание осеннего дерева на прогулке, сбор букетов из осенних листьев. Чтение стихотворений на осеннюю тему . Рассматривание иллюстраций с осенними деревьями.

Наглядный материал: образец аппликации «Осеннее дерево» на картоне формата А3.

Раздаточный материал: сухие осенние листья, кисточки, клей, изображение с деревом на белом картоне формата А3.

Ход занятия.

Воспитатель : Дети, какое время года сейчас на улице за окном? (Ответы детей - осень ) . А как мы об этом узнали? (Ответы детей.) Правильно, стало холодно, отцвели последние цветочки, смолкли птицы. А ещё о приходе осени мы узнаём, увидев, как меняется цвет листьев на деревьях и начинается листопад. А какого цвета листочки мы видели на деревьях? (Ответы детей.) Конечно, они зелёные, красные, жёлтые, оранжевые. Мне так нравятся осенние деревья, а вам? (Ответы детей). Тогда давайте с вами сделаем своё осеннее дерево, которое будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.

Показ картинки (образца аппликации) с изображением дерева.

Воспитатель: Дети, посмотрите на столе лежат сухие листья, которые мы с вами набрали на улице. Мы будем их приклеивать на наше нарисованное дерево. Ещё перед вами лежат клей, кисточки и нарисованное дерево на большом листе. Сейчас я вам покажу как мы будем украшать листочками наше чудесное осеннее дерево (показ с объяснением) , берём листочек, наносим клей на кисточку и размазываем (распределяем) равномерно по всему листочку, а потом приклеиваем на веточки нашего дерева. А сейчас каждый возьмите листочек, аккуратно намажьте его клеем, как я, и приклейте его на любую веточку нашего дерева. Каждый может приклеить столько листочков сколько захочет. Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад.

Коллективная работа детей с воспитателем.

По окончании работы дети любуются получившейся картиной и выбирают место в группе, где можно будет её повесить или поставить.

Конспекты занятий по аппликации из засушенных листьев. Папка-ширма. Игры. Сказка о флористике
(166.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc 167kb. 09.12.2011 01:37

1.doc

Аппликация из засушенных листьев «Барашек. Мотылек. Снеговик. Подарок к 8 марта. Новогодняя композиция. Семья веселых ежей. Лодочка. Портрет. Ваза для цветов. и т.д.» всего 20шт

Конспект развлечения"Путешествие в страну летних цветов"
Сказки з а б ы т о й о с е н и


Дид игры по флористике (5)
Папка-ширма (информационная для родителей)

Сказочна и прекрасна природа, неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает человека, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является кладовой развития фантазии и воображения, как взрослого, так и ребенка.

^ РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Сказочна и прекрасна природа, неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает человека, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является кладовой развития фантазии и воображения, как взрослого, так и ребенка. Поделки из него могут стать прекрасным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и вообще к окружающему миру - моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность.

Из природного материала могут быть выполнены как аппликационные работы, так и объемные поделки.

Для аппликаций подойдет: засушенная листва деревьев и кустарников, трава, целые мелких и разделенные на лепестки головки крупных цветов, тополиный пух, чешуйки шишек, скорлупа яиц, семена овощей, цветов, косточки фруктов, срезы веточек, соломка, береста и т.д.

Дня конструирования объемных изделий пригодятся: еловые и сосновые шишки, древесные грибы, желуди, скорлупа любых орехов, початки кукурузы, веточки, корни, соломка, каштаны, ракушки, береста.

Работа по изготовлению поделок из природного материала может быть организована в виде занятий по конструированию средняя гр. и ручному труду (со старшей гр.) со всей группой, в виде подгрупповой или индивидуальной работы в вечерние часы, а летом и во время прогулки.

Разнообразие и красочность природного материала, доступность его заготовки и техники выполнения изделий позволяют широко использовать природный материал для углубленной работы по ручному труду в форме кружка рукоделия или художественной студии.
ФЛОРИСТИКА.

Слово "ФЛОРИСТИКА " происходит от имени древнегреческой богини плодородия, весны и цветов Флоры и в широком смысле понимания обозначает создание композиций из любых растений (живых, сухих, плоских и объемных). Но чаще всего флористикой называют выполнение аппликационных работ из засушенного природного материала.

Дошкольники с удовольствием занимаются аппликацией из сухих листьев, так как наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребенку приходится сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений своей руки во время действий с хрупким и ломким сухим материалом, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики руки. Своеобразие окраски, формы и размера листьев кустов и деревьев будят воображение, заставляя соотносить их с внешним видом животных, птиц, предметов.

Успех обучения дошкольников работе с сухим природным материалом во многом зависит от правильного ее содержания, последовательности обучения и учета возрастных особенностей детей.

Это полностью относится как к обычным, предусмотренным типовой программой, занятиям, организованным в виде блока в 6-8 занятий, лучше всего осенью, так и к занятиям кружка по флористике (более 30 занятий в год).

Условно всю работу по флористике можно разделить на три части:

вводную, основную и заключительную.

^ Занятия первой группы (вводной части) отводятся заготовке материала во время экскурсий в природу, знакомству с поделками из природного материала, его свойствами через беседы, игры ("Найди такой же листок", "Угадай, на что похож этот листок", "Детки с чьей ветки", "Разложи узор из листьев" и т д.), наблюдения за листьями, собранными на прогулке, поставленными в вазу с водой, без нее и разложенными между слоями бумаги для засушки. Опыты по выявлению и сравнению свойств засушенных листочков и вырезанных из бумаги не только будет развивать мышление малыша, но и пополнит его словарь определениями "хрупкий", "ломкий", подскажет, что обращаться с сухим природным материалом надо бережно Основная цель этих занятий создать эмоциональный настрой, интерес и желание заниматься флористикой

^ Занятия основой части практические.

Им отводится самое большое количество времени. Вначале следует научить детей наклеивать декоративный узор из целых листьев, отбирая нужные по цвету, форме и размеру в соответствии с образцом из массы других листьев, лежащих на тарелочках и разложить их, чередуя на полосе, квадрате и круге. Убедившись, что узор получился, фон с композицией осторожно сдвигают к краю стола и, поочередно снимая, наклеивают каждый листочек. Клей ПВА или клейстер наносятся капельками или размазывается на поверхности.

Постепенно предметы объединяются сюжетом и дополняются пейзажными деталями в виде отдельных деревьев, кустов, леса, для изображения которых подойдут удлиненной формы листья разного размера и цвета.
Усложнением работы будет создание изображений из деталей, выполненных приемом разрезания листочка по прямой линии на части, чаще всего пополам (лодочка с парусом, ваза, детали шубки куколки и т.д.). Несмотря на хрупкость материала, дети обычно неплохо справляются с этой работой.

Еще более сложным техническим приемом флористики, которым могут овладеть дошкольники, является вырезание деталей любой фигурной формы , а не только разрезанием по прямой линии.

Чтобы сухой листок не раскрошился во время вырезания, его надо предварительно наклеить на кальку и ли другую тонкую бумагу с разметкой детали с обеих ее сторон, это также как и подготовку (раскраску) фона, разметку по шаблону могут выполнить сами дети под руководством воспитателя в утренние или вечерние часы.

Украсят композицию предметы, выполненные приемом «обрыва» детали (камни, горы) или приклеиванием крошки сухой листвы (крона дерева, стог), которые можно выполнить прямо на фоне или вырезав предварительно, можно из цветной бумаги.

^ Целью занятий заключительной части является подведение итогов проделанной работы по флористике в форме выставок игр, развлечений, разгадывания кроссвордов.

^ Учет возрастных особенностей дошкольников требует обязательного использования наглядности в виде красочных образцов, карт путешествия по стране Флористики, поэтапных образцов, схем и т. д., создания игровых ситуаций, прихода сказочных персонажей (Лесовичка, царевны Осени, Листопадничка), мотивации задания и обязательного практического применения детских работ и выполнения коллективных работ.

^ Эмоциональный настрой создадут на занятии художественное слово и музыкальное сопровождение практической работы.

Выразительность аппликационным работам придадут красочно оформленный фон и широкая рамки в виде паспорту.

^

Занятие на тему: «Волшебный лес»


Программное содержание.

1)Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев, изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации.

2)Вызвать интерес к работе с природным материалом, пополнить словарь детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: работы из природного материала, изображения Незабудки, Всезнайки, листья, старые газеты, ваза с водой, утюг.

Ход занятия:

1. Игровой прием:

Сегодня на занятие пришли два друга Незабудка и Всезнайка, они приглашают нас в Волшебный лес- Незабудка - верный друг природы, она охраняет ее, учит глупого Всезнайку, как нужно вести себя в лесу.

А вы знаете, как нужно вести себя в лесу?

Правильно, в лесу нельзя ломать ветки, топтать и рвать и бросать цветы, разорять гнезда птиц. Но наш лес особенный, в нем можно найти не только ягоды и грибы, но и много шишек желудей, листвы из которых можно сделать много полезных и красивых вещей, сейчас мы отправимся в Волшебный лес, а потом расскажем незабудке и Всезнайке, где мы были.

^ 2. Рассматривание поделок из природного материала .

Вот лесная поляна, здесь живет Лесовичок, он охраняет Волшебный лес, а вас он хочет познакомить со своими друзьями.

Из чего сделан сам Лесовичок? Мышка? Дракончик? ... (из шишек, желудей.)

А вот здесь вы видите волшебные листочки, которые превращаются в разных зверей, птиц.

Кто изображен на этой картине? (бабочка, жук, лодочка).

Вот и мы можем научиться делать самые различные поделки из материалов, которые подарит нам волшебный лес

^ З. Засушивание листьев.

Эти листья разделим на 3 части, одни поставим в вазу с водой, другие в вазу без воды, а часть листьев разложим между слоями газет, а сверху положим груз. Посмотрим, что будет с листьями через несколько дней (показ)

^ 4 Анализ работы: - Всезнайка хочет узнать, кого мы увидели в Волшебном лесу? Что нам подарил лес? Как мы засушивали листья?

Аппликация "Угадай, кто спрятался в листочке?"
Программное содержание.

1). Учить детей дорисовывать детали к листочку красками.

2). Тренировать в наклеивании сухих листьев на бумагу.

3). Развивать у детей воображение, умение увидеть в листке основную деталь какого-либо предмета, при необходимости дорисовать недостающее.

4). Учить детей распознавать листья различных деревьев и закреплять полученные знания.

5). Воспитывать интерес к работе с природным материалом.

6). Выявить уровень воображения у детей.
^ Материалы и оборудование.

Клей ПВА, засушенные листья от различных деревьев, бумага, клеевые кисти, тряпочки, гуашь.
Ход занятия. Ребята! Хотите расскажу вам сказку о Лесовичке?

Как-то раз он гулял по лесу, искал друзей, чтобы вместе с ними повеселиться, поиграть. Ходил, ходил и совсем было загрустил, но вдруг ему показалось, что за одним из листочков кто-то прячется, он подумал, что это его дружок мышонок ищет зернышки на земле, отодвинул листочек, но за ним ничего и никого не оказалось. Очень удивился Лесовичок, отправился дальше. Вдруг увидел - на земле лежит морковка, такая ярко-оранжевая, длинненькая, он даже удивился, откуда в лесу может быть морковь. Подошел поближе - а это листок красивый (от ясеня) - и его тоже взял с собой.

Оказался наш друг у реки, видит - плещется в воде золотая рыбка, но подошел поближе и понял, что это золотистый листок от тополя поблескивает на солнце.

Очень удивился Лесовичок таким чудесам, собрал в лесу много интересных листьев и вернулся домой.

Посмотрел еще раз на них, полюбовался и вот что придумал: стал дорисовывать к каждому листочку мелкие детали. К коричневому круглому тополиному листу дорисовал четыре лапки, голову - и получилась черепаха; руки, ноги, голову - и получилась симпатичная девочка. Очень понравилось ему это занятие. Он даже принес кое-что нам показать.

Давайте с вами выберем по листочку и подумаем, на что он похож - может, это шарик воздушный, мышка, медведь и т.д. Приклеим листок и красками дорисуем, чтобы получился кто-нибудь или что-нибудь. А потом посмотрим, кто спрятался за вашими листочками. Помните, как надо обращаться с хрупкими листиками? Подберите по цвету и форме листок, посмотрите на него, закройте глаза и пофантазируйте, кто это может быть. Приступайте к работе.

Анализ: с позиции творческой активности детей отметить аккуратность аклеивания, разнообразность выдумки, воображение.
Аппликация "Грибок" (предметная)
Программное содержание.

1). Учить выполнять предметную аппликацию из двух целых деталей - засушенных листьев.

2). Дать понятие о различных свойствах материалов, использованных в аппликации. Учить аккуратно и бережно обращаться с природным материалом, наклеивать на фон.

3). Развивать воображение, умение видеть и находить в естественных формах листа необходимые для работы детали.

4). Вызывать интерес к данному виду рукоделия, создать эмоциональный настрой и перспективу для деятельности с природным материалом.

5). Воспитывать чувство взаимопомощи, желание помочь.
Материалы и оборудование.

Клей ПВА, засушенные листья, фон для аппликации, клеевые кисти, тряпочки.
Ход занятия.

Ребята, посмотрите на выставку, которую подготовил для вас Лесовичок. Посмотрите внимательно, из чего сделаны все эти картины? Какой материал использовал Лесовичок? Какое название вы могли бы дать этим картинкам? Вы станете такими же искусными мастерами и будете делать красивые сувениры? (Обратить внимание на сочетание красок). Но посмотрите-ка - наш Лесовичок что-то загрустил. В чем же дело? А дело в том, что приснился ему чудесный сон, как будто гулял он по лесу, гулял и вышел, вдруг, на поляну, а там много-много грибов. И только хотел он собрать их, только нагнулся, как все грибы исчезли. Он расстроился и проснулся, пошел в лес, но грибов-то нет, на улице зима. Как вы думаете, можем мы помочь Лесовичку, как?

Правильно, мы грибы изготовим сами, и будет Лесовичок на них смотреть и радоваться.

А для этого нам понадобятся листья. Вы умеете делать аппликации из бумаги. Давайте сравним листья и бумагу.

"Сравнение свойств бумаги и засушенных растений."

Согните лист бумаги и засушенный лист. Попробуйте вырезать что-нибудь. Чем отличается засушенный лист? (Тонкий, хрупкий, ломкий). Как надо действовать? (Аккуратно, бережно).

Теперь давайте подумаем, какие бывают грибы? (Боровик, подберезовик, белый, лисичка). Что есть у гриба? (Шляпка и ножка). Какой они формы и цвета? (Шляпка темная, круглая, а ножка длинная светлая). Поэтому листья надо выбирать соответствующего цвета и формы. Сначала приложим на листе, затем сдвинем в сторону, наклеиваем сначала ножку, потом шляпку. Не забываем промакать клей тряпочкой. Во время работы, помогаю детям в подборе листьев.

Анализ работ.

С позиции цветового сочетания, размера листьев, аккуратности. Предложить детям придумать имя для грибочка, игровой сюжет.

Аппликация "Составление декоративной композиции

на квадрате и полосе"

Программное содержание.

1). Учить детей располагать детали на квадрате, красиво компоновать их.

2). Упражнять в наклеивании сухих листьев и цветов.

3). Стимулировать детей к творческому выбору элементов орнамента.

4). Показать декоративность композиции через контраст цветов (теплые и холодные, темные и светлые).
Материалы и оборудование.

Клей ПВА, кисти, засушенные цветы и листья, клеенка.
Ход занятия.

Посмотрите, что я сегодня вам принесла! Это платки, на каждом из них орнамент. Орнамент бывает в квадрате и в полосе (рассматривают платки, образцы, рисунки). Каких форм эти орнаменты (квадратной, полоса)? Из чего состоит орнамент (цветы и листья)? Какого цвета фон (светлый, темный)?

Если на светлый фон мы наклеим светлые листья и цветы - это будет красиво? Прищурьте глаза. Они как бы сливаются. То же самое и темные на темном фоне. А если сделать наоборот? Тогда цвета становятся контрастными, и узор становится ярким, выразительным. Поэтому надо подобрать контрастные фону листья и цветы...

(Рассматриваем на мольберте - прикладываю листья различного цвета к бумаге, вместе с детьми решаем, где получается лучше).

Посмотрите на квадрат. Что в центре? Цветок - он самый большой и самый яркий, а по бокам от него располагаются листочки. В полосе чередуются цветки и листья, они выстроились в цепочку. Посмотрите, если цветы яркие, то листья - нет и наоборот - цветы и листья между собой контрастны. У вас тоже есть заготовки на двоих, и вы будете украшать. Если у вас квадрат, то это будет платочек, а если полоска - то шарфик. Сначала возьмите осторожно цветы и листья и расположите их на фоне, а я посмотрю, как это получится у вас. Затем осторожно сдвиньте все на стол и начинайте наклеивать с самого крупного элемента.

Анализ работ. Подходят ли по цвету листья и фон, композиция должна быть яркая, выразительная, аккуратно выполненная. Можно использовать музыкальное оформление, например "Вальс цветов" Чайковсокого.

Занятие на тему: «Лебедь на пруду»
Программное содержание. Закрепить знания о разных материалах, используемых в аппликации (бумага, сухой природный материал).

Учить подбирать необходимый материал для той или иной детали композиции, ориентируясь на форму и цвет, использовать его в работе.

Развивать словарь, пополняя словами определениями (тонкий, хрупкий ломкий, прочный и т.д.).

Воспитывать желание заниматься аппликацией.
Материал: образец, лист с фоном, шаблон лебедя(готовый, вырезанный из ватмана лебедь), засушенные лепестки Лунарии, листья деревьев, клей, кисточки, ножницы, клеенка, тряпочки.
Ход занятия. 1 Беседа об осени и птицах.

Какое сейчас время года?(осень) Чтение стих. Об осени.

Как вы догадались, что сейчас осень? (листья желтеют, птицы улетают),

Какие птицы улетают на юг? (журавли, грачи, лебеди)

Какие остаются зимовать? (вороны)

Попробуйте узнать птицу, которая плавает на пруду? (показ образца)

Правильно, это лебедь. Лебедей можно увидеть в зоопарке, это большие белые птицы, они красиво выгибают длинные шеи и грациозно плавают на поверхности пруда.

Вот по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В каких сказках говорится о лебеде?(«Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Сказка о царе Салтане».

Правильно, значит, эта птица вам знакома, а сейчас мы сделаем картинку с лебедем.

^ 2. Выполнение аппликации

Что изображено на картине? (пруд, лес, лебедь)

Что есть у лебедя?(голова, туловище, крыло, клюв.)

Из чего сделан лебедь?(из белой бумаги.)

Возьмите кусочек бумаги, потрогайте его, попробуйте разорвать.

Что можно сказать про бумагу, какая она? (тонкая, прочная)

Из чего сделано крыло? (из лепестка цветка Лунарии)

Из чего сделан лес?(из засушенных листьев)

Что можно сказать про сухие листья и лепестки? (очень тонкие, хрупкие, ломкие, с ними надо обращаться очень осторожно) Деревья могут быть разные и листья у нас разного цвета и размера(показ). Деревья могут располагаться близко и далеко друг от друга по берегу пруда.

Возьмите шаблон и обведите его на листе белой бумаги.

Вырежьте лебедя.

Разложите на фоне деревья, фигурку лебедя и крыло (проверка), наклейте.

Осторожно приглаживайте сухие листочки

3. Анализ.

Что мы наклеивали сегодня? С каким материалом работали? Почему с засушенными листочками надо работать очень осторожно?

Занятие на тему: «Красивый павлин»
Программное содержание. Продолжать учить выполнять аппликацию из целых засушенных листьев.

Развивать творческие способности при составлении узора, симметрично компонуя их на деталях. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Материал: образец, белая бумага для фона с наклеенным на нее туловищем павлина, хвост из цветной бумаги, сухие листья, клей, ножницы, кисточка.

Ход занятия: I Беседа о павлине.

Как называется эта птица? (павлин)

Где живут павлины?

Нет, это не солнце, а красивый павлин.

Огромный и сонный павлин-исполин.

По далям полей, по просторам равнин

Гулять спозаранку выходит один.

^ 2. Анализ поделки.

Какого цвета хвост павлина?

Из скольких частей состоит хвост? (из пяти)

На каких деталях хвоста узор одинаковый? (на 2-х нижних.-.на 2-х средних)

Из чего выполнен узор? (из сухих листьев) Правильно, но листья могут быть как целые, так и разрезанные пополам Сухие листья хрупкие, поэтому разрезать их надо осторожно (показ).

^ 3. Выполнение аппликации

Сначала наклеим хвост павлина верхнюю часть, две средние и две нижние. Разложите детали так, чтобы они все были соединены с туловищем павлина. Наклейте поочередно все детали хвоста.

Теперь украсим хвост, сначала одинаково обе нижние детали целыми или разрезанными листочками, затем средние, потом верхнюю.

4. ^ Анализ работы

У какого павлина самый нарядный хвост?

В которой работе составлен самый яркий узор?

Занятие на тему: «Бабочка с узором на крыльях»

Программное содержание : Продолжать учить выполнять аппликацию из разных материалов. Учить делать разметку деталей на бумаге по шаблону Закрепить умение вырезать и наклеивать бумажные детали (крылья) на фон. Познакомить с приемом разрезания сухого листочка пополам Развивать глазомер, добиваясь симметричного расположения узора из листьев на крыльях бабочки. Воспитывать творческие способности

Материал: образцы, фон (белая бумага), цветная бумага, шаблоны крыльев, туловища и головы, сухие листья, клей, ножницы.

Ход занятия: 1 . Загадывание загадки:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (бабочка).

2.Рассматривание образцов.

Кто прилетел к нам в гости?

Какие части есть у бабочки? (голова, брюшко, 4 крыла)

Какие крылья одинаковые по цвету и форме? (верхние и нижние.)

Из чего составлен узор на крыльях? (из сухих листочков) Правильно, крылья украшают сухие листья деревьев, но каждое из них разрезано пополам (показ приема разрезания). Почему сухие листочки надо резать ножницами очень осторожно? (хрупкие)

На каких листочках узор одинаковый? (на верхних - на нижних).

3. Объяснение и выполнение аппликации

Сначала надо обвести шаблоны туловища и головы из картона на изнаночную сторону цветной бумаги, а крыльев по два раза, чтобы получилось 4 крыла. Затем разложить на белой бумаге туловище, голову и крылья бабочки (показ) И все поочередно приклеить.

Выполнение детьми аппликации из бумаги

Теперь надо украсить крылья целыми и разрезанными сухими листочками.

Выполнение аппликации из засушенных растений.

4. Анализ работы

Что сегодня наклеивали? Как называются детали из картона, которые обводили карандашом? (шаблон)

Какая бабочка самая нарядная, покажи. Почему она тебе нравится"7
^

Занятие на тему: «Осенний букет»


(3 занятия)

Программное содержание : Учить использовать в работе разный материал, закрепить знание свойств бумаги, засушенных листьев, познакомить со свойствами ткани (прочность, сыпучесть).

Закрепить резанье сухих листьев пополам и аккуратного их наклеивания. Научить способу окантовки детали (листья), приему вырезания из бумаги сложенной пополам (ваза).

Развивать ориентировку в пространстве при составлении композиции, воспитывать умение доводить работу до конца.
Материал: Образцы, фон, цветная бумага, ткань с разметкой стола, наклеенная на бумагу (не заклеена полоска, шириной 1 см. для бахромы), сухие листья, лоскут ткани для опыта, писчая бумага для упражнений, клей, ножницы.
Содержание: 1 занятие: Беседа об осени.

Какое сейчас время года?

В осеннем парке мы гуляли,

С деревьев листья облегали.

Мы собрали их, сушили,

И в картину превратили.

А картина – загляденье,

Всем друзьям на удивление.(показ образца)

С каких деревьев собирали листья? Какого цвета? Что с ними сделали? (часть засушили, а часть листьев поставили в вазу с водой)

^ Анализ образца:

Что изображено на картине? Из какого материала выполнены листья букета? (из сухих листьев, наклеенных на бумагу), ваза?(из бумаги), скатерть на столе? (ткань).

Сегодня будем делать листочки для букета, для этого надо выбрать сухой лист, разрезать его пополам и наклеить на цветную бумагу Можно наклеить и целый лист, но, срезая цветную бумагу вокруг листа надо оставлять вокруг него полоску, (показ).

Выполнение нескольких листьев.
2 занятие:

Упражнение в вырезании вазы из бумаги сложенной пополам разметку делают по показу поэтапно: горлышко, бок, подставка) сначала на писчей, затем на цветной бумаге.(можно по шаблону).

Знакомство со свойствами ткани (прочность, сыпучесть) на лоскутке ткани и кусочке бумаги (попробовать разорвать и выдернуть нити с краев ткани).

Вырезание скатерти (по разметке), выдергивание бахромы

3 занятие. Наклеивание аппликации.
Занятие на тему: «Семья веселых ежей».

Программное содержание : Познакомить с приемом резанья засушенного листа по прямой, упражнять в использовании этого приема флористики для создания более выразительного изображения предметов. Закрепить умения в создании аппликации из сухих листьев. Развивать мелкую мускулатуру руки, воспитывать интерес к работе с природным материалом.

Материал: листья ольхи, рябины среди засушенных листьев других деревьев, фон, клей ПВА, образцы, письмо.

Ход занятия: 1. Игровой прием: к детям пришла ежиха и сказала, что ее семье пришло письмо, а она никак не может собрать своих детей ежат, которые играют в волшебном лесу. В-ль предлагает детям изобразить маленьких ежат, но таких, которые бы были похожи на свою маму.

^ 2. Анализ образца :

Из какого материала, сделана ежиха? (из засушенных листьев).

Какие листья потребуются для туловища и для лапок ежа?

Из скольких листьев сделаны голова и туловище? (из одного)

Сколько лапок у ежихи?(четыре)

Почему на картинке видны только две лапки?

Какая спинка у ежа? (колючая, неровная)

Почему? (" на спине иголки) Какой животик? (гладкий)

Что надо сделать, чтобы у листочка одна сторона была прямая, другая осталась с зубчиками? (разрезать листок)

Правильно, почему резать надо осторожно?(хрупкий) (показ приема резанья)

Для каких деталей еще надо разрезать листья? (для лапок)

^ 3. Выполнение аппликации детьми .

С чего начнете работу? (подбор листьев)

Что наклеите в первую очередь? (туловище)

Почему надо располагать этот листок в центре фона. (снизу надо приклеить лапки)

Что надо сделать, чтобы было ясно, что ежата гуляли в лесу? (наклеить деревья)

^ 4. Анализ работ.

Подумайте, какие получились ежата?(забавные, веселые, озорные...) Почему вы так думаете? Послушайте, что говорится в письме, которое получила семья ежей? (приглашение в зоопарк на день рождение слоненка).

Занятие на тему: « Лодочки».

Программное содержание . Закрепить умение резанья засушенного листа по прямой и использование половинок листа для изображения лодочки с парусом. Познакомить с приемом мозаики во флористике для передачи в композиции песчаной или каменистой поверхности. Развивать воображение, мелкую мускулатуру руки, воспитывать аккуратность в работе.

Материал . Образцы, листья, фон с изображением реки, берега и неба.

Предварительная работа. Создание фона способом набрызга.

Ход занятия. 1 Игровой прием и анализ образца :

Вспомните, куда собиралась на предыдущем занятии семья ежей? (на день рождение слона).

Как вы думаете, для чего изображена на реке лодочка? (ежи поплывут в город в зоопарк на лодке)

Давайте рассмотрим лодочку. Что у нее есть? (корпус, парус и флажок) Из чего сделан корпус. Парус - Флажок? Какого цвета и размера листья?

Почему листочек надо разрезать очень осторожно?(хрупкий)

Из чего сделан песок на берегу реки?(из крошки сухих листьев)

Правильно, но ежи хотят отправиться в путешествие со своими друзьями, лесными зверюшками и им надо много лодок. Вы можете помочь попасть всем на день рождение слона, если наклеите много лодочек.

^ 2. Объяснение приемов, последовательности и выполнение работы детьми .

Сначала надо выполнить лодочку. Для этого найдите один темный листочек для корпуса, один светлый длинный листочек для паруса и маленький для флажка. (дети выполняют)

Теперь разрежьте большие листы вдоль пополам.(показ резанья) (дети выполняют)

Наклейте лодочку, а потом на дальнем берегу деревья, располагая их близко или далеко друг от друга.

(можно все сначала объяснить, а потом дети выполняют)

Надо изобразить камни и песок на ближнем берегу. Для этого надо нанести клей на часть берега, измельчить сухой листок и насыпать крошку на клей.(показ). Мелкая крошка-песок, крупная - камни. Можно предложить детям выполнить следы на берегу.(прием «крошка»)

^ 3. Анализ работ.

Как вы думаете, какие лодки зверятам понравятся больше всего? Почему?
Занятие на тему: « Портреты».
Программное содержание . Закрепить умение создавать изображения предметов из целых и разрезанных засушенных листьев. Развивать воображение в процессе работы со схемами, при отгадывании загадок и соотношении природного материала с частями тела зверей и птиц, воспитывать культуру труда.
Материал : Фон, листья, схемы, один образец портрета.
Ход занятия : 1 . Игровой прием:

Добрались обитатели Волшебного леса до зоопарка. Очень обрадовался им слоненок, да и не только он один, ведь на День рождения слона собрались все жители зоопарка. Кто именно пришел, можно узнать, если внимательно рассмотреть схемы портретов гостей слона, и отгадать загадки.

^ 2.Анализ схем, образца.

Молодцы, правильно отгадали загадку, а вот и портрет этого гостя.

Что такое портрет? (изображение человека, его лица, животного или его мордочки) Из чего сделан портрет? Листья каких деревьев использованы?

Для каких деталей портрета взяты целые листья, а для каких разрезанные.

Теперь попробуйте узнать гостя просто по схеме. Как вы догадались, что это портрет льва? (пушистая грива круглые щечки...)

^ 3. Выполнение аппликации детьми

Выберите схему, которая поможет вам выполнить какого-либо зверюшку, подберите нужные по цвету, форме, размеру листья. Разрежьте, если это необходимо, часть листьев, составьте изображение и наклейте аппликацию на фон.

^ 4. Анализ детских работ

Кто пришел на День рождения слоненка?


Занятие на тему: « Вазы для цветов».
Программное содержание . Познакомить с приемом вырезания деталей из засушенных листьев, упражнять в вырезании сложных форм. Развивать мелкую мускулатуру руки. Воспитывать нравственные качества.
Материал: Образец, листья, наклеенные на бумагу с разметкой вазы, засушенные цветы, гуашь, фон.
Ход занятия . 1. Игровои прием .

Гости подарили слоненку цветы на день рождения и ему нужна ваза. для цветов.

^ 2. Анализ образца.

Посмотрите какие вазы есть у слоненка. Найдите самую большую вазу(маленькую... низкую... высокую...)

-Из чего сделаны вазы (из сухих листьев)

Почему листок надо разрезать осторожно" 7 (хрупкий)

Правильно, а вырезать эти вазы надо еще осторожнее, так как надо резать много и не по прямой линии. Есть един секрет, чтобы листок не раскрошился его перед вырезанием надо наклеить на бумагу.

Переверните листочки, которые лежат на столе, на изнаночной стороне у них наклеена бумага.

Что нарисовано на этой бумаге (ваза).

Правильно это разметка вазы. Мы можем вырезать самые разные вазы и помочь слоненку расставить в них цветы.

^ З.Выподнение аппликации детьми.

Что надо сделать вначале?(вырезать вазы)

Как надо расположить вазу на листе бумаги? (в нижней части листа)

Правильно, вверху будут цветы.

Что наклеите сначала?(вазу, потом каждый цветок)

Для чего нужна краска и кисточки? (дорисовать стебельки)

^ 4.Анализ детских работ-

Занятие на тему: «Аквариум с рыбками»

(коллективная работа)
Программное содержание . Закрепить умения использовать приемы флористики для создания выразительной композиции. Развивать творчество, Воспитывать самостоятельность.
Материал: Фон в виде аквариума, образцы вариантов выполнения рыбок, сухие листья, наклеенные на бумагу и без нее.
Ход занятия: 1 .Игровой прием.

Медвежонок подарил слоненку аквариум.

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный,

В этом домике жильцы- все умелые пловцы,

Воспитатель предлагает сделать рыбок для аквариума.

^ 2.Анализ образцов

Какие листья использованы для изображения рыбок? (разного цвета, размера, целые и разрезанные)

Что еще кроме рыбок может быть в аквариуме?

Как можно выполнить камни?(крошкой) Водоросли(нарисовать на бумаге наклеенной на листок и вырезать. Какие детали у рыбки (черепахи) будут из целых листьев, какие надо вырезать?

^ З. Выполнение аппликации детьми.

Рыбок, черепаху, камни надо наклеить на фон(маленький кружок)

4.Анализ детских работ

Что изобразим на нашей карте путешествий?

Как вы думаете, почему слоненку понравился наш аквариум?

Анализ детских работ

Занятие на тему: «Угощение»
Программное содержание .3акрепитъ приемы выполнения изображения предметов из целых засушенных листьев, разрезанных и вырезанных форм, умение работать с шаблоном. Развивать творческие способности в процессе дорисовки деталей с целью создания более выразительного художественного образа. Воспитывать ответственность при выполнении работы в подгруппе.
Материал. Общий фон для подгруппы детей, шаблоны, иллюстрации, сухи е листья, наклеенные на бумажную основу и без нее, гуашь.
Ход занятия : 1. Игровой прием:

Слоненок готовит угощение для своих друзей. Детям предлагается помочь ему, подсказать чем можно угостить каждого гостя, выполнить аппликацию угощения на фоне, общем для двух детей.

^ 2. Анализ будущих поделок:

Чем можно угостить зайчонка? (морковкой)

Как надо выполнять аппликацию морковки? (найти узкий красный листок наклеить на фон и пририсовать ботву)

Кто будет рад грибам? (еж, белка)

Что надо сделать с листочком для шляпки грибка? (разрезать)

Что будет любимым угощением для медвежонка? (мед)

^ Аппликация "Новогодняя композиция."

Программное содержание .

1. Учить составлять композицию по заданной теме из имеющегося природного материала.

2. Учить вырезать деталь нужной формы из листа растения, наклеенного на бумажную подкладку.

3. Показать необходимость предварительного наклеивания листа на бумагу (опыт).

4. Развивать творческое воображение, творческую активность в стремлении создать праздничную композицию по воспоминаниям о новогоднем празднике.
Материалы и оборудование .

Клей ПВА, кисти, засушенные листья.
Ход занятия .

Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях, познакомьтесь - это друг Лесовичка - Домовенок - он живет у меня дома. Он сегодня пришел к вам в гости, чтобы вспомнить очень веселый, любимый детворой праздник. Что за праздник недавно мы отмечали? Новый год! А чтобы нам лучше вспоминалось, Домовенок принес нам свечу и веточки сосны с шариками. Как вы думаете почему? Да, самая нарядная гостья на новогоднем празднике - ёлка. Давайте закроем глаза и вспомним этот праздник. А теперь у кого на руках посидит Домовенок, тот что-нибудь скажет о прошедшем празднике (чем украшают ёлку, кто приходит в новый год? А если в доме не было ёлки, то все равно приносили еловые или сосновые веточки.) На новый год и на рождество дети сами изготавливали праздничные открытки. Вот и мы с вами в память о праздниках сделаем такие открытки. Многое можно изобразить на открытке. Посмотрите сюда - какая красивая праздничная композиция: свеча, мерцающий красный огонек, веточка сосны. Или взгляните на ветку, украшенную елочными игрушками. А теперь посмотрите какую открытку сделала я. Сейчас я расскажу вам, как ее изготовить. Вы уже умеете составлять композицию, вспомните игру "Составь открытку". Домовенок принес для вас сухие листья, мы будем делать из них открытку. Вспомните, как надо обращаться

С сухими листьями. Сначала возьмем тонкую прозрачную бумагу с

Нарисованным на ней контуром детали. Ее наклеиваем на лист.

Аккуратно вырезаем по нарисованному контуру деталь. Листочек не ломается. Теперь раскладываем все детали на бумагу. Красиво их размещаем. Композицию сдвигаем и по очереди наклеиваем детали на фон.

Теперь подумайте и пофантазируйте, какую открытку вы будете выполнять.

Самостоятельная деятельность детей.

^ Анализ работ.

Оценка с позиции правильного композиционного размещения, аккуратность исполнения.

Программное содержание .

1). Учить составлять композицию по заданной теме из имеющегося природного материала.

2). Закреплять теплые и холодные цвета.

3). Стимулировать детей к творчеству при выборе фона композиции, цвета листьев, засушенных цветов, их размеров и формы.

4). Воспитывать интерес к продуктивной творческой деятельности.
Материалы и оборудование . Пластмассовые крышки от банок из-под майонеза, бархатная и цветная бумага, клей ПВА, кисти, клеенка, засушенные растения.
Ход занятия . Сегодня у нас необычное занятие. Приближается праздник 8 марта. Мы подготовим подарки для ваших мам. Это будут миниатюры. Миниатюра - это маленькая композиция. Мы с вами украшали полоску и квадрат орнаментом из засушенных листьев. А сегодня у нас новая форма, какая? (Круг). Посмотрите на эти миниатюры. Чем они отличаются? Какую из них можно назвать зимней, а какую - летней? Почему? Какие вы знаете холодные цвета? Эту композицию можно назвать зимней, так как белая ромашка на синем фоне кажется холодной. Можно придумать название миниатюре - "Зимнее солнце". Какие вы знаете теплые цвета? Какой цвет может быть и теплым и холодным? Если он близко к желтому, то кажется теплым, к синему - холодным.

Эксперимент. Продемонстрировать, что зеленый цвет может быть как холодным, так и теплым, в зависимости от того, на каком фоне он находится (показать на листочке).

Сейчас каждый подумает, какую композицию будет выполнять, и возьмет крышечку нужного цвета. Посмотрите, как лучше расположить элементы в круге. В центре может быть крупный цветок, а по краям - изящные мелкие листочки. Можно сдвинуть крупный цветок вверх или вниз, чередуя крупные детали с небольшими. Сначала попробуйте выложить композицию на круге,

Запомните, как они будут расположены. Так как листья хрупкие, с ними нужно обращаться аккуратно.

Когда дети закончат работу, предлагаю разделить композиции на зимние и летние.

^ Анализ работ. Дети дают название своей композиции, говорят какие холодные или теплые цвета присутствуют в них.

Развлечение "Путешествие в страну летних цветов"

Развлечение проводится в конце осени, но когда дети уже имеют опыт работы по флористике.

В зал входит Незнайка, он расстроен, Знайка все рассматривает.

Незнайка: Все говорят, что пора уже быть взрослым, надо учиться, чтобы много знать. Много знать, много знать, я и так уже много знаю. Вот, например, гуляю я по лесу, про лес я много чего знаю. А что я знаю про лес? Ну..., лес - это лес, в нем полным полно чудес, ух ты, какое стихотворение вышло (Знайка изучает листочки, поднимает с пола сухой лист клена).

В это время в зал осторожно, не спеша, входит старичок-Лесовичок. Его борода вся увешана засушенными цветами, травами, листьями.

Лесовичок: (постукивая посохом, но добродушно говорит). Кто это здесь? Кто сказал, что все знает про лес, про лесные травы и цветы? Покажите мне этого умника! (Знайка показывает пальцем на Незнайку, а незнайка - на Знайку). Что-то я ничего не понимаю, кто из вас двоих тут хвастался? (Знайка смотрит рассержено на Незнайку и подталкивает к старичку).

Незнайка: Ну ладно, в общем это я говорю, что все знаю про лес, ну чего там не знать? Вот, например, зимой и летом одним цветом - это береза. Разве не так?

^ Знайка: Да что ты! Даже ребята знают, что это елка! Эх ты! (Незнайка почесывает затылок).

Незнайка: Зато я знаю, что вон недавно деревья опали...

Знайка: Не деревья опали, а листья с деревьев опали! Незнайка: Ну а я что говорю, опали, это называется...

Листолет, правильно?

^ Знайка: А вы как думаете, ребята? (Листопад).

Лесовичок: Да, вижу, Незнайка, ты ничего не знаешь про лес и растущие там травы и цветы. Знаешь ли ты, куда после листопада исчезают листья и цветы с полянок?

Незнайка: Честно скажу, этого я не знаю.

Лесовичок: Давайте вспомним, как это происходит. (Задание на актерское мастерство; задача: дети должны действовать в соответствии с рассказом). Ребята, вставайте! Представьте, что сейчас жаркое лето (машут друг на друга, обмахиваются), ярко светит солнце (посмотреть из под ладошки на "солнце"), мы вышли погулять на полянку, кто с книжкой, кто с корзинкой. Одни высматривают ягоды "одна - в роток, другая - в кузовок", другие смотрят на красивые цветы, любуются изящной травкой (имитация действий с помощью мимики, жестов). Как хорошо на лугу. Пришли в прохладный, темный лес, здесь пахнет земляникой, елью. Здесь березка, там осинка. Поводим хоровод вокруг белой березы. Вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, стало холодно. Наступила осень. Листья падают летят кружатся. Кто-то собирает листочки, чтобы засушить их, складывает в книжку, но ветер не унимается и все кружит и кружит листья. Посмотрите, какой праздник листочков увидели дети в лесу.

(Танец с листочками).

Лесовичок: Вот какой волшебный листопад бывает в лесу. А ты об этом знал? Красиво осенью в лесу, разные листья лежат, пестрый, разноцветный ковер. Вот посмотри, Незнайка, какие красивые коврики сделали ребята из засушенных лесных листьев. Сейчас каждый расскажет, как называется работа и из каких она листьев. А для начала поиграем: (у детей на столах листья разного цвета с разных деревьев. Лесовичок описывает или загадывает загадки - дети узнают и поднимают соответствующий листочек. Незнайка путает детей, а Знайка - проверяет).

Незнайка: А теперь покажите, что вы делали на занятиях (рассматривают). Ой, да я такие за пять, за три, даже за одну минуту, вот.

^ Знайка: Ну это ты загнул.

Лесовичок: А вот сейчас и посмотрим, кто из вас самый ловкий и умелый. ("Кто быстрее соберет букет из сухих листьев и цветов". Проводится конкурс, победителей награждают миниатюрами из засушенных растений сделанных детьми (д/и "Создай открытку").

Незнайка: Да я и не знал, сколько можно узнать о лесных травах. Вы, ребята, мены многому научили. Я так рад. Спасибо. Особенно мне понравилось, как интересно вы приспособили эти цветочки да листочки. Мне бы ни за что не догадаться. Но вот, что я придумал, глядя на эти чудесные листочки, что если вам поколдовать и соединить, то получится сказочное животное из волшебного леса. (Конкурс "Сказочное животное").

Знайка: Жди нас Лесовичок в следующем году в гости, придем в лес собирать листочки, чтобы также всю зиму вспоминать о лете и делать праздничные открытки, картины, подарки. До свидания. (Уходят вместе с Лесовичком).

^

Занятие на тему: «Снеговик»


(два занятия)

Пр . сод . Учить, используя в аппликации разный материал, создавать картинку

На зимнюю тематику. Развивать чувство композиционного и пространственного

Представления, воспитывать желание сделать сувенир к празднику своими

Материал : фон, цветная бумага, белая ткань, наклеенная на бумагу, вата, желтая

Яичная скорлупа, клей

Ход занятия :

1. Беседа о зиме и празднике «Новый год» Человек он не живой, Хоть не дворник, а с метлой, Во дворе стоит без дела С головы до ног весь белый, Вместо глаз две черных точки, Два блестящих уголечкя Весенним солнцем припечет-Человек наш утечет (снеговик)

2. ^ Анализ образца

Кого видите на картинке 7

Из чего сделан снеговик? (из ткани) луна^ (скорлупа), снег" 7 (вата)

3. Выполнение аппликации (два занятия) Показ приема наклеивания скорлупы на вырезанную из черной бумаги деталь луны, отрывания небольших кусочков ваты, объяснение вырезания кругов из ткани, шляпы -ведра из бумаги

4. ^ Анализ поделок.
«Мотылек»

Программное содержание: Учить воспринимать предметы аппликации из целых форм листьев, подбирать материал, подходящиий для изображения по цвету, размеру, форме.. Развивать умение сравнивать одинаковый материал при подборе листьев. Познакомить с многообразием насекомых. Воспитывать желание работать с природным материалом.

Материал : иллюстрации, образцы, с изображением насекомых, листья, клей, клеенки, ножницы.

Ход занятия . Одним летним деньком Всезнайка поймал бабочку и пошел показать ее друзьям. Много ребят собралось вокруг него, всем хотелось увидеть, подержать, подергать бабочку, узнать, сможет ли она летать без крылышек. Мимо проходила Незабудка, ей стало интересно, о чем спорят друзья. Увидев, она разжала руки Всезнайке и бабочка улетела.

Правильно ли поступила Незабудка, почему? Как бы вы поступили на ее месте?

Незабудка объяснила, что нельзя ловить бабочек, т.к. они очень полезные, опыляют цветы, собирают нектар.

Где вы видели обычно бабочек? (на поле, луге, огороде, в музее)О чем это стихотворение?

Вырос однажды у всех на виду

Двухлепестковый цветочек в саду.

Вова потрогать его захотел,

Тот шевельнулся и вдруг улетел.

Начал сынишка расспрашивать мать:


  • Разве цветочки умеют летать?-
Мама смеется: - Милый сынок,

Это же бабочка, а не цветок!


  • Каких насекомых вы знаете, кроме бабочек? Посмотрите, у бабочки есть 2 больших и 2 маленьких крылышка, голова, туловище, хоботок, глазки.
Мы будем делать насекомых из листочков. Подумайте, кого бы вы хотели сделать. Подберите нужный материал, разложите листочки на бумаге. После этого берем по одному листочку, намазываем клеем и прижимаем тряпочкой, убирая лишний клей. Высушенные листья очень хрупкие, поэтому работаем аккуратно.

Сколько насекомых появилось у нас в «Волшебном лесу». Скажите, что было сделать труднее всего, почему? Какое насекомое больше всего понравилось.

^ Аппликация из засушенных листьев «Барашек»
Программное содержание : Познакомить детей с аппликацией из кусочков мха, приемом «крошка». Упражнять детей в использовании в работе готовых шаблонов, обводить и вырезать по контуру. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалу.
Материал. Фон, цветная бумага, шаблоны шерсти, головы, лап, уха. Кисти, клей, ножницы, клееночки, тряпочки, мох, листья.
Ход занятия. Сестрица Аленушка кличет братца Иванушку из-за двери. В групповой комнате, заворачивая клубок, плачет.


  • Здравствуйте, милые ребята, вы не видели моего братца? Рано утром он ушел пасти стадо барашков и до сих пор не вернулся домой. Скоро отец с матушкой вернутся, а его все нет. Как найти братца, как собрать все стадо?

  • Ребята, давайте сделаем овечек, поможем вернуть стадо в деревню. А Аленушка пока разыщет братца-пастушонка.
Возьмем фон – белую бумагу, приклеим траву, для этого промазываем «поляну» на клееночке и аккуратно располагаем в нижней части листа.

Обводим шаблон туловища на фон в центре листа. Из черной бумаги обводим шаблоны лапок, головы, уха. Приклеиваем голову, лапы. Намазываем небольшую часть спины клеем, выкладываем мхом, прижимаем плотно тряпочкой.

Дети выполняют, предложить по ходу дополнить, украсить изображение.

Анализ работ. Вот и все стадо собралось (выставляются детские работы на мольберт). Да и Аленушка нашла своего братца.

Спасибо вам, ребята, посмотрите какие красивые овечки, давайте придумаем им имена. Какое настроение у ваших овечек, которая радостная, а какая голодная, наклонила голову, щиплет травку.

Сказки з а б ы т о й о с е н и

Знаете ли вы что-нибудь о листовичках? Не о жучках, которые листья с деревьев объедают, а о маленьких смешных человечках, возникающих неизвестно когда и как из осенней листвы, сухих былинок, забытых букетов и гербариев?

Павлик впервые познакомился с ни­ми в октябре, в листопадную пору Он слышал, как тихо переговарива­ется кто-то на земле: шур-шур, шук-шу...

Кто здесь? - спросил Павлушка и ос­тановился.

Кто-то сразу затих - испугался вопроса. Или задумался: «А кто я?» И только когда мальчик прислушиваться перестал и по­шел дальше, кто-то снова одобрительно зашушукал: шур-шур, шук-шук, шшу-у...

Разговоры эти ведутся только в листве. По асфальту Павлик идет - тишина. А как по парку или по лесу - шушукают. То ли боятся Павлушку то ли его приветствуют.

Мальчик называет не известных нико­му шуршащих человечков листовичками. Как они выглядят, никто не знает.

Павлик пытается представить себе хотя бы одного такого листовичка. Из собран­ных осенних листьев выкладывает на полу его портрет.

Глаза - березовые листочки. Нос из американского клена. Ротик тонкий, иво­вый. Или не так. Глаза - ивовые листочки. Нос из березы. Рот - липовый.

Павлик передвигает листочки, меняет их местами. Выражение лица у листовичка получается от этого каждый раз иным - то сердитым, то удивленным, то радост­ным. Смотрит листовичок на Павлушку, улыбается, но в доме почему-то не шур­шит, отмалчивается.

Разговаривает один только Паша. Тихо, как листовичок, пошушукивает: «Шук-шук, шур-шур». Это он сам себя листовичком представляет, со своим только что создан­ным приятелем на понятном ему языке разговаривает.

Нашуршал ему что-то (то ли пообещал, то ли успокоил) да и в боль­шую толстую книгу запрятал. И все лис­точки, что на прогулке собрал, тоже между страничек аккуратненько разложил - в книжке они останутся ровными, а без нее свернутся со временем, скукожатся. Никто не знает, что в толстой старой книге живут Павлушкины листовички. Да и сам Павлик забыл о них, как только началась зима. Сначала был первый снег, потом санки, снегокаты, снеговики, елка, Новый год, Рождество...

О листовичках Паша вспомнил лишь в январе, когда елку уже разобрали, подарки все отдарили, а от праздников новогодних все даже немножко устали.

Как тут мои листовички поживают? - Павлик достает из шкафа свою тайную книгу, листает странички.

Осенние листья чуть-чуть потускнели, но выглядят все же красиво - ровненькие, гладкие, с пятнышками и прожилками. Из книжки посыпались, тихо зашуршали: шур-шур-шур... Нет больше листовичка, с которым Павлик осенью разговаривал, листики все перепутались: одни по полу разлетелись, другие к корешку книги при­жались - с местом насиженным прощать­ся не торопятся.

«Вечно листовички от меня куда-ни­будь прячутся», - думает Павлик, но соби­рать разлетевшиеся листья не торопится. Листья на Павлушкином полу в январе -как сказочные пришельцы из прошлого. Снег за окошком, а здесь забытая осень. Золото парков и садов. Разноцветная поч­та бабьего лета.

Павлик читает эти слегка выцветшие письма совсем не так, как делают это взрослые люди. Он угадывает странную, несуществующую жизнь осенних листовичков, представляет себе таинственный, никому не известный мир, где все-все-все - из листьев: люди, звери, дома, насеко­мые. Мир этот хрупкий и изменчивый. Се­годня ты листовичок, а завтра бабочка. Полетал, нектар из листвяного цветка пособирал и тут же в озеро рыбкой нырнул. Хочешь деревом быть - корни пускай в листвяном саду, шурши на ветру кроной. Хочешь быть птичкой - пожалуйста: кры­льями кленовыми взмахнул, порх - и по­летел!

Стоит Павлик над листочками, размы­шляет.

Что это, Паша? - спрашивает его ма­ленькая сестренка Люша.

Не видишь? Листовички.

Не вижу. Где они? - Люша присажива­ется на корточки, заглядывает под каждый листочек. - Что, попрятались?

Эх, Люша... Все ей объяснять надо. Павлик думает о том, как бы попонятнее Люше обо всем рассказать. Он ко всему от­носится основательно. К воспитанию сест­ренки тоже. Мама говорит, что маленьким детям нужна для понимания наглядность, чтобы они могли на нее сначала нагля­деться и только потом понять, чего хотят от них педагоги. Павлик хочет, чтобы Лю­ша нагляделась на его листовичков - рыб и птиц, зверей и насекомых. О том, что ей следует понять из этой листовичковой на­глядности, Павлик не думает. Он достает из письменного стола разноцветные самоклеющиеся пленочки. Колдует над ними с ножницами. Выкладывает перед Люшей прямоугольники, круги, овалы.

Руками не трогать, ногами не топ­тать! - предупреждает он сестренку, скло­няясь над таинственными разноцветны­ми фигурками.

Люша видит, как желтый овал оживает от Павлушкиного прикосновения, разду­вает щеки из цветочных лепестков, водит папоротниковыми бровями. У него нос - из листочка боярышника, волосы - из ря­бины и плюща.

Вот один листовичок, - комментиру­ет свое колдовство Павлик.

На синий квадрат приклеивает тут же светлый кружок и придумывает совсем другого листовичка. С щечками из розо­вых лепестков, с косичками из рябиновых листьев и желтым березовым бантиком на макушке.

Вот они какие, листовички, - поясня­ет Паша и замечает, что последний чело­вечек - точь-в-точь его сестренка Люша. - Здесь все, как у нас. Вот это - листовичок Люша. А это - рыбки в аквариуме.

Павлик надолго замолкает, потому что рыбки - не листовички. Им особые усло­вия требуются: аквариум, камешки, водо­росли. Да и у самих рыбок столько чешуек на спинках, что приходится основательно повозиться. Павлик молчит, будто рыба, Люша рядом посапывает. Она уже не смо­трит больше на его аквариум - сама из листиков на серой пленке картинку выкла­дывает. Из каштановых листьев - лису, из кленового - ежика. Мордочка у него ост­ренькая, любопытная, ивовым листочком из кленовых иголок выглядывает, за каш­тановой лисой наблюдает.

Ни Павлушкины рыбки, ни Люшины звери, ни листовички не прячутся больше и не меняются. Они уютно устроились на цветных картинках под прозрачной глян­цевой пленочкой. Теперь все в доме увидят забавных человечков из листьев, их стран­ный, но все же так похожий на наш мир. Мир этот уже не такой хрупкий и измен­чивый, как раньше. Бери Люшины и Павлушины картинки - знакомься, любуйся, в рамочку вставляй. Вот пальма, вот кактус, вот солнце. Все - из листьев. И столько в мире этом всего интересного, что на все, что Павлушка придумывает, у него ни пленочки не хватит, ни засушенных листьев. Да и каждое дело, как известно, когда-ни­будь да заканчивается. И только фантазия не имеет границ.

Может быть, и в ваших толстых книж­ках дремлют осенние листья, сухие цветы и травинки? Сейчас им, наверное, снятся сны о сказочном епостоянном мире, где сегодня ты бабочка, завтра листовичок, послезавтра птичка: крыльями кленовыми взмахнула, порх - и полетела.

^

Лото "Знаешь ли ты деревья?"

Цель . Пополнять знания о предметах окружающей дей­ствительности; развивать зрительную память. Закреплять названия деревьев, умение определять дерево по его листу.
Материал . Набор карт с изображением различных деревьев:

Береза, дуб, ель, сосна, осина, лиственница, рябина и др. (на каждо­го). Набор фишек и карточки с загадками о деревьях.
Содержание .

1-й вариант. Ребята получают набор карт с четырьмя или шестью изображениями деревьев. Воспитатель пред­упреждает, что выигрывают самые внимательные и наблюдатель­ные. Затем читается загадка об одном из деревьев, например, о березе, а дети, у которых на карте есть изображение березы, закры­вают его фишкой, и так до тех пор, пока не будут загаданы все загадки.

Можно предложить загадку о дереве, которого нет на карте лото. В этом случае дети говорят, какому дереву посвящена загадка, и отмечают, что этого дерева нет на карте.

Участник игры, у которого все изображения окажутся закрыты фишками, поднимает руку. Выигрывает тот, кто правиль­но узнал все деревья.

2-й вариант. Воспитатель читает загадку, а участники игры поднимают карточку-отгадку. Игрок, не отгадавший загадку, кладет карточку обратно в набор, тот же, кто дал правильный ответ, откладывает свою карточку в сторону. Выигрывает игрок, у которого не останется в наборе ни одной карточки.
^

Загадки о деревьях.


Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)
Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я нена опушке,

Ветви - только на макушке.(сосна)
Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
В белом сарафане

Стала на поляне,

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза)
Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)
^

Д/И "Составь открытку"

Цель: выбирать разные предметы при расположении композиции, знакомить со схемами построения цветочной композиции. Закреплять знания о теплых и холодных цветах.
Материал : элементы для композиции, фон, схемы.
Ход игры:

1. Дети самостоятельно пытаются выбрать элемент для составления композиции. Для составления цветочной композиции использовать схемы.

2. Детям дается задание отобрать элементы согласно цвето-тепловой характеристике и составить композицию в теплых и холодных тонах.

^ Д/И "Составь предмет"

Цель : учить детей составлять листья из частей, закреплять названия деревьев, развивать наблюдательность и зрительную память.
Материалы : разрезанные листочки на 2,4,5 и более частей.
Ход игры : Детям необходимо отобрать разрезные картинки по цвету, оттенку; сложить их, чтобы получилась сложная форма листа, назвать, к какому дереву относится этот лист.

^

Игра-упражнение «Составь узор»

Цель. Закреплять понятие о цветовой гармонии; развивать художественный вкус.
Материал. Наборы из 5 - 6 полос различных цветов и оттенков и 2 – 3 полосы такого же размера с вырезанными силуэтами листочков.
Содержание. На мольберте цветовой круг. Воспитатель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся цветов, указывая их на цветовом круге, например, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Затем дети получают наборы полос. Из 2-3 полос с вырезанными силуэтами ребенок выбирает ту полосу, которая понравилась. К цвету выбранной полосы с силуэтами подбирается цветовая полоса, сочетающаяся, по мнению ребенка, с ней по цвету. Она подкладывается под полосу с вырезанными силуэтами, которые при этом становятся цветными. Орнаментальная полоса приобретает законченное цветовое решение. Воспитатель отмечает наилучшие цветовые сочетания.
^

Игра «Составь натюрморт»

Цель. Упражнять детей в составлении предметной композиции, развивать наблюдательность и зрительную память.
Материал. Фигуры овощей, фруктов, вазы различной формы, фланелеграф, репродукции с натюрмортами.
Содержание. Детям выдаются наборы картинок, и предлагается, рассмотрев репродукции составить свой натюрморт.
« ЛЮБИТЕ ЗЕЛЕНЫЕ ТРАВЫ,

^ ЧТО ТЯНУТСЯ К СОЛНЦУ ВЕСНОЙ

ЗА КАЖДОЙ ФАБРИЧНОЙ ЗАСТАВОЙ,

У КАЖДОЙ ТРОПИНКИ СТЕПНОЙ.

ЗА РЕЧКОЙ У СВЕТЛОЙ ОПУШКИ,

ГДЕ БРОДИТ ДОВЕРЧИВЫЙ ЛОСЬ,

^ У ТИХОЙ РЫБАЧЬЕЙ ИЗБУШКИ,

ГДЕ ВАМ ОТДЫХАТЬ ДОВЕЛОСЬ. ЛЮБИТЕ! ЛЮБУЙТЕСЬ!

ПОКУДА

РАССВЕТНЫЕ РОСЫ - КАК ДЫМ,

ПОКУДА ЗЕЛЕНОЕ ЧУДО

^ НЕ СТАЛО ЕЩЕ ЗОЛОТЫМ ».

Татьяна Чепижко





Цель :расширить знания детей о природном материале растительного происхождения-листьях , их значении для дерева. Научить изготавливать аппликацию из листьев . развивать фантазию воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование :

-материалы : клей. листья ;

-инструменты : ножницы, карандаш, кисточки для клея;

-наглядность : образцы поделок, иллюстрации деревьев.

Ход занятия.

Сегодня мы будем работать с растительным природным материалом, отгадайте каким :

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья )

Выполним аппликацию из листьев .

Дерево, как любой живой организм, состоит из отдельных органов : листьев , веток, корней.

Каждый из них выполняет особую функцию. Ещё в XVIII веке ученые доказали, что животные делают воздух непригодным для дыхания, а растения "улучшают" его. Зелёное растение очищает воздух только на солнечном свету. При солнечном свете растения выделяют кислород, которым дышат животные и люди, а поглощают из воздуха углекислый газ, который люди и животные выдыхают. Лист хорошо приспособлен для поглощения углекислого газа. С обеих сторон он защищён покровной тканью, в которой есть отверстия. Сквозь эти отверстия и проникает в лист углекислый газ . Когда светло, отверстия открыты, а ночью они закрываются. Кроме того, лист пронизывают жилки , состоящие из трубчатых сосудов. По одним сосудам по стеблю от корней к листьям поступает вода , по другим от листьев к стеблю и корням движутся питательные вещества, которые образовались в листьях . Зелёный лист -источник жизни на планете. Если бы не растения, не было бы на Земле животных и человека.

Анализ поделки :

Из какого материала выполнена аппликация ?

-Листья каких деревьев использованы?

Как листьям придана нужная форма?

Как листья соединены с основой ?

Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

Разбор последовательности выполнения поделки :

Задумайте, кого хотели бы изобразить;

Подберите похожие листья и разложите их на основе. Можно ножницами придать нужную форму;

Карандашом поставьте точки вверху и внизу каждого листа ;

Каждый лист по очереди поднимайте, с изнаночной стороны листа наносите кисточкой клей и прикладывайте лист на место , слегка прижав к основе.

Итог :

С каким природным материалом сегодня работали?

Для чего нужны листья дереву ?

Выставка и анализ работ.

Публикации по теме:

Из осенних листьев можно создавать очень красивую аппликацию. Аппликация может быть простой, сложной. Из листьев можно создать сказку..

Осень - это волшебное по красоте время года. Такого буйства всевозможных красок не бывает даже летом. Осенью можно собрать и заготовить.

Одно из красивых времён года - это конечно осень, вернее золотая осень. Только в этот период можно увидеть все краски волшебной поры.

Осень- прекрасная пора! Осень-отличное время для творчества с ребенком из природного материала. Поэтому в летнее время я люблю собирать.

Глазырин Артём 3 года, Сударьков Витя 3 года, Першова Кира 2,8 года Осень - очей очарованье! Я очень люблю природу. В каждом времени года,.

Игровая ситуация по изобразительной деятельности аппликация «Бабочка из листьев». Подготовила и провела Марина Спичкина. Цель: учить детей.

В нашем детском саду проходила ежегодная выставка осенних поделок. Все ребята с удовольствием приняли в ней участие, ну конечно, не без.

  • Разделы сайта