Правильное воспитание ребенка до года по Комаровскому. Ступеньки развития мышления детей первого года жизни. Развитие ребенка до года. Комаровский новорожденный

Начинать воспитывать дитя надо тогда, когда оно лежит поперек кровати. Старая аксиома сегодня несколько усовершенствована. Ведь многие родители начинают общение и воспитательный процесс любовью еще в утробе. Что необходимо знать папам и мамам о воспитании малышей до года? Какие тенденции можно перенять из японских и русских православных традиций? Что советует по этому поводу Евгений Комаровский? Вооружаемся полезной информацией.

Уход и воспитание ребенка по месяцам: психология

Условно этот период можно разделить на 4 этапа. Первый - до трех месяцев - характеризуется появлением так называемого комплекса оживления. Это реакция малыша на маму, других близких. Дитя улыбается в ответ на их появление, двигает ручками, оживляется. И для родителей такая реакция является результатом ежедневного общения, ухода, любви и заботы.

До трех месяцев родители должны научить кроху немного времени развлекать себя самостоятельно, подавать знаки недовольства при необходимости смены подгузника , реагировать на обращение, звуки. Для этого с малышом нужно играть, много разговаривать, петь ему песенки. Все, что делает мама, необходимо комментировать. Таким образом, уже с новорожденности начинает формироваться пассивный словарный запас крохи, задатки общения, которые проявятся первым детским агуканьем.

Второй период развития длится до шести месяцев. Именно в это время происходит активное сенсорное , зрительное, эмоциональное развитие крохи. Психологи рекомендуют малышам включать приятную легкую музыку, колыбельные - это поможет развивать лепет. Необходимо знакомить дитя с богатством окружающего мира, привлекая внимание к разным звукам и называя их: водичка журчит, кошка мяукает, собачка гавкает. А ребенок, подражая маме, будет делать свои попытки повторять сказанное родителями. Именно подражание является основой развития шестимесячного крохи. На этом этапе взрослые должны удовлетворять любопытство ребенка, который познает свое тело. Мама или папа должны называть и показывать, где у него ручки, ножки, глазки, нос. Эти органы надо показывать и на себе.

Увеличение периода бодрствования позволяет маме уделять малышу и занятиям с ним больше внимания. Любовь и радость, которую дарят ему взрослые, становятся фундаментом его нравственного воспитания.

Третий воспитательный период длится до 9 месяцев. Дитя начинает заметно взрослеть, испытывая интерес ко всему окружающему, проявляя любознательность. Поскольку ползать и даже немного ходить малыш уже умеет, надо стимулировать его желание перемещаться по дому, не забывая при этом и о безопасности. Хвалите ребенка чаще. Начинайте приучать к горшку, присаживая после сна и кормления. Приучайте к режимным моментам. Проснувшись утром, надо идти с мамой умываться. Это вырабатывает гигиеническую привычку. Ребенок должен наблюдать, как мама застилает кроватку, убирает игрушки, акцентируя на порядке и чистоте в комнате. Надевание слюнявчика перед кормлением - еще один обязательный момент воспитания аккуратности и культуры приема пищи.

Каждое действие родители должны объяснять, комментировать, особенно это касается игрушек и движений с ними. Мячик катится, юла кружится, кукла поет - все это мама должна повторять несколько раз в день с улыбкой на лице, вызывая у крохи положительные эмоции . В этом возрасте ребенка знакомят со словом «нельзя». Разговаривать с крохой всегда надо ласково, тихо и доброжелательно. При этом не надо сюсюкать, искажая произношение слов.

Четвертый период длится до 12 месяцев. Полноценное воспитание означает тесное общение с крохой, единство мамы и ребенка.

Она должна стимулировать познавательную активность, закреплять умение ходить самостоятельно, прививать навыки действий с предметами, показывая, как это делать.

Воспитывать надо личным примером, прививая доброе отношение к животным, близким, другим детям. Надо хвалить дитя за попытки брать ложку в руки, кушать и пить самостоятельно, за правильные действия с игрушками, закреплять слово «нельзя». Запрет должен звучать категорично.

Психологи акцентируют, что в этом возрасте у малыша появляются первые страхи, например, боязнь незнакомцев. Важно прививать детям доброжелательное отношение ко всем людям и никогда никем не пугать.

Также конец первого года знаменуется первым психологическим кризисом взросления. Мальчики и девочки проявляют непослушание, повторяют запрещенные родителями действия. Но это еще не вредность, а обычное желание познавать окружающий мир с настойчивостью, упрямством, повторениями. Родителям в таких случаях лучше всего переключать внимание крохи и не позволять капризничать, плакать.

Методы воспитания детей с рождения до года в Японии

Единство матери и малыша - основной принцип воспитания японских малышей в возрасте до года. Все заботы о нем лежат исключительно на плечах женщины, она обязана не позволять малышу плакать, всегда спит рядом с ним. Таким образом, до года младенец остаётся частью тела своей мамы. Она постоянно носит его на руках либо за спиной. Для этого продаются специальные женские куртки с отделением для малышей.

До пяти лет ребенок в Японии считается императором. Это означает, что ему можно все. Желания крохи не оспариваются. Мама не утверждает свою власть над ребенком. Она может лишь озвучивать предупреждения о том, что опасно, больно, грязно, плохо. Если малыш упал, ударился, обжегся, то мать у него просит прощения. Папа в воспитательном процессе этого периода может взять участие лишь в выходной день.

Раннему развитию и воспитанию в стране уделяют много внимания. Ориентиром в этом плане является книга Ибуки «После трёх уже поздно». Это классика японской педагогики. Основной тезис книги - фундамент человеческой личности закладывается тогда, когда у крохи высокая восприимчивость. Развивать его надо стимуляцией естественного интереса к новому, закладыванием в раннем возрасте основ сильной личности. Все это лежит на плечах мамы, которая ежедневно удовлетворяет все физические потребности, обеспечивает крохе тепло, комфорт, тесный физический контакт.

Воспитание детей до года: православие

Младенец до года знакомится с Таинствами крещения , миропомазания, причастия. На специальных службах происходит воцерковление и наречение имени малыша. Именно церковь в христианстве является защитой маленького ребенка, его благословением на жизнь в духовном мире. После процедуры воцерковления мама должна как можно чаще причащать малыша, что является укреплением его физических сил. Совместное посещение Литургии - обязательный элемент духовного воспитания. Так не дитя сходит Божья благодать, формируется его кротость, послушание, привычка посещать церковь с раннего возраста. В ее формировании и заключается роль родителей-христиан. Они вводят Бога в жизнь детей и посвящают ему своих чад.

В Евангелии описан момент, когда Христос возмутился тем, что его ученики не пускали к нему матерей с их детьми. Объяснил, что детям принадлежит царство Божие. А тот, кто его не принимает как ребенок, в него и не войдет. Любовь Бога к малышам проявилась в том, что Иисус их обнял и благословил. Он возложил на них свои руки. То есть любовь выразилась в обычном физическом прикосновении.

Именно этого - физического контакта родителей с крохами до года - порой очень не хватает в семьях. Священники объясняют, что дети сильно нуждаются в телесном контакте с мамой. Но для некоторых матерей они до года являются просто предметом ухода. Такие матери недооценивают роль общения, выражения любви, эмоций по отношению к своему чаду.

Тепло, спокойствие, общение, ласка должны исходить от матери, которая вместе с отцом обязана в младенчестве приучить дитя к церковным таинствам. Конечно же, и сами родители должны жить по Законом Божьим, являясь первым авторитетом и примером для подражания детям.

Развитие и воспитание ребенка до года: Комаровский

Известный педиатр всегда подчеркивает, что счастливый ребенок - это здоровый ребенок. Поэтому основой воспитания должно быть физическое здоровье крохи.

Евгений Олегович акцентирует на том, что с момента появления девочки или мальчика в доме его должна окружать атмосфера любви и тепла. То есть психологическое благополучие в семье, теплые взаимоотношения между папой и мамой как раз и создают идеальную основу для воспитания малыша. В такой семье не возникает споров по поводу того, кто пойдет с малышом на прогулку.

Педиатр уверен, что обеспечение психического благополучия мамы - основная задача отца ребенка.

Что касается ухода и частых болезней деток до года, то господин Комаровский уверен: даже самый лучший педиатр не сделает дитя здоровым. Это задача родителей, которые не должны его кутать, перекармливать, баловать. Родителям часто болеющих детей детский врач советует завести собаку, поскольку она заставит взрослых гулять с ней и малышом два раза в день. Свежий воздух, закаливание, проветривание комнаты, соблюдение режима - основы воспитания здорового малыша.

В то же время важно не «перегибать палку» и не делать из крохи центр Вселенной. Семья должна быть таким центром, то есть единство отца, мамы, их чада.

Специально для - Диана Руденко

Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.

Физическое воспитание малышей до года

Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения приучать его к закаливанию и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.



Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.

Близкая тема:

Психология воспитания ребёнка до года

Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.

Что делать, когда ребенок плачет?

Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама по плачу новорожденного уже легко может понять , хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.



Как приучить ребенка к самостоятельности?

Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.

  • Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он должен один спать в кроватке , один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
  • Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.

Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.


Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.

Методики воспитания детей

Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.



Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

Воспитание до года по Комаровскому

Евгений Комаровский – известный российский детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.


Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.

Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.

Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.

Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.

Читайте тематические статьи

Как вырастить здорового ребенка, точно знает доктор Комаровский.Прислушайся к советам доктора Комаровского, ведь они проверены временем. Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя "ощущать" отдельно от мамы. До этого - ее руки, ноги - воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс "испуга", т. е. ребенок боится незнакомых, плачет в отсутствии привычного лица. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Тот человек, который в это время был наиболее близок к ребенку, и с которым ребенку было комфортнее всего, становится наиболее близким ему на долгое время.

Как вырастить здорового ребенка, точно знает . Правильное воспитание ребенка до года по Комаровскому прислушайся к советам доктора, ведь они проверены временем.

Родители во всем виноваты

Никогда и ни при каких обстоятельствах, советует Комаровский, нельзя заставлять ребенка есть. Корми ребенка не тогда, когда он слегка проголодался, а тогда, когда он требует еду, "когда закричит: "Мама, я тебя съем!" И не перебивай аппетит перекусами!

И очень важно ограничить количество сладостей и сладкой газировки. Также не стоит злоупотреблять заморскими продуктами.

Вместо пирожных и конфет лучше предложить ребенку мед, сухофрукты. Самые лучшие напитки для ребенка - минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи комнатной температуры.

Одеваемся, играем и гуляем по Комаровскому

Одежды должно быть достаточно и минимум одновременно. Помни, что у потного ребенка шанс заболеть больше, чем у замерзшего. На ребенке не должно быть больше одежды, чем на родителях. А уменьшать количество одежды надо постепенно.

Идеальный отдых, особенно для часто болеющего , - это лето в деревне.

Плюс - закалка, игры в песке. При этом малыш одет лишь в трусики, босой.

И еще один совет от Комаровского: "Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей, за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью".

Закаливание по доктору Комаровскому

Ближе к природе

Один из центральных постулатов методики Комаровского «новорожденный ребенок в закаливании не нуждается» основан на том факте, что природа сделала человеческий организм приспосабливающимся и позволила ему развиваться.
Педиатр Комаровский рекомендует не подавлять природные механизмы, создавая для новорожденного парниковый микроклимат, а позволить организму развивать свои адаптационные способности. Разумеется, это не означает, что только что появившегося на свет следует бросать в прорубь, однако педиатр рекомендует как минимум не избегать контрастных температур, встречающихся в природе, например, гулять в любую погоду. Он советует усомниться в том, что родители правильно понимают, что нужно для новорожденного.

Сделать образ жизни ребенка приближенным к естественным условиям - такова основная цель родителей, желающих вырастить здорового малыша. Однако достичь ее достаточно сложно. Современная жизнь подчиняется абсолютно другим принципам, чем еще 100 лет назад: большую часть времени люди проводят в малоподвижном состоянии. Мамочки, гуляющие с малышами, имеют либо ограниченный маршрут, либо вообще сидят на лавочке, пока ребенок спит или играет в песочнице. А образ жизни детей полностью соответствует родительскому.

Приучение к активному образу жизни

Доктор Комаровский предлагает кардинально изменить привычный режим дня. По его мнению, для того чтобы со временем восстановить природные защитные силы организма, достаточно повысить двигательную активность всей , надевать на карапуза оптимальное количество одежды и кормить его, только когда он голоден.
Приучать малышей первого года жизни к движению нужно и собственным примером, и при помощи ежедневных занятий. Если родители ведут малоподвижный образ жизни, то приобщить карапуза к активному времяпрепровождению будет практически невозможно. В то время как папа, делающий утреннюю пробежку и обливающийся холодной водой, легко сможет сделать своего ребенка здоровым.

Питание малышей

Доктор Комаровский советует молодым мамам не заставлять , в то время как 90% родителей считают, что кормить ребенка (особенно, если он не хочет) их важнейшая обязанность, они твердо уверены, что их дети, если им не напоминать просто забудут поесть.
С малышами, кушающими грудное молоко, такая ситуация редко возникает, у них все более-менее по расписанию, а вот при переходе на взрослую пищу дети иногда начинают капризничать и отказываться от еды. По мнению доктора в этом нет ничего странного, ведь затраты энергии при неподвижном образе жизни достаточно малы. Другое дело, когда ребенок активен, он исследует мир, играет, ползает, у таких детей аппетит обычно отменный.

Доктор Комаровский не гарантирует, что закаленный малыш перестанет болеть детскими инфекционными заболеваниями. Однако он убежден: ребенок будет переносить их гораздо легче и быстрее выздоравливать.

Дорога к горшку. Е. О. Комаровский

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли ? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу , но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя…
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.

* * *
С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:

Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).
Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий , вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается - подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:

установление более или менее стабильного режима дефекации;
способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
знание частей тела и названий предметов одежды;
знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

* * *
Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - “Это горшок, на нем писают и какают“. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

* * *
Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.

Ступеньки развития мышления детей первого года жизни

Вот ребенок впервые приподнял голову, чтобы посмотреть, куда удаляется мама, вот сделал первое движение в сторону игрушки, чуть позже - сказал первое слово для обозначения того, чего ему хочется. Все это - первые проявления сознательной деятельности ребенка, которая определяются его мышлением.

По определению А. В. Брушлинского, мышление - это всегда искание и открытие существенно нового (здесь имеется ввиду, что открываемое в процессе мышления новое является таковым по отношению лишь к предшествующим стадиям мышления и вообще всей жизни данного индивида, а не всего человечества). Уже маленький ребенок, по мере формирования у него элементарных видов мыслительной деятельности, начинает открывать новое. Например, он задумывается над устройством той или иной игрушки, пытается понять некоторые отношения между людьми, овладевает все более сложными навыками и умениями.

В то время, когда ребенок развивается, у него начинают последовательно включаться различные гены, определяющие направление дальнейшего развития его центральной нервной системы (Анохин К. В., 2000), и по этой последовательности развитие малыша можно подразделить на различные периоды, "ступеньки" развития.

Начало каждой новой "ступеньки" можно определить как появление нового информационного "измерения" в системе знаний ребенка об окружающем мире (осязание, зрение), или качественное увеличение объема получаемой информации (ползание, понимание речи). Каждая "ступенька" обозначает период работы над новым ощущением и активное его использование. Уже известные факты дополняются новыми свойствами (маму он уже знает, но теперь он ее еще и видит). А познавание новых объектов идет с использованием всех имеющихся знаний.

Итак, "ступеньки":

1. Новорожденный (первые две-три недели).
Через тактильные ощущения ребенок ощущает мир. На этом этапе у него образуются "физические" образы. В основу образа ложатся впечатления от ощущения, полученные с помощью слуха, осязания и обоняния).

2. Двух-трехнедельный.
Ребенок начинает видеть. В это время он начинает ощущать взаимосвязи между присутствием близкого человека (мама подошла) и своим последующим эмоциональным состоянием. Осознает, какая его реакция вызовет соответствующую реакцию у мамы, и пользуется этим.

3. Ребенок начинает двигаться в нужном ему направлении (трех-шестимесячный).
Каждый раз, с освоением какого-то нового движения, ребенок более активно исследует окружающий мир. Благодаря этому уменьшается его эгоцентризм (он для себя еще центр мира, но уже на пороге понимания, что если ему что-то надо, то для достижения цели ему надо сделать какие-то движения (подползти)).

4. Пяти-семимесячный.
Ребенок постепенно начинает идентифицировать себя как человечка. В первую очередь, это выражается в том, что он начинает себя "ощущать" отдельно от мамы. До этого - ее руки, ноги - воспринимаются как продолжение его собственного тела. Появляется комплекс "испуга", т. е. ребенок боится незнакомых, плачет в отсутствии привычного лица. Параллельно с этим формируется модели взаимоотношений с близкими людьми, которые, впоследствии, сложно переделать. Тот человек, который в это время был наиболее близок к ребенку, и с которым ребенку было комфортнее всего, становится наиболее близким ему на долгое время (таким образом осуществляется импритинг).
Спустя некоторое время возникает момент, когда ребенок может сказать "нет". Это уже следующая стадия идентификации его как человечка.
До этого возраста не нужно нагружать ребенка фактическими знаниями. Даже при больших усилиях эффект от этого небольшой. Более того, это вредно, т. к. все усилия ребенка в это время направлены на развитие его органов чувств, а эти "уроки" могут содействовать тому, что он, недоразвив свои органы чувств, перескочит на подаваемый материал. Лучше стимулировать его различными способами (показывать яркие картинки, игрушки, гладить его разными (по фактуре) тканями, включать красивую музыку, разговаривать с ним). Более подробно эти способы описаны в книге С. Лупан, которую вы всегда можете найти в сети.

5. Стадия "предговорения" (восьми-двенадцатимесячный)
Еще задолго до того, как младенец впервые произнесет правильно выбранное слово, его мозг будет готовиться к этому, занимаясь планированием миллиарда действий и выработкой понятий. Дамазиу предположили, что речь можно рассматривать как трехкомпонентную систему: образование слов, представление понятий и промежуточные процессы, играющие роль посредников между первыми двумя компонентами.

6. В возрасте же восьми-двенадцати месяцев, перед тем, как ребенок начнет говорить, в его мозге закрепляются взаимосвязи:
предмет - слово (название)
действие - слово
Все эти связи имеют эмоциональную окраску. И когда они образуются в полной мере, начинают формироваться зачатки абстрактного мышления.

Однако бывают и отклонения: некоторые дети с дефектами понятийных систем тем не менее научаются грамоте. Это связанно с тем, что созревание речевых процессов не всегда идет параллельно формированию понятий).
Существует чередование открытий в области физической активности и в области словообразования. Оно заключается в том, что пока ребенок осваивает какое-нибудь новое движение (п. 3), - развитие в области словообразования (п. 5) на время замедляется. Потом совершенное открытие дает новый импульс к развитию понятийных связей.

Развитие ребенка до года

Роды знаменуют завершение девятимесячного периода ожидания ребенка, развития ребенка в утробе и переход малыша к самостоятельному существованию. Первый год жизни один из самых важных для физического и психического развития крохи. Ему предстоит совершить огромный скачок в развитии: от первого крика и непроизвольных движений к самостоятельной ходьбе. Развитие ребенка до года невероятно интенсивно, он увеличивает свой вес втрое и вырастает на 20-25 см. Из постоянно спящего крохи он преобразуется в человека, с неподдельным интересом познающего мир вокруг себя. В период развития ребенка до года каждый месяц для малыша — долгий и значимый срок, за который он овладевает все новыми и новыми навыками. Развитие ребенка до года — процесс двусторонний. Хорошая двигательная активность влечет за собой нормальное психическое развитие, в то же время хорошее психическое развитие обуславливает гармоничное развитие моторных функций малыша. На первом году жизни физиологические процессы регулируются на рефлекторном уровне. Если что-то идет не так, то ребенок сразу же сообщает об этом родителям наиболее доступным ему способом — плачем. В то же время моторное и психическое развитие ребенка до года очень сильно зависит от его окружения. Если малышу не уделяется внимание, отсутствует контакт с матерью, недостает общения со взрослыми — психическое развитие крохи замедляется. Если его движения длительное время ограничивать, это может повлечь за собой отставание и в физическом развитии. Давайте подробнее рассмотрим, как развивается ребенок по месяцам.

0-3 месяца. В этот период малыш учится удерживать прямо голову, следить за движущимися яркими предметами. Он начинает узнавать ухаживающих за ним взрослых, улыбается им, гулит. Начинает удерживать в руках игрушки, искать источник громких звуков. К концу этого периода постепенно угасают врожденные рефлексы новорожденных.

3-6 месяцев. Малыш уверенно осваивает технику переворота со спины на живот и обратно. Он уже хватает игрушки целенаправленно и все тянет в рот. Он уже может громко смеяться и произносить отдельные слоги. К достижению полугодовалого возраста малыш осваивает самостоятельное сидение, постепенно начинает ползать. При поддержке взрослого уверенно стоит на ногах, что-то лепечет на своем языке.

6-9 месяцев. Малыш уже хорошо сидит, сам встает, активно осваивает ползание, а к концу периода уже может самостоятельно ходить, держась за предметы или руку взрослого. Он все лучше понимает речь и уже способен отреагировать на просьбы «на» или «дай». Все лучше развивается мелкая моторика, и ребенок может брать маленькие предметы большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Любит разрывать бумагу, раскидывать игрушки. В этот период активно развивается речь, и родители могут услышать первые слова: «мама» и «папа», некоторые дети уже могут назвать животных.

9-12 месяцев. К году, как правило, ребенок уже делает свои первые самостоятельные шаги. Он уже узнает и показывает различные предметы, применяет игрушки по назначению. В этот период все вызывает повышенный интерес малыша. Любой предмет, цветовое пятно, отверстие — ребенок не пропустит ничего, ему становится интересно содержание всех шкафов и полок, и сейчас он уже может до них добраться. Малыш может с удовольствием отрывать обои или лезть пальцами в розетку. Особенно его увлекает нажимание кнопок. Все сильнее развивается речь, лексикон малыша обогащается новыми словами.

Развитие и воспитание ребенка до года — процесс не только увлекательный, но и ответственный. Именно в этот период формируются основные познавательные процессы, стремительно совершенствуется развитие ребенка по месяцам. И для родителей очень важно поддержать своего малыша, создать комфортные условия для его гармоничного развития и в то же время не проглядеть возможные проблемы, ведь в этот период организм малыша обладает невероятными компенсаторными возможностями. Мы ждем ребенка долгие девять месяцев, и очень важно не потратить это время впустую, а как следует подготовиться к появлению на свет новой жизни.

Нужно ли говорить с ребенком на «детском» языке?

Прежде чем обсуждать, как именно следует разговаривать с ребенком, хотелось бы напомнить о самой необходимости разговаривать с ним.

До сих пор многие считают, что бессмысленно и даже глупо говорить с ребенком, пока он ничего не понимает. А между тем у вас нет никаких оснований считать, что он вас не понимает. Если он и не знает точного смысла обращенных к нему слов, он понимает их общий смысл благодаря невербальным средствам коммуникации - интонации, мимике, тону голоса. Даже если он ничего не понимает, с ним все равно нужно говорить - как раз для того, чтобы он научился понимать речь.

Способность к языку является врожденной для всех человеческих существ. У ребенка не появится проблем с освоением речи, если с раннего детства он будет слышать обращенные к нему слова - соответствующие ситуации, наполненные смыслом, нежные и разнообразные. Если ребенок с раннего возраста не будет принимать участие в процессе вербальной коммуникации, его врожденные способности к речи не получат должного развития. Более того, чистота и правильность речи ребенка находится в прямой зависимости от того, в какой языковой среде растет ребенок. Именно способность владеть речью отличает человека от животного. Разговаривая с ребенком, вы тем самым уважаете в нем человека и интегрируете его в человеческое общество.

Какие выводы можно из этого сделать?

1. Ребенку просто необходимо, чтобы с ним разговаривали и его слушали, чтобы с ним вместе лепетали и упражнялись в производстве звуков. На этом этапе важно уметь говорить с ним на его языке.

2. Но не менее важно, чтобы ребенок слышал нормальную «взрослую» речь. Иначе как он сможет научиться разговаривать? Не нужно обрушивать на него поток непонятных слов, произнося перед ним длинные монологи, чтобы он не мог вставить в них ни слова. Разговаривая с ребенком, нужно обращаться непосредственно к нему, говорить о тех вещах, которые составляют его жизнь.

Так нужно ли говорить с ребенком «детским» языком?

Это зависит только от вас: говорите так, как вам кажется более естественным. Позиция ребенка в этом вопросе ничем не предопределена: скажете ли вы «кошка» или «киса», «больно» или «бобо» - он одинаково хорошо вас поймет и в том, и в другом случае. Он будет использовать те слова, которые используете вы.

Нет смысла учить ребенка «неправильным» словам, если ему рано или поздно все равно придется заменить их на правильные. Так почему изначально не использовать правильные? Вернее всего будет употреблять слова нормального языка - конечно, избегая заумных слов и малопонятных оборотов.

Главное - всегда говорите с ребенком (а не ребенку) искренне, чтобы ему было понятно, о чем идет речь, и чтобы ему было интересно вас слушать. Не сомневайтесь - он вас обязательно поймет.

Эмоции и социальное поведение. Ребенок реагирует на громкие звуки и яркий свет. Умеет ненадолго сосредотачивать внимание на увиденном лице.

2 месяца
Моторика. Ребенок научился поворачивать голову в разные стороны.
Статика. Может удерживать голову несколько минут в вертикальном положении.
Сенсорные реакции. Может сосредоточить внимание на двигающемся предмете. Сосредотачивается на звуке.
Речь. Частое короткое гуление.
Эмоции и социальное поведение. Умеет улыбаться и фокусироваться на лице, даже если человек двигается.

3 месяца
Моторика. Начинают исчезать безусловные рефлексы. Нормализуется тонус. Ребенок тянется за .
Статика. Хорошо держит голову.
Сенсорные реакции. Активно реагирует на звуковые раздражители и яркие предметы, появляется сосредоточенная и активная реакция.
Речь. Частое и продолжительное гуление. Появляются слоговые цепочки.
Эмоции и социальное поведение. Улыбается незнакомым людям. Отвечает на эмоциональное общение.

4 месяца
Моторика. Появляются целенаправленные движения. Может поворачиваться со спины на бок. Берет игрушки.
Статика. Узнает близких. Рассматривает игрушку в своей руке.
Сенсорные реакции. Активно реагирует на звуковые раздражители и яркие предметы.
Речь. Появляются губные согласные «м», «б» и радостные возгласы.
Эмоции и социальное поведение. Громко смеется в ответ на эмоциональное обращение.

5 месяцев
Моторика. Переворачивается со спины на живот. Тянется и трогает игрушки
Статика. Стоит при поддержке, опираясь на кончики пальцев
Сенсорные реакции. Начинает различать своих и чужих. С интересом все тянет в рот.
Речь. Появляются ритмические слоговые цепочки.
Эмоции и социальное поведение. Радуется общению с другим ребенком, берет у него игрушку. Реагирует на интонацию.

6 месяцев
Моторика. Активно переворачивается. Целенаправленно берет игрушку, которую может перекладывать из руки в руку.
Статика. На животе полностью опирается на вытянутые руки. Начинает садиться.
Сенсорные реакции. Реагирует на появление близких. Следит за игрушкой, которая упала.
Речь. Совершенствуются разговорные навыки. Ребенок соединяет слоги, изменяет силу и высоту звука
Эмоции и социальное поведение. Просится на руки.

7 месяцев
Моторика. Лежа на спине, играется ногами.
Статика. Сидит с прямой спиной. При поддержке в вертикальном положении пружинит ногами.
Сенсорные реакции. Старается достать игрушку, изменяя положение тела.
Речь. Совершенствуются разговорные навыки.
Эмоции и социальное поведение. Включается в игру, требует внимания матери.

8 месяцев
Моторика. Берет по игрушке в каждую руку.
Статика. Ползает на животе, переставляя руки вперед. Самостоятельно может ложиться, садиться, вставать.
Сенсорные реакции. Может кивать головой «да», «нет», показывать жестами «ладушки» и «до свидания».
Речь. Лепечет. Хорошо проговаривает слоги «ба», «ма», «да».
Эмоции и социальное поведение. Активно общается, наблюдает за другими детьми.

9 месяцев
Моторика. Самостоятельно играет с разными игрушками. Специально скидывает предметы.
Статика. Раскачивается, стоя на руках и коленях. При поддержке за руки стоит.
Сенсорные реакции. Отвечает действиями на простые вопросы.
Речь. Четко удваивает слоги.
Эмоции и социальное поведение. Легко вступает в контакт. Повторяет действия других детей.

10 месяцев
Моторика. Много целенаправленных движений. Может складывать пирамидку, класть игрушки на место, закрывать ящики. Осваивает «пинцетный» захват: берет мелкие редметы большим и указательным пальцами.
Статика. Активно ползает, может самостоятельно стоять держать за какой-нибудь предмет. Может идти при поддержке за одну руку.
Сенсорные реакции. Повторяет движения взрослых.
Речь. Появляются первые слова. Вступает в диалог, повторяя известные слоги.
Эмоции и социальное поведение. Эмоционально реагирует разнообразными движениями, мимикой. Реагирует на новое. Играет с детьми.

11 месяцев
Моторика. Совершенствуется «пинцетный» захват.
Статика. Ребенок активно ползает. Стоит без опоры. Делает два шага вперед при поддержке за две руки.
Сенсорные реакции. Выполняет простые просьбы. Понимает «можно», «нельзя».
Речь. Речь усложняется. Ребенок употребляет упрощенные варианты слов «ляля», «цяця».
Эмоции и социальное поведение. Начинает разборчиво относиться к детям. Радуется их приходу. Машет рукой на прощанье. Появляются первые друзья.

12 месяцев
Моторика. Час и дольше может играть с игрушками.
Статика. Ходит, опираясь на мебель, или самостоятельно.
Сенсорные реакции. Выполняет более сложные просьбы. Увеличивается количество реакций на окружение.
Речь. Словарный запас от 8 до 12 слов.
Эмоции и социальное поведение. Любит играть с детьми. Ищет спрятанные игрушки. По просьбе обнимает. Ждет похвалы от близких.
Перечисленные нормы являются международным стандартом развития детей раннего возраста и применяются во всех странах мира.

Некоторые родители ориентируются на специальный календарь развития, но учитывая особенность каждого малыша, с точностью невозможно сказать какие изменения может заметить мама в тот или иной период его жизни. Как говорит всеми любимый детский врач, основным заданием малыша до 4-х месяцев должен быть сон и питание, поэтому родители должны создать все условия, чтоб их ребенок имел правильный режим дня.

Доктор Комаровский тем родителям, которые тщательно изучают календарь развития детей первого года жизни всегда напоминает, что он создан только для того чтоб молодые родители имели представление и возможность ознакомится с общей информацией, как по достижению ребенка после рождения и до 1 года. Но если малыш немного отстает от календарного развития, это совсем не значит, что у крохи какие-либо проблемы. Все дети особенные, поэтому если соседский мальчик пошел в девять месяцев, а ваш малыш только в 11 месяцев, нет ничего страшного. Врач считает, что некоторые ступеньки в развитии малыша предусмотрены самой природой, а другие достижения крохи определены индивидуально самым ребенком, поэтому не стоит переживать из-за того, малыш не всегда укладывается в нормы календаря. Каждый ребенок усваивает основные этапы развития по-своему.


Какие трудности ждут родителей в первые 12 месяцев?

Сразу после рождения ребенка, новоиспеченным родителям предстоит многому научиться. Они должны осознать и принять всю ответственность за ребенка, создать все условия для его здорового роста и развития. Повседневные обязанности, первые неудачи, тревоги и переживания, радость и усталость, это те моменты с которыми сталкиваются все мамы и папы. Для того, чтобы правильно ухаживать за ребенком, научится распознавать потребности малыша, нужно знать общепринятые показатели и нормы первого года жизни. Пожалуй, одним из главных моментов после появления в семьи малыша считается его питание. Если женщина кормит грудью, особых проблем нет, но в случаи, когда по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно, очень важно подобрать правильную смесь для новорожденного, от которой будет зависеть как самочувствие ребенка, так и его сон. В основном до 3-х месяцев малыш только спит и ест, при этом кормление должно проводиться каждые 3 часа. Не менее важным в первые дни и месяцы после выписки с роддома считается уход за пупочной ранкой, а также регулярное и ежедневное купание перед вечерним сном.


Сразу после рождения, у ребенка начинает вырабатываться ряд рефлексов, которые помогают ему адаптироваться к новой жизни. Консультацию по правильном уходе за ребенком родители могут получить как от участкового педиатра, так и от патронажной медсестры, которая регулярно навещает грудничка дома.

С момента рождения ребенок понемногу начинает познавать мир. Родители замечают, как он фиксирует взгляд, начинает различать маму от других членов семьи, часто улыбается. Комаровский считает, что первые 12 месяцев ребенок отличается быстрым и всесторонним развитием. За этот период у малыша улучшается работа головного мозга, полностью формируется нервная система. Начиная с 5 – 6 месяцев, малыш становится более активным, он пытается самостоятельно сидеть, ползать, а к концу года и вовсе делает первые шаги, понимает речь, издает первые слова.


У новорожденного ребенка присутствует тесная связь с матерью, которая зарождается еще в период внутриутробного развития. Потребности малыша, как и его навыки меняются каждый месяц, а то и день, поэтому в педиатрии первый год жизни принято рассматривать поквартально или по месяцам.

Первый месяц

Принято считать, что именно первый месяц от рождения наиболее трудный для родителей. Несмотря на то, что ребенок больше времени спит, родителям нужно привыкнуть к новым обязанностям. В 1 месяц, движения ребенка еще плохо скоординированные, при этом он уже может сжимать пальчики рук, активно двигать ножками и ручками. Питание ребенка трехчасовое, также родители должны ухаживать за пупочной ранкой, обрабатывать ее зеленкой или другим антисептиком. Для купания малыша педиатры рекомендуют использовать легкие отвары трав, а сама вода для гигиенических процедур должна быть прокипяченная и иметь температуру не ниже 35 градусов. К концу первого месяца жизни ребенок умеет фиксировать свой взгляд на ярких игрушках или лице человека, реагирует на громкие звуки.

В 1 месяц после рождения, у новорожденного формируются рефлексы, хватательный, сосательный рефлекс, а также рефлекс опоры, ходьбы, ползания, которые ему пригодятся в будущем. Новорожденные большую часть дня и ночи спят, а просыпаются только при ощущении голода или если их что – то беспокоит. Начиная с этого периода у грудничка часто присутствуют колики, которые появляются в результате того, что пищеварительная система вырабатывает не все ферменты. Колики не являются каким-либо заболеванием кишечника, но все же родителям придется купить специальные капельки: Хилак или Еспумизан, которые помогут кишечнику лучше переваривать грудное молоко или смесь.


Второй месяц

На втором месяце, новорожденный становится более активный, лучше управляет ручками и ножками, преподносит кулачки ко рту, часто улыбается. В этот период родители уже привыкли к режиму, хорошо понимают неудовольствие и желания ребенка. Двухмесячный ребенок реагирует на яркие предметы. Родителям не нужно пугаться, когда они заметят, что малыш немного косит глазками. Это связанно с тем, что мышцы глаз и лица еще не полностью развиты. Маленький человечек умет различать лицо матери, прислушивается к определенным звукам, часто улыбается. Интервал между прием пищи на 2-м месяце можно увеличить до 3.5 часов. Если ребенок находится на искусственном кормлении, количество приема пищи в сутки можно снизить до 6 раз.

Третий месяц

На третьем месяце жизни ребенка, у него совершенствуется опорно – двигательный аппарат и нервная система. Ребенок может полностью выпрямлять ножки, лежа на животе подымать голову. Родителям нужно быть предельно внимательными с обращением малыша, поскольку его кости еще слишком хрупкие, а тугое пеленание или неправильная посадка может вызывать деформацию костей. В этот период ребенок сам тянется к игрушкам, хорошо различает голос мамы, часто улыбается и проявляет свой характер. Примером если мама поэт колыбельную и остановится, он может заплакать, а при продолжении пения, опять успокаивается.

В календаре развития 3 месяца, дети спят намного меньше, кушают по требованию, но не больше чем 5 – 6 раз в сутки. В этот период малыша очень интересует его тело, он может играть ручками, «гуглить», часто улыбается, чем приносит неощутимую радость своим родителям.


Четвертый месяц

На 4-м месяце жизни в развитии ребенка происходят выраженные изменения, он может более 2-х часов бордствовать, постоянно требует внимания родителей. Малыш может переворачиваться со спины на живот или наоборот, различает вкусы, хорошо слышит окружающие его звуки. В этот период ребенок становится очень интересным, его черты лица приобретают более четкий вид, движения тела четкие и собранные. В этот период малыш различает запахи, более активно растут ногти, волосы. Глаза ребенка двигаются более скоординировано и синхронно, исчезает косоглазость, которая присутствовала в 2 месяца. Если преподнести зеркало к лицу ребенка, он может в нем разглядывать свое изображение и даже улыбается сам себе. Также ребенок начинает издавать первые четкие звуки, постоянно привлекает и требует внимания взрослых.

Пятый месяц

Пятый месяц от рождения один из главных периодов, поскольку именно в это время родители должны внимательно рассмотреть, что умеет их ребенок. На данном этапе ребенок должен уметь самостоятельно переворачивается с живота на спину и наоборот, уверено держать разные предметы в руке, различать родных людей от чужих. Пятимесячный ребенок должен уметь поднять упавшую возле него игрушку. У некоторых деток в этот период появляются первые зубки, присутствует повышенное слюноотделение. На фоне прорезывания зубов ребенок может капризничать, присутствует риск повышения температуры. В этом возрасте малыш более гибкий, поэтому родителям нельзя оставлять его без присмотра на диване, в коляске или пеленальном столике, поскольку он может скатится на пол и получить травму.


Шестой месяц

В календаре 6-го месяца развития говорится, что кроха в этот период должен самостоятельно переворачиваться, садится, подымать упавшие предметы, сидеть и ползать. Родители в этот период имеют возможность впервые услышать слоги «ма», «ба», «па». Начиная с этого возраста, взрослые должны позаботится о том, чтоб ребенка окружали только безопасные предметы, поскольку ему интересно все вокруг. Начиная с 6-ты месячного возраста мама вводит прикорм. Меню крохи становится более разнообразным.

Седьмой месяц

Ребенок на 7-м месяце жизни часто издает простые слова - «дай», «мама», «папа», повторяет окружающие его звуки. Большинство детей в этом возрасте уверено сидят, ползают, могут сползать с дивана на пол. Малыш очень любит исследовать окружающие его предметы и все пробовать на вкус, а когда получает желаемую вещь, начинает радоваться. Практически у всех деток на 7-м месяце появляются первых верхних два зуба. У некоторых детей зубки могут прорезаться гораздо раньше или позднее.


Восьмой месяц

На 8-м месяце малыш должен уверено сидеть, отталкиваться ногами от пола, начинает делать первые шаги, держась за мебель или руки взрослого. На данном этапе родители могут готовится к появлению первых шишек и синяков. Речь ребенка более четкая, он хорошо понимает запреты мамы, хотя и не всегда слушается. В этом возрасте ребенок может кушать мягкие продукты.

Девятый месяц

Календарь развития ребенка уверяет, что малыш в 9 месяцев может самостоятельно вылезти на стул, открывать ящики и рассматривать их содержание. Ребенок этого возраста хорошо понимает некоторые слова мамы, при этом всегда стремится их повторять. Некоторые дети питаются делать первые шаги, очень быстро ползают. Если ребенок в 9 месяцев не стоит крепко на ножках, но при этом отталкивается ими лежа или сидя, ничего страшного, возможно ему еще рано.


Десятый месяц

В десять месяцев малыш может свободно передвигается по комнате ползком или на четвереньках, часто улыбается, радует родителей новыми словами, часто пытается копировать взрослых. В этом возрасте ребенка больше интересуют мелкие и яркие предметы, которые он обязательно будет тянуть в рот. Некоторые дети на данном этапе роста начинают без посторонней помощи делать первые шаги.


Одиннадцатый месяц

Ребенок в 11 месяцев хорошо понимает, о чем говорят взрослые, он умеет различать настроение мамы. Малыш умело копирует голоса, много говорит, хотя речь не всегда понятна окружающим, при этом ее хорошо понимает мама. В этот период ребенок умеет самостоятельно и уверено сползать с кровати, играет игрушками. В 11 месяцев врачи рекомендуют родителям покупать яркие и развивающие игрушки: кубики, конструктор. Ребенок не должен в 11 месяцев кушать из бутылочки или увлекаться соской, родители должны учить его пользоваться ложкой, тарелкой и кружкой. У некоторых детей в 11 месяцев присутствует более 6 зубов, в то время как у других они только начинают появляться.

Двенадцатый месяц

Когда ребенку исполнилось 12 месяцев от рождения, он должен уметь многое. К этому моменту многие дети уже хорошо и крепко стоять на ногах, самостоятельно передвигаются. Если ребенок к этому периоду еще не ходит сам, родителям не стоит волноваться. Многие детки свои первые шаги делают после года. Годовалый малыш уже может говорить короткими приложениями, хорошо понимает маму и ее настроение. В этот период детям нравиться слушать маму, рассматривать разноцветные картинки. Родители должны уделять особое внимание своим малышам, они могут покупать развивающие игры. Взрослим нужно быть предельно внимательными, поскольку в этот период ребенок может на улице подымать разные предметы, пробовать их на вкус. Доктор Комаровский рекомендует родителям с 1 года говорить с ребенком на простом литературном языке, без сюсюканий. Это поможет ему в дальнейшем правильно выговаривать слова. Взрослые должны помнить, что годовалый ребенок часто копирует родителей, как «губка» впитывает все слова, реагирует на крик, поэтому взрослые должны в некоторых случаях быть внимательны в своих высказываниях и не подавать плохой пример маленькому члену семьи.


Родители должны помнить, что первый год жизни ребенка – наиболее важный период, поскольку именно на протяжении 12-ты месяцев происходит формирование характера, навыков и привычек малыша. Взрослые должны приложить все усилия на то, чтоб малыш правильно развивался, уделять ему как можно больше внимания, постоянно дарить нежность, любовь и свою ласку.

Особенности первого года жизни ребенка

В первые 12 месяцев жизни ребенка, малыш учиться ползать, сидеть, говорить, улыбаться и ходить. Родители всегда радуются любому достижению малыша, уделяют ему максимально внимания, чтоб он рос и развивался в хороших условиях. Многие родители изучают разную литературу по развитию малыша, следят за календарем развития и очень волнуются, когда их малыш не успевает по тем показателям, которые прописаны в книгах. Доктор Комаровский неоднократно заявляет, что такие календари предназначены только для того, чтоб родители имели воображение о развитии малыша. Он всегда говорит, что одинаковых детей нет и если ребенок чуть отстает по книге, повода для волнения не должно быть. Если все же родителей что – то беспокоит в развитии их ребенка, нужно не терзать себя сомнениями, не искать ответ в Интернете, лучше обратиться за консультацией к участковому педиатру, который ведет ребенка с самого рождения.

Рождение ребенка является безусловным чудом природы, которого всегда с нетерпением ждут любящие родители. Как правило, во время беременности каждый из них старается прочитать как можно больше литературы относительно ухода за новорожденным и его воспитания. А так как дело касается самого дорогого в этой жизни, ребенка, то к изучению всех вопросов необходимо подходить ответственно и скрупулезно.

С чего начать

А начать нужно с обустройства детской комнаты и спального места. Как утверждает доктор Комаровский, новорожденный малыш нуждается в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Конечно, речь не идет о постоянно открытых окнах в комнате, когда там спит малыш. Даже в теплое время года во время проветривания ребенка следует выносить из комнаты. А проветривание необходимо устраивать каждый раз перед сном.

Из необходимой мебели в детской должна присутствовать кровать и пеленальный столик. Естественно, мебель должна отвечать всем требованиям безопасности и быть экологически чистой. Матрас в кроватку следует выбирать специальный, для новорожденных. В качестве наполнителя в подушке, матрасе и одеяле избегайте наличия пуха и перьев, которые могут спровоцировать аллергию у ребенка. Постельные принадлежности также должны быть из натуральных тканей без ядовито-ярких расцветок.

Комаровский видео: Ваш новорожденный

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО ПОЛНОСТЬЮ.

Организация режима для новорожденного

Как говорит доктор Комаровский, новорожденный сначала только ест и спит.

Это два самых важных занятия в его жизни на ближайшие несколько месяцев. О том, как должно быть организовано спальное место малыша, было сказано выше, а что касается питания , необходимо знать некоторые особенности.

  • Разделы сайта