Лента букв для начальных классов. Цвет и буква

Наша Лента Букв используется в начальных классах многих школ России. Пришлите нам фотографию Вашего класса с нашей лентой и мы разместим ее у себя на сайте.


Лента букв. Учебно наглядное пособие для начальных классов

«Лента букв» - учебно-наглядное пособие, необходимое для обучения грамоте детей дошкольных учреждений и учащихся начальной школы. В период обучения грамотности для повышения уровня изучаемого материала. Дети знакомятся со звуками и буквами, приобретают навыки чтения, у них формируется умение проводить звукобуквенный анализ слова.

"Лента букв" иллюстрирует основные понятия из области фонетики "звук в сопоставлении с буквой"; гласные и согласные звуки; согласные звуки мягкие и твердые, парные и непарные, глухие и звонкие, обозначающие твердость и мягкость согласных.

Материал: пособие изготовлено из целлюлозного картона плотностью не менее 250 гр., размер пособия 140х25 см., с лицевой стороны пластиковое покрытие толщиной 13 мкрн.


Место крепления: лучшее место в класе для этого пособия - над классной доской.

На "Ленте букв" , буквы расположены в 2 ряда. Красным цветом выделены гласные буквы.

Гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы, Э) - обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют.

Гласные нижнего ряда (Я, Ё, Ю, И, Е) – обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют.

Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, З, П, Ф, К, Т, С, Х (выделены на половину синим цветом, на половину зеленым) – обозначают твердый и мягкий звук.

Ж, Ш, Ц (синие буквы) – всегда твердые звуки.

Й, Ч, Щ (зеленые буквы) – всегда мягкие звуки.

Согласные звуки верхнего ряда – звонкие. Согласные звуки нижнего ряда – глухие.

Буквы Ъ и Ь - (буквы черного цвета на белом фоне) не обозначают звуков.

Размер: 140 см х 25 см, ламинирована матовой пленкой.

Вы в детстве спрашивали себя, какого цвета буква А? А цифра 7 какого цвета? Странные вопросы, да? Но я решила, что блог Lingoberryjam должен оправдывать свое название, и добавила новую рубрику – «Мутанты». Этот раздел будет посвящен не естественным языкам, а синтетическими продуктами лингвоинженерии. Здесь я буду писать об универсальных, сконструированных языках, необычных формах записи слов, магических алфавитах и прочей причудливой лингвистике. И начать я бы хотела с цветовых, цветных алфавитов.

Я не знаю, сколько таких алфавитов существует в природе. Видимо, законченных и логичных наберется десятка полтора-два, а то и больше. Но за час, пока я собирала информацию для этого поста, я насчитала пять общеизвестных. У каждой системы записи своя логика, свое «идейное ядро», свое оформление. Некоторые похожи на штрих-код для кассовых аппаратов, другие - на раскрашенные иероглифы. Их авторы живут от Аляски до Рио-де-Жанейро. Я предлагаю поддержать отечественного производителя – рассмотреть Цвето-Алфавит/Colorbet российского ученого Виталия Веташа. Мне его система кажется логичной и поэтичной одновременно.


Вот так выглядит его цветовая форма записи слов. Обратите внимание на ширину квадратиков. Гласные должны быть в два раза шире, чем согласные. Звуки находящиеся под ударением, шире в полтора раза. Выбор цветов не случаен. Веташ полагается на работы ученых-психолингвистов, которые изучали, как люди воспринимают звуки.

Они, эти ученые, считают, что подсознательно мы связываем звуки и эмоции в один смысловой узел. Послушайте детей: они пугают звуком “У”, радуются, используя звуки “И”, “А”. Лет в шесть дети начинают фантазировать, что у каждого звука, буквы или цифры есть свой цвет. Со временем это проходит, но не у всех. У некоторых взрослых на всю жизнь остается цветной слух. (Например, композитор Римский-Корсаков мог видеть цвета звуков). Об этом очень много писал российский филолог, один из основоположников фоносемантики, А.П. Журавлев.

Что касается Колорбета, то Виталий Веташ пишет, что звуковую палитру любого языка можно создать из трех звуков A, I, U. Точно так же любую картину можно написать, используя красный, синий и желтый.

«Как известно, все многообразие цветовых оттенков основывается на смешении трех основных лучей цвета (красный, желтый и синий), а также света и тени. Подобную же закономерность мы можем найти и в фонетике, где богатство гласных звуков происходит от комбинации треугольника основных звуков (A, I, U), которые формируются все остальные гласные».

Итак, А - красный. I- синий. У – желто-зеленый. Я, кстати, часто слышала, что буква А красного цвета. Но когда я была ребенком, я думала, что она белая. Е – желтая. И – для меня всегда была красной (в Колорбете она небесно-голубая). О – серый металлик.


Окраска других гласных и согласных звуков зависит от того, насколько они приближены к А, У, И. Имеется в виду положение языка в гортани, напряжение мускулов и прочее в том же духе.

«По “передним” И (синему) и Е (стронцианово-зеленому) - окрашиваются передне- и среднеязычные, зубные звуки (С, З, Т, Д и др.), которые имеют сине-зеленые и серые оттенки. По губному У (зеленому) окрашиваются губные согласные (Б, П, В, Ф и др.) - от тепло-зеленых до изумрудных оттенков.»

Вспомните себя, спросите своих детей и сравните их ответы с системой звуков Виталия Веташа.


Что интересно, Виталий и его жена Самира занимались психолингвистикой (связью звука и цвета в восприятии человека) еще с 1980-х годов. До Цвето-Алфавита Виталий разработал и создал Интербет – алфавит, объединяющий кириллицу и латиницу. Кроме того, супруги Веташ – известные и уважаемые астрологи. Кстати, астрология – сама по себе очень любопытный язык. Если вам интересно узнать об этом больше, оставьте комментарий – напишу.

Да, и еще. Узнать о Колорбете, Интербете и цветоформах можно по этой ссылке . Наслаждайтесь!

Почему? Может потому, что провести аналогию между 7 основными цветами и 7 основными нотами напрашивается само собой, а может потому, что музыканты реже расходятся в своих оценках цвета и его соответствия звуку. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Если же говорить о соответствии буквы и цвета, то тут мы попадаем в очень неоднозначное положение. Многие литераторы и лингвисты проводили в свое время такие аналогии, но их оценки чаще всего не совпадают и являются скорее субъективными и эмоциональными. Так А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки: "А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный; О - синий: тайну их скажу я в свой черед...". Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А, Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, оставив в стороне эмоциональное восприятие, как цвета, так и буквы. Для начала давайте разберемся с тем, что же мы подразумеваем под понятием БУКВА.
Лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. Действительно, эти буквы присутствуют во всех европейских языках. Именно европейских.
Когда мы говорим о соответствии музыкального звука цвету, мы тоже рассматриваем исключительно европейский менталитет, европейское восприятие. Во-первых, 7 нот - это столь же условное обозначение, как и 7 цветов. Восточная пентатоника ничем не хуже и не лучше европейской 12 полутоновой системы, или скажем древнегреческого тетрахорда, просто эта система базируется на другом принципе темперации звука. Европейская музыкальная культура давно пользуется общей терминологической базой, имеет богатую музыкальную библиотеку, представленную всемирно-известными композиторами, исполнителями, музыковедами. Музыка - является общеевропейским языком, понятным без дополнительного объяснения или адаптации, как в Риме, так и в Москве.
Теперь вернемся к БУКВЕ. Первая проблема, которая уже стала очевидной - это отсутствие общеевропейского языка. Вернее то, что наш родной, национальный язык влияет не только на способ мышления, но и на наше восприятие окружающего мира. Отсюда следует то, что, скажем, французская А и русская А - это не одна и та же буква, а значит будет иметь не только другое физиологическое воздействие на человека, но и вызывать другие психологические ассоциации. В этой работе я обращусь к анализу русского языка, хотя эту методику можно применить к любому другому европейскому языку.
Базовыми буквами русского языка, как уже было сказано выше, являются гласные А, О, Е, И. Буквы Ё, Э, Й, У, Ы, Ю - являются промежуточными или составными, то есть образованными из двух основных гласных, а также вспомогательными. Четыре базовые буквы входят в названия базовых цветов: крАсный, ОрАнжЕвый, жЕлтый, зЕлёный, гОлубОй, сИнИй, фИОлЕтОвый.
Когда мы говорим о соответствии звуков и цветов, мы полагаемся на звуко-цветовые ассоциации. Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей - носителей языка: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. Именно поэтому можно говорить о взаимосвязи названий основных цветов с гласными буквами: прослеживается связь - название определенного цвета содержит соответствующий "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию (красный, синий). Забегая вперед, скажу, что остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются.
Стоит отметить то, что назания некоторых цветов пришли в наш язык из других языков, поэтому сложно говорить о воздействии цвета на его названия и психических ассоциаций вызванных воздействием цвета. Так же нельзя рассматривать предложенным методом те названия цветов, которые являются производными, принявшие свои свойства от предмета или явления: кофейный, сиреневый, вишневый и т.д.
Здесь стоит обратить ваше внимание на то, что это лишь тезисы, которые не могут быть подтверждены без комплексного исследования и проведения ряда эксперементов. Исследования, проведенные другими авторами, не могут быть использованы в моей работе целиком, т.к. исследователи ставили другие цели и задачи, пользовались своей шкалой для подведения итогов.
Если обратиться к исследованию, проведенному А.Журавлевым, то мы увидим интересные результаты. Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. Если не углубляться в проведенный эксперемент, а просто воспользоваться его результатами, то мы увидим следующую картину цвето-буквенных ассоциаций:
А густо-красный
О светло-жёлтый или белый
Е зелёный
И синий
Этот эксперимент еще раз подтверждает тот факт, что цвет находится в прямой зависимости от того названия, которое мы ему даем. Тут существует одна особенность - личностный фактор. Дело в том, что название цвета и цвет ему соответствующий - это то, что мы усваиваем с детства, воспринимая ассоциации родителей, учителей, друзей. Этот факт легко просматривается, когда мы говорим о неоднозначных, смешанных цветах: фиолетовый, сиреневый, бирюзовый, салатовый, изумрудный, алый и т.д. Если предложить респонденту 5 карточек с близкими по тону цветами, то он, зачастую, попадает в сложную ситуацию, когда не может выбрать цвет, соответствующий названию и наоборот. Это связано с тем, что у нас не разработано никакой системы изучения цвета, чаще всего, с малых лет дети используют палитру из 12, а то и 6 цветов, при этом их названия всегда условны, т.к. производителями красок редко соблюдаются какие-либо стандарты. Мне кажется, что такая ситуация одна из основных причин отсутствия исследований по данной теме, объективной оценки цвето-звуковых ассоциаций. Поэтому в своей работе я обращаюсь к основным цветам и соответствующим им звукам, оставляя в стороне исследования так из звуков как У, Е, Ы, Э, Я, Й,Ю, Ё.
Конечно, в списке причин не разработанности этой темы, большое место занимает тот факт, что не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт.
Особое внимание в своей работе я хочу уделить психическим ассоциациям, возникающим при проведении аналогий между цветом и буквой. Итак:
Буква А: алый, красный - пламя, закат - опасность, внимание. Красный цвет - возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный; Буква А стоящая в безударном положении, подчеркивает силу, плотность (непрозрачность) цвета, еще интересен тот факт, что звук А - как производный, добавляемый ударный звук дает эффект мощности, интенсивности и насыщенности цвета: СИНЕВА, ГОЛУБИЗНА, ЧЕРНОТА.
Буква Е: зеленый, желто-зеленый - лес, зелень - расслабление. Зеленый цвет - спокойный, создает мирное настроение; Звук Е придает цвету прозрачность, блеклость.
Буква О: желтый, солнечный - огонь, солнце - бодрость, свобода. Желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, жизнерадостный, пламенный; В назывании цвета звук О говорит о текучести, неоднозначности, возможности перехода в другой тон. ЖелтО- зеленый, краснО-желтый и т.д.
Буква И: синий - лирика, стихи - тишина, одиночество; Синий цвет - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, сентиментальный;
Пользуясь разработанными в моей работе наиболее распространенными цвето-звуковыми ассоциациями, можно провести анализ произведений поэзии и прозы. Причем результата можно добиться двумя разными способами:

1. Анализ текста произведения и выведение нескольких доминирующих гласных букв, стоящих в ударном положении в произведении. Это даст возможность дать всему произведению некую единую, доминирующую окраску. Так, обращаясь к результатам исследования, проведенного А.Журавлевым, можно увидеть следующие результаты

Александр Блок
"Гамаюн, птица вещая"- тёмно-красный, тёмный сине-зелёный

Сергей Есенин
"Отговорила роща золотая..." - желтый, зелёный
"Выткался не озере алый свет зари..."- красный, тёмный сине-зелёный
"Воздух прозрачный и синий"- синий
"Зелёная причёска, девическая грудь..."- зелёный, тёмный сине-зелёный

Арсений Тарковский
"Перед листопадом" - жёлтый, красный
I строфа - жёлтый
II строфа - тёмно-синий
III строфа - красный
"Синицы"- синий
"Сирени вы, сирени" - сине-зелёный
"Дождь" - тёмный сине-зелёный
"Петровские казни"- багровый
"Пускай простит меня Винсент Ван Гог" - жёлтый, тёмно-синий

А. Вознесенский
"Васильки Шагала"- синий, зеленоватый
"Пожар в архитектурном" - красный, синий
"Сирень "Москва - Варшава"- сине-зелёный
"Очищение" - тёмно-синий, бело-жёлтый.

Я не буду подробно останавливаться на результатах этого исследования, так как они опубликованы и достаточно известны, если вы захотите узнать о них больше, вы можете обратиться к книге А.Журавлева.

2. Метод построчного анализа стихотворения, вычленения меняющихся цветовых "полос", слайдов. Это один из интереснейших вопросов, который призвана решать современная мультимедиа, для полного и объемного восприятия поэзии, возможно создание цветовых слайдов, которые будут призваны всецело передавать настроение стихотворения, создавать базу, фундамент, на котором будет строится восприятие поэзии.

Как-то попался нам на глаза сонет французского поэта Артюра Рембо "Гласные". Привожу его в переводе А. Кублицкой-Пиоттух:

А - черный; белый - Е; И - красный; У -зеленый.

О - синий: тайну их скажу я в свой черед,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

У - трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно "окрашены" в восприятии всех носителей языка?

Решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку пишутся шесть гласных Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад.

Экспериментатор не должен ничего объяснять и, конечно, ни в коем случае не приводить никаких примеров, доказательств или собственных соображений в пользу тех или иных решений. Информанты работают самостоятельно и безымянно.

Уже первые результаты нас просто ошеломили: против А почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" или "белый", Ы - "черный".

Стоит ли говорить, что вся наша группа немедленно переключилась на звуко-цветовые эксперименты. Мы проводили их во множестве, применяя разные методики, опрашивая все новых и новых информантов. Проверяли и перепроверяли результаты. Пока наконец окончательно не убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем.

Если учесть еще и результаты измерения значимости гласных по "световым" шкалам ("светлый - темный" и "яркий - тусклый"), то для гласных звуко-цветовые соответствия можно охарактеризовать так:

А - ярко-красный,

О - яркий светло-белый или белый,

И - светло-синий,

Е - светлый желто-зеленый,

У - темный сине-зеленый,

Ы - тусклый темно-коричневый или черный.

Цвета гласных получились, правда, совсем не такими, как у Рембо, но мы забыли пока про сонет - ведь нам открылось новое и невероятно интересное свойство гласных.

С согласными дело обстоит сложнее - много звуков, и работа очень усложняется. Пока можно только вполне определенно сказать, что Р четко воспринимается как "темно-красный".

Трудно сказать, от чего зависят эти "цветные" свойства звуков. Возможно, что А и Р ассоциируются с красным цветом потому, что входят в слово красный . Причем звук А в этом слове ударный, так же как И в слове синий , а О в слове желтый . Но почему тогда У - "сине-зеленый", а Ы - "коричневый"? Может быть потому, что У и Ы - самые "темные" из гласных, и для них выбираются цвета потемнее?

А возможно, и наоборот - слово красный стало обозначать цвет, потому что в нем был ударный "красный" А? Ведь когда-то это слово не имело никакого отношения к цвету, а означало "красивый". Тогда соответствующий цвет назывался "червонный", и в этом слове нет ни одного А. Слово синий тоже когда-то не обозначало "небесный цвет", его значением было - "блестящий". Не "синий" ли И придал этому слову цветовое значение?

Но тогда откуда взялись первоначально цвета звуков? Может, А потому "красный", что это самый громкий, самый сильный, а следовательно, и самый "яркий" звук? Он и ассоциируется с самым броским, самым ярким цветом.

Заметьте еще, что особенно четко, в чистые цвета окрашены только три звука - А, И, О. Но ведь и все богатство цветов и их оттенков можно получить смешением в разных пропорциях трех цветов - красного, синего и желтого. Нет ли здесь удивительного соответствия между природой цвета и звуковым устройством языка?

Вопросы, вопросы... И пока нет ответов. Но одно ясно: звуко-цветовые соответствия существуют. А раз существуют, значит, должны где-то использоваться, проявляться. И конечно, прежде всего, эта интересная особенность звуков должна проявиться в поэзии.

Например, поэт пишет о синем небе. Поэтический талант, чувство языка помогают ему отобрать наиболее выразительные языковые средства, чтобы картина получилась яркой, зримой. Тут бы и заставить речь самим звучанием своим вызывать в глубинах сознания (или подсознания?) читателя синий цвет. Для этого в стихотворении должны быть подобраны такие слова, в которых много звуков соответствующего цвета, т.е. звуков И. Поэт, конечно, может не осознавать этих звуко-цветовых соответствий, но тонкое чутье художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных усиливает нужное эмоционально-образное впечатление.

Как проверить эти предположения, мы уже знаем. Нужно подсчитать частотность звуков в интересующем нас стихотворении и посмотреть, каких гласных будет больше нормы, а каких меньше.

Первым анализировалось стихотворение Есенина из цикла "Персидские мотивы". Вот его начальные строки:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Три раза здесь назван синий цвет (считая "лазурь"). Значит, по нашей гипотезе в этом стихотворении должен доминировать "синий" И. Так и оказалось: И доминирует, превышая норму почти в два раза!

Интересно, что вторым по частотности, тоже несколько превышая норму, идет У ("темный", "сине-зеленый", "печальный"). Канава его роль? Тот, кто любит поэзию, наверное, заметит, что синева в этом стихотворении Есенина не яркого, радостного тона, это скорее синяя дымка, а само это произведение, как и весь цикл "Персидские мотивы", овеяно светлой грустью. Приходится только поражаться поэтическому чутью художника, который в подборе звуков сумел установить пропорции, подчеркивающие и "цветовую", и общую эмоциональную окраску стиха. Действительно, подбери художник только И - звуки способствовали бы изображению яркого, праздничного синего цвета, нажим на У дал бы цвет штормового моря или грозовой тучи; и поэт, оставляя доминирующим светлый сине-голубой, приглушает его, заставляет звучать в светлом, но минорном тоне.

Может быть, эти странные соответствия звука и цвета не что иное, как случайное совпадение? Возьмем другое стихотворение Есенина:

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Здесь заметно увеличена по сравнению с нормой частотность У и несколько больше нормы А. И снова подбор гласных точно соответствует цветовой картине, нарисованной в этом стихотворении словами: темно-синее вечернее небо, подсвеченное угасающим красным - это и есть вечерняя заря. А общий эмоциональный тон?

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

И здесь все точно: "грустный" У и "радостный" А - "тоска веселая". Нет, это не случайность. Это рука мастера, это творение таланта!

"Цветные" стихи есть, конечно, не только у Есенина. Очень выразительно окрашена звуковая мелодия многих произведений Блока. Есть у него стихотворение, написанное под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Картина выдержана художником в темных фиолетово-синих и багрово-красных тонах. В той же гамме написано стихотворение:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,

Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

И ту же цветовую картину создают доминирующие гласные: самый "темный" из них Ы (превышение нормальной частотности в 2 раза), "красный" А (в 1,5 раза) и "темный сине-зеленый" У (в 1,5 раза).

Вдумайтесь в это взаимопроникновение разных видов творчества - музыки звуков, поэзии слов и красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния, и вы постигнете единый смысл искусства!

Поэты нашего времени тоже широко используют цветовую выразительность звуков речи. Стихотворение А. Твардовского "Матери" начинается строчками:

И первый шум листвы еще неполной,

И след зеленый по росе зернистой...

Подсчет гласных показывает, что стихотворение ииструментовано по звуко-цветовому принципу: доминирует "светло-зеленый" Е, частотность которого превышает норму в 1,5 раза.

Исследование "стихоцвета" - область настолько новая и необычная, что реакции каждого, кто знакомится с результатами анализа звуко-цветовых соответствий в поэзии, почти всегда одинаковы:

Этого не может быть, - говорят обычно. - А все ваши подсчеты - не более чем парадоксы статистики.

Конечно, не всегда упоминание какого-либо цвета в стихотворении ведет к повышению частоты соответствующего гласного. Так и должно быть - ведь не обязательно в любом "цветном" произведении поэт должен использовать именно эффект "звукоцвета". Но совершенно невероятно, чтобы соответствия, "вычисленные" для всех приведенных здесь стихотворений, были бы лишь результатом удачного совпадения цифр.

Однажды студенты принесли на занятие для анализа стихотворение А. Тарковского "Перед листопадом":

Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном.

Вот и осталась мне самая малость

Шороха осени в доме моем.

Выпало лето холодной иголкой

Из онемелой руки тишины

И запропало в потемках за полкой,

За штукатуркой мышиной стены.

Даже на этот пожар за окном.

Верно, еще рассыпается гравий

Под осторожным ее каблуком.

Там, в заоконном тревожном покое,

Вне моего бытия и жилья,

В желтом, и синем, и красном - на что ей

Память моя? Что ей память моя?

Предполагалось, что в этом печальном стихотворении об осени в природе и в душе человека звуки должны гореть осенними красками. Полученные же результаты звуко-цветового анализа весьма поразительны.

В звуковой ткани стихотворения доминирует прежде всего О, затем Ы и дальше А. Да ведь это и есть желто-коричнево-красная осенняя гамма цветов! Однако в какой-то мере это было предсказуемо. Именно такого результата мы и ожидали. Не так ли?

Но что это за строка в последней строфе: "В желтом, и синем, и красном..."? Неужели поэт подсказывает нам цвета картин, изображенных в первых трех строфах? Посмотрим внимательно. Действительно, в первой строфе прямо назван желтый цвет. Вторая строфа "темная" (в потемках за полкой ), "серая" (мышиная стена ), может быть, со стальным синеватым отблеском "холодной иголки". В третьей строфе пожар за окном , значит, красный. Точнее, красно-желтый пожар листвы за окном. Но если это так, то не сопровождаются ли эти цветные картины соответствующим звуко-цветовым аккомпанементом гласных? Правда, это было бы уж слишком. Не стремился же, в самом деле, Тарковский изготовить наглядное пособие по изучению звуко-цветовых соответствий в стихе. И все-таки, без особой надежды на успех, я предложил студентам "просчитать" первые три строфы.

Считаем первую. Да, "желтый" О на первом месте. Норма превышена в 2 раза! Пока все подтверждается.

Считаем вторую строфу. Еще одно подтверждение. Доминирует "темный" Ы и "синий" И. Больше ни в одной строфе стихотворения частотности этих букв не превышают нормы. А здесь Ы - в 3 с лишним, а И - почти в два раза. Правда, О тоже больше нормы, но не нужно забывать, что этот звук создает основной цветовой фон для всего стихотворения. И его частотность превышает норму во всех строфах.

Ну что ж, решающее слово за третьей строфой. Кто-то из студентов посчитал первым и крикнул: "Красный!" Мы сидели потрясенные. Все точно: "В желтом, и синем, и красном...". Как поразительно выполнена звуковая ткань этого стихотворения! Как глубоко содержательна игра звуков и красок в нем! Как точно его звуковая форма соответствует содержанию!

А как же все-таки быть с сонетом Рембо? Почему он "окрасил" звуки так странно? Этот вопрос сидел как заноза, покоя не давал. Конечно, заниматься выяснением звуко-цветовых соответствий во французском языке было для нас слишком сложной задачей, но ведь перевод-то русский. Навязал ли Рембо переводчице свои цвета гласных? Это нетрудно проверить.

Будем рассуждать так. Цвета гласных в сонете названы дважды - один раз прямо, а второй раз косвенно - в "расшифровках" цветовой содержательности каждого звука. Если на подсознание переводчицы оказали давление прямые названия цветов гласных, то в строчках-расшифровках она должна нагнетать именно те гласные, которые расшифровывает.

Например, в строчках

А - бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот...

должен доминировать по частотности звук А. Тогда мы поверим, что для переводчицы А - черный.

Считаем. И что же? Доминирует вовсе не А. Резко доминирует Ы, превышая нормальную частотность почти в 2,5 раза! Невероятно! Сознательно переводчица пишет: А - черный, а подсознательно - нагнетает в строчках действительно "черный" Ы.

Значит, А должен быть и у нее "нормального" - красного - цвета? Проверим "красную" расшифровку:

И - пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

Пожалуй, и считать нечего. Здесь почти нет И, зато строчки явно перенасыщены А: чего стоит хотя бы сочащаяся рана . Но все же посчитаем. Так и есть - доминирует, конечно, А. Его частотность превышает норму в 2,3 раза, тогда как И гораздо меньше нормы. Все правильно: А - "красный".

Что же касается И, то его частотность, как и "положено", выше всего именно в "синей" расшифровке:

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

Полеты ангелов в тиши небес пространной -

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Поразительно прочно закреплены у нас в подсознании звуко-цветовые соответствия! Переводчицу не сбили "неправильные" подсказки оригинала, она организовала звучание "цветных" строк в точном соответствии с действительной "окраской" звуков.

Кстати сказать, по наблюдениям французских психологов, А и для французов "красный". Так что Рембо в сонете или продемонстрировал свои сугубо индивидуальные ассоциации, или просто соригинальничал. Говорят, что поэт сам смеялся над теми, кто всерьез принимал эти стихи.

Но мы решили не поддаваться на его розыгрыш, и студент из нашей группы В. Шапиро в пику Рембо написал на тему его сонета собственную вариацию с "правильными" цветовыми расшифровками гласных!

Я вижу яркий свет, когда кричат,

Я слышу крик, свет яркий созерцая.

Все звуки светятся, и все цвета звучат,

И ныне я их тайны раскрываю.

А - красная рубаха палача,

А - ахает толпа, на казнь взирая.

Ы - черный бык, мычащий по ночам.

О - осень: крона клена золотая.

Е - это свежесть молодого лета,

Зеленый переплет Есенина и Фета.

И - птичий свист над синею рекой.

У - это грустный свет зелено-синих

Очей ее, глубоких, как пучина.

У - это гулкий цвет волны морской.