Что надо делать чтобы ребенок начал ходить. Оптимальный период обучения. Как и когда ребенок начинает ходить.

Медики утверждают, что здоровый бутуз должен пойти в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. В начале этого временного отрезка находятся самые резвые и активные из них, в конце - осторожные и тяжёлые на подъём в прямом и переносном смысле. Столь большой разброс в сроках позволяет понять, что первые шаги - индивидуальная особенность и их нельзя загонять под какие-то стандарты, как это делают некоторые мамочки. Для них, если кроха не пошёл в год, - всё, это катастрофа!

Сравнивая его с другими, родители начинают панически переживать, что он не встанет на ножки вообще, записывают его на всевозможные массажи, плавание, водят по различным специалистам. Это уже перебор. Вместо этого нужно просто знать, как научить ребёнка ходить самостоятельно, как помочь ему освоить этот навык вместе со своими ровесниками, не отставая от них и слишком долго не засиживаясь.

Причины затяжного «сидения»

Можно долго заниматься, но так и не научить ребёнка ходить самостоятельно по одной причине - при наличии невыявленных или проигнорированных физиологических особенностей. Они могут стать серьёзным препятствием, через которое не получится переступить, пока оно не будет диагностировано и устранено.

Поэтому для начала молодые родители должны понять, почему их кроха не торопится сделать первый шаг. Факторы, способствующие этому, могут быть самыми разными.

  • Лишний вес

Сравните вес ребёнка с нормами для его возраста. Вам часто говорят, что у вас растёт «пухлячок», а участковый педиатр постоянно делает замечание о том, что вы его перекармливаете? Пора пересмотреть суточное количество еды, которое он употребляет. Правильно ли вы ввели прикорм?

Посоветуйтесь со специалистами и предпримите необходимые меры для постепенного похудения малыша. Иначе лишние килограммы будут оказывать серьёзную нагрузку на позвоночник, когда вы попытаетесь научить его ходить. Занимайтесь с ним гимнастикой для грудничков, .

Если причина лишнего веса - нарушенный обмен веществ, обязательно запишитесь на приём к детскому эндокринологу и пройдите курс лечения, если оно возможно.

  • Темперамент

Специалисты утверждают, что первый год жизни - этап психомоторного развития. Двигательная активность ребёнка напрямую зависит от его типа высшей нервной деятельности. Он включает в себя эмоциональную возбудимость, психические особенности, витальную силу.

Если у вас растёт медлительный флегматик или тревожный меланхолик, его трудно будет научить ходить в раннем возрасте. А вот шустрый холерик или весёлый сангвиник встанет на ножки гораздо быстрее и, скорее всего, без вашего участия.

  • Генетическая предрасположенность

Спросите у своих родителей, а во сколько начали ходить вы и как это произошло: вы сами это сделали или им пришлось приложить какие-то усилия? Очень часто оказывается, что ребёнок, сделавший свои первые шаги уже после года, получил эту особенность в наследство.

  • Климатические условия

В какой части Земли вы живёте? Как показали исследования, южане развиваются раньше и быстрее по сравнению с северянами. Это касается и ходьбы.

  • Ходунки

Одно из самых спорных приспособлений, разделившее всех педиатров и родителей на два противоположных лагеря.

С одной стороны, ребёнка всё-таки можно научить ходить с помощью ходунков, если использовать их правильно (сажать их туда уже ближе к году, при отсутствии противопоказаний, ограничивать время нахождения в них, заставлять малыша двигаться самостоятельно).

С другой стороны, ортопеды и педиатры не устают предупреждать о том, что это - прямой путь к плоскостопию и нарушению осанки в дальнейшем. А ленивые детки, усвоив назначение этой конструкции, вообще отказываются делать шаги без неё. Если это ваш случай - придётся лишать его этого удовольствия и заставлять ходить самостоятельно.

  • Неудачный опыт

Если ребёнок уже предпринимал попытки ходить, но они заканчивались неудачей (стукнулся, просто не получилось), он может запомнить её и будет бояться, что она вновь повторится.

Для профилактики такой ситуации взрослые всегда должны находиться рядом с крохой и предпринять все меры безопасности, чтобы избежать падения. Если это всё-таки случилось, нужно выждать время (недели хватит) и показать ему, что ходить - совсем не страшно, что мама всегда рядом и поможет.

  • Стрессовая ситуация

Научить ходить ребёнка можно лишь в том случае, если он растёт в комфортной психологической атмосфере и привычных условиях. Стресс от незнакомой обстановки, из-за переезда, чужих людей в квартире, частых ссор родителей может заставить его «сидеть сиднем», несмотря на все усилия.

  • Болезнь

Даже если это обычная простуда, она может очень сильно ослабить организм ребёнка. Не нужно пытаться научить его ходить в этот период. Дождитесь выздоровления и возобновите занятия.

  • Опорно-двигательные, неврологические патологии

Это одна из самых серьёзных причин, из-за которой малыш не ходит. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС - факторы, тормозящие навык самостоятельного хождения. Здесь потребуется комплексный подход: своевременная диагностика, лечение, процедуры, постоянное наблюдение у специалистов.

Хотите научить ребёнка ходить без поддержки? В таком случае убедитесь сначала, что у него нет проблем в развитии и ничто ему в этом не мешает. Но во сколько месяцев можно начинать такие занятия без вреда для его здоровья? И как именно они проводятся в домашних условиях? Советы специалистов - вам в помощь.

А Вы знали, что... у новорождённых нет коленных чашечек? Они окончательно формируются лишь к полугоду. Так вот подумайте: раннее хождение пойдёт на пользу только что появившимся суставам, которым нужно хотя бы месяца 2-3 на укрепление?

Существует огромное количество методик, как правильно научить ребёнка ходить: все они очень эффективны и одобрены специалистами. Выбрать можно любую. Главное при этом - соблюдать общие рекомендации, которые позволят не упустить из вида ни один нюанс. Это ускорит достижение желанных результатов.

В каком возрасте?

Возраст, когда делаются первые шаги, - индивидуальный показатель, который нельзя подгонять под стандарты. Некоторых можно подталкивать к этому уже в 10 месяцев, а кто-то созревает для таких занятий только к 1,2 годам. Оптимальный вариант - научить ребёнка ходить в год, обычно к этому времени он уже сформирован для этого.

Понаблюдайте за ним и определите самостоятельно, пора ему вставать на ножки или ещё рановато. Признаки готовности:

  • поднимается, держась за что-нибудь;
  • движется вдоль опоры;
  • активно перемещается из комнаты в комнату на четвереньках;
  • находит в этом удовольствие;
  • преодолевает небольшие препятствия;
  • ходит за руку;
  • залезает на невысокие стулья.

Хотите научить годовалого ребёнка ходить? Сначала определите по этим признакам, готов ли он к этому. Если он изъявляет нежелание, медленно осваивает двигательные навыки, но при этом абсолютно здоров, не форсируйте события. До 1,5 лет у вас есть время.

Предварительная подготовка

Чтобы ребёнок сделал первые шаги вместе со своими сверстниками, об этом нужно позаботиться заранее. Учите его ходить... начиная с пелёнок. Да-да, подготовка опорно-двигательного аппарата к столь серьёзному мероприятию должна регулярно проводиться с 1 месяца жизни.

  • 1 месяц

10 минут ежедневно новорождённый должен лежать на животике, чтобы мышцы спины и шеи смогли окрепнуть.

  • 2 месяца

Научите малыша переворачиваться с животика на спинку и обратно. Это легко сделать: держите перед ним яркую игрушку и постепенно отводите её вбок, чтобы он за ней потянулся. Выполняя это нехитрое действие, он заставляет работать практически все группы мышц. Ему потом легче будет подниматься.

  • 4 месяца

Опираясь на что-нибудь. Для этого нужно осторожно подтягивать его за ручки.

  • 6 месяцев

Он должен научиться сидеть самостоятельно, без опоры.

  • 6-12 месяцев

Заставляйте ребёнка активно ползать. Любимые игрушки и гимнастика - вам в помощь. Придерживая его за подмышки, позволяйте прыгать на ваших коленках.

Чтобы быстро научить ребёнка ходить, родители должны своевременно позаботиться о том, чтобы его опорно-двигательный аппарат развивался в соответствии с возрастными нормами. Вот тогда к году он сделает свои первые шаги без специальных занятий. Если же этого всё ещё не произошло, готовьтесь к «урокам». И начинать их нужно с техники безопасности.

Согласно исследованиям. Учёные подтвердили, что дети, которые в младенчестве активно ползали, легко обучаемы и успешны в школе, в отличие от тех, кто пропустил этот этап и сразу пошёл.

Техника безопасности


Планируете научить ребёнка ходить самостоятельно, без опоры и поддержки? Тогда задумайтесь о технике безопасности, чтобы он не расшибся. Ведь негативный опыт может убить в нём желание познавать окружающий мир таким способом. Что нужно сделать, чтобы обезопасить его от падений и травм?

  1. Учите ходить ребёнка в обуви, предназначенной для прогулок. Мягкие сандалии и вязаные пинетки не подойдут для таких занятий. Идеальный вариант - лёгкая обувь из натуральной кожи с жёсткой подошвой.
  2. Боитесь, что подошва такой обуви будет скользить по полу? Пройдитесь по ней наждачной бумагой, но не делайте слишком больших шероховатостей, которые могут спровоцировать падение.
  3. Поверхность пола должна быть гладкой, ровной, чтобы ребёнок не спотыкался. И в то же время ему нельзя на ней скользить, иначе он будет не уверен в своих движениях.
  4. Учите его ходить там, где нет ступенек, порогов, ковриков, о которые он может споткнуться и упасть.
  5. Уберите остроконечные предметы из комнаты, где будут проходить ежедневные занятия. Или наденьте на них «заглушки».
  6. Если сажаете кроху в ходунки, убедитесь в их устойчивости. Приобретайте изначально качественный товар, который поможет избежать падений. Очень часто ребёнок, не чувствующий ещё скорости, разгоняется в них так, что не может остановиться, и переворачивается. Разбиться и получить серьёзную травму с такой массивной конструкцией очень легко.
  7. Улица - не самое удачное место для первых шагов.

Продумаете вопрос безопасности для занятий с ребёнком вплоть до мелочей - научите его ходить гораздо быстрее. Да и у самих будет душа спокойна, что он, встав на ножки, будет уверенно на них стоять, так как ничто не будет его пугать.

После того, как помещения для занятий подготовлены, займитесь приобретением инвентаря, который поможет вам достичь результатов в самые короткие сроки.

Любопытный факт. В теле младенца на несколько десятков костей больше, чем у взрослого человека.

Инвентарь


Чтобы научить ребёнка ходить, для занятий понадобится следующий инвентарь:

  • поводки (вожжи) представляют собой страховочные ремни и позволяют предупреждать падения и травмы на первых порах;
  • несмотря на разногласия, в ходунках некоторые детки начинают ходить гораздо быстрее, так как осваивают технику и потом повторяют её уже без этой конструкции, так что стоит попробовать;
  • защитный шлем на голову для младенцев подарит спокойствие самым переживающим мамочкам;
  • обруч;
  • палки-ходули;
  • фитбол прекрасно укрепляет опорно-двигательный аппарат.

Чтобы научить годовалого ребёнка ходить, одного инвентаря будет мало. Помогите маленькому, ещё только формирующемуся телу справиться с такой серьёзной задачей - подготовьте мышцы и суставы, ежедневно занимаясь с ним укрепляющей гимнастикой.

По страницам истории. Первые ходунки были созданы в 1950 году англичанином У. К. Роббом для пожилых людей и инвалидов. И только недавно они были трансформированы под использование для самостоятельной ходьбы малышей.

Гимнастика

Цель данной гимнастики - укрепление мышц спины, шеи и ног. Именно она поможет вам научить ребёнка ходить на полной стопе, а не на цыпочках, как это часто бывает. Так что уделите несколько минут в день этим упражнениям - и первые полноценные шаги без всякой опоры вскоре будут сделаны.

  • Фитбол

Усадить ребёнка на фитбол спиной к себе. Придерживать его за бёдра. Раскачивать в разные стороны. Упражнение развивает координацию, научит его сохранять равновесие. Всё это необходимо для навыков ходьбы. Занятия можно начинать с 6-месячного возраста.

  • Стойка

Научите ребёнка стоять. Усадить его на корточки лицом вперёд на твёрдой поверхности. Придерживать в области груди. Приподнимать его вверх, заставляя подняться и выпрямить ножки. Желательно выполнять упражнение с 9-месячного возраста под ритмичную музыку.

  • Палки

Если малыш стоит уверенно, чтобы научить его ходить, приобретите специальные палки. Высотой они около метра, обычно отполированы или обиты тканью. Заставьте его взяться за них, положите свои руки - поверх его. Передвигайте по очереди вместе с ним эти своеобразные ходули и совершайте шаги.

  • Коляска

Если ребёнок ходит за руку, но боится её отпустить, давайте ему катить самостоятельно коляску, при этом подстраховывая сзади во избежание падения.


  • Обруч

С помощью обруча можно научить ходить ребёнка, который умеет стоять без опоры, а вот сделать шаги боится. Он запускается внутрь обруча, который перемещается взрослым так, чтобы заставить вместе с ним двигаться и ребёнка.

  • Охота за игрушкой

Если ребёнок активно ползает и поднимается с опорой, это упражнение быстро научит его ходить. Яркую игрушку перемещайте по комнате, определяя её на стул, диван, тумбочку - любую возвышенность, которая заставит его подняться с колен и взять игрушку. Но если такая погоня раздражает кроху, не нужно испытывать его терпение.

  • Препятствия

Если маленький человечек ходит за руку, устройте ему путешествие по комнате с препятствиями. Между мебелью натяните верёвку так, чтобы он смог её увидеть и переступить. Подводите его к ней, останавливайте, помогайте преодолеть. Когда одна высота освоена, постепенно приподнимайте верёвку. Конечный пункт - уровень колен. Упражнение отлично развивает мышцы ног.

О безопасности позаботились, инвентарь приобрели, гимнастикой занимаетесь - всё подготовлено для ежедневных занятий, которые научат ребёнка ходить без помощи взрослых и опоры.

Это интересно. За первый год своей жизни малыш проходит целый путь эволюции. Согласно исследованиям, его способность обучаться в этом возрасте гораздо выше, чем у школьников. Так что не ленитесь - заставляйте своего кроху работать, познавая окружающий мир уже на ножках!

Обучение

Отведите для занятий определённое время дня. Получаса будет достаточно. Но делать это нужно регулярно, потому что в этом возрасте приобретённые навыки быстро забываются.

  1. Сначала научите ходить малыша вдоль опоры. Поставьте его возле кроватки (или дивана), сами встаньте на другом конце и зовите его к себе, ласково разговаривая и маня игрушкой.
  2. После этого научите его отрываться от опоры, держа за руку и подтягивая к себе. Из этого положения водите по комнате. Сначала, чтобы вселить в него уверенность, держите его за обе ручки, но постепенно одну отпускайте.
  3. Вы сами почувствуете, когда можно отпустить вторую руку. Но при этом вы должны быть на страже и поймать ребёнка, если он начнёт падать.
  4. Можно проводить занятия вдвоём. Один взрослый поддерживает кроху за подмышки и ведёт по комнате. Второй находится чуть впереди лицом к ним и протягивает руки, перехватывая эстафету и ловя малыша. В какой-то момент первый «учитель» уже отпускает маленького ходока, а второй - делает коридор из рук для подстраховки, но ещё не держит его. Интервал времени, когда ребёнок будет в таком свободном полёте, будет с каждым днём увеличиваться.

Самостоятельная ходьба на двух ногах без поддержки и опоры - огромный скачок в эволюции человека и развитии ребёнка. Родители должны помочь ему овладеть этим навыком, несмотря на то, что заложен он самой природой.

Постарайтесь вселить в него уверенность, что всё получится, в нужную минуту - поддержать, иногда - поощрить. Сделайте так, чтобы первые шаги были маленькому человечку в радость и удовольствие.

Первые шаги малыша – это, пожалуй, самый волнительный момент в жизни родителей после непосредственного появления его на свет. Ведь это значит, что кроха прошел еще одну стадию взросления. Естественно, перед родителями встает вопрос, касающийся того, как научить ребенка ходить так, чтобы он мог самостоятельно и уверенно чувствовать себя на ножках.

Задачей родителей является облегчение процесса перехода от ползанья к ходьбе. В данной статье мы рассмотрим основные способы обучения ходьбе, а также научим вас, как не допустить досадные ошибки при этом.

Иногда может возникнуть сомнение у родителей, нужно ли учить ребенка ходить. Ведь этот процесс естественный, может не стоит ему мешать развиваться самостоятельно? Ответ на этот вопрос однозначный: конечно же обучение необходимо! Если пустить этот процесс на самотек, то не обойтись без травм. Кроме того, малыш может испугаться, ударившись сильно во время падения. Это отобьет у него желание ходить очень надолго!

Во сколько нужно учить ребенка ходить

Ловили ли вы себя на мысли о том, что у подружки ребенок уже в 9 месяцев пошел, а ваш в возрасте более года не хочет этого делать? Прежде, чем беспокоиться, стоит понять, как процесс начала ходьбы происходит в природе вообще:

  • Двигать ножками малыш начинает буквально в течение нескольких первых недель. В это время движения ими осуществляется на рефлекторном уровне и проявляются в том, что карапуз пытается оттолкнуться от какой-либо поверхности;
  • К пяти месяцам он уже может подпрыгивать, отталкиваясь от пола, когда его держат под мышки вертикально. Примерно до семи месяцев это занятие будет его любимым, до тех пор, пока он не научиться ползать и сидеть ;
  • В возрасте 8-9 месяцев дети уже могут делать попытки вставать, держась за опору. При этом они некоторое время стоят на своих ножках, а более активные детки даже могут перемещаться по квартире, держась за окружающую мебель;
  • В 11 месяцев обычно дети уже встают и садятся самостоятельно. Также в этот период малыш может вставать на цыпочки или ходить за руку;
  • Приблизительно к 13 месяцам дети начинают ходить сами. Естественно, пока у них это получается неуклюже, так как координация движений еще не выработана, а мышцы недостаточно окрепли.

Важно понимать, что приведенная схема – лишь обобщенная статистика. Некоторые дети могут делать попытки ходить уже в 9-10 месяцев, а некоторые – и в 1,5 года плохо ходят. Если не наблюдалось никаких отклонений в физическом развитии, то не стоит бить тревогу. Возможно, малыш просто боится этого. И тут важную роль играет то, насколько вы ответственно подойдете к процессу обучения.

В принципе, когда можно учить ребенка ходить, вы и сами поймете. Он сам подаст вам знаки. Единственное, что не рекомендуют врачи, так это делать высокие нагрузки на позвоночник в возрасте 6-7 месяцев.

Примерная схема развития малыша по месяцам от рождения до 1 года

Если ограничений нет, и ваш малыш проявляет интерес к ходьбе в раннем возрасте, то не следует ограничивать его в этом. Но если он начинает в процессе обучения капризничать, то лучше отложить занятия на другое время, чтобы избежать дальнейшего расстройства малыша.

1) Что из себя представляет машина-каталка ? Как ее правильно выбрать, читайте по ссылке.
2) О разновидностях детсиких кроваток мы .

Как правильно и быстро научить ребенка ходить

Итак, ваш кроха начал уверенно передвигаться, держась за опору? Это и будет первой предпосылкой к тому, чтобы ребенок учился ходить самостоятельно. Вот тут вам и помогут наши рекомендации.


Советы по тому, как учить ходить ребенка правильно:

  • Первое упражнение выполняется в паре с кем-то (папой, бабушкой и т.д.). Возьмите малыша под мышки и передвигайтесь с ним вперед. Ваш партнер должен протянуть руки малышу, за которые тот схватится, как за опору. В этот момент отпустите кроху, чтобы он шагнул сам, держась только лишь ручками. С виду процесс похож на движение вдоль опоры, но на самом деле траектория отличается кардинально. Направление движения позволяет ребенку более правильно ориентироваться в пространстве;
  • Постоянно держите малыша под контролем. Не допускайте сильных падений, из-за которых он может испугаться. Постоянно страхуйте его, чтобы была возможность подхватить в случае падения;
  • Чтобы ребенок двигался в правильном направлении, привлекайте его внимание яркими игрушками и другими предметами;
  • Для лучшей страховки на пути предполагаемого движения ребенка постелите мягкие одеяла и подушки. Это исключит травмирование ребенка при падении;
  • Если кроха передвигается не слишком уверенно, раскачиваясь из стороны в сторону, то следует ограничивать время занятий. Дело в том, что резкие раскачивающиеся движения вредны для позвоночника. Да и для суставов ног это не слишком полезно. Научите малыша приседать, чтобы он мог делать временные передышки.

1) : основные рекомендации по выбору и правила использования.
2) Чем полезна красная икра в период беременности, читайте в этой статье .

Основные ошибки при обучении ребенка ходьбе

С раннего возраста родители стараются научить ребенка ходьбе, но при этом они допускают досадные ошибки, из-за чего быстро это сделать не получается. Чтобы не допустить этого, следует ознакомиться с основными промахами родителей:

  • Использование ходунков. Для мамы это явная разгрузка, но ребенку оно может нанести вред. Дело в том, что тут суть процесса сводится просто к отталкиванию ногами, что со временем может стать причиной деформации стоп. Кроме того, ребенок не приучается держать свой вес вертикально, ведь в ходунках он сидит;
  • Родители стремятся научить ребенка стоять как можно раньше. Приучая ребенка к этому в возрасте до 9 месяцев, возможен риск развития плоскостопия и повреждения позвоночника;
  • Малыш слишком долго стоит возле опоры. Большинство детей встают возле опоры, но присесть обратно не могут. В результате этого оказывается слишком высокая нагрузка на неокрепшие ножки, что чревато растяжением связок и даже деформацией стопы;
  • Использование некачественной обуви. Желательно обучать ходьбе с голыми ножками. Но если это вы делаете на улице, то следует подобрать качественную ортопедическую обувь, способную поддерживать стопу в правильном положении. О том, как правильно определить размер обуви ребенка мы написали целую статью;
  • Слишком большая опека. Важно понимать, что ребенок будет падать во время обучения ходьбе. Страховать его нужно, но все же дайте малышу больше свободы и не подскакивайте к нему с аханьями после малейшего падения.

Итак, мы рассмотрели с вами, как правильно учить ребенка ходить. Если вы не будете совершать наиболее распространенных ошибок родителей, то ваш малыш вскоре будет гоняться за вами по всем комнатам. Поощряйте и стимулируйте его к этим действиям, чтобы ребенок был уверен в себе.

Если же ближе к двум годам ребенок даже не делает попыток ходить, то обязательно обратитесь к врачу. Также следите за тем, наблюдается ли тонус мышц у малыша. Если нет, то это также будет поводом обратиться за квалифицированной помощью.

К десятому месяцу ваш ребенок научится ползать быстро, и его успехи в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ребенку уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь он стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья. Эти предметы должны быть возле него. А вы должны следить за малышом. Пусть он взбирается на скамеечку в вашем присутствии. Немного подстраховывайте ребенка, чтобы он не ушибся, если сорвется с табуретки.

Взбираясь на стулья и скамейки, ребенок следует инстинкту. Это нужно для развития ребенка, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула несколько подушек, чтобы ребенок, падая, не ушибся.

Вначале ребенок стоит всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое, более трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стул, за который перед этим держался, и постепенно научается длительно устойчиво стоять без опоры.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги и не умея еще устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает, и так несколько раз подряд.

К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, спокойно вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками. В девять-десять месяцев он быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре уже может ходить вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Перед тем, как начнете учить ребенка ходить самостоятельно, задумайтесь, пришло ли нужное время. Дело в том, что порно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с прямохождением. Поэтому, чтобы способствовать скорейшему развитию опорно-двигательного аппарата малыша, не ограничивайте, а наоборот, поощряйте его ползание, так как оно лучше любых тренажеров и гимнастик развивает мышечную систему ребенка.

Подготовка

У ребенка должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная - то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.

Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой или замените обувь.

Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Замечено, что использование детских ходунков замедляет развитие и ребенок начинает ходить позже, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Ребенок не умеет ходить самостоятельно в 1 год, ищем причину!

Если ребенок в 1 год еще не пошел самостоятельно (хотя бы 2-3 шага без поддержки), плохо ходит или не пытается ходить с поддержкой, стоит или ходит, приподнимаясь на носочки - необходима срочная консультация детского невролога.

Учим ребенка ходить самостоятельно

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не ранее, чем он научится уверенно стоять с поддержкой. Следите за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он уже скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите ему обрести уверенность, подзывайте к себе на расстоянии в 2 его шага, потом в 3 и более, если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать и не делать резких движений, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Малыш становится все активнее и вскоре вы не удержите его рядом с собой за ручку, вам придется постоянно бегать за ним и оберегать от неприятностей, встречающихся на пути, и вы с грустью будете вспоминать те моменты, когда он еще не умел ходить. Не торопитесь учить ребенка ходить самостоятельно, всему свое время.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.



Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.



Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

17 января 2012, 12:04

К десятому месяцу ваш ребенок научится ползать быстро, и его успехи в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ребенку уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь он стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья. Эти предметы должны быть возле него. А вы должны следить за малышом. Пусть он взбирается на скамеечку в вашем присутствии. Немного подстраховывайте ребенка, чтобы он не ушибся, если сорвется с табуретки.

Взбираясь на стулья и скамейки, ребенок следует инстинкту. Это нужно для развития ребенка, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула несколько http://click02.begun.ru/click.jsp?url=zzuS3crb2tvOg834ZK6iowvOwxK2y*U4UMRAh23NZHT75niCfcUOg8J4OjOvDh-ix8D7OJdPUgdjg6qfrRjLFnsi3T*aK4pojuXlGXkfHBkYClsu2gy-UI7YfyFAPUHZJsInt8Of4ngH5LLviCxlorIP9SAj0uirZk4D4E6a7*NH4vCleoEhBdP1xyldUa8oLNTHiokht-vvQfFSkRYkYxXh5YPjDqJt2ABACyDNJd4Ld4xDaw-KX6G1gFWIXmcioOfLoK60VuQ89ULtwJJ7SrRVoclGidNIncRmqCnOvDA97NaBu9Mz484ewLh0KCYvoXFj4C-WxKfl*TOSyWk7IKGXoD72MgDsYAyyUM7D5k3WYykrdZS7-r5fohw*oWrhN9h5zZ*5llkdSdK*OZgIlUf7T2sIR9ep9I2i5Vf9PZ89KVn2VZhpCVylMuNtscy39I9UmdlW4TFqvlwA8CHox79ZRLo-AeLwBxOL92cNz-bgAuYYGj8bFBJysnTzZMP3FSlkIMtXJpNt8zTDR8O6eBpo7T-gnUaRIC2tAp8*cOpFDCWmz3Lii0iI*VNr*9uV*-MZN8g4DQx-PT15MH5OiUmch5MJRcnJU4UH8byhPdXlcwVtxAcDBQSh*vLqcDAqjVWIZ6tUfUKEi2chmQ8moBJhTVk*ZLhZm9bqcVKqXl4ysQTZmyUh0cM7uJcOA6bVx1aPPQ&eurl%5B%5D=zzuS3UBBQEG-av88YHSIEFdYqozAAyRqcy9IT1y524R8BrNw , чтобы ребенок, падая, не ушибся.

Вначале ребенок стоит всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое, более трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стул, за который перед этим держался, и постепенно научается длительно устойчиво стоять без опоры.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги и не умея еще устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает, и так несколько раз подряд.

К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, спокойно вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками. В девять-десять месяцев он быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре уже может ходить вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Перед тем, как начнете учить ребенка ходить самостоятельно, задумайтесь, пришло ли нужное время. Дело в том, что порно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с прямохождением. Поэтому, чтобы способствовать скорейшему развитию опорно-двигательного аппарата малыша, не ограничивайте, а наоборот, поощряйте его ползание, так как оно лучше любых тренажеров и гимнастик развивает мышечную систему ребенка.

Подготовка

У ребенка должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная - то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.

Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой или замените обувь.

Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Замечено, что использование детских http://click02.begun.ru/click.jsp?url=zzuS3QgDAgPvdRf*YqikpQ3IxRTTEmPT58ue6WYrt-nvbYl9KmnOnBhDgYu4CZjf1HprRTrE5YPnso6ne71iPD7StX55UgQpmRRkvMAxXeJ8NFuyv9ukxPu9XYaslsSjC7gWeXyPUnnSkcoxEfk06kiYsQZkb6Ll7NqO*dex7uDPBT26hJ5eNBBQtAjhg5dzfjwRgCvdcNB0W7cEOa7RaVMJcFJeZYTDF98AeDwodc-XzfyRrbEJ0HcWw36bnPjvYDCuSUpQy9WeoeBQxYTY500Qoxk-pISNQ*u*63CR6ZwxC3VUvlpaQJZIPVTmzLjbSrfOJgEzvFPrhHpmVKEEsPtKkS2BRSEONvMvK7Kot7QLzoj73mK9xjzEI0SEjtjB83f5DfQnBoDhUjCvIUGeK71XzVrJBVPw9e5FAY0kJEKY6CS7XveoTKowA4HKiTy3ZYV9buRwj4vke2hnoQBUuxDyN7TvKz1YpEdfSw&eurl%5B%5D=zzuS3URFREWla9Dmuq5Syo2CcFanUDw6sYhVgiC2QoaFgFvD замедляет развитие и ребенок начинает ходить позже, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Ребенок не умеет ходить самостоятельно в 1 год, ищем причину!

Если ребенок в 1 год еще не пошел самостоятельно (хотя бы 2-3 шага без поддержки), плохо ходит или не пытается ходить с поддержкой, стоит или ходит, приподнимаясь на носочки - необходима срочная консультация детского невролога.

Учим ребенка ходить самостоятельно

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не ранее, чем он научится уверенно стоять с поддержкой. Следите за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он уже скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите ему обрести уверенность, подзывайте к себе на расстоянии в 2 его шага, потом в 3 и более, если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать и не делать резких движений, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Малыш становится все активнее и вскоре вы не удержите его рядом с собой за ручку, вам придется постоянно бегать за ним и оберегать от неприятностей, встречающихся на пути, и вы с грустью будете вспоминать те моменты, когда он еще не умел ходить. Не торопитесь учить ребенка ходить самостоятельно, всему свое время.