Байматова Ира Владимировна
ДОУ №50 г.Липецк
воспитатель
Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «В гости к лесным животным»
Цель: формировать представления о животном мире.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Формировать представление о времени года (Осень).
Создавать условия для формирования умения различать животных живущих в лесу (где живут? какие).
Уточнить представление о том, чем питаются дикие животные.
Воспитывать гуманное отношение к объектам природы, желание помогать им.
Развивающие задачи:
развивать умение детей находить схему картинку соответствующую поставленному вопросу;
развитие любознательности и познавательной мотивации;
развивать понимание речи и активизировать словарь;
закрепить знания детей об основных цветах (красный, желтый) и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
развивать общую и мелкую моторику;
развивать взаимосвязь координации движений и речи.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: игрушки (белка, заяц, медведь); их домики (дупло, берлога); грибочки, шишки; одна корзина с фруктами- муляжи; бочонок мёда; каждому ребёнку 1/2 альбомных листов с изображением малиновой веточки; Блоки Дьенеша; картинки с изображением деревьев;схемы картинки с приметами осени.
Предварительная работа: дидактические игры «Дикие животные» ; «ЛОТО»; «Найди пару»; «Лишний предмет» . Рассматривание картинок с изображениями диких животных, чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях. Демонстрационный материал "Деревья".
Ход деятельности:
1.Вводная часть
Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.
Здравствуй, солнышко - дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик - пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе -
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Мы с вами отправимся в лес в гости к животным. Давайте вспомним, какие звери живут в наших лесах. (Используются картинки из серии «Дикие животные»). Как мы их называем. (Дикие животные). Почему они дикие (за ними не ухаживают люди) Молодцы! Давайте возьмём с собой угощение для белки, зайца, медведя. Кто у нас любит грибы?
Дети: Белка.
Воспитатель: кто у нас любит яблоки?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: кто у нас любит мед?
Дети: Медведь.
Воспитатель:
Складываем наши угощения для животных в корзину и отправляемся в путешествие.
А для того, чтобы попасть в лес, нам нужно произнести волшебные слова.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись.
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись. (Звучит музыка).
(Перед детьми доска, оформленная деревьями, ёлочками, дупло, на полу шишки, да грибочки).
Воспитатель: Вот он, чудесный лес! Ребята, а какое время года сейчас (Осень).Давайте покажем и назовём осенние приметы. (Осенью идёт дождь, дует ветер, птицы улетели в тёплые края, а звери готовятся к зиме). Листья опадают на землю, а какого цвета листочки? (Жёлтые, красные). (вызываю по одному ребенку и прошу показать приметы, использую 5 картинок)
Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадывайте.
С ветки на ветку
Быстрый как мяч
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Как вы думаете это кто?
Дети: белка.
Воспитатель: Да, дети в нашем лесу живёт белка. А как называется дом, где живёт белка?
Дети: Дупло.
Воспитатель: А какая белка по цвету?
Дети: Рыжая.
Воспитатель: Белка собирает орешки, шишки, грибочки. А куда она их прячет?
Дети: В дупло.
Белочка (выглядывает из дупла): Ой, здравствуйте ребятки!
Воспитатель: Что ты делаешь осенью?
Белочка: В своём домике навожу порядок, готовлюсь к зиме. Осталось собрать шишки да грибочки, но все грибочки и шишки перемешались.
Воспитатель: Ребята, мы поможем белочке собрать шишки и грибочки? А сколько тут шишек и грибочков? (Много). Белочка, мы тебе поможем навести порядок. Давайте поможем белочке разобрать шишки и грибы. (Звучит музыка, дети собирают в одну корзину грибы, в другую шишки).
Белочка: Спасибо вам ребята за помощь!
Воспитатель: Белочка, мы принесли тебе подарок, ребята, что это? (Гриб). Какой он? (Большой).
Молодцы ребята, мы с вами справились и помогли белочке. Ой кто это плачет?
Комочек пуха
Длинное ухо
Прыгает ловко
Любит морковку (Подходят к пенёчку и видят там зайца)
Воспитатель: Ребята это кто здесь (заяц). А какой он? (Белый, трусишка). Здравствуй зайчик, что с тобой? Почему ты плачешь?
Зайчик: Я целый мешок набрал яблок, но до дома не донёс, мешок у меня оказался дырявым. Пока шёл домой, все яблоки я потерял.
Воспитатель: Да ты не печалься заяц, мы с ребятами пришли не с пустыми руками, а принесли тебе яблок. Ребята, подарим зайчику яблоки? А какие у нас в корзине яблоки по величине? По цвету?
Дети: Большие и маленькие, красные, жёлтые. Игра с Блоками Дьенеша (кладу в обруч круги, квадраты, треугольники).
Заяц: Спасибо вам ребята!
Большой хозяин он лесной
Просыпается весной.
Ребята кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Он у нас какой?
Дети: Большой, косолапый.
Воспитатель: А как называется дом, в котором он живет?
Дети: Берлога.
Медведь: Здравствуйте ребята. А вы знаете, что я зимой делаю?
Дети: Спишь и лапу сосешь.
Медведь: Ай, да молодцы! Всё вы знаете. Поиграйте, пожалуйста, со мной, чтобы мне снились хорошие сны.
Воспитатель: Поиграем ребята с Мишкой?
Дети: Да.
Проводится логоритмика « Весёлые зверята ».
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из
По болоту и по кочкам. ладоней.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседью, сделав круглые
Катится колючий ежик. спинки.
Медведь: Хорошо поиграли!
Воспитатель: Мишка, ребята принесли тебе бочонок мёда.
Медведь: Спасибо большое.
Воспитатель: А что любит ещё Мишка кушать?
Дети: Малину.
Воспитатель: Давайте, нарисуем ему ягодки. (Дети вместе с воспитателем рисуют ватными палочками ягодки для медведя).
Медведь: Вот спасибо, я очень довольный вами, не откажусь от ягодок. До свидания, ребята!
Воспитатель: А ребята нам пора в детский сад.
Насмотрелись мы чудес
Жди нас снова в гости лес!
Говорим волшебные слова.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в детском саду, ты, окажись!
Вот мы с вами и пришли в детский сад. Понравилось вам ребята наше путешествие? А куда мы с вами ходили? Кого мы встретили в лесу? Как мы помогли белке? А зайчику? Чем накормили мишку? Какие вы молодцы, животным нужно помогать, их нельзя обижать!
Людмила Черепова
Занятие по экологии во второй младшей группе «В гостях у природы»
Занятие по экологии во второй младшей группе.
«В гостях у природы».
Цель: Обобщить представления о диких и домашних животных, закреплять понятие «дикие животные», «домашние животные». Закреплять представления о характерных признаках времён года.
Задачи :
Учить узнавать животных и отгадывать названия животных, отличать диких животных от домашних. Учить классифицировать виды животных.
Закреплять у детей представления о весеннем времени года
Создавать у них радостное настроение, обратив внимание на изменения в природе: чаще и жарче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, вырастает травка, животные лесные просыпаются после зимней спячки.
Прививать правила поведения в природе.
Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание.
Развивать пантомимические навыки для передачи образа в природе с помощью театра рук.
Предварительная работа: ведение образовательных задач по ознакомлению с окружающим и природой. Формирование умения классифицировать виды животных и соотносить по группам.
Ход занятия . «В гостях у природы » (слайд №2)
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, рада видеть всех сейчас, ведь давно ждала я вас.
Я, Загадушка, к себе в гости приглашаю, вам загадки загадаю. Все дети любят отгадывать загадки, а вы?.
Тогда отгадайте мои загадки. (слайд№3)
Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старой ели орешки я грызу. Кто это? (Белка).
Проговаривание чистоговорки: «Су – су – су белку видели в лесу» (тихо – громче - громко)
(разыгрывание стихотворного текста) (слайд №4)
Уронила белка шишку. Шишка стукнула зайчишку, тот пустился наутёк, чуть медведя не сбил с ног. - Под корнями старой ели размышлял медведь полдня: «Что- то зайцы осмелели. Нападают на меня. Ой. Ой. Ой.»(слайд №5)
(Белка роняет шишку на спящего зайца. Он просыпается, бросается наутёк, натыкается на медведя под ёлкой в берлоге, отскакивает и прячется под берёзой. Медведь просыпается и с удивлением разводит лапы в стороны и рычит: «Что- то зайцы осмелели, нападают на меня»).
Игра на имитацию движений с проговариванием
«Представьте себе».(слайд №6)
Представьте себе, что вы маленькие заиньки.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит: вот так, вот так! И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: скок- скок-скок-скок!
Надо зайке поскакать.
(дети имитируют движения и проговаривают вместе с воспитателем слова стихотворения.).
Игра «Кого боится зайка?»
Кого боится зайка? (Волка, лисы (слайд №7)
Загадка: «Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут её ….(Лиса)»
Вдруг из-за берёзы показалась ЛИСА!
Увидел заяц лису, испугался. Помчался заяц от лисы. Хвост дрожит, дрожат усы. Нет спасения в лесу. Прыгнул к ёжику в нору под кустик. (слайд №8)
Загадка: На спине иголки, длинные и колкие. А свернётся он в клубок нет ни головы, ни ног. Кто это? (Ёж).
Что же делает зимой ёж? (спит).Как в норке спит ёж? (свернувшись клубочком)
Проговаривание чистоговорок с разной интонацией: «Жа - жа - жа. Есть иголки у ежа».
Ёж проснулся, вышел навстречу Лисе, защитить зайчика. (слайд №9)
Разыгрывание мини – сценки «Ёж и Лиса»:
Лиса: «Ты скажи мне милый ёж, чем колючий мех хорош?»
Ёж: «Тем он, лисонька, хорош, что зубами не возьмёшь.
Лиса убежала ни с чем, зайчик поблагодарил ёжика, поскакал по делам, а ёжик пошёл в норку досыпать. Эти животные где живут? – (В лесу.) –значит это животные лесные. Тихо в лесу, нельзя шуметь, только ветер дует и «Белый снег пушистый в воздухе кружится»(слайд №10)
Дыхательные упражнения:
Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка, попробуйте её тихонько сдуть (дети делают вдох носом, а затем медленный выдох, не надувая щёк).
А теперь представьте себе, что снежинки упали на ладошки, на плечи, на рукава одежды. Сдуйте их.
Представьте, что вам холодно, ваши ручки замёрзли. Как вы их погреете? (дети делают поочерёдно вдох и выдох, направляя тёплый воздух на ладошки).
(слайд № 11)
А вот и солнышко выглянуло, Весна пришла, и закапали сосульки, и снег стал таять и превращаться в водичку, побежали ручейки и медведю штаны в берлоге промочили. (слайд№12) Проснулся мишка – топ-топ-топ, пошёл себе сухое место искать. (дети имитируют движения)
Солнышко греет, снег топит. А вот и травка показалась (над ширмой показать пальчики растопыренные). А потом распустились кусты (над ширмой показать кисти рук). А потом проснулись деревья (руки вытягиваются до локтя из- за ширмы). Подул ветер, деревья закачались. (дети повторяют действия).(слайд №13)
Пантомима: (сложить ладошки вместе, медленно поднимать над ширмой их, вытягивая до локтей, затем раскрыть ладошки) сложите ладошки, они как зёрнышко цветка, дерева, кустика. (слайд№14)
Упало зёрнышко в землю. Пригрело солнышко, прошёл дождь, из зёрнышка появился росток и вырос в цветок. (слайд №15)Как много цветов распустилось у нас в саду, а как они пахнут. (дети имитируют движения и выполняют дыхательные упражнения).
(слайд №16)
Заглянуло солнышко на скотный двор к животным, которые живут рядом с домом человека. Как они называются?-(домашние).
Хвост крючком, нос пятачком. (поросёнок).(слайд№17)
Впереди рога, а сзади хвост, даёт молоко (корова (слайд№18)
К хозяину спешит, дом сторожит (собака (слайд№19)
На лапках цап царапки, люблю мышей ловить (кошка (слайд№20)
Ах какие молодцы все загадки отгадали. Побывали мы в лесу, кого мы встретили. Как можно их одним словом назвать?. Какие они животные? Что растёт в лесу? Побывали мы на ферме. Кого мы встретили? Как можно их назвать одним словом? Какие они животные (слайд №21) Солнышко пригревает, снег растопило в водичку превратило. Зима ушла. Какое время года наступило?
Конспект занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»
Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему : « Зимушка - зима в гости к нам пришла »
Цель : Обобщить знания детей о времени года – зима, зимних забавах, зимней одежде. Расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.
Задачи :
Образовательные :
Закреплять знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.) ;
Учить детей замечать красоту зимней природы;
Формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий) ;
Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате) ;
Активизировать словарь детей по теме «Зима» , «Одежда» ;
Формировать навыки координации речи с движением.
Развивающие :
Развитие исследовательского и познавательного интереса к экспериментированию со снегом.
Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
Продолжать работу над развитием диалогической формы речи.
Развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
Воспитательные :
Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе. Воспитание культуры общения в процессе совместной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе, способности замечать красоту зимней природы.
Предварительная работа :
Просмотр мультипликационного фильма : «Времена года» из серии «Уроки тетушки Совы» .
Чтение стихов о зиме.
Рассматривание иллюстрации о зиме.
Наблюдение за снегом на прогулке.
Настольная игра – лото : «Времена года» .
Дидактическая игра : «Когда это бывает?» .
Дидактическая игра : «Оденем куклу на прогулку» .
Словарная работа :
Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий, тает, лежит, летят, меховая, зимняя
Материалы и оборудование :
Декорация : сугробы, елочки в снегу.
Ведро (таз) со снегом
Предметные картинки : шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли.
Ход занятия:
Вход под легкую музыку. (Установление эмоционального контакта) .
Приветствие «Здравствуйте» .
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй беленький снежок.
Здравствуйте ребятишки –
девчонки и мальчишки.
Здравствуйте, я вам скажу,
всех я вас приветствую.
Воспитатель : Дети, давайте, и мы поприветствуем наших гостей .
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель : Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку.
«Дел немало у меня.
Я белым одеялом всю землю укрываю.
Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима)
Молодцы, конечно же, это зима. А у нас за окном, какое время года?
Дети : Зима.
Воспитатель : Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима?
Дети : На улице снег, мороз …
Воспитатель : Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?
Дети : Холодная, пушистая, колючая, снежная, белая!
Воспитатель : Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые и дети.
Первая картинка : падает снег.
Воспитатель : Посмотрите, как красиво!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(И. Суриков) .
Какой бывает снег?
Дети : Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий.
Воспитатель : А когда много снега падает с неба, как это называется?
Дети : Снегопад.
Воспитатель : А когда снежинки кружатся, ветер их несет, как это называется? Дети : Вьюга, метель.
Воспитатель : Ребята, а как воет вьюга?
Дети : у-уууууу
Воспитатель : Из чего состоит снег?
Дети : из снежинок.
Вторая картинка : зимняя дорога, поле.
Воспитатель : Дети, посмотрите, где лежит снег?
Дети : На дорогах, на полях. (Снег лежит на дорогах, на полях) .
Третья картинка : дом в снегу.
Воспитатель : На чем еще лежит снег?
Дети : На крыше. (Снег лежит на крыше) .
Воспитатель : С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т. д.)
Четвертая картинка : лес, снег лежит на деревьях.
Воспитатель : Посмотрите, где еще лежит снег?
Дети : Снег лежит на деревьях.
Воспитатель : Да, как много снега на деревьях. Для чего снег на деревьях и под деревьями?
Дети : Чтобы деревья не замерзли.
Воспитатель : А зачем еще зимой нужен снег?
Воспитатель : А зима это хорошо или плохо?
Воспитатель : Чем хорошо, когда зима?
Дети : много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.
Воспитатель : А когда можно сказать, что плохо зима?
Дети : зимой холодно, сильные морозы, метели, надо тепло одеваться, нельзя долго гулять.
Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной?
Дети : Да!
Воспитатель : А что мы с вами забыли сделать?
Дети : Одеться.
Воспитатель : А зачем нам надо одеваться?
Дети : Холодно.
Дидактическая игра «Дети одеваются»
Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением одежды. Из них выбирают только изображение зимней одежды и на магнитной доске выставляют одежду в определенной последовательности.
Посмотрите - за окном (обзорный жест рукой)
Белые дорожки.
Все равно гулять пойдем, (шагают на месте)
Топать по дорожкам.
Наденем на ножки (наклонились, указать на ноги)
Теплые сапожки;
Этот с правой ножки, («надевают на правую ногу сапожок» )
Этот с левой ножки. («надевают на левую ногу) сапожок»)
На ручки - рукавички (руки вверх)
Теплые сестрички. (вращают ладошками)
Эту на левый кулачок (показывают правый кулачок)
Эту на правый кулачок. (показывают левый кулачок)
Шубки меховые, (надевают «шубку» )
Шапки пуховые. (надеваем «шапку» ).
Воспитатель : Скажите мне, ребята, а как же мы можем быстро добраться до леса? Дети : доехать, долететь…
Воспитатель : А на чем мы можем доехать? Но вот в саду у нас транспорта нет, как, же тогда добраться до леса?
Дети : на санках, на лыжах…
Воспитатель : Я вам предлагаю отправиться в зимний лес на лыжах.
Дети и воспитатель имитируют катание на лыжах.
Воспитатель : Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Дети : Туча.
Воспитатель : Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой?
Дети : Снег.
Воспитатель дергает, летят снежинки.
Воспитатель : Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?
Дети : Снежинки.
Рассмотрите их, какие они?
Дети : Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.
А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?
Дети : Легкие.
Ребята, а что снежинки умеют делать?
Дети : Летать, кружиться, падать, таить.
Воспитатель : Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку!
Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети трогают снег ладошкой.
Воспитатель : Рассмотрим, какой он?
Дети : Белый, легкий, мягкий, холодный, пушистый.
Воспитатель : А как вы думаете, снег состоит из чего?
Дети : Из снежинок.
Воспитатель : А теперь возьмите немного снега в ладошки.
У моей Иринки
Две красивые снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать.
Воспитатель : Дети, откройте ладошки (снега нет) . Куда исчез снег?
Дети : Растаял.
Воспитатель : Во что превратился?
Дети : В воду.
Воспитатель : Почему?
Дети : Ладошки теплые.
Воспитатель : Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.
Воспитатель : Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад возвращаться.
Воспитатель : Ребята, ну вот наше путешествие закончилось, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались?
Воспитатель : А пока мы по лесу гуляли, я заметила под елочкой вот такой сундучок.
Вот чудесный сундучок
Всем ребяткам он дружок,
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
Раздаются угощения
Программное содержание:
Образовательные задачи -
Формировать целостную картину окружающего мира;
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
- выявить умения детей определять принадлежность предметов к природному или рукотворному миру;
Закрепить знания детей о диких и домашних животных, животных и их детенышей;
Выявить знания детей о профессиях (водитель, продавец, врач)
Развивающие задачи -
Развивать умения слушать и отвечать на вопрос;
Развивать сообразительность, память, логическое мышление;
Воспитательные задачи -
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать уважительное отношение к коллективу.
Интегрирование образовательных областей: Познавательное развитие с речевым развитием с социально – коммуникативным развитием.
Методы и приемы: наглядный (демонстрация иллюстраций, картинок и муляжей), словесный (орг. момент, беседа, художественное слово: стихотворение, загадки,), практический (физкультминутка «Яблочки», физкультминутка «Зимние ветра», дыхательная гимнастика «Ветерок», игра «Домашние и дикие животные», «Мать и детеныш», игра «Найди предметы рукотворного мира и предметы, созданные природой», игра «Овощи и фрукты»).
Словарная работа: « Рожь колосится, золотится пшеница», «пороша», «завьюжит вьюга».
Предварительная работа: наблюдение во время прогулки, рассматривание иллюстраций «Времена года», разгадывание загадок о природе, д. игра «Соберем урожай», д. игра «Животные потерялись».
Материал и оборудование:
Демонстрационный: иллюстрации времена года, иллюстрации «правила дорожного движения», картинки «Мать и детеныши».
Раздаточный: игрушки диких и домашних животных, муляжи: фрукты, овощи, », предметы рукотворного мира и предметы, созданные природой (машинка, кровать, банан, уточка и т.д.).
Ход НООД
I.Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
На чем можно поехать? (на поезде, на лошади, на автобусе)
Поедем ребята на автобусе.
II. Основная часть
Посмотрите, впереди дорога. И очень много машин. Кто управляет машиной? Кто сидит за рулем? (водитель, шофер). Как же нам перейти? А вот посмотрите что это? (светофор)
. А какой должен гореть свет, чтобы можно было идти? (зеленый
). А если горит красный (стоим
).
Молодцы! Ребята, где должны ехать машины? (по проезжей части
), где должны ходить люди? (по тротуару
), а где должны переходить дорогу? (по пешеходному переходу – зебре или по подземному переходу)
. Это какой переход? Где он находится? (под землей)
1 остановка: Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна.)
Картина весна.
Какая весна в нашем краю?
(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.)
Что происходит весной?
(природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)
Кто весну на крыльях приносит?
(птицы.)
Как называются эти птицы?
(перелетные.)
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Ребята, на нашем пути попалось очень много предметов. К кукле приносите предметы, сделанные руками человека, а к дереву – предметы, созданные самой природой. (Машинка, мебель, зайчик, уточка, банан, апельсин) Воспитатель ходит вместе с детьми по группе в поисках предметов и комментирует действия детей. Кто нашёл предмет из дерева, на котором мы спим? Ребёнок, нашедший картинку с изображением кровати, отвечает и показывает картинку. Воспитатель просит повторить название предмета и определить, к какому миру - рукотворному или природному - относится этот предмет. (Это кровать, это мебель, рукотворный мир ).
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше.
2 остановка: Весна пройдет, а за нею …
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето).
Картина лето.
Какое лето в нашем краю?
(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).
Что хорошего несет с собой лето?
(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)
Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.
Взрослые, дети и даже животные любят лето, а я вам предлагаю поиграть в
игру «Детеныши потерялись»
Ребята, детеныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти.
Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Лошадь ищет… (жеребенка )
Кошка ищет… (котенка )
Мышка ищет…(мышонка ).
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем еще в одну игру «Дикие и домашние животные». Перед вами картинки животных. Где живут дикие животные? (в лесу ), где живут домашние животные? (в доме или около дома). Картинки диких животных положите около елочки, картинки с домашними животными положите к домику. Дети выполняют задание. Молодцы, отправляемся дальше.
3 остановка: Прошло лето, а за ним…
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Картина осень.
Воспитатель: Дети, осенью созревают овощи и фрукты, они лежат перед вами. Разложите их, пожалуйста, на разные подносы, на один овощи, на другой фрукты. Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, а когда овощи и фрукты созревают, куда они отправляются? (в магазин ). А что еще продают в магазине? (книги, игрушки, сладости и т. д. ). Ребята, а кто продает нам все это? (продавец ), а мы кто в магазине? (покупатели ). Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка «Яблочки»
На носочки я встаю,
(подняться на носочки)
Яблочки я достаю,
(руки вверх)
С яблочком бегу домой,
(бег на месте)
Мамочке подарок мой.
(хлопки в ладоши)
4 остановка: Прошла осень, а за нею …
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой).
Картина зима.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Воспитатель:
Какие ваши любимые развлечения зимой?
(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
Какая зима в нашем краю?
(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).
Воспитатель: Ребята, зимой холодно, и мы часто болеем. Кто нас лечит? (врач ). Как он лечит? (смотрит горлышко, слушает, меряет температуру, дает сироп, таблетки, уколы ). Дети, а чтобы не болеть, что нужно делать? (пить витамины, одеваться по погоде)
III. Итоги
Воспитатель:
Ребята, вот и закончилось наше замечательное путешествие. Какие времена года вы знаете? (весна, лето, осень, зима )
Что мы сегодня делали на занятии? (играли, искали детенышей животных, ездили на автобусе и т.д.)
Что вам понравилось больше всего? (путешествовать, играть с животными, рассматривать картины и т. д.)
Список использованной литературы:
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
Соломенкова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
Программное содержание:
Образовательная:
Познакомить детей с характерными признаками осени. С помощью проблемных ситуаций активизировать речь детей.
Развивающая:
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
Развивать речь детей, обогащать их словарь;
Воспитательная:
Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, обращать внимание на её красоту;
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Материалы и оборудование: Красивый конверт; игрушки животных: заяц, птица, белка. Зерна пшена, капуста, морковь, орехи. Мешки для мусора, мятая газета;фланелеграф, плакат с правилами; кормушка.
Музыка: А. Вивальди “Времена года”.
Предварительная работа: -рассматривание репродукций с осенними пейзажами,
Наблюдение за осенней природой на прогулке,
- чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про деревья и осень,
Беседы об осени.
Предварительная работа с родителями: Алана, разучивания стихотворения про осень;
Сбор желтых листьев с родителями.
Словарная работа: Здравствуйте, доброе утро, исэнмесез, много, желтые листья, осень, осенний лес, контейнер для мусора, кормушка.
Индивидуальная работа: помочь Аделю собрать мусор, не наступая на насекомых.
Методическая литература: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева М. 2005
- «Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Осень. Зима» Г. Лаптева 2011
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребята, поздоровайтесь с гостями. А теперь поздоровайтесь со мной, (дети кладут свои руки на ладони воспитателя)
Доброе утро, здравствуйте.
А когда вы говорите «здравствуйте», что вы желаете друг другу?
А какие слова при встрече еще можно сказать?
Ответы детей: доброе утро, исэнмесез.
Воспитатель : - Ребята, каждое утро вас в детский сад провожает мама, а кто же вас встречает?
Ответы детей: мама, папа, бабушка.
Воспитатель : - Ребята, я сегодня утром под нашей дверью нашла конверт, посмотрите на него какой он красивый. Как вы думаете, что там внутри?
Ответы детей: бумага, листок, письмо.
Воспитатель : - Правильно, там письмо. А написал нам его Незнайка! Он пишет, что мама ему сказала, что, они пойдут гулять в осенний лес. Но Незнайка очень расстроился, ведь он не знает как себя вести в лесу. Ребята, а вы знаете как себя вести на природе?
Ответы детей: Да, знаем; нет.
Воспитатель : - А вы расскажите как вести себя на природе?
Ответы детей : Да.
Воспитатель : - Молодцы, Незнайка очень обрадуется тому, что мы ему поможем. Вы ребята расскажите как себя вести в осеннем лесу, а я запишу все, и отправлю ему письмо.
Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время года? Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Ответы детей: Лето; Весна. Осень.
Воспитатель : Правильно наступила осень. Алан расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про осень:
Алан:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
(Начинает тихо звучать музыка А. Вивальди «Времена года»)
Воспитатель : Молодец Алан. - Ребята, я приглашаю вас в лес, и в лес не простой, а осенний лес. А как вы думаете, почему он называется осенний лес.
Ответы детей : Потому что наступила осень.
Воспитатель: Правильно, наступила осень, и поэтому мы называет его осенний лес. Давайте, все вместе скажем, какой лес?
(Дети отвечают хором): «Осенний лес»
Воспитатель: Посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Все деревья нарядные. Все деревья стали желтыми. А как вы думаете, почему деревья стали желтыми?
Ответы детей: потому что; на них желтые листочки.
Воспитатель: Правильно, на деревьях листья, и их много (дети показывают как много). Они желтые, но на деревья можно увидеть еще и зеленые листья. Листья разные желтые, зеленые, большие и маленькие. Красиво в лесу?
Ответы детей: Да, красиво.
Воспитатель: Ребята, в лесу наступила осень. Что наступило?
Ответы детей: Правильно, осень.
Воспитатель:- Ребята, у меня есть картинки с изображением разных ситуаций, а вы определите, правильно поступают дети на природе, или нет.
Воспитатель показывает картинки. Д/И «Хорошо или плохо?».
(Младший воспитатель в это время на пол раскидывает мятую газету).
Воспитатель:- Молодцы дети, вы хорошо справились с заданием. Ребята посмотрите, на этом плакате, который висит перед нами, написаны Лесные уроки вежливости. Я сейчас их вам прочитаю, а вы внимательно послушайте. Ребята, вот видите, в лесу надо играть, веселиться.
Воспитатель: Ой, посмотрите дети, на нашем ковре раскидан мусор, мы сможем на нем играть, веселиться?
Ответы детей: Да; Нет.
Воспитатель: - А еще на наш коврик приползла гусеница, черепаха, и паук и жук. (Воспитатель сажает их на ковер). Ребята вы поможете мне собрать мусор, с ковра?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: - Спасибо. Вы должны быстро собрать мусор с ковра, и при этом не наступить на насекомых. Ребята вы же знаете, что нельзя наступать на насекомых?
Ответы детей: Да.
(Один ребенок, держит мешок для мусора, другой собирает мусор в этот мешок. Задействованы все дети).
Воспитатель : Раз, два, три – начни!
Молодцы, ребята, а сейчас высыпайте мусор, который вы собрали, в контейнер для мусора. (Высыпают в контейнер для мусора).
Воспитатель: Ребята можно мусорить в лесу, кидать бумажки, фантики на землю?
Ответы детей: Нельзя.
Воспитатель: А почему вы так думаете? А если я захочу выбросить мусор, что мне надо делать?
Ответы детей: Потому что в лесу будет грязно. Мусор надо выбрасывать в контейнеры для мусора.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Сейчас вы можете потанцевать в танец «жучков», показать, как они радуются.
МРИ «Жуки».
Музыкальное сопровождение, играет музыкальный руководитель на баяне.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень веселые жучки. А сейчас давайте мы с вами обратно вернемся в наш детский сад и накормим зверей.
Игра "Накорми зверюшек".
На одном столе - игрушки- звери, на другом - угощение. Необходимо угостить зверей.
Чем мы угостим зайчат? (Морковкой).
Чем мы угостим белочек? (Орешками).
Чем мы угостим воробья? (Зернами).
Воспитатель:
А я вам тоже приготовила сюрприз - принесла кормушку. Сейчас, на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками, зернами. Потому что на улице холодает, и остается все меньше корма для птиц.
Воспитатель: Ребята вы все молодцы! Рассказали как нужно вести себя в осеннем лесу, Помогли убрать мусор на нашей полянке, Накормили зверей и птиц в лесу. Алан нам рассказал стихотворение про осень. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Вечером я возьму бумагу и ручку, и напишу письмо Незнайке, в котором напишу все, что вы мне рассказали. Незнайка прочитает его и сможет пойти с мамой на прогулку в осенний лес. Мы тоже сейчас на прогулку и повесим кормушку. Вы согласны?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Попрощайтесь с гостями.
Дети: Досвидания!