Сезонные изменения природы весной. Перемены в зимней погоде. Весна - пора цветения

Сезонность

Сезонность - это общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года. Это явление особенно ярко проявляется в регулярной смене времен года в умеренных и северных широтах. Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы.

Через пять лет значительная часть опрошенных детей ценит антропоморфное представление реальных объектов только как решение художника - его рисунок более интересен и весел - и именно поэтому на его собственных рисунках одних и тех же объектов они воссоздают изображения в реалистичных выражениях, Реконструкция и гуманизация образовательного процесса и его трансформация в субъективный субъект путем учета потребностей детей и связанных с ними мероприятий в основе взрослых образовательных намерений влечет за собой необходимость при определенных условиях для детей бросать вызов в творческих ситуациях, связь с формированием определенных способов действия и овладение технологиями поиска решений.

Приспособления холоднокровных животных к зимовке

Холоднокровные животные (например, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) переносят зиму в неактивном состоянии зимнего покоя. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Природа представлена ​​детям в определенном диапазоне и зависит от определенного алгоритма. Например, мы представляем систематическое повествование о природе информации в разное время года. Изменения в неживой природе летом: ключевые особенности изменения климата: самый жаркий сезон года; самые солнечные дни; ветры редко дуют. Типичные сезонные явления: засуха; буря; град; небесная дуга; утренняя роса. Регулярность: день самый длинный, ночь самая короткая; есть большие пары; засухи; существует риск пожаров.

Изменения в дикой природе летом: Изменения в растительном мире: на лугах травы расцветают - кустарниковая голова, райграсс, сенокосы, луговые герани, ромашка, ромашка, мак и т.д. пшеничные культуры созревают на полях - рожь, пшеница, ячмень, овес. Многие фруктовые деревья и кустарники созревают в садах, таких как вишня, кислые вишни, груши, сливы, малина, ежевика, черная смородина. В овощных садах много помидоров, перца, баклажанов и моркови. В лесу и лугах много трав - тимьян, дыня, мята, базилик и другие.

Приспособления теплокровных животных к зимовке

Теплокровные животные - птицы и млекопитающие. Они обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы (пуховой, перьевой, волосяной), жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее.

Регулярность: все растения интенсивно растут из-за естественных факторов, в которых они нуждаются. Видовое представление животного мира: Насекомые - крикет, кузнечики, муравьи, пчелы, божьи коровки, стрекозы и другие. Молины, полевые мыши, сливы, ежи. Рептилии - ящерицы, змеи, черепахи. Птицы - аист, ласточка, воробей. Регулярность: животные выращивают своих детей, так как птицы учат их летать, а другие животные находят пищу. Поведение людей в природе в течение лета: они проводят интенсивные сельскохозяйственные работы - они выращивают урожай, пожинают поля, выращивают животных и кормят их, готовят зиму летних фруктов и овощей.

Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Спячка - это состояние пониженной жизнедеятельности, наступающее у теплокровных животных в тех случаях, если пища становится малодоступной и сохранение высокой активности и интенсивного обмена веществ невозможно. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40 % массы тела, и устраиваются в убежище.

Защитите природу от пожаров. Прогулка на каникулах - в море, на горе, на экскурсии или походы. Легенды: люди слегка одеты; использовать разные способы охлаждения; защищать себя от укусов насекомых. Когнитивные акценты: информирование детей о жаре как фактор существования живой природы; представляя рост как процесс. Изменения в неживой природе осени: ключевыми особенностями изменения климата являются: уменьшение солнечного света; охлаждение; воздух более влажный; Утром холодно. Типичные сезонные явления: туман; заморозки; ветер дует.

Регулярность: изменяет продолжительность дня и ночи. Изменения в живой природе осенью: изменения в растительном мире: на лугах годовые растения погибают. В садах полы деревьев созревают - яблоки, груши, айва, виноград. Овощи созревают в огородах, здесь много капусты, моркови, лука, картофеля. Во дворах много цветов - хризантемы, хризантемы. В лесах и лугах листья деревьев окрашены в желтый, коричневый, оранжевый. Регулярность: созревает семена и плоды растений; Активируются адаптивные механизмы растений для хранения видов; Растения меняют свой вид.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Регуляция сезонных изменений в жизни животных

Бросается в глаза наличие связей сезонных изменений в жизни животных с сезонным ходом температуры. Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Однако подготовка животных к зимовке начинается еще летом, когда для них имеются благоприятные температурные условия. Значит, не температура регулирует сезонные изменения в организме. Установлено, что основным регулирующим фактором сложных сезонных изменений в жизни животных и растений является не смена годовых температур, а закономерные годичные изменения в продолжительности дня, не подверженные случайным колебаниям, как, например, температура. Изменения длины дня в течение года служат сигналом, определяющим будущие сезонные изменения в организме.

Поведение животного мира: Насекомые готовятся к зимовки, застревают в коре деревьев и в шуме, а другие умирают. Млекопитающие готовятся к зиме, собирают еду, меняют пальто, спящую спячку. Перелетные птицы летят на юг к стаду и одиночеству. Зимние птицы остаются вблизи населенных пунктов. Блуждающий ищет пищу, переворачивая на большие расстояния. Регулярность: разрабатываются адаптивные механизмы природы для сохранения видов. Поведение людей в природе осенью: люди продолжают заниматься сельскохозяйственной деятельностью - собирают урожай, сажают поля, готовят пищу для домашних животных.

Сезонные изменения в природе. « Полюбуйся: весна наступает… »

На мертвых травах снег лежит давно,
А их метелки семя сохранили,
И в снег, живое, падает оно,
И в лед вмерзает, чистое от пыли.
Все снежная скрывает пелена,
Как будто мир затих от потрясений.
Земля уснула, семенем полна,
Чтобы проснуться в зелени весенней.

Защищать леса от пожаров, а в конце осени, после завершения работы на поле, пришло время для фермеров отдыхать. Режимы: Измененные погодные условия затрудняют движение. Когнитивные акценты: информирование детей о воздухе как о факторах существования живой природы. Предоставление доступной информации об адаптации живых организмов к окружающей среде существования. Изменения в неживой природе зимой: ключевыми особенностями изменения климата являются: зима - самый холодный сезон; небо часто покрыто облаками; осадков в основном снег.

Типичные сезонные явления: снегопад, снежные бури, метели, замерзание водоемов, размораживание стекла. Регулярность: дни короткие, а ночи. Изменения в живой природе: изменения в растительном мире зимой: на лугах нет растительности. На полях зерновые мелкие и зеленые. В садах деревья находятся в состоянии покоя. В огородах растения шпината зеленые. В лесу - хвойные деревья и плющ. На лугах мир растений находится в состоянии покоя. В теплицах и комнатах растения растут хорошо. Регулярность: только растения, листья которых покрыты восковой оболочкой, защищают их от мороза и мороза.

П.Комаров

Цель:

    Развитие навыков наблюдения за изменениями в природе самостоятельные исследования.

    Развитие у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формирование умений определять раннецветущие растения .

    На основе проведения наблюдений выявление биологических особенностей раннецветущих растений.

    Хорошо развитые растения, которые хорошо заботятся людьми. Поведение животного мира: млекопитающие - кролики, олени, дикие свиньи наводняют снег и ищут траву, корни и семена. Рептилии и насекомые находятся в состоянии летаргии и значительно снижают метаболизм. Птицы - как зимующие, так и блуждающие, приближаются к населенным пунктам для поиска пищи. Регулярность: животным трудно найти пищу зимой. Поведение людей в природе зимой: фермеры в конце зимы посеяли семена большинства овощных культур. Зима - хороший сезон для ремонта сельскохозяйственной техники и инвентаря.

    Формирование бережного отношения к природе.

    Развивитие диалектико-материалистических взглядов на природу.

Задачи:

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Люди помещают пищу для лесных животных в заранее приготовленные кормушки. Когнитивные акценты: Предоставление детям информации о воде. Изменения в неживой природе весной: Основные особенности изменения климата: погода прогревается, и день становится длиннее. Снег тает, и это увеличивает величие реки. Типичные сезонные явления: туман; иногда снегопад; мороз; наводнения; цветение фруктовых деревьев и трав. Юрисдикция: вероятность наводнений возрастает из-за быстрого таяния снега. Изменения в жизни: изменения в растительном мире весной: лужайки начинают выращивать травы.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш (ручка), инструктивные карточки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Сады цветут в садах. Растительные и пшеничные поля растут и растут, посеяны овощи и злаки. В лесу расцветают луга и луга, одуванчик, первоцвет, Пасха, жир и цветение пастуха. Начинается развитие боярышника, шипа и шипа. Регулярность: благоприятные климатические условия и наличие естественных факторов стимулируют рост и развитие в растительном мире. Видовое представление животного мира: Насекомые - пчелы, мухи, москиты, бабочки, божьи коровки. Рептилии - черепахи, ящерицы, змеи. Птицы - Возвращение перелетных птиц.

Регулярность: Птицы гнездятся в гнездах, они откладывают яйца и вылупляют своих маленьких. Млекопитающие рожают своих малышей и выращивают их. Поведение людей в природе весной: на полях высевают кукурузу, фасоль и люцерну; уход за растениями, которые они посадили с раннего возраста; уход за домашними животными, которые они выращивают; очистить свои дома; изменить свою одежду. Их праздник чаще всего связан с празднованием различных весенних каникул и различных видов туризма. Регулярность: настроение людей растет.

Возраст учащихся: 6 класс

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

Измененные климатические условия подходят для различных природоохранных мероприятий. Когнитивные акценты. Обобщите информацию о круге в природе. Новое исследование, проведенное французскими учеными, показало, что летом в Европе сейчас на 10 дней раньше, чем 40 лет назад.

Влияние сезонного перемещения проявляется в более раннем разрыве виноградников во Франции, цветении вишни в Швейцарии, летних цветках в Англии и других сезонных изменениях. Ускоренное приближение лета было параллельно увеличению выбросов парниковых газов в атмосфере за последние 50 лет. Атмосферное потепление играет важную роль в начале лета. Это проявляется во время таяния зимнего снега в Восточной Европе и снижения циркуляции холодного воздуха по всему континенту, - объясняет климатолог Жюльен Катуэу из Национального центра метеорологических исследований во Франции.

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Задание учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май)

Соответственно, осень и зима произошли позже. Когда дело доходит до производства пищевых продуктов, любое изменение сезонов естественно влияет на циклы цветения, связанные с опылителями насекомых и другими взаимозависимыми природными процессами, регулируемыми сезонами.

Изменение климата сдвигает географические полюса

Плавление ледяного покрова, особенно в Гренландии, изменяет распределение тяжести Земли. Это заставляет движение полюсов менять свое направление. Почти во всем двадцатом веке движение полюсов слегка переместилось в Канаду. Но в новом столетии эта тенденция резко изменилась - полярное движение направляется на восток, в Англию, и обнаружила Суренту Адхикари из Лаборатории реактивного движения НАСА.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

Идет – гудит Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как ГЭС наносят ущерб рекам и природе?

Ученые считают, что изменение движения полюсов пройдет безболезненно для населения Земли. Джонатан Оверпек, профессор геофизики в Университете Аризоны, отмечает, что феномен «подчеркивает, насколько реальным и глубоким влияние человека на планету». Гидроэнергия, производимая ГЭС, не является зеленой.

Гидроэлектростанции изначально не производят зеленую энергию, хотя источник энергии - вода - объясняется возобновляемыми источниками энергии. То же самое справедливо и для крупных, и для небольших растений. Это связано с тем, что для строительства ГЭС поток воды блокируется стенами или заграждениями плотины, и даже очень мелкие барьеры нарушают все важнейшие функции рек, и они перестают действовать как биокорридоры. Это разрушает биоразнообразие и отрицательно влияет на природу в этом районе. Поэтому энергию, производимую ГЭС, нельзя назвать «зеленой».

Как облако, все зелено,

И воздух и вода!

Проблемный вопрос: Как приходит весна?

Н.А. Некрасов

Надо ли за сказкой далеко ходить?

К.Иванов

Что же с растениями весной происходит?

Листочки распускаются, первые цветы появляются, травка зеленеет...

На большинстве территорий земного шара происходит постоянная смена времен года. Весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою. Каждое время года по-своему прекрасно.
Нам бесконечно дороги и зеленый дым зарождения жизни, и грустное увядание растений, вступающих в состояние покоя. Нас радуют крошечные фонарики подснежников, желтые огоньки одуванчиков, закутанные в белые шали кусты черемухи, медовый запах липы, аромат антоновских яблок, первый, встреченный в лесу боровик, золотое сияние кленов, негреющие костры раздетых октябрьским ветром рябин.

Как принцип, он собирается за счет видов растений и животных, местообитания которых разрушаются напрямую - путем прямого накопления, заболачивания или истощения или косвенно - путем прерывания связей между экосистемами. Во многих случаях строительство ГЭС также связано с негативными социальными последствиями, влияющими на экономические и рекреационные функции рек и лишая местные сообщества ресурсов.

Строительство барьеров через реку - стены заграждений, ГЭС и плотин - оказывает серьезное воздействие на водные организмы, которые осуществляют миграцию. Каждая стена является непреодолимым препятствием для многих организмов. Наиболее подвержены воздействию рыбы, так как большинство видов рыб несут сезонные, репродуктивные и другие миграции, вверх и вниз по течению. Это особенно характерно для видов, которые осуществляют репродуктивные миграции, такие как воробей и морунаш - типичные для многих болгарских рек.

Бесконечная цепь изменений лика природы обусловлена сдвигами в физиологическом состоянии растений в зависимости от времен года. Посмотрите в окно. Сейчас наступает весна, одно из самых удивительных времен года – время пробуждения жизни.
Зима... Клубятся по полям вихри февральских метелей. Безжизненными кажутся деревья в февральском лесу. Но так ли это? Посмотрите на кожистые плотные сережки ольхи или березы. Они образовались еще с осени. Наружные чешуи этих сережек надежно прикрывают зачатки цветков от мороза и зимнего испарения. Хорошенько промерзнув в течение 2–3 месяцев, в конце февраля они, не дожидаясь теплых дней, начинают потихоньку набухать.

В марте, когда еще всюду лежит снег, деревья празднуют весну. Несмотря на морозный воздух, темные стволы деревьев разогреваются под солнцем и растапливают снег вокруг себя, образуются проталины с обнаженной влажной землей.

Появляется солнышко. Весенние теплые лучи падают на Подснежник.

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

Е. Серов

Ах, как приятны эти солнечные лучи, хочется жить: цвести и радовать других.

Подснежники первые весенние растения, способны выдерживать заморозки до –10 °С, т.к. в соке, который их наполняет, много сахара, а сахарные растворы при небольших морозах не замерзают. Без этого приспособления им не обойтись! Кругом еще снег лежит, но стоит появиться первым проталинам, и они тут как тут: цветут, торопятся.

Их время коротко. Цветение ранневесенних растений продолжается всего месяц-полтора, пока деревья не развернут листву и не закроют над ними, светолюбами, небо.

Их не только подснежником, а еще снежной капелькой, снежным цветком, разведчиком, предвестником весны, задирой... А латинское название Galanthus nivalis – подснежник белоснежный.

Это почему же задирой-то?

Все потому, что со снегом спорит.. Послушайте одну давнюю историю, ставшую легендой.
После изгнания из рая шли Адам и Ева по заснеженному лесу, и тут несколько снежинок упало ей на щеку. Они растаяли, и капельки, упав на землю, превратились в цветы – подснежники.

Пожалуй, наиболее деятельная подготовка к весне совершается в это время под толщей снега широколиственного леса. Если здесь раскопать снег, то можно обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. А ведь осенью этих ростков здесь не было!
Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает из-за большого количества перегноя и глубокого снежного покрова, создающих прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму держится около 0 °С, поэтому в ней остается незамерзшая влага, доступная растениям.
Что же касается питательных веществ, столь необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука – в луковицах, у чистяка и хохлатки – в клубнях.

Интенсивное дыхание с использованием этих отложенных про запас питательных веществ приводит к повышению температуры растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка. Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна...

Еще, бывает, сердится зима,
Срывают злость последние метели,
Но день за днем слабеют холода,
Все чаще раздается звон капели.
Снега, утратив свой алмазный блеск,
Сбегаются студеными ручьями
К весеннему безумью шумных рек
И льдин, плывущих водными полями.
Едва берез начнется сокоток,
В пушистой шубке, войлочных сапожках,
Рождается сиреневый цветок
На серебристой и короткой ножке.
А рядышком такие же как он,
Похожие на маленьких котят,
От холода укрывшись в сладкий сон,
Его братишки-прострелята спят.
Лишь насладившись солнечным теплом,
Раскроются прекрасные бутоны:
Густая синь с топазным хохолком
Пасхальным перезвоном затрезвонит.
Давно уже невестится весна,
Глаз радует и устали не зная,
Цвести до лета будет сон-трава-
Цветок, в котором вся краса земная!

Прострел. Весной не всегда греет солнце. Часто небо заволакивают тучи, и холодный дождь с мокрым снегом стегает землю. И по ночам часто бывают заморозки. Вот тут-то нам, весенним растениям, и пригодится шуба, дарованная природой. Капли дождя скатываются с меня по шелковистым волоскам, и я выхожу сухим из воды.

А почему тебя сон-травой называют?

Трава эта обладает успокаивающим, а в больших дозах и снотворным действием! А еще в старину клали под угол строящегося дома. Считалось, что он приносит в дом счастье.


На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

Мать-и-мачеха Любит открытые, хорошо освещенные места. В начале апреля у меня появляются веселые желтые соцветия-корзинки, а уж потом листья. Они – особенные. Верхняя сторона листа, повернутая к солнцу, гладкая, темно-зеленая. Нижняя сторона, обращенная к земле, покрыта белыми волосками, будто войлоком. Приложи к щеке верхнюю и нижнюю сторону листа, и ты почувствуешь, что нижняя теплее верхней.

Медуница неясная. Один из лучших весенних медоносов. В соцветиях-зонтиках можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розовым венчиком, расцветающие – пурпурной окраски и уже отцветающие – синего цвета. Это помогает насекомым-опылителям: они посещают только розовые и пурпурные цветки.

Пройдут апрель, май, наступит июнь. Лепестки весенних цветов опадут, разлетятся плоды с семенами. Стебли и листья многих из них увянут. Но весенние цветы – многолетние. Это значит, что каждое лето отмирает лишь верхняя, надземная, часть растения. Затаились в почве корни, корневища, клубни и луковицы, в которых отложены накопленные за лето питательные вещества. Они пригодятся им следующей весной.
Затаились в почве семена. Замерли. Уснули. Ждут новой весны.

Так год за годом, век за веком совершается в природе круговорот жизни. Если вы набредете весной на полянку в лесу, покрытую цветами, не трогайте их, не собирайте букет. Вспомните, какую долгую суровую зиму они пережили. Они не должны исчезнуть!

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, придя в лес.

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали?

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какой весенний месяц самый холодный?

Самый теплый ? Почему?

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

Бывают ли весной грозы? Когда?

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

Что происходит с травянистыми растениями?

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

3. Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (желательно сделать фотография первых весенних цветков);

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    пожеланию создать презентацию в программе Power Point

4. А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 звена: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 звена: Необходимо ответить на вопросы: Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 звена: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

5. Сбор учащихся всех звеньев для выполнения следующего задания.

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Литература:

Журналы Биология в школе

Ресурсы интернета

Художественная литература

  • Разделы сайта