Веселые игры играем в школе. Игры про школу

АЛЁНА Болтенко
Развивающие игры на уроках

Развивающие игры на уроках

Задача, конечно, не слишком простая :

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлеченье ,

То праздником станет любое ученье!

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности . В настоящее время главными задачами преподавателя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению.

Дошкольный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у детей накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для педагога с детьми дошкольного возраста.

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием и интересом изучал тот или иной предмет?

Тот, кто работает с детьми, хорошо знает, как это нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной.

Что делать? Какой подход к ним искать? При помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Мы знаем ответ –ИГРА!

Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным .

Для преодоления этого учебная деятельность дошкольника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

Для дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для детей игра имеет исключительное значение : игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры , а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели :

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели : расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков ;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ : воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ : развитие внимания , памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации ;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ : приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры . В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры , способствуют развитию восприятия , внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом .

Уроки – путешествия : в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес» , в «Страну правописания» , «Мир звуков и букв» , на «Таинственный остров» , «Неизвестную планету» и т. д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

Например. На уроке окружающий мир при изучении темы «Лесные опасности» совершаем путешествие в лес на грибную поляну вместе с Мудрой Совой, отгадываем загадки про грибы, выясняем какие грибы съедобные, какие ядовитые, слушаем советы Мудрой Совы и помогаем разобрать грибы в лукошко.

Например На уроке Развития речи при изучении буквы Н совершаем путешествия в лес.

Есть у ребят зелёный друг.

Весёлый друг. Хороший друг.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

Лес –наш друг, а друзей любит и берегут. Сегодня мы побываем в лесу, отправляемся туда вот на этом весёлом паровозике.

А кто повезет паровоз? (Машинист.)

Правильно. Машинистом будет Степашка. Возьмем с собой пассажиров : мышку и улитку. Но пассажирам нужны билеты. (учитель показывает схемы слов мышка и улитка) .

Какой билет для мышки?

А какой для улитки?

Давайте прочитаем билеты….

Неразрывно связаны дидактические игры с проблемным обучением, являясь его частью, т. к. игра предполагает достижение цели при соблюдении определённых правил и условии самостоятельности достижения поставленной цели (возможно с помощью учителя) .

Игры про школу мотивируют ребёнка к обучению, помогают сформировать интерес к получению новой информации, умение её находить, и тем самым помогают стать успешным не только в период школьного обучения, но и в течение всей жизни.

Игры придумала методист Наталья ПРИЩЕПЕНОК.

«Вместе весело живём»

Ведущий предлагаем участникам игры по очереди называть качества, которые необходимы ученикам-первоклассникам. Ведущий помогает детям наводящими вопросами, чтобы они называли не только качества, касающиеся учебных, но и коммуникативных умений школьников.

«Что и как?»

Ведущий задаёт детям вопросы, касающиеся различных аспектов школьной жизни. Дети отвечают, что, на их взгляд, надо делать в том или ином случае, и как поступать. Игра помогает детям сформировать нравственные основы поведения.

Примеры вопросов:

— Что делать, если ты не выучил урок?

— Как поступить, если в твоём присутствии обижают одноклассника?

— Что делать, если ученик, который отвечает у доски, не знает ответа?

— Как поступить, если сосед по парте просит у тебя списать правильный ответ?

— Что делать, если ты опоздал на урок?

Подвижная игра «Люди вокруг»

Как показывает диагностика методом включённого наблюдения, современные первоклассники в большинстве своём не умеют… двигаться. Ребёнок не понимает, что кроме него вокруг есть ещё люди, которые тоже имеют право на пространство около него. Необходимо с помощью игр готовить дошкольников к жизни в коллективе, помогая им научиться видеть и чувствовать людей вокруг себя.

Данная игра направлена на формирование пространственного мышления, координации, умения видеть людей вокруг себя и располагаться в пространстве, не мешая при этом окружающим.

В игре моделируются ситуации, когда необходимо подвинуться, освободив место другим людям. Примеры ситуаций: автобус в час пик (необходимо, чтобы дети поняли, что нельзя стоять в дверях, мешая другим выходить и входить, если твоя остановка – не следующая), выход из театра в антракте или после спектакля, вход в метро и на эскалатор и так далее.

«Сказочные школьники»

Задача участников игры – придумать, какие из героев сказок могут стать школьниками, и как они будут вести себя на уроках. Ведущий помогает детям и наводящими вопросами помогает им определить, как на самом деле должны вести себя настоящие ученики.

В этой игре можно использовать кукол кукольного театра, картинки или игрушки, изображающие сказочных героев. Продолжением этой игры может стать сюжетно-ролевая игра или кукольный спектакль «Сказочная школа».

«Для чего нужна нам школа?»

Игра помогает формированию мотивации к учёбе в школе. Играть можно командами или индивидуально. Задача участников – придумать как можно больше причин для обучения в школе. Выигрывает участник, назвавший как можно больше положительных поводов учиться в школе.

«А всё-таки школа – это здорово!»

Игра развивает позитивное мышление. Играют две команды. Ведущий называет какое-нибудь негативное, на взгляд детей, событие, связанное со школой, например, «Надо очень рано вставать, чтобы успеть в школу». Команды по очереди должны назвать как можно больше позитивных событий, к которым может привести это негативное. Например: если рано встанешь, многое успеешь сделать и так далее. Таким образом, отрицательное событие превращается в положительное.

За одну игру можно обсудить 3-4 таких негативных высказывания, превращая их в позитивные.

«Я учитель»

Ведущий предлагает детям представить себя школьными учителями и придумать, чему бы они учили своих учеников. Можно придумать, какие в школе могли бы быть уроки, что на них бы изучалось. А потом можно поиграть в такую весёлую школу с «учениками» — куклами и мягкими игрушками.

«Школа моей мечты»

Ведущий предлагает детям нарисовать или описать словами школу их мечты. А потом можно устроить выставку рисунков и сочинений и пригласить на неё настоящих учителей из настоящей школы, чтобы посмотрели, чего не хватает детям в школе.

«Что же в школе хорошо, а что в школе плохо?»

Игра помогает развить позитивное восприятие действительности и формирует положительное отношение к обучению в школе.

Играют две команды. Одна команда называет 10 школьных вещей и обстоятельств, которые можно определить словом «хорошо», а вторая – которые, на их взгляд, можно охарактеризовать словом «плохо» Команды говорят по очереди. После того, как все сказали, а воспитатель всё записал, все вместе пытаются разобраться, а так ли правильно они всё представляют.

НА ЗАМЕТКУ. Театр пальчиковый и кукольный по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Игры для первоклассников в классе

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.

Микки-Маус

Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд; это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.

Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

«Моторчик».

Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине

Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они; это один мотор, а он водитель, который будет его регулировать. Когда рука «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.

1. «Дождик».

Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.

«Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).

«Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).

«Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).

«И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).

«Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).

«Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

. «Такие разные животные».

Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля»; ученики стоят на одной ноге, «зайчик» ; ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.

Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»

Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.

Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»

Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»

По команде учителя класс должен построиться:

; по росту,

; по длине волос; по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»

Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»

Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает 1, 2, 5;, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию

Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь .

Игра для разминки

Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:

; «Ты; дрозд, я; дрозд»,

; «У тебя нос, у меня нос»

; «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,

; «У тебя губки алые, у меня губки алые»,

«Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий .

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»

Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель; 1 ребенок, охотники (2-3 пары); должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача; поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры

Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры

2. «Выручай!»

Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова

«Поскорее прибегай

И меня ты выручай!»

Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «заморо- женного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»

Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт; яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть

2. «Рыбачёк»

Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

Эти игры, в которые замечательно будет поиграть на уроках в начальной школе, встряхнут память ребят, подогреют интерес к учебе и помогут сохранить успеваемость на прежнем уровне или даже улучшить ее.

«Игра в школу»

Играющие рассаживаются в классе за парты двух крайних рядов. Средний ряд остается свободным.

Руководитель предлагает играющим отгадать заранее подготовленные шарады, загадки, ребусы, ответить на вопросы викторины, прочесть скороговорку и т.д.

Желающие поднимают руку. Тот, кто даст правильный ответ или успешно выполнит задание, принимается в «школу», в первый класс (он садится на средний ряд за последнюю парту).

Если он ответит правильно еще раз, то пересаживается на 1 парту вперед.

Побеждает тот, кто достигнет первой парты («окончит школу») первым (или окажется на среднем ряду впереди всех).

Игра «Чей рассказ лучше?»

Это очень веселая игра. Я сама в нее раньше с одноклассниками в школе играла. Смеху было! 🙂

Всем участникам игры дается задание — написать рассказ, но при этом выдвигаются те или иные дополнительные условия.

1. Диктуются 3-4 слова, которые обязательно должны войти в рассказ.

2. Называются несколько действующих лиц рассказа (например, учитель, дедушка, бабушка, врач).

3. Играющие делятся на группы по 5 человек. Первые номера каждой группы получают по листку бумаги и пишут начало рассказа (две-три фразы), после чего передают листки вторым номерам.

Вторые номера пишут свои две-три фразы и передают третьим номерам и т.д.

Когда все рассказы будут закончены, их зачитывают вслух.

Побеждает та команда, у которой получился связный и наиболее интересный рассказ.

4. Играющим раздаются листки, на которых две-три фразы уже написаны (у всех одни и те же). Это — начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Потом все рассказы зачитываются и определяются лучшие.

Игра «Соревнование телефонистов»

Две-три команды по 5-10 человек строятся в шеренгу или садятся каждый в один ряд. Руководитель подбирает какую-нибудь не очень сложную скороговорку. Например: «Во поле-поле затопали кони» или «Сухие листочки, на сучьях сучочки», или такую «Шапка да шубка — вот и весь Мишутка». Затем сообщает ее на ухо капитанам команд.

По сигналу капитаны передают ее на ухо своим соседям, а те дальше друг другу вдоль ряда. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им по «телефону» скороговорку вслух.

Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и не исказит переданный текст.

В эти игры можно играть не только в школе на уроках, но также в любой большой компании.

Играйте с радостью и удовольствием! 🙂