Рисунки графикой для начинающих. Учимся рисовать графический портрет карандашом

Основы выполнения графического рисунка.

Виды графического рисунка

В графическом рисунке, особенно линейном, тоже используются тонкие и широкие линии, но главное их отличие в том, что в рисунки они «живут» — проводятся от руки, «строят» объем, подчеркивает тени, определяя границу светлого и темного. Линия на одной длины может иметь разную толщину. При помощи линий намечают количество планов на рисунках, и их в основном три. Ближний к нам первый план, или, вернее, предметы на первом плане, выделяю при помощи утолщенной линии.
При помощи линейного рисунка можно изобразить людей, животных, пейзаж, выполнить эскиз костюма. В линейном рисунке используются только линии различной толщины. Световоздушная сред передается при помощи сплошных, прерывистых и плавных лини различной толщины. Дополнительно для усиления выразительности может использоваться штрих или пятно. Линейный рисунок отличается переходом линий в утолщения пятна, характерен для искусства Японии и Китая. Его можно выполнять углем, соусом, сангиной, мягкими графитными карандашам! Особенно уместен линейный рисунок в набросках и зарисовках.
Помимо линейного к графическому рисунку следует отнести плоскостной декоративный (выполняемый пятнами любого тона) и свете теневой объемный (выполняемый также при помощи пятен, строящих объем, или штриха различной толщины). Декоративный рисунок выполняют последовательно, залива пятна тушью или гуашью, а также любыми мягкими материалам! Применяют его в плакатах, в эскизах костюма, т. е. там, где необходима графическая четкость для выявления определенной темы ил формы.
В светотеневом рисунке форма строится при помощи пятен, выполняемых штрихом, с градацией от самых темных до самых светлых.

Техника штриха имеет свои особенности. Штрих наносится на рисунке в различных направлениях, но желательно по форме предметов, не нарушая цельности их восприятия, т. е. штрих не должен «рвать», «дробить» форму. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко, на любом расстоянии одна от другой при этом можно усилить или ослабить нажим карандаша.
Светотеневой рисунок богат всевозможными переходами тона; Богатство живописных приемов такого рисунка привлекало и привлекает к себе художников.
Помимо линейного к графическому рисунку следует отнести плоскостной декоративный (выполняемый пятнами любого тона) и свете теневой объемный (выполняемый также при помощи пятен, строящих объем, или штриха различной толщины).
Декоративный рисунок выполняют последовательно, залива пятна тушью или гуашью, а также любыми мягкими материалам! Применяют его в плакатах, в эскизах костюма, т. е. там, где необходима графическая четкость для выявления определенной темы ил формы.
В светотеневом рисунке форма строится при помощи пятен, выполняемых штрихом, с градацией от самых темных до самых светлы
Техника штриха имеет свои особенности. Штрих наносится на рисунке в различных направлениях, но желательно по форме предметов, не нарушая цельности их восприятия, т. е. штрих не должен «рвать», «дробить» форму. Штриховые линии могут располагаться близко друг к другу и далеко, на любом расстоянии одна от другой при этом можно усилить или ослабить нажим карандаша.
Светотеневой рисунок богат всевозможными переходами тона; Богатство живописных приемов такого рисунка привлекало и привлекает к себе художников

Приемы рисования геометрических тел

При рисовании самых простых предметов необходимо тренировать руку и научиться, во-первых, правильно держать карандаш во-вторых, правильно выполнять штрих, простые и ломаные лини. Тоновые решения в рисунке
Работа над светотеневым рисунком неразрывно связана с нахождением верного тонального решения. Даже при изображении одноцветных гипсов мы наблюдаем различия между несколькими легкими полутенями и темнотой окружающих предметов. Одни и те же предметы, помещенные на свету и против света, имеют различный тон. Под тоном мы понимаем светосилу.
Карандашом на бумаге нельзя передать яркий свет солнца на белой стене и глубокие тени на черном бархате. В рисунке возможны меньшие контрасты, чем в природе. Для правдивости изображения необходимо правильно выдерживать последовательность соотношения всех тональностей натуры от самых темных до самых светлых. Тональности передаются множеством серых оттенков, промежуточных между тоном бумаги и тоном карандаша.
Пользуясь для изображения более резких контрастов натуры сближенными тональными соотношениями, можно показать сверкание снега и глубину теней. Тона меняются также в зависимости от Расстояния до предмета изображения: при удалении они теряют контрастность, тени кажутся светлее, яркий свет более тусклым. Это обусловлено недостаточной прозрачностью воздуха.
Понятие «тон» означает передачу в рисунке не только светотени, но и различий в окраске предметов по светлоте. Всякая ошибка в тоне нарушает пространственные планы.
При тональном решении нельзя сравнивать тон какого-либо одного места рисунка с тоном такого же участка натуры (такое рисование «в упор» может породить множество ошибок), необходимо анализировать сразу несколько тонов, т. е. создавать определенные соотношения между тонами как в натуре, так и в рисунке. Это правильно помогает передать тональный масштаб.

Распределение светотени на поверхности предметов передают при помощи тоновых переходов от светлого к темному: блик, свет, полутень, собственная тень, падающая тень, рефлекс. Самое светлое пятно или полоса на предмете называется бликом. Это — отражение источника света на полированной или глянцевой поверхности предмета. Оно отличается от света большей светлотой.
Свет равномерно переходит в полутень и, сгущаясь, превращается в тень, которая находится на предмете. Есть еще падающая тень, которую отбрасывает предмет на плоскость стола, доски, стены и т- д. Размеры падающей тени зависят от источника света, его расстояния до земли или до той плоскости, на которой стоит предмет. Многие замечали, что предметы, деревья, строения, которые освещает солнце в разное время года или даже дня, по-разному отбрасывают свои тени. Зимой, когда солнце освещает деревья, дома несколько сбоку, тени от деревьев длинные, а летом, когда солнце в зените, тени короткие.
Если предметы имеют разную фактуру материала, то цвет тона также будет сильно отличаться при их сравнении. Рисуя предметы разными по тону, не обязательно черный цвет брать черным, важно соблюдать условные тоновые соотношения, взятые один к другому. Намечая тень, нужно помнить, что даже в этом случае должна просвечивать бумага, и стараться не слишком чернить рисунок, т. е. не делать тень черной, а только темнее по тону.

Проверка правильности рисунка

Рисуя, учащийся постоянно должен проверять свою работу: правильность компоновки, конструкцию построения предметов, соблюдение пропорций между натурой и изображением. Кроме того, что рисунок во время работы нужно для проверки отставлять на расстояние, равное приблизительно трем частям длины размера натуры, его непосредственно можно поставить к самой натуре и проверять, сравнивая с натурой, с того места, с которого шло рисование. Рисунок отставляют в любом направлении, лишь бы он
Для контроля правильности рисунка другим способом можно взять зеркало и, поставив рисунок параллельно его плоскости, посмотреть на свою работу — в зеркале получится обратное изображение, и будут хорошо заметны малейшие промахи.





Рисование геометрических тел и гипсовой вазы

Рисование цилиндра, стоящего на горизонтальной плоскости

Рисование цилиндра начинают с нижнего лежащего на плоскости стола основания. Поскольку оно представляет эллипс, сравнивают Размеры большой и малой осей. Рисуя лежащий нижний эллипс, необходимо изображать его с плавными переходами. К большой оси восстанавливают перпендикуляры эллипса и отмечают высоту цилиндра. Верхнее основание цилиндра также представляет собой эллипс, но его размеры уменьшаются по сравнению с нижним, так он приближается к линии горизонта и на ней превращается в линии. Объемную форму цилиндра подчеркивают штриховкой по форм отделяя падающие тени от предмета. Рисование цилиндра, лежащего на горизонтальной плоскости

Цилиндр, лежащий на плоскости, может быть расположен к рисующему строго фронтально или под случайным углом зрения, фронтальное положение более простое, поэтому разберем подробнее положение под случайным углом зрения. Неустойчивость цилиндра в таком положении легко объяснима: он лежит на cтоле круглой цилиндрической поверхностью, соприкасаясь с ним, и он опирается на одну прямую линию — образующую. Цилиндр построить на основе прямоугольной призмы, в которую его можно вписать. Сторона основания при этом будет равна вертикально диаметру круга основания цилиндра. Построив оси симметрии, водят эллипсы оснований и окончательно строят цилиндр. Штрихом подчеркивают форму цилиндра и падающие тени.

Рисование группы геометрических тел

Первый этап заключается в поиске наиболее удачного расположения группы предметов на листе, т. е. соотношения ширине и высоте всей группы сразу, а затем каждого предмет; отдельности. Намечая основные пропорции общей композиции, необходимо включить в нее падающие тени и оставшиеся пустоты листа.
Весь рисунок выполняют легкими линиями, используя вспомогательные линии для построения предметов на плоскости и в перспективном сокращении. Рисуют так, будто все предметы просвечивают один через другой. В постановке один предмет может закрывать другой по-разному, поэтому необходимо найти выразительный поворот одного предмета к другому. Каждый решает композицию по своему, при этом главным окажется тот или другой предмет. Все прозрачные вспомогательные грани нужны для проверки положения предметов в пространстве. Наметив композицию листа, обозначают основания предметов которые находятся непосредственно на плоскости стола.

Второй этап включает в себя конструктивное построение и проработку формы предметов. Легкой штриховкой нанос полутени, более темный тон оставляют для теней — собственных и падающих. Для лучшего выявления белых гипсов намечают фон стены, доски или стола. Освещенную часть гипса оставляют белой, незаштрихованной.

На третьем этапе рисования продолжают работу над светотенью, выявляя все полутона и рефлексы, обобщая по возможности некоторые части. При этом смотреть необходимо перед собой в пространство на всю постановку сразу, покрывая сильнее тени, оставляя в запасе еще силу тона для окончательного завершения работы.

Четвертый этап — обобщение рисунка, его окончательная доработка. На этом этапе уже трудно что-либо исправлять в конструктивном построении, поэтому в основном проверяют силу тональных отношений рисунка и постановки, подчинение в тоне второстепенных деталей целому, т. е. работают только светотенью. Так как нельзя заново перестраивать конструкцию предметов или исправлять их положение в пространстве и относительно друг друга, то необходимо строго соблюдать последовательность этих четырех этапов ведения рисунка.

Ваза по сравнению с геометрическими телами представляет более сложную форму, хотя состоит из относительно простых частей. Средняя ее часть является основной и представляет собой яйцевидную форму, напоминающую шар. Нижняя часть — подставка — это два сильно укороченных цилиндра, причем нижний — конусообразующий. Верхняя часть вазы сравнительно невысокая, в виде усеченного конуса, к которому сверху прикреплена форма, напоминающая тарелку. Передача всех этих пропорциональных соотношений — основная задача рисунка.
При рисовании вазы применяется принцип симметричного построения. Вертикальная ось симметрии проходит через центр вазы, на которой откладывают высоту в виде произвольного отрезка, сверху оставляют расстояние от края меньшее, чем снизу, чтобы затем нарисовать падающие тени на столе и поверхность стола.
Далее намечают линию горизонта, или уровень глаз рисующего (у стоящего уровень глаз будет выше, чем у сидящего), и определяют отношение высоты вазы к ширине. Для этого от центральной оси на уровне самого широкого места откладывают в обе стороны в виде равных отрезков всю ширину вазы. Наметив на всех уровнях ширину, приступают к построению вазы. Необходимо помнить, что все поперечные сечения вазы — это окружности, а в перспективе — эллипсы.

На уровне линии горизонта эллипс изображают в виде прямого отрезка, ниже или выше линии горизонта — в форме эллипсов от узких до окружности при виде сверху или снизу. Важно установить размеры эллипсов на рисунке: если ваза стоит прямо перед нами, эллипс верхнего основания будет уже, чем нижнего. Проверив еще раз все пропорции, соединяют отрезки, намечая общую форму вазы.
После этого переходят к передаче объема светотенью. Следует вспомнить, что любая линия в светотеневом рисунке является границей светлого и темного, т. е. в законченном рисунке линий практически не должно оставаться. Все неосвещенные места покрывают штрихом, который наносят по форме, намечают падающие тени, оставляя при этом в постановке самое светлое и самое темное места.
Завершающая стадия — обобщение рисунка. При помощи карандаша и резинки убирают излишнюю дробность, смягчают тени, высветляя рефлексы и освещенные места. Рефлекс — отраженный и поэтому ослабленный свет относится к тени и показывает характер поверхности формы в теневой ее части.
Рисуя вазу, закрепляют знания о перспективе, учатся изображать округлые предметы, анализировать любую сложную форму, а также сочетать различные формы в единое целое.

Рисование драпировок и складок на тканях

Ткань сама по себе — плоскость, плоская поверхность, не имеющая формы. Только облегая какой-либо предмет или фигуру человека- она может спускаться в виде складок, поворачиваясь то лицевой, то изнаночной стороной. Рисование помогает изучить свойства тканей.
Любая ткань в зависимости от удерживающих ее в определенных опорных точках линий и форм образует складки. Более сложные складки принято называть драпировками. Складки и драпировки могут быть различных форм.
Форма складок зависит от того, на какой предмет она наброшена, и направление складок зависит от этих форм.
Форма человеческого тела во многом напоминает геометрические фигуры — цилиндр, шар. Прежде чем изучать драпировки на фигуре человека, можно их рассмотреть, набросив ткань на шар, цилиндр, конус и т. д., определяя закономерности образования складок. В ткани, брошенной на поверхность стола, стула отчетливо проявляются, ее пластические свойства. Замины, изломы и складки образуют, в зависимости от мягкости, текучести или, наоборот, жесткости ткани, т. е. ее структуры. Так, складки на марле сильно отличают от складок на бархате, парче или сукне, а также на шелке или ситце. Сравнение двух тканей возможно по принципу контраста — легкая или тяжелая, матовая или блестящая, жесткая или мягкая, плотной или разреженной структуры и т. д.

Давая ткани образные и точные характеристики, ее можно на назвать мягкой, струящейся; жесткой, торчащей; тяжелой с крупными складками; легкой воздушной, прозрачной или упругой, вялой и т..
Рисунок драпировки ведут в четыре приема:
1— намечаем композицию рисунка в виде наброска тонкими нитями.
2— намечаем основные пропорции всей массы ткани, обозначая крупные и второстепенные складки.
3— легко заштриховываем все затемненные места.
4— заканчивая рисунок, наносим все полутона, подчеркивая тени выделяя основные складки.

Узор или рисунок ткани (клетка, полоска, цветочный орнамент и т.д.) при рисовании драпировок изображают на рельефе складок.
Выполнять наброски и зарисовки тканей (гладких и с рисунком) можно различными материалами, подходящими для выбранной ткани. Легкие, прозрачные ткани можно изображать акварелью, тушью, пером, углем; жесткие, торчащие — тушью, заливая пятна и подчеркивая изломы пером; мягкие, ворсистые, тяжелые — сангиной, соусом и др.

Схема построения складок различной конфигурации:

Намечаем прямоугольник, треугольник или любую другую форму которую имеет данный кусок ткани;
проводим линию, ограничивающую ширину складки внизу, зигзагообразного контура изгибов тканей обращаем взимание соотношение высоты зигзага и ширины ткани;

строим контуры изгибов складок, обращая внимание на параллельность отдельных элементов зигзага и плавность изгибов линий;

намечаем вертикальные контуры и нижний контур складок (построение контуров верха должно соответствовать построению контуров низа);

после прорисовки контуров условно определяем направление света падающего на складки ткани, и в соответствии с этим намечаем более светлые и темные плоскости на поверхности складок;

создавая иллюзию объема с помощью света и тени, заштриховываем все теневые места.

Рисование натюрморта

Натюрморт от французского nature mort — мертвая натура. В отличие
рисования живой натуры натюрморт составляют и изображают для изучения свойств неживой натуры, конструктивных особенностей отдельных предметов, а также изучения фактурных и пластических свойств различных материалов.
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI—XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей.
Восприятие натюрморта не может быть однозначным.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Рисовать натюрморт вначале надо из двух-трех предметов, чтобы лучше выразить все их пластические свойства, выбирая определенную точку зрения, т.е. линию горизонта.
Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся о фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая таким образом еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может
быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Ее часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение — искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным.
Вначале выполняют предварительные эскизы на небольших по размеру форматах листа различной формы — квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступать непосредственно к рисованию.
Разметив натюрморт на листе, нужно проследить за перспективным построением, а также передать объем при помощи светотени, подчиняя все детали общему тональному решению так, чтобы в итоге получился не набор отдельных предметов, а целая композиция. Важно научиться видеть это целое, а детали будут усваиваться постепенно в процессе работы.

Пусть даже наиболее известные картины за всю нашу историю и написаны красками, а все же не стоит забывать о такой важной составляющей изобразительного искусства в человеческой жизни, как графика.

О графике в целом

Она всегда была рядом с живописью, появляясь в отдельных работах, вместе с красками и как основа для их наложения. Ее видов достаточно много, известных и не слишком, и большое число художников всех времен и народов обращались к графике в стремлении выразить себя.

Для графики основными изобразительными средствами являются разнообразные линии, точки, пятна, штрихи и тон, которые вместе и даже по отдельности создают цельный образ. Цвет для этого вида искусства – не главное, хотя вполне приемлемое явление. Обычно, помимо основного черного, в графике используется лишь один цвет, хотя иногда (к примеру, в гравюрах) может применяться достаточно большое цветовое разнообразие. Благодаря доминирующей цветовой сдержанности этот вид искусства иногда называют также искусством черного и белого .

Разные виды графики и ее техники появлялись постепенно, не сразу. Первые изображения, как мы помним еще по урокам истории в школе, – это рисунки на стенах пещер и камнях, которые остались от первобытных людей. Далее появились орнаменты на оружии, предметах быта и орудиях труда, пришедших из эпохи неолита и бронзового века. На этих ранних ступенях искусство объединяло в себе и функцию письменности – передачу информации. Сохранились до нашего времени и пергаментные свитки, и каменные плиты, и глиняные таблички, используемые в качестве источника информации. Преуспели в объединении письменности и графики древние египтяне – они вовсю пользовались пиктограммами (рисунками, обозначающими различные объекты, действия и субъекты) для отображения своей истории.

История возникновения графики

Долгий период графика служила лишь для украшения предметов, станковой графики не было, а связь с письменностью сохранялась благодаря украшению книг, как и все в то время – лишь ручной работы. Китай, к примеру, не разграничивал рисование и каллиграфию, они считались равноправными и взаимодополняющими. А в 868 году н.е. там же был изобретен способ увеличения количества экземпляров рисунка с помощью вырезанного из дерева клише. Это стало началом ксилографии – гравюры на дереве, которая появилась в Европе только в первой половине XV столетия. И до сего дня в Азии можно увидеть мастеров, вырезающих иероглифы или именные печати на деревянном бруске.

Изначально графикой называли лишь письмо, искусство шрифтов. Лишь на стыке XIX-XX веков она оформилась в самостоятельный вид изобразительного искусства. Интересно отметить, что современная музейная классификация относит к графике также все техники с использованием бумаги и водорастворимых красок (в основном акварели, пастели и гуаши). Но тут все зависит от того, к чему склоняется художник – к цвету или линиям.



Считается, что графика привлекает своим лаконизмом, строгостью и емкостью образов, объединенных с некоторой неопределенностью и недосказанностью, условностью, что заставляет воображение зрителя работать более активно. Именно поэтому художественную ценность как произведения искусства имеют и зарисовки, эскизы, наброски – вроде бы незаконченная живопись, но и самостоятельные картины.

Великолепные образчики графики можно увидеть у Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рембрандта ванн Рейна, Ивана Шишкина, Тараса Шевченко и многих, многих других художников, также известных своей живописью.

Традиционной основой для графических рисунков была и остается бумага – чаще всего белая, но, в зависимости от задумки художника, и цветная, иногда – черная или фактурная. Такой фон будто создает собственное пространство, в котором «живет» изображаемое, – двухмерное или трехмерное лишь благодаря фантазии и умению автора. Но вот, к примеру, портрет Шаляпина руки Серова создан углем на холсте, а первобытная графика дошла до нас на камне, так что особых ограничений нет. Можно добавить, впрочем, полимерные пленки и фольгу как основу для рисующих материалов.



Из традиционного инструментария творца графических работ можно назвать графитный карандаш, шариковую ручку, уголь и иже с ними. Но для некоторых видов графики нужны печатные станки, резцы для дерева/линолеума, литографические камни – то, что не везде встречается.

В целом используются различные карандаши, кисти, стальные, гусиные и камышовые перья, деревянные, стеклянные и камышовые палочки, авторучки и фломастеры, трубочки разных форм (стеклянные либо металлические), пульверизаторы, аэрографы, а также все многообразие растушевок, тампонов и валиков. Что же наносят эти инструменты? Акварель, тушь, чернила, гуашь, темперу, типографские, масляные и синтетические краски, разнообразные лаки, красители для текстиля. Кроме этих материалов используются также уголь, карандаши в стиках и порошке и пастель.



Разновидности графики

Виды графики разнообразны. Ее традиционно делят на станковую (как и живопись), книжную (иллюстрации и другое оформление издания) и газетно-журнальную (рисунки, карикатуры) и прикладную графику (марки, этикетки, оформление конвертов, плакат, афишу и многое другое). Самый юный вид – компьютерная графика, но он не связан напрямую с теми материалами, которыми пользуются остальные виды, а потому стоит в стороне.

В графике используются все жанры – ведь она позволяет и детализировать, и размывать, и намекать на объект, и в полной мере передавать мир (особенно в популярном сегодня жанре гиперреализма). Кроме того, присутствуют и разные техники. В первую очередь нужно назвать рисунок (неважно, чем и на чем, пусть даже напечатанный). Другим вариантом является эстамп – авторский рисунок, предназначенный для тиражирования, то есть – печати. К нему относят гравюры на дереве (ксилографию), металле, линолеуме, картоне, стекле и камне (литографию).

Как уже упоминалось, определенное время термин «графика » обозначал лишь письмо и каллиграфию, однако после появления рисунков в книгах, а за ними и выхода рисунка за пределы книг расширилась и область, охватываемая термином. С развитием промышленности, увеличением образованности и количества печатных изданий (как книг, так и периодики) развивалась и промышленная полиграфия, распространившая графический рисунок и помогавшая в становлении графики как искусства.

Сначала графику понимали как искусство линии на основе контраста между черным и белым, но со временем такое понимание расширилось, добавив в определение такие понятия, как штрих, пятно, точка, тон. На сегодняшний день развитие графики не останавливается, как и развитие живописи в целом. Появляются новые жанры, техники и, конечно же, новые работы в этих стилях, о которых мы поговорим в следующей статье.

Многие начинающие художники мечтают научиться рисовать портреты карандашом. Это совсем новый уровень в творчестве. Научившись изображать портрет человека, можно будет без труда осваивать акварельную технику, рисовать сангиной и углем, а также маслом. Начинать нужно непременно с Уверенно манипулируя графическими материалами, можно добиться невероятного сходства с натурой.

Как рисовать графический портрет

Чтобы нарисовать его, вам понадобятся:

  • Планшет, обтянутый ватманом.
  • Измерительный прибор (линейка).
  • Простые карандаши различной твердости.
  • Ластик.

Чтобы изобразить качественный графический портрет, старайтесь сократить применение ластика до минимума, так как он затирает бумагу, из-за этого на рисунке образуется грязь. После того как материалы подготовлены, лист натянут, можем приступать к работе.

Рисуем портрет

Анализируем нашу натуру, внимательно изучаем ее с каждой стороны, чтобы понять особенности и форму. Желательно сделать предварительные конструктивные зарисовки, чтобы разобраться с формами и понять их. Натуру нужно прорисовать с каждой стороны, это позволить понять ее форму, изучить ее особенности и каждую деталь по отдельности.

Как нарисовать графический портрет поэтапно

Располагаемся на месте самым лучшим обзором, подготавливаем материалы. Натура должна быть статичной. Начинаем рисовать графический портрет поэтапно:

  1. Для начала нужно сделать компоновку на листе.
  2. Намечаем отдельные части изображения в общих чертах.
  3. Находим поворот и оси построения.
  4. Начинаем выстраивать форму, чередуем от общего к маленьким деталям.
  5. На каждом из предыдущих этапов необходимо тщательно сравнивать изображение с натурой, проверять на пропорциональные соотношения формы и перспективные сокращения.
  6. Данный этап - штриховка. После того как построение завершено, необходимо начать накладывать штрих, делать это нужно аккуратно и не спеша разделяя рисунок на теневую и освещенную части.
  7. Кладем штрих по форме, тем самым придаем объем портрету, но не стоит забывать об общности и зацикливаться на какой-то одной детали.

Чтобы портреты карандашом получились, необходимо анализировать и понимать свои ошибки. Обычно начинающие художники чересчур давят на карандаш от неопытности. Из-за этого работа получается перечерченной, то есть линии слишком резкие. Рисунок не должен быть обведен черной линией, он должен гармонично вписываться в формат и передавать формы.


Типичные ошибки

В попытках передать объемы художник чересчур увлекается мелкими деталями, усердно работает над ними. В итоге изображение перестает быть целостным. Даже начинающий художник замечает это сам.

Иногда проблема заключается в том, что художник не может понять, как устроены детали, которые он стремится проработать. В итоге детализировать изображение не получается, отсюда возникает дробность в рисунке, также возможно нарушение перспективных соотношений, многие пытаются сделать работу целостной хотя бы за счет тоновой проработки. Работая над определенной деталью и делая ошибки в ней, рисовальщик пытается связать ее с общей формой, накладывает слои графита один за другим. И в итоге он остается разочарован результатом. А ведь чтобы нарисовать качественный портрет человека, достаточно хорошо изучить каждую деталь.


Разбор недочетов

Если художник столкнулся с вышеописанными проблемами, тогда ему необходимо учесть следующее: после конструктивного разбора наступил формы при помощи штриховки, и на этом этапе зачастую начинают беспокоить некие сомнения по поводу продолжения работы над изображением.

Прекращаете разбор тонов и повторяете разбор форм. Пройдитесь карандашом по форме, разберите натуру на плоскости и запомните ее конструкцию. После такого детального разбора рисовать становится намного проще.

Представьте в уме, какая деталь откуда выходит, как образуется объем и почему это происходит. Этот умственный процесс помогает понять, каким образом распределить светотень, какой участок будет погружен в тень, где располагается полутень и куда падает свет.

Устраняем недочеты поэтапно

При возникновении трудностей в работе с формой следует поступать данным образом:

  1. Форму зрительно разделяем на несколько плоскостей, которые создают ее объем.
  2. Анализируем то, как устроена форма, затем выстраиваем ее при помощи условных плоскостей либо при помощи конструктивных линий, можно сочетать все способы вместе.
  3. Если ни один из методов не помог, нужно обобщить рисунок. Необходимо собрать все мелкие детали воедино при помощи условных плоскостей.

Как совершенствовать навык

Чтобы рука и глаз привыкли к рисованию, необходимо каждый день делать наброски, которые помогают понять натуру и усовершенствовать свой навык. Попробуйте улавливать объемы натуры, а также плоскости и соотношения пропорций. Регулярно делайте зарисовки с натуры. Вы можете смотреть телевизор и пытаться запечатлеть картинки, увиденные вами на экране. Держите ручку и скетчбук всегда под рукой. Рисуйте все, что видите, берите необходимый инвентарь и делайте наброски в метро и на вокзалах, где огромное скопление людей. Тренируйте навык каждый день, сравнивайте соотношения и объемы. Для этого можно использовать фотографии или рисунки из книжек. Научитесь концентрировать свое внимание на общих формах и не зацикливайтесь на мелочах. Только такими способами можно усовершенствовать свои навыки.

Zentangle & Doodling / Зентангл и Дудлинг. Поэтапное рисование

Вам потребуется бумага, простой карандаш и ластик, капиллярные ручки разных цветов, ну и... желание порисовать, конечно же.

Особой концепции в моих рисунках изначально нет. Начинаю рисовать абстрактные линии, фигуры, а потом уже в процессе рисования вырисовывается общая картинка.

Данная техника рисования известна под названием Zentangle & Doodling / Зентангл и Дудлинг.

Зентангл (англ. zentangle) - новая, развивающаяся форма искусства, которая сочетает в себе творчество, медитацию и удовольствие. Практически каждый может наслаждаться рисованием замысловатых орнаментов при помощи легкого в изучении метода «зентангл». Не нужно быть художником или приобретать дорогостоящие материалы и оборудование, все, что необходимо - это бумага, ручка (линер) и карандаш. Зентангл позволяет расслабиться и уменьшить стресс, одновременно вы будете создавать что-то красивое.

Doodle (в переводе «каракуля») это сфокусированный рисунок, сделанный в то время, как внимание человека занято чем-то другим. Doodles — простые рисунки, которые могут иметь конкретные репрезентативные значения или могут быть просто абстрактной формой.

Zendoodling представляет собой гибрид искусства, замешанного на стиле Zentangle с Doodling. Zendoodles часто произвольной формы и имеет абстрактный вид, иногда с вкраплениями цвета.

Вот так вот все запутано.

Вот некоторые узоры для рисования, которые вы можете применить в своих рисунках в различных фигурах и интерпретациях, создав при этом свой уникальный рисунок:

Ну а теперь - мои процессы! Этот рисунок я начала рисовать с нижнего левого угла:

.

Потом мне захотелось кругов. Легче пользоваться циркулем в данной ситуации. Но, так как у меня его не было, я просто обвела карандашом различные по диаметру емкости. Линейкой и карандашом разделила круги на секции, так их легче заполнять узорами.


Когда карандашом наметили все границы, можно приступать к заполнению секций круга различными узорами. Начала от центра.


Прдолжаю заполнять секции различными узорами.


Какими узорами заполнить следующие секции вопроса даже не возникает, вы только начните, ручка сама будет рисовать, так как это очень увлекательный процесс!


Близимся к завершению, заполняем узорами последние секции круга.


Когда работа окончена, ластиком аккуратно сотрите карандашные линии, чтобы работа выглядела аккуратно. Готово!


Текст в рисунки, конечно же, вписывать не обязательно, но у меня задумалось что-то вроде книги с интересными мыслями в картинках. Вот еще некоторые странички из нее (и процесс рисования):


В данной работе начала с верхнего угла. Рисуются абстактные фигуры и заполняются точками, линиями и т.п. все теми же капиллярными ручками.




Дополняем рисунок цветовыми акцентами.



Этот рисунок с японским уклоном нарисован более тонкими гелевыми ручками.


Начинала с наброска:



И снова - капиллярные ручки. Домики.


Действуем по вышеупомянутому принципу, сначала - фигуры и общий план, далее - заполнение фигур абстрактными узорами.



Здесь задействована зеленая капиллярная ручка и черная гелевая. Принцип все тот же, фигуры и узорное заполнение.



Захотелось цветочков:)


Со всех углов нарисовала фантазийные цветы, которые как бы стремятся в середину, и заполнила их различными узорами, использую разноцветные ручки.



Надеюсь, было интересно.

Хорошего вам дня и отличного настроения!

С уважением, Елена