Проект «Тайны загадок. «загадки» творческий практико-ориентированный проект

Народные загадки для детей - старинное развлечение на Руси, да и в других странах. С их помощью в игровой форме можно было рассказать ребенку о природных явлениях и обычаях, а также развивать логику, смекалку и воображение.

Определение загадки

Народные загадки любили задавать своим малышам сотни лет назад, активно их применяют и сегодня. Причем порой те же самые.

По своей сути загадка - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого. Причем он должен иметь хоть какое-нибудь отдаленное сходство. Это весьма распространенный прием, который применяют, когда задают русские народные загадки. Конечная цель - отгадать, какой предмет или явление задумал автор.

Загадки - жанр народного творчества, который встречается у всех народов мира, вне зависимости от того, на какой ступени развития они находятся.

Сходными свойствами с загадкой обладает и пословица. Ее отличие состоит в том, что если загадку нужно отгадать, то пословица - это поучение, заключенное в привлекательную, афористичную форму.

При этом по форме загадки нередко примыкают к пословицам. И те и другие представляют собой складную речь, в которой часто используются рифмы и словесные созвучия.

История происхождения загадок

Народные загадки сложились еще в те времена, когда люди пытались везде найти мифологические символы. Поэтический образ при этом применялся для того, чтобы объяснить и описать окружающие явления природы, события, происходящие в жизни людей.

Со временем этому значению в загадках начали уделять значительно меньше внимания. Для последующих поколений неизменной осталась только аллегорическая форма. Также сохранился и особенный язык, которые отличает русские народные загадки. К загадкам начали относиться как к обычному упражнению для ума.

Совсем по-другому было у древних народов. Тогда загадки носили таинственный смысл и значение. В народном эпосе даже встречается их отождествление с видом "божьего суда". Вы сами можете вспомнить классические сказочные сюжеты, когда разгадка загадки освобождала героя от опасности или приводила к исполнению его желаний.

Состязательный элемент в загадках сохранился и в наши дни. Он начал широко распространяться с развитием книжной литературы. Специальная литература, в которой можно встретить вопросы и ответы, имеется практически у всех народов мира. Самые известные примеры - это карело-финский поэтический эпос "Калевала", основное произведение германо-скандинавской мифологии "Эдда". В них часто повторяются одни и те же мотивы.

Загадки народов мира

Отличительная черта есть у русских загадок. Они часто примыкают к целому циклу сказаний о мудрой девице, а следствием этого оказывается вывод, что невеста не глупее жениха. Есть также небольшой пласт сказок, в которых встречаются загадки, а также несколько загадок, облаченных в чисто сказочную форму.

В Древней Греции отношение к загадкам было подобострастное. Они были связаны с изречениями оракулов и заключались в сложную стихотворную форму - гекзаметр. Этим же слогом, например, написана "Одиссея" Гомера. Часто поэты вставляли загадки в свои произведения.

В Древнем Риме загадки применялись как упражнения для ума. В частности, ими в часы досуга забавлялись Цицерон и Вергилий.

В раннем христианстве загадки также были популярны. Ведь они играют заметную роль и в самом Священном Писании. Например, известны эпизоды с участием царицы Савской или царя Самсона. В то время появлялись произведения, содержавшие "мудрые вопросы" о библейских предметах или о происхождении всего существующего.

В германской поэзии в XIV веке популярным стал мотив о состязании в загадках между странствовавшим путником, побывавшем во многих странах, и его хозяином, у которого он остановился на ночлег.

К XVII веку мода на загадки дошла и до Франции. Их сочиняли многие известные писатели. Например, Жан-Жак Руссо или Буало. Приложили свою руку к сочинению загадок и многие другие известные писатели. Например, немец Фридрих Шиллер. Не только поэтичными формами, но и остроумием отличаются загадки Гебеля и Шлейермахера.

В 1773 году в России вышло издание "Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени", автором которых стал Василий Левшин. Талантливые загадки, облеченные в поэтическую форму, оставил после себя Василий Жуковский. За основу он брал загадки народные, наполненные мифологическим содержанием.

Загадки о временах года



Часто темой для загадок становятся различные времена года. Так дети еще в юном возрасте узнают особенности зимы, лета, весны и осени, запоминают названия месяцев, их последовательность.

Народные загадки о весне часто используют учителя начальной школы, воспитатели в детском саду и в развивающих группах, родители, которые занимаются разносторонним образованием своего ребенка.

Мудрость народа

Уже давно исследователями народного творчества да и обычными людьми было замечено, что в загадках заложена мудрость русского народа. Народные загадки для детей - яркий пример того, как удается просто и красочно выражать свои мысли обычным, самым простым людям. Также чувствуется их отношение к окружающему миру, которое заключается в любви и уважении к природе.

В русских народных загадках в полной мере проявляются поэтический фольклорный язык, удивительные образы, живая разговорная речь. Именно эта форма русского народного творчества помогала людям с ранних лет замечать в жизни прекрасное, развивать сообразительность и смекалку.

Загадки о зиме


Еще один популярный образ для народных загадок - зима. В противовес весне, которая олицетворяет все живое и расцветающее, зимой, наоборот, звери впадают в спячку, растения засыпают.

Часто загадки посвящают атрибутам, связанным с зимой. "Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно" - это про лед.

"С неба - звездой, в ладошку - водой". Как вы уже, наверное, догадались, речь о снежинке.

Сложные загадки

Для искушенных любителей загадок есть не только простые, но и сложные варианты, над которыми придется поломать голову. Сложные народные загадки раскусить сразу удается далеко не всем.

Например, такой вариант: "Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим". Речь в этой головоломке идет о человеческом языке.

В загадке про часы обыгрывается их особенность стучать и идти, а про гуся - его красные сапоги. Таким образом, мы можем наблюдать, что в загадках часто уподобляют человеку животных, растения и даже неодушевленные предметы.

Сборник загадок

Изначально загадки были объектом исключительно устного народного творчества и передавались от человека к человеку. Самым первым полным собранием русских народных загадок является сборник под названием "Пословицы русского народа", который написал известный русский лингвист Владимир Даль.


Не стоит обманываться названием сборника, помимо пословиц, в него вошли поговорки, загадки и даже чистоговорки - аналог скороговорки, в котором обязательно присутствует шутливый бытовой сюжет, а также множество труднопроизносимых слов.

Владимир Даль выпустил этот сборник в середине позапрошлого века. В нем содержится более 30 тысяч различных малых форм русского народного творчества.

В 1859 году сборник уже был готов к изданию, Даль тогда еще жил в Нижнем Новгороде. Однако напечатать его оказалось не так-то просто. Много времени ушло на одобрение цензоров. Только спустя несколько лет они выдали соответствующее разрешение.

Стоит отметить, что сборник до сих пор регулярно переиздается и пользуется популярностью не только у специалистов - лингвистов и фольклористов, но и у любителей русской словесности. Единственный перерыв в четверть века пришелся на советский период истории, когда Владимира Даля объявили "великодержавным шовинистом" и забыли не только об этом сборнике, но и о его знаменитом словаре. После большого перерыва обновленные "Пословицы русского народа" увидели свет в 1957 году. Предисловие к этому изданию написал известный советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе - Михаил Шолохов. Он его озаглавил словами "Сокровищница народной мудрости".

"Памятник устному творчеству"

Загадки можно окрестить своеобразным памятником устному народному творчеству. Собирать их вместе и записывать в России первым начал именно Владимир Даль. Поэтому его сборник "Пословицы русского народа", как и "Толковый словарь живого великорусского языка", являются яркими и важнейшими образцами народной культуры России XIX столетия и раньше, по которым можно изучать народ, формировать о нем свое мнение.

Сборник, о котором рассказывается в этой статье, насыщен живой речью, причем учтены региональные изменения в говоре и произношении, которые присущи различным областям России. Также в нем можно встретить письменную и устную лексику, фразеологию и лексикологию, которые относятся к конкретным ремеслам и профессиям.

Несмотря на старания историков и этнографов, история этих народов до сих пор хранит свои загадки.

1. Русские

Да, русские — один из самых загадочных народов. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению ни по поводу того, когда русские стали «русскими», ни по поводу того, откуда, собственно, это слово произошло. Спорным остается вопрос о происхождении народа. В предки русских записывали и норманнов, и скифов, и сарматов, и венедов, и даже южносибирский народ усуни.

2. Майя

Мы не знаем ни происхождения народа майя, ни того, куда он исчез. Одни ученые возводят корни майя к легендарным атлантам, другие считают, что их предками были египтяне. Майя создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Ими применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Майянская цивилизация была очень развитой, но к моменту прибытия конкистадоров находилась в глубоком упадке, а сами майя словно растворились в истории.

3. Лапландцы

Лапландцев также называют саамами и лопарями. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы — палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но у лапландцев 10 диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.


4. Пруссы

Само происхождение имени пруссов окутано тайной. Первый раз оно встречается только в IX веке в форме Brusi в черновике анонимного купца, а позднее — в польских и немецких хрониках. Лингвисты находят ему аналогии во многих индоевропейских языках и считают, что оно восходит к санскритскому purusa — «человек». Не сохранилось также достаточных сведений и о языке пруссов. Последний его носитель умер в 1677 году, а чума 1709-1711 годов истребила последних пруссов и в самой Пруссии. Уже в XVII веке вместо прусской истории начинается история «пруссачества» и королевства Пруссия, местное население которого имело мало общего с балтским именем пруссов.

5. Казаки

Вопрос о том, откуда появились казаки, до сих пор остается нерешенным. Их родину находят и на Северном Кавказе, и в Приазовье, и в Западном Туркестане. Родословную казаков возводят к скифам, к аланам, к черкесам, к хазарам, к готам, к бродникам. У сторонников всех версий есть свои аргументы. Сегодня казаки — полиэтническая общность, но они сами любят настаивать на том, что казаки — отдельный народ.


6. Парсы

Парсы — этноконфессиональная группа последователей зороастризма в Южной Азии, имеющая иранское происхождение. Численность ее сейчас составляет менее 130 тысяч человек. Парсы имеют собственные храмы и так называемые «башни молчания», где, чтобы не осквернять священные стихии (земля, огонь, вода), хоронят мертвых (трупы склевывают грифы). Парсов часто сравнивают с евреями, они также вынужденно оставили свою родину и дотошны в вопросах соблюдения культов. «Иранская лига» в Индии начала XX века пропагандировала возвращение парси на родину, напоминающее сионизм евреев.

7. Гуцулы

О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие — к слову «кочул», что значит «пастух». Гуцулов также называют «украинскими горцами». Среди них до сих пор сильны традиции знахарства. Гуцульских колдунов называют мольфарами. Они могут быть белыми и черными. Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом.

8. Хетты

Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла, но сведения о хеттах по-прежнему обрывочны. В их «таблицах о мужественных деяниях» царей много пометок «на следующий год», но год отчета неизвестен. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам ее соседей. Остается открытым вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге «Хетты. Народ тысячи богов» приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Но это только версия.

На гербе хеттов двуглавый орел задолго до римлян и византийцев.

9. Шумеры

Шумеры — самый интересный и по-прежнему один из самых загадочных народов Древнего мира. Мы не знаем ни того, откуда они появились, ни того, какой языковой семье принадлежал их язык. Большое количество омонимов позволяет предположить, что он был тоновым (как, например, современный китайский), а значит, смысл сказанного часто зависел от интонации. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность, а познания шумеров в математике и астрономии поражают до сих пор.

10. Этруски

Древний народ этрусков неожиданно возник в человеческой истории, но также внезапно в ней растворился. По мнению археологов, этруски заселяли северо-западную часть Апеннинского полуострова и создали там довольно развитую цивилизацию. Именно этруски основали на территории Италии первые города. Историки также считают, что римские цифры можно также называть этрусскими. Неизвестно, куда этруски исчезли. По одной из версий, они переселились на восток и стали родоначальниками славянского этноса. Некоторые ученые утверждают, что этрусский язык по своей структуре очень близок к славянским.

11. Армяне

Загадкой остается происхождение армян. Версий множество. Некоторые ученые соотносят армян с народом древнего государства Урарту, но генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян так же, как генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. Есть греческие версии происхождения армян, а также так называемые «хайасские гипотезы», в которых первородиной армян становится Хайас — территория восточнее Хеттского царства. Ученые так и не дали окончательного ответа на вопрос о происхождении армян и чаще всего придерживаются миграционно-смешанной гипотезы армянского этногенеза.

12. Цыгане

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве, не превышающем 1000 человек. Сегодня в мире насчитывается около 10 млн цыган. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes — производное от египтянина. Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.


13. Евреи

Евреи — один из самых загадочных из ныне живущих народов. Долгое время считалось, что само понятие «евреи» скорее культурное, нежели этническое. То есть что «евреев» создал иудаизм, а не наоборот. В науке до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии о том, что изначально представляли из себя евреи — народ, социальный слой или религиозную конфессию.

Загадок в истории еврейского народа множество. В конце VIII века до нашей эры целиком исчезли пять шестых евреев — 10 из 12 этносообразующих родов. Куда они исчезли — большой вопрос. Есть версия, что от скифов и киммерийцев, как потомков 10 колен, происходят финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы, голландцы, датчане, ирландцы и валлийцы, то есть почти все европейские народы. Дискуссионным остается и вопрос о происхождении ашкеназов, об их близости ближневосточным евреям.

14. Гуанчи

Гуанчи — аборигены Тенерифе. Тайна того, как они оказались на Канарских островах, до сих пор не разгадана, поскольку они не имели флота и не обладали навыками мореплавания. Их антропологический тип не соответствовал широтам, где они обитали. Споры вызывают и прямоугольные пирамиды на острове Тенерифе, подобные пирамидам майя и ацтеков в Мексике. Неизвестно ни время их постройки, ни цель, с которой они возводились.

15. Хазары

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли. У историков до сих пор нет ни достаточных археологических данных о том, что из себя представляла Хазария, ни понимания того, на каком языке хазары говорили. Неизвестно и то, куда они в итоге исчезли. Версий множество. Ясности нет.

16. Баски

Возраст, происхождение и язык басков — одна из главных загадок современной истории. Баскский язык — эускара, считается единственным реликтовым доиндоевропейским языком, не относящимся ни к одной существующей ныне языковой семье. Что касается генетики, то согласно исследованию, проведенному в 2012 году National Geographic Society, все баски содержат набор генов, существенно отличающий их от других окружающих их народов.

17. Халдеи
Халдеи — это семито-арамейский народ, проживавший в конце II — начале I тыс. до н.э. на территории Южной и Средней Месопотамии. В 626—538 годах до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. Халдеи были народом, который до сих пор ассоциируется с магией и астрологией. В Древней Греции и Древнем Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения. Халдеи делали предсказания Александру Македонскому и его наследникам Антигону и Селевку.

18. Сарматы

Сарматы — один из самых загадочных народов в мировой истории. Геродот называл их «ящероголовыми», Ломоносов считал, что от сарматов произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Сарматы оставили массу загадок. У них, вероятно, был матриархат. Некоторые ученые ведут от сарматов корни русского кокошника. Среди них был распространен обычай искусственной деформации черепа, благодаря которой голова человека приобретала форму вытянутого яйца.

19. Калаши

Калаши — малочисленный народ, живущий на севере Пакистана в горах Гиндукуша. Он является, наверное, самым известным «белым» народом Азии. Споры о происхождении калашей продолжаются и сегодня. Сами калаши уверены, что они — потомки самого Македонского. Язык калашей называют фонологически атипичным, он сохранил базовый состав санскрита. Несмотря на попытки исламизации, многие калаши сохраняют многобожие.

20. Филистимляне

Современное название «Палестина» происходит от «Филистия». Филистимляне — самый загадочный народ из упоминаемых в Библии. На Ближнем Востоке только они и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало железного века. В Библии говорится, что этот народ происходит с острова Кафтор (Крит), хотя некоторые историки соотносят филистимлян с пеласгами. О критских истоках филистимлян свидетельствуют и египетские рукописи, и археологические находки. Куда исчезли филистимляне, до сих пор не ясно. Вероятнее всего, они были ассимилированы народами Восточного Средиземноморья.

по материалам интернета
Спасибо

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЫТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«ЗАГАДКИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

Исполнители:

Коллектив учащихся 1 класса

Руководитель:

Подлесных Е.В. , учитель начальных классов 1 категории

2013 г.

Методический паспорт учебного проекта

Проект « Загадки».

Предмет : литературное чтение.

Класс: 1-й.

Тип проекта : творческий, индивидуальная работа.

Планируемый результат : ученики создают книжки-малышки с загадками.

Цель проекта: Научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности.

Задачи:

1. Изучить необходимую информацию по теме с использованием различных источников, научиться обмениваться информацией.

2. Узнать, что такое загадка и её происхождение.

3. Развивать творческий потенциал, стремление к успеху

4. Создать книжку – малышку загадок, в которую собрать народные загадки русского народа, нарисовать иллюстрации.

5. В оспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творчеству, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

Методы: поисковый, статистический, наблюдение, сравнение, анализ и обобщение.

Материалы: альбом, краски, карандаши, фломастеры,иллюстрации

Время : 1 неделя

Работа над проектом

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями.

2. Задача:

Вам нужно найти загадки. А затем оформить книжку-малышку.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

    Обсуждение названия проекта

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной

мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

В наших учебниках очень часто встречаются загадки. На уроках мы регулярно будем пытаться их разгадывать. Загадки используются во многих конкурсах, викторинах, кроссвордах, а значит, умение их отгадывать важный показатель развития мышления.

    Направления работы

- найти загадки

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

Дети под руководством учителя знакомятся с дополнительной литературой и энциклопедиями, в которых есть необходимый материал. Дома с помощью родителей оформляют работы.

4 этап. Представление результатов, отчёт. Книжки - малышки учеников 1 класса (Выступление перед учениками класса)

ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

Внимательно слушать;

Подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

Не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ;

Что же такое загадки, скороговорки, откуда они появились?

Как только человек научился говорить, а это произошло не сразу, он стал составлять предложения. Появились первые жесты, а потом и первые стихи. Загадки и скороговорки это тоже поэзия, стихи. Какой- то древний человек впервые задал другому человеку не обычный вопрос, а вопрос загадку. Он спрятал в небольшом стихотворении свойство предмета и попросил догадаться, что это за предмет.

Например: «Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А как вы думаете, почему «зубасты?» (грабли имеют зубы)

Ожегов С.И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка» так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская энциклопедия»: «Загадка – замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой и занимательной форме, иногда стихотворной».

В.Даль: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Учитывая эти признаки, мы определили загадку так: «Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ». В древности с помощью загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки - средство развлечения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАГАДОК.

Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древности. Ученые предполагают, что раньше люди боялись произносить названия болезней и некоторых существ(волка, змеи...).Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый «тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой», «хозяином», «черным зверем». Свинью называли «низкоглядкой». С такими «подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный предмет(роса, лед, снег, вода, ручей) или явление(дождь, вьюга, радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи. Загадки связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных истолковываться друг через друга.

Позже, у многих народов, загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. Вспомним русские народные сказки. Через испытание загадкой пришлось пройти множеству положительных сказочных героев.

Не раз хитроумные загадки были для героев непреодолимым препятствием. По преданию, близ города Фивы жил на скале Сфинкс – крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины. Без жалости он убивал и съедал путников, не разгадавших его загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Только Эдип смог разгадать её.

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был ритуал, обычно проводимый осенью. Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.

В процессе длительной жизни от чисто практического и обрядового назначения, загадки превратились в средство воспитания и развлечения. Они стали занимательными вопросами о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах-отгадках. Загадки, говоря о предмете, заставляют задуматься, откуда он взялся, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят человека к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира.

Тематически загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнена изба, двор, поле, лес, луг, и те работы, которые здесь производились. Явления природы (дождь, снег, гроза и т. п.) также видятся глазами крестьянина. В загадках окружающие человека предметы как бы оживают, становятся деятельными соучастниками его трудовой жизни.

Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, тканье), орудий труда в поле (соха, серп). Конечно, и загадки о таких предметах и работах уходят из живого бытования. И все же старые загадки, живущие только на страницах книг, представляют большой интерес, как и произведения других видов фольклора. Ценен для нас в загадке ее поэтический взгляд на обычные, будничные предметы и явления, среди которых обыкновенный человек живет.

Но загадки не ушли совсем из живого бытования. Изменился лишь круг вещей, о которых они говорят. Не загадываются загадки о сохе и прялке, зато есть загадки о тракторе, радио, телефоне и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние десятилетия. Кроме того, если в наше время поле и огород пашут, засевают и убирают по-новому, то рожь, пшеница, овес, свекла, морковь и многое другое растут, как прежде, не изменились их внешний вид и качества. Грибы, ягоды, деревья, лес, река остались в прежнем состоянии. Загадки обо всех этих предметах долго еще будут привлекать нас.

Загадки начали записывать вместе с пословицами еще в конце XYII века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение загадки велико! Загадки служат разным целям: на уроках математики
помогают развивать логику мышления, на уроках окружающего мира знакомят с его богатством, в игровой форме учат наблюдательности, на уроках иностранного языка вводят в мир чужой культуры, на уроках русского языка учат наблюдению за структурой слова, на уроках чтения, знакомят с языком народной литературы. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. В таком маленьком тексте множество эпитетов, сравнений. метафор. Часто в загадках, особенно народных, встречаются слова, которые нам не знакомы, мы узнаем значение этого слова, тем самым увеличиваем свой словарный запас.

Загадка учит думать и анализировать. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение развивает речь и способствует формированию навыков общения. Составление загадок развивает творческое мышление, фантазию и воображение . Сочиненные загадки отражают внутренний мир ученика. А ещё загадки развивают чувство юмора и память.

Всё это загадки делают ненавязчиво и весело. Но самое ценное то, что знания приобретаются в процессе активной мыслительной деятельности.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное знакомство с теми предметами и явлениями, о которых идет речь в загадке. Поэтому нужно развивать в себе умение систематически наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Виноградова Е. Наши любимые загадки. Санкт-Петербург. Сова. 2007.

    Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. Москва, 1882.

    Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. Академия развития. 2004.

    Клименко Т. 1000 пословиц поговорок, загадок. Санкт-Петербург. Сова. 2008.

    Комкова А.Ю. Русские народные загадки. Москва. Омега. 2006.

    Лысаков В.Г. 1000 загадок. Москва. Полиграфиздат. 2002.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд. Москва, 1997.

    Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Москва. Просвещение. 1970.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. Москва. Астрель. 2006.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А.. Справочное пособие по русскому языку 1-2 классы.Москва. Астрель. 2010.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению. Москва. Астрель. 2003.

    Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника. Санкт-Петербург. Литера. 2010.

    Хрестоматия по фольклору. Составитель Селиванов Ф.М.. Москва. Просвещение. 1972.

ПРИЛОЖЕНИЯ

«Загадки с ответами» - К зернышкам прыг! Клювом шишки потрошит? Где кладовка? Папоротник. Кто там прыгает, шуршит? Очищает комнату от вредоносных бактерий. Кабачок. Помидор. Аромат Благовония. Клест. Золотая чешуя, красны плавники, Бабочек, кузнечиков кушает с тоски. И, судя по всему, смекалист: Устроился отлично … Спасайся, мелочь и червяк!

«Загадки для 2 класса» - Туман. Продолжите, пожалуйста, фразу. «Дерево», «древо», «драть», «деру», «выдирать», «здоровый». Отгадайте загадки. Луг. Найдите пары загадок с одинаковыми отгадками. Сегодня на занятии мы будем разгадывать русские народные загадки. Ответьте на шуточные вопросы. Занимательный привал. Отгадайте загадку.

«Загадки для детей» - Алёнушка. Кащей. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Коварнейший злодей. Волшебный лес. Грязь и зола. Лучший друг Незнайки. Лечит маленьких детей. Деревянный озорник. Пушистый озорник. Кот в сапогах. Девчонки и мальчишки. Прощание с Азбукой.

«Загадки про овощи» - Желтая девица. Малыши. Конкурс загадок. На нашей грядке выросли загадки. Песня овощей. Собери картинку. Конкурс. Бычок. Хозяйка с базара пришла. Сто рубах. Составь слово. Слива. Спор овощей. Что в золе мы испекли. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове. Овощной переполох.

«Загадки на уроках» - Урок развития речи. Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Физкультминутка. Подбор рифмы. Загадка. Сравнение с другими предметами. Структура загадки Сочинение загадки. Признаки предмета красные сладкие вкусные сочные зеленые спелые. Осень в картинках. ПОМИДОРЫ растут зеленеют зреют краснеют наливаются.

«История загадок» - Загадки из нашего сборника. Народные загадки. Окружающий мир. В рот попало. Презентация. Ученик. Основополагающий вопрос. Первые загадки. Внеклассное мероприятие «Секрет загадок». Загадки. Накопившиеся знания. Русалки. Что такое загадка. Определение загадки. Сочинили загадки. Очень давно появились у людей загадки.

Всего в теме 17 презентаций