Гласные и согласные для малышей. Гласные буквы русского алфавита - урок произношения


Очень многие методики по обучению чтению предлагают учить за один урок только одну букву. Считаю, что этот метод сегодня в XXI веке уже устарел.
Предлагаю педагогам и родителям новый метод обучения сразу всем 10 гласным буквам одновременно. Но этот метод подходит только для детей 5-6 лет. Более младшим детям, думаю, это будет сделать чуть-чуть тяжело. Но тоже можно попробовать.

В русском языке 10 гласных букв, которые можно разделить на 2 группы:
первая группа - это гласные, которые не смягчают предыдущий согласный. Чтобы произнести эти гласные, наш ротик открывается очень хорошо. (А, О, У, Э, Ы)
вторая группа - это гласные, которые смягчают предыдущий согласный. Чтобы произнести эти гласные, наш ротик открывается чуть-чуть. (Я, Ю, Е, Ё, И)

В чём суть? Мы НЕ учим детей! Мы играем, играем и снова играем!

Урок начинаем с того, что показываем детям написанные все 10 гласных букв и проговариваем их вслух 2 раза.

Игра 1. Лото "Гласные"

Распечатываем все листы лото "Гласные" 2 раза. Первые 10 листов отставляем - это карты. Остальные 10 листов разрезаем на маленькие карточки.
Играем как в обычное лото, но с небольшими изменениями.
Ведущий: У кого "А"?
Первый ребёнок, который сказал: "У меня!", забирает карточку себе. Остальные смотрят в свои карты и, если видят и у себя эту же букву, то ищут сами её в стопке с карточками. Выигрывает последний заполнивший карту. Дети по очереди становятся ведущими.



Игра 2. "Беги и назови"

По сигналу ведущего, дети бегут врассыпную, затем по сигналу ведущего дети останавливаются. Ведущий показывает букву (можно использовать карточки от лото) и спрашивает: "Какая буква?" Дети хором отвечают. Игра повторяется несколько раз.

Игра 3. "Какая буква пропала?"

Предлагаем детям 3-5 гласных букв на карточках (можно использовать карточки от лото), проговариваем все буквы вслух. Ребёнок должен запомнить выбранные буквы на карточках. Он закрывает глаза, а взрослый в это время убирает одну карточку. Ребёнок открывает глаза и его спрашивают: "Что пропало?" Ребёнок должен назвать букву, которую убрал ведущий.

Игра 4. "Классики пальчиками"

Классики эти не обычные. Прыгать будут не ноги, а пальчики.
Распечатываем листы и просим ребёнка перепрыгивая пальчиком из одной клетки в другую, называть гласные буквы.

Игра 5. "Закрась квадратики с буквами в нужный цвет"

Распечатываем 2 разных варианта задания. Первый вариант с буквами: А, О, У, Ы, Э.
Второй вариант с буквами: Я, Е, Ё, Ю, И.

Игра 6. "Найди нужные буквы в словах и обведи их"

Распечатываем 2 разных варианта. Не нужно читать слова. В данном задании не важно само слово. Важно, найти необходимые буквы в слове.

Здесь мы научимся произносить гласные буквы русского алфавита в процессе дидактической игры. Это занятие для изучения звуков, их которых состоят гласные буквы. Такие занятия необычайно полезны для дошкольников.

Учим гласные буквы русского алфавита в домике для букв:

А теперь с помощью красивого домика для букв (который, кстати, можно раскрасить) мы учим гласные буквы русского алфавита. Начинать занятие с ребенком нужно с таких слов: "А сейчас мы с тобой посетим дом, в котором живут гласные звуки. Их лица - буквы, выглядывающие из окошек."

Продолжаем занятие "Гласные буквы русского алфавита" такими словами:

"Первыми по утрам в нашем доме просыпаются гласные, живущие в первом подъезде. Назови их по именам. Правильно, это Я, Ё, Ю, Е, И.

Гласный Я выглядывает из окошка и протяжно поет: "Я-а-а" и будит своего соседа.

Гласный А выглядывает из соседнего по горизонтали окошка и отзывается: "А-а-а".

Гласный Ю кричит: "Ю-у-у". А какой гласный отвечает ему из соседнего по горизонтали окошка? Кого он будит? Пусть он появится в окне, напиши его имя карандашом.

Какие гласные отзываются на зов гласного Ё? Гласного Е? Засели их в соответствующие квартиры.

А гласному И не пришлось будить соседа: гласный Ы сам выглянул из своего окна и сам поздоровался со всеми: "С до-бры-ы-ым утром!"

Произносим гласные буквы русского алфавита - Особенности артикуляции

Произнося имена гласных звуков, живущих в первом подъезде, мы улыбаемся. Не веришь? Тогда назови их сам, глядя при этом в зеркало. Теперь убедился?

А теперь я произнесу имена гласных из первого подъезда.

Примечание для родителей:

Обязательно используйте зеркало при выполнении этого задания. Ребенок сможет не только произнести, услышать, но и увидеть, как произносится звук. Одновременное включение слуховых и зрительных анализаторов способствует лучшему пониманию разницы между звуками.

Скачать бланк с заданием - Гласные буквы русского алфавита. Домик для букв. - вы можете во вложениях.

Выпуск 44

В начале урока ученики заспорили — кто лучше в алфавите: гласные или согласные буквы. Зубок горой стоял за согласные, ну а Веснушка с Шуней выгораживали гласные, потому что их петь можно. Раздосадованный волчонок попытался спеть согласные, но у него не получлось.
— И не пытайся петь согласные, — остановила его Василиса. Спеть можно только гласные. Они и названы от слова «голос», потому что когда их поёшь, то голос не встречает преград. А когда мы произносим согласные, то обязательно возникает преграда: губы или зубы задерживают звук.

Спор о том, кто лучше готов был вспыхнуть с новой силой. Но Василиса заверила спорщиков, что в алфавите гласные и согласные буквы одинаковы важны и нужны для того чтобы мы могли составлять слова и интересные истории. На следующих уроках вы подробнее будете узнавать про алфавит, гласные и согласные буквы.

А теперь я расскажу вам о том, что согласные бывают парными. То есть они подбираются в похожие пары. Они могут быть похожи по звучанию, только одни — звонкие, а другие — глухие. Например: звонкая Б и глухая П. Такие же пары есть у согласных: З - С, Д - Т, Г - К. То есть один и тот же звук мы произносим тихо, без голоса, получается глухая буква в паре. А если говорим с голосом, то получается звонкая парная буква. Предлагаем поиграть в звонкие и глухие согласные. Для этого нужно только менять звонкую на глухую согласные.
ГОСТЬ — КОСТЬ
ШАР — ЖАР
РОЗА — РОСА
А теперь — срочно нужна ваша помощь. В алфавите все гласные и согласные буквы перепутались. Нужно распутать эту путаницу и исправить ошибку
Расцвели на лужайке цветочки,
На ветвях распускаются …бочки?
Правильно:
На ветвях распускаются почки.

Вечер на лес опустился едва,
Крыльями машет на дубе … софа?
Правильно:
Крыльями машет на дубе сова.

Наевшись сена до отвала,
Коса в сарае отдыхала.
Правильно:
Коза в сарае отдыхала.
Вот какие молодцы! Теперь в алфавите гласные и согласные буквы стоят по своим местам. А нам осталось только спеть песенку про гласные и согласные буквы:
Согласные звуки шипят и свистят.
Рычат и гогочут, жужжат и хохочут.

А гласные звуки как птицы поют:
А, у, и, е, ё и я, ы, э, ю.

  • Разделы сайта