Почему в православные праздники нельзя мыться. Когда нельзя мыть голову: народные приметы Можно ли купаться в воскресный день

Для наших предков волосы являлись очагом накопленной энергии, и неудивительно совсем, ведь в области головы скапливаются и материализуются мысли, посылая в космос определенные сигналы.

Поэтому до наших дней дошло такое огромное количество народных примет и суеверий. Сегодня я хочу вместе с вами разобраться в обыденной процедуре - мытье волос .

Мы живем в сумасшедшем ритме жизни и многие из нас не задумываются "помою голову сегодня, потому что завтра нельзя!". Согласитесь, что мало кто озадачивается подобным вопросом, ведь покуда появилось время на себя любимого/любимую, мы сразу приступаем к банным процедурам.

А все потому, что никто и не знает о народных приметах, может у вас выработались собственные предрассудки, но я вас "познакомлю" с привычками наших предков.

Нельзя мыть голову в понедельник

Как говорят в народе, начинать дела в понедельник - дурное дело! И мытье головы - не исключение. Если верить народной мудрости, помытая голова в первый день рабочей недели навеет неудачу на все остальные трудовые будни. Я решила проверить этот "запрет" или скорее предостережение на себе.

Скажу вам, уважаемые читатели, что на мою удачу это никак не повлияло, но вот сотрудница, еще не прочитав мой блог, призналась, по понедельникам волосы ей лучше не мыть - вся неделя потом наперекосяк, а на работе одни "промахи".

Благополучный вторник

С этим днем недели дела обстоят получше - европейские народы всегда начинали великие дела со вторника. Как вы уже догадались, этот день благоприятен для "spa-процедур".

Интересно, а вторник своими магическими силами поможет сделать сногсшибательную укладку?

Ясная среда

Среда - экватор рабочей недели. Вроде и силы уже потрачены, но еще есть заряд энергии для завершения трудовых будней. Наши предки были уверенны, именно в этот день у человека ясная голова и мысли, а значит он готов к перезагрузке и накоплению новых сил.

Этот день один из самых благоприятных для мытья волос.

Что касается четверга , то особых "забобонів" нет. Но все же, лучше мыть голову до восхода солнца - так вы обогатитесь энергией и накопите позитивные мысли. К этому дню под стать поговорка: "кто рано встает, тому Бог дает!"

Особая пятница

Этот день недели, как и понедельник - тяжелый и лучше не приступать к новым делам.

Опять-таки, все взаимосвязано с христианством, ведь именно в пятницу Исус Христос был распят и подвергнут ужасным пыткам. Поэтому в первую половину дня нельзя веселиться, заниматься домашними делами и наводить "марафет".

Если верить предкам, помыв голову в такой день, ждите обильного выпадения волос . Звучит ужасающе, но я не стала испытывать судьбу и воздерживаюсь от таких процедур в пятницу.

Безусловно, бывают исключения, когда обойтись без мытья головы в пятницу никак.

"Банная" суббота

Первый выходной день после тяжелых будней - отличное время, чтобы не только убраться в доме, но и привести в порядок свое тело. Суббота - отличный по всем религиозным канонам день для банных процедур, разумеется, в этот день не только можно мыть голову, но и нужно!

Ведь уже в воскресение такой возможности не станет. Еще в далеком прошлом люди откладывали свои дела и посвящали день отдыху, молитвам и семейному досугу. О своей внешности и теле не стоит заботиться в этот день, воскресение, согласно религии, дано нам для душевного обогащения.

И напоследок поделюсь с вами еще одной приметой, она уже никак не привязана к дням недели .

Если вы склонны к суевериям, лучше не мойте голову перед экзаменом, говорят, вода смывает все знания! Вот так учили вы весь вечер билеты, а потом решили принять ванну или душ и "смыли" нужную информацию. Также перед важными переговорами или собеседованием не стоит мыть голову, в данном случае можно "потерять" везение.

Конечно, неудобно иди к людям на встречу с грязной головой, но лучше не рисковать. А впрочем, право выбора всегда остается за вами.

Верить или не верить, вот в чем вопрос...

Все ли приметы одинаково верны?

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник - будешь на том свете воду пить (интересно, а что: на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники, но всегда. Ругань точно не входит в перечень добродетелей православного христианина.

А вот вопрос о мытье все же требует отдельного разговора.

Итак: почему нельзя мыться в церковные праздники ?

Собственно, а кто сказал, что нельзя? Неужели так говорят священники? Так вот, они как раз ничего подобного и не говорят. Точнее, они говорят о том, что за суетными мирскими делами не следует забывать о том, что всякий церковный праздник - это повод подумать о своей душе.

Следовательно, гораздо лучше привести себя в порядок заранее, а в день праздника просто прийти в церковь и помолиться. Но это рекомендация, а вовсе не запрет. Так что не нужно слушать суеверия и - уж тем более - следовать им.

Интересно, а откуда же взялось это предписание?

Ведь кто-то же это придумал и первым сказал: почему нельзя мыться в православные праздники ?

Думается, что объяснение здесь достаточно простое. Чтобы помыться в старину, нужно было подготовиться: нарубить и натаскать дров, натопить баню, и только потом уже приступать к процедуре мытья. Что же получалось? Получалась тяжелая физическая работа. То есть, вместо того, чтобы идти в церковь, человек занимался физическим трудом. А это, понятное дело, никак не соответствовало церковным правилам.

Сегодня нам для мытья не нужно рубить дрова и топить печь. Нам вполне достаточно открыть два крана и набрать ванну воды. Или же вообще принять душ. Именно поэтому старое правило в наше время и не работает.

И нет греха в чистоте

А вообще, на Руси, в отличие от многих европейских стран, мыться любили много и часто. А какой грех в чистоплотности? Никакого.

Кстати говоря, именно католические священники в Средние века говорили о том, что мытье означает не что иное, как потеха для тела, а тешить тело - это впадать в грех. Вот и ходили люди грязными и в нестираной одежде. Некоторые вообще контактировали с водой три раза в жизни: при крещении, перед свадьбой и уже после смерти, при омовении.

Что в итоге получалось? Эпидемии чумы, холеры и прочих страшных заболеваний. Самое интересное то, что и средневековые лекари искренне верили, что при купании человек открывает свое тело микробам. Если даже и врачи, то о чем вообще можно говорить?

В итоге вывод напрашивается сам собой: уже лучше вымыться в церковный праздник, чем не делать этого вообще.

С давних пор на Руси, для того что бы искупаться, использовали специальное строение — баню. Строили ее обычно на берегу водоемов, так было проще натаскать воды для помывки, и дарило возможность окунуться распаренным телом в студеную воду. Посещение бани, помимо чистоты, укрепляло здоровье посетителя. С баней связано много поверий и легенд. Народная молва гласила что у этого здания есть свой хозяин — банник. И приходящий в баню должен был соблюдать специальные правила поведения, что бы не рассердить его. Не понравившемуся человеку банник мог устроить какую нибудь каверзу или навредить здоровью. Так же строго расписывалось время посещения и дни пригодные для этого.

Запрет на посещение бани в этот день зародился давно. Еще до крещения руси, воскресенье было днем отдых. В этот день устраивали гуляния и народные собрания. После принятия Русью православия, государство строго следило за соблюдением религиозных правил, поэтому по воскресеньем бани закрывались. Нарушавших этот запрет ждало строгое наказание. За время становления этой религии люди настолько привыкли исполнять это правило что придерживаются его до сих пор.

Еще один «запретный» день

Помимо воскресенья, запрет на использование бани в который объясним религиозными причинами, на Руси существовал еще один запретный день — это понедельник. Этот день принадлежал хозяину бани Банник. Любого кто потревожит его покой в этот день он мог покалечить: подстроив перелом или обварив, или вовсе лишить жизни, задушив.

Не ходили в баню и после полуночи, опасаясь застать там гостей банника: нечистую силу. Не допускалось в бане присутствие нетрезвых посетителей. Человек во хмелю теряет концентрацию и быстроту реакции, поэтому может угореть или обвариться кипятком. Так же от выпивки сосуды расширяются и от банного пара может резко подскочить давление.

Баня и здоровье

Банные процедуры оказывают на тело человека оздоровительный и омолаживающий эффект. Находясь в парной кожа человека распаривается открывая и прочищая поры, избавляя от грязи и телесной немочи. Банные веники отшелушивают отмершие частички кожи, насыщают ее витаминами, даря ей чувство бодрости и обновления. Существует много способов лечения различных заболеваний с ее помощью. В старину роженицу помещали в баню, где она обитала еще несколько дней после родов. Считалось что именно в данном помещении появление дитя на свет пройдет наиболее безболезненно и пройдет без последствий для матери и для ребенка.

Банные приметы и традиции

  • Строя баню, под порог закапывали черную курицу.
  • При протапливании бани первый раз в нее брали свежеиспеченный каравай, который после мытья оставляли в подарок Баннику.
  • Если Банник показался на глаза, жди большой беды.
  • Услышанные в бане, топот и непонятные звуки сулят грядущие неприятности.
  • Первыми баню посещают мужчины, а потом туда ходят женщины.
  • Ни в коем случае нельзя плевать в бане. Это жестокое оскорбление ее хозяина. Его месть не заставит себя ждать и вряд ли вам понравится.
  • Не пользуйтесь чужими банными принадлежностями, заберете себе все несчастья их владельца.
  • Ходить в баню по одиночке не рекомендуется.
  • Обмылки выкидывать нельзя. Лучше всего закопать их в укромном месте.
  • Для человека обязательно посещение бани в следующие дни:после празднования Масленицы, в Чистый четверг, перед ночью Ивана Купалы(7 июля).
  • Запрещалось в бане бранится, скандалить и прелюбодействовать.
  • Баня считается своеобразным местом встречи мира людей и мира духов, поэтому частенько служила для магических обрядов и гаданий.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник – будешь на том свете воду пить (интересно, а на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники.

Религиозные праздники – это те дни, которые человек должен посвятить Богу и своему общению с церковью. Такой взгляд на эти дни свойственен всем мировым религиям. Лучше всего этот день начать с молитвы, посетить храм, исповедаться или причаститься, выполнить какие-либо другие религиозные ритуалы, относящиеся к конкретному дню. Это самое правильное, что нужно делать во время церковного праздника.

Уже после того как вы посетили богослужение, можно и мыться, и делать уборку дома, и выполнять другие свои дела. Смысл запрета не в том, чтобы вообще не мыться или не убирать ничего дома в праздник, а в том, чтобы не подменять общение с Богом в эти дни ничем другим. В первую очередь религиозные дела, а уже во вторую – личные, мирские.

Тем не менее праздничные и воскресные дни – особенные, ведь не зря считается, что шесть дней нужно работать, а седьмой отдавать Богу. Поэтому лучше целиком посвящать их милосердию, заботе о ближних.


Можно ли ходить в баню в церковные праздники

Глубоко верующие люди очень ревностно относятся к соблюдению всех канонов и на протяжении всего года, в отличие от большинства из нас, они строго их придерживаются. Для них в равной степени важны все богослужения, но все же особое значение придается церковным праздникам.Многие из нас считают себя православными людьми, но, что греха таить, не так уж и часто посещают церковь. В глубине души мы понимаем, что так не правильно и следовало бы чаще ходить на богослужения, но каждый раз надуманные причины и реальные проблемы нам препятствуют в этом. И что бы хоть как то восполнить это, мы стараемся не пропустить особо важные для церкви торжества и принять участие в них.

Для многих из нас посещение бани – это возможность хорошо расслабиться, отдохнуть в компании друзей, прекрасно провести время и, в конце концов, оздоровиться. Но при этом некоторые люди думают не только о собственном отдыхе и наслаждении, но и о том, как к вопросу посещении бани относится церковь. Это касается, в первую очередь, глубоко верующих людей, в некоторой степени отношение церкви к посещению бани важно и для тех, кто не хочет нарушать канонов и совершать грехи, несмотря на то, что не считает себя уж слишком глубоко верующим человеком.

Отношение церкви к посещению бани

Издревле баня была местом приема гигиенических процедур – сродни современному душу, поэтому возможность ее посещения не отвергается церковью как таковая, ведь человек должен следить за собой и быть опрятным, однако именно баня всегда была единственным из деревенских строений, которое не освещалось.

В гостях у Банника

Издавна баня на Руси была окружена ореолом особой таинственности. Да это и не удивительно. Баня считалась одновременно и самым чистым и самым нечистым местом. Чистым потому, что здесь, в бане, очищались тело и душа, зарождалось все новое, - недаром перед началом любого важного дела или события, будь то дальняя дорога, крестины, свадьба, большой праздник, было принято хорошо попарится в баньке.

Нечистым - потому что баня была переходным, пограничным местом, межою между миром живых и миром мертвых. В бане никогда не ставили икон. Входили в нее без молитвы, а войдя, снимали нательный крест. Вообще, посещение бани считалось опасным занятием. Верили, что по ночам в гости к домовому бани - Баннику (или Баеннику) захаживает всякая лесная нечисть. Но и днем в бане следовало соблюдать осторожность. Не кричать, не шуметь, не браниться - этого Банник особенно не любит.

Частые вопросы

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли убираться (мыть пол) и мыть голову в праздники? Особенно интересует возможность стирки белья, так как семья большая. Заранее спасибо большое за ответ!

Смысл праздничного или воскресного дня в том, чтобы человек вспомнил о Боге и посвятил свое время Ему. Четвертая заповедь Закона Божия не запрещает мыться в воскресные и праздничные дни, которые должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, то есть совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию. Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела. В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

Меня с детства родители воспитывали таким образом, что стирка, уборка и все дела по дому необходимо делать в субботу, а в воскресенье - день молитв и отдыха. Сейчас же многие считают, что в субботу нельзя убираться, а в воскресенье можно и мыться и стирать, якобы так написано в Библии. Права ли я?

Уважаемая Людмила, воскресный день следует начать с посещения храмового богослужения, и по возможности освободить этот день от чрезмерного погружения в бытовые житейские заботы. Конечно, это не означает, что в воскресенье нельзя помыться, или, если порвалась юбка, в которой завтра нужно идти на работу, следует ждать 12 часов ночи понедельника, и только после этого ее зашивать. Это не значит, что нельзя прийти и помочь соседям или загрузить стиральную машину. Не обязательно оставлять в раковине гору грязной посуды до понедельника. Но нужно помнить, что главным в воскресенье для нас должно быть посещение храма.

Количество записей: 20

Здравствуйте! Правда ли, что если священник во время Богослужения разлил вино на престол Господний, его лишают сана? И что это означает?

Елена

Нет, неправда. Может последовать наказание вплоть до запрещения в служении на какое-то время (это зависит от архиерея), ведь в чаше находится не просто вино, а вино, претворившееся в Таинстве Евхаристии в Кровь Христову, - но сана не лишат.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли убираться (мыть пол) и мыть голову в праздники? Особенно интересует возможность стирки белья, так как семья большая. Заранее спасибо большое за ответ!

Арина

Смысл праздничного или воскресного дня в том, чтобы человек вспомнил о Боге и посвятил свое время Ему. У иудеев все регламентировано по поводу того, что можно, а что нельзя делать в субботу. В христианстве этого нет, так что решайте сами.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте! Какие праздники соответствуют Дню опресноков, Празднику кущей и Празднику седмиц сейчас, или они утратили смысл?

Татьяна

Праздник опресноков – это Пасха, но в христианстве Пасха – праздник Воскресения Христова. В Праздник Кущей произошло Преображение Господне, связь еще прослеживается и в традиции освящать в этот день плоды. Иудейские праздники считаются прообразами совершенного Христом, но церковные христианские праздники связаны не с Ветхим, а с Новым Заветом.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте. Меня интересует следующий вопрос: может ли быть рукоположен в сан человек, женившийся на разведенной женщине с ребенком? Спаси Господи.

Александр

Я в последнее время стараюсь соблюдать воскресенье: все бытовые дела завершаю накануне. А вот такое как: мыть голову, укладываться, и такие гигиенические процедуры, как маникюр, педикюр, а также готовка обеда - это считается нарушением? Ведь в Библии сказано - даже огня в доме не зажигать?

Татьяна

Татьяна, все это действовало во времена Ветхого Завета. В христианстве таких мелочных предписаний не существует. Почитайте Евангелие.

иерей Константин Кравцов

Доброго времени суток! Мое сообщение адресовано диакону Илие Кокину. Спасибо большое за Ваши ответы. Соответственно, у меня имеется ряд новых вопросов: 1) Чем христианство отличается от язычества в плане монотезима/политеизма, если в христианстве верующий поклоняется и Богу, и святым, при этом некоторых святых чтит значительно больше других (зависит от индивидуальных особенностей человека), а в язычестве поклоняются пантеону богов? 2) Что касается тяжелых композиций христианской тематики. Большинство из таких композиций весьма неторопливы и используют тяжесть лишь как средство выразительности в отдельные моменты. Предлагаю вам ознакомиться с песней "Белый глас" группы "Легион" и "Свет дневной иссяк" группы "Кипелов".

Артемий

Здравствуйте, Артемий. 1) Разница огромная! Во-первых, в Христианстве никогда святым не воздаются такие же почести, как Богу. Они лишь наши помощники в деле спасения. Они нам сопереживают и содействуют в добре. Хотя, порой почитание святых может приобретать какие-то нездоровые формы (особенно, когда святых начинаю почитать лишь в связи с их помощью в каких-то меркантильных вопросах), но это лишь примеры искажения традиции, а не самой традиции. Во-вторых, в языческой монистической вселенной (где боги состоят из того же "теста", что и мир), вспомните, как герою (даже если он наполовину бог) тяжело сподобиться бессмертия. А в Христианстве, которое утверждает, что между Богом и миром всегда существует "онтологическая пропасть", наоборот - каждый может стать святым и даже "богом по благодати"! 2) Послушал, почитал… да, Кипелов порадовал, хотя… уж простите мои инквизиторские приемчики, последнее слово в этой песне осталось все же за диаволом. Кроме того, а что там осталось от хард-рока? Я с большой любовью отношусь, например, к "медлякам" Scorpions и электрогитара в умелых руках может звучать очень лирично. Так что мне нравятся и "металлисты", когда они вспоминают, что у них тоже есть душа и чувства, а не одни лишь заклепки. Но все равно, что бы я тут не написал, это вопрос из области "нравится-не нравится". Лично мне ближе этно и джаз - это природная, естественная музыка, а рок - городская, искусственная.

диакон Илия Кокин

Добрый день, прошу Вас, помогите нам, мы венчанные с супругой, стараемся жить православным браком. А недавно меня как подменили, начались скандалы, ссоры, появилась страсть к другой. Причем, без моего душевного желания. При моей попытке разговора с другой, она мне сказала, что прочла какие-то заклинания, чтобы я любил ее, а супруга моя, как соперница, болела, и ее не стало. Мы ходим в храм, исповедуемся и причащаемся. Совершаем поездки по монастырям, припадаем к святым мощам, просим у Господа защиты. Но моей жене лучше становится на несколько дней, и она продолжает болеть, сохнуть. Помогите советом, пожалуйста.

Алексей

Дорогой Алексей, я думаю, что причина произошедшего с Вашей супругой - от чрезмерной мнительности. Но заочно подобные вопросы не решают. Поэтому советую Вам обратиться к своему духовнику, если же его нет, к священнику вашего прихода, хорошо лично вас знающему.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Моя тётя (она русская) замужем за пуштуном, у них двое детей. Её муж крестил детей по своему обычаю, дома, она же хочет крестить их по нашему, в русской православной церкви. Скажите, можно ли так делать?

Алина

Дорогая Алина, если Ваша тетя пожелает воспитать своих детей в Православии, то она может крестить своих детей. Но после крещения она должна будет учить детей основам православия, регулярно водить их в храм и ограждать их от всякого рода лжеучений (пуштуны, насколько известно, традиционно исповедуют ислам).

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Это было более 10 лет назад. Дружила я с одной замечательной девушкой Оксаной, очень светлый человек она. Она принесла мне свои серебряные сережки и перстенек, которые любила, и попросила продать кому-нибудь за 300 рублей. А сама Оксана ушла служить в монастырь. Я не смогла их продать (в общем, нет у меня опыта продаж), сами очень тяжело тогда жили. Прошло время. Я забыла о гарнитуре. Потом увидела его, на душе тепло стало - надела на себя. И когда он на мне был - нашу квартиру ограбили (я тогда случайно не пришла на обед, а то застала бы их в квартире). Я пошла в церковь, принесла гарнитур, но у меня его не взяли - я пожертвовала 1000 рублей на восстановление храма во имя этого долга. А муж мой говорит мне, что Оксана в память мне этот гарнитур оставила. Может, разыскать ее (мы сейчас переехали далеко, но я приложила бы усилия), но зачем я буду ее смущать в служении? Прошу Вашего совета, что мне делать. Спасибо, батюшка.

Светлана (Фотиния)

Дорогая Светлана, забота ваша должна быть, прежде всего, о своей душе, о спасении. Оставьте себе украшения на память об Оксане, а сами постарайтесь стать доброй христианкой, живя в семье. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Я встречаюсь с молодым человеком, который не может избавиться от алкогольной зависимости. Он старается, но пока не получается. Мучаюсь, понимаю, что могу жизнь себе сломать, но и оставить не могу. Очень прошу Вас, подскажите, как лучше поступить в такой ситуации? Может, стоит перебороть чувства и расстаться?

Татьяна

Дорогая Татьяна, Вы и только Вы можете принять то или иное решение. Может так получиться, что вы спасете душу человека, а можете сломать всю свою дальнейшую жизнь. Помолитесь усердно, почитайте 40 дней акафист Пресвятой Богородице перед ее иконой "Неупиваемая Чаша", исповедуйтесь, причаститесь и примите окончательное решение. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Меня очень мучает одно обстоятельство. Если я позволяла своему бывшему молодому человеку нечто большее, чем просто поцелуи (но не интимную близость), то как мне сказать про это на исповеди? Когда я вспоминаю про это, мне на душе очень неприятно, но я не знаю, как об этом рассказать священнику, всё-таки рассказывать детали с подробностями я не хочу, да и священнику это не нужно. Помогите, пожалуйста!

Марина

Дорогая Марина, скажите на исповеди, что согрешили блудом, не оправдываясь, но и не уточняя, если священник сам не спросит. Скрывать на исповеди плотские грехи нельзя, но, Вы правы, не нужно и входить в подробности, если это не требуется для духовного руководства (например, духовник должен быть в курсе подробностей, чтобы знать, как врачевать ту или иную страсть).

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к прививкам, и прививали ли Вы своих детей? У меня трое деток, двум старшим я все прививки сделала, а вот младшей тоже собиралась, пока в нашей церкви мне не дали книжечку и диск о вреде прививок. Теперь я от них напрочь отказалась, хотя прививки мы записываем в карту, но их не делаем. А недавно я выписала книжечку о святых врачевателях, которые рекомендуют прививки делать, вот я и не знаю, правильно ли я поступила, не нанесу ли я вред здоровью ребёнка, да и сделать их теперь невозможно, потому что они считаются как бы сделанными.

Наташа

Дорогая Наталья, вопрос прививок – не духовный, а медицинский, и вряд ли правильно распространять такие книги в храме. Мне не знакомы "святые врачеватели", во времена которых существовала вакцинация, кроме святителя Луки Крымского, который и сам делал прививки. Есть, насколько мне известно, проблема качества прививок и их угнетающее действие на иммунитет, но это вопрос не к священнику, а к честному врачу.

протоиерей Андрей Ефанов

Почему в нашей РПЦ священнослужители всегда тучные, ездят на иномарках последних моделей, сотовые телефоны последних марок, квартиры в новостройках, коттеджи и т. д. и т. п., где они берут на все это деньги? Где их зарабатывают, бабушкины пенсии? Когда вижу ТАКИХ, невольно рука тянется к кресту, чтобы его сорвать у себя с шеи, нет вера у меня была и будет всегда, православие. Я офицер, посвятил свою жизнь защите Отечества, готов отдать жизнь за защиту народа, почему священнослужители не идут в люди, не несут веру, ведут оседлый образ жизни, чем они проявляют свою веру, тем, что носят униформу? Нет, безусловно, есть люди от Бога, но почему основная масса позорит православие? Люди, видя все это, начинают отворачиваться - не от Бога, от принадлежности к РПЦ!

Валерий Валерьевич

Уважаемый Валерий Валерьевич, Вы – офицер, готовый отдать жизнь в защиту народа, почему же народ так плохо и бедно живет, почему об армии ходят такие разговоры, что призывников приходится разыскивать с милицией, почему процветает дедовщина? Это я пишу к тому, что внешне не всегда можно разглядеть то, что есть на самом деле. Большая часть знакомых мне священников не имеют не только иномарок, но и вообще, машин, телефоны у них далеко не дорогие, а полнота - от нерегулярного питания. Если до обеда ничего не есть (священник обязан совершать Литургию натощак, с утра перед ней не есть и не пить воды), до вечера перебиваться сухомяткой а вечером есть за обед и ужин – полнота обеспечена. В какие "люди" должен идти священник? Разве священник отказывается пойти на дом к больному, участвовать в лекции, даже в тюрьмах и армии проповедуют и служат священники. Разве этого мало?
Вы говорите, что основная масса духовенства позорит Православие. Но знакомы ли Вы с этой "массой"? Из сотен лично мне знакомых священников и десятка не наберется таких, о которых можно сказать, что они недостойны быть священниками. Хотя, согласен, "паршивая овца все стадо портит". Но Господь Сам управляет Своей Церковью, большинство действительно недостойных священников или лишены сана, или под запрещением.

протоиерей Андрей Ефанов

При очень сильных болях (на ногах язвы) я богохульствую, матерю Бога, и ангелов, и святых, помогите... Что мне делать, терпеть порою нет никаких сил. Мне срочно нужен совет, молюсь по утрам и читаю 90 псалом, не пью и не курю.

Валерий

Дорогой Валерий, Вы молитесь, значит, верите в Бога и стремитесь к нему. Зачем же своими словами уничтожать то, что созидается молитвой? Старайтесь стойко переносить боли, ведь именно в благочестивом терпении созидается спасение нашей души. Душа очищается страданиями. Старайтесь находить возможность бывать в храме или, если нет возможности по здоровью, приглашайте священника на дом для совместной молитвы и участия в таинствах: исповеди, соборования, причащения. Вы стоите на пути духовном, так не губите же сами себя!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Батюшки, мы все людишки грешные, ничтожные. Значит, мы должны себя ненавидеть, презирать? Спасибо.

Артем

Дорогой Артем, несмотря на наши недостатки, Господь любит нас. Мы совсем не должны презирать и ненавидеть себя, но, относясь так к своим недостаткам, должны уважать храм Духа Святаго, коим мы созданы изначально.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! 2 года назад я вышла замуж, венчались. Есть ребенок, 1 год. Мы не изменяем друг другу, но я сейчас не могу жить с мужем. Я постоянно ругаюсь с ним, так как чувствую себя одинокой без его поддержки. Он же считает, что это не его вина, и поэтому ему все равно, что со мной. Ребенка воспитываю практически одна. А когда прошу помочь с ребенком, то он злится, что я его отвлекаю (например, от телевизора или компьютера), и с этой злостью все же выполняет просьбу. Максимум с ребенком он может (даже в выходные) посидеть только час, не больше. Я устала от его отношения ко мне и к ребенку. Не раз подумывала о разводе, но ведь это будет грехом? Что вы мне посоветуете в такой ситуации? Нужно ли мне терпеть такое отношение?

Ольга

Дорогая Ольга, происходящее, конечно, неприятно, но никак не является поводом для развода. Постарайтесь прекратить ссоры и принять мужа таким, какой он есть. Поверьте, если он сам не захочет меняться, Вы его не заставите, развод же принесет Вам еще больше трудностей, нежели сейчас. Несите терпеливо свой крест, регулярно посещайте храм, молитесь ежедневно дома, читайте Евангелие и духовную литературу не от случая к случаю, а уделяйте ежедневно этому хотя бы полчаса, и Господь укрепит Вас.

протоиерей Андрей Ефанов

Скажите, пожалуйста, как быть, если во время молитвы мысли путаются в праздном, отвлекаются на заботы и проблемы, воспоминания. Я стараюсь каждый день и вечер вычитывать молитвы на сон грядущим и на утро. Но природная лень меня постоянно тяготит. Я буквально заставляю себя молиться, раздваиваюсь, понимая, что молитва эта необходима. Но сомнения, что такая молитва неугодна Богу, терзает меня. И не молиться не могу. И читать внимательнее не получается. Что делать?

Здравствуйте! Каждый день захожу на ваш сайт. Спасибо за него, очень много тут можно узнать и вразумиться. Значительная часть вопросов касается суеверий. Читаешь, и удивляешься, почему люди такое значение придают всяким нелепицам. А сама всегда в зеркало посмотрю, если возвращаюсь, начинаю "накручивать" себя, когда увижу плохой сон, еще что-то по мелочи. Ведь мысль материальна. Вот, мы увидели бедную черную кошку, и начинаем себе внушать, что это к несчастью, что-то обязательно должно плохое случиться, и это случается. И мы виним эту несчастную кошку во всём. Как искоренить в себе суеверие?

Юлия

Здравствуйте, Юлия.
Суе- верие говорит само за себя,- это вера всуе, напрасно, по-пустому.
Если Вы хотите бороться с суеверием - сначала сумейте себя предать воле Божией.
Просто просите у Господа милости, даже в маленьких вещах, например: "Благослови, Господи, благополучно доехать", - а доехав, благодарите Бога в молитве.
Когда Господь благословит, никакие кошки не помешают.
Главное, учитесь благодарить.
А когда Вы запомните, что за всем благим стоит Божие благословение, места в душе не останется для вер всуе, или суеверий.
Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, здравствуйте! Я вот человек некрещеный. Но хочу крещение принять, от чего освобождает крещение, от каких первородных грехов? Я хожу в Церковь часто, ну, просто свечки ставлю, молюсь! На святых таинствах еще не был ни разу! Но стараюсь не грешить, понимаю свои грехи, когда грешу стараюсь исправляться, о прощении молюсь! Как вы думаете, это правильно? Простит ли Бог? Или обязательно нужно причащаться и исповедоваться? Объясните, пожалуйста. Спасибо вам заранее!

Андроник

Дорогой Андроник, Крещение, в Вашем случае, освободит Вас от всех грехов, в которых Вы каетесь и которые тяготят вашу душу. Но, что еще важнее, крестившись, Вы сможете начать совершенно новую жизнь, жизнь во Христе. Вы правильно поступаете, стараясь жить праведно и молитвенно, крещение же поможет этот духовный путь совершать не в одиночестве, но в духовном единении со всей Церковью. Посмотрите сюжет нашего видеокурса, посвященный таинству Крещения: , и Вам станет многое понятно. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов