Какие бывают способности у ребенка? Как определить, в какой сфере у ребенка есть способности. Тест Как понять способен на что ребенок

Каждый ребенок уникален, у каждого свои задатки и способности! Мой муж, у которого ни слуха, ни голоса, часто вспоминает, как его мучили на уроках музыки. Он всегда был отличником, но петь не хотел, не умел и не мог. И вот его ставили на задние ряды, и заставляли подпевать. Уж не помню точно слов песни, которая особенно запала в его душу, в общем, про колокольный звон в Бухенвальде. И вот все пели, а те, кто хорошо петь не умел, вторили хору «Дон! Дон! Дон!».

Но родители хотели видеть в нем только отличника, и этот отвратительный для него урок он не мог пропустить или, хотя бы, не петь на нем. Его «Дон-Дон» - это очередная пятерка. Знаете, лично я не понимаю желание родителей видеть своих детей круглыми отличниками, поэтому, никогда не буду настаивать на отличной оценке. Главное, чтобы что-то было в душе и голове у ребенка, а не в дневнике или аттестате. Во-вторых, если у ребенка нет склонности к какому-либо предмету, ну зачем его насиловать? Зачем заставлять петь, если у ребенка нет музыкальных задатков? Можно просто попросить написать про какого-нибудь композитора, например.

Я всегда была гуманитарием, и математика вводила меня в ступор, и я имела всегда еле натянутую тройку. Во многих странах изначально определяют способности ребенка, и не уравнивают всех под одну гребенку. Если ты гуманитарий, то ты можешь изучать математику на более простом уровне, нежели ребенок с математическими способностями, и иметь пятерку, на своем уровне. По-моему это логично и хорошо для детей. Не знаю, изменилось ли что-то сейчас в системе российского образования, но хочу предложить родителям вот что. Попробуйте определить, к чему более склонен ваш будущий или уже состоявшийся школьник, чтобы в будущем не ругать его за плохие оценки по какому-либо предмету. Лучше развивайте в детях то, что заложено в них природой, с рождения. Лучше быть классным, ОТЛИЧНЫМ спецом в определенной области, которая близка уму и сердцу, чем пытаться быть ХОРОШИМ везде, понемногу.

Тест «Природные склонности ребенка» (старый, добрый тестик)))

Для успешных занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста необходим устойчивый интерес к тому или иному виду работы. Способность сохранять длительное время сосредоточенность.

Желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы учебу в школе и дома привести в соответствие с природными задатками ребенка.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «да», «нет», «очень нравится», «совсем не нравится».

1. Ты любишь фильмы о животных?

2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как кона устроена?

3. Ты любишь играть в школу и быть учителем?

4. Тебе нравится решать задачи?

5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?

6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках?

7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?

8. Тебе нравится играть в больницу, быть врачом?

9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь научиться)?

10. Ты любишь выдумывать разные истории?

11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?

12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать?

13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им что-либо?

14. Ты любишь разгадывать кроссворды?

15. Ты нарисовал(а) картинку, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты ее переделывать до тех пор, пока у тебя не получится, как надо?

16. Тебе интересно наблюдать за растениями?

17. Ты рассматриваешь технические журналы?

18. На улице плачет малыш. Ты постараешься пожалеть его?

20. Ты услышал(а) историю с грустным концом. Ты попробуешь переделать ее так, чтобы она хорошо закончилась?

21. Ты любишь собирать красивые камешки?

22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?

23. Твоя мама изменила прическу, надела новое платье. Заметишь ли ты это? Скажешь, что она красивая?

24. Можешь ли ты решать интересные задачи, хотя рядом играет громкая музыка?

25. Тебе нравится рисовать красками?

26. Ты любишь книги, мультики, фильмы о природе?

27. Ты нашел старый сломанный телевизор или приемник, ты посмотришь, что там внутри?

28. Замечаешь ли ты, когда твои близкие чем-то расстроены?

29. Тебе нравится решать ребусы, головоломки, шарады?

30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

Положительные ответы на каждый вопрос – 1 балл, отрицательные – 0 баллов.

Если ребенок дал 5-6 положительных ответов на вопрос какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (ЧП) – 1,6,11,16,21,26

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (ЧТ) - 2,7,12,17,22,27

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (ЧЧ) - 3,8,13,18,23,28

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (ЧЗС) - 4,9,14,19,24,29

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (ЧХО) – 5,10,15,20,25,30

На основании этого исследования стоит подбирать занятия и игры, соответствующие интересам вашего ребенка. А также учитывать особенности ребенка при обучении в школе.

ЧЧ – заинтересуется играми в школу, больницу, будет чувствовать себя комфортно в роли воспитателя, учителя, врача.

ЧХ – подойдут эмоциональные, сюжетно-ролевые игры, чтение сказок, придумывание историй, игра в театр, с переодеванием в персонажей.

ЧЗС – понравятся графические диктанты, выполнение по образцу, придумывание графических узоров, разгадывание ребусов.

ЧП – материал игры с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях.

ЧТ – необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции.

В следующей статье я хочу поговорить о детском рисунке, проективных методиках. О том, что могут рассказать нам детские рисунки и как родители могут их «читать» и лучше понимать своих детей.

Большинство родителей хочет видеть своих детей кем-то в будущем. И, прежде всего, уделяется пристальное внимание выбору пути, профессии, карьеры.

Родители часто пугают детей – вот не будешь хорошо учиться, будешь улицы мести. Само по себе желать успеха своему ребенку и счастья – это проявление заботы, внимания и ответственности.

И возникает вопрос, а какой смысл в это, вкладывают сами родители.

Есть два основных подход а. Первый путь количества – это попытка вложить как можно больше в ребенка – знаний и с лучшими репетиторами, водить во все подходящие, на ваш взгляд, кружки.

Второй подход качества – вдумчивый подход и проявление внимания, к чему у ребенка склонности, какие особенности характера и соответственно разумный выбор.

Помните сюжет из замечательной книги Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Главному герою было уготовано идти по стопам отца, размеренная и спокойная жизнь. А его душа жаждала моря и приключений. Он не выдержал, что все уже решено за него и сбежал на корабле из родной Англии.

Жизнь за морем позволила заработать на плантации. Он собирался вернуться домой и показать, что он сумел добиться успеха своим силами, идя своим путем.

Однако судьба приготовила ему еще испытание. В длительном одиночестве освоить многие навыки, выжить. И путем ежедневного размышления понять суть жизни, призвания, отношения к близким людям, разобраться с порывами своей души и отношению к Создателю.

Это слишком дорогая цена, и можно не доводить своего ребенка до состояния – бежать подальше.

Если за ребенка решили, кем и каким он должен быть (а часто тем, кем не стали в свое время мама или папа), то рано или поздно произойдет сбой.

Чем сильнее будет давление со стороны близких, тем быстрее подросток отвергнет попытки его заставлять или начнет все делать наоборот.

Если родители постоянно сравнивают своих детей с окружающими и часто не в пользу своих. Или ориентируются на моду, престиж, более успешных в материальном плане, знакомых, то провал и разочарование, обеспечены.

Как избежать такого отрицательного сценария? От родителей требуется не только заботиться, что покушать и одеть малышу. Надо проявлять внимание к чему тянется ребенок, на что откликается. Не зря говорят, что со стороны виднее.

Сделать это не так трудно. Надо присмотреться и проанализировать, что и как любят делать наши дети. Проявиться способности могут в разном возрасте, реже до 7 лет, чаще после начальной школы.

Итак, тест — прогноз, как распознать талант у вашего ребенка .

Задатки журналиста, писателя проявляются, когда ребенок:

  • Много и увлеченно читает художественные книги, литературные журналы;
  • любит сочинять и фантазировать истории;
  • ведет личный дневник, любит записывать рассказы и стихи;
  • старается использовать в своей речи художественные обороты;
  • легко делится с окружающими своими впечатлениями.

заметны, если ребенок:

  • замечает вокруг себя необычное и прекрасное;
  • создает сам что-то интересное дома;
  • любит рассматривать картины, репродукции, произведения искусства;
  • посещает музеи и художественные выставки;
  • пытается выражать свои чувства с помощью лепки или рисунка.

, сопутствуют тому, кто:

  • легко запоминает мелодию и ритм, может их воспроизвести;
  • любит слушать музыку;
  • с большим желанием осваивает игру на музыкальном инструменте;
  • любит петь;
  • пробует силы в сочинении своей музыки;
  • с радостью посещает концерты и музыкальные спектакли;
  • коллекционирует музыкальные записи;
  • интересуется новостями в музыкальном мире.

Будущего спортсмена можно определить в том, кто:

  • без напоминаний регулярно тренируется;
  • имеет хорошую координацию движений;
  • хорошо владеет своим телом и развивает мускулатуру;
  • принимает активное участие в спортивных состязаниях;
  • всегда настроен на победу;
  • не боится трудностей, вынослив на тренировках;
  • дисциплинирован и придерживается распорядка дня;
  • не пропускает тренировки в спортклубе;
  • имеет образ спортсмена, которому старается подражать;
  • легко управляется с велосипедом, самокатом, роликами, лыжами, коньками.

Способности к научной деятельности у того, кто:

  • логично и последовательно излагает свои мысли;
  • ищет разумное объяснение проблемам и явлениям;
  • любознателен и интересуется деталями процессов, происходящих вокруг;
  • увлеченно ставит опыты и хочет на практике понять суть результата;
  • в случае неудачи, не бросает занятие, а ищет причину и продолжает поиск и опыты;
  • готов штудировать энциклопедии;
  • использует интернет не для игр, а поиска нужной информации;
  • предпочитает смотреть научно-популярные фильмы и издания;
  • следит за новыми разработками ученых;
  • делает выводы и дает заключения на основе открывшихся фактов;
  • дотошно фиксирует все шаги своих поисков и анализирует промахи;
  • предпочитает сидеть дома с книгой, чем гулять на улице.

Будущего технаря можно узнать в том, кто:

  • постоянно что-то собирает и разбирает; паяет, пилит, сверлит;
  • любит собирать модели самолетов, кораблей, танков;
  • ломает голову и радуется, когда находит причину поломки;
  • превратил комнату в мастерскую, а из ненужного «хлама» создает полезные вещицы;
  • не боится испачкаться в процессе работы;
  • из книг, предпочитает технические и научно — популярные;
  • интересуется техническими новинками;
  • общается с единомышленниками.

На незаурядные способности претендует тот, кто:

  • проходит школьный курс с легкостью и быстрее сверстников;
  • эрудирован, знает больше других и знает, как применять свои познания на практике;
  • интуитивно распознает причины поступков окружающих;
  • имеет отличную память и аналитический склад ума;
  • грамотно формулирует и ставит вопросы;
  • умеет анализировать факты и делать четкие выводы;
  • всегда знает, чего хочет и пути, как этого добиться;
  • «зависает» в библиотеках; интересуется многими темами, т.к. хочет понять общую картину мира;
  • интернет использует, как базу информации, а соцсети игнорирует, считая пустой тратой времени;
  • предпочитает мобильник смартфону, т.к. считает, что для звонков этого достаточно, а в интернет можно зайти и дома, где нет посторонних рядом;
  • умеет из моря информации быстро улавливать суть;
  • иногда долго принимает решение, но если принял, то не отступает и идет последовательно к цели.

Осталось присмотреться к нашим детям повнимательнее, чтобы разобраться, кем они могут стать в жизни.

Какие бывают способности ученика

Какие вообще бывают способности?

Нашла эту таблицу детских способностей у себя в папках, может быть кому то будет интересно определить какими способностями обладает ваш ребенок.
какие вообще бывают способности?
Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности:
1. Сфера деятельности ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ:
Характеристика ребенка:
. наблюдателен;
. разносторонне любознателен;
. имеет исключительную память;
. охотно и легко учится;
. знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
. умеет хорошо излагать свои мысли.

2. Сфера деятельности АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ:
Характеристика ребенка:
ЧТЕНИЕ:
. часто выбирает своим занятием чтение;
. использует богатый словарный запас;
. подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
. способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
. демонстрирует умение читать.
МАТЕМАТИКА:
. проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
. проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
. демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
. с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
. разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ:
. внимателен к предметам и явлениям;
. проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
. часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
. проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам.
________________________________________
3. Сфера деятельности ТВОРЧЕСКОГО ИЛИ ПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ:
Характеристика ребенка:
. чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
. демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
. часто делает все по-своему (независим);
. изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
. способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
________________________________________
4. Сфера деятельности ОБЩЕНИЯ И ЛИДЕРСТВА:
Характеристика ребенка:
. легко приспосабливается к новым ситуациям;
. другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
. в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
. имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
. с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
. другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
________________________________________
5. Сфера деятельности ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Характеристика ребенка:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:
. проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
. проводит много времени за рисованием или лепкой;
. демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
. осознанно строит композицию картин или рисунков
. его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
МУЗЫКА:
. проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
. чутко реагирует на характер и настроение музыки;
. легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
. с удовольствием подпевает.
________________________________________
6. Сфера деятельности ДВИГАТЕЛЬНАЯ:
Характеристика ребенка:
. проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
. любит движение (бег, прыжки, лазание);
. обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
. прекрасно удерживает равновесие;
. для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
________________________________________

Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.

«Меня всегда до глубины души поражало, насколько слепы родители, когда дело касается мечты их ребенка. Они ее не понимают. Причем не понимают искренне.»

Алессандро Барикко

Все мамы и папы стремятся как можно раньше рассмотреть способности ребенке и заняться их развитием. Попробуйте наиболее эффективные методы, которые помогут сформировать и развить потенциал, заложенный в каждой крохе.

Фото © Schools of Thought

Нет ничего удивительного в том, что каждый родитель считает своего ребенка особенным, одаренным и неповторимым, ведь абсолютно в каждом малыше от природы заложены определенные задатки. Цель родителей - увидеть таланты своего чада и развить их. Чем раньше ребенок начнет развиваться в заданном направлении, тем больший успех его ожидает в будущем.

Способности, которые формируются еще с детства, в дальнейшем помогают человеку реализовать свой потенциал, адаптироваться к различным условиям жизни и найти свое место под солнцем. Практически все способности закладываются в детском возрасте, потому родителям важно знать, как правильно их выявить и впоследствии развивать.

Определяем способности ребенка

Наблюдайте

Очень внимательно всегда и везде наблюдайте, к чему ребенок проявляет больший интерес. Регулярно занимайтесь рисованием, музыкой, танцами, лепкой и т. д. Экспериментируйте. Запишите ребенка в различные кружки, и если ему будет что-либо неинтересно, он сам об этом скажет.

Обращайтесь к специалистам

Если малыш не проявляет интереса ни к чему и без энтузиазма выполняет все ваши предписания, обратитесь к детскому психологу. Опытный специалист поможет точно определить, в каком направлении двигаться и как именно заниматься развитием малыша.

Важно!

Не сидите сложа руки. Чтобы своевременно определить способности ребенка и начать их развивать, необходимо настойчиво и целенаправленно двигаться к желаемому.

Ошибки родителей

В стремлении сделать из своего чада выдающуюся, исключительную личность, родители зачастую совершают ряд ошибок. Вот самые распространенные из них:

  • Навязывание своих нереализованных желаний. Другими словами, родители часто видят в своих детях себя и навязывают им свои увлечения, которые им в детстве были интересны. Этого делать не нужно, поскольку у каждого ребенка существуют свои способности, и совсем не страшно, если они будут отличаться от способностей и увлечений папы и мамы.
  • Не критикуйте. Дети очень ранимы, и каждая критика воспринимается очень болезненно. Если у ребенка что-то и не получается, то под держите его, под бодрите добрым словом и дайте полезный совет.

Успех развития способностей подрастающего поколения во многом зависит от участия близких людей, от их поддержки. И если никак не заниматься формированием тех задатков, что даны ребенку от природы, они так и так и останутся нераскрытыми.

Всесторонне развитый ребенок - это заслуга прежде всего родителей: ведь именно они окружили свое чадо вниманием, заботой и создали благоприятные условия для его самореализации.

Источник журнал «Растем вместе»

  • Разделы сайта