Когда и как научить ребенка убирать за собой игрушки? Детские капризы. «Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?» консультация на тему Если ребенок не убирает за собой игрушки

Почти в каждой семьи , где есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убирать за собой игрушки. Вот самая распространенная картина, которая знакома многим современным родителям: "Родители сидят и смотрят телевизор, малыш играет со своими игрушками. При этом сосредоточенность ребенка на какой-либо одной игре или игрушке меняется через каждые 5 минут.

Переключая внимание на другую игру, малыш просто оставляет игрушку и достает другую. Уже через час, разбросанные по дому , создают впечатление, что по комнате прошелся настоящий ураган. Родителям приятно смотреть, как малыш играет самостоятельно, но только до той самой минуты, пока они не просят его убрать за собой игрушки. Малыш никак не реагирует на просьбы родителей и наотрез отказывается подчиняться". Самой распространенной ошибкой родителей в такой ситуации становиться то, что они насильно заставляют ребенка убирать игрушки, прибегая к угрозам и наказанию. Этого делать нельзя ни в коем случае.

Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка ответственным и трудолюбивым человеком. Ребенок окликается на просьбы родителей помочь, начиная с годовалого возраста. Он может принести что-то, положить грязные вещи в стиральную машину, достать книжку или игрушку. С этого же возраста и надо начинать его учить осваивать главное правило поведения: поиграл - убери за собой сам. Если вы попросите ребенка, которому исполнился только 1 год, убрать за собой игрушки, вряд ли он начнет бунтовать и капризничать. А вот дети возраста 2-3 лет уже начинают проявлять свой характер и испытывают родителей на прочность. Им интересно знать, как поведет себя мама или папа, если он откажется подчиняться.

В любом возрасте не надо начинать воевать с ребенком или самому убирать игрушки за ним. Если даже вам не удалось заставить ребенка выполнить вашу просьбу, никогда не собирайте его игрушки сразу же сами, подождите, когда ребенок обратится к вам с какой-нибудь просьбой. Например, если он попросит вас посмотреть вместе книгу, доброжелательно и твердо ответьте ему, что вы будете делать то, что он просит только после того, как он уберет свои игрушки на место. С маленьких лет ребенок должен понимать, что нельзя начинать второе дело, оставив незаконченным первое. Он должен знать, что родители будут ему читать книжку, рисовать и играть вместе только тогда, когда он будет соблюдать правила, которые должны придерживаться все члены семьи.

Бесполезно требовать от ребенка соблюдения порядка и чистоты, если сами родители не считают, что аккуратность и регулярная уборка в доме необходимы. Если на полу постоянно валяются горы разбросанных игрушек и вещей, которые не убирает никто в течение недели, то требовать ребенка убрать их, бессмысленно и глупо. Он просто не справиться с такой задачей без помощи родителей и будет испытывать каждый раз страх от вида самих игрушек.

С того самого возраста , когда ребенок начинает играть с игрушками, родители должны показать ему пример бережного отношения к . Помогите ребенку освоить простые действия в обращении игрушками. Если купили новую игрушку, покажите ему, как надо с ним играть и куда ее надо убрать после того, когда игра окончена. Не надо стараться держать все игрушки у ребенка на виду, оставьте только те, которые ему наиболее интересны и соответствуют его возрасту. Остальные уберите в укромное место и доставайте только по мере необходимости. Когда разбросано много игрушек, ваша просьба убрать их, кажется ребенку невыполнимой. В этом случае без помощи мамы ему не обойтись.


Предложите малышу собрать игрушки вместе и разделите процесс уборки на простые действия: "Мама соберет кубики в коробку, а ты убери вот эту машинку в гараж. Молодец! Вот какой помощник у меня растет! А теперь положи мячик в коробку, а я соберу пирамиду". Таким образом, сортируя игрушки по видам, вы приучите малыша не только их убирать, но и научите его определять место для каждой игрушки. Он должен знать, что книги надо положить туда, где лежат книжки, машинки к машинкам, куклы к куклам и так далее. Если же сама мама раздраженно кидает все игрушки в одну большую коробку, вместо того, чтобы терпеливо их собирать вместе с ребенком, и каждый раз небрежно вытряхивает эту коробку, чтобы достать нужную игрушку, то и требовать у ребенка обращаться аккуратно с игрушками не стоит. Он будет вести себя так же, как мама. Разбрасывать их и кидать, чтобы они быстрее сломались.

Если ребенок поиграл с игрушкой и захотел взять следующую, сразу же попросите его сначала убрать на свое место ту игрушку, с которой он поиграл. Маленькие дети могут не понять просьбу мамы, помогите ему и скажите: "Вот сейчас мы с тобой уберем эту машинку на место, ты ведь больше не хочешь с ним играть. Пусть она пока спит в гараже, а мы с тобой возьмем пирамидку". Если ребенок откажется убрать какую-то игрушку, незаметно спрячьте ее.

Спустя некоторое время спросите его, где эта игрушка. Пусть малыш ищет, а когда он не найдет ее, расскажите ему сказку о том, как игрушка долго лежала на полу, потом пошла искать свое место, не нашла его и ее взял к себе жить другой хозяин. Этот хозяин оказался очень аккуратным и добрым, он играет с игрушкой очень бережно и каждый раз убирает его на место. Перед тем как вернуть игрушку, предупредите ребенка, что если он после игры не уберет ее на место, она опять исчезнет. Так шаг за шагом воспитывайте у ребенка чувство ответственности и аккуратность.

При условии терпеливого и кропотливого труда с вашей стороны к 3 годам ваш малыш будет сам убирать свои игрушки и книжки на место. Конечно, приучить ребенка к порядку за один день и даже за месяц никому не удастся. В первое время неизбежны капризы, слезы и действия, направленные вам назло. Злиться и раздражаться из-за этого не следует. Старайтесь не заострять внимание на капризах ребенка и не убирайте игрушки сами. Помогайте ему, но при этом дайте ребенку возможность четко понять, что убирает игрушки он, а вы ему только помогаете.

9

Счастливый ребенок 21.11.2016

Дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорим о такой актуальной для многих теме, как научить ребенка убирать за собой игрушки. В каком возрасте можно ожидать от малыша самостоятельного складывания своего «инвентаря»? Что надо делать, чтобы приучить его убирать игрушки самому или вместе с мамой? Какие существуют секреты в данном вопросе? И как наконец-то перестать спотыкаться о бесчисленное количество зайчиков, мишек и деталей от конструкторов? Да с тем расчетом, чтобы уборка стала не разовой акцией, а постоянным ритуалом? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.

Своими мыслями о способах приучения ребенка к самостоятельной уборке игрушек будет делиться ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Начать свою статью мне хотелось бы не с самого процесса организации игрушек в детской комнате и в квартире вообще – к этому мы обязательно придем позже. Но с небольшой предыстории. Давайте поговорим об игрушках. Правильно ли мы делаем, заваливая ребенка очередными конструкторами, куклами и мишками? Сколько игрушек необходимо малышу, чтобы он чувствовал себя комфортно и мог их не просто самостоятельно прятать, но хотя бы запоминать? Мне кажется, «ноги» нашего вопроса о том, как научить ребенка убирать игрушки растут именно отсюда.

Игрушки раньше и сейчас

Вспоминаю разговоры со своей бабушкой. Она была ребенком во времена голодовки и войны. Не самый простой период, признаться. Да и жили они в небольшом селе, просто и незажиточно. Естественно, о каких-то игрушках для детей говорить было нечего, промышленных кукол и плюшевых зайцев попросту не было. Но зато родители делали детишкам куколки из подручных средств – старых кусочков ткани, сена, камышей, соломы. Перевязывали нитками, рисовали лица угольком. И это были такие ценные игрушки! Бабуля до последнего с теплом вспоминала свои куклы… Естественно, их было не триста сорок восемь. И на полу они не валялись. В отличие от того, что мы наблюдаем сейчас.

У меня нет цели идеализировать старое время. В нем тоже было много как плюсов, так и минусов. И детей тогда воспитывали совсем иначе. Мало было, особенно в деревнях, детоцентрированных семей. В основном, дети с определенного возраста были предоставлены сами себе. Но их было много, и им было весело и дружно. Да и некогда скучать особо, за сельским-то трудом, — с самого раннего детства и девочки, и мальчики были помощниками по хозяйству и в поле. Вот и все развивающие кружки.

Что мы предлагаем своим детям?

Сейчас мы уже не понаслышке знакомы с детской психологией. Мы искренне переживаем, чтобы, не дай Бог, не нанести малышу травму своим воспитанием. Мы стремимся развивать карапузов с пеленок. И современная индустрия не могла не отреагировать на повышенный спрос.

Ежедневно в мире производятся тысячи и тысячи игрушек! Плюшевых, пластмассовых, резиновых, на любой вкус и цвет. Конструкторы, куклы, игрушки-миниатюры больших вещей из «взрослого» мира – все это давно не редкость, и можно купить в любом детском магазине за углом. И нет смысла представлять, что бревнышко – это паровоз, а палочки – пассажиры, как делали наши прадеды. Все есть в продаже, и все очень реалистично выглядит. Второй вопрос, что и фантазируют сейчас детки значительно реже. А зачем, если все уже придумано за них?

Как преданные и любящие родители, мы стремимся дать малышу лучшее. Вот и несем в дом сорок пятую машинку или сто тринадцатую куклу. Кажется, такой дома еще нет. Вот дочка обрадуется!

И это не хорошо и не плохо. Просто так намного удобнее. Давайте по-честному: вручили ребенку игрушку, и, пока он разбирается, можно заняться своими делами. Обычная сделка, правда? И со временем ребенок тоже играет в нее «по-взрослому», настойчиво требуя все новых и новых игрушек, устраивая истерики в магазинах. И через пять минут забрасывая «новинку» под стол или диван. Надоела. Эмоции получены, что с нее еще возьмешь?

Сколько игрушек необходимо ребенку?

Увы, точно ответить на этот вопрос не может никто – ни педиатры, ни психологи, ни даже опытные мамы. Некоторые психологи склоняются к мысли, что количество игрушек, с которыми играет малыш, должно соответствовать его возрасту в годах, плюс один. То есть, двухлетнему малышу достаточно трех качественных и безопасных игрушек. Не будем спорить с таким утверждением. Оно имеет под собой определенную почву. Но ведь нам с вами сложно представить трехлетку, у которого в комнате всего одна машинка, один пупс, один мячик и один конструктор. Это кажется уж слишком спартанским условием.

Но и покупать игрушки одного вида в огромном количестве тоже нет никакой необходимости. И многие специалисты все же приходят к мнению, что для полноценного развития необходимы игрушки:

  • разного вида и предназначения;
  • безопасные в использовании;
  • обязательно – соответствующие возрасту ребенка и уровню его физического и психического развития.

Как говорит известный доктор Комаровский, игрушки на вырост покупать нельзя. Это не имеет никакого смысла. Во-первых, крохе будет не интересна такая забава, он в ней попросту не сможет разобраться и научиться правильно играть. Во-вторых, до того момента, когда игрушка будет уже «по возрасту», она просто не доживет. Ее разломают гораздо раньше. А деньги уже будут выброшены на ветер.

Интересные исследования приводит журнал «Esquire». По статистике, в шведской семье у каждого ребенка имеется не меньше, чем 600 игрушек! Как вам такие цифры? Если честно, меня они немного пугают. Ведь для хранения всего этого добра нужен не один десяток квадратных метров площади. Но и мы не слишком далеко ушли от европейцев в своем стремлении угодить драгоценным чадам. Посчитайте, пожалуйста, хоть приблизительно, а сколько игрушек у вашего малыша? И все ли они нужны ему для игры?

Предлагаем вашему вниманию очень полезное и важное видео доктора Комаровского «Ребенок и игрушки — Школа доктора Комаровского»

Соответственно, при выборе игрушек ребенку мы должны руководствоваться здравым смыслом. Не нужно захламлять детскую комнату так, чтобы невозможно было пройти! Организовать тысячу игрушек в стройную систему, да еще и научить малыша каждый раз наводить в ней порядок, очень сложно, если не сказать – невозможно.

Теперь перейдем непосредственно к практическим вопросам – как же правильно хранить игрушки и как можно научить ребенка их убирать самостоятельно?

Пространство для хранения игрушек

Очень важно изначально правильно организовать пространство для хранения игрушек. Чтобы ребенок мог и, главное, захотел убирать за собой мишек и зайчиков, необходимо обеспечить ему удобство и безопасность в этом процессе. Не стоит хранить игрушки в выдвижных ящиках комодов, особенно на высоте. Такой подход чреват травмами, и, увы, таких случаев немало. По мнению многих специалистов, самый удобный вариант – большая емкость, которую можно время от времени чистить и мыть. Например, большой пластиковый ящик без острых углов и отрывающихся деталей. Сейчас в магазинах большой выбор такого рода контейнеров, на любой вкус и размер. Специально для детских комнат.

Также неплохой вариант – тканевые емкости, которые можно в случае необходимости постирать. И складывать в них игрушки тоже удобно.

Количество игрушек для детей

Контролируйте количество игрушек. Тридцать штук убрать гораздо проще и не так утомительно, чем сто пятьдесят. Поэтому вовремя перебирайте «запасы» ребенка, убирая ненужное, а тем более, сломанное, нерабочее и некомплектное. Оно не стоит того, чтобы хранится среди милых малышу игрушек.

Предлагаю посмотреть еще одно полезное видео для вас – «Сколько игрушек нужно ребёнку? Организация пространства детской комнаты»

Будьте последовательны!

Соблюдайте последовательность. Если вы уже решили приучать кроху к порядку, повторяйте данное правило ежедневно. А не так, что сегодня заставили убрать, и даже, может, вызвали интерес малыша к данному процессу. А завтра и еще неделю подряд убираете сами, когда ребенок уже спит. Так никакая привычка не сформируется. Как и желание убирать за собой. Наоборот, малыш искренне удивится, когда вы вдруг, месяц спустя, снова вынудите его убирать за собой игрушки. Еще и укоряя, что он якобы это умеет, но почему-то не делает. Нет запроса, нет навыка – зачем утруждаться?

Личный пример

Обязательно подавайте личный пример. Наверное, это всем понятно, что родители не очень аккуратные в быту, вряд ли привьют детям любовь к порядку. Если папины носки валяются по всей квартире, а мамина косметика разбросана на всех столиках, малыш не станет убирать игрушки. И не потому, что он плохой и непослушный. Просто нет перед глазами примера людей, которые убирают.

Поэтому на начальном этапе приучения ребенка к уборке делайте это сами, показывайте, объясняйте, комментируйте свои действия. Чтобы кроха видел процесс. Затем приучайте убираться вместе. И лишь потом понемногу передавайте инициативу непосредственно ребенку.

Не ждем моментальных результатов

Не ждите моментальных успехов. Навык и привычка не приходят за две минуты. И даже за пару-тройку повторений. Для их закрепления необходимо время, и чем меньше ребенок, тем больше времени уйдет на приобретение привычки. Не стоит думать, что если кроха один раз с увлечением убрал игрушки в ящик, он будет это делать ежедневно и с огромным энтузиазмом. Еще придется потрудиться.

Найти подходящий период

Не начинайте обучение в непростые для ребенка периоды. К примеру, когда он плохо себя чувствует, голоден или хочет спать. Когда он только проходит процесс адаптации в садике или у него родилась младшая сестренка или братик. Малышу сейчас и так непросто, а тут мы еще со своими принуждениями. Так мы закрепим просто негативный «якорь», связанный с уборкой. И он будет это делать только «из-под палки».

Надо ли заставлять убирать ребенка игрушки?

Не надо заставлять ребенка убирать! Почему-то многие родители считают, что, если они физически сильнее и старше, они могут просто диктовать ребенку, что делать. Мол, они знают лучше. Приговаривая: «Это для твоего же блага, вырастешь, еще спасибо скажешь!». Но взрослая жизнь наступит нескоро, а пока что заработать неприязнь и натянутые отношения между родителями и ребенком совсем легко. Не попадайтесь на этот крючок!

Нужны ли подарки и поощрения?

Избегайте поощрений и подарков за уборку игрушек ребенком. Есть мамы и папы, которые с готовностью обещают малышу конфетку или новую машинку, если он уберет за собой. Первые разы такой подход точно сработает. Но вот потом будут проблемы. Ребенок привыкнет, и без «подкрепления» ваши просьбы выполнять не будет. А зачем?

Учитываем возраст

Учитывайте возраст ребенка. Не стоит требовать слишком многого от дошкольника. Вряд ли он сможет в точности убирать и раскладывать игрушки по шкафчикам и полочкам, как бы вам этого не хотелось. А вот с контейнерами он вполне справится и сам. Детей же постарше можно и нужно учить сортировать игрушки, раскладывать их по местам в зависимости от категории.

Превращаем все в забавную игру

Не стоит ждать, что ребенок начнет сам начнет убирать игрушки без напоминания мамы. Тем более — в одиночестве. Вам придется напоминать ему об уборке, и здорово, если вы сумеете весь этот процесс превратить в забавную игру. А еще лучше – в веселый ежедневный ритуал. Все в ваших руках!

Ваша главная задача – постепенно научить ребенка убирать за собой игрушки, приучить его к порядку и чистоте, чтобы у каждой вещи должно быть свое место, где она может отдохнуть. Да, будьте терпеливы, но не позволяйте ребенку устанавливать свои правила.

Я искренне уверена, что у любящих родителей все это непременно получится! Счастливого вам родительства, а вашим детям радостного детства!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир ,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Анну за советы, будем рады услышать ваши комментарии. Поделитесь своим опытом, как вы детей приучаете убирать за собой игрушки.

И для души мы с вами послушаем Л. Делиб. Кукла . Исполняет Виктория Кобычева из Владивостока. Очень сложное вокальное произведение. Когда-то ездила на конкурс с одной девочкой, она исполняла это произведение. Послушайте все сами.

Смотрите также

Раиса Баландина
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?»

Консультация для родителей :

«ЧТО ДЕЛАТЬ , ЕСЛИ РЕБЕНОК

НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ

Многие родители не хотят мириться с положением, когда дети, поиграв с игрушками , отказываются затем убирать их . Если Вы постоянно убираете игрушки после детских игр сами, Ваш ребенок будет все время ожидать от Вас этой помощи.

Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать , то, как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки , то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры. Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки , обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете , куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка , скорее всего, не появится привычки убирать игрушки , если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи : одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание…

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру . Можно предложить ребенку поменяться ролями . Пусть он будет мамой, а вы – дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек , следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы) .

Не оставляете мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер , если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка . Если же уборка превращается в прощание с игрушками , в укладывание их спать и становиться необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете , что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки . Пусть ребенок знает , что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать , что это – правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум : уберешь игрушки – буду тебе читать , не уберешь – не буду, то малыш, скорее всего, сделает вывод о том , что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать» .

Ниже приводятся несколько советов, как помочь ребенку справиться с данным заданием :

1. Правильно формулируйте задания. Не ограничивайтесь просто требованием "Убери". Ребенку трудно сориентироваться в огромной куче игрушек , и он не знает с чего начать. Попытайтесь дать более точные инструкции : "Сначала убери машинки, а затем принимайся за книжки". Разбив задание на небольшие этапы, Вы поможете ребенку понять , что уборка это не бесконечный процесс, и он вполне сможет с ней справиться.

2. Объясните, почему уборка игрушек необходима . Для Вас, конечно, цель уборки очевидна, но для Вашего ребенка она означает только , что развлечения придется отложить ради нудного дела .

3. Организуйте пространство удобным для ребенка образом . Разместите на корзинах и ящиках для игрушек картинки , которые помогут малышу запомнить, какие контейнеры предназначены для каких игрушек .

4. Добавьте громкость. Поставьте музыку, когда ребенок занимается уборкой . Так уборка пойдет веселее, а энергичная мелодия создаст ребенку необходимый настрой .

5. Пусть уборка превратится в игру . Поставьте кухонный таймер на 10 минут и предложите ребенку задачу "уложиться за это время". Или устройте соревнование "Кто быстрее": "Я собираю одежду для куклы, а ты - пазлы, победителем будет тот, кто закончит первым!"

6. Не переделывайте сами. Когда ребенок , наконец, убрал комнату, не переделывайте то, что, по Вашему мнению, сделано не идеально . Неровно застелена кровать? Не нужно поправлять покрывало. Неправильно расставлена мебель в кукольном домике? Не обращайте на это внимания. Когда работа сделана , просто оставьте все как есть. Четырехлетка не в состоянии убрать так же хорошо, как и взрослый.

7. Поощрите за хорошо сделанную работу . Разместите на кухне или на другом видном месте в доме график уборки. Когда Ваш дошколенок справится с задачей, пусть он пометит цветным стикером соответствующий квадратик в графике.

Чего никогда не надо делать ?

Если вы , действительно, хотите понять, как научить убирать ребенка игрушки за собой , то вам придется придерживаться определенных правил и никогда не допускать следующих ошибок :

Не стоит заставлять ребенка убирать игрушки насильно

Не надо кричать на ребенка

Не надо давать обещаний обязательно поощрить за это ребенка . Иначе малыш быстро поймет это и будет ждать : «А что мне за это будет?» . Тогда вместо положительного навыка аккуратности, вы, невольно, привьете ему навык вымогательства.

Никогда не следует убирать игрушки самому родителю .

Наберитесь терпения, никогда не ждите быстрого результата, а весело и задорно в игровой форме ежедневно вместе с ребенком постигайте эту науку и, у вас обязательно вырастут аккуратные и послушные дети, а вашем доме будут царить любовь, уважение и желание всегда порадовать друг друга.

Публикации по теме:

Консультация «Что делать, если ребенок кусается?» Что делать если ребенок кусается? Это нормально? Большинство детей в возрасте до 3-х лет могут укусить кого-то хоть раз. Если кусание продолжается.

Консультация «Если ребенок не может постоять за себя» Мы все понимаем, что агрессия порождает агрессию. Поэтому, взрослые должны помочь ребенку найти конструктивные пути взаимодействия, способы.

Консультация для родителей «Если ваш ребенок еще не читает» (продолжение) ДВА ГЛАСНЫХ ЗВУКА ЛЕГКО произнести. Посмотрите, как это делает малыш. Наверное, он потерялся и зовем маму. Похоже, он зовет ее так: А-О.

Ликбез для родителей. Если ваш ребенок еще не читает (сказочное отступление) О трёх волшебных замках. (сказочное отступление) Жили были в волшебной стране печальные звуки. Почему печальные? Они были так обижены,.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 91»

Консультация для родителей по теме:

Составила: воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с№91»

Сарбаева Л.И.,

2014 г.

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?

Рано или поздно все родители начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и игрушек растет, а малыш словно не замечает создаваемого им беспорядка. Что же делать? Как у маленького человечка выработать привычку убирать за собой?

Подавайте личный пример

Как бы вы ни старались словами объяснить малышу, что он должен поддерживать в детской порядок, добиться этого будет непросто, если вы сами не всегда делаете то, что от него требуете.
Как и в любом другом навыке, который вы хотите привить ребенку, самым главным будет личный пример, который вы ему подаете. Посмотрите, а всегда ли вы сами убираете на место свои вещи? Если вы бросаете одежду на стулья, не всегда сразу моете за собой посуду, а книжку оставляете в кресле, то не стоит удивляться, что и ребенок бросает свою одежду где попало, а игрушки у него весь день разбросаны по полу.
Так что, прежде чем требовать от малыша любви к порядку, начните с себя. Придя домой, аккуратно развесьте одежду на вешалки и уберите в шкаф, после еды сразу же мойте за собой тарелки, зубную щетку убирайте в шкафчик, а не оставляйте на раковине, книги и журналы после чтения аккуратно ставьте на полку.
Видя каждый день пример для подражания, ребенок с самого раннего возраста будет усваивать такую модель поведения, в которой соблюдение порядка является делом вполне естественным.

Когда начинать приучать к порядку?

Нередко можно видеть такую картину. Малыш, пытаясь подражать взрослым, берет лейку, чтобы полить цветы или несет чашку в мойку, чтобы ее помыть. Но взрослые, опасаясь, что он прольет воду из лейки на мебель или подоконник, уронит и разобьет чашку, тут же отбирают их у него, считая, что это дело не для малышей. Со временем у малыша пропадает желание проявлять инициативу, и он оставляет все дела вам. Стоит ли после этого удивляться, что впоследствии он предоставит вам «почетное право» убирать за ним.
Чтобы этого не случилось, старайтесь с раннего детства поддерживать его желание вам помочь, быть похожим на вас, делать то, что делают взрослые. Пусть он расплескает воду, поливая цветы, или уронит тарелку в мойку, но зато у него будет вырабатываться привычка к заведенному в доме порядку, которая станет залогом аккуратности в будущем.

У всех вещей должно быть свое место

Если вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой, то в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы у всех вещей в доме было свое место. Малыш должен твердо знать, что в этом шкафу хранится одежда родителей, на этой полке стоят папины книги, на той – лежат мамины журналы, в этом ящичке лежат фотоальбомы, а в том – инструменты. Такие же места должны быть и у детских вещей. Выберите, где вы будете хранить мягкие игрушки, где будут лежать кубики, пластилин, альбомы и краски для рисования, солдатики, куклы и игрушечная посуда. Определите, в каком шкафчике, на каких полках и вешалках разместится детская одежда. Ведь чтобы убирать за собой вещи и игрушки, ребенку нужно знать, куда их убирать.
Можно сделать красивые наклейки с картинками на каждую коробку или шкафчик, с изображением того, что находится внутри. Так будет гораздо проще запомнить, что и куда нужно класть.

Будьте настойчивы

Чтобы приучить малыша к порядку, не стоит идти на поводу у детских капризов. Возьмите за правило - убирать за собой нужно всегда! Нередко дети, пытаясь определить грань дозволенного, начинают испытывать родительское терпенье, чтобы узнать, что будет в том или другом случае непослушанья. Трудно устоять, видя хныкающего и изображающего усталость ребенка, и не убрать игрушки самому вместо него. Но это отнюдь не лучший вариант. Если ребенок капризничает и упирается, не кричите и не ругайте его, а попробуйте ему помочь с уборкой. Малыш должен понимать, что убирать за собой придется в любом случае, и, видя это, вскоре перестанет этому противиться.

Превратите уборку в веселую игру

Чтобы уборка не становилась причиной хныканья и капризов, попробуйте превратить ее в игру. Сделать это не так уж и сложно. Можно придумать несколько вариантов увлекательной уборки.

Кто больше соберет.

Начните увлекательное соревнование, кто больше соберет игрушек. На раз, два, три дайте старт и не заметите, как быстро будут собраны все игрушки. Тот, кто собрал больше, получает маленький приз.

Кто соберет быстрее

Другой вариант соревновательной уборки. Разделите комнату пополам и убирайте каждый свою половину на скорость. Маленький приз достается тому, кто убрал быстрее.

Разложить игрушки по признакам

Не менее увлекательный вариант, к тому же способствующий развитию малыша. Попросите ребенка разложить игрушки по признакам – большие в эту коробку, маленькие – в тот ящичек. После окончания уборки проверьте, все ли было сделано правильно. Раскладывать можно по размеру, по цвету или по любым другим признакам. Такая уборка доставит множество положительных эмоций и вам и вашему ребенку.

Если ребенок упрямится

Есть еще один действенный способ научить ребенка убирать за собой. Расскажите маленькому упрямцу, что игрушки хотят, чтобы за ними ухаживали, убирали на место, что они устают играть и хотят отдохнуть в своих домиках. А от тех, кто о них не заботится, они могут уйти к другим ребятам. В очередной раз, когда ребенок заупрямится, не ругайте его, а напомните об этом. Когда же малыш уснет, спрячьте игрушки так, чтобы, проснувшись утром, он их не нашел. На все вопросы отвечайте, что, видимо, игрушки ушли к другим ребятам, тем, которые не ленятся убрать их в коробочки после того, как поиграют. Скажите, что вы можете позвать игрушки обратно домой, но объясните, что они вернутся только в том случае, если малыш пообещает больше не бросать их на полу, а будет всегда аккуратно убирать после игры.

Чаще хвалите ребенка

Многие родители забывают о таком действенном средстве, как похвала. Если ребенок все делает так, как нужно, этого вроде бы никто и не замечает. А стоит ему сделать что-то не так, то малыша не забывают поругать.
Все детские психологи в один голос утверждают – это в корне неверная тактика воспитания. Старайтесь не ругать за то, что было сделано не так. Ребенок и сам расстраивается, если у него что-то не получается, а если на этом еще и заострить внимание, то у него, скорее всего, останется обида и нежелание делать то, что не получилось, в следующий раз. А вот если хвалить каждый раз, когда у него все получается, то можно достичь удивительных результатов.
Если малыш своевременно убрал за собой игрушки, не забудьте его похвалить и восхититься удивительной чистотой в комнате. Поверьте, в следующий раз он возьмется за уборку с удвоенным рвением.
Пользуясь этими простыми советами, вы без особого труда сможете приучить малыша убирать за собой игрушки и не разбрасывать по дому вещи.

Не бывает идеальных родителей, как и идеальных деток. Однако, обучая детей чему-то новому, родители постепенно сформируют гармоничную и волевую личность.


Самостоятельность проявляется по-разному: в умении принимать независимые решения (от до развивающих спортивных и художественных занятий), вести себя соответственно ситуации (с детьми и взрослыми, со знакомыми и незнакомцами), самому заботиться о себе и своей собственности. В том числе - убирать за собой игрушки перед сном. Научить этому малыша, тем более - заставить его это делать - работа чрезвычайно сложная. И все-таки попытаться стоит!

Топ-3: как ребенка научить убирать игрушки

  1. . Как и во всех личностных проявлениях (взаимоотношениях с близкими, и саморазвитии, увлечениях, хобби и ежедневных привычках), в уборке вещей за собой ребенок зависит от родителей . Если мама, приготовив обед, сразу же моет посуду и убирает остатки продуктов на место, по окончании трапезы моет посуду, не отвлекаясь на сериалы и , а папа, вернувшись с рыбалки, мгновенно раскладывает удочки и снасти, а одежду вешает в шкаф, а не бросает на пол и диваны, то вопроса: «как заставить ребенка убирать игрушки» просто не возникнет. Кроха с первых месяцев видит, как родители ведут себя в быту и усваивает нормы их поведения (а не «правильные» теории — слова, произносимые во время «душеспасительных» бесед). Убирайте за собой помогайте ребенку прибираться в детской - и проблема будет решена!
  2. «Подкуп ». Мы вовсе не имеем в виду всевозможный шантаж - от эмоционального до материального («Не пойдешь в кино», «Не получишь карманных денег», «Не купим новый »…)! В воспитательном аспекте можно говорить о неких посулах, для ребенка важных и связанных с межличностными взаимоотношениями с мамой и папой (последнее особенно важно в связи с тотальным к подрастающему поколению). К примеру, вечером, незадолго до сна, можно малыша попросить навести порядок в детской, предложив после его любимую книгу, рассказать сказку, посмотреть вместе диафильм. А вот грозить и лишениями (тех же или сладкого после ужина) - не стоит - непедагогично и по-человечески жестоко;
  3. «Соревнование» или «игра». Если кроха не достиг еще , его легко втянуть в любую активную деятельность , вне зависимости от её пользы. Главное - чтобы было весело! Как приучить ребенка убирать игрушки? Устройте «Олимпийские игры» : кто быстрее соберет все машинки в коробку, кто сложит пирамидку быстро и без ошибок, кто книги поставит на полку, не помяв и не порвав и т. п. Малыши мгновенно включаются в предложенные родителями «конкурсы», даже нет необходимости сулить им награду и призы. Искреннее участие мамы, отсутствие у папы недовольного взгляда, отвлеченного от «мега-важных» дел - лучшая награда для ребенка! За которую можно не только в детской убрать, но и уроки сделать с удовольствием и плохих слов не говорить и вообще быть паинькой!