Циклоидный тип. Ускользающая доброта: что значит быть циклоидом. Циклоидный тип акцентуации

Резкая перемена настроения от веселья до подавленности — не всегда плохой признак. Возможно, так проявляется циклоидный тип личности. А подросток, который начал впадать в уныние, хуже учиться и скандалить по мелочам, может, и не «перебесится», потому что переходный возраст в этом случае не первопричина, а всего лишь тот момент взросления, когда циклоидный тип начинает становиться заметным.

Характер как следствие и манера противостояния эго с импульсом, совестью и реальностью

По словам Хоффмана, этот способ взглянуть на дело в основном связан с временем тридцатых годов, когда работа Фрейда «Я и Эс» была «прежде всего я-качества». Фенихеля, но с разными весами. Рейх видит характер преимущественно патологически, так сказать, как «окаменевшую защитную структуру эго».

Однако, как подчеркивает Хоффманн, Фрейд. Не в взгляде Рейха на какую-либо форму защиты как на патологию, но она защищает себя от вездесущего явления, связанного с жизнью и выживанием, что приводит к заболеванию только в его неудачной форме. Фрейд вносит дополнительный вклад в теорию личности, показывая, что существует индивидуальная склонность к преимущественному использованию определенных защитных механизмов, а также нейроспецифической. С этой точки зрения точки зрения открываются до новой типологии, которая возникает в начале тридцатых годов и всегда существовала с тех пор: деление на истерические, компульсивные, фобические, депрессивные, мазохистские и другие персонажи.

Как и любой другой тип акцентуации, циклотимия — не заболевание, а всего лишь особенность личности и характера, редко доходящая до границы нормы, а возможные негативные последствия часто удается сгладить, следуя списку рекомендаций психолога.

Люди с циклоидным типом личности периодически пребывают в одной из двух фаз: гипертимности и субдепрессии. Как правило, изменения цикличны, и нет способов отменить смену состояний, можно только научиться минимизировать последствия той или иной фазы, которая может длиться до двух недель. Между фазами случаются длительные спокойные периоды, когда никакой особой акцентуации у циклоида нет.

При ближайшем рассмотрении человек понимает, что описываются только два типа: компульсивный и истерический характер. Это разработка наблюдения Фрейда о том, что некоторые формы защиты привязаны к определенным формам психических расстройств. Таким образом, подавление истерического характера, формирование реакции, изоляция и интеллектуализация были организованы принципом принуждения, проекцией параноидального характера, интроекцией и обращением к себе депрессивного характера.

Фрейда, Фенихель отлично добивается дифференцированной разработки достижений эго, которые характеризуют формирование персонажа в соответствии с «принципом множественной функции», описанным Уэллером, и представлениями Нунберга о «синтетической функции эго».

В стадии гипертимности человеку присущи:

  • повышенное настроение и жажда действий;
  • коммуникабельность;
  • гибкость мышления;
  • быстрая смена увлечений;
  • активный образ жизни;
  • открытость и любовь к переменам.

Когда наступает субдепрессия, человек резко меняется. Теперь для него характерны:

  • плохое настроение;
  • потеря интереса;
  • стремление свести к минимуму контакты с другими людьми;
  • отсутствие аппетита;
  • пессимизм;
  • повышенная сонливость.

Переходы от совершенно противоположных по мироощущению состояний серьезно сказываются на жизни циклоида. Все, чего ему удалось добиться в гипертимной фазе, усиленно стремится к нулю в период субдепрессии. Повышается раздражительность и чувствительность к критике, новые увлечения забрасываются, возникает лень и нежелание заниматься делами. Заметно ухудшается и личная жизнь.

Для Фенихеля «характерные моды эго для адаптации к внешнему миру, Эс и суперэго, а также характерные способы объединения этих режимов характерны для Фенихеля». Фрейд, рассматривают характер как параллель с симптомом. Лёвенштайн «два решающих шага» были сделаны. Он объединяет и очищает теорию драйвов, чтобы поддерживать все динамические преимущества этой концепции. В то же время он решил целые области эго от инстинкта - Фрейд предположил, что эго полностью вышло из Эго - в предположении «бесконфликтных сфер эго», которые в основном являются автономными аппаратами эго, функция которых состоит из конституции, Операции созревания.

Лабильные циклоиды. Так называют тех, у кого переход от «хорошей фазы» к «плохой» и обратно происходит очень быстро — несколько дней активной жизни сменяются 2-3 днями плохого настроения, а потом оно снова поднимается, и человеку хочется общаться со всем миром и двигать горы.

Как правило, такие частые смены настроения создают больше проблем, чем присущие типичным циклоидам временные промежутки. Ведь к быстрому чередованию фаз сложнее привыкнуть. Но на самом деле у лабильного циклоидного типа есть и преимущества. Да, его «бросает» из стороны в сторону, зато амплитуда бросков обычно сглажена, к ней можно приноровиться. Во время подъема нет болезненной гиперактивности и ломки от отсутствия общения, а в субдепрессивной фазе нет полной апатии и упадка сил.

Хартманн описывает процессы обучения и практики как «автоматизацию» соответствующих функций. Речь идет о таких центральных областях, как восприятие, познание, память, интеллект, подвижность и другие. На этом уровне есть первичная адаптация к психическому внутри и снаружи, без необходимости участвовать в инстинктах. Приводы могут, однако, «занимать» эти, по сути, безразличные функции. Гартманн также является точкой зрения, которая характеризует переход от импульсивных процессов к независимым от движения характеристикам: то, что началось в конфликтной ситуации, может стать вторичной частью бесконфликтной сферы в результате «изменения функции».

Циклоидная акцентуация подростков

Самое неприятное в циклоидном типе личности то, что он не проявляется с рождения, и у ребенка нет возможности привыкнуть жить в соответствии со своими особенностями характера. Но самое лучшее заключается в том, что циклоидный тип действительно может оказаться следствием переходного возраста, когда организм бурно развивается, и на психику действует множество факторов, усугубляющих реакции подростка. Периоды между фазами акцентуации могут постепенно расти и со временем полностью исчезнуть.

Характер как следствие и манера противостояния эго с социальными объектами

Эти формулы стали известны. Из устного конфликта становится антиномия: первобытное доверие к первозданному подозрению, от анального: автономия от стыда и сомнения, от эдипала: инициатива против вины. В этом разделе основное внимание уделяется «прямым последствиям взаимодействия с объектами, последствиям идентификации». По словам Гофмана, можно различать эти три произведения «под тремя сильно взаимозависимыми аспектами».

С точки зрения самих объектных отношений, их возмущения и возможные осадки, с точки зрения объектных представлений, интернализованные объектные отношения, интроекты и, наконец, с точки зрения структурных последствий, осадки интернализованных объектных отношений в эго, эго-идеал и суперэго. Робертсон, Винникотт, Малер, Фрейд, Стирлин, Судьи и другие. В основе этих исследований лежат ранние отношения между матерью и ребенком, которые вносят решающий вклад в чувство идентичности и доверия. Но, как отмечает Хоффманн, все эти классические исследования страдают от аспекта моей проблемы, сопоставляя ранние объектные отношения с поведенческими последовательностями у ребенка.

Как правило, в детстве циклоиды ничем не отличаются от остальных детей, разве что чуть более активны и общительны, чем могут походить на гипертимов. В возрасте 16-18 лет (у девочек возможно чуть раньше, одновременно с первыми месячными) проявляется циклоидность — начинается первая субдепрессивная фаза. Повышается раздражительность, появляются сонливость и апатия, возникают проблемы с учебой, уменьшается внимательность. Места, где много людей, кажутся чуть ли не комнатами пыток, и даже шумная компания друзей, в которой раньше было так хорошо, совсем не привлекает.

Длительные последствия в личности взрослого человека обычно только гипостазируются. Балинт разработал типологическое осаждение объектных отношений в подходе. Результат - два типа: «Филобат», рискованный, жизнеутверждающий и независимый, а также «Окфофил», цепляющийся и неопределенный.

Стирлин исследовал условия социального взаимодействия, при которых происходят определенные типы интернализации объектных отношений. Он исходит из транзакционных режимов, которые регулируют семейную жизнь в определенные периоды. Таким образом, также учитываются отношения родителей и детские реакции. Связывание может быть осуществлено чрезмерным инстинктивным удовлетворением, как когнитивная привязанность и морально как совесть.

Сам подросток не замечает, что с ним что-то не так. Он всего лишь начинает больше времени проводить дома, меньше есть и подолгу спать. У такого поведения могут быть и внешне объективные причины. Иногда пониженный аппетит объясняется желанием похудеть, стремление оставаться дома — ссорой со сверстниками или местной шпаной, снижение памяти — переутомлением.

Высылка в основном означает эмоциональное пренебрежение ребенком; Делегация стоит между двумя крайностями, ребенок, так сказать, вел по длинной линии, ее существование - это исполнение желаний других. «Способствовал структурированию характера и неврозообразующей социальной среды», показывая, как ребенка принуждают с самого начала родители, как правило, мать, в качестве замены другому партнеру или в качестве замены для самопомощи, которые неизбежно приводят к эго-искажениям, о которых говорил Фрейд.

Позже Рихтер видел семью больше как динамическое единство, а также способствовал классификации конкретной среды, из которой снова бывают типы, которые мы обычно называем параноидальными, истерическими и другими личностями. Важным подходом «типологии на основе взаимодействия» является Дж. Вилли с его концепцией сговора в партнерстве. Примером этого является «истерический брак», который, помимо «истеричной» женщины, предполагает «истерического» человека.

Плохое настроение усугубляется неприятностями, возникающими из-за других проявлений субдепрессии.

Любые стрессы переживаются чрезвычайно тяжело, все замечания и упреки вызывают активное противостояние и раздражение, при этом во внутреннем мире подростка они лишь усиливают негативный взгляд на жизнь и отсутствие мотивации.

Фейрберну исключительно из теории эго. Либидальные импульсы происходят непосредственно от эго, что можно опустить. Даже суперэго является сложной структурой эго и не нуждается в том, чтобы быть понятным как отдельное в теории. Интернализация - это отдельный психологический механизм, а не фантазия о устной инкорпорации. Два аспекта интернализованного объекта смещены, идеальный объект становится ядром эго. Таким образом, эго, построенное из интроекций, показывает три основные области.

Однако его основное преимущество, по-видимому, в том, что оно оказало особенно стимулирующее воздействие на таких авторов, как Кернберг, которые со своей стороны пытались понять серьезные нарушения личности с точки зрения предметной связи, но не хотели оставлять почву классической теории. Переформулировать истерические и депрессивные неврозы. При этом он придает большое значение тому факту, что переформулировка полностью включает классические подходы. Его наиболее интересное введение - это предположение о «маргинальных» и «основных» проектах.

Как пережить момент появления циклоидной акцентуации?

Не всегда подростку удается самостоятельно справиться с внезапными приступами уныния и апатии. Слишком резкие изменения настроения сказываются на отношениях со сверстниками, приводят к конфликтам со взрослыми и неприятностям в учебе. В свою очередь, это увеличивает вероятность срыва или даже суицида. Не в каждой школе есть психолог. И не каждый подросток готов разговаривать и слушать рекомендации.

Периферийные интроекты представляют собой объектные представления, в которых качество объекта все еще полностью сохраняется, но основными являются те, в которых эго ассимилировалось - они перешли в идентичность, являются результатом идентификации в исходном слове.

Самый передовой подход в характеристическом направлении, который по существу определяется пониманием интернализованных отношений объектов, - это понятие «психотический характер», так называемый пограничный синдром. Кернберг и Мастерсон, в частности, определили существенное содержание пограничного синдрома, который, по их мнению, может быть динамически четко различим через определенный тип интернализованной объектно-связанной патологии.

Родителям рекомендуем не обосабливаться от ребенка, даже если кажется, что у него все в порядке. И тем более, если причины волноваться все же есть. Проявления субдепрессии не всегда правильно распознаются со стороны. Разленился, не высыпается из-за своих компьютерных игр, слишком много хамит, видимо, совсем распустился. А может это наркотики? А может, он просто влюбился? Прежде всего, с подростком просто нужно поговорить. Не как родитель с ребенком, а как взрослый с равным себе.

Характер как следствие и способ переживания и представления себя

В контексте, о котором идет речь, речь идет о понимании этих различий в результате идентификации разных людей с разными объектами. Подавляющее большинство работ, связанных с суперэго, учитывает идентификацию объяснений отдельных различий. С другой стороны, удивительно, что за этим подходом последовало лишь несколько авторов. Он представляет собой я против объекта, в то время как эго различается как функция от других сущностей.

Якобсона действительно исследует возникновение эго и суперэго под двойным принципом возникновения конфликта и идентификации. Эти объекты в эго и супер-эго близки к уже описанному содержанию. Якобсон теперь последовательно проводит самосознание по феноменологической траектории чувства идентичности. Здесь описываются нарушения характера и характера о функции и дисфункции самого себя.

Не стоит навязывать агрессивную заботу, это только ухудшит положение. Лучше дать понять, что подросток дорог вам, проявить теплоту и внимание.

И еще несколько рекомендаций, не зависящих от возраста:

  1. Встречи с хорошими друзьями, людьми, которые дороги человеку с циклоидным типом личности, и какие-нибудь позитивные события помогут сгладить тяжелые периоды спада настроения.
  2. Учитесь предугадывать моменты начала субдепрессивной фазы, сворачивайте срочные дела, не назначайте важных встреч и торжеств.
  3. Не стоит злоупотреблять медикаментозными препаратами. Если возникает необходимость принимать таблетки, то только под контролем и по рекомендации специалиста.
  4. Нельзя пытаться решить проблему с помощью алкоголя или наркотических средств. Таким способом можно лишь «раскачать» психику, вызвать учащение и увеличить продолжительность субдепрессивной фазы.

Таким образом, позднее Когут принял нарциссических личностей как «специфические нарушения в царстве себя и архаических самообъектов, которые еще не отделены и не зависят от самого себя». Рапапорт пишет о различии между собой и себя. Я в субъективном опыте - это то, что может наблюдать за собой.

Уайат сказал следующее. Особенность персонажа, по-видимому, сначала определяется тонким отношением импульсов; другими словами, тонкий баланс в событиях индивидуального развития, баланс требований и удовлетворения, свобода и ограничение, активность и пассивность. В центре стоит самоуважение, трудный продукт здорового нарциссизма. Он гарантирует прежде всего другую независимость. Привычка к независимости приносит жизнеспособность автономии.

В любом случае, циклоидная акцентуация — не приговор, и она редко мешает нормальной жизни и социализации.

Даже в подростковом возрасте во внимании психолога нуждаются всего лишь 2-3% циклоидов. Чем старше человек, тем проще ему справляться с этим самому, получив совет психолога.

При циклоидном типе акцентуации характера наблюдается наличие двух фаз - гипертимности и субдепрессии. Они не выражаются резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными перерывами. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. Сексуальная жизнь сильно зависит от подъёма и спада их общего состояния. В повышенной, гипертимной фазе такие люди крайне похожи на .

Для Болласа весь акцент лежит на выразительном моменте. Характер - это «язык самого себя». Он формируется на критических этапах развития в соответствии с структурным взаимодействием в рамках межличностного процесса, который позволяет субъекту делать интернализации и идентифицировать себя с внешними объектами. Характер становится для него носителем индивидуального воспоминания о его внутри - и экстрапсихических переживаниях и отношениях с тенденцией к бессознательному выражению.

Ограничение повторения и другие концепции испытывают незнакомые новые интерпретации. Зеленый выступает за расширение концепции персонажа с помощью самооценки. «Таким образом, развитие персонажа можно рассматривать не только как выражение побудительных импульсов, но и как защиту от инфантильных страхов», но и как защита от эго против восприятия собственной слабости - само по себе и в возможности иметь дело с окружающей средой. Характерная структура становится осаждением непрерывных попыток эго получить приемлемый имидж.

Подробное описание по А.Е. Личко

Фрагмент из книги "Психопатии и акцентуации характера у подростка"

Как известно, этот тип характера был описан в 1921 Е. Kretschmer и сперва часто упоминался в психиатрических исследованиях. П. Б. Ганнушкин (1933) включил в «группу циклоидов» четыре типа психопатий - конституционально-депрессивный, конституционально-возбужденный (гипертимный), циклотимический и эмотивно-лабильный. Циклотимия им рассматривалась как тип психопатии. Однако в дальнейшем под этим понятием стали подразумевать относительно легкие случаи маниакально-депрессивного психоза, а существование циклоидное™ вне рамок этого заболевания было поставлено под сомнение. С 40-х годов циклоидная психопатия исчезла из психиатрических руководств. В последние годы циклоидность вновь привлекла внимание, но как один из преморбидных типов больных эндогенными психозами, причем нередко циклоидный и гипертимный типы не разделяются.

Между тем существует особая группа случаев, где-циклические изменения эмоционального фона никогда даже не приближаются к психотическому уровню . Г. Е. Сухарева (1959) отметила подобные непсихотические циклотимические колебания у подростков, которые с наступлением зрелости могут вообще сгладиться. Подобные случаи, с нашей точки зрения, правильнее было бы рассматривать как циклоидные акцентуации.

Наши с С. Д. Озерецковским [Личко А. Е., Озерецковский С. Д., 1972] исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта циклоидной акцентуации - типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода (у девочек это может совпасть с менархе), а еще чаще в 16-19 лет, когда половое созревание завершается, возникает первая субдепрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раздражительностью. С утра ощущается упадок сил, все валится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Шумные компании сверстников, ранее привлекавшие, теперь избегаются. Приключения и риск теряют всякую привлекательность. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылыми домоседами. Падает аппетит, прежде любимые кушанья перестают вызывать удовольствие. Вместо свойственной выраженным депрессиям бессонницы нередко наблюдается сонливость. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения трудоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже грубостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками. Обычно лишь в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра.

Юрий П., 16 лет. Вырос в дружной семье. Хорошо учился в английской школе до последнего класса. Отличался веселым нравом общительностью, живостью, увлекался спортом, охотно участвовав в общественной работе, был председателем школьного клуба.

Последние несколько недель изменился. Без причины ухудшилось настроение, «напала какая-то хандра», все стало валиться из рук, учиться стал с трудом, забросил общественную работу, занятия спортом, перессорился с товарищами. После занятий сиднем сидел дома. Иногда спорил с отцом, доказывая, что «в жизни нет правды». Ухудшились сон и аппетит В эти дни ему случайно попался под руку научно-популярный журнал со статьей о вреде онанизма. Так как сам тайком занимался мастурбацией, но ранее не придавал этому значения, теперь решил бросить, но обнаружил, что «не хватает воли». Подумал, что его ждут «импотенция, сумасшествие и слабоумие». В эти же дни в школе на общем комсомольском собрании был подвергнут товарищами суровой критике за развал общественной работы, которой ранее руководил. Один из одноклассников назвал его «плесенью общества». На собрании сперва огрызался, потом смолк. Понял, что он - «неполноценный человек». Возникла мысль о самоубийстве. Вернувшись домой из школы выждал ночи и, когда родители уснули, принял 50 таблеток мепробамата Оставил записку, где написал, что он - «духовно нищий человек» виноват перед школой и государством.

Из реанимационного центра был доставлен в подростковое отделение психиатрической больницы. Здесь в первые же дни состояние внезапно и резко изменилось, хотя антидепрессантов не получал. Настроение стало слегка повышенным, сделался общительным, активным, легко вступал в контакт, был полон энергии. Не понимал, что с ним было, «без всякой причины нашла какая-то хандра». Теперь же все прошло, настроение исправилось, рад, что остался жив. Суицидную попытку оценивает критически. Чувствует себя хорошо, аппетит даже повышен, сон стал крепким и спокойным. Скучает по родным, по школе и товарищам. Стремится продолжать учебу.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации не выражена. Отмечается отрицательная установка на алкоголизацию. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт какого-либо типа не выступило.

Диагноз. Острая аффективная интрапунитивная реакция с истинным покушением на самоубийство на фоне акцентуации циклоидного типа.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил школу, учится в институте. Отмечает, что после выхода из больницы бывали «плохие периоды» длительностью в 1-2 нед и повторявшиеся каждые 1-2 мес. К моменту катамнеза эти колебания сгладились.

У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 нед [Озерецковский С. Д., 1974]. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид снова превращается в гипертима, стремится в компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает то, что было упущено в учебе и работе в субдепрессивной фазе. Периоды подъема случаются реже, чем субдепрессивные фазы, и бывают не такими яркими. По наблюдению Ю. А. Строгонова (1972), иногда лишь обычно несвойственные рис кованные шутки над старшими да стремление везде и всюду острить могут бросаться в глаза окружающим.

У циклоидных подростков имеются свои места «наименьшего сопротивления». Они различны в субдепрессивной фазе и в период подъема. В последнем случае выступают те же слабые места, что при гипертимном типе: непереносимость одиночества, однообразной и размеренной жизни, кропотливого труда, неразборчивость в знакомствах и т. д. В субдепрессивной фазе ахиллесовой пятой становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие циклоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений [Строгонов Ю. А., 1973] Резкое изменение характера учебного процесс!, обманчивая легкость первых студенческих дней, отсутствие ежедневного контроля со стороны преподавателей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала - все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Упущенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

В субдепрессивной фазе появляется также избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям в свой адрес - ко всему, что способствует мыслям о собственной неполноценности, никчемности, ненужности.

Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче - два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин

Валерий Р., 16 лет Вырос в дружной семье, привязан к родителям и старшему брату, который служит в армии С детства был живым, ласковым, общительным, послушным. Учится хорошо. В последние два-три года стал сам замечать, что настроение у него колеблется: два-три хороших дня, когда чувствует подъем, чередуются с днями «хандры», когда легко ссорится, появляется, по его словам, «непереносимость замечаний и начальственного тона», предпочитает одиночество, нехотя идет в школу, которую вообще любит Более двух лет влюблен в одноклассницу, очень к ней привязан. Несколько дней назад настроение вновь испортилось. Показалось, что любимая девочка заинтересовалась другим мальчиком. Из ревности нарочно сказал ей, что сам полюбил другую,- произошел разрыв. Крайне тяжело переживал происшедшее. Все время думал о ней, не находил себе места, тайком плакал, каждую ночь видел ее во сне. Искал сочувствия и сопереживания у приятелей - был поражен их «безразличием». По их предложению, принял участие в совместной выпивке, но от вина тоска лишь усилилась. Вернувшись домой, почувствовал «полную безысходность и одиночество». Когда родители уснули, залез в горячую ванну и нанес себе несколько глубоких порезов бритвой. От кровотечения потерял сознание. Очнулся на руках отца, который случайно обнаружил его.

В подростковом отделении психиатрической больницы первые три дня оставался угнетенным, говорил о нежелании жить. Его любимая девочка разыскала его через справочную скорой помощи и пришла его навестить - отказался от свидания с ней.

Затем настроение изменилось к лучшему (психотропных средств не получал), встретился со своей возлюбленной, помирился с ней. Два дня был «подъем» - стал веселым, общительным, стремился домой скучал по школе. В последующем настроение ровное. Критически оценивает свой поступок, считает себя виноватым. В беседе обнаруживает эмоциональную лабильность, ищет сопереживания.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован лабильно-циклоидный тип. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная. Обнаружен высокий В-индекс (В-6), хотя ни в анамнезе, ни при неврологическом обследовании, ни на ЭЭГ данных за наличие резидуального органического поражения головного мозга не установлено. Психологическая склонность к алкоголизации высокая. По шкале субъективной оценки самооценка правильная, выделяются лабильные, циклоидные, гипертимные черты, отвергаются черты сенситивные.

Диагноз. Реактивная депрессия с суицидной попыткой на фоне акцентуации по лабильно-циклоидному типу.

Катамнез через 2 года. Здоров. Учится в вузе. Повторных суицидных попыток не было. По-прежнему отмечает изменчивость настроения.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усиливаются в периоды подъема. Увлечения отличаются нестойкостью - в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема - возвращаются к ним или находят новые. Заметного снижения сексуального влечения в субдепрессивной фазе сами подростки не хотя, по наблюдениям близких, сексуальные интересы в «плохие дни» гаснут. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т. п.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений на самоубийство возможно в субдепрессивной фазе, если в это время подросток подвергается психической травматизации, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности.

Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несовершенной.

Циклоидная акцентуация, как указывалось, лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидных попыток). Однако у здоровых подростков ее удается выявить в 2-5 % [Иванов Н. Я., 1976], причем из них половина может быть отнесена к типичным, а другая половина - к лабильным циклоидам. В после-подростковом возрасте (18-19 лет) процент циклоидов значительно возрастает, а процент гипертимов уменьшается [Боровик Т. Я., 1976; Перетяка О. П., 1981] Видимо, в силу каких-то эндогенных закономерностей гипертимный тип может трансформироваться в циклоидный - на фоне постоянной до этого гипертимности появляются короткие субдепрессивные фазы.