Не скифское золото из крымских могил: как нашли драгоценности, которые удерживают голландские музейщики. Что такое золото скифов? Скифо сарматское золото в музеев крыма

Из музеев Крыма в Киев. В это собрание входят ценнейшие артефакты народа, который заселил полуостров еще до нашей эры. Телеканал «Звезда» разбирался, почему коллекция представляет для Крыма такую ценность, что в нее входит и почему скифы были так неравнодушны к золоту.Жемчужины коллекции Сейчас даже сложно представить, что 2,5 тысячи лет назад скифы, которых древние греки считали варварами, делали в Крыму красивейшие украшения из золота. Скифские мастера смогли выработать свой узнаваемый с первого взгляда стиль, который сейчас называют скифско-звериным.Одна из жемчужин скифской коллекции – змееногая богиня. По преданию, она вступила в любовную связь с Гераклом и родила от него сына Скифа, от которого и пошел весь народ.

Другой предмет коллекции – изумительный золотой браслет с птичьим орнаментом и драгоценными камнями. Его создание требовало особенно тонкой работы, ведь золото – мягкий металл, и требуется высочайшее мастерство, чтобы сделать вещь из него прочной.

При этом один из наиболее ценных экспонатов коллекции сделан отнюдь не из золота. Шкатулка из слоновой кости была вырезана в Китае в I веке нашей эры, а найдена в скифской гробнице. И это доказывает, что уже тогда скифы имели связи и с Востоком, и с Западом.

Крым – их Поэт Александр Блок не зря когда-то громко воскликнул: «Да, скифы – мы, да, азиаты – мы». Этнически нынешние жители России потомками скифов, конечно, не являются, но этот древний народ жил там же, где сейчас живут многие русские – в степях между Доном и Дунаем.Столицей скифского царства был город Неаполь: его развалины до сих пор можно увидеть недалеко от Симферополя. То есть «Крым наш» скифы могли гордо говорить уже в IV веке до нашей эры. Вот только тогда полуостров назывался Тавридой.Любовь к золоту В истории найдется мало народов, которые не любили бы золото и не старались бы собрать его как можно больше. Но у скифов к этому металлу была религиозная тяга. Они, как и их соседи персы, были солнцепоклонниками, и в скифской мифологии золото отождествлялось с огнем, солнцем, вечной жизнью.Кроме того, у скифов были интересные похоронные обряды, которые позволили узнать об этом народе так много. Умершего знатного человека хоронили в огромном кургане, куда клали его оружие, драгоценности, личные предметы, убитых жен, рабов и животных. Чтобы на том свете покойника хорошо встретили, золота должно было быть как можно больше.До прихода русских в XVIII веке в Крыму жили народы, не особо любознательные по части археологии, поэтому почти все это множество курганов открыли уже россияне. Первыми на золото скифов наткнулись моряки Черноморского флота, которых направили набирать камень в керченских каменоломнях. Это произошло в 1860 году, когда еще ничего не было известно ни о золоте Трои, ни о гробнице Тутанхамона.Сейчас считается, что в Крыму раскопаны только 10% всех существующих скифских курганов. Так что главные находки еще впереди.

В Окружном суде Амстердаме 5 октября начался суд по делу о возвращении коллекции археологических находок из курганов Крыма, и коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция скифского золота состоит из 2 тысяч артефактов, была предоставлена четырьмя крымскими музеями для выставки в голландский музей Алларда Пирсона в феврале 2014 года . Выставка «Золото скифов» побывала и в музеях Германии, и произвела Когда выставка закончилась, власти Нидерландов отказались возвращать экспонаты в крымские музеи, потому что Крым перестал быть украинским и вернулся в Россию. Такой отказ сам по себе противоречит общепринятой мировой практике взаимодействия между музеями. Экспонаты предоставлялись на выставку четырьмя музеями Крыма , а вовсе не правительством Украины. Если экспонаты взяты из конкретного музея – они должны быть возвращены в конкретный музей, вне зависимости от того, в какой национальной юрисдикции этот музей теперь находится.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть. Глава Крыма Сергей Аксенов не верит в справедливость судебного разбирательства вокруг спорной музейной коллекции золота скифов. «Судебным путем вряд ли решить этот вопрос. Всё это все не будет решено, пока не будет положительной политической воли. Процесс это политический, а не юридический и решаться должен в другом поле. Окружной Суд Амстердама ничего не решит», - считает Сергей Аксенов.

У России сейчас очень непростые взаимоотношения с Нидерландами, вызванные известным докладом по поводу судьбы самолета Малайзийских авиалиний, сбитого над Украиной. И ожидать от голландского суда непредвзятости никак не приходится.

В Амстердаме решает судьбу никакого не скифского золота, а коллекция готских, позднесарматских, боспорских предметов, найденных на территории Крыма, всего около 2 тысяч предметов. А вот скифского золота там нет, потому что скифское золото находится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины, расположенном на территории Киево-Печерской лавры. Вся скифская часть экспозиции была взята в Нидерланды именно из этого музея, и после окончании выставки благополучно вернулась обратно. Не вернулось лишь то, что было взято из крымских музеев.

Зададимся вопросом: откуда в Музее исторических драгоценностей Украины взялось скифское золото?

Впервые золото скифов было найдено в 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи и впервые были описаны археологами. Узнав о найденных драгоценностях, Николай I приказал привезти все находки в Санкт-Петербург, и разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей, основанном в России русским градоначальником Керчи Иваном Стемпковским , осталась малая часть археологических находок, которая со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

Когда же золото скифских курганов попало из Керченского музея древностей в киевский Музей исторических драгоценностей Украины? В 1960-х годах. Украинское правительство решило создать в Киеве сокровищницу, подобную собраниям Москвы и Ленинграда.

Экспонаты во вновь созданный киевский музей свозились со всей территории Украины, включая территорию Крыма, который был включен в состав Украины в 1954 году. Из Керченского музея древностей и из музея Херсонеса в Киев вывезли практически всё — сотни предметов из золота.

При распаде СССР Россия решала с Украиной много вопросов: о вывозе ядерного оружия, делили армейское вооружение СССР, обсуждали статус Черноморского флота, но никто не задался вопросом: а как быть русскими культурными ценностями, оказавшимися на территории другого государства? Царские дворцы Крыма, ценнейшие музейные экспонаты остались в Крыму, и ими стала распоряжаться Украина.

Экспонат выставки «Крым: золото и секреты Черного моря» в Амстердаме.

Передача Крыма в состав Украины в 1954 году была незаконной, так как изменение территории РСФСР не было утверждено Верховным Советом РСФСР. Все решения о переносе археологических древностей с территории Крыма в Киев, принятые украинским руководством в 60-х годах прошлого века, после незаконной передачи территории Крыма в 1954 году, тоже были незаконными. Никогда не поздно вернуться к вопросу о Реституции, предполагающей восстановление состояния чего-либо, существовавшее до принятия неправомерных решений, всё надо вернуть к состоянию «до 1954 года».

Из Керченского музея древностей практически все золотые предметы были вывезены в Киевский музей исторических драгоценностей Украины, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

России следует заявить свои права на скифское золото, хранящееся на территории Украины. Тем более, что его судьба вызывает серьезные опасения. Древние скифские украшения видели и на жене Виктора Ющенко, и на певице Софии Ротару. в скандальной истории с кражами картин из голландского музея фигурируют два имени - лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока и бывшего главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко.

Самое дикое во всей этой истории состоит в том, что ровно год назад, в ноябре 2015 года, Министерство культуры Украины своим приказом N884 ликвидировало Музей исторических драгоценностей Украины. Музея с таким названием в Киеве больше нет, несмотря на все протесты музейщиков всего мира.

Где теперь окажется пропавшая коллекция скифского золота можно только догадываться!

В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу - украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню «Одна калина» певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье «Бабочка», браслеты, серьги и кольца , выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.
По материалам: https://ria.ru

В Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник переданы находки нынешнего сезона археологических раскопок. Событие рядовое — такое случается каждый год. Нерядовым его делает любопытный факт. То самое «скифское золото», которое считалось надолго зависшим в Нидерландах, внезапно оказалось там, где ему полагается быть — в музее Крыма.

Аналоги имеются

В принципе, здесь нет ничего невероятного. Золотые предметы — не те же самые. А только аналогичные. Оказывается, если разумно и масштабно проводить археологические исследования, часть утраченных из-за политических конфликтов музейных ценностей можно восполнить естественным путём. О чём говорят два вполне сведущих человека. Например, главный хранитель Бахчисарайского музея Оксана Алпашкина . По её словам, найденные в этом сезоне и на этом месте золотые предметы абсолютно идентичны тем, что находятся сейчас в Амстердаме. Начальник экспедиции, Александр Труфанов , конкретизирует: «Наиболее значимая находка — погребение женщины в склепе, датируемое первым веком нашей эры. На ней был венок из золотых листьев, золотые серьги, золотое ожерелье и бляшки на рукавах, стеклянные бусы, в склепе мы нашли также сосуды. Рядом в разграбленном склепе мы нашли еще несколько золотых предметов. Всего было найдено 140 золотых украшений. Захоронение было для одного человека, что нетипично. Обычно в склепе до 20 захоронений. Видимо, все-таки ее статус был не мал. Среди находок, которые уехали в Амстердам — точно такие же золотые листья из венка, которые найдены нами. Эта находка совершенно точно аналогична артефактам из коллекции „скифского золота“. Все предметы переданы в Бахчисарайский музей и, уверен, вскоре станут его экспонатами».

Этому событию, разумеется, стоит порадоваться. Но, чтобы радость была полнее, чтобы стало понятно — ценности какого калибра восполнили собой зияющие пустоты музеев Крыма, нужно хотя бы бегло раскрыть обстоятельства места и времени.

Почти столица

Итак, место. Городище Усть-Альма, в некрополе которого и происходили работы сезона 2017 г. То есть это сейчас оно называется Усть-Альма. Во времена, когда там жила та самая женщина, владелица золотых украшений, название было другим. Каким? Ответ даст Страбон — древнегреческий историк и географ — известнейший и авторитетнейший учёный своего времени. Он знает 4 важных крепости скифов в Крыму — Неаполь, Палакий, Хабеи, Напит. Неаполь скифский — условная столица. А вот Палакий, «едва ли уступающий ей в силе и богатстве» — судя по всему, и есть наше городище. Кстати, действительно крупное — 6 га сама крепость, 5 га — некрополь.

Время, обозначенное начальником экспедиции — I век нашей эры. Более точную датировку мы узнаем, наверное, потом. А пока что можно предположить, что женщина была свидетельницей больших событий, связанных не только с историей Крыма, но и с планетарной историей.

Скифы как крупный народ, как стратегический игрок высшей лиги, к тому моменту уже почти сошли с мировой арены. Страх и ужас, который они наводили некогда на греков и на персов, остался в прошлом. Теперь они сами терпели поражение за поражением. Во-первых, из степей Причерноморья их вытеснили сарматы — народ родственный, но, так сказать, «небратья». Вытеснение проводили так: «Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился, и на наших глазах насиловали наших наложниц и жён. Мы были удручены этим событием».

Скифы против Рима

Это произошло лет за двести до интересующего нас времени. В течение этих двухсот лет скифы, оттеснённые в греческий Крым, то «примучивали» греков, то наоборот — доставалось уже скифам. Война шла постоянно. Но казалось, что скифам не устоять — давление было слишком сильным. Противоборство с Митридатом Евпатором , именем которого потом назвали всем известный город, окончательно низвело их до уровня «почти под плинтусом».

И внезапно как раз в I веке нашей эры ситуация резко меняется. Скифы воспряли духом. К середине указанного столетия все их крепости были отстроены заново. Они вновь стали угрожать своим соседям, в том числе и греческому Херсонесу.

Ясное дело, что война, а также восстановление крепостей стоит немалых денег. Вот как раз эти деньги, только в виде золотых женских украшений, нашли в этом сезоне. Своего рода послание краткого, но очень мощного скифского рывка. В конце концов, найденные предметы — не какие-то вульгарные золотые побрякушки. Нет, это ювелирные изделия высокого класса. Так, один из золотых перстней украшен геммой, а на другом — изображение играющего Амура. Трилистники погребального венка, ожерелье из миниатюрных золотых амфор — изделия нерядовые.

Не исключено, что эта скифская женщина дожила до 63-68 гг. нашей эры. Если так, то она была свидетелем серьёзного триумфа своих соплеменников. Как раз тогда Херсонесу пришли на помощь римляне. И не кто-нибудь, а участник завоевания Британии, легат Мезии Тиберий Плавтий Сильван Элиан . И явился не с каким-нибудь сбродом, а с VII Клавдиевым и VIII Августовым легионами. Но «железная поступь железных когорт» на этот раз дала осечку — скифов сумели только отбросить от Херсонеса. А вот занять их территорию не удалось. Легионы были отозваны. «Варвары» доказали своё право на Крым с оружием в руках. Законный повод для гордости — примеров, когда после визита легионов в области оставалось хоть что-нибудь живое, чрезвычайно мало.

Так что это — не просто «140 золотых предметов». Это — живое свидетельство тех времён, когда на земли Крыма приходила Большая История в тяжкой силе и славе.



Какие ассоциации возникают при упоминании о кочевых племенах скифов? Лихие наездники, покорившие просторы Евразии. Конкуренты греков в освоении Северного Причерноморья. Пионеры партизанской войны, победившие могущественных персов. И, конечно же, мы знаем о скифах благодаря разбросанным по украинским и российским степям погребальным насыпям – курганам, а также найденным в них несметным сокровищам.


Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это – штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше – например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» – в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм – курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.



Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты – соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.


Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.


Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский – археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль – золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.


Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото – самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

Title="По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины." border="0" vspace="5">


По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины.

Кстати, с грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей.

Скифы – древнегреческое обозначение группы племен, существовавших на территории Восточной Европы и Азии в период приблизительно с 7 века до нашей эры и до 3 века нашей эры.

Наиболее известные раскопки скифских поселений находятся в Запорожской области Украины и в Крыму.

Среди художественных произведений, оставленных скифами, наиболее известны многочисленные изделия из золота, декорированные в “зверином” стиле. Животные изображены, как правило, сбоку с повернутой к зрителю головой.

Здесь вы можете посмотреть изображения некоторых известных находок, которые часто обобщенно называют “золото скифов”.

Золотая пектораль древних Скифов – одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.

Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э. Возможно, первой обладательницей пекторали была скифская царевна.

Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область). До настоящего времени неизвестно, несут ли фигуры на пекторали какую-либо информационную нагрузку или представляют собой просто декоративные элементы.

Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.

гребень из кургана Солоха

Курган Солоха – скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912-1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.

Фиала – священный предмет, который скифы носили их на поясе. Поверхность этой фиалы покрывает 21 изображение со сценами терзания хищниками копытных.

Нашивная бляшка “Конный скиф”. Найдено в кургане Куль-Оба

6 августа 2014
  • Разделы сайта