Сценарий детской игровой программы приключения солнечного зайчика. Материал на тему: Сценарий игровой программы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Крылатый»

городского округа Самара

Игровая программа «Детские забавы»

(для детей 8-12 лет)

методист, педагог дополнительного

образования

Самара, 2014

Пояснительная записка

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности. Огромную роль в этом процессе играет ознакомление детей с народным творчеством своей Родины. Устное народное творчество и игровой фольклор дает ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы, обычаи. Владение жанрами детского фольклора помогает разнообразить детское общение, делает его содержательным, эмоциональным. Приобретенные знания приучают к дисциплине (считалки в играх), вырабатывают выдержку (молчанки), учат управлять своими эмоциями (дразнилки, мирилки), осознаётся необходимость считаться с мнением других. Личность ребёнка развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной её основой. Через игру формируется детское художественно-образное мышление, творческая активность, самостоятельность. Игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда исполняют главное свое назначение – доставляют детям удовольствие и радость. Поэтому цель программы «Детские забавы» - В игровой форме обобщить знания детей по устному народному творчеству, развить интерес к народному слову, познакомить с русскими народными играми. Данная программа разработана в Центре «Русский дом», апробирована на воспитанниках творческих объединений «Волжане», «Забава», «Разгуляй», а также используется в экскурсионной программе для школьников, посещающих музей «Русский дом».

Условия и особенности реализации программы

Желательно проведение программы в помещении, оформленном в русском народном стиле. Необходимо место для игр, стульчики для каждого участника. Музыкальное оформление представлено на CD - диске.

Сценарий игровой программы

«Детские забавы»

(для детей 8-12 лет)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давно я по белому свету хожу, на людей гляжу, да себя показываю. И вот сегодня хочу я с вами посостязаться в знании русских народных сказок, пословиц, поговорок, и, конечно же, поиграть в самые веселые, любимые, самые увлекательные игры наших предков. Выйдете со мной на честный бой? Попробуете справиться с моими заданиями?

Предположительный ответ детей: Да!

Ведущий: А чтобы у нас получилось настоящее соревнование, предлагаю вам разделиться на две команды, и придумать название своей команде (придумывание названий). Итак, у нас сегодня команда ……, приветствует команду…………… . Внимание - «Разминка»!

Я по-очереди каждой команде буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить.

Делу время - потехе час

Любишь кататься - люби и саночки возить

Век живи - век учись

Когда я ем - я глух и нем

Семь раз отмерь - один раз отрежь

Два сапога - пара

Поспешишь - людей насмешишь

Большому кораблю - большое плавание

Если б да кабы - то во рту росли б грибы,

И тогда бы был не рот, а целый - огород

Сделал дело - гуляй смело

Не имей сто рублей - а имей сто друзей

Без труда - не выловишь и рыбку из пруда

(подводятся итоги)

Ведущий: Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Чужое место заняла?

В следующих пословицах одна буква неправильная, её надо заменить на правильную. Команды отгадывают по-очереди.

Два сапога – т ара (пара)

У с хорошо – а два лучше (ум)

Яйца ку н ицу не учат (курицу)

Толочь в ступе с оду (воду)

Первый к лин комом (блин)

С ашу маслом не испортишь (кашу)

Крутиться, как б улка в колесе (белка)

Терпенье и п руд – все перетрут (труд)

Не зная броду, не суйся в м оду (воду)

У г рача лечись, а у умного учись (врача)

Купить к ита в мешке (кота)

Тру с кормит, а лень портит (труд)

(подводятся итоги)

Ведущий: Пословицы мои вы отгадали, а сможете сыграть в мою любимую игру? Она называется «Раззява». Только, чур, не обижаться, лишь в игре так называться. Я приглашаю команду №1……… встать в круг, а ребят из команды №2…….. встать позади, за спины. (Один человек должен быть водящим, если детей четное количество, ведущий мероприятия становиться игроком). Водящий в центре круга. Первые номера, пока звучит музыка, подходят в центр к водящему, и танцуют вместе с ним, двигаясь по кругу. Вторые номера остаются на месте. Как только музыка прекращается, танцующие должны занять место за спиной любого стоящего человека (второго номера), а водящий должен постараться самым первым занять место за спиной. Нового водящего, оставшегося без пары, дразнят:

Раз, два, три,

Раззява ты!!!

Игра продолжается, и теперь, вторые номера становятся первыми, и танцуют вместе с водящим.

Ведущий: Одна игра не потеха,

Одна игра не выигрыш,

Научу я вас другой игре,

Она называется «У Дядюшки Трифона».

Вставайте все в один большой круг. Считалкой выбираем водящего. Он выходит из круга. В кругу выбирается другой водящий, который показывает различные движения, а все должны их повторить. При этом первый водящий, зайдя в круг, должен угадать с трёх попыток, за кем все повторяют. Первого водящего приглашают в круг такими словами:

У Дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семь сыновей.

Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели,

Делали вот так… (повторяют за ведущим движения)

Ведущий: Вот какие молодцы, все играли от души! Присаживайтесь по командам.

Далеко, далеко раскинулось царство, необъятное государство – страна сказок, чудес и волшебства. И я вас приглашаю посетить эту замечательную страну. Поскорее вспомнить русские народные сказки, и ответить на вопросы моей сказочной викторины-юморины. Вопросы для команд:

В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)

В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз – поцелуй царевны и женитьба на ней?

(«Сивка-Бурка»)

В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

(«Заячья избушка»)

Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон

(Лягушка)

Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

(«Колобок»)

Как называется деталь женского платья, в которую помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?

(«Рукава»)

Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста.

(«Пузырь»)

Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?

(игла)

Что является высочайшим достижением волшебного общепита?

(скатерть - самобранка)

Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна)

Ведущий: А такие сказки вы знаете - Мои ошибки исправляйте, сказку дружно называйте.

Ш урочка Ряба

Ш ар – птица

П олк и семеро козлят

Ко с обок

Медведь – ли л овая нога

К епка

К ошечка – хаврошечка

Сивка – м урка

Гус л и – лебеди.

(подводятся итоги)

Ведущий: Эй, ребята, встаньте в круг.

Дай же руку другу друг,

Ведь игра опять зовёт

Нас в весёлых хоровод.

Игра «Гусь, гусь, утка!»:

Считалкой выбирается водящий, он идёт за кругом. Приговаривает, указывая на каждого участника:

"Гусь, гусь, гусь, утка" - "Утка" бежит за кругом в противоположную сторону от ведущего. Кто из них вперед прибежит на свободное место, тот и выиграл.

Ведущий: А напоследок вам игра – всем понравится она. Называется она «Моргалки»: Вставайте в круг, парами как в "Раззяве". Ведущий тот, кто без пары, он стоит также в кругу. Ребята, которые стоят впереди - первые номера, позади - вторые. Вторые номера опускают голову вниз, руки за спину. Как только они чувствуют, что первый номер от них убегает к моргающему ведущему, должны успеть, нисходя с места замаять первого. Кто остался без пары, тот ведущий.

Ведущий: (подводятся общие итоги – вывод – победила дружба!)

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь,

Говорю вам: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Список литературы

Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.

Бесова М.А. Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.

Волина В.В. Этимологический словарь. М., 1994

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986.-79 с.

Сценарий игровой программы

путешествие в «Страну творчества»

Цель: развитие коммуникативных и творческих способностей у детей и подростков

Ведущий : Добрый день!

Всем бывает интересно попробовать себя в творчестве. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления.

Сегодня мы заглянем в мастерские музыкантов, художников, артистов, где у каждого их Вас будет возможность проявить себя и попробовать творить……

Мастерская музыканта

1.Необычное пение.

Ведущий:

Как правильно петь, знают все. Но иногда петь «по правильному» бывает неинтересно. Попробуйте исполнить песню (1куплет) из репертуара современных эстрадных исполнителей (на выбор), но при этом…-зажать нос пальцами; втянуть внутрь щеки; закусить нижнюю губу; про мяукать; про лаять и т.д.

2.Фортепианная импровизация

Ведущий:

Принято считать, что на музыкальных инструментах могут играть лишь те, кто долго этому учиться. Конечно, это так, но не совсем. Любой человек, если наберется смелости, может подойти, например к пианино и даже не зная нот, исполнить на нем пьесу-импровизацию. Поверьте в себя, сядьте за пианино и сыграйте произведение, которое могло бы называться……

-«Заяц»,-«Волк», «Медведь»,- «Лев»,-«Слон»

Примечание . Желательно, чтобы на каждую тему было выслушано несколько «произведений»

3.Шумовой оркестр

Ведущий:

Шумовой оркестр- любимый всеми жанр 20-30 х гг. Играть в таком оркестре можно на любых «инструментах», которые звучат: на бутылках, расческах, кухонной посуде, игрушках. В состав оркестра можно включить педагога или одного из участников, который будет играть на пианино, либо на баяне, т.е. вести музыкальную тему. Оркестр должен иметь свое лицо, отличающееся темой исполняемого произведения, костюмами, режиссурой и ….составом музыкальных инструментов. «Жанры» шумовых оркестров могут быть такими: «Веселые повара», «Магазин игрушек», «Птичий двор».

Придумайте свой «жанр» свои «инструменты».

Примечание . Создается несколько шумовых оркестров, которые после репетиции (10мин.) показывают свое мастерство.

Художественная мастерская

1.«Незаконченный рисунок»

Ведущий:

Один знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию….. И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался не законченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершить его работу. Дорисуйте картину, если известно, что первая линия, которую провел художник,-это …..

Два параллельных отрезка; -волнистая линия; -линия полукруг; -два отрезка, образующие острый угол.

Примечание : среди участников распространяется несколько вариантов незаконченных рисунков.

2. «В природе этого нет»

Посетителям «мастерской» предлагается нарисовать и необычно раскрасить не существующих в природе животных, птиц, насекомых, рыб, а затем придумать им остроумное название. По окончании работы (10мин.), устраивается выставка необычных картин.

Мастерская артиста

1.«Походка»

Ведущий:

Каждый человек обладает своей индивидуальной походкой. У одного походка гордая, уверенная, у другого- суетливая, спешащая, у третьего-вальяжная, ленивая. Попробуйте изобразить походку человека…..

Который только что хорошо пообедал;

У которого жмут ботинки;

Который неудачно пнул кирпич;

У которого начался острый приступ радикулита;

Который оказался ночью в лесу.

2. «Библейская ситуация»

Ведущий: Спасаясь от всемирного потопа, в корабле у Ноя оказались 7 пар чистых и 7 пар нечистых животных. Название животных мужского и женского пола (например: «кобыла», «жеребец», «голубь» «голубка», «свинья» , «боров» и т.д. написаны на карточках, которые при полной тишине раздаются участникам.

Задание: используя только невербальные формы общения (и не показывая карточки с текстом друг другу), найти свою пару.

3. «Изобрази без предмета»

Участникам (по желанию) предлагается, проявив воображение, проделать публично следующее:

Вдеть нитку в иголку:

Пришить пуговицу;

Наколоть дрова;

Заточить карандаш;

Перенести предмет с одного места на другое;

Развернуть и свергнуть газету;

Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой;

Разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок…..

Понюхать яблоко, апельсин, розу, лук, нашатырный спирт.

4. «Прочитай по разному»

Игрокам предлагается прочитать любой текст, например: «Однажды в студеную зимнюю пору…» щепотом; как робот; со скоростью улитки; с пулеметной скоростью; как пятилетняя девочка; с максимальной скоростью; как будто вы страшно замерзли; как будто у вас во рту горячая картошка и т.д.

Ведущий:

Всем сегодня удалось испытать «муки творчества», почувствовать процесс творческой работы. Все теперь вы осознаете, что создать новое произведение искусства очень непросто. Все шедевры рождаются в результате неимоверных, «мучительных» усилий художника. Но творчеству можно научиться, было бы желание.

До новых втреч!


Игровая программа для детей 3-4 лет «Солнышко лучистое»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Cанкт - Петербург
Описание материала: Игровая программа предназначена для детей второй младшей и средней групп детского сада. Она может заинтересовать воспитателей и родителей для проведения наблюдений и бесед на природе с детьми.
Цель: создать детям радость и хорошее настроение.
Задачи: расширить представления о солнце, формировать систему представлений о солнце, его главных функциях – светить и греть. О том, что солнце не всегда несет добро живой природе, иногда длительное пребывание на солнце вызывает ожоги на коже и солнечные удары у людей, засыхают растения на полях.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятия, но я надеюсь, оно вам очень понравится. Я хочу с вами поговорить о пользе и вреде солнца. Но для начала, хочу задать вам вопрос, на который надеюсь услышать ответ. Как вы думаете, солнышко летом, что делает?
Ответы детей.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто – то к нам стучится в дверь. Ребята, вы ждете гостей?
Ответы.
Воспитатель: Я открою дверь и посмотрю кто там.
Воспитатель открывает дверь, там стоит Солнышко лучистое.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая яркая, лучистая и солнечная к нам пришла гостья. Вы узнали, кто это?



Ответы.
Солнышко: Кто нам светит ярко, ярко? Кто нас греет жарко, жарко?
Ответы.
Солнышко: У меня в руках маленькие желтенькие кружочки, они похожи на солнышко, но им чего – то не хватает, я не могу понять чего, вы мне не подскажете?
Ответы.
Солнышко: конечно, же лучиков. Сейчас я раздам каждому ребенку солнышко и листик бумаги(белый), вы должны дорисовать или выложить из желтеньких ниточек лучики.
Солнышко: Солнышко нам улыбнется и ребенок засмеется.
Солнышко в окно заглянет, веселей детишкам станет.
Шустро дети встанут в круг и поймут, что рядом друг.
Солнышко: приглашаю всех в кружок,
Чтобы поиграть чуток.
Воспитатель: Наше Солнышко хочет с вами поиграть, оно отправляется поспать, на нашу полянку в серединку вашего кружочка. А вы внимательно слушайте слова и повторяйте движения за мной.



Солнце с тучкою опять,
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется -
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется -
В небе радуга смеется.

Солнце прячется за тучки:
Прячет ножки, прячет ручки, (дети прячут)
Прячет лучики в подушки,(ладошки сложили вместе)
Прячет щечки, прячет ушки.(спрятали щечки, ушки)
Прячет голову большую,(закрывают ручками)
И прическу золотую.(закрывают ручками)
Натянуло одеяло –(натягивают)
Нам без солнца грустно стало.(лица грустные)
Как без солнышка темно!!!
Плачет грустное окно.(делают вид, что плачут)
Плачет дуб -- ему сто лет,
Плачет бабушка и дед...
Пузыри по лужам скачут,(прыжки на месте)
На деревьях листья плачут,
Нужен лучик каждой травке,(ручки вытянули вперед)
Каждой птичке и козявке.
В поле каждому цветочку,
Лучик нужен нашей Дочке,
Чтоб по улице гулять,
С мамой за руку шагать.(берутся за руки)
Ну-ка, дождик, хватит лить!
Будем солнышко будить!(подходят к солнышку)
Эй, засоня! Хватит спать!
Солнышко! Пора вставать!
Воспитатель: Солнышко тебе понравилось с нами играть?
А может, ты хочешь, нам вопросы задать?
Солнышко: Да девчонки и мальчишки, я приготовила для вас небольшие вопросики.
- Вам нравится летнее солнышко?
- Какое оно - это Солнышко?
- Как можно ласково назвать Солнце?
Ответы детей.
Воспитатель: Солнышко, а мы с ребятами подготовили стихи, хочешь послушать?
Дети читают стихи:
Ребенок: Солнышко в окошко светит мне с утра,
Значит, в детский садик мне идти пора.
Быстро умываюсь, чищу зубы сам,
За окном весёлый слышен птичий гам.
Ребенок: С мамочкой за руку в садик я иду,
Солнце подмигнуло мне лишь одному,
Я глаза зажмурил и услышал вслед,
Как оно сказало: “Эй, малыш, привет!”
Солнышко: - Ребята, а чем можно летом заниматься?
- А в какие игры вы летом играете?
- А чтобы нам солнышко головку не напекло, что мы надеваем на голову?
- А если долго будем сидеть на солнышке, то что может случиться?
- А загадки умеете отгадывать?
Ответы.
Солнышко: Загадаю вам загадки,
Чтоб послушать ваши отгадки.



- Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
- Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура
!Что ж за радость это?
Наступило...(Лето)
- Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел.(бабочка)
- Что за чудо – красота,
Расписные ворота.
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.(радуга)
- В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдёт -
И всех разбудит.(Солнце)
Солнышко: На вопросы отвечали,
И стихи мне прочитали.
Музыку я вам включаю,
И на танец приглашаю.



Песня: Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля –ля –ля –ля -ля ля -ля-ля-ля.
Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля –ля -ля-ля-ля ля -ля!

На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки,
И танцуют бабочки-подружки,
Расцветает все кругом.

Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, быть может, встретим,
Хорошо, что дождь прошел.

Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля-ля-ля ля -ля-ля-ля.
Мы покрыты бронзовым загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром.
Лето это жаркое недаром,
Лето - это хорошо!

Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля –ля -ля-ля-ля ля -ля-ля-ля.
Ля-ля-ля ля –ля -ля,
Ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля!

Солнышко: Славно все вы потрудились.
За столы вас приглашаю,
Угощением угощаю.
А на память о солнечном лете,
Подарить я хочу вам – магнитики – солнышки.
Дома на холодильник вы их прикрепите, и ваше солнышко вас будет согревать каждый день и в любую погоду.
Вам всем желаю теплого лета,
Много света.
На солнышке вдоволь погреться,
И обо мне вспоминать.
Спасибо вам ребятишки, девчонки и мальчишки.