Поправки в ПДД запретят перевозить детей на бустерах и в адаптерах — Российская газета.

15 марта. В Ярославле состоялось заседание президиума Государственного совета под председательством Владимира Путина. Данное заседание было посвящено вопросам безопасности дорожного движения в России. На заседании обсуждались вопросы повышения безопасности дорожного движения в России, а также , которые ожидают автолюбителей.

За 2006 – 2012 года, благодаря реализации Федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения, количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 11,8%. Тем не менее, за 10 лет в ДТП пострадало свыше 3 млн человек, погибло 350 тыс. человек. Способы усовершенствования программы обсуждались на заседании.


Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что воспитание культуры вождения должно идти параллельно с . Владимир Путин отметил, что именно меры наказания помогли решить ряд проблем по стабилизации ситуации на дорогах, что в полной мере отражается в статистике. Количество погибших и пострадавших в результате ДТП пошло на убыль.

В связи с тем, что количество ДТП на пешеходных переходах не уменьшается, в 2016 году планируется ввести более жесткую ответственность водителей за нарушения ПДД на «зебре».


Для улучшения ситуации в этой области планируется сначала в столичном регионе, а затем и в регионах ввести специальные , которые будут фиксировать нарушения на пешеходном переходе и выезд за стоп-линию.

Самым распространенным дорожно-транспортным происшествием с тяжелыми последствиями остается выезд на встречную полосу движения. Наказание с лишением прав ситуацию не изменили. В связи с этим Правительство РФ планирует разработать план мероприятий по комплексному решению данной проблемы.


Прежде всего, планируется усилить профилактические меры. Во-вторых, не исключена передача полномочий по администрированию штрафов за нарушение ПДД муниципальным и региональным властям.

Третья проблема – это дорожные работы. Из-за не снижающейся аварийности на участках ремонтных работ планируется изменить порядок проведения ремонтных работ.


Для решения данной проблемы предлагается создать нормативный акт, регулирующий организацию потенциально опасных участков дороги.

Дело в том, что на большинстве участков, на которых проводятся ремонтные работы, отсутствует должное количество знаков, освещение и другие элементы, привлекающие внимание и помогающие водителю сориентироваться. Поэтому во многих местах аварийные участки становятся для водителей полной неожиданностью.

Для сравнения, за рубежом организация ремонтных работ происходит иначе. Так, в Таиланде перед опасным участком устанавливаются светофоры, которые заранее привлекают внимание водителя. Затем, ближе к опасному участку, устанавливаются различные крупные стрелки, блоки которые ярко светятся в темноте. Соответственно, водитель заранее прекрасно видит опасность, знает, с какой стороны организован объезд и т.д.

Отдельным пунктом Владимир Путин отметил необходимость полного перехода на по незначительным ДТП без человеческих жертв.


Заместитель главы МВД Дмитрий Миронов заверил, что ведомство будет готово полностью перейти на «европротокол» с 1 января 2017 года.

Справка! В настоящее время уже действует система оформления нетяжелых происшествий, в которых был причинен только материальный ущерб, и транспортное средство получило только механические повреждения, без сотрудников ДПС (по еропротоколу). Сумма возмещения по европротоколу в большинстве регионов ограничена 50 тыс. рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и Московской и Ленинградской областях сумма возмещения по европротоколу ограничена 400 тыс. рублей.

Следующая проблема, которая обсуждалась на заседание – это фальшивые страховые полисы . Владимир Путин подчеркнул, что в последнее время эта проблема приобрела массовый характер.


Четких планов по решению данной проблемы на заседании озвучено не было.

Напомним, что ранее .

Был затронут вопрос о детском травматизме.

В связи с этим планируется изменить условия перевозки детей. В частности, планируется исключить из ПДД понятие «иные устройства» применительно к удерживающим устройства для организации перевозки детей. Так как в связи с размытым термином у недобросовестных продавцов появляются возможности для продажи контрафактной и некачественной продукции.

Вконтакте

Новые поправки в Правила дорожного движения, которые вступят в силу 1 декабря 2016 года, затронут всех водителей, которым приходится перевозить детей: с этой даты автовладельцев обяжут использовать специальные детские автомобильные кресла. Это означает, что любые другие аналоги удерживающих устройств – адаптеры, бустеры, люльки – окажутся вне закона. Что стало причиной появления данного нововведения? Какие штрафы предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях за игнорирование новых норм? Почему специалисты рекомендуют приобретать автомобильные кресла для маленьких детей уже сегодня?

О перевозке детей до 12 лет

В настоящее время пункт 22.9 Правил дорожного движения обязывает осуществлять перевозку детей только при наличии в транспортном средстве штатного ремня безопасности и удерживающего устройства - специального кресла. В действующих нормативах чётко указывается и возраст пассажира, которому необходимо предоставить специальное сидение или его аналог – до 12 лет. Составители ПДД формулировали данное правило, исходя из рекомендаций автопроизводителей, которые всегда подчёркивали, что штатные ремни безопасности в любом автомобиле в состоянии демонстрировать должную эффективность только при росте пассажира свыше 150 см. В противном случае диагональная часть ремня не сможет фиксироваться строго посередине грудной клетки, что автоматически делает защиту бесполезной. А поскольку такого роста среднестатистический ребёнок достигает в 12-летнем возрасте, то эта цифра и была использована в правилах. Благодаря специальным удерживающим устройствам, устанавливаемым на переднее или заднее сиденье, ребёнка удаётся приподнять ровно настолько, чтобы ремень располагался на его груди наиболее оптимальным способом. Почему же законодатели решили запретить большинство приспособлений, оставив владельцам транспортных средств возможность выбирать лишь среди полноценных детских автомобильных кресел? Исследования специалистов в сфере безопасности, проведённые совместно с представителями Центра испытаний Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, показали, что почти 80% всех удерживающих устройств, предлагаемых на рынке сегодня, не соответствуют стандартам и даже с использованием ремня не обеспечивают защиту маленьких детей при ДТП. Другими словами, этим приспособлениям, которые производятся без какой-либо сертификации, попросту нельзя доверять жизнь ребёнка. Тесты показали, что бустеры и адаптеры не дают никакой защиты ни при лобовых или боковых ударах, ни при опрокидывании автомобиля на крышу.

По результатам испытаний вердикт специалистов был однозначен: обеспечить безопасность перевозки детей в состоянии только полноценные автомобильные кресла (со спинкой, подлокотниками, боковыми упорами, дополнительными ремнями), спроектированные специально под пассажиров ростом до 150 см.

Как перевозить детей в автомобиле с 1 декабря 2016 года?

Уже 1 декабря 2016 года инспектора ГИБДД начнут штрафовать водителей, осуществляющих перевозку детей с нарушениями новых норм, которые, как ожидается, появятся в пункте 22.9 Правил дорожного движения. В них будет содержаться требование использовать специальное детское автомобильное кресло, которое должно фиксироваться штатными ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства. Такое кресло допускается устанавливать и на заднее, и на переднее сиденье. Отдельно стоит сказать о времени ввода новых правил, касающихся перевозки детей. Чиновники выбрали дату 1 декабря неслучайно, поскольку с началом зимнего периода обстановка на дорогах традиционно становится более сложной. Обледенение дорожного покрытия, снежные заносы и сугробы, короткий световой день – при таких условиях количество аварий увеличивается в разы.

Штрафы ПДД за неправильную транспортировку детей

Перевозка детей на переднем или заднем сиденье без специального автомобильного кресла, зафиксированного штатными ремнями безопасности, повлечёт за собой штраф в 3000 рублей. Такая ответственность предусмотрена п. 3 ст. 12.23 КоАП в отношении нарушивших ПДД физических лиц. В нормативном акте указаны штрафные санкции и для юридических лиц – штраф 100 тысяч рублей, и для должностных лиц – штраф 25 тысяч рублей.

Перевозить ребёнка старше 12 лет также следует по правилам: обязательное использование штатных ремней безопасностей и на переднем, и на заднем сиденье. Отметим, что штраф 3000 рублей будет выписан и тем автовладельцам, кто перевозит ребёнка в специальном кресле, установленном вне автомобильных сидений (например, в багажнике или размещённом на полу).

Какое автокресло купить?

Следует понимать, что доверять жизнь ребенка сомнительным приспособлениям опасно. Гарантированную защиту при перевозке детей обеспечит только полноценное кресло, подобранное под возраст малыша. При этом нелишне учесть ещё один важный момент: уже с декабря месяца спрос на детские автокресла значительно возрастёт, что неизбежно вызовет рост цен на подобные удерживающие устройства. Это означает, что автомобилистам, имеющим маленьких детей, стоит позаботиться о приобретении данного аксессуара уже сегодня!

Водителей-родителей ждут новые траты

Все дешевые и доступные детские автомобильные удерживающие устройства, кроме дорогих и сертифицированных автокресел, попали под запрет. По поручению президента с декабря 2016 года любые устройства, не выглядящие как кресло, приведут водителей-родителей к серьезным штрафам.

Согласно поручению Путина правительству на недавнем заседании Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в РФ к 2016 году законным останется лишь один вариант перевозки детей в автомобиле - в детских креслах. Регламентируется этот вопрос пунктом 22.9 Правил дорожного движения, и пока в нем еще существует второй легальный вариант - в законе он формулируется как «перевозка с использованием иных фиксирующих средств». Этими средствами являются популярные сегодня у небогатых россиян специальные адаптеры штатного ремня безопасности, которые понижают его уровень, чтобы лямка не ложилась ребенку на горло, а также так называемые бустеры, или «подпопники», делающие то же самое - приподнимающие ребенка на сиденье, чтобы ремень безопасности пристегивал его корректно. Сегодня эти средства пока еще законны и популярны потому, что спецкресла для многих реально дороговаты. Однако ряд специалистов от автоиндустрии и сферы безопасности инициировали изменение законодательства, чтобы все устройства для перевозки детей кроме специальных и, что важно, сертифицированных кресел попали под запрет. И наградой лоббистам за изменения в ПДД стал почти монопольный контроль над системой сертификации детских кресел, через которую будут обязаны проходить ВСЕ кресла, продаваемые в стране…

Нами разработаны поправки в ПДД, которые исключают нынешнюю неудачную формулировку, допускающую использование помимо специальных кресел так называемых иных устройств, сущность которых неясна, и под их видом продается множество некачественных и опасных товаров, - говорит член рабочей группы Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения Наталия Летова . - В итоге президент поручил МВД внести изменения в Правила дорожного движения.

Мы протестировали массу имеющихся на нашем рынке разнообразных детских удерживающих устройств с использованием специального стенда-катапульты, где закрепляется испытательный детский манекен с датчиками и который разгоняют на 50-метровой дистанции до скоростей имитации ДТП, - рассказывает заместитель генерального директора ФГУП НАМИ Денис Загарин . - Во всех случаях мы отметили опаснейшие травмы грудной клетки, внутренних органов, головы!

С одной стороны, внедрение полноценного и сертифицированного и запрет всего остального выглядит здраво - в сфере транспортной безопасности шутки неуместны. Но запрет коснется ВСЕХ разновидностей удерживающих устройств, тогда как даже Красный Крест, плотно изучавший опыт использования таких устройств в России, не скрывает, что в определенном возрасте применение адаптеров ремня или бустеров допустимо - рослое чадо 5–7 лет можно достаточно эффективно пристегивать штатным ремнем с адаптером, понижающим уровень верхней лямки ниже горла. Ведь какой бы ни была конструкция детского кресла или иного удерживающего устройства любого другого вида и рода, главным элементом все равно является и остается штатный автомобильный ремень безопасности - именно он держит, а адаптер лишь корректирует форму! Поэтому, собственно, такие устройства российского производства и получают регулярно сертификационное одобрение. Устройства эти дешевые и отечественные, а кресла - дорогие и импортные… А институт НАМИ, инициировавший поправки, запрещающие адаптеры ремня, что любопытно, является обладателем одного из двух в стране сертификационных стендов для тестирования кресел (второй находится на АвтоВАЗе)! В общем, заинтересованность налицо, запрещающие правки приняты, а вот однозначная опасность адаптеров ремня в любом возрасте - по-прежнему под большим вопросом…

Справка "МК"

Сегодня в специализированных креслах необходимо перевозить детей до 12 лет включительно. Но при достижении роста 150 см ребенка возрастом младше 12 лет уже можно возить без дополнительных устройств - пристегивая его штатными ремнями безопасности автомобиля.

Не все мамы и папы осознают, что отнюдь не погремушки и ползунки являются самой важной покупкой перед рождением ребенка. В 2015 году дети становились участниками каждого десятого ДТП в России. В этом году показатель снизился на 9,2%, однако цифры по-прежнему устрашают: за 8 месяцев 2016 года на дорогах нашей страны погибло 267 и пострадало 6572 ребёнка-пассажира.


Штатные системы безопасности автомобиля не рассчитаны на защиту самых маленьких участников дорожного движения, а потому дети гораздо сильнее страдают в авариях, чем взрослые. Снизить риск травмы помогают детские удерживающие устройства (ДУУ), однако, практически 30% родителей все еще пренебрегают их приобретением.

По данным центра изучения общественного мнения ВЦИОМ, среди тех россиян, которые имеют детей до 12 лет и владеют детскими удерживающими устройствами или планируют приобрести их, большинство считают, что хорошо осведомлены о том, как отличить качественное ДУУ от некачественного. Однако как показывает практика, излишняя самоуверенность родителей в этом вопросе имеет весьма печальные последствия.

Как все начиналось

Запрет перевозки детей до 12 лет в автомобилях без использования удерживающих устройств появился в 2007 году, но даже спустя пять лет более половины родителей вместо покупки автокресел предпочитали платить штрафы. Летом 2016 года процент автомобилистов, использующих эти средства, достиг своего исторического максимума - сегодня 71% мам и пап владеют автокреслом или другим удерживающим устройством. Этот показатель далек от совершенства, но и для его достижения понадобились серьезные усилия.

На протяжении последних пяти лет тематика использования детских автокресел находится в центре внимания общественности. Так, начиная с 2012 года в России реализуется широкомасштабный социальный проект "Автокресло - детям", над которым работает российская Госавтоинспекция совместно с экспертным сообществом и общественными организациями. В рамках кампании на федеральных и региональных телеканалах транслировался рекламный ролик, размещались билборды, была запущена реклама на радиостанциях. Проблема обсуждалась в ток-шоу на федеральных каналах, на сайте проекта дети и родители могли поиграть в полезные онлайн-игры и принять участие в конкурсах, а в десяти городах России прошли акции "Сокровища Кресландии". Наиболее решительные меры предпринимали работники родильных домов, которые перед выпиской проверяли наличие у родителей автолюльки для младенца.

Вопросу перевозки детей посвящён также проект "Детство без опасности", в ходе которого экспертный центр "Движение без опасности" при поддержке Минздрава и ГУОБДД МВД России с февраля 2015 г. проводит информационные тренинги для будущих матерей в Федеральном перинатальном центре им. В.И. Кулакова. На здоровье маленьких пассажиров обратили внимание также в социальной программе "На встречу безопасности", стартовавшей осенью в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. По рекомендации Минздрава региональным представительствам информация об использовании ДУУ размещена на стендах в детских поликлиниках, женских консультациях, роддомах и перинатальных центрах всей страны.

В результате таких мероприятий детский травматизм на дорогах снизился, однако проблема засилья контрафактной продукции на рынке специальных удерживающих устройств стоит по-прежнему остро. Пагубное стремление родителей сэкономить приводит к тому, что большинство детей, сидя на пассажирском кресле автомобиля, ежедневно рискуют здоровьем.


Автокресло, бустер или адаптер?

Самыми безопасными и эффективными являются автокресло и автолюлька (для детей до одного года). Практически на 80% снижает риск травмы и положение детского автокресла - минимум до четырех лет ребенок должен сидеть против направления движения.

На выбор типа детского автокресла, в первую очередь, влияет рост и вес ребенка. В 2007 году на основе расчетов Всемирной организации здравоохранения для того, чтобы помочь родителям в выборе, было разработано пять категорий:

0 (для малышей, массой менее 10 кг),
0+ (13 кг),
I (9 - 18 кг),
II (15 - 25 кг),
III (22 - 36 кг).

Помимо автокресел на рынке присутствуют и другие типы удерживающих устройств. Например, бустеры (сиденья без спинки), а также накладки на ремни, позволяющие слегка сдвинуть ремень вниз, чтобы он имел более правильное расположение на теле ребенка.

Производители бустеров и накладок позиционируют свой товар в качестве дешевой альтернативы детскому автокреслу. Однако данные приспособления не учитывают все физиологические особенности ребенка, а потому не обеспечивают должный уровень безопасности и, напротив, иногда могут даже навредить маленькому человеку.

Зачастую бустеры производят из пластика низкого качества или пены, которая раскалывается пополам во время ДТП. Мало того, что при столкновении такое "удерживающее устройство" не в состоянии поглотить силу удара, скорее всего, ребенок будет серьезно травмирован его осколками. Бустеры, состоящие из металлической основы, полиуретана и мягкой прослойки, считаются более крепкими, но смогут обезопасить только взрослых детей, самым маленьким пассажирам они не подходят. Кстати, в развитых странах использование бустеров категорически запрещено, так как отсутствие спинки и должной фиксации ставит под угрозу здоровье и безопасность ребёнка.

Не может быть речи и о покупке адаптеров, которые опускают диагональную и поднимают нижнюю лямку базового ремня безопасности. При использовании этого псевдоаналога детского автокресла вся нагрузка уходит на грудную клетку, и при аварии ребенок получает серьезные повреждения внутренних органов. Примечательно, что за установку таких устройств в некоторых странах предусмотрено наказание вплоть до лишения водительских прав.

Вместе с тем, даже покупка автокресла не является гарантией безопасности вашего ребенка. По данным экспертного центра "Движение без опасности", 80% детских автокресел, ввезённых в Россию в 2015 году, импортированы из КНР. Большинство из них не соответствуют обязательным требованиям безопасности и не гарантируют ничего, кроме формальной возможности уйти от штрафа. Это подтверждают результаты ряда специальных проверок. При производстве в них используются некачественные материалы и пластмассовые крепежи, поэтому в случае ДТП ребенок получает ещё более серьёзные травмы, чем без автокресла вообще.

Законодательным регулированием в этой сфере озаботились на самом высоком государственном уровне. Важность вопросов детской безопасности обозначил Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании президиума Госсовете по безопасности дорожного движения в марте этого года. В августе проблемы регулирования пассажирских перевозок детей были вынесены на обсуждение в формате Открытого правительства на совещании у министра Михаила Абызова. Правительство обратило внимание на необходимость совершенствования процедуры сертификации ДУУ и подготовки методических материалов для помощи родителям в выборе автокресла. По итогам встречи министр подготовил ряд поручений.

"Из ПДД предлагается исключить возможность использования для перевозки детей "иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства", которые не обеспечивают должный уровень защиты ребёнка. И, более того, с высокой вероятностью усугубляют последствия ДТП для ребёнка по сравнению со штатными ремнями безопасности, используемыми для фиксации ребёнка без каких-либо дополнительных приспособлений", - сообщил замначальника ГУОБДД МВД РФ Владимир Кузин. - "До 7 лет детей по-прежнему в обязательном порядке нужно перевозить в машине только в автокресле. Новые поправки допускают также, что в возрасте от 7 до 11 лет ребёнок, если он по своим физиологическим параметрам уже не помещается в автокресло и сидит сзади, сможет пристёгиваться при помощи обычных ремней безопасности. Требования к использованию ДУУ сохранятся, если такого ребёнка посадят на переднее сиденье".


Дорогой прибор?

Порой родителей останавливает и дороговизна изделия, однако как заметил руководитель травматолого-ортопедической службы Морозовской ДГКБ Размик Кешишян "сэкономленная тысяча рублей приведет к большой трагедии". Иногда родители также сталкиваются с проблемой выбора и, не разобравшись в вопросе, вместо качественных кресел приобретают их некачественные аналоги.

"Подбор кресел для ребенка очень важен. С моей точки зрения, есть определенные критерии, от которых следует отталкиваться. В первую очередь, должно быть анатомически правильное соотношение ребенка и детского кресла. Второе, должен регулироваться наклон подголовника. И, в-третьих, ребенок должен надлежащим образом фиксироваться. Еще лучше, когда для маленьких детей есть специальное положение для сна. Если в кресле присутствуют специальные приспособления, с помощью которых оно пристегивается к сиденью, то это хорошо, надежно. И, конечно, кресло не должно быть очень громоздким, оно должно быть легким, но это не значит, что оно конструктивно легко повреждается", - делится секретами выбора детского кресла Размик Арамович.

Кроме того, доктор медицинских наук обратил наше внимание на то, что "бывают такие аварии, что даже кресла не помогают". "К сожалению, идеальных кресел нет. Все зависит от скорости, от автомобиля и фиксации кресла", - пояснил Размик Арамович.

Как проверить приспособление? Как убедиться, что поставщик этих изделий надежен? "Сведения об организации можно найти достаточно оперативно, кроме того, вы можете просто пощупать кресло руками. Стоит также обратить внимание на маркировку, которая есть на самом кресле, например, посмотреть, есть ли там специальная маркировка пройденных испытаний", - поясняет Агре.

Президент Экспертного центра отметила также, что проблема низкокачественных детских удерживающих устройств значима не только для нашей страны. Многие государства, так же, как и Россия, до сих пор опираются на Женевское соглашение 1958 года, по которому они обязуются принимать единые международные сертификаты качества ДУУ. При этом далеко не все устройства, имеющие международный сертификат, способны обеспечить безопасность ребёнка.


Новая волна изменений

Потенциальные поправки в ПДД были размещены на Едином портале для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Согласно документу, скоро бустеры и адаптеры окончательно уйдут в прошлое - нововведения исключают возможность использования "иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства".

Изменения обязывают родителей малышей до 7 лет отказаться от аналогов и использовать в качестве удерживающего устройства исключительно автокресла. Для детей с 7 до 11 лет предусмотрена возможность пристегиваться обычными ремнями безопасности, но лишь в том случае, когда они по своим физиологическим параметрам уже не помещаются в автокресло и сидят сзади.

По поручению министра Открытого правительства Михаила Абызова Росстандарт готовит к 30 сентября предложения в Правительство о проведении внеплановых проверок производителей и импортёров детских автокресел и удерживающих устройств. К 15 октября ведомству совместно с Минпромторгом, ФТС, Росаккредитацией и Роспотребнадзором предстоит продумать механизм прекращения производства и импорта некачественных детских кресел, выявленных в ходе контрольных мероприятий.

Среди других указаний министра - разработать возможность оплаты детских удерживающих устройств с помощью средств материнского капитала и создания реестра добросовестных производителей, разработать механизм отзыва с рынка некачественной продукции, а также подготовить профилактические и просветительские материалы.

Однако, к сожалению, ни один закон не в состоянии заставить родителей быть ответственнее и внимательнее. Несмотря на активность политиков и последнюю законотворческую инициативу, обеспечение дорожной безопасности малышей является, в первую очередь, личным делом их родителей.

Материал подготовлен в рамках