Перспективное планирование «Творческая мастерская» (средняя группа). Интегрированное занятие по художественному творчеству и окружающему миру в средней группе доу Художественная деятельность в детском саду средняя группа

Дети пятого года жизни - маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми. Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают. В работе со средними дошкольниками важно организовать идеальные условия для активного воплощения познавательных и исследовательских навыков в игре.

Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников

Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности. Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.

В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей

Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников - формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей. При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность

Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица

Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.

Возрастные особенности средних дошкольников Постановка задач самостоятельной деятельности
Повышенная степень любознательности. Ребёнка пятого года жизни легко увлечь каким-либо предметом или процессом, поэтому воспитатель побуждает к поиску новой информации. Расширение представлений о предметах и их свойствах через игровую (дидактические игры), познавательно-исследовательскую (изучение наглядного материала, проведение наблюдений, экспериментирование) деятельности.
Ведущая форма деятельности - игра. Дошкольники среднего возраста самостоятельно играют в свободное время перед завтраком, на прогулке, на досуге после тихого часа. Недопустимо пресекать игровую деятельность, важно разнообразить её, инициировать познавательную и развивающую направленность. Развитие самостоятельного построения плана игры.
Формирование простых социальных компетенций через сюжетно-ролевые игры.
Создание дружеской атмосферы в коллективе.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов. Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения.
Развитие способности доводить задуманное до конечного результата.
Формирование способности к самоанализу и оценке выполненных действий.
Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. Совершенствование навыков устной речи, через коллективные беседы познавательной направленности.
Развитие умения чётко формулировать вопросы, высказывания.
Обучение культуре диалога.
Воспитание способности спокойно и положительно воспринимать конструктивную критику и советы сверстников.
Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практической работе разнообразные материалы (бусины, пуговицы, песок, глина, бумага, пластилин, краски) и инструменты (увеличительные стёкла, лопатки, кисти, стеки и др.). Совершенствование способности самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения творческой задумки.
Знакомство со способами починки одежды (пришивание пуговиц, ремонт бельевого шва).
Закрепление навыка шнуровки и обращения с различными застёжками.
Возникает интерес к профессиональной принадлежности людей. Средние дошкольники любят наблюдать, как работают взрослые. Они стремятся оказать посильную помощь в трудовой деятельности. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду через простые поручения.

Формы организации предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе - это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.

  • Центр науки, уголок исследований. Место для применения и развития познавательно-исследовательских способностей детей. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Уголок исследований периодически должен обогащаться макетами или небольшими выставками, приуроченными к мероприятию в детском саду (ко Дню космонавтики, Неделе экологии, Международному дню чая и др.) или связанными тематикой с занятиями НОД: «Строение айсберга», «Доисторические животные», «Экзотические фрукты», «Космический корабль». В центре науки должно быть организовано рабочее место (стол или парта) для практического экспериментирования, проведения опытов с предметами и веществами. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности.

    Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием

  • Книжный центр, библиотечный уголок. Это вариант центра знаний. В век всевозможных гаджетов и Интернета важно научить ребёнка поиску информации при помощи печатных источников. Для воспитанников средней группы в книжном уголке должны подбираться издания с плотными (в т. ч. картонными) страницами, яркими иллюстрациями.

    Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации

  • Центр игровой деятельности. Здесь находятся стеллажи с развивающими играми (головоломками, ребусами, настольными играми), костюмы для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и куклы. Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).

    Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей

  • Центр художественно-эстетической деятельности, уголок искусства. Может быть сформирован в рамках различных художественных направлений: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, создании аппликаций, в т. ч. мозаики), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей - детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты - погремушки, ксилофон, бубен, трещотки, колокольчики, кастаньеты, балалайка и др.).

    В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей

  • Центр физической активности, спортивный уголок. Следует стремиться сделать уголок не просто местом хранения спортивного инвентаря для упражнений и подвижных игр. Спортивный уголок можно дополнить изображениями олимпийской символики, плакатами по летним и зимним видам спорта, фотографиями с весёлых стартов и соревнований в детском саду, грамотами о спортивных достижениях воспитанников.

    Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников

  • Центры экологического воспитания прививают детям любовь к природе, бережное отношение к представителям растительного и животного мира. В уголке природы средние дошкольники проводят наблюдения и формируют представления об особенностях ухода за растениями, выполняя простые трудовые поручения (полив, увлажнение листьев, рыхление). Пространство в уголке дополняется информационными плакатами об особенностях времён года, видах животных и птиц, деревьев и цветов.

    В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними

Виды самостоятельной деятельности в средней группе

Вид самостоятельной деятельности Варианты реализации самостоятельной деятельности
Игровая Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в ней дети воссоздают модель мира, всё новое, что они узнают, сразу включается в тематику игр. У детей пятого года жизни начинает формироваться интерес к сюжетно-ролевым играм, в которых они формируют элементарные социальные компетенции. В средней группе преобладают игры по семейной теме («Дочки-матери», «Семейный ужин») и представлениям о профессиях («Шофёры», «Строители», «Поликлиника», «Повара», «Продуктовый магазин»). Среди дидактических игр детей 4–5 лет привлекают направленные на выполнение заданий с кубиками и пирамидками («Построй башенку по образцу», «Собери пирамидку, чтобы получился маяк»), решение простых головоломок («Помогу зайчику добраться до морковки», «Сделай так, чтобы в ведёрках оказалось равное количество яблок»).
Познавательно-исследовательская При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети узнают новое о предметах и их свойствах. В среднем возрасте исследование иногда возникает стихийно: ребёнка может заинтересовать какой-либо объект во время игровой или творческой деятельности, и возникнет мотивация к опытной деятельности с ним. Например, рисуя, у ребёнка случайно получился новый оттенок, когда два цвета краски смешались на листе, тогда ребёнок начинает экспериментировать на палитре с красками различных цветов.
К пятому году жизни всё чаще наблюдаются осознанные исследования. Дети проводят наблюдения в уголке природы, научном центре, на прогулке и проводят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят.
Художественная Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанных на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения.
Художественно-речевая Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывание ребятами театрализованных сценок, диалогах. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержания мультфильмов. У некоторых детей имеется желание имитировать речь персонажей (не только по интонации, но и стилистически), рифмовать строки. Развитие художественно-речевых способностей детей происходит по мере обогащения их опыта. Инициируют самостоятельную деятельность в этой области чтение литературных произведений на досуге, привлечение малых форм устного народного творчества в качестве мотивирующего начала занятий НОД (загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки, заклички), заучивание стихотворений к праздникам.
Продуктивная Первые творческие работы детей отражают первоначальные представления о предметах. Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов - один из любимых видов деятельности дошкольников на досуге. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. У детей 4–5 лет возникает желание не только нарисовать или слепить, но сделать это привлекательно, украсить работу дополнительными элементами. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ: нитки, бусины, пайетки, наклейки, природный и бросовый материал, пуговицы, камешки, ракушки, ленточки, открытки, блёстки.
Трудовая, в т. ч. самообслуживание Трудовая деятельность в среднем дошкольном возрасте выражается в оказании посильной помощи взрослым: участие в уборке помещения и участка группы на территории детского сада. Желание самостоятельно следить за чистотой и устранять несовершенства возникает по мере воспитания у ребёнка уважения к чужому и своему труду, ответственного отношения к просьбам. Детям пятого года жизни можно давать несложные поручения: «Помоги вымыть кисточки после занятия», «Вытри за собой стол», «Проследи, чтобы после игры кубики были убраны в коробку».
Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания в правильной последовательности, культуре приёма пищи. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого.

В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников

Мотивирующее начало занятий

Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель. Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам. Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.

Мотивирующее начало занятия Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников
Проведение познавательной беседы.
- Ребята, есть ли какой-то порядок действий, выполняемый перед сном?
- Да.
- Вспомним порядок действий.
- Переодевание в пижаму/ночную рубашку, туалет, умывание, чистка зубов, душ, разобрать кровать, лечь.
- Так нужно действовать ежедневно?
- Да.
- Для чего нужно соблюдать этот порядок?
- Это правильная организация времени, соблюдать личную гигиену обязательно.
Игра с куклами или игрушками на повторение алгоритма приготовления ко сну «Спокойной ночи, малыши!».
Чтение стихотворений, загадок.
Воспитатель загадывает детям загадки о посуде и столовых приборах. Зачитывает стихотворения про посуду из иллюстрированной книги.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: изучение тематических плакатов «Посуда», иллюстраций в книге, которую читал воспитатель, рассматривание мини-выставки.
Игры с куклами и игрушками «Чаепитие у кукол», «Готовим обед».
Повторение гимнастики «Помощники», речёвки с движениями «Моем посуду».
Привлечение наглядного материала.
Воспитатель предлагает детям изучить макет плавучего айсберга.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: рассматривание плаката про Северный полюс, его обитателей, изучение модели ледокола.
Подвижные игры «Пингвины на льдине», «Пингвины и медведь», «Северные олени».
Игры с фигурками северных животных (белые медведи, тюлени, моржи, песцы, пингвины, поморники, северные олени).
Продуктивная деятельность: рисование картинок на тему «Северный полюс».
Создание сюрпризного момента.
В группу приходит подарок - набор для игры в боулинг: кегли и шар. Воспитатель предлагает ознакомиться с правилами игры.
Дети играют в боулинг в спортивном уголке, учатся следовать правилам игры, соблюдать очерёдность, радоваться успехам товарищей.
Включение в игровую ситуацию.
Дети просматривают видеописьмо от жителей острова Чунга-Чанга, они рассказывают о том, как весело они провели выходные в морском путешествии. В подарок ребятам островитяне прислали кораблик и всё необходимое для путешествия (форму матросов, карту, бинокли, подзорную трубу, компас).
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Матросы».
Подвижные игры «Море волнуется - раз!», «Кораблики и ветер».
Продуктивная деятельность: рисование острова Чунга-Чанга и его обитателей, морского путешествия на кораблике.
Создание проблемной ситуации.
В гости к ребятам приходит Снегурочка, она печальна. Ребята спрашивают девочку, что случилось, какая беда. Снегурочка отвечает, что по пути к детскому саду зацепилась бусами за ветку дерева. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Снегурочка собрали их, но на морозе бусинки покрылись льдом.
Снегурочка ставит на рабочее место в уголке исследований миски с кубиками льда, в которых находятся бусины.
Опытная деятельность по освобождению бусинок: растапливание льда.
Продуктивная деятельность: рисование портрета Снегурочки в нарядных бусах.
Игровая деятельность с куклой Снегурочки.

Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют

Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.

Презентация «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС»: видео

Самостоятельная деятельность детей на досуге: видео

Игровая деятельность на прогулке: видео

Сюжетно-ролевые игры в средней группе ФГОС: видео

Сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный вокзал»: видео

Режимные моменты: умывание, завтрак, одевание: видео

Дежурство в столовой: видео

Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).

Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача - оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).

Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».

Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт - последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы - инструкция в картинках по уходу за растениями.

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе - таблица

Тема по самообслуживанию Воспитательные и обучающие задачи
«Приём пищи» Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан.
Формирование умения разрезать пищу при помощи вилки и ножа.
Закрепление умения намазывать масло на хлеб при помощи ножа.
Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.
Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить повара за вкусную еду.
«Соблюдение правил гигиены» Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть.
Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками.
Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате.
Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела.
Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек - убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу.
Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.
«Одевание и раздевание» Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик.
Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки.
Закрепление умения работать с различными видами застёжек.
Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу.
Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви.
Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц.
Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду).
Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать.
Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом.
Развитие умения менять постельное бельё.
Помогать нянечке в уборке помещения.

Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья

Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея

Мнемокарта по сервировке находится находится в уголке дежурных по столовой Использование мнемокарты развивает мыслительные способности детей и развивает их память Порядок обязанностей дежурного показан наглядно Напоминание по последовательности одевания перед летней прогулкой Схема с алгоритмом может быть размещена в туалетной комнате

Таблица: конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе (Продолжать прививать навыки самообслуживания у дошкольников. Задачи Образовательные: продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды); учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот;
Развивающие: развивать наблюдательность к своему внешнему виду, умение следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
Воспитательные: воспитывать опрятность у детей, аккуратность, трудолюбие. Методы и приёмы Игровой момент, вопросы, пояснение, объяснение, рассказ, беседа, похвала Оборудование Кукла Света. Ход занятия (Дети постепенно просыпаются.)
Воспитатель: Ребята, встаём, заправляем постель, делаем это аккуратно, не спеша. Те, кто заправил постель, вы можете помочь своему другу, если он нуждается в помощи.
(Дети выходят в приёмную комнату.)
Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Света. (Кукла одета неправильно, вокруг неё лежат вещи.) Посмотрите, все ли так? Может, Света что-то неправильно надела?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, она надела всё наоборот. А посмотрите вокруг неё лежат вещи в беспорядке. Правильно ли это?
Ответы детей.
Воспитатель: А как нужно обращаться с вещами? Верно, нужно аккуратно складывать их в шкафчик. А теперь давайте покажем нашей кукле, как правильно нужно одеваться. Что сначала надеваем?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, сначала надеваем колготки, затем шорты или юбочки, после надеваем футболки. Следим, чтобы вещи были надеты правильно, обувь надеваем внимательно, смотрим, на какую ножку обувается сандалию. Кукла Света смотрит на вас и учится, как нужно одеваться. Молодцы! Всё показали кукле верно. А сейчас пойдём куда, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, мы пойдём в умывальную комнату, ведь после сна, перед полдником мы всегда моем ручки и умываемся. (Дети идут в умывальную комнату).
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно правильно умываться, расскажите порядок действий.
Ответы детей.
Воспитатель: Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струёй воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки.
Воспитатель: Молодцы! Помыли ручки, умылись. А теперь идём за стол, за столом спинку держим ровно, ножки вместе, молча едим. Приятного аппетита!

Временной план занятия по самообслуживанию - таблица

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая деятельность Подведение итогов
«Праздничный обед» 1 минута Проблемная ситуация.
В игровой зоне стоит кукольный стол и стульчики, рядом стоит кукла Алёнушка и плачет: ей сегодня встречать гостей на праздничный обед, а она не знает, как правильно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы.
3–4 минуты
Проговаривание последовательности сервировки обеденного стола.
2 минуты
Танцевальная активность под аудиозапись песни «Мишка с куклой бойко топают».
2 минуты
Сервировка стола кукольной посудой, рассаживание кукол за столом.
10 минут
1 минута
«Разложим по местам» 1 минута Создание игровой ситуации.
Во время досуга в группу врывается Дух беспорядка, он меняет местами предметы в шкафах, составляет цветочные горшки на пол, разбрасывает инвентарь из спортивного уголка, сбрасывает покрывала с кроватей.
3 минуты
Проведение беседы о важности соблюдения порядка в помещении и личных вещах.
2 минуты
Подвижная игра «Найди себе пару».
3 минуты
Наведение порядка в помещении группы.
10 минут
1 минута
«Дежурство в уголке природы» 1 минута Сюрпризный момент.
В группу приходит посылка и письмо от Зелёной феи, она просит ребят научиться заботить о растениях в живом уголке, потому что на земле так много деревьев и цветов, она не успевает следить за всем, а ребята такие ответственные. В подарок для детей Зелёная фея прислала набор леечек, грабелек и пульверизаторов.
4 минуты

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Интегрированные задачи:

Познание: Дать детям представление о Красной книге, расширять знания детей о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу, Закрепить знания детей о елке. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой елке и поэтому их надо беречь. Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Коммуникация: Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, отгадывать загадки, выразительно читать стихи, правильно выговаривать все звуки.

Художественное творчество: Закреплять приемы аккуратного наклеивания, развивать чувство ритма и чувство цвета.

Труд: Воспитывать желание начатое дело доводить до конца, стремление делать его хорошо.

Музыка: Продолжать развивать музыкальное восприятие, воспитывать устойчивый интерес к музыке.

Материал и оборудование: Красная книга, набор демонстрационных картин по теме «Деревья», альбомный лист, трафареты елок, простой карандаш, клей, кисточки для клея, елочные иголки, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулки за елками, чтение и разучивание стихов, разучивание песен о елке.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Что за стройная девица,

Не швея, а мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка).

Воспитатель: Правильно, ребята, значит, мы сегодня будем говорить о елке. Посмотрите на доску, там очень много деревьев и среди них есть елка. Кто выйдет и покажет ее? Как вы узнали елку? Какая она? (ответы детей).

Воспитатель: Елка – очень красивое, нарядное дерево. «Наряд» у них из иголок и сама елка похожа на пирамиду. По этим признакам елку легко отличить от других деревьев. А что есть у елки, какие части? (Есть ствол, покрытый коричневой корой, есть верхушка, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу, все ветви покрыты зелеными, жесткими, колючими иголкам, есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте).

(Кто-то стучится в дверь. Заходит почтальон Печкин).

— Здравствуйте, это детский сад? Группа «Звездочка»? Вам пришло письмо? Получите, пожалуйста, и распишитесь. (Воспитатель берет письмо, расписывается, и почтальон Печкин уходит).

— Ребята, послушайте, какое письмо пришло к нам. В письме написано, что елки, которые растут в лесу взволнованы и переживают о том, что скоро новый год, и они боятся, что их всех срубят. Лесные елки просят о помощи.

— Ребята, поможем нашим лесным красавицам? Можно рубить елки? Почему нельзя? (Елочка живая. Если мы ее спилим, она засохнет и умрет, и не будет такой красавицы)

Правильно, ребята. Нельзя рубить деревья. Они живые как и мы, они так же растут, дышат, питаются. Мы их должны охранять. Есть такая книга, она так и называется Красная книга. Как вы думаете, почему она красного цвета? Красный цвет как сигнал светофора, предупреждает людей, что многих животных и растений осталось очень мало, и их нужно спасать. Мы, ребята, с вами должны охранять все растения и животных, которые попали в эту книгу. Когда мы их встретим в лесу, на лугу или на речке, или у нас на участке детского сада, скажем им: «Мы вас не будем обижать». Вот послушайте стихотворение Б. Дубровиной:

Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели.

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери.

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Физкультминутка.

Лес, в нем ель растет большая,

Да красавица какая!

Эту елку мы покажем,

Если пальчикам прикажем:

Ну – ка, пальчики, сцепляйтесь,

Меж собой переплетайтесь.

И как ветки развернитесь,

Вниз, к земле вы наклонитесь!

Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем делать плакаты о бережном отношении к елке. Эти плакаты мы развесим в разных местах, чтобы люди видели. Эти плакаты будут призывать людей к бережному отношению к елкам. Посмотрите, у вас на столах лежат трафареты елок. Их нужно обвести на альбомном листе простым карандашом, потом нанести клей и приклеивать елочные иголки, прижимать салфеткой. Лишние иголки встряхнуть на поднос. (Воспитатель показывает образец, объясняет и показывает этапы работы).



(Под тихую музыку дети выполняют работу. Готовые работы выставляют на мольберте)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что важного, интересного вы узнали? Мы сегодня с вами сделали хорошее дело. Помочь лесу, призвать людей самовольно не рубить деревья – это очень хороший поступок, защита природы.

Ахматнабиева Рауля Масхутовна

воспитатель, Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка Детский сад №7 «Улыбка» города Бирска

г. Бирск, республика Башкортостан, Российская Федерация.

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Игра - это работа ребенка, а игрушки - его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями. Важно также чтобы у ребенка было свое пространство, где он смог бы играть самостоятельно, складывать пирамидку, укладывать

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

«Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель:

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель:

«Дорисуй узор»

Цель:

Ход игры:

«Найди друзей среди красок »

Цель:

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель:

Ход игры:

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4 - 5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель : Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель : Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

изобразительный искусство дошкольник художественный

В программе воспитания, в разделе «Игра и организация жизни детей», начиная со средней группы, специально выделена самостоятельная художественная деятельность. Ее содержание направлено на развитие творческих способностей, активизацию детей. По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

В младшем дошкольном возрасте возникают простейшие формы самостоятельной деятельности; например, малыши самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах, рисуют по собственному желанию на доске цветными мелками, палочкой на снегу и на песке во время прогулки. Но еще нельзя говорить о развернутом характере этой деятельности, которая наблюдается у старших дошкольников.

Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления.

Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию. В таких случаях они выступают и как авторы замысла, и как исполнители. Другим очень сильным побудителем самостоятельных проявлений становится художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях.

Планомерное обучение по определенной системе в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений в области музыкальной, художественно-речевой и изобразительной деятельности. Потребность самостоятельно закрепить этот опыт, утвердиться в том, что освоено, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Существенное знамение для развития и обогащения этой деятельности имеет косвенное руководство воспитателя. Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песенки или танцевать. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку возможность полнее мобилизовать свой художественный опыт. Записи наблюдений воспитателя характеризуют содержание этой деятельности.

Однако может быть и более низкий уровень самостоятельности, если ребенок не освоил нужных способов действий во время обучения на занятиях. Таким образом, чтобы дети по своему желанию и интересам могли выбирать различные виды художественной деятельности, нужно дать им достаточно знаний, сформировать определенные навыки, умения.

На занятиях дети учатся воспринимать художественные произведения, всматриваться в линии, формы, пятна, вслушиваться в звуки, различать их по высоте. Они усваивают и практические действия: воспроизводят знакомые образы, а также сами придумывают сюжет сказки, сочиняют музыку разного характера, рисуют, лепят по своему замыслу. Следовательно, если на занятиях воспитатель формирует способы самостоятельных действий, дети инициативнее и активнее выбирают для себя определенный вид художественной деятельности.

Занимаясь самостоятельно, дети проявляют свои склонности: одни по собственной инициативе выбирают необходимый материал (карандаш, краски, глину), другие действуют, подражая своим товарищам. Дети шести-семи лет, отдающие предпочтение изобразительной деятельности, имеют, как правило, четкий замысел и умеют самостоятельно его осуществить. В тематике рисунков уже проявляются их интересы, восприятие окружающего мира.

Играя на музыкальных инструментах, дети стремятся самостоятельно воспроизвести мелодию знакомой песенки. Иногда их привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы игры тем, кто еще не умеет играть. Художественная самостоятельная деятельность возникает также в связи с необходимостью изготовить некоторые игры-самоделки, атрибуты для теневого или кукольною театра.

Если несколько ребят придумали сказку и захотели ее инсценировать, они сами делают декорации: рисуют силуэты животных, деревьев, вырезают и наклеивают их на плотную бумагу. Вечером они показывают спектакль всем желающим. Во время действия исполнители поют песенки; произносят текст, выразительно меняя интонации, стараются передать характерные черты каждого персонажа.

Часто дети объединяются по интересам, действуют коллективно. В процессе таких коллективных действий они учатся договариваться между собой, играть дружно, оценивать правильность выполнения порученного. Наблюдая за работой товарища, каждый стремится выполнить и свою как можно лучше.

Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: праздников, развлечений, знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.

Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Например, прослушав Осеннюю песню П. Чайковского, дети захотели сочинить мелодию к словам Улетают птицы вдаль, расставаться с ними жаль. Они старались передать настроение грусти и сожаления о том, что лето уже прошло.

Рассматривая картины с изображением природы в различное время года, дети узнают, чем отличается каждая из них, и выбирают те, которые больше понравились. В групповой ком-пате должно быть место, где ребенок может рассматривать понравившиеся ему картины, рисунки. Тогда и в самостоятельном творчестве он под влиянием увиденного сможет передать определенный колорит (зима, осень, весна), сумеет выбрать и соответствующий замыслу рисунка материал (гуашь, акварель, карандаши, пастель и т.д.).

Значительно обогащает самостоятельную художественную деятельность детей литература, в частности стихи классиков, советских авторов и сказки. Дети цитируют знакомые стихи при рассматривании игрушек, картинок и иллюстраций в книге.

Рассматривая иллюстрации к сказкам, дети повторяют некоторые народные выражения: красна девица, добрый молодец, ясно солнышко, подобру-поздорову и т. д. Сочиняя собственные сказки, они часто используют эти обороты. Речь их обогащается, становится образнее, выразительнее.

Различные произведения искусства оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей старшей и особенно подготовительной к школе групп, так как они уже имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.

Праздничные утренники и развлечения, сценарии которых тщательно продумываются воспитателем и музыкальным руководителем,-- всегда волнующее событие для каждого ребенка. Активное участие в них тоже находит отражение в самостоятельной детской деятельности. Вскоре после праздника или интересного развлечения дети в своих играх в, собственной интерпретации передают то, что особенно им понравилось (песенки, стихи, танцы), ребята стараются повторить и оформление (снежинки, флажки, цветы и т. д.). Каждый ребенок передает свои впечатления в соответствии с опытом и умениями. Так, дети средней группы играют с игрушками, устраивая праздник для них. Они поют песенки, танцуют. При этом наиболее активно проявляют себя два-три ребенка, остальные чаще всего являются слушателями, зрителями. Дети старшей и подготовительной к школе групп гораздо активнее. Они сами распределяют роли, показывают друг другу различные элементы танцев.

Программа праздника или развлечения сначала обсуждается несколькими детьми. Номера весьма разнообразны. Иногда ребята включают целые сценки из кукольного спектакля. В таких показах способности отдельных детей проявляются наиболее ярко и разносторонне. Воспитатель не является только наблюдателем, он тоже принимает участие, будучи одновременно помощником и советчиком.

Необходимо также иметь некоторые технические средства, например проигрыватель, радио и т. п. Это позволит ребятам самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы, сказки в исполнении мастеров искусств. Наличие в группе столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности, но и помогает устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске.

Хорошо оборудованная зона изобразительной деятельности, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Необходимое оборудование должно быть и в зонах музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Самостоятельное музицирование в часы игр очень полезно, если ребенок может выбирать интересующий его инструмент. Сравнивая инструменты, он учится различать их звучание, начинает выделять наиболее понравившийся. Когда на музыкальных занятиях дети освоят навык, игры на различных инструментах они увереннее выбирают их, сами организуют оркестр, исполняя знакомые песенки, мелодии.

Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью; изображают музыкальное занятие -- поют, танцуют с куклами или показывают движения своим товарищам.

Ребята сами создают условия, необходимые для данной игры: сооружают постройку или расставляют стулья для зрителей, ставят ширму, делают декорации и показывают спектакль во время игры в театр и т. д.

Итак, самоорганизация детей приобретает в основном две формы -- сюжетно-ролевой игры и упражнений, которые чаще всего имеют индивидуальный характер (самообучение). Эти формы идут параллельно, они имеют место в каждой возрастной группе. Форма упражнений более характерна для старшей и подготовительной к школе групп, так как дети, критически относясь к своим рисункам, лепке, а также музыкальным действиям, хотят научиться лучше рисовать, танцевать, петь, рассказывать, читать стихи.

Иногда в самостоятельной художественной деятельности они обращаются за помощью к воспитателю, но, как правило, индивидуально занимаются тем, что им больше нравится. Приобщению детей к разным видам художественной самостоятельной деятельности способствует косвенное руководство воспитателя.

Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы; уметь без посторонней помощи продумывать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах художественной деятельности, уметь действовать в новых ситуациях, находить для передачи образа приемы и средства изображения.

Особенно сильное воздействие оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных спектаклей, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят по телевидению или слушают по радио дома, а затем изображают по-своему.

Интерес родителей к искусству способствует развитию интереса и у детей, что находит отражение в их самостоятельных проявлениях. Ребенок видит, например, как отец или мать занимаются музыкой, изобразительным искусством. Вместе с ними он посещает музеи, театры, а полученные впечатления переносит в собственную художественную деятельность. В его рисунках появляется новая тематика, в пении -- услышанные новые мелодии, в разговорах --: рассказы об увиденном. Дети очень эмоционально передают все, что видели сами.

Чем богаче впечатления, получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность.

Таким образом, все сказанное свидетельствует о необходимости всестороннего развития ребенка не только в детском саду, но и дома. Самостоятельная художественная деятельность в группе, одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, разнообразных художественных впечатлений, которые дети получили результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует же по инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Являясь приоритетным направлением, художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в воспитательном процессе. Для развития личности детей в этой области большое значение имеют разнообразные виды художественной деятельности:

изобразительная деятельность ;

музыкальная деятельность ;

художественно-речевая деятельность и т.д .

Воспитание у детей творческих способностей, формирование эстетического вкуса, потребностей и интересов является одной из важных задач. Эстетическое развитие – результат эстетического воспитания. Одной из частей этого процесса является художественное образование. К нему относится развитие способностей к художественному творчеству, усвоение знаний, навыков и умений в различных видах искусств.

Цели и задачи художественно – эстетического развития в средней группе:

– Развивать и воспитывать детей, учитывая индивидуальные психические особенности каждого.

– Обеспечить развитие дошкольников в следующих видах деятельности: в , в познавательной, в художественно-эстетической.

– Сформировать базисную основу личности.

– Создать среду и условия для обогащения, разнообразия и дальнейшего развития художественной деятельности.

– Осуществить взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в художественно-эстетическом плане развития детей.

Чтобы вызвать интерес у детей к декоративному искусству, к живописи необходимо познакомить их с такими понятиями как композиция, цвет, колорит, форма, что является средствами выразительности в различных видах искусства.

На занятиях рисования дети учатся создавать изображения. Помогает им в этом натура, на которую они ориентируются или на собственные представления или ассоциации. Сюжеты, которые они пытаются изобразить – темы из жизни, явления природы, . Ребята знакомятся с оттенками цвета, используют их, пытаются создавать образы по мотивам прикладного искусства.

Продолжаются занятия по лепке и аппликации . Дошкольники создают как отдельные предметы, так и композиции. При этом соблюдается пропорции, передается движения фигур.

На уроках конструирования ребята “планируют этапы строительства”, ищут какие-то конструктивные решения, учатся взаимодействовать друг с другом.

На занятиях по музыкальной деятельности дети получают знания о музыкальных инструментах, о жанрах музыки. Учатся различать музыкальные произведения по вступлению, по отрывкам из композиций. Осваивают пение начального уровня, учатся ритмично двигаться, менять плавность и направление движений. Получают навыки для самостоятельного исполнения песен и танцев.