Особенности восприятия детьми пространства. Формирование пространственного восприятия в дошкольном возрасте

Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.

Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными).

Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.

Этапы развития

1 этап (0 - 2 года). Время воспринимается на основе чувственного опыта и связано с конкретной деятельностью детей (чередование сна, кормления, бодрствования).

2 этап (2 - 4 года). Дети способны отражать в речи категории времени. Однако, они еще не владеют прошлыми и будущими формами, путают относительные временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно). Временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени). Временные интервалы дети связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями или явлениями, дети до 4-х лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.

3 этап (4 - 6 лет). Дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.

4 этап (после 6 лет). Дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).

Причины трудностей восприятия времени:

1. Необратимость времени: невозможно вернуть прошлое;

2. Текучесть времени:

3. Отсутствие наглядных форм времени.

13. Методика формирования у дошкольников понимания времени и умения ориентироваться во времени

Основными задачами по выработке временных представ-лений являются:

Формирование первичной практической ориентировки во времени;

Формирование чувства времени;

Ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

Формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, одномерность).

На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени: накопление социального опыта в различ-ных видах деятельности (игра, труд, обучение), художествен-ные средства (картины, фотографии, художественная литера-тура), общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели - как материальные и материализованные формы наглядности.

Формирование у детей понимания и правильного употребления слов, которые указывают на длительность и временные отношения («долго», «скоро», «сейчас», «потом», «раньше»), а также слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени («было», «есть», «будет»), осуществляется в повседневной жизни. Прежде всего, используются любые удобные случаи в режимных моментах или создаются специальные ситуации с целью обогащения опыта ребенка по ориентировке его во времени.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Поскольку детям известны содержание и после-довательность режимных моментов в детском саду, то воспитатель, подбирая картины с изображениями разных режимных процессов, сначала демонстрирует перед детьми две первых (утренняя гимнастика и прогулка) и выясняет, что изображено на каждой из них, а потом спрашивает, что длится дольше, а что - короче. После этого демонстрируется еще одна картинка - дневной сон - и спрашивается, что будет раньше - прогулка или дневной сон?

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художе-ственное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.

В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д. Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется, что то, что было сегодня постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно это и превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня».

Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др.

Люблинская подчеркивала, что освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни.

Однако, как показывает в своих исследованиях Т. Д. Рихтерман, использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета - утро.

В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения - по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени.

В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определять их последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что положение солнца на небе утром и вечером разное, что солнце на протяжении дня движется по небосводу.

В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.

Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток.

У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость.

В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице - годе. Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны.

Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития.

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • Окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски, картинки, осязаемые предметы;
  • Вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • Данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • Ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

Формирование процессов ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым «сенсорным восприятием». Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, мышления, и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование речи.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:

  • Неотделимостью свойства от предмета. Большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

  • Красный;
  • Желтый;
  • Синий;
  • Зеленый.

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:

  • Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. При выполнении задания необходимо сложить в емкости кружки соответствующих оттенков.
  • Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Восприятие дошкольниками пространства

Значительные изменения в дошкольный период происходят в восприятии детьми пространства с его главными признаками.

Восприятие пространства - отображение расстояния, размера, формы рельефа окружающих объектов, действующих на анализаторы.

Уже в раннем возрасте ребенок хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов, однако еще не выделяет направлений движения и пространственных отношений между предметами. Представления о предметах и их свойства возникают раньше и является основой представлений о пространстве.

Первые представления о направлении движения, усваивает 3-вещь-на ребенок, связанные с собственным телом, которое является для нее центром, от которого она определяет направление. Под руководством взрослых малыш начинает выделять И правильно называть свою правую руку, которой выполняет основные действия "Этой рукой я им, рисую, здороваюсь. Значит, она права". Положение остальных частей тела как "правых" или "левых" ребенок определяет только относительно правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник сначала ищет свою правую руку, а затем показывает на глаз. "Правое" и "левое" кажутся ребенку чем-то постоянным, она не может понять, как то, что для нее находится справа, для другого - слева. Она ориентируется в направлениях вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, если движется в ту или иную сторону или изменяет соответственно положения туловища, головы, рук и контролирует эти движения зрением. В пространственном распознавании вещание не играет решающей роли.

Позже дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между предметами и т.д.). Образование представлений о пространственные отношения связано с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку различать и фиксировать каждый вид отношений.

Усвоение слов-обозначений в старшем возрасте обусловливает понимание относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчета. В каждом из отношений (над - под, по - перед) ребенок сначала усваивает представление об одном элементе пары (например, над, перед), а затем, опираясь на него, усваивают второе. Усваивая представления об отношении между предметами, ребенок долго оценивает эти отношения только со своей позиции, не будучи в состоянии изменить точку отсчета, понять, почему отношения меняются, если рассматривать предметы с другой стороны: то, что было впереди, оказывается сзади, а то, что было слева, будет дело и др.

Формирование обобщенных представлений о пространстве обеспечивают способность ребенка определить направление не только в отношении себя, но и в отношении других лиц и предметов. Руки и ориентировочные действия постепенно переходят в план мнимых действий. А речевые акты, освобождаясь от начального связи с движениями тела и рук, приобретая ведущее значение, переносятся во внутренний план, то есть развиваются как процессы внутренней речи.

Только по завершению дошкольного возраста ребенок овладевает ориентирования в пространстве, независимое от собственной позиции, совершенствует умение менять точки отсчета. Такое ориентирование можно легко сформовать посредством обучения, в котором дети сами меняют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесно.

Специфика восприятия времени дошкольниками

Ребенку труднее дается восприятие времени, чем восприятия пространства. Ведь время не имеет наглядной формы, с ним нельзя выполнять действия (любые действия происходят во времени, а не со временем), он течет, необратимый, восприятие его зависит от субъективных состояний, имеет личностный характер.

Восприятие времени - отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.

У ребенка ознакомления со временем начинается с усвоением выработанных человечеством обозначений и мер времени. Осознать их нелегко, поскольку они имеют условно-относительный характер. Отрезки времени, обозначены словами "сегодня", "завтра", "теперь", непрерывно меняются: то, что накануне называлось "завтра", становится "сегодня", а на следующий день - «вчера». Один и тот же промежуток времени воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности ребенка, его состояния на тот момент: если она, например, ожидает привлекательную событие, кажется, что время идет слишком медленно. Поэтому дети долго не понимают логики временных отношений, на протяжении дошкольного возраста не воспринимают длительные временные периоды. им недоступно понимание таких категорий, как "год", "век", "эпоха" и другие.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позже и имеет свою специфику. Так, небольшие отрезки времени дети учатся определять на основе своей деятельности, несмотря на то, что через некоторое время можно сделать, результат получить. Полезны при этом ознакомления детей с определенными промежутками времени и соответствующими комбинирования. Однако без соответствующего обучения даже 6-7-летние дети не имеют представлений о продолжительности небольших отрезков времени. Они слышат слово "минута", но не представляют, сколько она продолжается. Одни считают, что за минуту можно пообедать, другие - поиграть, третьи - сходить в магазин. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия- утром умываются, завтракают; днем - играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать; ночью спят. Легче всего они определяют ночь и утро, несколько труднее - вечер и ночь. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени (утро - "свет, когда солнышко встает" и т.д.).

Усвоения представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольное учреждение, чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональную насыщенность, особую значимость (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник - снова идти в дошкольное учреждение).

Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень "дни недели" они могут включить слова "суббота, воскресенье, завтра, вчера" или "воскресенье, понедельник, май, новый год". Особенно трудно дается им усвоение представлений о сути понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и тому подобное. Положительные изменения в этом происходят во второй половине дошкольного периода: дети усваивают временные обозначения, начинают правильно их употреблять, беря за точку отсчета представление о сегодняшнем дне. Однако представление об исторических периодах, последовательность событий во времени, продолжительность жизни людей, существование вещей и т.п. еще не сформированы, поскольку они не имеют для понимания этих представлений определенных стандартов, не могут опереться на собственный опыт.

Предметный характер психических процессов приводит специфические особенности восприятия времени. Например, дошкольник ищет материального выразителя времени (часы), уверен, что если стрелки перевести, время изменится (скорее наступит завтра), не осознает, что время не зависит от желания людей (не понимает объективности времени). Поэтому ведущая роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, выделяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша, обозначает их словом, включая в различные жизненные ситуации.

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.

Пространственная ориентировка - особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализатора.

К пространственным представлениям относят:

Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства);

Умение определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственные расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив (освоение внешнего пространства);

Умение ориентироваться на листе бумаги и графически воспроизводить направления;

Конструирование и копирование;

- "квазипространственные" (логико-грамматические) конструкции.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленение воспринимать окружающий мир.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

– конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;

– самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

– относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

– дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

– легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.

К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

1. Пространственные признаки предметов (форма, величина).

2. Пространственные отношения между предметами.

Т.А. Муссейибова рассмотрела генезис отражения пространства у детей дошкольного возраста и выделила несколько этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношениях между предметами на ней. В соответствии с полученными данными, она классифицировала четыре уровня понимания детьми пространства.

На первом этапе ребенок выделяет только те предметы, которые контактно близки к нему, а само пространство еще не выделяется.

На втором этапе ребенок начинает активно использовать зрительную ориентировку, расширение границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нем.

Третий этап характеризуется осмыслением удаленных от ребенка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве.

На четвертом этапе отражение пространства носит уже более целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположения объектов в их взаимосвязи и их обусловленности.

Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нем.

Таким образом, процесс отражения пространства и ориентировки в нем у дошкольников происходит от диффузного, нерасчлененного восприятия выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно - непрерывному пониманию целостности пространства.

А.А. Люблинская изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории знания о пространстве, которые ребенок усваивает:

1) понимание удаленности предмета и его местоположения;

2) определение направлений;

3) отражение пространственных отношений.

При этом она дала характеристику развития восприятия пространства как процесса активного практического взаимодействия ребенка и окружающей действительности.

Такое практическое освоение ребенком пространства функционально преобразует всю структуру его пространственной ориентировки. Начинается новый период в развитии восприятия пространства, пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.

Как показывают научные данные о развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста, в основе их формирования лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Дифференцировка же основных пространственных направлений маленького ребенка обусловлена уровнем ориентации ребенка “на себе”, степенью освоенности им “схемы собственного тела”, которая по сути и является “чувственной системой отсчета”. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево. Таким образом, дошкольный возраст - период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Особые трудности для дошкольников представляют различение направо - налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела. Следовательно, ребенок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практическим различением. Это свидетельствует о длительности и своеобразии процесса освоения дошкольниками словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Ребенок постепенно овладевает умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.

I этап начинается с “практического примеривания”, выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.

На II этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется.

Вначале весь комплекс пространственно-двигательных связей представлен весьма развернуто. Ребенок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета, каковой являются различные стороны его собственного тела.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в нужном направлении. Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее заметное движение руки. Указательный жест сменяется легким движением головы и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета. Так от практически действенного способа пространственной ориентации ребенок переходит к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта. В основе такого восприятия пространства, как писал И.П. Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нем.

Только через двигательные раздражения и, связавшись с ними, зрительные приобретают свое жизненное, или сигнальное, значение. Таким образом, с приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

С развитием пространственной ориентации изменяется и совершенствуется характер ориентации детей на местности. Ребенок этого возраста осмысливает расчлененность воспринимаемого единого пространства по основным направлениям.

Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя, от другого объекта и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета (на других объектах).

Таким образом, познание ребенком “схемы своего тела” является основой для освоения им словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Этим и обусловлена на начальных этапах близость расположения и непосредственного контакта между субъектом и объектом при определении их пространственных отношений. Ребенок переносит “схему своего тела” на тот объект, который служит для него фиксированной точкой отсчета. Поэтому-то столь важно научить ребенка различению сторон предметов (передней, задней, боковых и т. п.). Велика роль двигательного анализатора в развитии у детей пространственных ориентировок. Опора на комплекс практических двигательных связей постепенно сокращается. У ребенка начинает развиваться дистантная, зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет ему все более точно определять местоположение предмета и его отношение к себе и к другим предметам на любой точке местности.

Общий путь развития у детей процесса ориентировки в пространстве и отражения его таков: вначале - диффузное нерасчлененное восприятие, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними, далее на основе представлений об основных пространственных направлениях оно начинает как бы дробиться по этим основным линиям - вертикальной, фронтальной и горизонтальной, причем точки на этих линиях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением выделенных участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности как едином непрерывном, но уже дифференцированном пространстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева и т.п. Ребенок приближается к восприятию пространства как целого в единстве его непрерывности и дискретности.


Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.

При ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторы.

Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов.

Каждый вид основывается на предыдущем.

1 этап (ранний возраст). Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними. В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.

2 этап (3 - 4 года). Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» - «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина.

Сначала пространство воспринимается дифференцированно (каждый предмет отдельно). Ребенок может определить пространственное расположение предметов лишь на точных линиях (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной).

3 этап (4 - 5 лет). Площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Пространственное примеривание заменяется поворотом корпуса и указательным движением руки, а затем только взглядом в сторону объекта. Ребенок уже воспринимает пространство в узких секторах, но не ориентируется вне их.

4 этап (5 - 6 лет). Ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Причем пространство воспринимает непрерывно, но в строго изолированных секторах, и переход из сектора в сектор невозможен.

5 этап (6 - 7 лет). Ребенок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка.

(«Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон для ребенка условны и подвижны.

6 этап (7 - 8 лет). Дети способны ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела.

11. Методика формирования у дошкольников умения ориентироваться в пространстве

Формирование умения различать правую и левую стороны тела (3 – 4 года)

1 этап. Детей учат определять, где правая, а где левая рука в ходе различных ситуаций в повседневной жизни, на различных занятиях.

Название руки связывается с характерной функцией, выполняемой этой рукой.

2 этап . После того, как дети запомнили, где у них какая рука, их учат различать и называть симметричные части тела. Если ребенок затрудняется, то поясняется, что правое ухо - с той стороны, где правая рука.

Формирование умения ориентироваться относительно себя (3 – 5 лет).

1 этап . Предметы для упражнений расставляются на близком расстоянии от ребенка (не более вытянутой руки) в одном или двух противоположных направлениях, только по одному предмету с одной стороны, строго по линиям направлений.

Дети должны ориентироваться по частям своего тела: справа – это с той стороны, где правая рука, впереди – где лицо, сзади – где спина, вверху – где голова, внизу – где ноги.

2 этап . Проводятся игры и упражнения, аналогичные, как на 1-м этапе, однако предметы на 2-м этапе должны быть расположены во всех направлениях, на большем расстоянии от ребенка и слегка смещены с основных осей.

3 этап . В 5 лет детям предлагаются игры и упражнения, аналогичные как на 1-м этапе, но количество предметов и площадь их расположения увеличивается. Причем в каждом направлении расставляется по 2 предмета. Детьми осваивается терминология: впереди-дальше, впереди-ближе, справа-дальше, справа-ближе, и т.п.

4 этап. В старшем дошкольном возрасте также проводятся игры и упражнения, как на первом этапе, но с усложнениями: подключается подсчет шагов в указанном направлении, дети учатся определять направление при ходьбе, беге, поворотах. Детям предлагается любое количество предметов, расположенных абсолютно произвольно в пространстве. Все пространство дети уже делят на две части (спереди - сзади или справа - слева) и определяют пространственное направление как «впереди справа» или «справа впереди».

Формирование умения двигаться в заданном направлении (4 – 6 лет)

Основным методом решения это программной задачи является игра «Куда пойдешь, что найдешь?». Воспитатель предварительно прячет предметы в одинаковые коробки (или под салфетки). Инструкция: «Слева от тебя спрятана кукла, а справа мишка. Что ты хочешь найти? Куда пойдешь?» Если ребенок правильно выбрал направление, то он найдет желаемую игрушку и сможет с ней поиграть.

Как один из вариантов этой игры может быть проведена игра «Горячо-холодно». Ведущий уходит за дверь, дети прячут игрушку, затем все по очереди дают ведущему инструкцию: сколько шагов и в каком направлении сделать. Количество этапов в инструкции должно быть небольшим (3-5 этапов).

Формирование умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5 - 6 лет)

Сложность решения этой программной задачи заключается в том, что ребенок должен уметь мысленно сделать шаг вперед. Предварительно воспитатель расставляет предметы в соответствии со своими заданиями или придумывает задания в соответствии с расположением предметов. Игры и упражнения детям даются в порядке усложнения, начиная от одного (двух) предметов, расположенных близко к ребенку, точно по осям. Затем количество предметов увеличивается и произвольно располагается в пространстве (встань так, чтобы машинка была слева дальше, кукла слева ближе, стул – впереди, а стол – справа относительно тебя).

Формирование умения ориентироваться относительно других объектов (4 - 6 лет)

Подготовительный этап (4 -5 лет). Предлагается упражнение, в котором ребенку показывается, что словесное определение пространственного направления зависит от того, как сам ребенок ориентирован в пространстве. Напротив ребенка ставится предмет (например, кукла) и выясняется: где относительно тебя сидит кукла? (впереди). Дается задание: «Повернись налево», затем задается тот же вопрос. (Теперь о кукле можно сказать, что она сидит справа). И так продолжается далее, ребенок видит, что кукла не движется, но о ее расположении в пространстве каждый раз говорится по-другому, в зависимости от того, в какую сторону смотрит ребенок.

2 этап (4 -5 лет). Учат детей определять расположение предметов с помощью слов: между, навстречу, за, над, под и др. (кроме: справа, слева). Для этого используется настольный театр и задача решается в рамках занятий по развитию речи. Сначала воспитатель сам описывает расположение предметов, а затем предлагает это сделать детям.

3 этап (5 – 6 лет). Учат детей ориентироваться относительно предметов одушевленного типа, имеющих четко выраженную правую и левую сторону. Вводятся термины: справа, слева, впереди, сзади относительно других предметов. Детям задается вопрос: «Что находится справа от куклы?»

4 этап (5-6 лет). Детей учат ориентироваться относительно предметов, не имеющих четко выраженную правую и левую сторону (предметы неодушевленного типа, например, дом).

При ориентировке в пространстве дети должны учитывать одно из условий:

Предмет, относительно которого ты ориентируешься, ориентирован (расположен) в пространстве как и сам ребенок,

Какая-либо сторона предмета обозначается условным знаком (например, правая сторона домика та, где окно). В этом случае предмет становится одушевленного типа и ребенок должен от него ориентироваться соответствующим образом.

Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3 – 6 лет)

В трехмерном пространстве существуют 6 направлений: вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади. А в двухмерном – только 4 направления (отсутствуют направления: спереди, сзади).

(3 – 4 года). Сначала учат детей: где левая (правая) часть листа бумаги. Предлагается положить руки на лист бумаги: где левая рука – это левая часть листочка, а где правая рука – правая часть. Затем показывают, что значит вверху, внизу листа, потом поясняют: вверху – это дальше от тебя, внизу – ближе к тебе.

Называя расположение предмета на плоскости, надо обязательно говорить: относительно чего мы его располагаем.

(5 – 6 лет). Детям предлагаются упражнения и игры с усложнениями. В узорах используется большее количество предметов, располагаются они в уголках. Детям поясняются такие сложные пространственные направления, как «левый верхний угол» (правый нижний угол): если предмет находится и вверху и справа, то говорим, что он находится в верхнем правом уголочке. Можно использовать цвет: верх карточки заштриховать полоской одного цвета, правую часть карточки полоской другого цвета, на пересечении получим правый верхний угол.

(5 – 6 лет). Учат детей переходить из трёхмерного пространства в двухмерное и наоборот (трансформировать), т.е. детей учат составлять схемы, план, а затем находить предметы в трёхмерном пространстве, ориентируясь на схему.

  • Разделы сайта