Изменение голоса у подростков. Занятия вокалом с детьми в период мутации голоса

О мутационных изменениях голоса у мальчиков написано немало научных трудов, хотя это явление вполне обычное. Изменение тембра голоса происходит в процессе роста голосового аппарата. Гортань сначала значительно увеличивается в размерах, при этом щитовидный хрящ наклоняется вперед. Голосовые складки удлиняются, а гортань опускается вниз. В связи с этим происходит анатомическое изменение органов голосообразования. Если говорить о мутации голоса у мальчиков, то в отличие от девочек, у них всё проходит более выражено.

Механизм ломки голоса у мальчиков

Как было сказано ранее, изменение голоса происходит посредством увеличения гортани в процессе роста. Однако в пубертатный период у юношей гортань увеличивается на 70%, в отличие от девушек, голосовая трубка, которых увеличивается лишь вдвое.

  1. Предмутационный период.

Проявляется этот этап в качестве подготовки организма к перестройке голосового аппарата. Если говорить о разговорном голосе, то могут наблюдаться срывы голоса, хрипота, кашель, неприятное «першение». Певческий же голос более информативен в этом случае: срывы голоса при взятии предельных нот диапазона юноши, неприятные ощущения в гортани во время занятий вокалом, «грязная» интонация, случается и потеря голоса. При первых же звоночках стоит прекратить занятия, поскольку этот период требует отдыха голосового аппарата.

  1. Мутация.

Данный этап характеризуется отеком гортани, а также чрезмерным или недостаточным выделение слизи. Эти факторы вызывают воспаление, тем самым поверхность связок приобретает характерный цвет. Перенапряжение может привести к хрипам, а в последствие к «несмыканию голосовых складок». Поэтому в этот период стоит внимательно отнестись к , в том числе профилактике простудных и вирусных заболеваний. Наблюдается нестабильность голоса, искажение звука, а так же характерная хрипота. При пении наблюдается напряжение голосового аппарата, особенно при скачках на широкие интервалы. Поэтому в занятиях стоит склоняться к певческим упражнениям-распевкам, а не произведениям.

  1. Послемутационный период.

Как и любой другой процесс, мутация голоса у мальчиков не имеет четкой границы завершения. Несмотря на окончательное становление, могут наблюдаться переутомление и напряжение связок. В этот период происходит закрепление произошедших изменений. Голос приобретает фиксированный тембр и силу. Однако этап опасен своей нестабильностью.

Особенности мутации у мальчиков

Признаки ломки голоса у юношей происходит заметнее и связано это, в первую очередь, с тем, что мужской голос, по сути, намного ниже женского. Мутационный период протекает в короткие сроки. Встречаются случаи, когда происходит практически мгновенно. Однако в большинстве случаев перестройка организма затягивается на несколько месяцев. Еще вчера мальчишеский дискант способен перерасти в тенор, баритон или мощный бас. Все зависит от генетически заложенных показателей. У одних юношей происходят значительные изменения, у других – переход ко взрослому голосу не выражен ярким контрастом.

Мутация голоса у мальчиков чаще всего происходит в 12-14 лет. Впрочем, ориентироваться на этот возраст как на норму не стоит. Существует множество факторов, которые способны повлиять как на срок начала, так и на продолжительность процесса.

Во-первых, несомненно, влияет природный климат. Проводимые исследования доказали, что в различных климатических условиях процесс «взросления» голоса происходит по-разному, и возраст перестройки колеблется от 11 до 20 лет.
Во-вторых, генетический фактор. Изначально заложенные в организме установки изменить нельзя.
В-третьих, механический фактор. То есть перестройка может быть нарушена по каким-либо причинам. Ими могут стать, например, нарушения голосового аппарата, соматические заболевания.

Гигиена певческого голоса в период мутации у мальчиков

Мутация певческого голоса – процесс сложный, требующий большого внимания со стороны педагогов вокала или фониатров, сопровождающих учебный процесс. Мероприятия по охране и гигиене голоса должны проводиться комплексно, при этом их начало должно приходиться на предмутационный период. Это позволит избежать нарушения развития голоса, как на физическом, так и механическом уровне.

Занятия вокалом должны проводиться в щадящем режиме. Однако в этот период лучше отказаться от индивидуальных уроков, поскольку подобные занятия рассчитаны на всестороннее развитие голосовых данных. А в период ломки голоса у мальчиков любое перенапряжение связок запрещено. Однако существует альтернатива – это хоровые занятия и ансамбли. Как правило, юношам дают легкую партию, диапазон, которой не превышает квинты, чаще в малой октаве. Все эти условия не действительны в том случае, если процесс сопровождается периодическими срывами голоса, хрипом или нестабильностью унисонных произношений.

Мутация у юношей – процесс, несомненно, сложный, но при правильном подходе и соблюдении постулатов охраны и гигиены голоса можно «пережить» его без последствий и с пользой.

Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

Как выглядит сам процесс?

Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

Есть три основных этапа мутации.

  1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
  • звучание становится более хриплым;
  • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

  1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

  1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

  1. умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
  2. в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
  3. родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .

Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.

Остается только запастись терпением, придерживаться рекомендаций, чтобы этот процесс прошел быстрее, и по возможности без осложнений.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8

Мутация голоса у подростков - это явление, которое обусловлено изменениями гормонального фона организма. В основном ломке голоса подвержены мальчики. Происходит мутация голоса в период полового созревания. В кровь подростка начинает поступать тестостерон. Этот мужской половой гормон провоцирует расширение голосовой щели. Голос начинает приобретать более низкую частоту и характерную для мужчин хрипотцу.

Физиологическая особенность строения голосового аппарата человека в детском возрасте - это одинаковое строение голосовых связок у мальчиков и девочек. Различить по голосу ребенка его половую принадлежность практически невозможно. Однако уже в возрасте 10 лет мальчики начинают говорить более низким голосом. Это связано с более быстрым ростом голосовой щели и связок. В 10-12 лет голоса мальчика и девочки различаются всего на 1,5 мм. Именно настолько длиннее голосовая щель десятилетнего мальчика. И, тем не менее, мы отчетливо замечаем разницу в тональности звука.

Эти изменения не связаны с гормональным влиянием. Здесь сказываются физиологические особенности. Именно по этому принципу в возрасте 10-12 лет в прошлых столетиях отбирались мальчики для певческой карьеры в церковных хоровых коллективах. Для исключения явления мутации голоса им делалась операция по удалению половых желез. Потому что в дальнейшем весь процесс ломки голоса происходит именно под влиянием половых гормонов.

Мутация голоса у мальчиков - это физиология

Возрастная мутация голоса у мальчика подростка - это нормальное физиологическое явление. Обычно она начинается в период полового созревания. В это же время у мальчиков начинаются первые полюции, оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с ломкой голоса начинается рост волос на лице в характерных для этого местах.

Ломка голоса может произойти в период с 11-12 лет до достижения мальчиком 18-летнего возраста. При боле поздней мутации голоса следует обратить внимание на мужское здоровье подростка. Возможно, есть какие-то отклонения. Чаще всего мутация голоса занимает период не более 2 месяцев. За это время голос приобретает характерную тональность. В дальнейшем тембр голоса остается прежним на протяжении всей жизни. Изменить его могут только травмы гортани, ожоги и злоупотребление вредными привычками.

Механизм половой мутации голоса у мальчиков заключается в постепенно утолщении голосовых связок и дальнейшим расширением голосовой щели. На этот процесс оказывает влияние не только тестостерон, но и гормон гонадотропин, который ускоряет рост волос на теле и провоцирует появление вторичных мужских половых признаков.

Мутация голоса у девочек - это патология

Если мутация голоса у мальчиков в подростковом возрасте - это неизбежность и свидетельство правильного роста и развития, то у девочек данное явления относится к патологическим отклонениям. Мутация голоса у девочек - это достаточно редкое явление. Оно, как правило, свидетельствует о повышенном уровне тестостерона в крови. Может сопровождаться такими явлениями, как:

  • появление волос на лице;
  • телосложение по мужскому типу;
  • ускоренный рост конечностей;
  • отставание в развитии вторичных женских половых признаков.

Коррекция этого состояния проводится под наблюдением эндокринологи. Причинами могут стать вирусные заболевания, изменения режима питания и распорядка дня, стрессовые ситуация, неправильное .

Почему происходит ломка голоса у детей

Следует понимать, что ломка голоса у детей - это неизбежное явление, связанное с ростом и развитием. Природой так заложено, что в детстве, в то время, когда потомство нуждается в заботе, защите со стороны родителей, дети обладают тонкими пронзительными голосами. Звуки высокой тональности распространяются на большие расстояния и четче воспринимаются человеческим ухом.

По мере роста организма изменяется длина голосовой щели и связок. Происходит незначительная ломка голоса у девочек. Появляется более низкая тональность. Но это явление нельзя назвать мутацией голоса. Ломка не связана с гормональными изменениями.

У девочек в период мутации основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр и больше объем. Если основной характер голоса у мальчиков по сравнению с голосами девочек меняется более резко, то в деталях признаки постепенного формирования взрослого голоса и у тех и у других очень сходны: появляется сипота, вялость, неблагозвучность, скрипучесть. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие, Такое состояние иногда тянется несколько лет. Иногда голос сгущается, делается глубже. Наблюдается детонирование, невозможность(и у мальчиков, и у девочек) петь в строе. Чаще они понижают, реже повышают. Делается короче диапазон, и голос снижается на несколько звуков; у мальчиков он понижается на октаву, у девочек наблюдается небольшое, от ½ тона до двух тонов, и с концом формирования снова диапазон расширяется и вверх и вниз.

Начало интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13 лет.

Период роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам, потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко увеличиваться.

В средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в 10-11 лет может наступить мутация без симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений («извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей толщи вокальной мышцы.

Н. Д. Орлова подчеркивает, "что неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте, когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его". В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил. Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи, когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется рост всех ее признаков у обоих полов.

У лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана, коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее полости и снаружи.

У лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи.

Неравномерность скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

Под влиянием внешней и внутренней среды часто развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например, замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад (интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского голоса стр.42)

В.А. Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и всего языка.

У девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению".

Изменения, происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Специфические особенности развития девочек

Нельзя не обратить внимание на специфическое для женского организма явление – менструации.

Следует заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса, но далеко не всегда.

Этим явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки, характеризующие этот период:

Температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;

Пульс становится более редким,

Кровяное давление понижается;

Дыхание замедляется,

Жизненная емкость легких уменьшается,

Кожная чувствительность понижается,

Вес тела падает;

Усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого понижаются процессы окисления.

В связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху, головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения должен обратить на них серьезное внимание.

Период, предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление его происходит регулярнее.

Явление менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении правильный режим.

Специфические изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше, касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации.

Если самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации) довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на слизистой носа, глотки и гортани.

Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят, "существенных") мутационных изменений, не может правильно функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха; чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего (от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани – голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда, очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата, т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к. нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование. При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда, при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11 - 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую осторожность при обучении.

Механизм рождения звука человеческого голоса уникален, но в то же время естественен и прост, как и все в природе. Тем не менее процесс ломки голоса в переходном возрасте, особенно у мальчиков, протекает не всегда «безболезненно». Об этом нам рассказал заведующий кафедрой оториноларингологии КГМА профессор Владимир Николаевич Красножен .

Звук голоса возникает при помощи нескольких систем организма: гортани, голосовых складок (их называют связками), легких, грудной клетки и носоглотки. Струя воздуха, вырываясь из легких, заставляет с определенной частотой колебаться голосовые складки, при этом грудная клетка и носоглотка служат резонаторами. У мальчиков, как и у девочек, гортань маленькая, складки небольшие, и под действием струи воздуха, словно в свистке, вибрируют только их края. Природа так задумала, чтобы ребенка, у которого звукообразующие системы пока маленькие, все-таки было слышно родителям, и при подаче звука к нему могли прийти на помощь.

- Когда и при каких обстоятельствах начинает меняться голос? Почему этот процесс более выражен у мальчиков?

В 13-14 лет под влиянием гормонов, в основном половых, у мальчиков начинают расти, удлиняться и утолщаться голосовые складки. Это гормонозависимая структура.

Сложности возникают, как правило, с мальчиками, которым трудно привыкнуть, «нащупать» свой новый голос. Проблема здесь, скорее, психологическая: к звуку своего детского голоса мальчик привык, а новый голос ему может не нравиться.

При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то новый. Впрочем, юноши довольно быстро нащупывают новый механизм образования звуков. В редких случаях кому-либо из подростков требуется помощь фонопеда - специалиста по постановке голоса.

Если у мальчиков гортань увеличивается в полтора раза, то у девочек только на одну треть.

Во время мутации изменяется (понижается) не только голос, но и изменяется его тембр. Ведь тембр голоса зависит от формы голосовых складок, от резонаторов, которые тоже растут. Другими словами, у девочек голос просто становится более глубоким, грудным, приобретает большую выразительность.

- Что можно сделать, чтобы процесс ломки голоса прошел безболезненно для подростка?

В этот период не надо нагружать голосовые складки. На них из-за перенапряжения могут возникнуть узелки, которые меняют вибрацию складок, и голос становится хриплым. Некоторые узелки без каких-либо внешних воздействий имеют обратное развитие, поэтому не стоит торопиться с хирургическим вмешательством. Оно требуется лишь в том случае, когда есть органические изменения голосовых складок: папилломы, новообразования различного происхождения и т.д.

Простуды могут затянуть период ломки голоса - воспалительный процесс оказывает негативное влияние на голосовые складки, изменяя их. Если это произошло, то есть мальчик уже перестал расти вверх, а его голос так и не стал по-мужски низким, необходимо обратиться к фониатру.

Как безболезненно пережить этот период? Рецепт прост - пусть подросток чаще смеется. Смех - это хорошая профилактика многих заболеваний, в том числе и простудных, а при мутации голоса смех будет полезен вдвойне.