Почему у моряков форма сине-белая? Форма вмф повседневная и парадная форменная одежда Почему у моряков белая парадная форма.

России имеет довольно длинную и богатую историю. На протяжении многих десятилетий в нее вносились изменения и дополнения, менялась расцветка, фасон и ткань, из которой шились повседневные и парадные образцы. Сегодня нам более привычно видеть в форме моряков два главенствующих цвета — белый и чёрный. Трудно поверить, но первая морская форма была тёмно-зеленого цвета, как и у простых военнослужащих. Итак, обо всём по порядку.

ВМФ: форма со дня создания

Военно-морской флот в России появился при Петре I, то есть в XVII веке. Именно тогда и была утверждена первая военная форма для моряков. Пример был взят с обмундирования голландских военнослужащих флота. Это была серая или зелёная куртка из грубой шерсти, зелёные брюки чуть ниже колена и чулки. На голову моряки надевали шляпы с широкими полями. Из обуви морякам разрешалось носить кожаные туфли. Рабочий костюм, который носился ежедневно, состоял из просторной, не прилегающей к телу парусиновой рубашки, парусиновых просторных штанов, треуголки, а также камзола. Роба была серого цвета, а на неё сверху надевалась белоснежная рубашка с лазурным воротничком. Во время работ верхняя форма снималась, в остальное время белая рубаха носилась сверху постоянно. Но сегодня в ВМФ форма выглядит совершенно по-другому.

Из чего шили первую форму?

Для матросов ВМФ форма шилась из облегчённой парусины. Эта ткань была признана наиболее практичной — легко очищалась от самых трудных загрязнений, практически не мялась, хорошо пропускала воздух. В ней было комфортно в любое время года. Черноморский флот был выделен белым цветом повседневной формы, остальные чаще всего предпочитали небесно-голубые оттенки. Парусина использовалась в шитье практически до 80-х годов.

Чуть позже парусиновую ткань стали заменять на хлопчатобумажную. Изменилась и расцветка формы — она стала синей. Если сравнивать пошив того времени с современным, то можно уверенно сказать: сегодня форма ВМФ России уступает по своим качествам, так как шьётся она из самых разных материй не всегда добротного происхождения.

Также изменилась и цветовая гамма — предложен диапазон тонов от синего до чёрного.

Повседневная форма матроса

Повседневная форма ВМФ состоит из следующих элементов: рубахи, брюк, матросского воротника, обуви и, конечно, головного убора. Рассмотрим каждый из предметов отдельно.

Рубаха и в сегодняшние дни выкраивается по образцу старой модели, носится со специальным пристежным воротничком. Ни спереди, ни сзади швов на ней нет. Спереди имеется карман (изнутри точно такой же). Рукава у рубахи длинные, прямые. Обязательной является бирка, на которой размещён несмываемый боевой номер. На плечах — погоны в соответствии со званием. Рубаха носится навыпуск, заправляется только при несении службы на вахте.

Брюки также сохранили фасон семнадцатого века — тёмно-синие, с боковыми карманами, гульфиком, поясом со специальными шлевками. Сейчас на бляхе изображена эмблема ВМФ, раньше — звезда. Хлопчатобумажный воротник синего цвета с вышитыми тремя полосками белого цвета — символами побед в Чесменском, Гангутском и Синопском сражениях.

Обувь и головной убор

Форма ВМФ России включает несколько головных уборов. Это может быть бескозырная фуражка с лентами, на которых обозначено название корабля, либо простая надпись: «Военно-морской флот». На тулье бескозырки размещена кокарда в виде золотого якоря. Во времена Советского Союза кокарда была сделана в виде краба - красная звезда, обрамлённая золотыми листьями. Летняя фуражка шьётся из белой ткани и всегда идёт в комплекте с запасным чехлом. Зимой матросы ВМФ носят шапки-ушанки, сшитые из чёрного меха. Как выглядит в наше время зимняя форма ВМФ? Фото ниже демонстрирует ее внешний вид.

Имеется в комплекте головных уборов и пилотка. Спереди - кокарда, по бокам - три блока для вентиляции. В советское время чёрные пилотки различались по типам — специально для офицеров и состава рядовых. Сегодня пилотки носят все, а полукруглый фасон был изменён на прямоугольный. Ботинки моряков носят интересное название - прогары. Изготавливаются они из юфти, имеют толстую подошву, а к шнуркам ещё прибавились и резиновые вставки. Парадной обувью считаются

Повседневная форма офицеров, мичманов и женщин

Немногим от формы простого матроса отличается форма офицера ВМФ, а также мичмана. В входят шерстяная фуражка чёрного или белого цвета, шерстяная тужурка, кремовая рубашка, чёрное пальто, чёрные брюки, чёрный галстук с золотой закрепкой, кашне, ремень, перчатки.

В качестве обуви могут быть полусапоги, полуботинки или ботинки. Дополнительными предметами одежды являются чёрный свитер, демисезонная куртка, шерстяной плащ или китель синего цвета. Женщины носят чёрные шерстяные пилотки, чёрные юбки из шерсти, блузки кремового цвета, ремень, чёрный галстук с золотой закрепкой, телесные колготки, чёрные туфли или ботинки. Также женщинам разрешено носить чёрный шерстяной жакет. Зимой женщинам положено надевать чёрный каракулевый берет и такое же по цвету пальто.

Парадная форма мичманов и офицеров

Парадная форма ВМФ разделяется на несколько видов согласно погодным условиям. Головные уборы — чёрная или белая фуражка, шапка-ушанка или каракулевая шапка с козырьком (для высших офицеров и Обязательный элемент одежды — чёрный галстук с золотой закрепкой. Шерстяная тужурка бывает двух цветов — белая (летняя) и чёрная (парадная). Чёрные брюки из шерсти, белая рубашка и золотистый пояс — обязательные элементы, из которых состоит парадная форма ВМФ.

Белое кашне или чёрный воротник надеваются в соответствии с погодными условиями. Обувь представляет собой чёрные или белые ботинки, сапоги, полуботинки или полусапоги. На чёрном шерстяном пальто носятся нашивные погоны. Также в комплект входят белые перчатки.

Парадная форма старшин, матросов и женщин

Форма ВМФ для этих категорий включает в себе полосатую тельняшку или кремовую рубашку с галстуком (это касается контрактников), шерстяные брюки чёрного цвета (у женщин - юбки) и ремень. На голову надевается летняя белая бескозырка, чёрная шерстяная шапка или ушанка. Имеется белая форменка или синяя фланелевка (контрактники носят тужурку из чёрной шерсти). В ВМФ форма для парада включает шерстяное чёрное пальто, на котором носятся погончики, кашне и перчатки. Также допускается носить бушлаты. На ноги старшины, матросы и женщины надевают полусапоги, ботинки или полуботинки. Парадный пояс у мужчин чёрного цвета, у женщин — золотистого. Также бывает она разделена на два вида — строгая и украшенная. Строгая форма включает в себе ушитый китель, на котором расположены эмблемы родовых войск, аксельбант, золотые пуговицы, награды и значки, обувь, пояс и берет. Украшенная форма имеет вольный формат, рассчитанный на изобретательность дембеля.

Появление форменной одежды на флоте изначально было обусловлено её военным назначением - в абордажных схватках очень важно было отличить своих моряков и солдат от солдат противника. По мере технического развития кораблей и оружия, абордажные схватки ушли в прошлое. Национальные различия в форме моряков потеряли свое былое значение, на первое место вышли гигиеничность одежды и удобство её ношения и обращения с ней на корабле. Это главная причина сходства матросской одежды в разных странах, поэтому за последние сто лет матросская форма практически оставалась неизменной.

Преобладающие цвета морской формы - чёрный, синий и белый - появились из следующих соображений. Примерно сто лет на флоте преобладающим типом корабля был пароход с сопутствующей ему угольной пылью. Чёрный суконный мундир малого количества угольной пыли не боялся, в то же время в дальних плаваниях под жарким солнцем удобно было находиться в лёгкой белой одежде . И, наконец, синий воротник - под цвет моря - оставался изюминкой матросской одежды, её визитной карточкой, уместной для любого случая от парада до похорон. Так же как флаг украшает мачту невыразительного по цвету серого корабля, гюйс украшает матросскую форму, оживляет ее и делает самого моряка смелым, находчивым, честным.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году. Она состоит из рубахи, брюк и головного убора.

Рубаха и брюки современного российского моряка - из синей хлопчатобумажной ткани. Украшением матросской рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю (гюйс). История его возникновения весьма занимательна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали. Вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как синяя волна с белой пеной - без него и форма не форма.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года. А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Смотрел моряк на подарок и думал: " Я верен тебе, моя любимая, как верен якорь кораблю". Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы - в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина - 140 миллиметров.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: "Северный флот", "Тихоокеанский флот", "Балтийский флот" и "Черноморский флот". Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: " Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж". Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.

Тельняшка - трикотажнаz нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы "для нижних чинов". Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды "остался на плаву". Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно - "морская душа"!

Полосатые тельняшки и синие куртки появились в XIX веке на флоте США. Затем синим стал цвет матросской формы и на большинстве других флотов. Отсюда возникло и одно из нарицательных имен моряка - "синяя куртка". Синий - классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира - он символизирует цвет просторов моря .

В сравнении с иными государствами, российский флот имеет не такую длинную историю. Англичане и голландцы, испанцы и португальцы начали освоение морей намного раньше русских, запертых либо льдами на севере, либо в «шведском озере», как до XVIII века называлось Балтийское море.

Ключевые изменения произошли с момента знаменитого решения боярской думы «морским судам быть». Инициированное Петром I решение создать флот стало одним из переломных моментов в российской истории. И, само собой, у моряков должна была появиться особая одежда, дошедшая до настоящего времени как форма ВМФ.

История формы на российском флоте

В допетровское время проблем с формой для флота не существовало, собственно, как и самого флота. Уже сформировавшаяся обособленная группа северных моряков-поморов не имела военной специфики, равно как и специализированной формы. Из поездки в Голландию, бывшую в петровское время одой из ведущих морских держав, царь вынес не только умение строить корабли.

Первые образцы военной формы для моряков пришли в Россию так же оттуда. Тогда в стандартную экипировку моряка входила широкополая шляпа, как правило, войлочная, куртка из грубой шерсти, называемая бострог, короткие штаны до колен и чулки. Ноги защищали тяжелые ботинки из крепкой кожи, с пряжками. Данная форма была предназначена для нижних чинов, то есть матросов. Офицерской формы, как таковой, в первые годы российского флота не существовало.

В течение столетия с момента создания русского флота форма не претерпела почти никаких изменений. Куртки постепенно увеличивают воротник-стойку, а так же уменьшают объем талии. В определенный момент флот подвергается общей моде на длинные волосы, посыпанные мукой, а так же на обилие золота в убранстве мундира.

Но в повседневных работах на корабле красоваться было банально некогда, поэтому нижние чины с радостью продолжали носить еще петровскую форму, а так же сшитые из парусины вещи. Свободные широкие штаны и рубахи позволяли матросам выполнять любую работу на корабле.

XIX столетие приносит многочисленные нововведения в жизнь флота по части формы.

В начале века, под влиянием общей моды, на флот проникают узкие, фрачного типа мундиры. Вместо плащей морякам начинают выдавать узкие шинели, головные уборы меняются на кивера. По общей оценке, в это время армия и флот были практически одинаково экипированы, что вызывало вполне объяснимое возмущение у моряков.

В 1811 году впервые появляется бескозырная фуражка, в настоящий момент ассоциирующаяся только с флотом. На самом деле своим рождением она обязана фуражирам, добывавшим прокорм для лошадей и часто кормившим животных из головных уборов. На бескозырках для моряков не было привычных лент, а так же названий кораблей. Вместо них на околыше наносились способом пробития номера экипажей крупными цифрами.

Самые крупные изменения в военно-морской форме произошли в 1860-х 1870-х годах. Именно в это время, стараниями отдельных представителей императорской фамилии, флот получил форму, которая с небольшими изменениями дошла фактически до наших дней.

Ткани, используемые при пошиве формы

Для создания одежды для ВМФ в царской России, как и в СССР, использовались натуральные ткани. Самой распространённой была грубая шерсть. Связано это было с частой плохой погодой и холодом на Балтике – колыбели русского флота. С момента начала походов в Средиземноморье и создания Черноморского флота русские матросы получили более легкую и удобную форму из парусины.

Одним из главных положительных качеств этого материала была его фантастическая не маркость. Практически любое загрязнение, маслом или краской смывалось с одежды без особого труда. На военно-морском сленге эта ткань называлась «чертова кожа». Цветовая гамма не отличалась разнообразием, только белый и голубой (иногда оттенки доходили до синего) цвета.

Интересно, что Черноморский флот всегда носил только белые форменки, балтийцы же, как и позднее тихоокеанцы, имели в основном синие робы.

По морским уставам матросам ЧФ не позволялось находиться на верхней палубе в форме синего цвета.

Во второй половине ХХ века эта ткань была заменена на хлопчатобумажные образцы. В морской среде наиболее известными стали следующие ткани:

  • «старшинка», плотная ткань темного цвета, отличается тем, что плохо мнется и не линяет, самая любимая ткань среди моряков;
  • «стекляшка», какое то время из нее шили форму для сухопутной армии, прекрасно держит стрелки, но из-за особенностей состава быстро засаливается, поверхность начинает сверкать, за что она и получила свое прозвище;
  • «тряпка», самая плохая разновидность ткани, отличающаяся быстрым изнашиванием и маркостью.

В советские годы ткани отличались высоким качеством и проходили обязательную сертификацию государства. В 1990-е ивановское предприятие, выпускавшее ткани для ВМФ было закрыто, и сейчас на этом поприще работает большое количество частников. Это не пошло на пользу, так как производимые ими ткани не всегда отличаются необходимым качеством.


В последние годы появились жалобы на использование синтетических тканей для пошива рабочей формы. Это опасно, прежде всего, при возникновении нештатных ситуаций, таких например, как возгорания на судне.

Форма для повседневного ношения

На протяжении долгого времени многие элементы формы моряка не менялись в принципе. Основой одеждой со второй половины XIX века служит роба, или рабочий костюм. Так же можно встретить устаревшее название «матросское платье», которое состоит из нескольких элементов.

Непосредственно на теле носится тельняшка, или морская фуфайка.

Во флоте этот элемент одежды, вопреки всем мифам, сравнительно недолго. Причина, по которой моряки стали вязать себе полосатые фуфайки в улучшении заметности моряка, как на фоне белых парусов, так и в случае попадания человека за борт. Долгое время тельняшки были под запретом.

В настоящий момент тельняшка является символом моря, хотя в разных странах имеются определенные различия. Французская форма имеет 21 полосу – в честь количества побед Наполеона. У английской тельняшки 12 полос по числу ребер у человека. На русском флоте полоски не считают, их количество зависит от роста носителя. Цвет полос варьируется от темно-синего до черного.


Представленные ныне тельняшки разных расцветок часто к флоту отношение не имеют. Так, зеленые полосы характерны для формы пограничников, краповые для частей Национальной гвардии (бывших внутренних войск), голубые выдают десантникам.

На тельняшку надевается рубашка-голландка, в зависимости от цвета называемая фланелевка (темно-синяя ткань) или форменка (белого цвета). Состоит рубаха из цельных спинки и переда, а так же рукавов с манжетами.

Перед рубахи имеет вырез на груди, с внутренней стороны пришиты пара пуговиц.

На спине имеется большой отложной воротник для крепления, так называемого, гюйса. На сленге это слово означает синего цвета воротник, с белой подкладкой и тремя белыми полосами на лицевой стороне. Три полосы символизируют три великие победы морского флота, это:

  • Гангутское сражение 1714 года, когда флот Петра I нанес впервые на море поражение шведам;
  • Чесменское сражение 1770 года, объединенная эскадра под началом графа Алескея Орлова разгромила вдвое превосходящие силы турок;
  • Синопское сражение 1853 года, когда адмирал Нахимов одним ударом уничтожил всю турецкую эскадру.

Так же на голландке имеется прорезь для кармана, в котором должна находиться книжка «боевой номер» с обязанностями моряка по всем расписаниям и по всем внештатным ситуациям. Там же крепится белая полоса с нанесенным на нее номером. Краска для этого используется специальная несмываемая. В последние годы часто боевой номер наносится на бумагу, которая потом ламинируется и пришивается к форме.


Боевой номер состоит из первой цифры, обозначающей номер боевой части, второй цифры, с номером боевого поста. Третья и четвертая цифры написаны вместе и обозначают номер боевой смены и порядковый номер военнослужащего в этой смене.

Офицерская форма состояла из рубашки белого или кремового цвета, а так же тужурки, как правило, шерстяной, а в непогоду кожаной на меховой подкладке.

Брюки моряка имеют особый фасон.

Вместо привычной ширинки и пуговицы в районе живота они имеют застежки на пару пуговиц или крючков по бокам. Этот фасон был введен еще в XIX веке и необходим для удобства и простоты снимания одежды в случае попадания за борт. Для этого же на брюках шили клеш, расширения в нижней части штанины.

Опытные старшины мичмана и офицеры внимательно следили за матросами, которые ради моды сшивали эти разрезы. От усовершенствований лечили быстро, как только узнавали о сшитых брюках, моряку отдавался приказ покинуть судно, непосредственно в море. Затем беднягу вылавливали и вежливо разъясняли ошибочность его действий.

Голову покрывала либо бескозырка, либо пилотка. Первый головной убор, в свое время бывший чрезвычайно новаторским и актуальным, на нынешних кораблях не особо удобен. Однако он, как гюйс или тельняшка является символом флота, и моряки не собираются от него отказываться. Бескозырка может быть с белой или черной тульей. Белый цвет, как правило, дает чехол, так как полностью белый верх слишком марок.


Особенностью является лента, на которой золотыми буквами пропечатывается либо название корабля, либо обозначение флота, на котором проходит службу воин, либо с просто надписью «военно-морской флот». Ранее на лентах писали название кораблей, но в связи с секретностью в эпоху холодной войны появились другие варианты написания на лентах.

Сейчас вновь возвращаются к старым традициям. Сама же лента была необходима не только для красоты. Ее зажимали в зубах во время работ при ветре, чтобы головной убор не унесло в море. На смену бескозырке приходит пилотка, более удобный убор в условиях тесноты кораблей.

Офицеры носят фуражки, так же белого или черного цветов.

Отличительная особенность «краб», так на языке ВМФ называется особая кокарда со звездой, якорем и лавровыми листьями. Кроме пилоток на головах носят береты, а в зимний период шапки-ушанки.

С обувью дело обстоит сложнее, так как морские волки и новобранцы часто органически не переносят сапог. Для личного состава разработаны юфтевые ботинки, известные как прогары (если подошва кожаная), илигады (резиновая подошва). Старослужащие обычно носят аналогичные ботинки, но уже из хрома. Сапоги выдают береговым службам, морской пехоте и в случае постановки корабля на ремонт. Интересно, что в тропическую форму одежды входят сандалии.

Новая форма XXI века

Реформирование армии затронуло и флотскую форму. В Москве виднее, в чем служить морякам, поэтому с 2010-х годов форма стала делиться не только на парадную, повседневную и рабочую, но еще и на офисную.


Офисный стиль одежды подразумевает большую и напряженную работу в офисе, безусловно, самом важном месте на флоте. Это китель черного цвета, с длинным или коротким рукавом, а так же несколькими липучками для обозначения имени и фамилии, на современный манер. В комплект входят брюки из того же материала, ботинки черной кожи, и белая фуражка.

Офицерская форма на случай парадов или иных официальных мероприятий состоит из брюк черного или белого цвета, белой рубашки, черного галстука с золотым зажимом, золотого пояса с подвешенным кортиком. Кортик выдается офицеру после окончания училища, и является символом гордости и чести. Какое-то время кортики были отменены, но сейчас они вновь украшают офицеров ВМФ.

Форма для женщин подразумевает рубашку, галстук и юбку, колготки телесного цвета и туфли.

В холода допускается ношение сапог, шерстяного пальто, кашне и шапки-ушанки.
Особой формой одежды является дембельский наряд.

Уходя со службы, многие моряки хотят подчеркнуть свою исключительность, поэтому начинают украшать форму с рвением, достойным французских государей XVII века. Кому то хватает новой чистой формы с заслуженными знаками и медалями, кто то нашивает бесконечное число аксельбантов, шевронов и прочих атрибутов демобилизованного воина.

Видео


Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).


1668г при Царе Алексее Михайловиче впервые поднят торговый флаг на первом торговом корабле России «Орёл»

При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.
По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»). На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».


Знаки различия служащих Добровольного флота обр. 1899 года: 1. Капитан, 2. Старший помощник капитана,
3. Старший механик, 4. Судовой врач, 5. Младший помощник капитана, 6. Младший механик.

Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»
В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.
Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб). В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.

И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.


Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.: 1. Судовой врач в пальто, 2. Капитан судна УВВП в пиджаке,
3. Первый помощник механика в кителе, 4. Третий помощник капитана, 5.Сотрудник инженерно-механической службы службы.


По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.

Каждая структура в Российской Федерации имеет свою форму.

Спецодежда военно-морского флота (ВМФ) – флотский костюм. В этой публикации мы рассмотрим все виды и образцы одежды для военнослужащих ВМФ России.

Существует парадная и повседневная форма, разная униформа для каждого звания.

Положением по ее ношению установлено, что специальную отличительную одежду обязаны носить:

  • военнослужащие , которые в данный момент проходят службу,
  • все служащие , отправленные в запас, во времена сборов,
  • все генералы, адмиралы и офицеры , уволенные в запас или ушедшие в отставку, когда право ношения формы остается за человеком.

Новая форма военнослужащих ВМФ России выглядит, как на фото:

Спецодежда призвана защитить человека при попадании в холодную воду . Брюки и юбка у женщин позволяют создать воздушную прослойку и избежать быстрого переохлаждения. Также их своеобразный крой помогает быстрым движением высвободиться от одежды, избавиться от лишнего балласта в воде или при пожаре.

Рубаха позволяет не замерзать от ветра и не потеть при жаре. Верхняя одежда защищает от сильных порывистых ветров , не сковывая движения. Головные уборы не дают получить солнечный удар, закрывая голову от палящего солнца. Толстая подошва на обуви не дает ногам скользить по мокрой поверхности, а цельные ботинки без шнуровки не пропускают влагу и ветер внутрь.

Требования к униформе

  • Ткань – старшинка . Представляет собой темный плотный материал. Ее преимущество – не подвержена линьке, сминанию, устойчива к загрязнениям.
  • Спереди на рубахе присутствует два кармана – один на лицевой стороне, другой на изнаночной. Оба кармана располагаются слева. Лицевая сторона имеет разрез, застегивающийся пуговицей при помощи петельки. Также две пуговицы располагаются на изнаночной стороне в конце разреза.

    Сзади на горловине расположена пуговица для пристегивания воротника. Погончики состоят из той же ткани, что и рубаха, нашиваются сверху. К лицевому карману рубахи пришивается небольшая белая бирка, на которую наносится специальный боевой номер.

  • Передняя половина брюк имеет два кармана . Передняя часть имеет лацбант с застежками или пуговицами.
  • Ремень изготавливается из кожи, имеет блестящую пряжку с официальной эмблемой ВМФ.
  • Воротник синего цвета , шьется из хлопчатобумажной ткани. Имеет три белоснежных линии по краю лицевой стороны. У воротника длинные концы с обеих сторон, которые имеют по отверстию для пристегивания к рубахе (две пуговицы в конце разреза изнаночной стороны).
  • Сзади к фуражке пришиты две ленты по 35 сантиметров каждая. Несколько вариантов надписи: название корабля, вид флота, вид сил, «ВМФ РФ». Концы этих лент украшены золотистым якорем. Спереди имеется кокарда с таким же якорем, как и концы лент.
  • Пилотка также с кокардой (якорь золотистого цвета).
  • Лицевая сторона костюма радиационной безопасности имеет карман (слева) с серийным боевым номером. Под этим специальным номером делается отличительный знак «РБ».
  • К галстуку старшим по званию прикрепляется золотистая заколка.

– самое важное индивидуальное средство защиты от опасно высоких температур, вредных веществ и токсинов, выделяющихся при горении.

Очень важно, чтобы лица, представляющие страну и проверяющие документы при прохождении через границу, были одеты соответственно рабочему уставу. Как должна выглядеть форма таможенника, узнайте .

Разновидности

Основное разделение униформ: повседневная и парадная . Для каждого звания имеется своя специально разработанная одежда, которая разделяется на летний и зимний вариант. Зимние варианты меняют в повседневной униформе легкие предметы одежды на утепленные, добавляется верхняя одежда и теплые свитера.

Повседневная (для матросов, курсантов, солдат):

Парадная форма (для матросов, курсантов, солдат) ВМФ России:

  • Тельняшка. Солдаты, служащие по контракту надевают рубашку кремового оттенка.
  • Брюки насыщенно угольные. Имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
  • Бескозырка, шапка – ушанка. Головной убор подобран по погоде.
  • Форменка (обычное флотское платье, рубаха матроса), тужурка, фланелевка.
  • Полуботинки, ботинки, полусапоги.
  • Пальто темное шерстяное.
  • Кашне (шарф).
  • Перчатки.

Парадная форма меняется в зависимости от погоды и времени года, имеет множество вариаций. Офисная спецодежда менее строгая, но требует соблюдение ношения определенного сочетания оттенков и определенных вещей.

Повседневная форма (офицеров, мичманов) ВМФ России:

  • Рубашка кремовая.
  • Брюки темные с ремнем.
  • Тонкий галстук черный.
  • Кашне.
  • Перчатки.
  • Фуражка из шерсти, пилотка (только черные).
  • Тужурка. Теплая темная куртка с двумя бортами, шерстяной свитер.
  • Пальто, куртка, китель, плащ темных оттенков.
  • Полусапоги, полуботинки, ботинки.

Парадная (офицеров, мичманов):

Повседневная униформа ВМФ для женщин :

  • Кремовая блузка.
  • Черный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Кашне.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Свитер.
  • Черные ботинки, сапоги, туфли.
  • Черная пилотка, берет, шапка — ушанка.

Парадная спецодежда ВМФ для женщин :

  • Парадный жакет.
  • Темный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Золотистый пояс.
  • Кашне (теплое белоснежное).
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Темные угольные ботинки, сапоги, туфли.
  • Темные берет, шапка – ушанка

Офисная военная форма ВМФ
Комплект офисной униформы немного отличается от повседневной формы одежды ВМФ и включает в себя:

  • Куртка.
  • Брюки.
  • Фуражка (синяя или черная). Редко, возможно использование белой фуражки.
  • Тельняшка. ЕЕ можно заменить футболкой (белая или синяя).

Правила хранения и ухода за спецодеждой

Правила ношения формы служащих ВМФ, установленные в 1959 году, строго определяют , что униформа должна быть в безупречном состоянии. Это значит, что костюмы вовремя стираются, подшиваются. Если какая-то часть износилась – ее меняют на новую деталь.

Форма должна быть чисто выстирана и хорошо отглажена . Это касается любого вида одежды и любого звания ВМФ. Старшие по званию должны следить за коллегами, указывая на недостатки стирки или подшивания.

В заключение предлагаем вам посмотреть очень интересное и познавательное видео, как менялась военная форма ВМФ: