Развивающие упражнения для детей 5 6 лет. Пальчиковая игра «Сороконожки»

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком рекомендуется осуществлять в возрасте 4-7 лет, именно в этот возрастной период у детей можно без особых усилий провести коррекцию родной речи и поставить правильное произношение звуков.

Логопедические занятия положительно влияют на общее развитие детей. Исправлять нарушения произношения в устной речи можно не только с педагогом, но и дома в игровой форме, когда ребёнок положительно настроен на занятие.


Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи. Занятия с ребёнком в игровой форме идут только на пользу, это отличный способ совместить развивающие упражнения с весёлой ободряющей игрой. Данные занятия учат детей координировать движения в соответствии со словами в стихотворной форме, развивают речь, память и воображение. Упражнения жестикуляции кистей и пальцев рук, развивают письменную речь.

Пальчиковая игра «Сороконожки»


  1. У сороконожки заболели ножки (опускаем кисти рук вниз и расслабляем пальцы).
  2. Десять ноют и гудят (каждый пальчик гладким, жалеем).
  3. Пять хромают и болят (пять пальчиковая жалеем и считаем при этом).
  4. Помоги сороконожке сосчитать больные ножки (считаем 15 пальчиковая, прикасаясь к ним).
  5. Пусть бежит сороконожка по извилистой дорожке (перебираем пальцами по поверхности).
    Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнения для губ и языка тренируют мышцы и делают из более подвижными, что способствует ускоренному развитию правильного произношения наиболее сложных звуков [ж],[р],[ш],[л] и т.п..
  7. Занятия артикуляционной гимнастикой дома позволяют предотвратить или свести к минимому речевые дефекты. Упражнения лучше всего проводить перед зеркалом, чтобы ребенок смог сравнить своё отражение с рисунком на картинке.
  8. В помощь родителями существуют различные иллюстрированные методические пособия, где чётко сформулированы упражнения по возрастным категориям. Рекомендации некоторых авторов: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Куликовская Т.А. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Краузе Е.Н.

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша

Игры со звуками


Правильно слышать, произносить и различать звуки, значит иметь отличный фонематический слух. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение процесса чтения), поэтому обратить внимание на произношение звуков и своевременно скорректировать дефекты следует ещё в дошкольном периоде. Упражнения для детей в игровой форме помогут родителям подготовить ребёнка к школе.

Игра «Веселые картинки»

Положите несколько карточек с тематическим изображением предметов;

Игра 1 . Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например [с].

Игра 2 . Попросите ребёнка выбрать лишнюю картинку, где нет заданного звука, например, коромысло, кран, цветок, крот, пирамида.(основной звук [р]).

В такую игру можно играть не только с изображениями на рисунках, но и с реальными предметами, например в комнате.

Простые чистоговорки


Упражнения в форме различных стишков корректирует нечёткое произношение звуков. Рифма чистоговорки состоит из трудных сочетаний букв и звуков, поэтому для правильного произношения ребёнок использует разные положения языка и губ, тем самым тренирует и улучшает дикцию.

Чистоговорки для детей 6-7 лет


Шипящие буквы и звуки не редко произносятся с нарушением фонетики.

Основные упражнения:

  • Ритмичная ходьба в стихотворном или музыкальном сопровождении.
  • Музыкальной речевые игры; ритмичное пение в такт музыки.
  • Психологическая гимнастика; произношение ритмичных фраз с выражением действий их содержания, используя двигательные и мимические жесты.
  • Тренировка дыхания.
  • Пальчиковые игры.
  • Логоритмические упражнения для детей обычно выполняют в группах под руководством педагога, но начать подготовку можно для информирования ребёнка можно дома.
  • Суть упражнений сводится к повторению ритмичных движений и стихотворных фраз за взрослым.

Логоритмика


Упражнения по логопедической ритмике развивают у детей способность координировать движения в соответствии а ритмом музыкального, стихотворного или словесного сопровождения. Такой метод всестороннего развития ребёнка положительно влияет на физическое и психологическое здоровье. Ежедневные занятия способствуют коррекции нарушений фонетики и речи, развивают координацию и внимание.

Логоритмика Стихи для развития речи малышей

Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую корявая речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».

Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возраста

Неправильная, нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка и ему проще свободно заниматься. Предложим вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.

Виды дефектов

Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

  • Заикание. Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
  • Дислалия (рекомендуем прочитать: ). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
  • Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
  • Общее недоразвитие речи или . Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
  • Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
  • Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.



Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом - возможно, будут выявлены определенные отклонения

Помощь логопеда: когда пора?

Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

Домашние занятия по логопедии

Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ - к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.

Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков - как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.

Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.



Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы

На произношение звуков

Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.

Звук Р

Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все - и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:

  • Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
  • Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
  • Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
  • Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.

Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.

Звук Л

Произносим звук «Л»:

  • Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
  • Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
  • Предложите крохе достать языком до кончика носа.
  • Облизываем губки, как будто там осталось варенье.

Звук Ш

Переходим к сложному звуку «Ш»:

  • Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
  • Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
  • Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.

Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.

Занятия для четкой речи

Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
  • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
  • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
  • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

  • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
  • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
  • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
  • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
  • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
  • Рычим как мишки: «Ррррр!»
  • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения - это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.



Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

Занятия в детском саду

В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

  • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
  • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

  • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
  • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
  • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

Помните, что большинство проблем решаемо. Главное - не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.



Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

Когда врач поставил «ЗПР»

Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

  • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
  • ЗПРР – задержка психоречевого развития. В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
  • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

Литература

Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

  • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики.
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
  • «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.

Развивающее занятие с детьми 5-6 лет

Методическая разработка занятия для старших дошкольников: «А мы многое умеем!»

Описание: Развивающее занятие «А мы многое умеем!», предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель занятия : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи:

1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.

2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.

3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.

Возраст детей: дети 5-6 лет

Вид занятия : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).

Предварительная работа : подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:

Вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами

Газета

Рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя

Мягкая игрушка

Оборудование:

Доска, карандаши для детей

Ход занятия:

I. Вводная часть

I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Назови одним словом»

Цель : развитие когнитивной сферы

Проведение : проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

Вера, Надежда, Елена, Любовь

Январь, март, июль, сентябрь

А, Б, С, В, Н

Понедельник, воскресенье, четверг

Стол, диван, кресло, кровать

Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки

Вол, медведь, ёж, лиса

Курица, цапля, голубь, ласточка

Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер

Молоток, шуруп, пила, отвёртка

II.2. Упражнение-игра «Рукавички»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе

Проведение : для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета), и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

II.3. Физкультминутка «Кузнечики»

    Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) -Аист,аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) - Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова - правою ногою, Снова - левою ногою. После - правою ногою, После - левою ногою. И тогда придешь домой.

II.4. Упражнение «Как можно использовать …».

Цель : развитие воображения, творческого мышления.

Проведение: ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т.д.

II.5. Упражнение «Что означает это слово?»

Цель : развитие мышления, речи

Проведение : перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» – непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

III. Заключительный этап

III.1. Рефлексия занятия : какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.

Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.


Упражнения для малышей в возрасте 5-6 лет характеризуются простотой. Но от детей уже важно требовать точного выполнения заданий. Взрослые контролируют соблюдение исходной позиции, а также четкость и согласованность движений рук и ног. Немаловажно следить за сохранением правильной осанки на протяжении тренировки и после ее завершения.
Дети шестого года жизни приобретают навыки самостоятельной оценки своих движений. Этому способствует выполнение упражнений перед зеркалом. Тренер должен подсказывать ребенку, когда делать вдох и выдох. Это поможет обеспечить ровное и произвольное дыхание.

Чтобы занятия проходили весело и интересно подберите веселую музыку. Все движения сопровождайте энергичным счетом, увлекательными стихотворениями. Занимайтесь только в хорошем настроении. Не забывайте хвалить малыша.

Занятия для детей 5-6 лет длится не более 25 минут. Комплекс должен включать не менее 8 упражнений для разных частей тела и групп мышц. Количество повторов - не менее 6 раз.


Укрепляем ручки и плечи малышей:

Исходная позиция следующая:

Малыш должен стоять прямо

Ножки вместе или слегка расставлены

Ручки опущены вниз

Упражнение "Крылышки"

Из начального положения тела ребенок поднимает ручки через стороны, направляя ладошки к потолку. Затем ребенок возвращает руки вниз, перевернув ладошки вниз.

Упражнение "Ручки вверх"

Из начального положения ребенок должен поднимать ручки вверх, при этом ладошки направлены вниз. Когда руки будут вверху, малыш поднимает голову, посматривая глазками на ладошки. Далее ручки через стороны возвращаются вниз.

Упражнение "Хлопушки"

Находясь в исходном положении, малыш через стороны должен поднимать ручки вверх и хлопать в ладошки. Таким же образом ребенок опускает ручки обратно, заводит за спинку и старается хлопнуть в ладошки сзади. После выполнения ручки возвращают в начальную позицию.

Упражнение "Сильные ручки"

Ребенок расставляет ножки немного шире. Малыш должен поднять ручки в стороны, сжать их в локтевых суставах, сжимая при этом кулачки. Затем следует развести руки в стороны, разжимая кулачки. Вернуться в начальную позицию.

Упражнение "Боксер"

Из исходной позиции ребенок сгибает руки перед грудью, имитируя боксера. Малыш должен поочередно разгибать и сгибать руки, постоянно ускоряя темп нанесения "ударов". Во время выполнения упражнения корпус ребенка должен слегка покачиваться из стороны в сторону.


Тренируем туловище:

Малыш стоит прямо
ручки на талии
ножки немного расставлены

Упражнение "Повернись-ка"

Из исходного положения ребенок наклоняется вправо, возвращается в исходное положение. То же самое следует проделать в левую сторону.

Упражнение "Дровосеки"

Руки опустить вниз, затем поднять вверх, сцепив пальчики в замок над головой. Затем следует быстро наклониться вниз, опустив соединенные руки между ног. Вернуться в исходное положение.

Упражнение "Наклонись-ка"

Из исходного положения ребенок должен поочередно наклоняться в такой последовательности:
к носку правой ножки
между ног
к носку левой ножки
В конце вернуться в начальное положение туловища.

Упражнение "Аист"

Из исходного положения ребенок должен согнуть одну ногу в колене, обхватить ее ручками, дотрагиваясь лбом до колена. То же самое проделать с другой ногой.

Упражнение "Тянемся за мячом"

Малыш укладывается на животик. В вытянутых вперед руках удерживает мячик. Затем ребенок должен приподнять голову, плечи и руки с мячом вверх на максимальную высоту. Задержаться в таком положении на 3 секунды, опуститься вниз.


Укрепляем ножки:

Исходное положение следующее:

Малыш стоит прямо
ножки немного расставлены
стопы параллельно друг другу
ручки на талии

Упражнение "Приседания"

Из исходного положения ребенок должен присесть как можно ниже, руки вытянуть вперед. Затем подняться, вернув ручки на талию. Важно следить, чтобы во время таких приседаний спина малыша оставалась прямой.

Упражнение "Пружина"

Из исходного положения выполнить подряд 3 неглубоких приседания. Ручки ребенка должны свободно раскачиваться вдоль корпуса.

Упражнение "Хлопок под коленом"

Из исходной позиции необходимо поднять одну ножку, согнутую в коленном суставе. Затем сделать хлопок под коленом. Вернуться в начальное положение. То же самое выполнить с другой ножкой.

Эффективны для тренировки ног такие упражнения:

"Аист" - ходьба с высоко поднятыми коленями
"Уточка" - ходьба на полусогнутых ногах


Развиваем равновесие:

Прекрасно тренируют равновесие ребенка такие упражнения:

Ходьба по скамейке
ходьба по бревну

При выполнении таких заданий предложите ребенку менять расположение рук: впереди, на талии, в разные стороны. Усложнить упражнение можно новыми шагами: приставным, с высоко поднятыми коленями, задом, с поворотами туловища в стороны и т.д.


Играем и развиваемся с инвентарем:

Наиболее эффективными упражнениями для детей 5-6 лет являются:

подбрасывание мячика. Малыш бросает мяч вверх, затем ловит его двумя руками

баскетбол. Необходимо на небольшом расстоянии от земли подвесить корзину. Предложите ребенку забрасывать в нее мячик с расстояния не более 2 метров

упражнение с палкой. Малыш берет в руки гимнастическую палку. По команде взрослого поднимает палку вверх, удерживая ее двумя руками. Затем необходимо поднять палку вперед

перепрыгивание через предмет . Необходимо взять любой небольшой предмет. Предложите ребенку положить его около пальцев ног, а затем перепрыгивать через предмет вперед-назад. То же самое можно проделать, прыгая на по очереди на одной ножке

Уделяйте достаточное количество внимания физическому развитию ваших малышей. Это поможет укрепить их здоровье!


Для детей 5-6 лет. Надеюсь, вы уже успешно прошли уроки за ? На очереди сентябрьские уроки.

Вообще-то, по месяцам деление весьма условное, просто задания «привязаны» к месяцу года, чтобы было интереснее. А так, можно для развития ребёнка использовать задания из любого месяца.

Параллельно со школьниками занятия начались и в детских садах и там ребят обучают опытные педагоги по своим методикам. Но, всё же, родителям не стоит отстраняться, а в субботнее утро, после просмотра утренних мультиков, будет полезно уделить ребёнку полчаса и позаниматься с ним дополнительно, а заодно и проверить его на соответствие уровню развития (в некоторых подборках развивающих занятий есть мини тесты). Итак, начнём?

Изменения в природе в сентябре.

  • Для общения с ребёнком и развивающих занятий лучше всего использовать прогулки на свежем воздухе. Учите его наблюдать за тем, какие изменения в природе происходят с наступлением осени.

Обратите его внимание на то, что с наступлением осени солнце светит уже не так ярко, стало прохладнее, исчезли бабочки и другие насекомые, в городах уже не видно стрижей и ласточек, т.е. начался отлёт птиц в тёплые края. На многих деревьях и кустарниках пожелтели или покраснели листья, оцвели цветы на лугах, часто дует холодный ветер, идут моросящие дожди.

  • В парке или сквере найдите и рассмотрите ель, липу, клён, берёзу, дуб, рябину. Обратите внимание ребёнка на характерные особенности этих деревьев: кору, листья, плоды и семена. Предложите собрать из опадающих листьев осенний букет. Дома поставьте букет в вазу. Пусть ребёнок попробует обвести и раскрасить отдельные листики, а потом вместе с ним нарисуйте натюрморт с букетом из листьев.

Загадайте ребёнку загадки о деревьях:

Развивающие занятия.

  • Совершенствуя навык сравнения предметов по величине, предложите ребёнку рассмотреть картинку и сравнить сначала по высоте, а потом по толщине дуб и рябину. Также можно предложить сравнить по длине ветви этих деревьев.

(Дуб высокий, а рябина низкая. Дуб выше рябины. Рябина ниже дуба. Дуб толстый, а рябина тонкая. Дуб толще рябины. Рябина тоньше дуба. У дуба ветки длинные, а у рябины короткие. Ветки дуба длиннее веток рябины. Ветки рябины короче веток дуба.)

  • Совершенствуя навык ориентировки на плоскости , тренируя ребёнка в употреблении предлогов , предложите ему рассмотреть картинку и рассказать, где находится каждый из животных.


(Белка сидит в дупле. Сова сидит на суку. Заяц сидит под дубом. Сорока летит перед дубом. Лось стоит за дубом.)

Развивающие игры.

Развивая грамматический строй речи ребёнка, учите его образовывать форму множественного числа имён существительных. Предложите ему развивающую игру:

  • Вы бросаете ребёнку мяч и называете дерево, овощ или фрукт. Он ловит мяч, образует форму множественного числа этого существительного и возвращает мяч вам.

Например:

Предложите ребёнку назвать, что изображено на картинке, а потом образовать множественное число от названия.


Развивающая игра на развитие математических представлений ребёнка.

  • Предложите разложить на ковре в свободном порядке собранные на прогулке дубовые и кленовые листья. Заранее проверьте, чтобы их было поровну. Например, по пять. Пусть ребёнок сосчитает сначала дубовые, а потом кленовые листья и сделает вывод об их количестве:
    «Дубовых листьев пять. Кленовых листьев тоже пять. Значит, дубовых и кленовых листьев поровну - по пять».

Теперь пусть подумает, как разложить листья так, чтобы сразу стало ясно, что их поровну. Он должен разложить листья в два ряда парами.


Попросите ребёнка подумать, как сделать, чтобы дубовых листьев стало больше на один, а кленовых меньше на один. Ребёнок должен предложить два варианта:
добавить один дубовый лист или убрать один кленовый .
Пусть сосчитает, по сколько листьев каждого вида будет в первом и во втором случае.

Рассказывая ребёнку о том, что происходит в жизни диких животных осенью, почитайте ему сказки В. Зотова (из книги «Лесная мозаика»). Они обогатят представления ребёнка о животном мире. Вот одна из сказок.

Рысь

— Тук, тук, тук! - стучит в лесу Дятел.
— Тебя здесь и не хватало! — воскликнула Рысь.— Только собралась отдохнуть, а он расстучался.
На стволе упавшего дерева лежала дикая кошка величиной с собаку. По бокам головы у нее свисала густая шерсть, а на кончиках ушей красовались кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Рысь вытянула свои длинные ноги с широкими лапами.
Извините,— вежливо наклонил голову усевшийся на соседнем дереве
Дятел.— Увидеть вас очень трудно. Пятнистая шерсть делает вас почти
незаметной среди падающих на землю солнечных бликов. Еще раз извините.
Дятел перелетел чуть повыше.
— Но все же разрешите мне полечить это дерево,— попросил он и объяснил: — У него под корой сидит множество жучков. И чтобы их достать, мне надо немного подолбить клювом.
— Раз так, то я не против. Нужно всегда приходить друг другу на помощь,— Рысь поднялась и спрыгнула на землю.— Я отдохну в другом месте.
Осторожно переступая, хищник направился в глубь леса.
...Рысь охотится на многих зверей и птиц. Притаится где-нибудь за упавшим стволом, старым пнем или сядет на толстый сук на дереве и ждет, когда появится добыча. А затем большими прыжками бросается на нее. На человека рысь обычно не нападает, старается скрыться от него в густых зарослях.

Проверяя, как ребёнок усвоил прочитанное, задайте ему вопросы.