Раннее развитие детей 2 3 лет. Запреты - капризы, истерики…. Какие факторы влияют на развитие ребенка

Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек. Человечек, умеющий думать, переживать, любить, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Конечно же, эти умения приходят к малышу не сразу. В каждом периоде своего развития ребенок эти новые высоты осваивает постепенно, шаг за шагом. Но именно этот возраст – с 2 до 3 лет – по праву считается психологами переходным . Потому что, в детях все еще замечаются некоторые черты раннего возраста, и при этом они стоят уже у рубежей к переходу в младший дошкольный возраст (с 3 лет).

Поэтому, наравне с вышеперечисленными положительными качествами Вашего крохи, Вы столкнетесь с его непослушанием, упрямством, строптивостью. Он хочет быть равным Вам, на практике быть самостоятельным, хочет иметь свой выбор.

Малыш все чаще испытывает чувство радости и гордости за удачно выполненное задание, ему необходимо чувствовать себя достойным и умелым в Ваших глазах. Реализуя эти потребности своего ребенка – Вы получите широкие возможности для развития его способностей, воспитания его личности.

Некоторые родители относятся к этому спустя рукава, они по привычке говорят ребенку «Ты еще маленький, у тебя не получится» , и делают все за него, даже то, что он уже мог бы сделать сам. Что они получают? Несамостоятельного и беспомощного, капризного и безвольного трех- четырехлетнего «младенца».

Чтобы избежать этого, примите, пожалуйста, следующие советы:

- разрешайте малышу совершать те действия, которые ему уже по силам. Даже если он делает это очень медленно, а Вы опаздываете. Помогите ему самому овладеть элементами самообслуживания , закрепить новые навыки;

- обеспечьте ему общение со взрослыми и сверстниками , и постепенно расширяйте этот круг. Например, можно посещать центр развития детей, гулять не только на своей площадке, чтобы знакомиться с новыми людьми, делать вылазки в парки-зоопарки, да и вообще - здороваться с соседями и знакомыми, позволять ребенку покупать в магазине что-то самому, получать самостоятельно билет у билетерши и т.д.

Относитесь с вниманием к его познавательным интересам и объясняйте все, что разворачивается перед его глазами в окружающей среде. Так Вы формируете его эмоции, переводите этот опыт в речь.

Психическое и социальное развитие ребенка 2-3 лет

Ребенок, как и прежде, очень эмоционален - он, как оголенный провод, очень чувствителен к Вашей похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к Вам, тем не менее, он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны.

Разногласия во мнениях

Итак, в процессе активной деятельности, Ваш малыш осознает и начинает отстаивать собственные желания и намерения . Которые не всегда совпадают с Вашими - возникают разногласия. При всем при этом, Вы для него - образец поведения и отношения к окружающему, кроха, как и прежде, сильно привязан к Вам. Что там говорить, даже собственные открытия и достижения – для него ничто, если Вы не обратили на них внимания.

Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень - Вам необходимо:

- оставаться достойным примером для подражания ;

Деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша ;

Предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, "свободы действий" . Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло;

- давать ему право выбора , даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»;

- проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи .

Так вам удастся значительно смягчить кризис общения с ребенком, возникающий на рубеже трех лет.

«Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе» Джералдин Чейпи.

Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».

Развитие ребенка в игре, предметной деятельности продуктивной деятельности

В период от 2-ух, а особенно от 2,5 до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение. Теперь малыш активно может действовать в воображаемой ситуации. Попросите его показать, как киска тихо-тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет и шипит змея – войти в роль у крохи получится просто замечательно.

С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности:

- лепка из пластилина (продукт - скульптурка), создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных ; Обратите внимание на наш каталог поделок для детей – возможно, там Вы найдете для себя идею, чем заняться с малышом уже сегодня вечером;

- рисование (продукт - рисунок) – по этому пункту ищите вдохновение в нашем бесплатном авторском курсе «Уроки рисования для детей »;

И, конечно же - игра (ролевое поведение) и др.

На последнем пункте хотелось бы немного остановиться…

Игра в жизни ребенка 2-3 лет

Особенности сюжетной игры у ребенка 2-3 лет:

Внимание крохи пока еще не очень устойчиво, особенно в начале третьего года. Тем не менее, он может сосредоточиться на интересной для него деятельности, на 12-15 минут.

У малыша от 2 до 2, 5 лет сюжетная игра более разнообразна по содержанию, чем раньше, но при этом, механически показывая действия окружающих его людей, он не берет на себя роли в полном смысле этого слова.

- от 2,5 до 3 лет - кроха постепенно и с увлечением участвует в ролевых играх: отражает в своей игре собственный жизненный опыт, а беря на себя роль доктора, продавца, мамы и др. - условно выполняет действия взрослых.

Игра играет огромную роль в умственном, физическом, психическом и социальном развитии ребенка , потому что она не только касается всех сфер его жизнедеятельности, но и ведет их за собой. Недаром ее называют ведущей деятельностью дошкольника.

Об теме игры - просто невозможно написать в двух словах, поэтому мы создали на сайте «У Совёнка» специальные разделы:

Развитие речи ребенка 2-3 года

Ребенок понимает Ваш разговор не только о том, что непосредственно происходит перед ним в данный момент, но и небольшие сообщения о том, отсутствует в поле его зрения.

На протяжении всего года совершенствуется память : малыш помнит не только то, что было сегодня утром, но и с удовольствием вспоминает яркие моменты жизни, например, как ходили в цирк или зоопарк. А в совокупности с развитием речи различные воспоминания возникают уже с помощью слов.

В активном словаре ребенка , к трем годам, может присутствовать до 1200-1500 слов и больше. Малыш начинает строить предложения из 3-4 слов и группы взаимосвязанных предложений. Кроме того, он пытается выстроить речь грамотно, например, склоняя существительные и т.д.

Несколько советов для активизации развития и коррекции речи у Вашего малыша:

Постоянно побуждайте кроху к диалогу на близкие темы исходя из его личного опыта;

Продолжайте знакомить с окружающим миром в процессе наблюдений, игр, Ваших рассказов, чтений;

Уделяйте внимание выстраиванию грамматически правильной речи у ребенка, ее звуковой культуры.

Развитие музыкального слуха

Доказано, что правильно подобранная для ребенка музыка, благотворно влияет его умственное развитие, творческие способности, помогает ему в определенных ситуациях расслабиться, подготовиться ко сну, или наоборот повеселиться, обогатить его эмоциональную жизнь. В помощь Вам мы создали раздел аудиоматериалы , который включает в себя совершенно разные направления детской музыки: народную фольклорную музыку, классическую инструментальную музыку, детскую популярную музыку, инструментальную - со звуками природы для детей и так далее.

Секреты воспитания

Ваш малыш сейчас как никогда раньше, очень чувствителен к поступкам окружающих его людей. Заметьте, как он наблюдает и пытливо вслушивается в разговор взрослых. Причем не только просто следит за этим диалогом, но и вдумывается, пытается понять ход Ваших мыслей, сделать выводы.
На самом деле – это не просто праздное любопытство. На своем «детском» уровне он пытается постичь логику действий и поступков близких взрослых, принимая на себя программы их поведения.

Именно поэтому в присутствии двух- трехлетнего малыша ни в коем случае не должно быть семейных конфликтов и бурных сцен выяснения отношений . Родители представляются ему высшим образцом для подражания, даже больше, чем раньше, потому что сейчас у ребенка имеется собственный социальный опыт, который он активно применяет на практике.

Запреты - капризы, истерики…

И, если в более раннем периоде детства – от нежелательных действий ребенка можно было просто отвлечь, то теперь Вам все чаще придется его именно убеждать – «почему так делать нельзя». Пример положительного разрешения подобной ситуации наглядно описан в статье «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

При позитивном воспитании, малыш станет отзывчивым к Вашим уговорам, и Вы сможете его направлять в положительное русло. Но, учитывая приближающийся кризис трех лет – рекомендуем ознакомиться и с этим руководством: «Управление детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?) »

Будьте близки...

И это действительно поможет избежать многих проблем. Чтобы эмоционально сблизиться со своим ребенком - просто как можно чаще его обнимайте, играйте с ним, вместе танцуйте и пойте, давайте "концерты" (это так же поможет ему укрепить уверенность в себе), сделайте традицией - занятия совместной творческой деятельностью (рисование, поделки и пр.), обязательным также сделайте ежедневное чтение сказок на ночь.

Физическое развитие ребенка

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: «Закаливание детей ». . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.


«Дети запоминают не слова - они запоминают поступки. Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.»

Иногда профессию воспитателя можно сравнить с работой художника. Дети - это чистый лист, на котором надо нарисовать не что-нибудь, а прекрасное произведение. Чтобы потом окружающие, смотря на это произведение, восхищались и говорили: «Это прекрасно воспитанный человек!» Но воспитывать труднее чем рисовать. Во-первых, если художник ошибётся, он может выбросить испорченный лист и взять новый, чего невозможно сделать с ребёнком. Во-вторых, художник работает над одним произведением, а потом приступает к другому. Но воспитателю приходится работать сразу с несколькими малышами, а они все разные, все уникальные. Поэтому просто необходимо знать особенности каждого маленького человечка, чтобы не ошибиться и создать шедевр.

Работать с детьми 2-3 лет очень сложно, но очень интересно.

В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.

Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.

Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.

Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует . Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.

Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет малыш, как хорошее, так и плохое.

Малыши в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка.

Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.

В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Малыш привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то крохе может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.

Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У малыша должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.

В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.

Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.

Малыши двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Малыш уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.

В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Малыш ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить малыша со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.

Малыш 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбраывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.

Этот период жизни также знаменателен .

Таким образом, двух – трёх летние малыши уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.

Основными показателями развития ребенка являются его рост и вес.

С самого рождения и по ходу всей жизни человек фиксирует эти параметры, делая выводы о гармоничности и правильности развития его организма. Существуют общепринятые нормы, расхождения с которыми свидетельствуют о нарушениях, сбоях и проблемах со здоровьем. Не исключаем тот факт, что существуют допустимые приделы: по весу ±2,2÷2,7кг, а по росту ±6÷7см.

Нормы роста и веса мальчиков/девочек, возрастом от 2 до 3 лет

Возраст ребенка, месяц

35

Некоторые мамочки, сравнив данные, предложенные в таблице, понимают, что их ребенок развивается не по нормам. Естественно сразу возникает вопрос: «Почему?»

Какие факторы влияют на развитие ребенка

Как утверждают специалисты, существует несколько основных факторов, влияющих на рост и вес малыша. Остановимся на них подробнее.

1. Генетический фактор – это придел потенциального биологического роста. Проще сказать, если родители невысокие, то их чадо вероятнее всего будет низкорослым. Однако, это не клеймо! Бывают исключения, когда при благоприятных условиях для роста (правильном, сбалансированном питании, минимуме заболеваний и уравновешенном эмоциональном воспитании) дитя вырастает значительно большего роста, чем его папа и мама. Приведу некоторые примеры, которые подтверждают вышесказанное:

  • когда детенышей низкорослого африканского племени пигмеев начали полноценно кормить, включая в рацион богатую белками пищу, они вырастали в два раза выше своих родителей.
  • выполнение комплекса специальных упражнений позволяет стимулировать рост позвоночника и трубчатых костей, что и приводит к желаемому темпу роста.

2. Еще один фактор, влияющий на рост малютки – это внешнесредовой, который делится на несколько разновидностей:

  • фактор повреждения: химический, физический, инфекционный, родовой
  • фактор питания, который связан с экономическим и социальным статусом семьи
  • эмоциональный фактор, который связан с «погодой» в доме, характером воспитания малыша и потребностей родителей.

Простая формула

Некоторые педиатры предпочитают не пользоваться таблицей нормативных данных, а пользуются общепринятой формулой для каждого возраста. Например, для двухлетнего ребенка формула для определения роста детей до 8 лет имеет следующий вид:

130см — 7см х n,

где n — число лет малыша до 8.

Посчитаем средний рост двухлетнего ребенка: 130см-7см х 6 = 88см, а для трехлетнего ребенка: 95см.

Как видите подсчет довольно простой, поэтому такой формулой можете пользоваться и Вы, уважаемые родители!

Ознакомившись со многими статистическими данными, узнала, что в течение второго года жизни малыш растет медленнее в сравнении с первым годом жизни, поэтому от 2х-до 3х становится выше только на 10- 12 см. Кстати, за первый год жизни кроха вытягивается на 25 см.

Разобравшись с физиологическим развитием ребенка, перейдем к его физическому и психологическому состоянию на двухлетнем жизненном этапе.

Физическое развитие ребенка 2 лет

Физическое развитие дитя двухлетнего возраста ярко выражено по сравнению с первым годом его жизни:

  • может уверенно не только ходить, но и бегать, и прыгать, и маршировать;
  • без поддержки взрослых преодолевает препятствия, высотой от 15 до 20 см. Например, спускается и поднимаются по лестнице;
  • может ударить по мячу ногой или рукой;
  • умеют самостоятельно кушать не только второе блюдо, но и первое (борщ, суп, уху и т.д.), правильно держа ложку и донося ее содержимое в рот. Уверенно держит чашку и пьет из нее жидкость.
  • с успехом залазят на табуретки, лесенки и т.д.
  • могут самостоятельно надевать некоторые предметы одежды: шапку, колготки, носки.

Психологическое развитие ребенка 2 лет

  • речь более понятна и состоит из коротких предложений, в том числе прилагательных
  • складывает кубики, мозаику, пирамиду
  • режет бумагу, держа ножницы оной рукой
  • интуитивно определяется, какой рукой писать или рисовать. Поэтому уже в два года вы сможете заметить, что ваш малыш – левша. Хотя только к пяти годам можно окончательно сказать: какой рукой он владеет лучше: правой, левой или в равной мере двумя (бывают и такие уникалы — амбидекстромы).
  • чувствует ритм музыки. подтанцовывая понравившимся мотивам. Танцы может громко сказано, но кроха в такт покачивается, приседает и притопывает.
  • ваш «помощник» уже выполняет элементарные просьбы и указания
  • запоминает несложные стихи, потешки, песенки и т.д.
  • различает и знает названия основных шести цветов
  • активно занимается творчеством: рисует черточки, кружечки, карлючки и т.д., а так же лепит из пластилина простые геометрические фигурки
  • пытается разобрать игрушки, стремясь изучить их содержимое.

Развитие речи

Перечислив ряд психических и физических достижений ребенка, я хочу выделить основной процесс – это речевой. Это самый важный факт интеллектуального развития ребенка. Как утверждают психологи, малыши от полутора до трех лет наиболее предрасположены, восприимчивы и чувствительны к усвоению разговорного языка. Их мозг предрасположен к активному усвоению правильного произношения звуков, развитию способности выражать мысли и т.д.

Если кроха молчит и практически не разговаривает, то родителям стоит проконсультироваться со специалистами – педиатром, логопедом. Обычно, они назначают ряд занятий и упражнений, дают необходимые рекомендации.

Навыки и умения в 2 года

Немаловажной в развитии карапуза 2-х лет является социальная область – это умение и навыки самообслуживания. Он должен уметь:

  • проситься на горшок
  • мыть руки и умываться
  • вытираться полотенцем
  • чистить зубы в присутствии родителей или других взрослых лиц
  • брать трубку звонящего телефона
  • после игры убрать игрушки в коробок.

Если Ваше «солнышко» не выполняет что-либо из вышеперечисленного, то это не повод расстраиваться, а намек на то, что ребенку нужно больше уделять внимания, заниматься и разговаривать с ним.

Читайте еще:

Развивающие мультики для ребенка 2-х лет

Раскраски для детей 2 лет