Сезонность
Сезонность - это общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года. Это явление особенно ярко проявляется в регулярной смене времен года в умеренных и северных широтах. Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы.
Приспособления холоднокровных животных к зимовке
Холоднокровные животные (например, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) переносят зиму в неактивном состоянии зимнего покоя. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.
Приспособления теплокровных животных к зимовке
Теплокровные животные - птицы и млекопитающие. Они обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы (пуховой, перьевой, волосяной), жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее.
Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Спячка - это состояние пониженной жизнедеятельности, наступающее у теплокровных животных в тех случаях, если пища становится малодоступной и сохранение высокой активности и интенсивного обмена веществ невозможно. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40 % массы тела, и устраиваются в убежище.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.
Регуляция сезонных изменений в жизни животных
Бросается в глаза наличие связей сезонных изменений в жизни животных с сезонным ходом температуры. Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Однако подготовка животных к зимовке начинается еще летом, когда для них имеются благоприятные температурные условия. Значит, не температура регулирует сезонные изменения в организме. Установлено, что основным регулирующим фактором сложных сезонных изменений в жизни животных и растений является не смена годовых температур, а закономерные годичные изменения в продолжительности дня, не подверженные случайным колебаниям, как, например, температура. Изменения длины дня в течение года служат сигналом, определяющим будущие сезонные изменения в организме.
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).
Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы - весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.
Наша страна.
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва - столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).
Природа нашей Родины. »n,
Неживая природа.
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер - движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа.
Растения, грибы и животные леса
Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).
Растения и животные сада, огорода и поля
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Садовая земляника - клубника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные - лягушки, жабы. Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, божьи коровки, жабы, лягушки); враги (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.
Растения и животные луга.
Растения луга - травы: клевер, колокольчик, нивяник (ромашка), мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка, кузнечик и др.).
Использование лугов как пастбища и для сенокоса.
Растения и животные болота.
Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Растения и животные водоемов.
Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Охрана здоровья и человека.
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.
Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья.
Охрана природы и экология.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Труд на пришкольном участке.
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.
Повторение пройденного.
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или
парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в
местный краеведческий музей.
Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).
Учащиеся должны уметь:
Называть конкретные предметы и явления в окружающей об
становке, давать им обобщенные названия; устанавливать простей
шие связи: между обитателями природы (растениями и животны
ми, растениями и человеком, животными и человеком);
Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно
делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
Приводить примеры некоторых представителей растений и
животных леса, луга, поля, сада;
Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, бе
зопасности в труде;
Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не
шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не
губить растения.
Учащиеся должны знать:
Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
природы, их основные свойства; что общего и в чем различие нежи
вой и живой природы;
Где располагается наша страна в мире; где находится ее столи
ца; каковы ее особенности; чем занимается население страны (хо
зяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки,
моря, полезные ископаемые);
Основные правила охраны природы и необходимость береж
ного отношения к ней;
Основные отделы тела человека, значение его наружных и внут
ренних органов, их взаимосвязь.
БИОЛОГИЯ
(2 ч в неделю)
Классы
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1) сообщение учащимся знаний об основных элементах нежи
вой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об орга
низме человека и его здоровье);
2) формирование правильного понимания таких природных яв
лений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жиз
ни растений и животных;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рас
смотрения окружающей природы как комплекса условий, необхо
димых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бе
режного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания не
которых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за
ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома
или в школьном уголке природы;
5) привитие навыков, способствующих сохранению и укрепле
нию здоровья человека.
Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания.
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Класс
(2 ч в неделю)
Природа
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Планета, на которой мы живем, - Земля. Форма и величина Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года.
Вода
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2. Растворение соли, сахара в воде.
3. Очистка мутной воды.
4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
5. Определение текучести воды.
Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Воздух
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а тяжелый холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь,
почва).
2. Объем воздуха в какой-либо емкости.
3. Упругость воздуха.
4. Воздух - плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.
6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно
го-в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени
свечи.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископае
мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля. ,
2. Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).
Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва
Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества - минеральная часть почвы.
Песчаные и глинистые почвы.
Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
1. Выделение воздуха и воды из почвы.
2. Обнаружение в почве песка и глины.
3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4. Определение способности песчаных и глинистых почв впи
тывать воду и пропускать ее.
Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Класс
Растения, грибы и бактерии
(2 ч в неделю)
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения - доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы.
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Строение семени фасоли.
4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы:
форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:
1. Условия, необходимые для прорастания семян.
2. Испарение воды листьями.
3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде
ление углекислого газа в темноте).
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии
в природу для ознакомления с цветками и соцветия
ми, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
В зависимости от сезонов года деревья, кустарники, травянистые растения изменяют, свой внешний вид, а также ход процессов в развитии и росте. Особенно ярко выражены эти изменения весной и осенью.
21 марта день равен ночи. С этого времени в средних широтах северного полушария солнце поднимается с каждым днем все выше и греет теплее. Небо становится ярко-синим, кучевые облака - белыми. Появляются первые проталины, начинают журчать ручьи. На деревьях еще нет листьев, не появились травы и цветущие растения, но дыхание весны уже чувствуется. Начинают цвести и пылить некоторые деревья. У ольхи хорошо видны буровато-красные сережки. Зимой они были плотные, а сейчас растут очень быстро, чешуйки у них отгибаются, и оттуда высыпается золотисто-желтое облачко пыльцы. Вслед за ольхой рассыпает пыльцу орешник, приблизительно через пять дней после орешника зацветает красная верба. Верба - первый из ранневесенних медоносов. В конце апреля пылят осина и ива-бредина. Наличие в это время небольшого количества насекомых, отсутствие листвы на деревьях и кустарниках способствуют свободному переносу ветром пыльцы с одного растения на другое. Вместе с пылением происходит у деревьев другой важный процесс - начинается сокодвижение. Вода растворяет питательные вещества, отложившиеся в стебле, и несет их к почкам, которые начинают набухать и готовиться к тому, чтобы стать листочками и цветками. Сокодвижение особенно выражено у березы и клена, длится оно около месяца; за это время растения перекачивают десятки литров воды. Начало сокодвижения - признак наступления весны.
Дни становятся длиннее, повышается температура, все сильнее прогревается почва. Снег усиленно тает; появляются первые цветы. Когда наступает весна, то растению надо быстрее расти, пускать корни, использовать тепло и влагу для развития. Многие растения, приспособившиеся к этому, носят название раннецветущих. На чешуйчатых стебельках появляются золотые корзинки цветков мать-и-мачехи, напоминающие маленькое солнышко. С наступлением тепла из корневища мать-и-мачехи появляются летние листья, нижняя поверхность которых светлая, мягкая и теплая, а верхняя - гладкая, холодная (отсюда и название - мать-и-мачеха). Эти листья в течение лета накапливают органические вещества, чтобы затем перенести их в корневище и дать возможность цветочным побегам так рано появляться весной. Мать-и-мачеху можно встретить везде: по откосам, берегам рек, канавам и просто на дороге.
В лесу появляется красивый весенний цветок - голубая пролеска (ее часто называют подснежником). Через 8-10 дней раскрываются удивительные цветки у медуницы. Сначала они у нее красные или пурпурные, потом становятся фиолетовыми, затем синими или беловатыми. А так как цветки распускаются на одном растении в разное время, то на нем одновременно можно увидеть цветки разной окраски. Вместе с медуницей между кустарниками можно увидеть красно-лиловую хохлатку. На фоне прошлогодних листьев выделяются желтые цветки гусиного лука и белые - звездчатки.
В местах, где много влаги, можно встретить и других представителей раннецветущих растений: калужницу, у которой крупные округлые листья блестящего зеленого цвета и яркий цветок с золотистым венчиком, чистяк весенний, который в отличие от калужницы имеет не 5-6 лепестков, а 8 (и в чашечке, и в венчике), и др.
У раннецветущих растений развитие происходит за счет питательных веществ, отложенных в корневищах, клубнях и луковицах еще с осени. Яркая окраска во время цветения привлекает к раннецветущим растениям немногочисленных насекомых для опыления. Однако часто эти растения размножаются вегетативным способом: от материнского растения отделяется уже сформировавшееся новое растение. Следовательно, оба способа размножения у раннецветущих растений взаимно дополняют друг друга, обеспечивая высокий процент выживаемости и приспособленности.
В лесу можно увидеть цветущий кустарник - волчье лыко. Сиреневые цветки растут прямо на стебле. Цветы и ягоды его ядовиты, а под корой развивается лубяной слой - лыко; вероятно, отсюда и произошло его название.
Наконец, лопаются почки на деревьях и кустарниках и появляются первые листочки. Черемуха зеленеет одна из первых, за ней тополь, ольха, вяз. У березы и дуба цветение несколько опережает распускание листвы.
Хвойные деревья цветут поздней весной. Пыльцы образуется так много, что она покрывает желтым налетом все вокруг («серные дожди»).
В конце весны все растения становятся зелеными, цветущими. Особую радость людям в мае доставляют ландыши, растущие дружной семейкой, так как из одного корневища может вырасти очень много растений. Ландыш цветет недолго. Душистые цветки в виде маленьких белых колокольчиков заменяются сначала зелеными, а затем красными ягодами.
Начинает колоситься рожь, у осины созревают семена-летучки, отцветает сирень, осыпаются лепестки у яблони - кончилась весна и началось лето.
Обычно весну делят на три периода: ранняя весна - появление проталин, сход снега на полях. Средняя весна (цветущая) длится до зацветания черемухи. Поздняя весна - до отцветания яблонь.
Лето делится на три периода: первый период (начало лета), когда на лугах появляются цветущие травы: луговой василек, красная гвоздика, иван-да-марья, колокольчик и ромашка. В это время зацветают малина, брусника, клюква. Рассеиваются плоды вяза и тополя. В водоемах зацветает желтая кубышка. В садах цветет жасмин. В народном календаре июнь называют разноцветом. Каждый день цветут все новые и новые растения, одни краше других. Начинает поспевать земляника. Появляются летние грибы. В начале июля разгар сенокоса.
Второй период начинается с зацветания липы и продолжается обычно до середины августа. Этот период называют также вершиной лета, знойной порой. Почему так поздно зацветает липа? Оказывается липа распускает цветки на побегах этого года, пока молодой побег отрастет и в нем заложатся плодовые почки, наступит самый теплый период лета. Запах цветов липы доносится издали, поэтому пчелы, не зная отдыха, собирают сладкий, ароматный нектар. Липовый мед вкусен и полезен.
Этот период характеризуется также обильным цветением травянистых растений на лугах. Цветут луговые злаки; на полях зацветает картофель. Водоемы покрывает различная растительность, многие из растений цветут - камыш, рогоз, сусак, стрелолист, частуха, белая красавица кувшинка. Созревают плоды малины и черники. Желтая акация разбрасывает семена.
Недаром июль называют ягодным месяцем. Созревают ягоды черемухи, малины, смородины, поспевают в саду крыжовник и вишня. На полях заканчивается уборка озимых.
Третий период лета (конец лета) продолжается от середины августа до середины сентября, до первых заморозков. В августе происходит созревание плодов и семян. На лугах можно увидеть цветущие колокольчики, короставник, марьянник, коровяк, мяту и другие растения. Начинает румяниться клюква. В начале августа желтеют листья у липы, а в конце месяца начинается листопад у березы. В лесу созревают орехи. Лето постепенно переходит в осень. Август - месяц грибов. Гриб представляет из себя плодовое тело, основная его часть скрыта в земле - это грибницы. Грибница срастается с корнями деревьев и получает от них питательные вещества, однако в свою очередь грибница обеспечивает деревья питательными веществами и помогает их корням лучше и быстрее усваивать питательные вещества из почвы. Грибы можно собирать с весны до поздней осени, но основная пора приходится на последний период лета и начало осени.
Вконтакте
Одноклассники
Сезоны — это времена года, отличающиеся погодой и температурой. Они меняются в зависимости от годового цикла. Растения и животные прекрасно приспосабливаются к этим сезонным изменениям.
Времена года на Земле
В тропиках никогда не бывает очень холодно или очень жарко, там только два сезона: один — влажный и дождливый, другой — сухой. У экватора (на средней воображаемой линии) жарко и влажно в течение всего года.
В умеренных зонах (за пределами линий тропиков) бывает весна, лето, осень и зима. Обычно чем ближе к Северному или Южному полюсу, тем прохладнее лето и холоднее зима.
Сезонные изменения у растений
Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Их надземная часть умирает, растение отдыхает до весны. Морковь, лук и картофель — такого типа растения, накапливающие питательные вещества, которые используют люди.
Такие, как дуб и бук, сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.
Вечнозеленые деревья всегда покрыты листвой, которая никогда не опадает. Чтобы узнать больше о вечнозеленых и сбрасывающих листья деревьях.
У некоторых вечнозеленых деревьев, таких, как сосна и ель, листья длинные и тонкие, называемые иголками. Многие из вечнозеленых деревьев растут далеко на севере, где лето короткое и прохладное, а зима суровая. Сохраняя свою листву, они могут начать расти, как только придет весна.
В пустынях обычно очень сухо, иногда там вообще ие бывает дождя, а иногда случаются очень короткие сезоны дождей. Семена прорастают и дают новые всходы только в дождливый период. Растения цветут и очень быстро дают семена. В них накапливаются питательные вещества
Сезонные изменения у животных
Некоторые животные, такие, как рептилии , чтобы выжить в холодный или сухой сезон, уменьшают свою активность и засыпают. Когда становится теплее, они возвращаются к активному образу жизни. Другие животные ведут себя иначе, у них есть свои способы выживания в суровые периоды.
Некоторые животные, такие, как соня, спят всю зиму. Это явление называется спячкой. Все лето они едят, накапливая жир, чтобы зимой можно было спать, не принимая пищи.
Большинство млекопитающих и птиц выводят детенышей весной, когда везде много пищи, так что они успевают подрасти и окрепнуть к зиме.
Многие животные и птицы каждый год предпринимают длинные путешествия, называемые миграциями, в места, где больше пищи. Например, ласточки вьют гнезда в Европе весной, а осенью улетают в Африку. Весной, когда в Африке становится очень сухо, они возвращаются.
Карибу (называемые северными оленями в Европе и Азии) тоже мигрируют, проводя лето за Полярным кругом. Огромные стада поедают траву и другие мелкие растения там, где тает лед. Осенью они переходят к югу, в район вечнозеленых лесов, и поедают такие растения, как мох и лишайник, находящиеся под снегом.
Сезонные изменения в живой природе
Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса
Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна
Введение
«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».
Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?
1. Изменение погодных условий
Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.
Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.
Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.
Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />
Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.
Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.
Сезонные изменения в жизни растений
Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.
Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.
Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.
Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.
Сезонные изменения в жизни животных
Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.
Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.
Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.
Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.
осадки животное зимовка сезонный
Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…
Заказ работы
Нужна авторская работа?
Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку
с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.