Древнерусские обряды на свадьбу. Свадебные обряды древней руси, которых уже нет

С древних времен русская свадьба была одним из самых ярких и своеобразных ритуалов культуры Руси.
Древние летописи же говорят о том, что как таковых общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у разных племен.
Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье.
Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить.
Многоженство также не было редкостью в те времена.


Уважаемые мои читатели!

На сайте представлена только ознакомительная информация для создания оригинального и красивого свадебного праздника. Я ничего не продаю;)

Где же купить? Найти и приобрести описанные в статьях аксессуары для торжества Вы можете в Cпециальных интернет магазинах где есть доставка по всей России

Свадебные обряды

Постепенно религия и быт древних славян усложнялась, появлялись все новые божества и традиции, заимствовались новые обряды. В целом с течением времени нравы становились более мягкими, первобытная дикость уступала место пусть своеобразной, но цивилизованности. Похищение невесты еще сохранилось, но стало скорее обрядом, который проходил, как правило, по согласию сторон.


Большинство свадебных традиций, таких как разбрасывание риса или преломление свадебного пирога, уходят корнями в глубокое прошлое.

Свадебные традиции разделяются на несколько этапов. Это досвадебные обычаи, которые включают знакомство, смотрины невесты. Затем в свадебных традициях можно выделить предсвадебную подготовку: сватовство, девичник. Далее традиционно идут свадебные обряды – выкуп невесты, венчание, свадебное гулянье. Но креме этих свадебных традиций, можно вспомнить и более "древние" обычаи. Так, например, очень интересная свадебная традиция передавать обручальное кольцо из поколения в поколение: от матери к дочери или от отца сыну. Кроме этого, свадебные традиции зависят от местности и категории населения. Но общность свадебных традиций и свадебных обрядов разных народов существует.

У каждого народа существует множество свадебных традиций обрядов и примет, ведь брак – один из важнейших моментов в жизни.

В прошлом молодые люди женились очень рано.

Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла:

Не женат – не человек,
Холостой – полчеловека,
Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет,
Семья воюет, а одинокий горюет,
Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа,
С ним горе, а без него – вдвое.

Как проходили старинные свадьбы в древней Руси

Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи.

Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским "политесом".

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).

Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.

К третьему, заключительному, циклу относились "отводины" - визиты молодых к ближайшим родственникам.

Одинаковым практически для каждого русского – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды Руси у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.

Сватовство на Руси

Раньше жениться на Руси было принято рано. Зачастую молодожёнам было не более 13 лет. Родители жениха выбирали невесту, а молодые люди могли узнать о свадьбе тогда, когда подготовка к ней шла уже полным ходом.


В наше время в большинстве своём семьи образуются по взаимной любви, и право выбора принадлежит молодым, вступающим в брак, поэтому сватовства, как в прежние времена, со сватами, договорами о приданом, задатком и прочими условиями сейчас уже практически не существует. Но и сейчас по правилам этикета молодой человек должен прийти в дом невесты и попросить у её родителей выдать девушку за него замуж. И это уже дань традициям Руси - на самом деле жених просит не разрешения, а своеобразного одобрения их союза.

Сговор


По старинной традиции после сватовства следует сговор. Стороны договаривались о расходах на свадьбу, о подарках, приданом и тому подобных вещах. Всё это происходило в доме невесты, где готовилось угощение.

Девичник и мальчишник

Накануне свадьбы невеста обязательно звала в гости подруг. Они шли в баню, мылись, а потом причёсывали волосы. Жениха и будущую семейную жизнь невесты было принято изображать в черных красках, так как это символизировало и прощание невесты с подругами и девичьей жизнью, и оберег от порчи.

Мальчишник же - достаточно поздняя традиция. Древнерусский жених шёл в баню один, и обычай предписывал ему, напротив, молчать. Но постепенно мальчишник тоже стал традицией.

Выкуп

Утро свадебного дня раньше начиналось с причитаний невесты и совершения различных обрядов от сглаза в доме жениха, а когда жених со сватами приезжал за невестой, начиналась весёлая церемония её выкупа, которую многие молодожёны любят и по сей день. Подружки задают жениху и его помощнику-свидетелю трудные вопросы, загадывают загадки или просто говорят:
Не отдадим, выручим! Прогоним или пускай выкуп дают.


Жених должен ответить на все вопросы, отгадать загадки и дать подружкам денег или конфет.

Иногда подружки просто прячут свадебные туфли невесты и требуют дать выкуп и за них.

Застолье


Раньше у входа молодожёнов всегда встречала мать, которая посыпала сына и невестку овсом и пшеном - на оберёг и богатство. Потом родители должны были поподчивать молодожёнов хлебом с солью. В древности хлеб пекли сами родители. Обычай отламывания или отрезания кусочков хлеба, чтобы погадать, сохранился и по сей день. Раньше гадали на детей - кто первый родится, мальчик или девочка, и на то, как молодые будут распоряжаться своими доходами.

Брачная ночь в древней Руси

Свадебный день завершался проводами молодых на покой, обычно в баню, на сеновал или даже в хлев. Это делалось, чтобы сохранить в тайне место их первой опочивальни и уберечь от сглаза и злых наговоров.


Именно поэтому и сейчас многие пары порой неосознанно стремятся провести первую брачную ночь не дома - в шикарном отеле, на яхте или просто в новой квартире, где никого больше нет.

Раньше муж брал жену на руки и вносил в дом, чтобы обмануть домового: якобы жена - не чужой человек из другого рода, а родившийся младенец.

В основе большинства свадебных традиций заложены старинные свадебные обряды, которые дошли до нас с языческих времен, существовавших много веков назад, тогда они имели определенный смысл. Конечно, свадьба сегодня и тогда на Руси очень отличаются друг от друга. Обряды и традиции перешли их прошлых веков в сегодняшний день в современном и упрощенном виде, частично утратив свой первоначальный смысл.

В определенные даты было запрещено проводить венчание, например, в пост, во время Святок, в Пасху.

Зачастую выбор жениха и невесты делали родители молодых. Но бывало, что родители одобряли собственный выбор своих детей.

Родители невесты готовили для дочери , то есть то имущество, которое невеста заберет с собой после свадьбы в новый дом. Это могла быть мебель, одежда и украшения, и даже домашний скот.

Важное внимание уделяли брачной ночи молодых, после первого дня их провожали в их ложе и не беспокоили. Утром родственники могли проверить, есть ли пятна на простыни или рубашке невесты, что говорило о честности девушке.

Раньше последовательность свадебных и предшествующих ей действий и обрядов была такова: родственников жениха к невесте, помолвка, и такой необычный этап, как «вытие».

Для невесты и ее подружек устраивали , для жениха и его друзей . Особое внимание уделяли и выкупу невесты женихом у ее родственников, потом молодых венчали. Далее молодые и гости гуляли и ехали на празднование.

Даже после принятия христианства славяне оставались достаточно суеверными, и это отразилось в обрядах. Главным было уберечь молодых от сглаза и порчи.

Сватовство и обряд обручения

В современном виде процесс сватовства в большинстве случаев пропускается, считается необязательным, символическим.

А раньше без него не обходилась ни одна свадьба, назывался обряд «рукобитие». К невесте в дом приезжал жених с друзьями и родственниками, они хвалили жениха и просили руки девушки.

В этот день договаривались о том, когда будет свадьба, обговаривали детали и просчитывали финансы.

Первый раз молодых называли при всех женихом и невестой, и девушке парень дарил кольцо и другие подарки.

Родители благословляли молодых, давали напутствие на счастливую и долгую жизнь вместе. Устраивали небольшое застолье, где присутствовали, помимо родственников, свидетели обряда сватовства.

«Вытие» и девичник

После того, как молодых обручили, начиналась . Невесте же в это время полагалось не выходить из дома, а причитать и плакать по своей жизни в доме родителей, так как после свадьбы она переходила в семью жениха в новом статусе.

На девичник приходили подруги и родственники невесты. Они тоже плакали и расплетали косу невесте, что означало, что она переходит в другой статус, становится супругой своему мужу, женщиной.

Мальчишник жениха

В старые времена мальчишник назывался «молодечник». Как правило, проходил он у жениха дома в виде застолья, в ходе которого проходило прощание с холостой жизнью и друзьями. Навеселившись, жених с родственниками ехал в гости к невесте с подарками и хорошим настроением.

Выкуп невесты

Раньше на выкупе, перед тем, как приедет жених за невестой, очень хорошо подметали дорогу к дому, чтобы молодым по пути не попался камень или предмет с наговором.

Сначала жених с друзьями и родственниками выкупали дорогу к дому, затем дверь в дом и комнату невесты, затем и саму будущую супругу. Этим обрядом выкупа как бы задабривали и духов и родственников невесты, для счастливой дальнейшей жизни.

Для того, чтобы в семье был достаток и благополучие, после выкупа и перед входом в церковь, молодых посыпали пшеном или хмелем.

Венчание

Обряд венчания – это старинный христианский обряд в процессе русской свадьбы. Существовал обычай, что жениха и невесту везли в церковь разными дорогами, для отвода сглаза, или например, такое суеверие, что родители не присутствовали на церемонии венчания.

Под ноги молодых мужа и жены стелили, и стелют сейчас, платок и посыпают мелочью, чтобы жизнь их была в достатке.

В конце обряда жених и невеста одновременно гасили венчальные свечи, их потом сохраняли до самых родов.

Раньше в церкви на венчании еще и били посуду, чтобы жилось счастливо, часть этой приметы сохранилась и в сегодняшние дни. Но сейчас в церкви посуду уже не бьют.

После обряда венчания подружки заплетали молодой жене две косы, укладывали их в прическу вокруг головы и надевали повойник, это головной убор носили замужние женщины.

На современных свадьбах этот обряд перешел в процесс, когда невесте снимают фату с головы, что также означает переход к замужней жизни.

Гуляние

Эта старинная традиция сохранилась до сих пор. Молодые перед торжеством в ресторане катаются по городу по паркам, памятным и красивым местам.

В старые времена была традиция после венчания жениха и невесты везти их запутанной дорогой в дом нового мужа.

И было не принято невесте самой переступать порог, ее переносил супруг на руках, чтобы обмануть злые силы и избежать спотыкания невесты, это считалось очень плохой приметой.

Как и сегодня, молодых родители встречали хлебом с солью, и невеста с женихом откусывали по кусочку каравая, который потом разламывали у них над головой.

В дальнейшем семья должна была хранить этот хлеб всю жизнь, как символ семейного достатка.

Помимо достатка молодым желали деток побольше, и с этой целью сажали молодых на звериную шкуру.

Традиции свадебного застолья

Гуляли и отмечали свадьбу несколько дней. Первый день – в доме жениха, второй – в доме невесты, третий день снова гуляли у жениха.

По традиции в первый день гуляний молодая пара ничего не ела. А после первого дня проходил ритуал «укладывания» молодых, что означало здоровое потомство.

Во второй и третий дни молодой жене устраивали проверки, например, нужно было разжечь печь, приготовить что-то, подмести .

В древности на Руси свадьбы праздновали широко и весело, гостей было много, а обычаи выполнялись всеми участниками торжества так аккуратно и четко, что свадебная церемония длилась несколько дней.

Наши предки не ломали голову, где найти хорошего тамаду и какие конкурсы придумать - у них был целый арсенал примет и ритуалов, которые ни в коем случае нельзя было игнорировать.

На счастье будущим супругам дарили кур, сыпали рис на порог и клали амбарный замок под коврик.

Некоторые из этих обычаев дошли и до наших дней, а некоторые так и хочется возродить.

1. Дарить молодоженам птиц

Обычай дарить пару гусей в свадебных ленточках пришел на Русь от литовцев. В давние времена этих гусей потом жарили, и молодые съедали их в первый день. Во избежание недоумения со стороны гостей можно заменить живых гусей на жаренных, или же испечь свадебный торт в виде пары гусей.

2. Дружки вместо тамады

Дружки - это очень важные люди на свадьбе. Нынешние свидетели им, безусловно, уступают. Дружек должно быть двое, они обязаны помогать молодым готовиться к бракосочетанию, держать венцы на венчании, веселить гостей. Друзья зачастую хорошая замена тамаде. Дружки выбираются из числа неженатых друзей жениха, но для современной свадьбы это не так важно, женат дружка или нет, и чей он приятель - жениха или невесты. Наверняка, у вас найдется пара знакомых весельчаков, которые подошли бы на роль дружек.

3. Осыпать новобрачных хмелем и монетами

По выходе из церкви (кто не венчается, из ЗАГСа) молодых на счастье осыпали семенами хмеля и льна. На княжеских свадьбах кидали горсти монет. Монеты, пожалуй, лучший из вариантов осыпания «счастьем», потому что это обычай русский, в отличие от кидания риса, пришедшего к нам из Индии, да и к тому же рис застревает за шиворотом и в складках одежды, что не очень удобно.

4. Пить пиво при выкупе невесты

Дружка с женихом приезжает за невестой, чтобы ее выкупать. Вообще обычай пить пиво относится к сватовству, а не к самой свадьбе, но поскольку в наше время сватовства как такового нет, то можно делать это в день бракосочетания.
Подружки невесты и дружка с ее стороны загадывают загадки, жених за каждый правильный ответ приближается на шаг к порогу невестиного дома, при каждом неправильном - выпивает глоток пива. Пиво все-таки не водка, поэтому даже если плохо соображающий от волнения и счастья жених ответит на все вопросы неверно, то вряд ли сильно захмелеет.

5. Невеста умывает жениха, а жених дарит ей хлеб

После выкупа невеста в знак готовности служить мужу и быть ему преданной умывает из кувшина свекра, затем свекровь и самого жениха. А жених дарит своей суженной хлеб в знак того, что он сможет прокормить семью. От хлеба откусывают сама невеста, затем теща и тесть.

6. Сватовство

Сватовство — ритуал, когда сваты жениха выясняли, какова из себя невеста и сколько за ней приданого. По сути, это было предварительное соглашение о свадьбе. Нередко сваты не только ездили выяснять подробности о невесте и договариваться о свадьбе, но сами и подыскивали нужную кандидатуру для жениха. По традиции сваты не говорили напрямую о цели визита, а использовали аллегории. Родители невесты делали вид, что не понимают, о чём речь и не сразу соглашались выдавать дочь замуж.

7. Смотрины

Спустя некоторое время после сватовства родители невесты ехали на смотрины жениха. Осматривали не только жениха, но и дом, и хозяйство, чтобы знать, где и в каких условиях будет жить их дочь. После осмотра следовало богатое застолье, за которым назначался день смотрин невесты.

Смотрины невесты организовывались, чтобы узнать, красивая ли она, выяснить, что умеет делать по хозяйству, сколько приданого имеет. Если всё устраивало, будущий свёкор целовал девушку в обе щеки, а жених выпивал до дна стакан медового напитка, поднесенного матерью невесты.

8. Рукобитие

Этот обряд практически не дошёл до наших дней. Заключался он в том, что родители молодых обговаривали финансовые дела предстоящего брака, выясняли, кто оплатит свадьбу, решали, где будут жить молодожены. Все переговоры заканчивались рукобитием (ударяли по рукам) и обменом подарками.

После этого ритуала жених, наконец, встречался с невестой при людях, чтобы обменяться с ней кольцами. Происходило обручение.

9. Яства со смыслом

На свадьбу готовился каравай, чтобы молодые отведали его в знак единения. Также по традиции в подарок жениху с невестой преподносили жареную курицу. Это служило символом того, что теперь новобрачные всю еду будут делить на двоих.

10. Посвящение невесты в замужнюю женщину

Сваха снимала с невесты девичий венок, закручивала волосы и надевала уже женский головной убор - кику, поверх которой набрасывалось покрывало. Отдавая дочь жениху, отец слегка ударял её плёткой, чтобы мужа слушалась, затем передавал плеть мужу.

11. Вытие

Это ритуальный плачь, происходящий у невесты в доме. Нужен этот обряд для того, чтобы показать, что девушке хорошо жилось в доме родителей, но после свадьбы ей придется уйти из отчего дома. Вытие - это слезное прощание невесты родителями, друзьями и волей.

12. Девичник

Является и старинным и современным свадебным обрядом. Однако раньше девичник отмечался чуть иначе, чем сейчас. К девушке приходили подруги с целью помочь сшить жениху и его близким родственникам подарки, а заодно девушки пели свадебные песни. Иногда туда же могли придти и жених с его друзьями и вместе они начинали пить чай и устраивать различные молодежные игры. При этом невеста проводила все свое время перед свадьбой в вытье и слезах, так как прощалась со своей девичьей жизнью. Еще один важный момент, который обязательно совершали в старину - это омовение невесты в бане за день до свадьбы.

13. Выкуп невесты женихом в день свадьбы

Перед выкупом молодая невеста прощалась с родительским домом, с родителями и с подругами. Подружки невесты не хотели отдавать свою подругу просто так и требовали с жениха выкуп. Непосредственно в сам день свадьбы обязательно и жених, и невеста одевались во все новое. Кстати, интересно отметить, что раньше делали не просто выкуп, а иногда даже устраивали символические бои между родными невесты и родными жениха. После некоторых символических сопротивлений родные невесты сдавались и отдавали ее в руки жениху.

14. Венчание

Сейчас этот обряд не считается обязательным, но те молодые, которые уверены в том, что они будут друг с другом вечно, и готовые связать себя друг с другом перед Богом, совершают этот свадебный обряд по всем правилами церкви.

15. Звать гордых

Раньше на свадебный пир в первый день родители невесты не приходили, а за ними отправляли ряженых гостей, который должны были пригласить в веселой форме родителей невесты на пир. Обряд этот назвался «звать гордых».

Существует еще много различных свадебных традиций: и старинных и современных, каждая пара выбирает то, что ей больше нравится и что молодые и их родители считают более правильным, интересным и важным.

Оригинал записи и комментарии на

Испокон веков свадьба для женщины была нечто большим, чем торжество и праздничная дата в календаре. Следовательно, и к выбору свадебного платья подходили с большим усердием, чем к любому другому наряду. Интересно будет узнать, что белый цвет не всегда ассоциировался со свадьбой. Раньше совсем другим цветам отдавали предпочтение невесты. Да и фасоны сильно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на невестах. Экскурсия в минувший мир свадебной моды обещает быть интересной, захватывающей и местами даже наполненной удивлением.

Основные модные тенденции

Богатое убранство невесты свидетельствовали про достаток ее семьи, поэтому для создания свадебного платья выбирались самые дорогие ткани. Часто это был шелк или тюль, сатин или вельвет. На ткани присутствовало богатое декорирование из золотых нитей и ценного натурального меха.

Нравы минувших времен были строгими и требовали от невесты выбора настолько закрытого платья, насколько это было возможным. Максимальная длина присутствовала не только на юбке, но и на рукавах также.

Распространенными цветами были природные, поскольку они создавались на основе только натуральных компонентов. Яркое свадебное платье алого, голубого или розового цвета можно было встретить только на очень состоятельной невесте.

Какими только драгоценностями не украшались дорогие свадебные наряды. В ход шел жемчуг, бриллианты, сапфиры и изумруды. Их количество иногда было настолько большим, что сложно было рассмотреть ткань самого платья.

Самым ярким доказательством этого факта служит свадьба графини Маргарет из Фландрии, платье которой было очень тяжелым из-за большого количества драгоценностей. Они исчислялись тысячами. В таком платье было невозможно ходить, поэтому в церковь ее заносили.

17 век

С приходом 17 столетия свадьбы начали носить скорее династическую роль. Но это ничуть не умерило пыл невест, которые всячески старались предстать перед гостями в самых красивых платьях.

Правда не всегда эти старания были по достоинству оцененными. Взять хотя бы свадьбу принцессы Катрины Браганской из Португалии и английского короля. Невеста не изменила модным течениям своей страны и выбрала розовое платье, которое предусматривало наличие внутреннего каркаса. Англичане не поняли такого решения, хотя спустя некоторое время полюбили подобные свадебные платья.

18 век

Этот период обозначился высокой популярностью натурального дорого меха в свадебных платьях. Такую отделку могли позволить себе только очень состоятельные барышни, которые выбирали мех из норки и соболя.

Невесты из не таких богатых семей довольствовались мехом лисы или зайца. Ну а совсем небогатые невесты могли позволить себе выбрать льняную ткань для пошива платья вместо обычного грубого материала, который использовался для создания повседневной одежды.

О статусе невесты можно было судить по длине рукавов и подола на ее платье. Обычным девушкам, чей достаток не был баснословным, свадебное платье в дальнейшем служило праздничной одеждой, которая одевалась на большие праздники.

В то время белый цвет еще не служил основным для свадебного наряда, хоть и считался непорочным.

Ввиду его непрактичности и маркости преимущественными были розовый и голубой. Кстати, именно голубой цвет был связан с непорочностью самой девы Марии. Этот обычай дошел и до современных невест из англоязычных стран, которые обязательно в свой наряд вносят элемент голубого цвета.

Розовый также часто присутствовал в свадебных нарядах. Взять хотя бы платье невесты Джозефа Нолекеса (британский скульптор), которое хоть и было создано из белой ткани, но розовые цветы обильно его украшали. Наряд дополняли очень высокие для того времени туфли (аж 8 см) с такой же розовой вышивкой. Несмотря на свою необычность и экстравагантность такой наряд приглянулся всем поклонникам свадебной моды, а модницы взяли его себе на вооружение.

Что касается красного цвета и всех его ярких оттенков, то в свадебной моде они появились нескоро, поскольку связывались с распутностью. В игноре находился и зеленый цвет, который приписывали лесным мифическим созданиям типа эльфов и фей.

Еще одним категоричным цветом был черный, который нес в себе траурный подтекст. Его старались не одевать даже гости, чтобы не накликать беду на молодых. Желтый цвет только начал появляться в мире свадебной моды, возрождаясь и расцветая с новой силой после того, как в 15 веке был объявлен языческим.

Самым бедным невестам ничего оставалось, как одевать платья серых или коричневых оттенков, которые были самыми практичными и немаркими. Прошло сто лет и серый цвет стал ассоциироваться с прислугой.

19 век

Начало 19 столетия принесло с собой моду на ленточки, которыми обильно украшались свадебные платья. Они были разноцветными и каждый гость старался оторвать себе одну ленточку в память о такой значимом событии.

Прошло немного времени и ленточки заменились цветами. Красивые букеты приносили с собой гости, чтобы поздравить молодых, и не менее красивые цветочные композиции невесты держали в руках. Цветами украшалось платье и волосы невесты.

Публикации раздела Традиции

Необычные свадебные традиции

В ыходить замуж или жениться осенью считалось на Руси хорошей приметой. Самой удачной была свадьба, сыгранная за несколько дней до или сразу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Считается, что в это время новоявленную молодую семью берет под свою защиту Богородица, покровительница замужних женщин и матерей, и именно эти супружеские союзы самые крепкие. В тему и народные пословицы: «Пришел Покров-батюшка - девку в венец убрал», «Весело Покров провести - хорошего жениха (невесту) найти» .

Причитания, запóины, оглядыны, вэчерынки, антифонное пение - привычные названия в свадебных торжествах глубокой старины. В разгар осени мы собрали самые колоритные, интересные и необычные свадебные обряды и украсили их зажигательными, трогательными песнями из новых объектов раздела «Традиции» и фотографиями их самобытных исполнительниц.

Жители себежских деревень сохранили память о старинной свадьбе, на которой обязательным было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Многие тексты их свадебных песен обладают ритуально-магической направленностью. В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни - вторая группа повторяет ее в ответ.

Накануне свадьбы подруги водили невесту прощаться со всеми жителями деревни. Невеста прощалась с каждым, кланялась и просила прощения.

В церковь, к венцу, жених и невеста ехали отдельно (каждый из своего дома). Утром в день венчания невесте «чесали голову» (косу), затем она молилась Богу, просила благословения у родных, после ее заводили за стол.

Ритуал расчесывания волос невесте, как и многие другие этапы свадьбы, был направлен на благополучие, богатство, плодовитость будущей семьи. Об этом свидетельствует использование особых атрибутов: невесту сажали на хлебную «дежку» (емкость для замешивания теста), накрытую вывернутой шубой. Первым «чесать голову» к невесте подходил отец: он проводил гребнем по волосам крест-накрест, крестил невесту. Следующей - мать, потом - «боярки».

В среде русских старожилов утром первого свадебного дня девушки собирались в доме невесты. Они брали наряженный с вечера репей (куст) и с пением песен шли ко двору жениха. Есть свидетельства о том, что наряду с репьем девушки брали с собой наряженный банный веник. Куст доверялось нести самой близкой подруге невесты. По дороге к жениху пели песню «Как по саду было, садику», а подойдя к воротам жениха - «Ох, ты ветвь ли моя, веточка». Жених встречал девушек у ворот, забирал куст, приглашал девушек в дом и угощал их. После угощения жених передавал в подарок невесте мыло или духи.

Девушки возвращались в дом невесты, которая сидела в ожидании подруг, садились вокруг нее и пели песню «Отжилася и отнежилася свет и Марьюшка у батюшки». Невеста плакала.

Затем девушки топили баню и вели невесту мыться. По воспоминаниям жителей Кармаскалинского района, баню могли приготовить в чужом дворе, на другом конце улицы, чтобы как можно дольше вести невесту по деревне.

В свадебном ритуале Петрищево - предсвадебные встречи представителей двух родов (сваты, двора глядеть, перепоины), обряды прощания невесты с подругами (девичник) и ее обряжение, одаривание невесты и жениха своими родственниками на кашу, выкупы невесты и ее атрибутов, завязывание молодухой в доме жениха.

По приезде жениху не давали войти в дом невесты, не подпускали к столу и к самой невесте, требуя выкупа, а представители двух родов начинали «дражниться» - петь корилки: «Придуть, молодую ж надо выкупить, жениха ж к ей не пускають. Ну, жаних там и конфеты, и водки, даже и денег которыи дають бояркам етым, девкам. Ну, и песни. Кто кого перябрешить»; «Тыи ж сватьти, как собаки, лають. А мы ж тоже ня упустим, у нявести. Там усё ходить, уся тая хата ходанём. Это они так ругаются. Общем, каждый свайго хочить возвяличить. Тот харош, а мой лучши. Ну, вот и поють тады, кто што знаить».

В это же время крестные жениха и невесты мерились «баславеньем» - булками, заранее ими испеченными и принесенными на свадьбу: «Тады как сойдутся две - женихова хрёстная и яе хрёстная - и вот: «Чия булка лучши? Во мой, во моя хрестница во какая» - ну а тая своё» .

Украинские переселенцы в Воронежской области сопровождают свадебные обряды многочисленными песнями-припевками, комментирующими происходящие события. Сельчане сохранили самобытный язык, представляющий особую группу говоров юго-восточного украинского наречия. При этом они позиционируют себя как особую этническую группу (не считают себя ни украинцами, ни русскими), выделяются среди окружения одеждой, бытом и другими составляющими духовной и материальной культуры.

Когда близкие родственники жениха шли «свататьця», жених не присутствовал - вместо него брали шапку. При благополучном сватовстве невеста перевязывала сватов вышитыми полотенцами - рушниками. Тут же устраивалось общее богомолье, а после него - небольшое застолье.

На венчание жених с товарищами и невеста с дрýжками шли из своих домов. Из церкви расходились по домам, где устраивалось праздничное застолье для своей родни. Из дома жениха собирали свадебный поезд за невестой: украшали лошадей и подводы, перевязывали рушниками старосту и дружкóв. Жениху на картуз справа пришивали красную квитку (цветок). Количество человек, отправлявшихся за невестой, должно было быть непарным, пару жениху потом составляла невеста.

Символом свадьбы в селе Урыв являлся свадебный флаг из красного полотна, который делали и в доме жениха, и в доме невесты. С одним флагом ехал свадебный поезд жениха, а вторым был отмечен дом невесты.

Свадебный обряд восточных районов Кировской области - развернутое многоэтапное действо, насыщенное обрядовыми песнями и причитаниями, жанрами словесного фольклора. Обрядовым пением отмечены все важные события свадьбы.

Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, исполнявшиеся девушками на девичнике или во время благословения невесты и сопровождавшиеся ее плачем.

Место распорядителя на свадьбе в восточных районах Кировской области занимал дрýжка. Он договаривался со свахой и подругами при выкупе невесты, следил за порядком обрядовых действий. Дружка «приговаривал всю свадьбу» - произносил тексты приговоров (наговóров), не садился за стол в течение всего гулянья, угощал гостей за праздничным столом.

Значимую роль в свадебном обряде играли свахи. Это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. Свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом) в ходе обряда, их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.

Свадебный обряд сюан кукморских удмуртов, проживающих в Республике Татарстан, продолжается около года и состоит из многих этапов. Ритуал включает в себя сватовство, сговор и собственно свадьбу, которая делится на две части.

Первая часть свадьбы включает в себя приезд свадебного поезда, обед в доме невесты, ее увоз в дом жениха и смену девичьего головного убора на свадебный, состоящий из ашъяна и платка сюлык. Эта часть обряда строго регламентирована по времени и может проходить только в период от Петрова дня до летнего праздника иконы Казанской Божией Матери (21 июля). Через один-шесть месяцев совершается обряд снятия платка, после которого молодушка возвращается жить к родителям.

Вторая, основная часть свадьбы связана с Масленицей, когда главный свадебный пир проходит сначала в доме невесты, а после ее увоза - у жениха.

В Свердловской области накануне обручения перед баней подруги едут к жениху без невесты. Две девушки наряжаются женихом и невестой. Подходя к дому, ряженая «невеста» с девушками причитают. Затем они передают жениху невестины подарки, в ответ он украшает два веника - один конфетами, лентами, второй - мылом и вручает девушкам. Поездка заканчивается угощением невестиных подруг и весельем.

В день венца после утреннего пробуждения невеста совершает обряд «дарение дéвьей крáсоты». Под причитания она дарит девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.

По окончании застолья, устраиваемого для девушек после раздачи красоты, проводится обряд «отказа невесте от хлеба-соли в родительском доме». Отец отодвигает от дочери стол (вариант: мать закрывает перед дочерью тарелку с едой), а невеста ломает ложку либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается групповыми причитаниями.

В ограде сходятся женихова и невестина свахи и встают на расстеленный перед крыльцом пóтник. В одних случаях они здороваются за руки, обмениваются рюмками с напитками, чокаются, выпивают и целуются, в других - каждая женщина, чокаясь, старается перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удается, тот и будет хозяином в доме.

В селе Кеба Архангельской области переход невесты в новую семью осознается как уход на тот свет, поэтому ритуал называют «свадьба - похороны». Его отличительной чертой является включение в него большого количества сольных и групповых причитаний.

На следующий день после сватовства устраивалось рукобитьё, на которое жених приходил со своей родней, а невеста приглашала своих близких родственников. Мать накрывала на стол. Невесту к гостям выводил из другого помещения ее крестный отец и ставил за стол под иконы. Всем гостям наливали по рюмке вина, затем девушки - подручницы или дрýжки - вели невесту под руки на середину избы. Самая близкая подруга с плачем подносила невесте зеркало, чтобы она в него посмотрелась.

Жених подавал родне невесты привезенное с собой вино, после чего его заставляли целовать невесту, которая отворачивалась и старалась закрыться платком. В это время крестные отцы били по рукам. Рядом с ними ставили стóрожа - «знающего» человека, который следил, чтобы никто не навел порчу на молодых. Говорили: если кисель на столе почернеет, значит, кто-то навел порчу. После того как ударили по рукам, начинали звучать плаксы - причитания невесты, которая заплакивала, то есть начинала плач, а девушки подхватывали его.