Бумажная сказка. Оригами сказка для малыша

Ты знаешь, что такое оригами?

Это древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Можно сложить простой кораблик, а можно и очень сложную фигуру из большого количества деталей.

Букник-младший предлагает тебе сделать не просто оригами, а оригами-сказку — целое представление, которым можно удивить папу и маму, бабушку с дедушкой, младших братьев и даже одноклассников.

Внимательно рассматривай фотографии и читай пояснения в нашей фотогалерее - и у тебя получатся все фигуры. Немного потренируйся, и ты научишься складывать фигуры быстро, сопровождая свои действия сказкой про четырёх ленивых братьев.

Сказка-оригами


В одном городе жили четыре брата. Братья были большими лодырями, а потому отец решил отправить их в город на заработки. Он купил им билет на пароход и дал с собой сундучок с деньгами, на расходы.

Приехали братья в город, видят - ярмарка шумит, и товаров разных на ней - видимо-невидимо! И то хочется купить, и это.

Стали они тратить отцовские деньги. Старший брат купил себе сапоги, второй брат - штаны, третий брат - свитер, а четвёртый - рубашку.

Потом братья захотели есть. Пошли они в трактир. Там стоял большой стол, а рядом - удобные стулья.

Поели братья, расплатились с хозяином и вышли к реке. Денег на билеты на пароход у них не осталось. Поэтому купили они утлую, захудалую лодочку, сели в неё и поплыли домой.

Плывут они, видят - на берегу гора, да вся из мармелада! Первый брат откусил кусок, второй откусил кусок, за ним третий, а четвёртый доел остатки.

Приплыли домой. Отец спрашивает сыновей: где же заработанные деньги? А они ему только пустой сундучок показывают…


Возьмите квадратный лист бумаги. Чем больше он будет, тем проще с ним работать. (1)
Сложите все углы листа к центру. Это - старший брат. (2)
Переверните заготовку (3) и вновь сложите все углы к центру. Это второй брат. (4)
Ещё раз переверните - получился третий брат. (5)
И ещё раз - это четвёртый брат. (6)


Разверните верхние и нижние углы заготовки (7, 8), а левый и правый угол раскройте изнутри, как показано на фотографии. (9)
Согните изделие пополам - получился пароход. (10)
«Нос» и «корму» парохода (левый и правый бок заготовки) вогните внутрь. (11)
Получились сапоги. (12)


Посмотрите на лодку внимательно. Внутри она состоит из двух частей, в каждой из которых прячется уголок. Потяните за него и разверните. (27)
Это мармеладная гора. (28)
Положите заготовку «горой» к себе. Загните правый уголок к центру - это старший брат откусил свой кусок. (29)
Загните левый уголок - второй брат откусил кусок. Верхний уголок «откусил» третий брат. Получился квадратик. (30)


Сложите его пополам по сгибу, как на фотографии (31) - это четвёртый брат «доел» мармеладную гору.
У вас получилась заготовка, одна сторона которой в форме прямоугольника, а вторая - в форме трапеции. (32)
Переверните заготовку на другую сторону (трапецией к себе). Снова найдите внутри уголок и разверните его. Это шоколадная гора. Проделайте с ней все действия, как и с мармеладной горой - загните уголки и сложите пополам по сгибу. (33)
У вас в руках должен оказаться маленький сложенный прямоугольник. (34)
Разверните его на столе в квадрат и положите сплошной стороной вниз. (35)
Потяните две открывающиеся половинки в стороны и расправьте коробочку. (36)
Это пустой сундучок, который отдали отцу ленивые братья.

Предисловие. Этой сказке возможно очень много лет, её я знаю уже больше 20 лет. Показывается на бумаге.

Давно это было, жил в одном селении богатый мужик. И леса ему принадлежали, и поля, а также очень много красивых строений.
Приготовьте квадрат из бумаги. Загните 4 угла у квадрата, переверните и загните 4 угла, переверните и загните ещё раз 4 угла и продолжайте сказку.


Наскучило богачу всё его богатство и решил он от всего избавиться. Продал лес, продал поля, а затем и все строения. Много денег теперь у него стало, и пустился он с деньгами путешествовать. По дороге забрёл он на ярмарку в одном городке и решил купить себе сапоги.

Также на ярмарке приглянулся ему свитер ручной работы. Приобрёл он всё, что хотел и решил уже дальше в путешествие отправиться. Как окликнул его продавец, да давай оружие показывать. Посмотрел он и понравился ему пистолет, разглядывал он так долго, что случайно нажал на курок. Произошёл выстрел и попал он в часы на городской ратуше. Схватили его, и повели в суд.

Присяжные сидели вот за таким столом и приговорили его: посадить в лодку с парусом и пустить в море. Долго он плыл по морю, пока лодка не пристала к берегу. Обо всём успел подумать он за это время. И сильно испугался он, когда обнаружил, что находится на острове. Решил он остров изучить и обошёл весь остров. Когда вернулся на прежнее место, то, вместо своей лодки с парусом, увидел простую лодочку.

Заглянул он в неё и увидел кошелек. Открыл он его, а там деньги. Пересчитал и сложил в кошелек.

Вдруг смотрит, лежит ещё один кошелек. Открыл его - и там деньги. Пересчитал и сложил аккуратно в кошелек.

Вы слушали сказку? Платите денежку! При этом протягиваете коробочку, которая получилась.
Детям очень нравится такая сказка, особенно когда из бумаги получаются интересные вещи.

Поделки из бумаги:
схемы, картинки, фотографии.

Светлана Васюкович

Оригамские сказки как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к словотворчеству.

Зародилось оригами в Японии, (по-японски"ори"-сложенный, "ками"-бумага, где эта деятельность считается не просто суммой определенных навыков работы с бумагой, но и великолепным средством эстетического воспитания, важным элементом культуры. Позже искусство складывания из бумаги стало популярным и в других странах, где обогатилось новыми вариантами исполнения и процессом изготовления.



Ряд авторов (В. Бескровных, О. А Степанов, З. А. Богатеева, М. Н. Полякова) убедительно доказывают привлекательность для детей, эмоциональную насыщенность искусства складывания из бумаги, что позволяет отнести оригами к игровой деятельности, в которой дети дошкольного возраста в эмоционально насыщенной форме осваивают разнообразные способы реализации своих творческих замыслов. Анализ литературы и практики показывает, что в настоящее время бумажное искусство приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. Развивающий потенциал оригами очень высок. В своей педагогической деятельности я использую сказочную форму подачи игр по типу оригами для детей старшего и младшего дошкольного возраста. Это не только складывание персонажей сказок но и сказочная форма описания процесса складывания, бумажная сказка, рассказанная в процессе складывания. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа.





Оригамские сказки-это захватывающая игра, которая способствует развитию наблюдательности, пространственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, цедеустремленности, фантазии и аккуратности. бумажные сказки развивают речевые навыки, коммуникативные способности, воспитавают доброту, дружелюбие и снижают комплексы застенности. В оригами-сказках каждый этап иллюстрируется отдельной фигуркой, сложенной в определенной последовательности. Обычно эти сказки расказывают одновременнос процессом складывания. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. В играх-сказках ребенок осознанно и самостоятельно ставит цель, планирует ход и содержание деятельности, получает результат и оценивает его с позиции задуманного, осваивает обобщенные способы создания поделок, что позволяет ему, комбинируя разные способы изготовления и проговаривание процесса складывания изделия, создавать конструкции творческого характера. Оригами-сказки воспринимаются как захватывающая игра, которая способсьвует развитию наблюдательности, просранственного и креативного мышления, эмоционально-волевой сферы, логической памяти, сосредоточенности, сообразительности, усидчивости, целеустремленности, фантазии и аккуратности.

Существует несколько вариантов оригами-сказок:

1. Сказки, процесс складывания в которых особым способом "зашифровывается" в тексте. Геометрические термины заменяются на знакомые понятия или действия. Если заменить процесс складывания рассказом, игрой, то фигурка получается"сама по себе", незаметно для ребенка. После освоения изготовления фигурок, дети имеют возможность предложить свои сказки на основе тех же моделей или подобрать иные простейшие формы из большого арсенала традиционных фигурок оригами. Например: сказка "Лисичка".

Оригамская сказка «ЛИСИЧКА»

Представим себе, что простой лист стал сказочной страной, в которой живут двое - прекрасный юноша и молодая красавица. Живут они в разных концах.

1. Указываем на два противоположных угла квадрата.

Но вот однажды девушка и юноша встретились.



2. Соединяем два противоположных угла квадрата.

Они полюбили друг друга и решили пожениться. А поженившись они построили дом у самой горы.

3. Располагаем сложенный лист так, чтобы он стал похож на гору.

Они жили счастливо и, вскоре, у них родились два мальчика.

4. Указываем на два нижних угла полученного треугольника и соединяем их.

Однажды братья поссорились и разбежались из родительского дома в разные стороны, в горы. Один побежал в одну сторону, а второй - в другую.

5. Разводим углы треугольника.

И пропали оба в лесу.

6. Демонстрируем три верхних угла фигуры.

Родители были неутешны и решили, во что бы это ни стало, найти и вернуть своих сыновей. Только дороги в горы они не знали. Поэтому они решили попросить помощи. Они позвали самого хитрого Зверя и попросили его найти детей в лесу и вернуть их домой. И Зверь пошел по дорожке.

7. Складываем полосу на треугольнике.

Дорожка, по которой бежал Зверь, была то узкая, то широкая.

8. Раскрываем полосу, увеличивая ширину.

И вот, наконец, в дремучем лесу нашел Зверь братьев. Они давно уже помирились. Но не знали как им вернуться домой. Зверь мордочкой указал им путь к дому, и даже хвостом помахал.

9. Выполняем мордочку лисички, отгибаем хвост.

10. А теперь спросите ребят, которые смотрели и слушали эту историю, какой же зверь нашел и спас двух братьев? Кто помог им вернуться?

2. Сказки, в которых используются фигурки, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов. На каждом этапе оригамист имеет возможность получить нсколько готовых моделей, оригамких фигур. Это своего рода "игрушки-трансформеры". Трансформер-это фигура, которая путем небольших изменений, поворотов, изгибов, может превратиться в совершенно другую модель. Каждая такая фигура такой игрушки-трансформера может быть "отыграна", стать участником небольшой театральной импровизации. Можно предложить каждому из участников группы стать героем увлекательной истории. Например: "Шапка капитана". Эту историю вы помните из своего детства.

3. Сказки-подсказки, оригамские игры и упражнения в сказочной форме. Они развивают интерес, мотивируют детей, облегчают изготовление и запоминание при выполнениии игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. Нередко дети младшего дошкольного возраста не умеют правильно формировать линию сгиба-пришлепывают, а не разглаживают складку. Поэтому надо начинать упражняться с прстых действий. И сказочный пртием может помочь детям, мотивирует их на аккуратное выполнение и у них появится интерес. Например, складываем изделие "Книжка" (согнутый пополам квадрат). "Волшебный квадратик превращается в прямоугольник, одна его сторона идет в гости к другой и проглаживается линия сгиба от центра к одному краешку, а потом к другому". Обложку книжки раскрашиваем и дарим ее Зайчишке. Для запоминая и закрепления технических навыков с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: "Преврати волшебный квадратик к треугольник", "Угадай, во что превратился квадратик?", "Где чья тень?"," На что похожа фигурка?", "Какая гометрическая фигурка спряталась?".

Таким образом, союз сказки и оригами позволяют детям дошкольного возраста обучаться легко и с удовольствием.