Фонетическая зарядка по английскому языку. Фонетическая зарядка на английском языке

Составитель: Мозымова И.В.

Фонетическая зарядка для учащихся начальной школы

Фонетическая зарядка– специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока, где это методически целесообразно.

ЦЕЛЬ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ:

Предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка - слуховых, произносительных, ритмико-интонационных.

Отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались, недостаточно сформированными.

МЕСТО ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКЕ

У фонетической зарядки нет и не может быть фиксированного места на уроке. Не вызывает сомнения тот факт, что фонетическая зарядка тяготеет к началу урока, так как в данном случае она нейтрализует влияние звуковой среды родного языка, способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока.

Но фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи:

Работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности. Место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею. Ее место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями. Фонетическая зарядка помогает их предвосхитить и избежать. Это может быть контрольное чтение вслух или наизусть, декламация стихотворения или драматизация диалога, употребление новой лексики, аудирование и т. д. В учебном процессе фонетические зарядки можно использовать при работе над:

1. фонетическим материалом – традиционная фонетическая зарядка;

2. Лексическим материалом – лексическая фонетическая зарядка;

3. Грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка;

4. аудированием

5. Говорением

6. Чтением

7. Письмом

4-7 - интегрированные фонетические зарядки;

8. Снятие напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка;

9. Общим развитием – общеобразовательная фонетическая зарядка (фонетическая отработка реалий страны изучаемого языка).

Фонетическую зарядку нужно проводить систематически, варьировать ее место в структуре урока исходя из методической целесообразности, задач, уровня обученности учащихся и этапа обучения.

К Вашему вниманию предлагаются несколько фонетических зарядок:

– Mr Tongue отдыхает и просит не шуметь: [ʃ], [ʃ], [ʃ].

– Mr Tongue недоволен: [n], [n], [n].

– Mr Tongue доволен, он поет песенку: [l], [l], [l].

– Mr Tongue встает утром и улыбается: , , .

– Mr Tongue заводит машину, но мотор заглох: [p], [p], [p].

– Машина поехала: [ʤ], [ʤ], [ʤ].

– Mr Tongue идет на прогулку, он радуется солнышку: [аı], [аı], [аı].

– Mr Tongue заводит машину, но мотор заглох: [k], [k], [k].

– Mr Tongue расстроился: [n], [n], [n].

– Mr Tongue недоволен: [g], [g], [g].

– Mr Tongue радуется, мотор завелся: [b], [b], [b].

– Летят комарики: [z], [z], [z].

– Прилетели мухи: [s], [s], [s].

– Mr Tongue поет песенку: [l], [l], [l].

– Mr Tongue болен, у него болит горло, он грустный: [ʊ], [ʊ], [ʊ].

– Mr Tongue пошел к доктору, и тот попросил его показать горло: [æ], [æ], [æ].

– Доктор попросил Mr Tongue открыть рот пошире: [ʌ]. [ʌ]. [ʌ].

– Доктор сделал укол, и Mr Tongue стало легче: [v], [v], [v].

– Mr Tongue быстро выздоровел, и доктор удивился: [j], [j], [j].

– Mr Tongue решил пойти погулять, он радуется: [ı], [ı], [ı].

– Mr Tongue раскачивается на качалке: [ɑ:] – [ʌ], [ɑ:] – [ʌ].

– Заболело горло: [ʊ], [ʊ], [ʊ].

– Mr Tongue показывает горло врачу: [æ], [æ], [æ].

– Mr Tongue тяжело дышит: [f], [f], [f].

– Доктор сделал укол и Mr Tongue выздоровел: [v], [v], [v].

– Доктор удивился: [ɒ], [ɒ], [ɒ].

– Доктор еще раз посмотрел горло Mr Tongue: [e], [e], [e] и разрешил ему снова идти гулять.

– Mr Tongue идет в лес за грибами и поет песенку: [ɑ:], [ɑ:], [ɑ:].

– Mr Tongue не может найти грибов: [ʊə], [ʊə], [ʊə].

– Mr Tongue нашел большой гриб: [ɔı], [ɔı], [ɔı].

– Mr Tongue нашел еще один гриб: [аı], [аı], [аı].

– Mr Tongue радуется солнышку: , , .

– Mr Tongue радуется солнышку: , , .

– Mr Tongue готовит обед и поет песенку: [ɑ:], [ɑ:], [ɑ:].

– Mr Tongue пробует суп, суп – горячий: [ɔı], [ɔı], [ɔı].

– Mr Tongue обжегся: [аı], [аı], [аı].

– Mr Tongue пьет водичку: [ıə], [ıə], [ıə].

– Mr Tongue радуется солнышку: , , .

– Mr Tongue качается на качелях: [ɑ:] – [ʌ], [ɑ:] – [ʌ].

– Mr Tongue раскачивает качели сильнее: [ɔ:] – [ɒ], [ɔ:] – [ɒ].

– Mr Tongue падает с качелей: – [ʊ], – [ʊ].

– У Mr Tongue болят колени: [ɜ:], [ɜ:], [ɜ:].

– Но вот боль прошла, Mr Tongue радуется: [əʊ], [əʊ], [əʊ].

– Mr Tongue радуется солнышку: , , .

– Mr Tongue готовит обед и поет песенку: [ɑ:], [ɑ:], [ɑ:].

– Mr Tongue пробует суп, суп горячий: [ɔı], [ɔı], [ɔı].

– Mr Tongue обжегся: [аı], [аı], [аı].

– Mr Tongue пьет водичку: [ıə], [ıə], [ıə].

– Mr Tongue стало лучше: [еə], [еə], [еə].

– Друзья едят суп и восторгаются: суп вкусный: [əʊ], [əʊ], [əʊ].

– Mr Tongue моет окно и дышит на стекло: [h], [h], [h].

– Mr Tongue ложится спать и задувает свечку: [w], [w], [w].

– Mr Tongue выбивает коврик: [t], [t], [t].

– Mr Tongue выбивает подушку: [d], [d], [d].

– Mr Tongue ложится отдохнуть и просит не шуметь: [ʃ], [ʃ], [ʃ].

– Мухи мешают спать Mr Tongue: [ʒ], [ʒ], [ʒ].

– Mr Tongue отгоняет мух: [ʧ], [ʧ], [ʧ].

– Mr Tongue заводит свою машину: [ʤ], [ʤ], [ʤ].

Mr Tongue идет гулять, он зовет друзей: , , .

– Во дворе рычит собака: [r], [r], [r].

– Летят комарики: [z], [z], [z].

– Выползает змейка на прогулку: [θ], [θ], [м].

– Mr Tongue радуется солнышку: , , .

– Mr Tongue готовит обед и поет песенку: [ɑ:], [ɑ:], [ɑ:].

– Mr Tongue зовет своих друзей: , , .

– Друзья едят суп и восторгаются: [əʊ], [əʊ], [əʊ].

– Mr Tongue играет на гитаре: [ŋ], [ŋ], [ŋ].

– Mr Tongue ложится спать и задувает свечку: [w], [w], [w].

Фонетическая зарядка на уроке английского языка.

Всем преподавателям английского языка известно, что очень важно формировать правильное произношение у своих учеников. И хотя кажется это очевидным, фонетической зарядкой, целью которой является как раз формирование правильного произношения, часто пренебрегают. На мой взгляд, мириться с отсутствием правильного произношения нельзя, стоит отводить 2-5 минут на уроке, чтобы формировать и поддерживать в дальнейшем произносительные навыки учащихся вплоть до 11 класса.

Для фонетической зарядки подходят фонетические сказки, стихи с повторяющимися словами, песенки в исполнении носителей языка, скороговорки.

Примеры разминок на уроке.

Игра «Волшебная вещь"

Цель этой разминки отработать употребление глагола to be с именами, размером, цветом, возрастом; глагол has got, hasn"t got, can, like.

Один ученик выходит к доске и начинает рисовать часть своей волшебной вещи, в это время остальная группа задает ему наводящие вопросы, пытаясь угадать, что это. Задавать можно только вопросы, требующие ответа да/нет, например: Is it a flower? Is it a moon? No, it isn"t...

Тот, кто угадает вещь, становится следующим участником. Тот, кто рисовал, должен рассказать про свою волшебную вещь, например: My magic element is a kite. It is Kats. It"s big. It"s blue and orange. It has got two eyes. It can fly. It can sing. It can dance. It can"t swim. It likes hamburgers butit doesn"t like hotdogs.

Тренируем г ласные звуки:

Звук [ Λ ]

Humpty-Dumpty sat on a wall,

Humpty-Dumpty had a great fall;

All the King’s horses and all the King’s men

Couldn’t put Humpty-Dumpty together again.

Звук [ æ ]

The fat black cat ran after the black rat,

But the fat black rat ran away from the fat black cat.

Звук [ υ ]

Pussy-cat, pussy-cat, where have you been?

I have been to London to look at the Queen.

Звук [ ı ]

Dick’s stick is thick,

Nick’s stick is not so thick,

Pick’s stick is not so thick

As Nick’s stick and Dick’s stick.

Звук [ αυ ]

Little mouse, little mouse,

Will you come out of your house?

Thank you, Pussy! Says the mouse.

I won’t leave my little house.

Звук [ е ı ]

Rain, rain, go away,

Come again another day,

Little Johnny wants to play,

Rain, rain, go away.

What are little boys made of, made of?

Frogs and snails, and puppy-dog’s tails,

That’s what little boys are made of.

Звук [ υ :]

Balloon, balloon,

Fly to the moon!

Звук

Early to bed,

Early to rise

Makes a man

Healthy, wealthy and wise.

А теперь с огласные звуки:

Звук [ w ]

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy? Why, Willy?

Why, Willy, why?

Звуки [t] , [w]

Twinkle, twinkle, little star,

How I wonder what you are.

Up above the world so high

Like a diamond in the sky.

Звук [h]

We are happy brother pigs,

We are happy piggy-wigs,

We have time to jump and play,

We are happy all the day!

Звук [ ∫ ]

She sells sea-shells on the seashore

And the shells she sells are seashells, I’m sure.

Звук [ l ]

Little lady Lilly lost her lovely locket,

Lucky little Lucy found the lovely locket.

Lovely little locket lay in Lucy’s pocket,

Lazy little Lucy lost the lovely locket.

Звук [ ð ]

This is a ceiling,

This is a floor,

This is a window,

This is a door.

Without your tongue you can’t talk,

Without your feet you can’t walk,

Without your eyes you can’t see.

Without your heart you can’t be.

Звук [ Ѳ ]

Health is better than wealth.

What is worth doing is worth doing well.

Звук [ j ] , [ Ѳ ]

New things to learn,

New friends to meet,

New songs to sing,

New books to read,

New things to see,

New things to hear,

New things to do

In this happy New Year!

Звук [p]

Peter Piper picked a peck of pickled pepper.

A peck of pickled pepper Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,

Where’s the peck of pickled pepper

Peter piper picked.

Сегодня, уважаемые читатели, интересующиеся вопросами изучения английского языка с дошкольниками, я предлагаю обратить внимание на возможности фонетической зарядки как части занятия иностранным языком с детьми.

Фонетическая зарядка как один из этапов занятия английским языком с детьми дошкольного возраста может способствовать решению следующих задач:

активизация и повторение материала, изученного на прошлых занятиях;

Работа над совершенствованием произношения;

Введение детей в языковую среду;

настройка занятия на позитивный лад и определенный темп.

Длительность этого этапа занятия может составлять (в зависимости от поставленных задач и используемого материала) примерно 4-6 минут.

Проводить фонетическую зарядку можно в форме: игры-диалога (пример: , пункт 2), повторения за педагогом (и вместе с ним) изученных слов, диалогов, рифмовок, стихов (пример: , пункт 2), обыгрывания стихотворений, звучащих на родном языке, с введенными в них английскими словами и так далее. Ниже приведу пример таких стихотворений (автор – М. Котин).

Кукла (a doll)

Я кукле платье сшить решила.

Я раньше никогда не шила.

Белые пуговки, красный подол,

Будет нарядная кукла – a doll.

Кот и мыши (a cat and a mouse)

Рыжий кот полез в пакет.

Что забыл там кот – a cat?

Тут кота в пакете за нос

Укусила мышь – a mouse.

Father, mother, sister, brother

Я шалил: разбилась ваза.

Кто разбил? – спросил мой father.

Это бабушкина ваза… -

Прослезилась моя mother.

Тут за меня вступилась sister:

Осколки он убрал, все чисто!

Потом сказала: «Father, mother,

Шалить не будет больше brother.

Таким образом, в качестве материала для фонетической зарядки на занятии английским языком можно использовать: слова, предложения, вопросно-ответные конструкции, игры-диалоги, стихи, рифмовки, и так далее. Как говорится, для нашей фантазии нет предела.

Итак, подведем итог. Фонетическая зарядка на английском языке как один из этапов занятия английским с дошкольниками предоставляет педагогам большие возможности для упражнения детей в умении говорить на иностранном языке (не зря же называется этот этап занятия именно – зарядка, хоть и фонетическая) и проявления своего творческого педагогического потенциала.

Коротаева Юлия Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ гимназии №343
Невского района Санкт-Петербурга

Речевая разминка - важный этап урока иностранного языка, который помогает учителю вовлечь обучающихся в атмосферу иноязычного общения, заинтересовать их и настроить на предстоящий урок.

Что понимают под речевой зарядкой и речевой разминкой? «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» даёт следующие определения: « Речевая разминка (англ. warm up) - этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания». « Речевая зарядка - это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы и др. Цель речевой зарядки - организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения».

Регулярное проведение речевой зарядки на уроке иностранного языка помогает повторять изученные лексические единицы и грамматические структуры, развивать у обучающихся умения спонтанной речи. Речевые зарядки могут иметь одновременно несколько учебных и воспитательных задач.

Выбор содержания и формы речевой зарядки зависит от уровня владения языком в группе и должен быть связан с основными задачами урока. Начав с мотивирующей речевой зарядки по теме в начале урока, учитель может перейти к постановке его цели, обеспечив, тем самым, логичный переход к основному обучающему этапу, реализующему поставленные задачи.

Речевая зарядка на начальной ступени обучения.

В начальной школе игра является основным средством обучения, поэтому и начинать урок лучше всего с игровой речевой зарядки.

С помощью игры в начале урока можно повторять числительные или алфавит: дети встают в круг и, передавая друг другу мячик, называют по очереди буквы или цифры. То же самое можно сделать, взявшись за руки и передавая очередь пожатием руки.

Можно провести игру в слова, активизируя изученный лексический материал. Учитель бросает мячик и называет слово, ребенок должен вернуть мяч, назвав слово по этой же теме. Например, rabbit-cat, rubber-pencil, apple-banana и т.д. Вместо слов определенной тематики можно взять слова, начинающиеся с одной буквы, или слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. То же самое обучающиеся могут делать в парах.

Для повторения вопросительных предложений можно проводить игру «Угадай». Например, угадай, что в «волшебном ящике» (для проведения этой и подобных игр хорошо иметь в классе «MagicBox») В процессе угадывания обучающиеся задают разные типы вопросов (кроме «Whatisit?»):

Is it big? Is it small? What colour is it? Can you eat it? Can you play with it? Is it a toy ? Is it a

Предмет в «волшебном ящике» может быть связан с темой предстоящего урока.

Повторить вопросы и ответы по теме «Знакомство» (What’s your name? How old are you?) можно тоже в игровой форме: принести игрушку (куклу, мишку и т.д.), представить ее детям и сказать, что он/она хочет познакомиться с ними.

Игра «Цепочка» (когда обучающиеся передают друг другу мячик, задавая вопросы и отвечая на них) позволяет тренировать разные грамматические формы. Например:

T-S1: Have you got a computer? - Yes, I have.

S1-S2: Have you got a hamster? - No, I haven’t.

S2- S3: Has your mum got dark hair? - No, she hasn’t.

T-S1: Do you like cats? - Yes, I do.

S1-S2: Does your mum like flowers? - Yes, she does.

S2-S3: Does your dad like milk? - No, he doesn’t.

Игра с мячиком «Снежный ком» предполагает, что каждый обучающийся, прежде чем ответить на вопрос, должен повторить все предыдущие ответы. Например:

T - What’s your favourite sport?

S1 - My favorite sport is swimming.

S2 - Masha’s favourite sport is swimming and my favourite sport is tennis.

S3 - Masha’s favourite sport is swimming. Dasha’s favourite sport is tennis. And my favourite sport is football…

T - What do you like doing in your free time?

S1 - I like reading.

S2 - Masha likes reading and I like playing computer games.

S3 - Masha likes reading, Oleg likes playing computer games and I like going out with my friends …

Для игровых речевых зарядок можно использовать картинки на мультимедийном проекторе или интерактивной доске. Например, кто составит больше предложений по картинке. (Отработка грамматических структур: There is/ There are, Present Continuous, предложений с глаголом - связкой «be», we can see...) Игру также можно провести, поделив ребят на команды. Например:

Team 1 - It is winter .

Team 2 - It is cold.

T1 - The sun is shining.

T2 - There is a lot of snow.

T1 - We can see children.

T2 - The children are skiing…

Игровую речевую зарядку в начале урока можно дополнять исполнением ранее разученных песенок. Учитель легко может сам придумать игровую речевую зарядку, в зависимости от темы и задач урока, от того какие знания и умения обучающихся нужно активизировать.

Речевая зарядка на средней ступени обучения.

На среднем этапе обучения важно ориентироваться на личность обучающихся.

Речевую зарядку можно провести в виде работы в парах, предложив для обсуждения вопросы, интересующие подростков и вместе с тем связанные с темой предстоящего урока. Например:

Do you think school uniforms are a good idea? Why? Why not? Does it matter what teachers wear in the classroom?

Have you ever travelled by plane? Where did you go? Were you scared when you travelled by plane for the first time? How did you feel ?

Также можно использовать приём «Интервью», когда обучающиеся задают друг другу вопросы, предложенные учителем, в парах, а потом рассказывают о своем партнере классу.

Традиционная речевая зарядка в виде фронтальной беседы учителя с классом, может быть проведена самими обучающимися. Это вызовет у них больший интерес. Можно попросить каждого задать классу по одному вопросу по предложенной теме. Отвечать на вопросы могут все желающие.

Например,

T-Cl: Think of one question for the class about shopping.

S1 - Cl: Where do you usually shop for clothes?

S2 - Cl: Do you shop online? What do you buy ?

Речевую зарядку также можно использовать для активизации изученной лексики и расширения словарного запаса, предложив к заданным вопросам слова. Например, дать обучающимся список профессий и вопросы для обсуждения: What jobs are dangerous / highly paid / boring / the most popular ? и т.п.Или если нужно, например, активизировать прилагательные, описывающие черты характера, можно дать обучающимся текст с характеристикой знаков зодиака и попросить прокомментировать, согласны они с ней или нет.

Можно подготовить и раздать каждой паре обучающихся карточки со словами: карточки лежат на парте словами вниз, один обучающийся берёт карточку и объясняет значение слова, чтобы партнер его отгадал, если слово угадано, обучающиеся меняются ролями. В конце задания оценивается, какая пара отгадала больше слов.

Игра «The Question Game» помогает активизировать или закрепить изученные грамматические формы. Правила таковы, что один из обучающихся задаёт вопрос и называет имя другого обучающегося, который не отвечает на вопрос, а лишь повторяет его и переадресует третьему обучающемуся, который даёт свой ответ и задает новый вопрос. Для отработки нужных структур круг вопросов можно ограничить, например, только Are you going to… или Zero Conditional questions и т.д.

Еще один вариант речевой зарядки для отработки вопросов и ответов в Past Simple: «Yesterday». Один из обучающихся говорит предложение о том, что он/она делал (а) вчера. Например: «Yesterday I went to the cinema. » Остальные должны задать уточняющие вопросы, например « Who did you go with «What film did you watch? » «Did you like the film? »

При изучении тем «Покупки», «Путешествия», «У врача» и т.п. на этапе речевой зарядки можно проводить короткие ролевые игры для закрепления изученных разговорных фраз, используя карточки с заданиями.

В качестве речевой зарядки на среднем этапе можно использовать описание картинок, прослушивание песен, просмотр видеороликов или чтение стихотворений, связанных с темой урока, с последующим обсуждением по вопросам учителя.

Речевая зарядка на старшей ступени обучения.

На старшей ступени обучения речевая зарядка служит тренировкой полученных знаний и умений, позволяет приступить к интенсивной работе на уроке. Задания для речевой зарядки на этом этапе могут быть сложнее, так как уровень владения языком выше.

Например, вместо вопросов для обсуждения учитель предлагает утверждения и просит обучающихся сказать, согласны они с ними или нет, привести аргументы. Например:

Decide whether you agree or disagree with these statements and explain why:

Camping is really uncomfortable and I prefer to stay in a hotel on holiday.

A holiday is a chance to do new activities.

My idea of a holiday is relaxing on the beach.

Старшеклассникам также можно предложить описать картинку по теме урока, сравнить две картинки - сказать, что у них общего и в чем отличия, либо составить рассказ по картинке. Если на картинке изображены люди в определенной ситуации, можно попросить обучающихся придумать и озвучить беседу между ними.

Игра «How long can you talk about…?» способствует развитию спонтанной монологической речи. Каждому из обучающихся предлагается тема, по которой они должны говорить, не останавливаясь, как можно дольше. Выигрывает, соответственно тот, кто говорил дольше всех. Если группа большая, можно выбрать для игры несколько обучающихся (самому учителю, по желанию обучающихся или с помощью жребия). Либо разделить учащихся на малые группы, чтобы игра охватила всех обучающихся.

В игре «Taboo» используются карточки со словами, которые нужно описать. Но на них также указаны «taboo words», то есть слова, которые нельзя использовать для описания. Обучающихся можно разделить на группы и провести соревнование, какая группа лучше справится с описанием слова и какая группа угадает больше слов.

Как вариант речевой зарядки в виде вопросов-ответов можно проводить игру «Expert». Учитель назначает одного из обучающихся экспертом в какой-то области (например, dieting) Другие обучающиеся задают «эксперту» вопросы по его теме, в то время как эксперт должен ответить, стараясь убедить других, что он действительно разбирается в этой теме.

Можно предложить обучающимся несколько фразеологизмов по теме урока и попросить догадаться и объяснить, что они могут означать. Чтобы было легче понять значение выражений, следует привести примеры предложений с этими выражениями. Затем попросить обучающихся составить собственные предложения с этими фразеологизмами.

Толкование половиц, поговорок или цитат тоже хороший вариант проведения речевой зарядки на этой ступени обучения.

Речевая зарядка в начале урока иностранного языка заслуживает больше внимания, чем ей иногда уделяется. Этот этап задаёт тон всему уроку. Очень важно избегать шаблона и однообразия в проведении речевых зарядок. Их главная цель - мотивировать учебную деятельность обучающихся, положительно эмоционально их настроить, вызвать интерес к уроку и желание говорить на иностранном языке.

Список литературы.

1) Изжогина Т.И., Бортников С.А. Игры для обучения английскому языку. Начальная школа. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 128 с. (Серия «Учение с увлечением».)

2) Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам.) - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 2009.

3) Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Elena Klekovkina. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование. - Macmillan Publishers Limited, 2006.

  • Разделы сайта