Гипертимный тип: основные признаки. почти всегда очень хорошее, приподнятое. Смотреть что такое "Гипертимный тип" в других словарях

С раннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми, если им позволяют делать все, что они хотят.

Когда родители начинают чрезмерно опекать, контролировать или подавлять, навязывая неинтересный им круг общения или дел, то подростки расценивают такие действия как покушение на их свободу и самостоятельность и реагируют однотипно - вспышками гнева и раздражения.

Как правило, гипертимы отличаются хорошей памятью, сообразительностью и живым умом. Но в силу отсутствия усидчивости и дисциплинированности, их успехи в учебе могут быть неровными - там, где достаточно способностей, они все легко схватывают, а на занятиях, требующих упорства и настойчивости, их успехи значительно хуже. Они могут прогуливать те школьные занятия, которые им не нравятся. Если же родители начинают контролировать посещение школы и выполнение домашних заданий, то территория конфликта расширяет границы, включая дом и семью. Это порождает усиление гипертимной реакции и, например, могут совершаться побеги из дома, причем подросток не задумывается, где он будет жить, чем питаться, он может совершать мелкие кражи продуктов или денег, у него нет четкой границы между дозволенным и недозволенным. Поэтому мелкие асоциальные действия совершаются им не потому, что он сознательно желает нарушить закон, а потому что не думает об этом.

Обычно подростки-гипертимы стремятся занять лидирующее положение в своей компании, они во все вмешиваются, командуют другими и это может встретить противодействие со стороны других членов группы. Кроме того, конфликт со сверстниками может возникнуть из-за того, что гипертимам быстро надоедает привычный круг общения, они начинают искать новую компанию, без труда входят в нее, как правило, по началу их воспринимают как остроумных и компанейских. Но в новой группе они тоже начинают проявлять лидерские претензии, а в подростковой компании, как правило, уже есть свой лидер, это может вызвать соперничество и новый конфликт.

Сверстников может тяготить чрезмерная активность гипертимов, далеко не всех увлекает их бесшабашность и склонность к авантюрам, это тоже может стать причиной конфликта. Поэтому гипертимы часто меняют подростковые компании и не всегда оставляют о себе положительное впечатление в покинутой группе, поэтому их уход члены компании порой воспринимаю с облегчением.

После окончания школы и изменения статуса в связи с поступлением в вуз, началом трудовой деятельности ломается их жизненный стереотип, но основные черты личности, как правило, остаются неизменными.

Во взрослом периоде жизни гипертимы по-прежнему легко адаптируются в обществе, легко улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны, общительны, свободно проявляют свои чувства, не могут подолгу обижаться, таить злобу, вынашивать планы мести. Эмоции их просты и естественны, они понятны окружающим. С людьми гипертимной акцентуации легко и просто общаться, если не противодействовать их стремлениям.

Гипертимы в новом коллективе вызывают симпатию из-за их хорошего настроения, остроумия. Они вносят новую струю оживленности и веселья в коллектив. Но, будучи взрослым, они выбирают такой круг общения, который им импонирует, где они могут проявлять свою активность. В условиях постоянной студенческой группы или трудового коллектива их безграничная общительность порой не может быть реализована. Они могут сбегать с занятий, пренебрегать своими обязанностями, способны привлечь при этом к своей затее нескольких приятелей.

В трудовой деятельности вначале гипертимов воспринимают как очень способных. Они могут высказывать оригинальные идеи, но терпения на детальное продумывание они не имеют и в итоге могут дело до конца не довести. Закономерно, что это может привести к потере интереса в работе.

Гипертима тяготит ограничение рабочего пространства, он пытается расширить его за счет посещения во время рабочего дня своих многочисленных приятелей, работающих в других помещениях.

Продуктивность работы гипертима невелика, поэтому по отношению к нему часты замечания со стороны руководителя, вплоть до серьезных конфликтов и необходимости смены работы. В новом коллективе ситуация чаще всего повторяется. Из-за конфликтов трудовая жизнь гипертима нестабильна, он часто меняет работу. Ему противопоказаны должности, требующие упорства и сосредоточенности. Гипертимные личности с удовольствием занимаются общественной работой, организацией разных мероприятий.

Если работа по специальности не получается, гипертим легко может от нее отказаться. В силу того, что он обладает гибкостью мысли, новая профессия осваивается легко.

У большинства гипертимов много друзей и приятелей, они заражают своим весельем и оптимизмом, но при более длительном и близком знакомстве они могут утомлять своей поверхностностью, бесцеремонностью, самоуверенностью. Некоторые гипертимы отчаянные спорщики, не терпят никаких возражений и контраргументов. У большинства отсутствует критическое отношение к своим недостаткам

В чистом виде гипертимы встречаются редко, обычно это сочетание гипертимности с другими акцентуациями характера.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых человек лишен возможности широких контактов и проявления инициативы, одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелочный контроль, отсутствие аванса доверия, чрезмерная опека

Протестные реакции. Взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи, в более серьезных случаях их протест всегда действенный, они как-то поступают, а не просто говорят. Побеги, противоправное поведение в группе, алкоголизация, особенно в компании, где предпочитают быть лидером.

Сильные стороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Гипертимность – это совокупность черт характера человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими. Люди с гипертимной акцентуацией характера бодры и веселы, в большинстве оптимисты, обладающие активностью и боевым настроением. Разделение акцентуаций характера определяет гипертимный тип личности наиболее склонным к переходу от нормы к психопатическим проявлениям и маниакальным наклонностям.

Сведения о поведении представителей гипертимной акцентуации характера получают, в основном, от их родителей и близких родственников. Черты характера, присущие маленьким гипертимам:

Такие дети с малых лет ведут себя неугомонно, на них постоянно жалуются воспитатели детских садов и учителя в младшей школе. Гипертимные дети стремятся быть в центре внимания сверстников, управлять и командовать, привносят с собой много шума и озорства. Уровень их возбудимости в большинстве случаев остается в пределах нормы, поэтому родители не спешат обращаться за помощью к врачам.

Трудности начинаются с поступлением таких детей в школу – они проявляют высокий уровень способности, могут схватывать информацию на лету, при этом успеваемость находится на низком уровне, по причине их неусидчивости и отсутствии дисциплины. Гипертимы часто отвлекаются на уроках, поэтому, несмотря на высокий уровень интеллекта, учатся неровно – то получают пятерки, то скатываются до двоек.

Подростки-гипертимы

Гипертимный тип характера у подростков проявляется всегда приподнятым уровнем настроения, они отлично себя чувствуют и хорошо выглядят. У них здоровый аппетит и сон, а высокий уровень энергичности позволяет им вставать бодрыми по утрам, даже если они поздно ложатся. В ситуациях недосыпа, чрезмерной физической активности, подростки – гипертимы долго сохраняют силы и остаются активными и находчивыми.

Вспышки раздражения, агрессии и гнева возникают у таких подростков по следующим причинам:

  • подавление бурной энергетики подростка;
  • строгое регламентирование их жизненного режима;
  • противодействие родных и окружающих;
  • одиночество, долгое отсутствие общения и возможности проявить себя;
  • собственные неудачи и ошибки.

В силу болезненного самолюбия, у подростков с гипертимной акцентуацией характера часто возникают конфликтные ситуации с учителями в школе, с родителями. К ним приводит излишний контроль над подростком, чтение нравоучений и лекции о его конфликтном поведении на родительских собраниях.

К сожалению, такая тактика борьбы с неусидчивостью и взрывным характером гипертима не дает результатов. Наоборот, ситуация обостряется якобы «невозможностью самостоятельно принимать решения» и «жить так, как хочется». Гипертимные подростки пытаются всеми силами вырваться из-под контроля, могут надолго отлучаться из дома и даже задумывать и осуществлять побеги. Как правило, побеги носят демонстративный характер, а для компании гипертим берет с собой приятеля. Во время таких побегах подросток – гипертим пытается проявить свои способности быстро ориентироваться на местности, находить общий язык с окружающими, искать выход из сложных ситуаций.

Ситуация осложняется тонкой гранью, которая стирается у гипертимного подростка, между дозволенным и запрещенным. Благодаря своей легкомысленности, они нарушают правила, не задумываясь о последствиях и не боясь быть пойманными.

Стремление к лидерству

Гипертимический тип личности проявляется у подростков не только стремлением быть в окружении большой и шумной компании сверстников, но и стать ее лидером. Как только гипертим попадает в новую компанию, он ориентируется в отношении того, что за люди его окружают, находит со всеми общий язык и становится заводилой. Позиция лидера подтверждается умением и желанием постоять за себя и друзей, вступить в драку, если это нужно, рисковать и подвергать себя опасности. Все эти качества высоко оцениваются сверстниками и укрепляют лидирующие позиции гипертима.

Такая тактика поведения не поддерживается в закрытых учреждениях, где отсутствуют знакомства с новыми лицами. Попытки лидерства и командования в любой ситуации напрягает коллектив закрытой группы, над гипертимом сгущаются тучи, когда конфликтная ситуация может разразиться в любой момент.

Угроза попадания в асоциальную среду

Подростки с гипертимным типом характера стремятся попасть в центр событий, туда, где жизнь кипит, что часто приводит их в неблагоприятную среду. Подросток может попасть в асоциальную группу, перенять манеры общения, традиции и стиль поведения окружающего общества, с удовольствием отдаваться сомнительным развлечениям, выпивать и нарушать правопорядок.

Большинство подростков гипертимного типа попадают в компании, где рано пробуют алкоголь, наркотики, что представляет особую опасность. Подростки гипертимы предпочитают выпивать до получения состояния эйфории, что ведет их к систематической выпивке с приятелями.

Гипертимные подростки отличаются непостоянством в увлечениях, постоянно меняют хобби, они не обязательны в обещаниях, денежных делах не умеют рассчитывать и охотно берут в долг, по этой причине часто играют в азартные игры, чтобы достать денег. Незаконное действие или мелкая кража не рассматривается ими как правонарушение.

Гипертимия во взрослой жизни

Вынесенная из подростковых лет чрезмерная уверенность в себе у людей гипертимического типа, создает условия для переоценки своих возможностей. Находясь в зрелом возрасте, гипертимы любят прихвастнуть, произвести впечатление. Оптимизм и стремление вперед остаются их главными чертами. Неудачи и трудности не выбивают надолго из колеи, хотя доставляют массу возмущений.

Сексуальное влечение

Рано проявившееся половое влечение у подростка-гипертима сохраняется и во взрослой жизни, в виде частой смены партнерш у мужчин. Женатые гипертимы постоянно пытаются завести новые знакомства, причем главной целью выступает стремление вступить в половой контакт. При отказе гипертим быстро теряет интерес к женщине и ищет новую спутницу. Такое поведение нередко приводит к неудачам в семейной жизни, поскольку супругу не удовлетворяет положение вещей, когда партнер проявляет чрезмерную сексуальную активность.

Психопатические нарушения

Гипертимная психопатия определяется у 2/3 больных, поступающих на лечение в закрытые учреждения, причем наиболее распространенным вариантом психопатии является неустойчивый. У таких пациентов ярко развито желание прожигать жизнь, пренебрегать работой и семейными обязанностями, они пьют и нередко употребляют наркотики, что только усугубляет психопатическую акцентуацию.

В формировании гипертимной психопатии большую роль играет семейная обстановка – положение усугубляет тотальный контроль со стороны партнера, диктат, сочетающийся с непониманием и конфликтами. Также, на развитие психопатии влияет обратная ситуация – недостаток внимания к себе гипертима, безнадзорность порождают психопатические наклонности.

Гипертимно–аффективный тип личности на фоне психопатизации характеризуется агрессией, взрывчатым характером, при сопротивлении или неудачах такие люди впадают в бешенство, утрачивают контроль над собой, способны браниться и применять грубую силу. Все эти характеристики присущи пациентам с психопатией возбудимого типа.

Гипертимный тип

Этот тип психопатий детально описан Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и Г. Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков. П. Б. Ганнушкин дал этому типу название "кон-ституционально-возбужденный" и включил в группу циклоидов...

Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность...

Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживается неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому они очень неровно – то блеснут пятерками, то "нахватают" двоек...

Главная черта гипертимных подростков – почти всегда.очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии.

Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон...

Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, "проработка" в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление "борьбы за самостоятельность", непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Стараясь вырваться из-под опеки семьи, гипертимные подростки охотно уезжают в лагеря, уходят в туристские походы и т.п., но и там вскоре приходят в столкновение с установленным режимом и дисциплиной. Как правило, обнаруживается склонность к самовольным отлучкам, иногда продолжительным. Истинные побеги из дому у гипертимов встречаются нечасто...

Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях...

Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных.подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где "кипит жизнь", они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные "хобби"...

Алкоголизация представляет для гипертимов серьезную опасность с подросткового возраста. Выпивают они в компаниях с приятелями. Предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регулярных выпивок...

Реакция увлечения отличается у гипертимных подростков богатством и разнообразием проявлений, но главное – крайним непостоянством хобби. Коллекции сменяются азартными играми, одно спортивное увлечение другим, один кружок на другой, мальчики нередко отдают мимолетную дань техническим увлечениям, девочки – художественной самодеятельности...

Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях, ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных делах. Рассчитывать они не умеют и не хотят, охотно берут в долг, отодвигая в сторону неприятную мысль о последующей расплате...

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает "показать себя", предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Но им присуща искренность задора, действительная уверенность в собственных силах, а не натужное стремление "показать себя больше, чем есть на самом деле", как у настоящих истероидов. Лживость не является их характерной чертой, она может быть обусловлена необходимостью извернуться в трудной ситуации....

Самооценка гипертимных подростков отличается достаточной искренностью...

Гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации является наиболее частым. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебрежение занятиями и работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы и делинквентность – в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни...

Решающую роль в том, что на гипертимной акцентуации произрастает гипертимно-неустойчивая психопатия, обычно играет семья. Как чрезмерная опека – гиперпротекция, мелочный контроль и жестокий диктат, да еще сочетающийся с неблагополучием внутрисемейных отношений, так и гипоопека, безнадзорность могут служить стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.

Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности постепенно вырисовываются истероидные черты. При столкновении с жизненными трудностями, при неудачах, в отчаянных ситуациях и при угрозе серьезных наказаний возникает и желание разжалобить других (вплоть до демонстративных суицидных действий), и произвести впечатление своей незаурядностью, и прихвастнуть, "пустить пыль в глаза". Возможно, в развитии этого типа также важнейшую роль играет среда. Воспитание по типу "кумира семьи" (Гиндикин, 1961), потакание прихотям в детстве, избыток похвал по поводу мнимых и действительных способностей и талантов, привычка всегда быть на виду, созданная родителями, а иногда и неправильными действиями воспитателей, обусловливают в подростковом периоде трудности, которые могут оказаться непреодолимыми...

Гипертимно-аффективный вариант психопатизации отличается усилением черт аффективной взрывчатости, что создает сходство с эксплозивными психопатиями. Вспышки раздражения и гнева, нередко свойственные гипертимам, когда они встречают противодействие или терпят неудачи, здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшему поводу. На высоте аффекта нередко утрачивается контроль над собой: брань и угрозы вырываются без всякого учета обстановки, в агрессии собственные силы не соизмеряются с силами объекта нападения, а сопротивление может достигать "буйного безумства". Все это обычно позволяет говорить о формировании психопатии возбудимого типа. Это понятие, нам представляется, подразумевает весьма сборную группу. Сходство гипертимной аффективности с эксплозивностью эпилептоидов остается чисто внешним: здесь присуща большая отходчивость, склонность легко прощать обиды и даже дружить с тем, с кем только что был в ссоре. Отсутствуют и другие эпилептоидные черты. Возможно, в формировании этого варианта психопатизации существенную роль могут играть не столь редкие у мальчиков гипертимного типа черепно-мозговые травмы...

Автор - Личко А. Е."Психопатии и акцентуации характера у подростков"

Гипертимный характер называют оптимистичным. Рассмотрим подробнее повышенный фон его настроения и все, что из этого вытекает.

Гипертимный человек желает, чтобы все, что происходит вокруг него, было весело, задорно и увлекательно. Ему по большому счету все равно, с кем он будет веселиться. Главное - это поддержание обстановки, в которой ему комфортно забавляться, озорничать, устраивать розыгрыши и шутки, искать новые впечатления. Во все опасные ситуации они попадают как раз из-за своей невнимательности и безалаберности.

В криминальных новостях часто показывают сюжеты, как двое искали третьего, чтобы распить спиртные напитки. Нашли, сели, выпили, а потом не поняли его юмора - и началась драка. Этот третий и есть гипертим.

Он легко может подстраиваться под общение с любым человеком, с которым его сведет судьба во время застолья. Найти общие темы для разговора с незнакомцем - не проблема. Это не значит, что он неудержимый болтун. Если нужно, он промолчит. Да и поставить на место гипертима может в принципе любой человек. Он, как и эмотивный характер, бывает чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих, хотя его отличительная черта и цель в жизни - беззаботное веселье.

Поэтому вместо эмотивного сочувствия гипертим пытается развеселить окружающих. «Живем-то один раз» - оправдание для гипертимного человека. Иными словами, веселье - это защитный механизм от осознания своей неизбежной смертности. Гипертим хочет веселиться, чтобы не жалеть о бессмысленном существовании.

Как известно, для каждого человека смысл жизни кроется в чем-то своем. Немецкий философ Эрих Фромм сказал однажды: «В жизни нет иного смысла, кроме того, который человек сам ей придает». Гипертим находит его в том, чтобы жить хотя бы не скучая.

Общение и взаимодействие

Гипертимы общительны, легки и непосредственны, но этикет и высокие манеры - это не для них. Соблюдать правила слишком трудно и невыносимо для возбудимой нервной системы, поэтому они предпочитают простоту во всем, в том числе и в общении с людьми. Кому-то они покажутся грубыми и наглыми, кто-то, наоборот, оценит их простоту, доступность, отсутствие заносчивости.

Гипертим в какой-то момент жизни начинает очень хорошо осознавать, что на враждебность легко ответить агрессией, а вот на шутку своего в доску пария - невозможно. Иногда даже самый злобный бандит или строгий чиновник и тот не устоит и улыбнется на их вполне безобидную проделку, как говорит народная мудрость, злой всегда слабее доброго. Такая стратегия приемлема для гипертимов, однако не всегда понятна окружающим.

Гипертимы веселятся и озорничают в компании. Мастера рассказывать анекдоты на любой случай в жизни - это гипертимы. Часто их сатиричные и грубоватые шутки задевают более чувствительных родных или коллег. Они могут извиниться перед обиженным, когда поймут, что сказали лишнего, но уже через минуту продолжат озорничать в отношении других людей.

Если же сатиру направляют против них, гипертимов это нисколько не расстраивает, потому что в них нет ни грамма злопамятности. Наоборот, они всегда смогут перевести такую ситуацию в очередной анекдот. Если их фотографию разместили в стенгазете с подписью «лентяй и алкоголик», то гипертим обязательно придумает выход. Например, скажет: «да, Я такой, а теперь лечите меня. Раз критикуете, значит, знаете, как мне помочь, вот и помогайте».

Если гипертим с кем-то поссорился, то может первым прийти мириться, даже если он ни в чем не виноват. Иногда окружающие пытаются приструнить гипертимов, которых это может слегка раздражать, особенно девушек. Однако уже через пять минут они будут сидеть рядом с обидчиком и что-то увлеченно обсуждать. Для них невыносимо одиночество, они хотят присутствия людей всегда.

В нашей стране людям часто приходится стоять в каких-нибудь очередях, подолгу ожидать приема в государственных учреждениях или поликлиниках. В таких ситуациях всегда проявляется гипертимный характер человека, и вы легко можете его узнать.

Только гипертим обязательно пошутит про актуальную тему ожидания в очереди так, чтобы все улыбнулись. Шутливо прикрикнет на чиновника или врача, заставляющего ждать людей. Весело кому-нибудь подмигнет, даже с незнакомым человеком заговорит на любые темы, легко обменяется телефонами для связи.

В крайней своей степени гипертим может быть назойлив в желании пообщаться, потому что не чувствует личностных границ другого человека и считает совершенно нормальным обращаться с какой-нибудь просьбой. Сам он никогда в ней не откажет и того же ждет от других людей.

Гипертимы очень любят маленьких детей. Мужчины играют с ними, женщины заключают их в объятья и искренне умиляются. Они легко находят с детьми общий язык, потому что чувствуют ребенка как самого себя. Они остаются большими детьми на протяжении всей жизни. Дети им отвечают взаимностью, с удовольствием играют с ними в разнообразные веселые игры, которые гипертимы знают в большом количестве.

Гипертим мастерски придумывает новые словесные обороты в речи. Может нецензурно выражаться, знает множество сленговых словечек. Виртуозно преобразовывает непристойное слово так, что окружающим остается только удивляться и смеяться от души. Но все это он делает исключительно ради того, чтобы повеселить окружающих и себя самого.

Добродушные гипертимы совсем незлопамятны, их агрессивность не выражается ни в общении, ни во взаимодействии с людьми. Они сами во многом безответственны, поэтому не ждут ответственности от других.

Совместимость с другими характерами

Гипертимы легко сходятся с новыми людьми. У них всегда огромный список телефонных и электронных контактов. Правда, многих людей из них они помнят плохо, но это нисколько не мешает им общаться. При встрече с давним знакомым они искренне радуются, улыбаются, стараются обнять.

Люди и сами тянутся к ним из-за их харизмы, активной жизненной позиции и легкого отношения к проблемам. Неуверенные в себе хотят их уверенность, пассивные желают их активность, глупые - их креативности, каждый чего-то от них ждет. Они - как легкая пушинка, перемещаются от одного человека к другому, со всеми находят общий язык, но не остаются при этом ни с кем на долгое время.

Героиня отечественного мультфильма «Влюбчивая ворона» влюблялась во всех, кого встречала на своем пути: сначала в зайца, потом в лису, волка и медведя. Такое поведение можно встретить и у гипертимных личностей.

Ой, зайчик, какой же ты хорошенький, серенький, - восторгалось ворона.
- Ты что, ворона! Все говорят, что я косой.
- Ты не косой. Ты - раскосый! Я тебя как увидела, так сразу...
- Сразу?!
- Да, сразу! Сердцу не прикажешь.

Только она могла подарить им настоящее ощущение влюбленности, которого им так не хватало. Ворона же могла давать его сколько угодно, правда, при этом она порхала от одного к другому.

С параноиком у гипертима долгий союз невозможен. Это слишком разные характеры, противоречия и непонимание между ними будут всегда. Параноику чужды веселье и шутливое поведение в принципе, поэтому он не понимает и не принимает гипертима. Если только это общение не будет входить в планы параноика, который всегда сумеет использовать гипертима в своих интересах, после чего без зазрения совести от него избавится. Для гипертима, как, впрочем, и для многих других, параноик является толчком к действию, этаким «волшебным пинком», после которого все делается быстрее, веселее и правильнее. Гипертиму и параноику будет полезно такое общение, если оно взаимно развивает, а не только использует ресурсы людей.

Эпилептоид может воспринимать гипертима, пока его шутки не направлены непосредственно на него. Эпилептоид слишком чувствителен к замечаниям от тех, кого он считает слабее себя. Морально и даже физически гипертим может уступать силе, вязкой настойчивости и педантичности эпилептоида. Временное общение между ними вполне возможно, но долго терпеть шутливость и несерьезность гипертима эпилептоид не сможет и, скорее всего, постарается ограничить общение с ним. Гипертим поймет, что в эту дверь стучаться больше не стоит.

Эпилептоид стабильный и правильный, он будет требовать того же от гипертима, но это невозможно. Хотя оба уважают друг друга, у них разные подходы к жизни. Например, для эпилептоида сохранять свою одежду в чистом и опрятном виде не составляет труда. Он привык во всем соблюдать порядок. Гипертим не обладает такой сильной нервной системой, его внимания не хватает даже на то, чтобы уследить за тем, куда он присаживается. Он не смотрит себе под ноги, а сосредоточен на других вещах. В результате он обязательно помнет заботливо наглаженные женой - эпилептоидом стрелки на брюках, испачкает нарядную рубашку.

Гипертим об этом знает заранее, поэтому и не придает особого значения виду своей одежды. «Все равно помнется», - отвечает он с улыбкой на очередное замечание супруги.

С истероидом возможны приятельские отношения, но при каждом удобном случае они будут высмеивать друг друга, выставляя в глупом свете. Такие отношения будут длиться до тех пор, пока одному из них это не надоест. Истероид очень восприимчив к сатире и юмору в свой адрес, он с трудом их понимает и никогда не признает. Хотя он готов веселиться и любит шумные компании, в которых можно отлично проявить себя как любимца публики и находиться в центре всеобщего внимания.

Истероида привлекает умение гипертима искренне восхищаться другими людьми, замечать их успехи и радоваться за них, а также его активность. Однако истероид не перестанет ревновать гипертима к его друзьям противоположного пола, к которым тот относится с искренней добротой. Это задевает собственнические чувства истероида. Выяснение отношений в такой семье может продолжаться очень долго.

Психастеник сторонится шумного гипертима, его общество вызывает у тревожного человека ощущение дискомфорта и нервной дрожи. Общение, скорее всего, у них не заладится, так как психастеник может только слушать гипертима, но поддержать его веселье - вряд ли. К тому же психастеник будет постоянно переживать за гипертима и его здоровье. как долго он сможет выдерживать это беспокойство, известно только самому психастенику.

И эмотив, и гипертим обладают чувствительностью к состоянию другого человека, но первый стремится к гармонии во всем (одежде, питании, отношениях), а для второго гармония - это живая кипу- чая деятельность. На отдыхе эмотив будет заботиться о природе, а гипертим оставит после себя кучу мусора. Эмотив относится ко всему живому по-отечески тепло, а гипертим - безответственно. Хотя они могут многому научиться друг у друга.

Ответственность

Гипертимный характер - оторва. Народным языком гипертимный характер можно назвать сорвиголова. Его постоянства не хватает на долгое время, поэтому понятия ответственности и долга ему в принципе чужды. Скорее всего, он не способен брать ответственность ни за себя, ни за то дело, которым занимается, поэтому через какое-то время окружающие гипертима люди понимают, что исправлять его бесполезно. Проще будет, если они сами начнут относиться к этому поведению как-то иначе. Легче изменить свои требования и ожидания на те, которые более подходят жизненной стратегии гипертима. Или же избегать с ним длительного делового общения, ограничиваясь короткими встречами.

Яркий представитель гипертимного характера - персонаж сказок Астрид Линдгрен Карлсон. Беззаботный ребенок, шахун и веселый проказник - вот портрет чистого гипертима. Вместо работы он всегда предложит пошалить. Однако как только наступает момент истины, расплаты за свою беззаботность, он тут же говорит: «Ты знаешь, Малыш, что-то я туг с тобой засиделся, мне давно уже пора. Бывай, Малыш». Он улетает, чтобы продолжить веселье, но уже в другом месте, подальше от ответственности.

Если основную массу людей интересует результат деятельности, то для гипертима важнее сам процесс. Он не имеет каких-либо постоянных увлечений или хобби, ему интереснее попробовать себя в как можно большем количестве разнообразных дел.

Ему, например, не нужна победа в гонках, его привлекает скорость. Он никогда не расстроится из-за проигрыша, но если дело наскучит, просто забросит его ради другого, более интересного.

Выезжая в путешествие в какую-нибудь жаркую страну, он заранее закажет всевозможные развлечения: и гонки на квадроциклах, и ныряние с аквалангом, и тайский массаж, и турецкие сауны. Стабильности в его предпочтениях нет никакой, ему интересно все.

Должностные обязанности выполняются гипертимом соответствующим образом. Нет, преимуществами власти они, конечно же, могут наслаждаться, но вот выполнять работу и отвечать при этом за других людей будут, пожалуй, с трудом. Спросить с них окажется совершенно нечего. Они часто нарушают закон, но в основном это мелкие преступления, происходящие чаще всего по причине свойственной им не внимательности и плохой памяти. Зато веселья и добродушия у них хоть отбавляй.

Безответственность гипертима неоднозначная. Он может выставить на стол для внезапного гостя все, что есть в холодильнике, но при этом не подумает, чем будет питаться завтра его семья, или потратит все деньги на угощения для старых друзей, забыв, что следующая зарплата только через месяц.

На добро гипертим всегда отвечает добром, он по-другому просто не может. Однако это продолжается до тех пор, пока человек находится в поле его зрения. С глаз долой - из сердца вон.

Его доброта и энергия огромны, но безответственны и сиюминутны. Сейчас он хочет что-то сделать и делает это, не задумываясь о последствиях. Гипертим искренне верит, что всегда сможет выкрутиться из любой ситуации. Он без комплексов и лишних сомнений займет деньги у знакомых. Если не забудет, то отдаст долг. Перезаймет у кого-нибудь, возьмет кредит. Однако развитие событий зависит только от степени адекватности человека и его морального облика. Ответственность - это во многом проверка на адекватность.

Работоспособность и деловые качества

Работоспособность у гипертимов высокая, но на них трудно положиться, потому что они беспечны. С ними сложно строить деловые планы и проекты, ведь все это для них по большому счету неважно и неинтересно.

Работают они активно, но, как говорится, тяп-ляп: быстро, энергично, не задумываясь над результатом. Как вы считаете, в какой работе нужны такие навыки? В какой профессии уместно все делать быстро?

Бесполезно тратить свое время на внушение гипертиму важности и значимости правил, они существуют для того, чтобы их нарушать. Хорошо, если они находят адекватное применение особенностям своего характера.

Из гипертимов получаются отличные комедийные или цирковые артисты, ведущие представлений, организаторы праздников, тамады, детские писатели, режиссеры, сценаристы. Неплохо им даются профессии социологов, консультантов или курьеров. Все они связаны с человеческим общением, а у гипертимов с этим никаких проблем.

Гипертимные люди могут часто менять место работы, потому что осознают, что в каждой, даже самой творческой профессии, к сожалению, есть элементы обязательной рутины, которую чистые гипертимы не выносят. Жажда деятельности непрерывно тянет их на поиск приключений. Они бегут от одного дела к следующему, от одного человека к другому, из одной компании в новую.

В личной жизни у них нет постоянства. Сегодня -один партнер, завтра - другой. Отношения строятся быстро и так же быстро ломаются, но гипертим совсем не унывает. Он и в 60 лет не теряет надежды найти свою половинку. Кстати говоря, бывает, что находит. Как вы думаете, кто эти удалые старички из сюжета в новостях о свадьбе пенсионеров?

Хотя нужно оговориться, что многое зависит от личности человека, а также от тех дополнительных черт, которые имеются в структуре его характера и, конечно же, оказывают свое влияние.

Гипертимы так же, как и все люди, могут крепко полюбить другого человека либо свою работу. Тогда адекватный человек сделает все, чтобы быть с любимым (человеком или делом). Он постарается укротить свои постоянные порывы и избавиться от неусидчивости, если осознает, что это мешает их совместной счастливой жизни.

Руководители из них получаются хорошие, с ними всегда можно обсудить существующие проблемы и найти пути их решения. Однако и здесь есть тот же минус: они хотят успеть как можно больше сделать. Работоспособность станет продуктивнее, если гипертиму укажут на его суетливость, помогут держать себя в руках, следить за собой, будут мягко и корректно напоминать о его особенностях. В коррекционных целях можно отметить их положительные стороны: умение идти навстречу, доброту и открытость, способность объединять людей и общаться с ними легко и уверенно. Потом следует перейти к отрицательным чертам, таким как суетливость, спешка, невнимательность к деталям. Гипертимы способны на изменения в лучшую сторону. Главное в этом деле - соблюдение четкого графика и личный пример. Если вы сами не обладаете такими чертами, то глупо и наивно ожидать их от других людей.

Здоровье и ресурсы

Как уже было сказано, гипертим - это жизнерадостный, оптимистичный, энергичный, активный человек. Его ресурсы - это яркие впечатления и адреналин в крови, без которых он не может жить спокойно.

Находясь в таком подвижном состоянии, конечно, в какой-то момент он может почувствовать недомогание. Однако для гипертима любая болячка нипочем. Он с привычным оптимизмом берется за решение любой проблемы в любом состоянии.

Адекватное отношение человека к своей болезни или слабости означает осознание необходимости поправить здоровье, если оно стало слабым. Заболело горло или простыл - не пей холодное и закаляйся, заболела спина - умерь нагрузки и займись гимнастикой, ухудшились зрение и память - тренируй их. Примерно так и воспринимает проблемы гипертим, для него это даже не проблема, а возможность что-то изменить в жизни. Кто-то ведь другой исправил это, так почему я не смогу?

Правда, чтобы так поступать, необходимо пренебрегать устоявшимися правилами и быть способным их изменить, но это могут делать далеко не все люди. Гипертима, как известно, отличает пренебрежительное отношение к любым правилам. В этом - его достоинство и недостаток. Потому что, с одной стороны, правила организуют человека, но, с другой стороны, нужно уметь их правильно применять и изменять в зависимости от ситуации. Гипертимным людям чаще всего просто везет, и многое сходит им с рук. Надолго ли?

Как нам стало уже понятно, гипертимы совершенно небрезгливы, а по своим убеждениям они - космополиты. Они никого не стесняются (хотя следовало бы) и ничего не боятся (хотя стоило бы). с каждым встречным незнакомцем могут легко заводить новые отношения, тянутся к людям и не отказывают в близости. В быстрых необременительных сексуальных связях, которые они предпочитают, необходимо помнить о средствах защиты, о контрацепции и своем здоровье. Здоровье ведь дается нам один раз, поэтому беречь его надо смолоду.

Гипертимный характер умеренно распространен как среди мужчин, так и среди женщин. В чистом виде он встречается реже, его черты чаще отмечаются в смешанном характере. В любой компании гипертимов можно узнать в главных заводилах и постоянных весельчаках.

Страх

Страх - это биологически необходимая защитная реакция организма, которая помогает человеку сохранить себя и свою жизнь. Без страха мы не можем существовать, но в различных культурах отношение к страху разное.

Особенностью гипертимов является то, что они обычно не ощущают страха как реальности. Гипертим в своей залихватской суете не замечает опасностей. Конечно, гипертимы так же, как все остальные люди, могут бояться разных вещей в жизни. Испытывая страх перед крысами и тараканами, они могут ради веселья и в хорошей компании принять большое количество алкоголя, при этом не беспокоясь за свое здоровье. Поэтому гипертимы болеют алкоголизмом и деградируют чаще, чем представители других характеров.

В поисках новых впечатлений или просто от скуки они могут совершать поступки, от которых у обычных людей кружится голова. Например, покорить Эверест или установить новый рекорд скорости на гоночном автомобиле, попав в Книгу рекордов Гиннесса. При этом они могут быть подвержены бытовым страхам, например бояться уколов или посещения стоматолога.

Однако главный присущий гипертимам страх - это страх скуки. Для них невыносимо сидеть без интересного дела или застрять в рутине повседневности. Жизнь сразу кажется им потускневшей и серой, а энергия, которая ищет выхода, не дает покоя.

Скука страшна для них еще и тем, что они не умеют и не знают, как с ней справляться. Ведь гипертимы привыкли во всем видеть позитив, а если начинается негатив, то они теряются, это состояние им чуждо. Они начинают суетиться еще больше, нервничать, переживать, могут упасть духом и потерять душевное равновесие.

Если вы обнаружили у себя в характере гипертимные черты, постарайтесь учесть все их особенности и тренируйтесь контролировать свои порывы, ведь в любой момент они могут сыграть с вами злую шутку. Необходимо научиться держать себя в руках.

Начните с малого - с самоконтроля и анализа своего состояния. Постарайтесь определить тот момент, когда вы начинаете излишне суетиться, остановитесь, скажите: «Стоп!» Спросите себя: «Что я сейчас делаю? Что я хочу сделать? Самое главное - зачем мне это нужно?»

Отвечая на эти вопросы, вы сможете вывести свои желания на логический уровень и понять, зачем вам поступать так, а не иначе. Делайте что-либо только после такого анализа.

Посоветуйтесь со значимыми для вас близкими людьми, уточните, не обижаете ли вы их своим поведением. Прислушайтесь к ним, может быть, делясь своим мнением, они дадут вам важный совет.

Если вы гипертим, цените людей, которые находятся рядом с вами. Возможно, в спешке и суете вы не замечаете их отношения к вам. Из-за этого впоследствии вы начнете переживать, но будет уже поздно. Не все в этой жизни можно вернуть на прежние места. Не забывайте об этом.

Гипертимы трудно переносят одиночество, поэтому всегда найдут собеседника на вечер. Когда им скучно, они могут просто так позвонить или прийти к вам в любое время дня и ночи независимо от того, хотите вы этого или нет. Придут, расскажут множество анекдотов, выпьют и съедят все, что вы им дадите, а потом не захотят уходить. Однако если скучно будет вам и захочется побыть в их компании, то не факт, что они так же быстро прибегут. В этом вся загвоздка. Если они не хотят куда-то идти, то уговаривать их бесполезно, потому что они уже нашли себе занятие.

Вы хотите стать душой любой компании, оптимистом или самым веселым человеком среди знакомых? Развивайте свою гипертимность. С самого детства начните коллекционировать анекдоты, запоминайте их или записывайте. Постоянно куда-нибудь торопитесь, окружающие будут думать, что вы - самый занятой человек, а как известно, деловые и успешные люди знают выход из любой, даже самой сложной ситуации.

I. Гипертимный тип. Подростков гипертимного типа отличает большая подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность.

Главная черта - приподнятое хорошее настроение сочетается с хорошим самочувствием и высоким жизненным тонусом.

Гипертимные подростки не любят одиночества, тянутся в компанию сверстников:

Стремятся к лидерству (вожак, заводила);

Незлопамятны, отходчивы (быстро мирятся);

Неразборчивы в выборе знакомств (могут попасть в сомнительную компанию);

В общении не испытывают робости;

Тянутся к приключениям, риску.

При хороших способностях успеваемость может быть неровной:

Из-за неусидчивости, невнимания, отвлекаемости;

Из-за неаккуратности, недисциплинированности.

Подростки гипертимного типа не могут выполнять работу тщательно, кропотливо; не любят монотонной деятельности. Их тяготит однообразная обстановка, вынужденное безделье.

Их увлечения очень разнообразны и непостоянны. В ситуациях, где требуются быстрота, смелость, находчивость, и в обстановке трудового подъема подростки бывают на высоте. Гипертимные подростки негодуют при:

Противодействии со стороны окружающих;

Крутом подавлении желаний и намерений;

Строго регламентированном дисциплинарном режиме;

Лишении общения, широких контактов со сверстниками;

Отсутствии возможностей, применении их с большей энергией.

К конфликту ведут:

Мелочный контроль;

Многочисленные наставления, нравоучения; » «проработка» на собраниях. В результате:

Усиление борьбы за самостоятельность, » непослушание;

Нарушение правил поведения. Слабые места:

Непереносимость однообразной обстановки;

Монотонность труда;

Изоляция от сверстников;

Ситуации безделья.

Психологическая защита:

Жажда новой деятельности на новом месте, среди новых людей.

II. Циклоидный тип. Два варианта: типичные и лабильные.

Для типичных циклоидов характерно чередование повышенного и пониженного настроения (1-2 недели). Периоды подъема бывают реже и не так ярки, как периоды субдепрессии.

При повышении настроения - приближаются к гипертимному типу (стремятся в коллектив, претендуют на роль лидера).

При понижении настроения (субдепрессивная фаза) - ко всему утрачивается интерес, появляется вялость.

Подростки избегают компании, становятся вялыми домоседами.

Неудачи и неприятности тяжело переживаются (замечания и упреки, обвинения усугубляют депрессивное состояние).

Возникает мысль о собственной неполноценности и ненужности (может быть мысль о самоубийстве).

Плохо переносится крутая ломка стереотипов жизни (переезд, смена учебного заведения и т.д.).

У лабильных циклоидов фазы короче, 2-3 хороших дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие дни» больше отмечены дурным настроением, вялостью.

В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими событиями и известиями.

У типичных и лабильных циклоидов реакция группирования со сверстниками усиливается в периоды подъема.

Увлечения таких подростков отличаются жестокостью. В периоды подъема подростки могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях.

Лабильную форму акцентуации характера не следует путать с лабильным типом акцентуации.

III. Лабильный тип. Крайняя изменчивость настроения. С одной стороны - слишком резкая смена от незначительных поводов: кем-то нелестно сказано слово, неприветливый взгляд случайного собеседника. С другой стороны - мимолетный комплимент поднимает настроение, отвлекает от неприятностей. Например, при откровенной беседе учителя с подростком, когда речь идет о различных сторонах его жизни, можно наблюдать и моменты радостной улыбки, и состояние накатывающихся слез.

От настроения данного момента (от радостного до унылого) зависят самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.

Взрослому необходимо учитывать: подростки лабильного типа имеют очень большие потребности в сопереживании.

Хорошо себя чувствуют подростки, когда взрослый к ним расположен, и незамедлительно отвечают ему тем же.

Поощрения доставляют им большую радость.

Похвала повышает активность, работоспособность. Свойственна преданность дружбе. На роль лидера не претендуют. Довольствуются положением любимца, которого опекают товарищи.

Тяжело переживают эмоциональные отвержения значимых лиц. Учитель должен всегда ровно обращаться с такими учениками. На общении не должно сказываться плохое настроение учителя, его раздражительность.

IV. Астено-невротический тип. С детства обнаруживаются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, ночные страхи, пугливость, плаксивость. В подростковом возрасте разворачивается астено-невротическая акцентуация.

Главные черты: повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии (фиксации на своем здоровье). Повышенная утомляемость:

Особенно при умственных занятиях и в условиях соревнований;

Аффективные вспышки по ничтожному поводу. Большая раздражительность:

Легко перекладывает свои трудности на окружающих, порой случайно попавшихся под «горячую» руку. Поводом для вспышек является нарастание утомления, а не переживаемое настроение (у лабильного типа) и не встречаемое противодействие (у гипертимного типа).

Фиксация на своем здоровье (ипохондрия):

Внимательно прислушивается к своим телесным ощущениям, охотно лечится;

Алкоголизации, побегов из дома не наблюдается.

Взрослым (учителям) надо учитывать:

При не очень высокой успеваемости подростка не рекомендуется вызывать к доске решать сложные задачи, можно предложить воспроизвести ход решения задач, который только что был показан учителем. Если задачи не решаются, не нужно настаивать на их решении. Лучше еще раз объяснить.

V. Сензитивный тип. В детстве производят впечатление замкнутых, отгороженных от окружающих. Они пугливы и боязливы.

Боятся темноты, сторонятся животных, страшатся оставаться одни.

Чуждаются шумных сверстников, не любят подвижные игры. Предпочитают игры с малышами, чувствуют себя среди них спокойнее и увереннее.

Чтению предпочитают рисование, лепку.

Отличаются послушанием. Слывут «домашним ребенком».

В младших классах медленно привыкают к детскому коллективу. В другой переходят неохотно.

Учатся обычно старательно. Но пугаются всякого рода контрольных работ. У доски отвечать стесняются, боясь сбиться, вызвать смех.

Отвечают меньше, чем знают. Боятся прослыть выскочкой.

Трудность адаптации обычно начинается с 16 лет.

В этот период обостряются две главные черты сензитивного типа:

Чрезвычайная впечатлительность;

Чувство собственной неполноценности.

У таких подростков рано формируется чувство долга, ответственности.

Ужасаются грубости и жестокости других.

Видят у себя много недостатков, особенно в области волевых и морально-эстетических.

Чувство собственной неполноценности активизирует реакцию самоутверждения. Но самоутверждаются не в тех областях, где могут раскрыться, а там, где чувствуют свою неполноценность.

Например: застенчивые девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие мальчики проявляют заносчивость, «демонстрируют» энергию и волю. Но в ситуации, требующей смелости, - пасуют.

К родителям привязаны, послушны.

В основном необщительны. Но к кому привыкли, с теми бывают достаточно общительны и откровенны.

Например: когда подросток почувствует симпатию и поддержку, тогда можно с ним установить доверительный контакт и увидеть его жизнь, полную укоров и самобичевания; тонкую чувствительность и очень высокие требования к себе.

Под влиянием сочувствия взрослого у подростка могут нахлынуть слезы.

Если учитель выдвигает подростка сензитивного типа на пост старосты из-за его старательности и послушания, то лидерство в таких коллективах достается другим.

Они очень ценят дружбу. Друга предпочитают целой компании.

Непереносимые ситуации

Отношения

Окружающих,

Насмешки, грубость,

Подозрение

В неблаговидных поступках,

Несправедливое обвинение

Очень чувствительны к социальным оценкам

Возможная реакция подростка:

Прогулы занятий и даже полный отказ ходить в школу;

Побеги из дома.

В.И. Личко приводит пример, когда 15-летняя девушка дежурила в гардеробе. Пропала куртка. Ее стала мучить мысль, что «воровкой посчитают ее». И она бросила школу.

В благоприятной обстановке:

Привязанность к родителям; « послушание;

Уверенность.

VI. Психастенический тип. Близок к сензитивному типу. В детстве психастенические черты проявлялись в виде робости, моторной неловкости, склонности к рассуждениям и ранним «интеллектуальным» интересам.

Главные черты психастенического типа характера в подростковом возрасте:

Нерешительность в действиях и рассуждениях;

Попытки все предусмотреть и действовать строго по намеченному плану;

Склонность к самоанализу по поводу мотивов своих действий. Проявляется в самокопании, в своих переживаниях и ощущениях:

Тревожная мнительность; » тревога за свое будущее;

Придумывание примет, ритуалов для придания самоуверенности. (Например: шагая в школу, обходить все ямы - не провалишься на экзамене.)

Не любят:

Перемен обстановки,

Новых предметов, незнакомых людей.

Взрослому надо учитывать, что навязчивость мышления по, поводу своих действий и большая нерешительность нарушают:

Трудоспособность подростка,

Его общение.

Психастенические установки развиваются при неправильном воспитании:

В условиях повышенной моральной ответственности;

При доминирующей гиперопеке.

Большие надежды родителей для них - непосильный груз.

VII. Шизоидный тип. В детстве ребенок любит играть один, не испытывая тяги к сверстникам. Избегает шумных забав. Предпочитает быть среди взрослых, слушая их беседы. Отмечается недетская сдержанность в проявлении чувств.

В подростковый период ярко проявляется замкнутость, отгороженность от сверстников.

Попытки завязать приятельские отношения часто неудачны:

Из-за большой чувствительности;

Из-за быстрой истощаемости в контакте.

Внутренний мир почти всегда закрыт от посторонних взоров; учителю не рекомендуется настаивать на том, чтобы:

Подросток раскрылся перед ним;

Подросток был более общительным со сверстниками;

Подросток устанавливал эмоциональные контакты.

Деловые контакты могут быть удовлетворительными.

При индивидуальной работе достигает больших результатов (музыка, шахматы, научная работа и др.).

Увлечения отличаются силой, постоянством, изысканностью.

Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью.

Внутренний мир заполнен различными увлечениями и фантазиями, которые предназначены для услаждения самого себя.

Непонятность внутреннего мира шизоида делает его поступки для окружающих неожиданными и непонятными.

Такие подростки не склонны сопереживать, эмоционально холодны. Им недостает интуиции.

Не умеют угадывать желания других. Не умеют проникать в чужие переживания.

Не умеют разделить радость или печаль другого.

Не могут понять обиду, волнения другого.

Не могут убедить другого словесно.

Попав в подростковую группу, остаются в ней на особом положении.

Подвергаются насмешкам. Но иногда могут постоять за себя. Остаются независимыми.

Шизоидная акцентуация обычно не ведет за собой тяжелых нарушений поведения (алкоголизация, самоубийство).

VIII. Эпилептоидный тип.

Главная черта - склонность к состоянию злобнотоскливого настроения.

Поиск объекта, на которого можно сорвать злобу. Повод может быть незначительным.

Аффектная взрывчатость. Сильная и продолжительная. Безудержная ярость, брань.

Обид не прощают. Изощренно мстительны.

Любовь часто окрашена ревностью.

Сексуальное влечение большой силы.

Алкогольное опьянение с гневом и драками (пьют до отключения).

Для них характерны:

Мелочная аккуратность;

Выполнение всех правил, даже в ущерб делу;

Педантизм, поражающий окружающих;

Исполнительность, часто показная;

Стремление к новшеству подозрительно.

В группе стремятся не к лидерству, а к властвованию над сверстниками.

Хорошо адаптируются в условиях дисциплинарного режима. Обладают показной исполнительностью.

Завладев правом власти над другими (например, староста), теряют контроль над собой: применяют силу к «непокорным».

Реакция эмансипации протекает тяжело. Подросток требует свободы, самостоятельности, прав.

«Слабое место» эпилептоидной акцентуации:

Непереносимость неподчинения себе;

Непереносимость материальных затрат.

Психологической защитой становится уединение с каким-либо «успокаивающим нервы» занятием, которое требует тщательного, но монотонного труда.

Тип трудный для социальной адаптации.

IX. Истероидный тип. Главные черты:

Эгоцентризм, желание быть в центре внимания;

Демонстративный стиль поведения;

Потребность вызывать восхищение, удивление, сочувствие любыми способами; фантазирование, лживость.

Все остальные характеристики шизоидного типа подчиняются этим чертам.

В детстве истероидные черты характера проявлялись, когда:

Других детей больше хвалили, уделяли им внимание; » появляется желание привлечь к себе внимание;

Было желание слушать похвалы в свой адрес;

Успехи в учебе определяются тем, ставят ли их в пример другим.

В подростковом возрасте истероидные черты заостряются: увлечения выбирают те, которые способны поразить воображение своей необычностью, дают возможность покрасоваться.

В общении со сверстниками претендуют на роль лидера, но оказываются вожаком «на час».

При встрече с трудностями теряют эмоциональный задор.

При невозможности произвести внешний эффект обвиняют родителей, что не могут избавить их от трудностей, устранить преграды, как это было в детстве.

В целях покрасоваться преувеличивают свою алкоголизацию.

Изображают себя «эстетом», знатоком марок всех вин.

Доказывают, что им все нипочем. Могут довести себя до большого опьянения.

Уязвимое самолюбие (утрата внимания и др.) служит поводом для суицида. Обычно в виде демонстрации (15-16 лет).

Средства выбирают безопасные: порезы вен на предплечье, лекарство из домашней аптечки.

Могут быть побеги из дома как реакция на наказание, из-за утраты внимания окружающих.

Обычно убегают туда, где их будут искать и быстро найдут (подросток как бы сигнализирует: верни мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!).

Неспособность к упорному труду сочетается с высокими претензиями в отношении будущей профессии.

Слабое звено:

Удары по самолюбию;

Утрата внимания окружающих;

Неспособность занять видное положение;

Развенчанная исключительность. Психологической защитой является активное стремление

Забыть, не думать о неприятностях, вести себя как ни в чем не бывало.

X. Неустойчивый тип.

Главные черты:

Нежелание трудиться (работать, учиться);

Повышенная тяга к удовольствиям, праздности, безделью;

Во всем проявляют слабость воли.

В детстве это были дети непослушные, непоседливые, всюду во все лезли: с трудом усваивали правила поведения; с трудом учились. За ними нужен был строгий контроль. При удобном случае отлынивали от дела, занятий. Очень рано у них обнаружилась повышенная тяга к удовольствию, праздности, безделью, как результат неправильного воспитания.

В подростковом возрасте - неспособность занять себя; они плохо переносят одиночество. Поэтому тянутся куличным подростковым группам (чаще асоциальным).

В группе ищут смену впечатлений, острых ощущений: хулиганские поступки, алкоголь, азартные игры; ранняя сексуальная жизнь, но романтическая влюбленность им не свойственна.

Компания для развлечений для них предпочтительней друга. Обычно в группе выполняют волю других.

Живут одним днем, извлекая из него максимум удовольствий. К своему будущему равнодушны. Планов не строят.

Слабая воля побуждает их бежать от трудностей. Например, всюду, где требуется напряженный труд, где учеба сложна, где большая дисциплина, неустойчивый тип акцентуации не встречается.

Учитель, используя их слабоволие, может удержать их в обстановке жесткого регламентированного режима при постоянном контроле и при угрозе наказания.

«Слабое место» подростков с неустойчивой акцентуацией: быть предоставленному самому себе, оказаться в ситуации, когда тебя никто не контролирует (безнадзорность, обстановка попустительства).

Психологическая защита: бегство «куда глаза глядят» с целью получить удовольствие.

XI. Конформный тип.

Главная черта - постоянное и чрезмерное подчинение мнению близких людей.

Живут по правилу: думать как все, поступать как все, стараться, чтобы все было у них как у всех - от одежды до мировоззрения. Лишены индивидуальности в поступках и суждениях.

В хороших условиях - они хорошие, старательно учатся, работают.

В дурной среде - усваивают нормы, обычаи, привычки дурной среды.

Конформность сочетается с некритичностью:

Втягиваются в группы правонарушителей;

Спиваются «за компанию»;

Истина для них та, которую слышат от других.

Им свойствен и консерватизм: к новому не могут приспособиться.

В непривычной обстановке осваиваются с трудом, работают хорошо там, где не нужна инициатива; плохо переносят ломку жизненных стереотипов; лишенные привычного общества, дорожат местом в группе, своим привычным окружением.

Самооценка может быть неплохой, достаточно точной.

В учебе и работе личной инициативы не проявляют.

Опросник Леонгарда-Шмишека - определение типа акцентуации характера

Инструкция

Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. На отдельном листе бумаги напишите дату, фамилию по желанию, возраст, класс, пол. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы - записывать номер вопроса, ставить тире и свой ответ «да» или «нет» (можно ставить +, -).

Отвечайте быстро, сразу после того, как поняли смысл вопроса. Важна первая реакция, а не плод длительных размышлений.

Примечание

Опросник служит для определения акцентуации характера и типа характера человека.

Акцентуация характера - это ярко выраженная заостренная черта характера, особый акцент в узоре характерологических стремлений и в картине реализующих их поведенческих схем. Акцентуации характера определяют тип характера человека.

Опросник для взрослых имеет столько же вопросов, сколько и детский. Вариант не отличается по смыслу от вопросов для детей. Различие лишь в некоторых формулировках и в обращении. Одинаков и ключ к опроснику. Поэтому данные вопросы могут использоваться с некоторой переформулировкой и для изучения акцентуации характера у взрослых.

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты плачешь?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок?

5. Такой ли ты сильный, смелый, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре, быть в центре внимания?

8. Бывают ли дни, когда ты без всякой причины на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Способен ли ты восторгаться, восхищаться?

11. Умеешь ли ты выдумывать новую игру?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-то обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли рукой, не застряло ли оно?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе?

16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур аккуратным и старательным?

18. Зависит ли твое настроение от школьных и домашних дел?

19. Любят ли тебя все твои знакомые?

20. Бывает ли у тебя внутреннее беспокойство, душевные порывы?

21. Тебе обычно немножко грустно?

22. Переживал ли ты горе, случалась ли тебе рыдать на глазах других людей?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты против несправедливости по отношению к тебе?

25. Можешь ли ты резать живую птицу?

26. Раздражает ли тебя, если скатерть или занавес висят неровно?

27. Боишься ли ты оставаться один в доме?

28. Бывает ли так, что тебе то весело, то грустно без всяких причин?

29. Ты - один из лучших учеников в классе?

30. Легко ли ты сердишься, впадаешь в гнев?

31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда счастливым?

33. Умеешь ли ты развеселить ребят?

34. Умеешь ли ты прямо сказать кому-либо, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь ответственные поручения?

37. Заступаешься ли ты за всех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную комнату?

39. Ты больше любишь медленную и точную работу, чем быструю и неточную?

40. Легко ли ты знакомишься с детьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках или вечерах в школе?

42. Ты когда-нибудь убегал из дому?

43. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителем или ребятами настолько, что не мог пойти в школу?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?

47. Любишь ли ты животных?

48. Бывало ли с тобой, что ты, уходя из дому, возвращался проверить, не случилось ли чего?

49. Не кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родителями должно что-то случиться?

50. Твое настроение иногда зависит от погоды, как ты думаешь?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, выступать на сцене?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если что-то не удается, впадаешь ли ты в отчаяние?

55. Упрямо ли ты добиваешься цели, даже если встречаешь трудности?

56. Любишь ли ты организовывать игру, работу?

57. Плакал ли ты когда-нибудь из-за грустного фильма или книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за забот и будущих дел?

59. Подсказываешь ли ты и даешь ли списывать?

60. Боишься ли ты вечером пройти по темной улице один?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами в новом месте?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Можешь ли ты вести себя так, чтобы человек, к которому ты плохо относишься, этого не заметил?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Страдаешь ли ты от несправедливости?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, что дверь заперта?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке (любишь ли ты читать стихи со сцены)?

74. Мечтаешь ли ты о чем-то заманчивом и неизвестном?

75. Бывает ли, что думаешь о будущем с грустью?

76. Бывает ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлечь гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь горе твоих близких людей?

80. Можешь ли ты из-за кляксы переписать страницу в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Бывали ли у тебя желания прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если вокруг все веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них?

86. Совершаешь ли ты неожиданные для себя импульсивные поступки?

87. Ты чаще говоришь мало, чем много?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом кружке, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

Ключ к опроснику Леонгарда-Шмишека