Годовой цикл жизни пресмыкающихся

Холодная кровь не греет.

Кому не дано поддерживать температуру тела, зимой остается одно - замереть, заснуть, оцепенеть, чтоб переждать неблагоприятные условия жизни. Таки поступают все холоднокровные: моллюски, ракообразные, пауки, насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. При наступлении зимы они впадают в спячку, именуемую холодовым оцепенением. Самое большое, на что они способны, - позаботиться об убежище, где температура не опускалась бы ниже 0 °C. в противном случае клетки тканей необратимо травмируются образующимися при замерзании кристаллами льда. Раки, совершенно не ведая о том, какую бурную реакцию у людей вызывают их мирные зимние лежбища, зарываются в ил на дне водоемов. Самцы обычно зимуют группами в глубоких ямах на дне, а самки - поодиночке в норках. Правда, одиночеством это не назовешь, потому что к своим коротким ножкам самки приклеивают от 50 до 500 штук оплодотворенных яиц, из которых в начале лета вылупляются рачки величиной с муравья. Если ил промерзает, раки не гибнут и при оттаивании оживают. Не боятся они и длительного пребывания без воды, постепенно заменяя ее в жабрах на воздух с характерным звуком (вот почему говорят, что вынутые из воды раки шепчутся, словно прощаясь друг с другом). Там же в иле проводят зиму водяные улитки-прудовики. Сухопутные улитки после накопления необходимых питательных веществ выкапывают норки, где сразу несколько зимовщиков могли бы вместе «вздремнуть» глубоко под землей при температуре 7–8 °C. Хорошо закупорив убежище, они спускаются на дно и залегают отверстием раковины вверх, которая, впрочем, тоже затягивается слизистым веществом. При значительном похолодании улитки зарываются еще глубже, образуя новые пленки и воздушные камеры, играющие роль прекрасного изолятора. Все обменные процессы резко, в течение месяца, затухают, чтобы достигнуть того минимума, при котором животное впадает почти в состояние анабиоза с едва уловимыми жизненными функциями. и так с октября до начала апреля.

Насекомых наступление зимнего сезона застает на разных стадиях их развития: в виде яиц, личинок, куколок или уже взрослыми. Каждый вид выработал свой подход - на какой стадии лучше «отоспаться». Например, божья коровка и малярийный комар зимуют только во взрослом состоянии, а тля - в яичной скорлупе. Но есть и такие, которым любые формы для спячки хороши. Вот хотя бы домашние мухи - они зимуют и в форме личинок, и в виде куколок (в теплых навозных кучах), и во взрослом состоянии. Продолжительность сна тоже разная: бабочка павлиний глаз пребывает в состоянии анабиоза пять с половиной месяцев при температуре около 6 °C, а тутовому шелкопряду необходимо на месяц больше при 8,6 °C.

Еще с появлением первых признаков похолодания насекомые находят удобные убежища под камнями, корой деревьев, опавшей листвой, в почве, где после снегопада сохраняется умеренно низкая и равномерная температура. При 0 °C обмен веществ у них сильно замедляется: дыхание подавляется, скорость окислительных процессов уменьшается в 10–15 раз. Чтобы пережить такое, зимовке предшествует определенная подготовка: аккумулируются запасы жира (они доходят до 18 % веса тела), организм как можно больше обезвоживается (у личинки галицы содержание воды падает с 65 до 20 %). Некоторые виды насекомых способны переносить очень низкие температуры, как например, гусеницы лугового мотылька, которые сохраняют искру жизни до минус 30 °C! Но это скорее исключение, и далеко не каждому такое по плечу. Пчелы, например, не впадаю в продолжительную спячку, запас накопленного жира не превышает 1,5–2 %. Но все же при температуре от 0 до 6 °C оцепеневают и в этом состоянии могут находиться 7–8 дней. При более низкой температуре они погибают. к несчастью для многих низших животных, природа не снабдила их отслеживающим механизмом, и при неудачном выборе места зимовки оцепенение нередко переходит в свое логическое продолжение.

Странности черной рыбы.

Своеобразно реагируют на внезапное понижение температуры воды некоторые виды рыб - они впадают в шоковое состояние. После краткой фазы возбуждения перестают дышать, плавать и выглядят как мертвые. Достаточно, правда, чтобы вода потеплела, и они быстро оживают. Губительным для рыб оказалось охлаждение, приводящее к образованию в крови и тканях кристалликов льда, повреждающих стенки кровеносных сосудов. Вернуться к жизни они могут лишь в том случае, если замораживание распространялось только на поверхностные ткани. При этом рыба некоторое время живет за счет запасов кислорода в плавательном пузыре (предположение о том, что замерзшие рыбы дышат жабрами, оказалось несостоятельным).

Одна из самых приспособленных к холоду рыб - так называемая черная рыба - обитает в реках, озерах и торфяных болотах Чукотки и Аляски. Суровый климат позволяет ей оживляться лишь на короткий летний период, который она использует для размножения. В остальное врем года рыбы зарываются и вмерзают в ил. Если температура жидкостей в теле не падает ниже - 0,3 °C, то при медленном размораживании они оживают. Если же кровь замерзает - рыбы погибают. Местное население использует эту рыбу как корм для собак. Рассказывают, что если собака проглотит замороженную рыбу целиком, то вскоре после этого она в желудке размораживается и начинает сильно раздражать его стенки. в таких случаях собака обычно отрыгивает рыбу, и если та попадает в воду, то тут же невозмутимо уплывает.

Из пресноводных рыб еще в ноябре в зимнюю спячку впадают карп, ерш, окунь, сом и другие. Когда температура воды падает ниже 8-10 °C, эти рыбы переходят в более глубокие части водоема, в так называемые зимовочные ямы, зарываются большими группами в ил и остаются в состоянии оцепенения на протяжении всей зимы. в это время у карпа сердцебиение замедляется вместо нормальных 25–30 ударов в минуту до 2–3, а дыхание - до 3–4 вздохов в минуту. Интересное приспособление имеется у осетра, стерляди и белуги - их тело при наступлении сильных холодов обволакивается слизью, предохраняющей от неблагоприятного воздействия окружающей среды, и они впадают в зимнюю спячку. Некоторые виды растительноядных рыб (белый амур, толстолобик) тоже зимуют группами, покрытые толстым слоем слизи. Часть морских рыб тоже переносит сильные холода в сонном состоянии. Сельдь уже осенью приближается к побережью Ледовитого океана, чтобы заснуть на дне какого-нибудь небольшого заливчика. Даже черноморская хамса перемещается к южным районам - берегам Грузии и соседнему берегу Малой Азии, в это время рыба слабо активна и пищу не употребляет.

Углозуб из вечных льдов.

Земноводные к зиме готовятся заранее, еще летом накапливая запасы питательных веществ. А осенью при понижении дневной температуры до 8-12 °C, а ночной до 3–5 °C отправляются к местам будущей зимовки, преодолевая иногда несколько километров. Одна часть из них зимует под водой, другая - на суше. Под водой зимуют озерная, травяная, прыткая, длинноногая лягушки. Собираются группами по 10–20 штук (иногда до 100) различного пола и возраста, а иногда и различного вида, и зарываются в ил или подводные впадины. При такой групповой зимовке уровень обмена веществ у лягушек почти на 40 % ниже, чем у зимующих в одиночку. Во время зимней спячки лягушки дышат только через кожу, пульс замедляется, но все же, хотя и исключительно медленно, земноводные растут и их половые клетки созревают. Причем сон у них неглубокий, и при неблагоприятных условиях они могут переместиться в другое место в том же водоеме. Главное, чтобы это произошло вовремя, ведь самая значительная опасность для них таится в недостатке кислорода. При очень суровых зимах случается даже массовая гибель земноводных, особенно когда водоемы, в которых они зимуют, промерзают до самого дна. Поэтому они предпочитают быстротекущие реки и ручьи, протоки, каналы и озера с вливающимися в них реками, то есть выбирают водоемы, богатые кислородом. в период зимней спячки у земноводных резко увеличивается диаметр кровеносных сосудов в коже, через которую они дышат.

На суше проводят зиму зеленая и серая жаба, обыкновенная квакша, чесночницы, желтобрюхая жерлянка, саламандры. Они зимуют большими группами у подножий обрывов, в расщелинах скал и между корнями деревьев, в норах, вырытых другими животными, под толстым слоем листьев и мха. Некоторые виды способны даже зарываться в землю.

Тритоны разных видов зимуют и на суше, и под водой. Первые обычно устраиваются под прогнившими пнями и стволами упавших деревьев, а если не находят таких удобных квартир, то удовлетворяются трещинами в почве. Особый интерес представляют сибирские тритоны - углозубы, обитающие на огромной территории от Камчатки и Сахалина до Урала. Это единственное хвостатое земноводное к северу от Полярного круга. Даже при 0 °C оно еще может двигаться, а некоторые отдельные особи углозуба переносят охлаждение (естественно, в состоянии оцепенения) до -37 °C. Геологи и строители находили тритонов, вмерзших в выкопанные ледяные блоки. Нередко случалось, что оттаявшие и выпущенные в подогретую воду тритоны оживали, поедали предложенную им пищу - мух, пауков, аквариумных рыбок. в 1956 году горнопроходческая бригада в Магаданской области нашла на 14-метровой глубине тритона. Когда вернулись в палатку и затопили печку, замерзшее животное постепенно оттаяло и зашевелилось. Его жизнь продолжалась целых 12 часов. Тогда же поторопились объявить это событие большой сенсацией: якобы найден ископаемый тритон, который, пробыв в состоянии анабиоза два миллиона лет, снова ожил. На самом деле тритон оказался не ископаемым, а современным. Но вопрос, на какое время может быть сохранена жизнь замерзших земноводных, остался предметом споров. Найденного в другой раз на Чукотке в куске вечного льда сибирского углозуба подвергли радиоизотопному исследованию. Киевские ученые пришли к выводу, что возраст его находится в пределах от 75 до 105 лет, в то время как контрольные земноводные оказались во много раз моложе.

Практически все виды пресмыкающихся северных широт впадают зимой в спячку. в самых северных районах она продолжается 7–8 месяцев. Южнее их спячка короче. Ящерицы зарываются в почву, устраивая себе норы на крутых сухих склонах, которым не угрожает наводнение. в хороший солнечный денек они пробуждаются на несколько часов, чтобы погреться на солнце и поохотиться и снова прячутся, впадая в оцепенение. Сухопутные черепахи забираются на полметра вглубь почвы, в естественные укрытия или норы кротов, лисиц, грызунов, закрываясь торфом, мхом и влажными листьями. Бывает, что они просыпаются иногда на целую неделю. Болотные черепахи проводят зиму, зарывшись в ил водоемов. Змеи не любят холода. Даже летом, если поместить змею на несколько часов в холодильник, с ней можно обращаться как с куском веревки. Поэтому зимние квартиры змеи подбирают тщательно и облюбовывают надолго. Обычно это подземные пещеры и пустоты, образовавшиеся вокруг больших старых пней с гнилыми корнями, или щели в скалах. в таких укрытиях собирается большое число змей даже различных видов, образуя огромные клубки. в них иногда насчитывается от нескольких десятков до сотен змей, что и привело к ошибочному мнению, будто змеи собираются в клубки, чтобы согреться. Между тем температура змей в период зимней спячки почти не отличается от температуры окружающей среды, а собираются они вместе просто от нехватки подходящих убежищ - некоторые «общежития» используются десятилетиями.

Как же удается животным сохранять жизнеспособность замороженными? Подобно тому, как при наступлении холодов в радиатор машин добавляют антифриз, замерзающий при минус 37 °C, в жидкостях тел некоторых холоднокровных зимой образуются белки-антифризы, которые при появлении в организме кристаллов льда связываются с ними и блокируют дальнейшую кристаллизацию воды. у многих рыб, наземных членистоногих, включая пауков и клещей, эффективность белков-антифризов настолько велика, что предотвращает образование льда даже при минус 15 °C. Кроме специальных белков в организме некоторых холоднокровных существ вырабатываются еще и углеводы-антифризы, еще больше снижающие точку максимального переохлаждения. Например, в тканях многих насекомых зимой накапливается углевод-антифриз глицерол, успешно препятствующий промерзанию. у гусениц галлообразующей бабочки к середине зимы глицерол составляет 19 % всего тела, позволяя переохлаждаться до минус 30 °C. А волосатые гусеницы арктической бабочки в замороженном состоянии проводят до 10 месяцев в году при минус 50 °C и более! Оригинально приспосабливаются к низким температурам воды некоторые рыбы, живущие в северной части Атлантического океана и в арктических водах - они меняют состав крови. с понижением температуры воды осенью в их крови скапливаются соли в такой концентрации, какая характерна для морской воды, что усиливает криозащитное действие, затрудняя замерзание крови. Сравнительно недавно в крови этих рыб обнаружены и специальные белки-антифризы, понижающие точку замерзания раствора еще в большей степени, чем соли.

Если предстоит очень суровая зимовка, то осенью у холоднокровных животных (особенно насекомых) до первых заморозков в организме накапливаются защищающие ото льда криогенные протекторы, которые повышают прочность оболочек клеток и препятствуют так называемому осмотическому стрессу, когда вода из клеток стремится вытечь во внеклеточную среду со льдом, уменьшая объем клеток и делая их уязвимыми для кристаллов льда, протыкающих сморщенные клеточные оболочки. Криопротекторы служат и замедлителями обмена веществ. у лягушки, например, как только начинается образование льда на поверхности кожи, происходит быстрый синтез криопротектора глюкозы из животного крахмала печени. в результате через восемь часов ею насыщаются все органы, замедляется до минимума обмен веществ, ограничивается энергопотребление. Рекорд такого рода использования криопротекторов принадлежит черепахам - у них обмен веществ падает до уровня, обеспечивающего выживание без потребления кислорода(!) в течение всей зимы. Причем при высоких концентрациях глюкозы в организме отсутствуют явления, присущие человеку с высоким содержанием глюкозы в крови, - сахарный диабет и старение. Морозоустойчивость холоднокровных животных всегда вызывала пристальный интерес ученых.

В анабиотическое состояние впадают и некоторые виды высших растений. Рекорд в этом отношении принадлежит растению бронец, встречающемуся в прериях Американского континента. Помещенное в гербарий, это растение выдержало целых 11 лет в высушенном состоянии, не потеряв своей жизнеспособности. Неизбежно возникает вопрос: что помогает растениям переносить сильное обезвоживание и впадать в состояние анабиоза, при котором обмен веществ протекает настолько замедленно, что практически почти равен нулю? По мнению ученых, при обезвоживании у растений, способных впадать в анабиотическое состояние, не нарушается процесс дыхания, который сохраняет свою так называемую энергетическую полноценность. При обезвоживании у растений продолжают образовываться богатые энергией соединения, например АТФ (аденозинтрифосфат). Энергия, образующаяся в процессе дыхания почти до полного высушивания этих растений, передается почти всем клеточным структурам и всему клеточному содержимому, которое, обезвоживаясь, переходит в желеобразное состояние, и клетки могут годами сохранять свою жизнеспособность.


| |

Непосредственно образовательная деятельность

группа компенсирующей направленности для детей с ОНР (старшая)
учитель-логопед Орагвелидзе И.В.

Насекомые. Земноводные, Пресмыкающиеся.

Программные задачи

- расширять у детей знания и представления о внешнем виде, местом обитания и образом жизни насекомых, пресмыкающихся и земноводных;

- закрепить умение употреблять в речи притяжательные прилагательные;

- упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;

- учить составлять предложения по опорным словам.

Оборудование: картинки с изображением Ивана-царевича, насекомых, земноводных, пресмыкающихся, игрушка «лягушка», стрела, конверт с письмом от лягушки, полоска воды.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости пришел Иван – царевич. Отец приказал ему жениться, и он хочет попросить вас о помощи. (на доску выставляется картинка с Иваном - царевичем)

Иван – царевич говорит что хочет жениться на царевне – лягушке, но боиться стрелять в болото. Вдруг его стрелу найдет какая-нибудь старая жаба или черепаха и просит ему помочь. Поможем ему ребята? Иван-царевич дал мне эту стрелу и попросил отнести ее лягушке-царевне. А он пойдет после нас, увидит невесту и заберет ее во дворец. Справимся?

Да! (дети забирают у Ивана-царевича стрелу)

2. Сообщение темы.

Перед путешествием, ребята, нам нужно вспомнить, кто такие земноводные и пресмыкающиеся и насекомые, их очень много на болоте, чем они похожи и чем отличаются, где живут, чем питаются (говорит логопед)

Дети называют животных и рассказывают о них:

« Земноводные и пресмыкающиеся могут жить и в воде и на суше. Многие из них питаются насекомыми и пауками. Некоторые пресмыкающиеся хищники (крокодил и змея, водные черепахи Многие питаются растениями. Пресмыкающиеся откладывают яйца, из которых появляются детеныши, а земноводные мечут икру в воде.

У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твер­дой оболочкой, которая называется наружным ске­летом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. Большин­ство насекомых может летать. Обычно у них две пары крыльев. Одна пара крыльев только у мух.

Яркая окраска многих насекомых предупре­ждает других животных о том, что они несъедоб­ны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.

3. Образование притяжательных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Ребята, для того, чтобы попасть на болота, где живут земноводные и пресмыкающиеся и насекомые, нам нужно превратиться в этих животных. Так мы сможем пройти через болота незамеченными и найти царевну-лягушку.

Превратиться сможет тот, кто правильно ответит на мой вопрос

Как называется маленькая ящерица? Ящерка

Как называется огромная саламандра? Саламандрище

Чей это портрет? (логопед показывает на крокодила) Крокодилий.

Как назовем маленького тритона? Тритончик.

Как назовем огромную жабу? Жабища.

Чей это портрет? Черепаший.

Как называется маленькая змея? Змейка.

Чей это портрет? Лягушачий.

Как назовем маленького комара? Комарик.

Гнездо ос, чьё гнездо? Осиное

Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. Бабочка

Целый день летает, Всем надоедает? Муха

Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. Кузнечик

Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь. Жук.

4. Психогимнастика.

Теперь, ребята, нам нужно попасть на болота, туда, где живет царевна-лягушка. Сейчас ныряем в реку и выныриваем в лесу, где много болот. При этом нам необходимо изображать повадки этих животных, чтобы жители болот не испугались нас и не разбежались, а приняли за своих. (дети изображают, как ползает змея, черепаха, прыгают лягушка и жаба, плавают тритоны и саламандры, бегает ящерица)

5. .Образование сложных слов

Ну вот, ребята, мы и прибыли в те места, где живут пресмыкающиеся и земноводные и насекомые. Видите, они окружили нас со всех сторон и спрашивают кто мы такие. Мы должны отвечать правильно, иначе, они поймут, что мы на самом деле дети из детского сада, а не животные.

Ящерица, у тебя длинный хвост, значит ты какая? Длиннохвостая.

А у тебя, Крокодил, толстая кожа, значит ты какой? Толстокожий.

А ты, жаба, живешь и в воде и на земле, значит, ты какая? Земноводная.

А ты, лягушка, любишь есть насекомых. Ты какая? Насекомоядная.

А ты, черепаха, ешь траву. Значит ты какая? Травоядная.

А у тебя, тритон, холодная кровь. Значит, ты какой? Холоднокровный.

А если какой-то предмет похож на тебя, змея. Он какой? Змеевидный.

Саламандра, а у людей теплая кровь. Они какие? Теплокровные.

Молодцы, ребята, все ответили правильно. Земноводные и пресмыкающиеся признали в нас своих сородичей. И сейчас спрашивают, зачем мы пришли в их лес?

6. .Подбор эпитетов.

Мы хотим найти царевну – лягушку.

А она какая?

Красивая, скользкая, лупоглазая, умная, загадочная, волшебная, смелая,

бесстрашная, симпатичная, маленькая, крошечная (ответы детей)

ольга коковина
Экологическая беседа на тему «Куда исчезают зимой рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые»

Задачи :

1. Формирование у детей представления о жизни рыб, земноводных , пресмыкающихся и насекомых , их приспособленности к сезонным условиям.

2. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера, доказательно строить свои суждения.

3. Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Воспитывать познавательный интерес к природе.

Материал : Кукла Почемучка, рассказ «Где зимуют лягушки» «Экология в картинках » .

Ход беседы.

Почемучка здоровается с ребятами и рассказывает им, что ходил гулять к озеру. Стоял чудесный зимний день, падал снежок, но на озере было невесело. Я не увидел ни

лягушек, ни комаров, ни мух. Озеро покрылось льдом, и было очень скучно. И куда только исчезли все насекомые , лягушки, рыбы .

Воспитатель : Ребята, а вы хотите узнать, куда исчезли рыбы , земноводные , пресмыкающиеся и насекомые ?

Послушайте, я прочитаю вам рассказ «Где зимуют животные» из книги «Экология в картинках » .

Вопросы : -Как зимуют лягушки?

Почему они не могут жить зимой на земле ?

Правильно, лягушки уходят под воду и там зимуют, зарываясь в тину или ил.

Почемучка : Ребята, а что будет с лягушкой, если ее откопать из-под снега и поднести близко к огню?

(она умрет от быстрого изменения температуры)

Что едят лягушки зимой (они ничего не едят, они спят)

А если бы лягушка была покрыта шерстью, могла бы она остаться на зиму? (лягушке нельзя иметь шерсть, она перегреется) .

А лягушка могла бы быть пушистой? (нет, лягушки дышат всей поверхностью кожи, чтобы лягушка могла дышать, кожа всегда должна быть влажной)

Почемучка : Про лягушек я все узнал, спасибо, ребята. А куда исчезли насекомые ?

Воспитатель : Выставляет картинки с изображением бабочки, жуков, стрекоз.

Где зимуют бабочки? (улетают на юг – капустницы, адмиралы репейницы) большинство умирают до наступления зимы, но самки оставляют после себя кладки яиц, из которых появляются гусеницы.

Есть бабочки и такие, которые не умирают, а впадают в оцепенение. Это крапивницы, лимонницы, траурницы. Эти бабочки поздней осенью забираются под опавшую листву, трещины корней старых пней, под кору деревьев и другие укромные места.

Как проводят зиму жуки? (спят в оцепенении в различных укрытиях – под корой пней, в трещинах стволов деревьев, в толще древесины и т. д.)

Где зимуют стрекозы? (большинство стрекоз погибает, предварительно отложив яйца в воду) . Есть несколько видов стрекоз (дозорщики, большое коромысло) которые улетают на юг.

Почемучка : Я понял, ребята, что большинство насекомых впадают в оцепенение, перестают питаться, и проводят зиму в состоянии скрытой жизни. А где же зимуют рыбы ? (большинство впадают в глубокую зимнюю спячку)

Кто помогает рыбам пережить зиму? (рыбаки, которые пробивают лунки, прорубают проруби)

Зачем эти оконца рыбам? (чтоб они могли дышать)

Почемучка : -А куда исчезли ящерицы , ужи, гадюки? Как и у рыб, температура их тела падает в холодное время года до температуры окружающей среды. Все они прячутся в различные укрытия и там впадают в оцепенение. Ящерицы забираются в трещины почвы или щели между камнями, и в скалах. Ужи, гадюки заползают в опустевшие норы грызунов. Болотные черепахи уходят в воду и там зимуют, зарываясь в тину или ил.

Воспитатель : молодцы! Вы все очень правильно объяснили Почемучке. А сейчас предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Насекомое или земноводное » .

Воспитатель называет насекомых и земноводных , дети делят их на соответствующие группы. В конце называют комара (это земноводное насекомое )

Дидактическая игра «Что делает животное» (педагог называет животное, дети говорят, что оно может делать : летать, прыгать, бегать, ползать, плавать).

Познание мира.

Тема: Земноводные, пресмыкающиеся, их разновидности. Животные.

Кто как весну встречает.

Цели: 1. Учить учащихся по внешним признакам различать животных. Классифицировать их на зверей, птиц, рыб, насекомых. Познакомить с жизнью животных весной. 2. Развивать устную речь учащихся, наблюдательность, мышление, память, внимание 3. Воспитывать любовь к животным обитающим в лесах и живущим в зоопарках, любовь к природе родного края, положительное отношение к учебе. Виды учебной деятельности: Личностные - смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Коммуникативные – владение монологической и диалогической формами речи;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные – организация своей учебной деятельности;
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Ход урока.

1.Орг. момент. Создание эмоционального настроя. - Ребята, посмотрите, как хорошо на улице! Деревья пробудились от зимнего сна. Греет солнышко. Я по улице шагала и улыбки собирала: вот улыбка малыша, до чего же хороша! Вот улыбка почтальона-гордость нашего района, вот улыбка продавщицы-очень редкая вещица! Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад. -А какое настроение у вас? Нарисуйте своё настроение.

Деление на группы с помощью разноцветных смайликов.
- После каждого задания в группе, вы должны выбрать, кто будет защищать это задание.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

А что еще изменилось с приходом весны? Дети: День стал длиннее. - Появляются первые весенние цветы. - Начинается сокодвижение у деревьев. - Появляются птицы. Учитель: Верно. В прошлый раз мы с вами звали в гости птиц. 2. Постановка цели и темы урока. - Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие к лесным жителям и посмотреть, кто как весну встречает. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Мы идем в самую гущу леса, под ногами шуршат прошлогодние листья, ветер качает деревья, и они стучат веточками, как будто приветствуют нас. Мы идем по тропинке, она специально выложена для нас. Снег еще лежит. Кое-где проглядывают голубые глазки подснежников. С каждым днем в лесу все больше проталин, все меньше снега. С каждым часом все оживает и радуется весне. Вот здесь мы остановимся. Откройте глаза. Посмотрите на рисунки животных. На доске: таблица 1. Слайд. 3. Объяснение нового материала. На земле много видов животных. Животные разных видов сильно отличаются друг от друга. А животные одного вида очень схожи. Выделяют несколько групп животных. Насекомые – это животные, у которых шесть ног. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. Птицы животные, которые летают. Кроме лап у них есть крылья. Птицы покрыты перьями. Звери – это животные. Их тело покрыто шерстью. Есть животные, тело которых покрыто сухими чешуйками. Это змеи, ящерицы, черепахи. Они ползают по земле. Еще животных можно разделить на две большие группы – дикие и домашние. Дикие животные живут в степях, лесах, на полях. Домашние животные живут рядом с человеком и приносят ему пользу. Слайд. -Назови животных, которые живут в воде. -Назови животных, которые живут на поверхности земли, на деревьях. - Где живут домашние животные? - Где живут дикие животные? У.: К кому же мы отправимся, нам укажет стрелочка. Д.: Мы идём к медведю. У.: В конце марта медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. И теперь недоволен и зол на весь мир. Он так зол, что может напасть даже на человека. А вообще то медведь – всеядное животное. Как вы думаете, что значит всеядное? Д.: Значит, он питается всем. У.: А вы знаете, чем питается медведь? Д.: Ягодами, медом. У.: Да, он любит и мёд, и ягоды. Медведь может питаться травой, всходами, корнями и грибами. Из животной пищи он ест раков, рыбу, насекомых, птиц и птичьи яйца. Иногда медведь нападает на крупный рогатый скот. В конце зимы, в феврале, в самую лютую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми. И весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молоко посасывают. Так и лежат до весны. А весной медведица выводит своих детёнышей из берлоги. Она учит медвежат находить себе корм. А что едят медвежата? Д.: Молодую травку. - Насекомых. - Луковицы растений. У.: Интересно, о ком мы теперь узнаём? На кого указывает стрелка? Д.: На ёжика У.: Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они быстро худеют. Весной ежи быстро кормятся насекомыми, кузнечиками, сверчками, тараканами, разными жуками. Ежи также поедают дождевых червей, птичьи яйца, иногда лесных и полевых мышей. Потомство ежи выводят весной. У самки рождается от 3 до 8 детёнышей. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Ежиха кормит своих детёнышей молоком. Когда они перестают сосать молоко, мать приносит им в гнездо дождевых червей, опавшие плоды. Вскоре она начинает брать ежат на охоту. Ребята, подумайте, что общего в жизни медведя и ежа? Д.: И медведи и ежи впадают в спячку. - Они кормят своих детёнышей молоком. У.: Молодцы! А как вы понимаете выражение « выводят потомство».? Д.: Значит, у животных рождаются детёныши. У.: Абсолютно верно. Теперь мы с вами поговорим о белке. Целыми днями перепрыгивает она с ветки на ветку, с верхушки одного дерева на другое. Поздней весной или в начале лета белка выводит потомство. У неё рождается от 3 до 6 бельчат. Кто знает, чем питаются белки? Д.: Орехами, грибами. - Ягодами. - Почками. - Жёлудями. У.: У яблок и груш белка поедает только семена, а мякоть бросает. Она не прочь заняться хищничеством – таскает яйца птенцов из птичьих гнёзд, а иногда нападает на взрослую птицу. А какая у неё окраска? Д.: Летом рыжая, зимой серо – голубая. - Есть даже примета. Коли ранняя белка голубая, весна ранняя будет. У.: Верно. Знаете ли вы ещё какого – нибудь зверя, который окраску меняет? Д.: Заяц. 4. Физкультминутка. Слайд.

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в сторону, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

(Дети выполняют движения.)

Зайка прыгал под кустом,

Приглашал нас в свой дом.

(Прыгают на одной ножке, потом на другой и на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

(Бег на месте.)

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты.)

У.: Заяц-беляк меняет цвет своей шерстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в летнее время его шерсть грязновато-красно-коричневого цвета. А сейчас возьмите карточки. Детям раздаются карточки с текстом. (см. приложение). Дети читают вслух. У.: Весной зайчиха выводит потомство. У неё рождаются по 4-5 зайчат. Ребята, почему же мать – зайчиха убегает от своих зайчат и не кормит их? Д.: Наверно, потому что она не хочет, чтобы лиса нашла зайчат по её следам. Зайчата ведь тихо сидят, и их никто не заметит. У.: Молодцы, это действительно так. Что же помогает зайчатам выжить? Д.: У зайчат тёплая шубка. - Молоко зайчихи очень питательное, и зайчата наедаются им сразу на несколько дней. У.: Верно! А чем питаются зайчата, когда подрастут? Д.: Травой, морковкой, капустой. - Корнями, почками. - Клевером, молодыми побегами. У.: Замечательно! Вы столько знаете! У всех животных весной происходит линька. Они меняют зимнюю шерсть на летнюю. Ребята, а у кого из животных меняется даже окраска шерсти? Д.: У зайца, у белки. У.: Подумайте, какие ещё животные просыпаются весной? (Если дети не знают ответа, то они могут догадаться по картинкам на доске). Д.: Ящерицы, лягушки, змеи. У.: Весной с пробуждением насекомых водяные лягушки выходят из ила, где долгое время они находились в зимней спячке. Самка лягушки мечет икру. Она откладывает до 4000 икринок. Просыпаются после зимней спячки и выползают погреться на солнышке змеи, ящерицы. Мечут икру рыбы. Весной отлов рыбы ограничен, а охота на зверей запрещена вообще. Как вы думаете, почему? Д.: У большинства животных в это время рождаются детёныши. Если убьют их родителей, то многие из них погибнут, так как они ещё не могут сами добывать себе пищу. - А если люди будут ловить рыбу весной, то могут поймать ту, которая ещё не отложила икру. Значит, вместе с ней погибнут её детёныши. Они так и не родятся. У.: Верно. 6. Закрепление. У.: Наше путешествие заканчивается. Закройте глазки и вспомните всё, что мы узнали. На доске таблица 2. Слайд. У.: Посмотрите на доску. Что вы заметили? Д.: Ёж и медведь не меняют окраску. - Заяц и белка не впадают в спячку. У.: Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали об этих животных на уроке. Прочитаем ещё раз. Д.: (читают). Линька, вывод потомства, зимняя спячка, изменение окраски. - Весной животные линяют. У них меняется шерсть. - У белки и зайца меняется даже окраска. - Многие животные весной выводят потомство. - Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, лягушки, ящерицы, змеи, рыбы. У.: Замечательно! Вы всё запомнили. - А теперь, задания. (Задание 3).Слайд.
Творческое задание Пофантазировать и придумать образ животного, которого не существует. Оценивание Учитель предлагает оценить свои знания с помощью листа оценивания.

Рефлексия

У.: Что нового вы сегодня узнали? Д.: Мы, узнали, что происходит в жизни животных весной. - Что весной запрещена охота на зверей и отлов рыб. У.: Сегодня вы очень хорошо работали. Молодцы! - Что понравилось больше всего? - Что было наиболее трудным? - Какое задание было самым интересным? -Оцените свою работу с помощью «Дерева успеха»

Приложение.

Задание 1. В поле ещё снег не сошёл, а у зайчихи уже родятся зайчата. Они рождаются зрячими, в тёплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат тихонечко – не пищат. Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них забыла. А зайчатки всё лежат. Бегать им нельзя: как раз ястреб заметит или нападёт на след лиса. Вот, наконец, бежит мимо зайчиха – чужая зайчиха. Накормит и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Думаете, плохо зайчатам – беспризорникам? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густо, что зайчонок раз насосётся, потом несколько дней сыт. А на восьмой – девятый день зайчата начнут есть травку.

Задание 2. 1.Рассмотри рисунок. Назови животных. 2.Назови и покажи части тела медведя и ежа. 3. Сравни медведя с ежом: чем не похожи? Чем похожи?

Задание 3. Впиши пропущенные слова. Бурый медведь и ёж живут в …. Тело медведя покрыто…бурой…. Тело ежа покрыто……. Медведь питается…,…,… Любит…. Ёж питается насекомыми,…,…, гадюками. Слова для справок: лесу, густой, шерстью, колючими иголками, травой, ягодами, орехами, мед, мышами, червями.

Задание 4. Найди лишнее слово. Ёж, коза, медведь. Коза, овца, ёж.

ЛИНЬКА

ЗИМНЯЯ

СПЯЧКА

ВЫВОД

потомства
изменение окраски
ЗАЯЦ ящерица БЕЛКА бельчата
ЛИСА лисята
Медведица медвежата
ВОЛК волчата
ЗАЙЧИХА зайчата
ЕЖИХА ежата
РЫБА

ЛЯГУШКА

ЗМЕЯ











Укажи этапы зимы. В р е м я л ю т о г о х о л о д а. В р е м я « д о т е р п и д о в е с н ы ». В р е м я б е л ы х т р о п. С 2 1 ф е в р а л я п о 2 0 м а р т а. С 2 1 я н в а р я п о 2 0 ф е в р а л я. С 2 1 д е к а б р я п о 2 0 я н в а р я. Кореннаязима. Первозимье. Перелом зимы. зимы.








Вставь слова. Животные зимуют по-разному. Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, у которых холодная кровь, на зиму ____________. Некоторые звери укрываются в своих _______ и __________ до весны. Другие звери меняют свою летнюю ________ на зимнюю и бегают всю зиму, чтобы не замёрзнуть. А вот у ______ особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. застывают норах берлогах шерсть птиц


Отгадай ключевое слово. 1 Р 6 Б 24 Б 7 С 3 Р Б ЯАК К А 5 1. Кто полгода живёт без обеда? 2. Какой зверёк спит девять месяцев в году? 3. Кто меняет шубку два раз в году? 4. Что теряет лось каждую зиму? 5. У кого из птиц сугроб – и спальня, и столовая? 6. У кого подо льдом «дровяной» склад? 7. На каком дереве клёст зимой гнездо вьёт? А Р С У О НЕ Л К О Г Я Б Ч И О Б Р Е Л Ь





Разгадай головоломку. Ребята пошли в рощу и взяли с собой корм для птиц: тыквенные семечки, сушёные ягоды рябины, кусочек сала и большой сухарь. На опушке они увидели стайки синиц и снегирей, свиристель и ворону. Подумай, как ребята разделили угощенья. Учти: для синицы сухарь слишком тяжёл, снегири не любят сало, свиристели обожают рябину, а ворона готова поживиться всем.

  • Разделы сайта