Производство натуральных шелковых тканей. Как отличить натуральный шелк от искусственного

Мифы о натуральном шёлке

Миф 1: Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

Это не так. Нужно только взять с собой зажигалку! Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете - он должен пахнуть палёным рогом или шерстью.

Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк.

Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу.

Миф 2: Натуральный шёлк стоит дорого

Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 70$ в зависимости от плотности и фактуры. С учетом расхода материала на стандартный двухспальный комплект его стоимость может варьироваться от 300 до 700$.

Такие ткани, как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-450 р). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

Миф 3: Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий

Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне - «деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку (Этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой).

А потом среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья: крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) – как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне. Эту нежную матовую ткань не так просто стянуть с матраса.

И ещё от себя несколько секретов о натуральном шёлке

Дикий шёлк


Этот шёлк не разматывают с кокона тутового шелкопряда, а счёсывают с кокона дубового (или дикого) шелкопряда, поэтому он больше похож на лён или шерсть. Обладает отличной гигроскопичностью – способностью впитывать влагу, прочностью и иногда имеет тёмные вкрапления, что придаёт ему очарование этнической древности. Поэтому дикий шёлк средней плотности очень популярен среди тех, кто увлекается восточными единоборствами.

Дикий шёлк хорош в жаркую погоду, из него получаются замечательные сорочки и шорты в стиле «сафари». Т.к этот вид ткани редко окрашивают и отбеливают, то он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для людей, склонных к аллергии и с проблемой повышенной потливости.

Существует «совсем дикий», грубый шёлк типа «рогожка» с плотностью 200гр/м 2 и шириной больше 2м для интерьера, но об этом позже. Дикий шелк часто применяется для росписи в этническом стиле (кроме техники холодного батика). Края дикого шелка (если это пончо или палантин) - можно не подшивать, а просто "обдёргать". Получается очень симпатичная бахрома.

Императорский шёлк

Есть также 1 вид шёлковой ткани, которую позволялось в древнем Китае носить лишь императору. Этот шёлк выкладывали на берегу реки в провинции Су-Джоу, мазали илом и водорослями со дна этой же реки и держали под палящим солнцем ровно 14 дней (половину лунного цикла). Шёлк, крашенный водорослями, имеет 2 стороны - чёрную лицевую и коричневую изнаночную (бархатистую и приятную к телу) и обладает уникальными свойствами: успокаивает кожу, страдающую псориазом.

Будущим мамам

Дети очень хорошо реагируют на шелковую одежду и простынки - раздражения кожи становятся меньше заметны, ребёнок быстрее засыпает, чувствуя нежное и тёплое прикосновение шелковистой материи. Рекомендуется использовать некрашенные крепдешины, атласы и шелк с эффектом "кожи персика".

Для детей старше двух лет можно использовать так же и дикий шелк. Все виды шелка несут очень сильную положительную энергетику, поэтому не только детям, но и беременным женщинам мы советуем использовать шелковую нательную (домашнюю) одежду.

Протравка шёлка

Любой вид белого шёлка легко протонировать в цвета от бежевого до темно-коричневого простым погружением в раствор марганцовки. После этого ткань не нужно ни кипятить, ни выполаскивать. Чем больше концентрация перманганата калия, тем темнее конечный результат окраски.

Шёлк для платков и бандан

Чтобы платок не соскальзывал с волос, его лучше всего сделать из креп-жоржета или шифона.

Женское бельё и домашняя одежда из шёлка

Женское бельё и домашнюю одежду конечно же лучше шить из атласа или жаккарда, но если вы сумеете достать шёлковый трикотаж, то можете не ограничивать свою фантазию – этот материал уникален, с лайкрой или без, плотный или полупрозрачный, он подходит как для белья, так и для водолазок, вечерних платьев и аксессуаров.

Корсетные изделия

Корсетные изделия, сшитые из натурального шёлка, – не только предмет роскоши элит-класса, но удивительно практичная и нужная вещь. Внутренний слой карсета, моделирующего фигуру, выполненный из шёлкового атласа, жаккарда или туали даёт коже возможность дышать и избавляться от излишков влаги. А внешний слой, выполненный из шёлковой парчи, тафты или дюпона, не растягивается в процессе затяжки и носки и производит неизгладимое впечатление! Такой корсет будет служить долго, никогда не вызовет ощущения жара и жжения у своей хозяйки.

Шитьё

Для тех, кто шьёт верхнюю одежду из кожи и меха не нужно говорить о том, что шёлковая подкладка указывает на высокий класс изделия. Обычно это самые скользкие виды шёлка - жаккард (иногда с именем фирмы мелким рапортом, такой всегда можно заказать у крупных поставщиков щёлка), атлас или тонкая тафта-хамелеон.

А для элегантного пеньюара нет лучше сочетания, чем шёлковый шифон, отороченный мехом. В последнее время появилась шёлковая тафта с водозащитной пропиткой для курток, пальто и верхнего слоя пальто с меховой подкладкой. Она похожа на искусственный материал, но при сжигании все равно пахнет палёным рогом. Для тех, кто вяжет, тоже много интересных материалов в шёлковой промышленности.

Шелк в интерьере


И напоследок - одна из самых модных тем для натурального шёлка - экологически чистый интерьер. Шёлк можно использовать для отделки стен и потолков (затяжка по периметру, оклеивание, растяжка на люверсах, драпировка и т.д.). И, конечно же, для декорирования окон и спален.

Упомянутая выше шёлковая рогожка имеет достаточную ширину, плотность и удивительную древесную фактуру. Белая шёлковая туаль может использоваться для отделки стен и потолков, имитируя евроштукатурку (причём обходится намного дешевле!). Стены дышат и получают положительную энергетику природного материала.

Ту же туаль можно расписать вручную и, натянув на рамы, выложить стены и окна шёлковыми витражами и панно. В сочетании с шёлковым постельным бельём у вас получается интерьер "SILK NATIVE". Информация для специалистов, декорирующих рестораны и ночные клубы: если в шёлковую ткань ткнуть зажженной сигаретой, она не загорится и не будет тлеть, как вискоза, не будет плавиться, вспыхивать и капать, как полиэстер. Образуется круглая дырочка и все!

Шёлк - наиболее безопасный материал для больших "тусовок" и соответствует требованиям противопожарной безопасности, как никакой другой материал.

Но у шёлка есть и свой минус - он мнётся. Хотя есть виды шёлковой ткани, сотканной из нитей повышенной крутки, которые не мнутся, - это креп-жоржет и шифон. На сегодняшний день эта особенность может придавать вещи, сшитой из шёлка, особенный шик и демонстрировать натуральность ткани.

В любом случае маркировка "NATURAL SILK" внушает доверие любому покупателю, и с каждым годом все больше модельеров и декораторов используют шёлк и в авторских изысках, и в массовом производстве.

Шелк не зря именуют "королем тканей", ведь это полотно очень красиво, обладает многими достоинствами и может применяться как в производстве одежды и аксессуаров, так и в оформлении интерьера. Из чего делают шелк и насколько это сложно? Читайте в статье ниже.

Немного истории

Производство этой удивительной ткани зародилось в Древнем Китае, и очень долго секрета его изготовления мир не знал. Над человеком, решившимся раскрыть эту тайну, висела угроза смертной казни. Поэтому и цена на ткань была соответствующей, позволить покупку себе могли немногие люди. В Римской империи шелк ценился на вес золота! Когда китайцы научились использовать нити шелкопряда для производства тонкого полотна? Точной даты вам не даст ни один историк. Существует легенда о том, что в чай императрицы однажды упал кокон гусеницы и превратился в нить удивительной красоты. Тогда жена Желтого Императора и принялась за разведение гусениц-шелкопрядов.

Только в 550 году н. э. византийский император Юстиниан сумел раскрыть секрет - из чего делают шелк. В Китай с секретным заданием были посланы два монаха. Вернувшись через два года, они привезли с собой яйца шелкопряда. Монополии на этом настал конец.

О гусеницах-шелкопрядах

Ткань натуральный шелк сегодня, как и в древние времена, можно изготовить только при помощи лучших гусениц. Бабочек в семействе шелкопрядов великое множество, но самую дорогую нить способны дать лишь гусеницы под названием Bombyx mori. Данный вид не существует в дикой природе, так как создан и взращен искусственно. Выведены они с единственной целью - кладка яиц для выращивания гусениц, производящих шелк.

Они очень плохо летают и почти ничего не видят, но с главной задачей справляются отлично. Живут гусеницы несколько дней, но успевают найти партнера и отложить до 500 яиц. Примерно на десятый день из яиц появляются гусеницы. Для производства килограмма шелка требуется около 6 тысяч гусениц.

Как гусеницы вырабатывают шелковую нить?

Из чего делают шелк, мы уже уяснили, но как это происходит? Каким образом гусеница вырабатывает такую драгоценную нить? Дело в том, что вылупившиеся существа круглыми сутками поедают листья тутового дерева, на котором обитают. За две недели жизни они вырастают в 70 раз и несколько раз линяют. Наев массу, шелкопряды готовы к производству нити. Тело становится полупрозрачным, а гусеницы ползают в поисках места для выработки нити. В этот момент их нужно поместить в специальные ящики с ячейками. Там начинают важный процесс - вьют коконы.

Переваренные листья превращаются в фиброин, накапливающийся в железах гусеницы. Со временем белок превращается в вещество под названием серицин. Во рту существ находится прядильный орган, на выходе из него две нити из фиброина склеиваются при помощи серицина. Получается одна крепкая которая застывает на воздухе.

Одна гусеница способна свить за двое суток нить длиной более тысячи километров. Для производства одного шелкового платка требуется более ста коконов, а для традиционного кимоно - 9 тысяч!

Технология производства шелка

Когда кокон готов, его необходимо размотать (это называют кокономотанием). Для начала коконы собирают и подвергают тепловой обработке. После этого некачественные нити выбрасывают. Оставшиеся нити распаривают в горячей воде, чтоб увлажнить и размягчить. Затем специальные щетки находят конец, а станок соединяет две или несколько нитей (в зависимости от желаемой толщины). Материал-сырец перематывают, так он и высыхает.

Почему же ткань получается такой гладкой? Дело в том, что по специальной технологии с нее удаляют весь сироцин. В мыльном растворе шелк варят несколько часов. Более дешевая ткань, не прошедшая обработку, грубая и трудно поддается окраске. Именно поэтому шифон не такой гладкий.

Окрашивание шелка

Долгий путь производства ткани еще не окончен, хотя и близится к завершению. После отваривания шелка предстоит еще один важный этап - окрашивание. Гладкие нити красить легко. Структура фиброина позволяет краске проникнуть глубоко внутрь волокна. Поэтому шелковые платки так долго сохраняют свой цвет. Полотно содержит положительные и отрицательные ионы, что позволяет использовать любую краску и получать хороший результат. Красят шелк как в мотках, так и уже готовую ткань.

Для получения более блестящей ткани и ее насыщенного цвета шелк "оживляют", то есть обрабатывают уксусной эссенцией. В конце пути полотно еще раз обдают горячим паром под давлением. Это позволяет снять внутреннее напряжение волокон. Процесс называют декатировкой.

Теперь вы знаете, из чего делают шелк и какой это долгий путь. В основном он производится в Китае и Индии, но законодателями "шелковой моды" являются Франция и Италия. В настоящее время существует много напоминающих шелк, но по гораздо более низкой цене (вискоза, нейлон). Однако с натуральным шелком соревноваться не сможет ни одна ткань!

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Натуральный шелк — замечательная ткань, не имеющая аналогов, его история овеяна древними легендами, а процесс производства мало изменился за несколько тысячелетий.

Публикация будет интересна и поклонникам валяния , т.к. шелк Тусса и Малбери, а также шелковые платочки, очесы, коконы и прочие материалы широко используются в мокром валянии.

Итак, откуда берется шелк.

Натуральный тутовый шелк (

Наверное, практически все знают, что натуральным шелком нас обеспечивают удивительные червячки — неприглядные на вид гусеницы (личинки) тутового шелкопряда. Шелк высокого качества производят именно эти червячки, и часто его называют "тутовым шелком" или шелком Малбери (Mulberry — тутовое дерево в переводе с английского), тутовое дерево у нас называют шелковицей и многие любят его плоды. А личинки любят листья и превращают их в шелковую нитку.

Тутовый шелкопряд (научное название Bombyx mori — лат.) — бабочка из семейства Настоящие шелкопряды, в переводе с латинского языка Bombyx mori означает "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк". Название объясняется тем, что бабочке не позволяют вылететь из кокона, она умирает внутри.

Бабочка очень импозантная, встречала также название "шелковая моль": Размах крыльев 4-6 см, гусеница перед окукливанием может вырастать до 9 см.

Предполагают, что бабочка Bombyx mori произошла от дикой шелковой бабочки, обитающей на тутовых деревьях Китая. Это было очень давно, считается, что история производства шелка насчитывает не менее 5000 лет, и за длительное время разведения бабочек в неволе они утратили способность хорошо летать. Самки практически не летают, самцы летают немного в период спаривания, так сказать в минуты душевного подъема.

Процесс получения тутового шелка-сырца

Бабочка, вылупившись из кокона, спаривается с самцом, и после начинает откладывать яйца. За 4-6 дней она откладывает до 800 яиц, ничего не ест, т.к. ее ротовой аппарат недоразвит, и закончив свой труд — погибает. Яйца проверяют, отбирая здоровые, не пораженные инфекцией. Таким образом контролируется качество будущего шелка и воспроизводство здоровых бабочек.

Каждое яйцо через неделю дает личинку около 2-3мм с невообразимым аппетитом. Личинку нужно кормить регулярно днем и ночью в течение месяца листьями шелковицы (тутового дерева). Листья собираются, сортируются вручную и измельчаются. Все это время личинки находятся в больших поддонах с листьями, поставленными один на другой в специальном помещении с постоянной температурой и влажностью. Личинки удивительно чувствительны — в помещении не должно быть сквозняков, посторонних запахов и громких звуков. Что может произойти при несоблюдении условий? да просто гусеница не станет свивать кокон, умрет, и все старания шелководов окажутся напрасными.

Аппетит у гусениц постоянно растет, и уже через день они съедают в два раза больше, чем в предыдущий.

От постоянной работы огромного количества челюстей шелкопрядов в помещении стоит гул, похожий на барабанный стук сильного дождя по крыше.

На пятый день жизни личинка замирает и спит сутки, крепко вцепившись в листок. Затем резко выпрямляется, и старая тесная шкурка лопается, освобождая подросшую гусеницу. За период кормления личинки 4 раза меняют кожу, и вновь принимаются за еду.

Перед окукливанием гусеницы теряют интерес к еде и начинают вести себя беспокойно, постоянно помахивая головой вперед-назад. Под нижней губой находятся железы, вырабатывающие шелковую субстанцию. К этому моменту они представляют 2/5 массы тела, и переполняются настолько, что за гусеницей тянется шелковая ниточка.

Шелководы перемещают гусениц на настилы из листьев и веток, на деревянные решетки или специальные пучки прутьев для свивания кокона.

Сначала гусеница закрепляется на прутике или другой основе, создавая пушистую сеточку-каркас, и уже потом внутри нее свивает кокон. Она начинает выделять студенистую субстанцию, которая затвердевает на воздухе, образуя шелковую нить, и вращательными движениями обматывается этой нитью в форме восьмерки.

Нить состоит на 75-90% из белка - фиброина и из клейкого вещества серицина, который скрепляет нити и не дает им распадаться, также в нити присутствуют соли, жиры и воск. Полностью кокон гусеница заканчивает за 3-4 дня.

Интресный факт: коконы самцов сделаны более тщательно — они плотнее и длина нити больше, чем у самок. Те, кому приходилось держать коконы в руках, знают, какие они приятные и шелковистые на ощупь.

Через 8-9 дней кокон готов к раскручиванию. Если время упустить — через 2 недели из кокона выйдет бабочка, повредив шелковую оболочку. Т.к. ротовой аппарат бабочки неразвит, она не прогрызает кокон, а выделяет специальное едкое вещество, которое растворяет верхнюю часть кокона. Такой кокон уже нельзя размотать, нить будет рваной.

Поэтому куколку умертвляют, прогревая коконы горячим воздухом, и она задыхается в коконе, откуда и появилось название - "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк".

Вот оно, чудесное сырье для шелка!

Коконы сортируют по размеру и цвету и готовят к размотке.

Промывают поочередно в горячей и холодной воде. Клейкое вещество серицин, скрепляющее нити между собой, растворяется достаточно, чтобы можно было размотать нить.

Согласно всем изученным источникам — только размотка нити механизирована в настоящее время, все предыдущие этапы производства остаются полностью ручным трудом как в давние времена.

Нить одного кокона очень тонка, поэтому при размотке соединяют от 3 до 10 нитей, получая таким образом шелк-сырец. Когда одна из нитей в процессе сматывания заканчивается, к ней прикручивают новую, обеспечивая непрерывность. Оставшийся в нити серицин (клейкое вещество) помогает легко скрепить кончики нити.

Шелк-сырец требует дальнейшей обрабоки, его сматывают в пряжу и отправляют уже на ткацкую фабрику. Фабрики покупают шелк на вес, но в процессе дальнейшей обработки такой шелк-сырец теряет 25% веса — его замачивают для удаления остатков серицина, отбеливают. Чтобы компенсировать свои потери, фабрики обогащают шелк металлическими солями или растворимыми в воде веществами — крахмалом, сахаром, клеем или желатином. Такие пропитки позволяют делать более экономное переплетение нитей, и компенсировать потери веса при ткачестве.

В источниках прямо не сказано, но я думаю, что именно поэтому натуральный шелк дает приличную усадку при стирке. Ведь если вымыть из ткани соли или водорастворимые пропитки — ткань даст усадку освободившегося пространства.

После размотки коконов остается мертвая куколка, которая богата белком и употребляется в пищу!

Сейчас культура тутового шелкопряда разводится исключительно искусственным путем. Коконы, которые плетет гусеница тутового шелкопряда, могут быть различных оттенков от белого до желтого и даже сероватого. Белый сорт коконов содержит самый высокий процент шелкового белка и дает шелк наилучшего качества. Производится тутовым шелкопрядом в Японии, Китае и Индии. Япония первая применила научный подход к селекции и разведению шелковичных червей в специальных лабораториях, и сейчас превосходит другие страны в эффективности шелкового производства, но по объемам производства лидирует Китай.

Считается, что Франция и Италия делают шелковую ткань более высокого качества, чем страны Азии. Но исходное сырье — шелк-сырец закупается европейскими производителями в Китае.

Ткань белый китайский шелк:

Встречала такой пример: на женскую блузку нужна нить 600 коконов шелкопряда.

Традиционный тайский тутовый шелк получают переработкой желтых коконов, которые производятся другой разновиднодностью тутового шелкопряда Bombix Mori. Процесс разведения аналогичный.

Желтые коконы содержат меньше шелкового белка, и нить неровная — она имеет утолщения. При скручивании нить получается неравномерной, и на шелковом полотне тайского производства мы видим такие характерные утолщения нити. Опять же, весь процесс производства — ручной труд, часто даже размотка ведется вручную, поэтому тайский шелк довольно дорогой и в Тайланде доступен только состоятельным тайцам.

Ткань тайский шелк:

Натуральный "дикий шелк", "шелк тусса (Tussah, tussar)"
Что это такое и чем отличается от тутового?

Этот шелк потому и "дикий", что бабочка выращивается в природных условиях, на кустах и деревьях, которые максимум защищены навесами. Шелководы только присматривают за гусеницами и защищают их от птиц. Шелковые коконы собирают уже после вылета бабочки из кокона, и бабочки совсем другие - Antheraea, разновидность ночных павлиноглазок , которых называют дубовым шелкопрядом . Бабочки крупные, прекрасно летают, гусеницы перед окукливанием вырастают до 10см.

Китайский дубовый шелкопряд (есть японский, монгольский и прочие разновидности). Размах крыльев бабочки 10-15 см.

Они могут питаться листьями дуба, яблони, сливы или каштана, и их коконы отличаются коричневатым цветом, более грубой и прочной нитью. Коконы крупные, в несколько раз крупнее тутовых, и могут достигать размера небольшого куриного яйца.

В одних источниках пишут, что нить трудно разматывается, и шелковое волокно счесывают с кокона, в других — что нить разматывается превосходно. Не знаю, где правда!

Также дикий шелк отличается меньшим блеском, его нить блестит не равномерно, а как бы поблескивает.

Шелк, получаемый таким способом, не отбеливается до чисто белого цвета. Ткань долговечна и часто используется для оформления интерьера и производства очень носких плотных костюмных шелковых тканей.

Лично у меня давно на нее руки чешутся расписать, будет шикарная юбка, но все некогда.

Ткань из окрашенного дикого шелка:

Я надеюсь, уважаемые читатели, что статья была вам интересна. Лично я в процессе написания узнала много нового для себя и поняла, оценив масштаб ручного труда, почему настоящий натуральный шелк никак не может быть дешевым:)

На фото в публикации, скорее всего, небольшие частные хозяйства Азии. В Китае очень распространено выращивание шелкопряда фермерами и потом продажа коконов на вес в дальнейшую переработку.

Статья написана с использованием материалов с различных интернет-сайтов.

Автор

Интересно, что упоминавшееся клейкое вещество серицин, названо по имени древнего народа Серы, который, согласно дошедшим до нас записям историков (Геродот), и занимался с древних времен изготовлением шелка.
Как видите, шелк производят разные шелкопряды, не только тутовые.

На территории России распространен сибирский шелкопряд, который является вредителем:

"При благоприятных для развития погодных условиях они способны за небольшой промежуток времени значительно увеличивать свою численность. Таким образом, происходит вспышка массового размножения вредных лесных насекомых. Общая площадь действующих очагов вредителей и болезней в 2001 г. составила более 10 млн. га. Почти 70% этой площади приходилось на долю сибирского и непарного шелкопрядов. Очаги сибирского шелкопряда в Якутии на площади 6 млн. га перешли в разряд затухающих после проведения истребительных мероприятий и под воздействием естественных причин.

Наиболее опасными вредителями в Сибири являются сибирский шелкопряд (основной ареал - Иркутская область, Республика Бурятия и Красноярский край) и черный усач (основной ареал - Красноярский край). Сибирский шелкопряд обладает ярко выраженной экологической изменчивостью, отличаясь в разных частях ареала набором предпочитаемых кормовых пород и особенностями динамики численности , что позволило А.С. Рожкову (1963) выделить несколько регионов, где он питается на определенных видах кормовых растений и вспышки его массового размножения происходят со сходной динамикой (рис. 6). Площадь лесов, поврежденных этим дендрофагом только за 40 лет XX века (1930-1970 г.), составила более 8 млн. га только для Средней Сибири (Кондаков, 1974).

Из болезней леса наиболее широко (на 445 тыс. га) распространен рак пихты. Основным ареал данного заболевания в Сибири является Кемеровская область.

Общее ухудшение лесопатологической обстановки в лесах Российской Федерации помимо биологических особенностей вредителей и болезней вызвано действием комплекса неблагоприятных для лесных экосистем факторов и рядом организационных недостатков службы лесозащиты, такими как ограниченная численность специалистов в регионах, недостаточное финансирование лесопатологических экспедиционных обследований, истребительных мероприятий и т. д."

Ареал распространения сибирского шелкопряда:

Вредоносность сибирского шелкопряда, по А.С. Рожкову (1963):
1 - наибольший вред; 2 - значительный вред; 3 - небольшой вред; 4 - возможный вред.

То есть, даже при нынешнем суровом климате Якутии и Красноярского Края, Сибири, шелкопряд активно размножается, представляя угрозу лесам. В прошлом Сибирь была гораздо более подходящим местом, если судить о богатой флоре и фауне, остатки которой находят учены при раскопках. А сохранившийся кусочек тропических джунглей Приморья, наглядно иллюстрируют, каков был климат в прошлом. Когда теплое тихоокеанское течение работало на обогрев Дальнего Востока и Сибири.

Собственно, в Приморье и проходит сейчас северная граница ареала тутового шелкопряда:

Шелководство - разведение шелковичных червей для получения шёлка. Согласно конфуцианским текстам, производство шёлка с использованием тутового шелкопряда началось около XXVII века до н. э., хотя археологические исследования позволяют говорить о разведении шелковичных червей ещё в периоде Яншао (5000 лет до н. э.). В первой половине I века н. э. шелководство пришло в древний Хотан ,, а в конце III века - в Индию. Позднее оно было введено в других азиатских странах, в Европе, в Средиземноморье. Шелководство стало важной отраслью в экономике ряда стран, таких как Китай, Республика Корея, Япония, Индия, Бразилия, Россия, Италия и Франция. Сегодня Китай и Индия являются двумя основными производителями шёлка, охватывая около 60 % мирового годового производства.

Хотан, историческая справка:
История города неразрывно связана с функционированием Великого шёлкового пути, который отсюда шёл либо на юг, в Индию, либо на запад, через ущелья Памира. В древности в оазисе обитали носители тохарского языка, которые рано приняли буддизм и мумии которых были обнаружены европейскими исследователями в начале XX века.
Вероятно, что здешние монахи первыми познакомили с буддийским вероучением китайцев, которых влекли в Хотан запасы высоко ценившегося при дворе императора поделочного камня - нефрита.

Приблизительно со II века до н. э. оазис заселяется сакскими ираноязычными племенами, оставившими довольно многочисленные памятники буддийской литературы на хотаносакском языке I тысячелетия до н. э. С их появлением связано собственно основание города и получение им известного нам названия (иран. xvatan). Начиная с IX-X веков хотаносакский язык постепенно вытесняется тюркскими наречиями.

Хотанский оазис (называемый в старых китайских текстах 和阗) обозначал предел распространения китайских границ во времена империй Хань (в 73 году здесь побывали войска Бань Чао) и Тан (в 630-е гг. здесь была китайская пограничная застава). По преданию, ещё в V веке китайская царевна, выданная замуж за хотанского князя, тайком вывезла из Поднебесной в своей пышной причёске куколки тутового шелкопряда. Таким образом, Хотан стал первым центром шелководства за пределами Китая; именно отсюда секрет его производства просочился в Персию и Византию.

В X веке в Хотане господствовали кашгарские князья. В периоды своего наивысшего могущества оазис пытались подчинить также владыки Тибета. Посетивший город в 1274 г. Марко Поло восхищался качеством местных тканей.

Время чтения: 5 минут

Натуральный шелк – удовольствие не из дешевых. Но высокая цена за метр этой радующей взор и льнущей к телу ткани, когда-то доступной лишь коронованным особам, вполне оправдана.

Обратимся к Википедии.

Шелк (нить) – тончайшее волокно, образующееся в результате жизнедеятельности гусеницы тутового шелкопряда. Химический состав шелковой нити: 18 различных аминокислот, калий, натрий – до 2%, восковые и жировые компоненты – до 3%, серицин – до 40%, фиброин – до 80%.
Шелк (ткань) – тканое полотно, получаемое из шелковых нитей от размотанных коконов гусеницы шелкового шелкопряда.

Предварительно собранные грены (яйца) шелкопряда на 7-10 дней помещают в инкубаторы с благоприятной температурой в пределах +23-25°С. Вылупившиеся 3 мм личинки переправляют откармливаться свежесобранной с шелковичных деревьев листвой, в большом количестве разложенной на полках кормовых этажерок, обтянутых мелкоячеистой сеткой.

От момента вылупления до часа, когда выросшая гусеница начнет готовиться к преображению в бабочку и станет вить кокон, она четыре раза полиняет. Зрелый экземпляр червя шелкопряда в длину равен 7- 8 см, весит до 5 г и «вооружен» строительным инструментом для плетения кокона – небольшим выростом под нижней губой из которого выделяется клейкая масса.

Вытянутые из нее волокна почти мгновенно становятся прочными и упругими. Тянущиеся за гусеницей, старательно формирующей для себя «домик», образуют пушистый на вид, но липковатый, закрытый со всех сторон шарик или яйцеподобный овал с большой полостью, служащей убежищем насекомому.

Интересный факт

Для получения килограмма шелка-сырца требуется около 18 кг коконов от 1000 гусениц. Чтобы накопить достаточно секрета для выработки клейкой массы, они должны съесть не меньше 60 кг листвы тутовника (3 дерева).

Длина нити в одном коконе может достигать 1000 м. Из 100 кг базового сырья, получают около 9 кг нитей, пригодных к ткачеству. Самые большие коконы — 6 см, самые малые — 1, 5 см. Размотка коконов выполняется на специальных станках-мотовилах, после тепловой обработки «шариков».

Характеристики необработанного волокна :

  • Толщина -13-14 мк
  • Предел прочности – до 15 г.

Плюсы ткани из шелка

  • Отличная воздухопроницаемость, обеспечивающая коже такое же дыхание, как и при отсутствии одежды.
  • Прекрасная гигроскопичность – впитывая выделяющийся пот, шелковая ткань быстро испаряет влагу.
  • Уникальная терморегуляция – наряд из шелка быстро приобретает температуру тела надевшего его и не вызывает формирование дискомфортных ощущений.
  • Уникальная гигиеничность – вещи из шелка защищают от атак вшей, малопривлекательны сапрофитам (клещи, размножающиеся в пыли), прочим патогенным формам жизни.
  • Наличие в шелке аминокислот, оказывает благотворное влияние на эпидермис человека — стимулирует процесс регенерации.
  • Износостойкость – при правильном уходе вещи из шелкового материала не теряют привлекательности на протяжении десятков лет.

Минусы

  • Требуют большой аккуратности при обработке утюгом.
  • Боятся интенсивного воздействия ультрафиолета.
  • При попадании жидкости (воды, пота, дождя) на поверхность шелка, образуются малопривлекательные разводы.
  • Стоимость.

Виды шелка

Шелковые ткани довольно разнообразны.

Отличие натурального шелка от искусственного

«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.

  • Стирка в машинке только в режиме бережного воздействия.
  • Стирая вручную, сильно не тереть.
  • Температура воды для стирки – до 30°С, полоскания – до 25°С.
  • Полоскание в подкисленной уксусом воде (5 ст. л. 9% на 10 л. воды), усилит яркость окрашенного шелка.
  • Отжим механический/ручной должен быть щадящим.
  • На улице сушку проводить в притененном месте, в помещении — в подвешенном состоянии, на некотором удалении от отопительных приборов закрытого типа.
  • Гладить слегка нагретым утюгом.

Если раньше вы считали любителей шелковых вещей – сибаритами, то теперь понимаете, что они просто практичные люди, предпочитающее приобретать качественные, долго служащие изделия.

  • Разделы сайта