Как действовать, если у ребенка проявляется кризис трех лет. Ильин В.А

Малыш, который едва достиг возраста трех лет, вдруг изменился на глазах. Характер ребенка, который родители считали «золотым», внезапно испортился. Послушное и покладистое чадо упрямится, протестует и устраивает истерики по любому пустяку. Постоянно своевольничает и пытается добиться своего любой ценой. Что делать родителям с маленьким тираном, как реагировать на такие выпады?

Кризис 3-х лет очень сложный этап

Сначала надо успокоиться, не впадать в панику. Все негативные проявления в поведении ребенка – проявление кризиса трех лет. Скандалы и отстаивание самостоятельности – основные характеристики поведения.

Почему кризис наступает именно в этом возрасте?

Психология определила детский переходный период трех лет, как третий по счету (первые два — в один месяц и год). Каждому критическому периоду соответствуют свои особенности. О проявлениях и особенностях таких явлений написаны целые книги. Данная статья рассматривает ситуации, которые возникают в третий проблемный период.


В три года ребенок старается уйти из-под опеки родителей

В самом начале следует отметить, что у ребенка в возрасте трех лет происходит изменение взаимоотношений с окружающей средой. Главная характеристика этого периода – изменение социальной адаптации. Психология определяет, что в этот период начинается процесс формирования психики. Зная об этом факте, взрослые должны все жизненные ситуации жизни своего отпрыска рассматривать с учетом возрастных изменений.


Возрастные рамки кризиса в три года

Причины всех затруднений в общении с малышом – то, что ребенок начал осознавать себя.


В 3 года ребенок начинает осознавать свое Я

Признаки наступления кризиса

Психология выделила симптомы кризиса трех лет в количестве семи составляющих. О них может поведать любая статья по психологии данной возрастной категории. Литературные источники, книги по психологии не расходятся во мнении о классификации симптомов. Характеристика симптомов, рассматривается далее.


Симптомы кризиса 3-х лет — основных 6

Детский негативизм. Признаки его надо различать с простым непослушанием. Часто складываются ситуации, когда у ребенка проявляется нежелание что-то сделать, например, убрать на место игрушку. То, что малыш не послушался, это реакция на слова. Негативизм же предполагает такие ситуации, когда дети не подчиняются не всем взрослым, а отдельному человеку.


Проявления негативизма — самые яркие

Упрямство называют вторым признаком. Не надо путать упрямство с настойчивостью – они не имеют ничего общего. Настойчивость не самое плохое качество ребенка. Плохо, если она перерастает в упрямство, когда ребенок настаивает на своем не потому, что сильно хочет именно данный предмет или еду, а потому, что хочет добиться своего любой ценой. В такой ситуации уступать ему нельзя.


Упрямство может иметь негативные последствия

Психология с научной точки зрения обосновывает, что упрямство перерастает в детский деспотизм. Если с трех лет позволять малышу верховодить в семье, подчинять своим капризам взрослых, то из него вырастет тиран, который будет отравлять жизнь своим родным. Этой проблеме посвящена не одна статья исследователей детской психологии.

Деспотизм является желанием малыша трех лет подчинять взрослых людей своим капризам. Дети в прямом смысле издеваются над взрослыми: сын требует, чтобы мама сидела возле него, когда он играет, дочь не желает есть морковку или творожок, а требует только «вкусняшки». Но самое главное, и самое страшное, что ребенок-деспот требует, чтобы все исполнялось по его первому требованию.


Кризис трех лет — испытание для родителей

Проявления кризиса 3-х лет у ребенка в данный период выражаются еще и в том, что обесцениваются события и действия. Отношение к важным вещам и требованиям выражаются в кривлянии. Он начинает обзывать других детей и даже взрослых, сознательно из вредности разламывать игрушки. Он подсознательно (в возрасте трех лет еще не может осознавать!) провоцирует ситуации, которые ставят его в оппозицию к окружающим.


Кривляние — одно из проявлений кризиса

Малыш трех лет, находясь в ситуации постоянной конфронтации с внешней средой, страдает и сам. Психология утверждает, что такое поведение является протестом. Словарный запас ребенка в таком состоянии расширяется очень быстро. Но пополняется он не теми словами, которым родители хотели бы научить своего малыша. Увы, чаще всего это лексикон, состоящий не из хороших слов. Отрицание всего того, что предлагается – вот основная характеристика состояния трехлетней крохи.

Главные Не в три года

Еще одна черта, которая свойственна кризисному состоянию – строптивость. Психология считает, что строптивость является одним из самых тяжелых признаков течения кризиса у ребенка.


У детей появляется строптивость и непослушание

Строптивость – это не проявление негативизма, направленного конкретно на какие-то ситуации, против конкретных личностей. Строптивость в данном случае — характеристика негативного отношения ребенка к миру и всему окружению.

Строптивость выражается бунтами. Это острое желание стать центром внимания. Бунтуя, маленький человечек показывает семье, что его мнение и желания столь же значимы, как и у остальных. Основные причины бунтов – желание заявить о себе. Родителям часто кажется, что малыш трех лет осознанно принимает решение поиздеваться, постоянно что-то требуя и доказывая, что его глупые желания должны быть исполнены немедленно. Осознанности здесь нет, есть желание заявить о себе, добиться внимания.

Кризис трех лет остро выражается в стремлении маленького человека быть самостоятельным.


В этом возрасте проявляются конфликты с другими детьми

Малыш выказывает любознательность, стремиться познать новое, разобраться в непонятных для него вещах, что в будущем благоприятно скажется на личностном формировании. Но проблема и беда в том, что малютка стремиться выполнять взрослые дела, но в таком малом возрасте у него ничего не выходит. Итогом этого становятся рев и истерика.


В этом возрасте ребенок часто все ломает и портит

Кризис – это не всегда негатив. Причины такого кризиса – переход на новый уровень формирования личности.

Те явления, которые свойственны кризису трех лет, скорее всего, шокируют большинство счастливых родителей, дети которых не достигли кризисного периода. Готовым надо быть, а вот испытывать страх совершенно ни к чему. Сталкиваясь с аналогичными явлениями в поведении ребенка, надо твердо знать о том, что внешние не очень приятные проявления являются обратной стороной позитивных перемен личности, которые составляют смысл всякого кризисного перехода.


Главное требование — я все буду делать сама

В каждом периоде развития ребенка имеется совершенно особая, приемлемая только для этого возраста особенность. Данные особенности предназначены для того, чтобы ребенок постигал мир и учился осознавать себя. Период, который был пережит до кризиса уходит в прошлое, уступая место новому этапу познания мира. Так утверждает психология. С наукой спорить не следует – поэтому надо понять и принять новый этап в жизни малыша. Его личность развивается, характер формируется, весь организм и в физическом и психическом плане ведет конструктивную работу над собой.

Что делать окружающим?

Набраться спокойствия и еще раз спокойствия…

Основными проявлениями кризиса, которые тревожат родителей, являются «аффективные вспышки» — истерики, горькие слезы, необоснованные капризы. Конечно, такие явления могут присутствовать и в стабильных ситуациях, но они не бывают продолжительными и не характеризуются высокой интенсивностью. Рекомендовать взрослым нужно следующее: ничего не делать и не принимать решений до того момента, пока капризуля не станет спокойным. Дети в таком возрасте очень хорошо реагируют на какие-то новые явления в их жизни – будь то игрушка, книга или новый мультик – все это даст возможность отвлечь ребенка.


Главное — сохранять спокойствие

Совет: если не попробовать, то и не познать – пусть ребенок совершает ошибки у вас на глазах.

Попробуйте ненавязчиво предостеречь его, даже если он не воспринимает ваши слова. Но он их слышит. Получив негативный опыт, совершив ошибку, поняв вашу правоту, малыш в следующий раз хоть капельку, но прислушается. В будущем такие уроки помогут ему преодолеть проблемы.

Но…родители должны научиться признавать в своем карапузике человека, личность. Считается (были исследованы реальные ситуации), что если со стороны родителей проявляются ограничения самостоятельности, ребенка высмеивают, то у него формируется стыд за свое неумение, неловкость, непонимание. Ребенок теряет уверенность в себе.


Прочитайте эту памятку для родителей

Как быть? Дать возможность выбора, разрешить учиться на своих ошибках и…играть. В играх ребенок учится моделировать ситуации и решать проблемы. Именно так кризис трех лет проходит наиболее безболезненно.

Фрагмент статьи

Кризис «трех лет», известный также в отечественной возрастной психологии как кризис «я сам», при том что к нему неоднократно обращались многие исследователи и специалисты-практики, по-прежнему остается, что называется, «горячей темой» дошкольного воспитания именно в практическом плане.

Важный период развития малышаНа наш взгляд, кризис «трех лет» обусловлен тремя обстоятельствами.

Во-первых, чрезвычайно высокой значимостью данного этапа развития личности (а речь идет именно об этапе или периоде, поскольку никакое развитие в реальности не может быть сведено к некоей критической – «контрольной» точке – это всегда процесс), свидетельством чему является внимание, которое уделяли ему все без исключения создатели возрастных периодизаций.

Во-вторых, резким нарастанием сложности и разнообразия межличностного взаимодействия как на уровне «ребенок – взрослый», так и на уровне «ребенок – ребенок».

В-третьих, снижением возраста начала активной социализации в современных условиях – все больше детей и во все более раннем возрасте начинают посещать дошкольные образовательные учреждения.

Вполне понятно, что в данном контексте одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательный учреждений является работа с родителями, направленная на объяснение в доступной форме основных закономерностей развития ребенка и обучение эффективным способам взаимодействия и воспитательного воздействия, в том числе и в объективно сложных, потенциально конфликтных ситуациях.

Для практического решения обозначенной задачи обратимся к зарубежным концепциям развития, доказавшим свою целесообразность в отечественных условиях. Э. Эриксон разработал оригинальную возрастную периодизацию развития, согласно которой жизнь человека представляется в виде последовательности восьми возрастных кризисов, каждый из которых можно рассматривать как поворотную точку в процессе развития. В основе каждого кризиса лежит конфликт между позитивным началом в человеческой природе и негативным, деструктивным началом в их специфиче ских, присущих данному возрасту проявлениях.

Интересующий нас период развития включает две стадии эпигенетического цикла, а именно: ранний возраст (от 1 года до 3 лет) и возраст игры, или дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), в основе которых лежат два тесно связанных друг с другом психосоциальных конфликта: автономия против стыда и сомнения и инициатива против чувства вины. Рассмотрим эти стадии подробно в максимально «приземленном», приближенном к реальной жизни виде.

Первая свободная воля малыша

К концу младенчества ребенок уже многое умеет. Он начал отделять себя от остального мира, различать «я» и «ты» и, согласно концепции Э. Эриксона, воспринимает внешний мир как в целом безопасный, принимающий и заслуживающий доверия (в случае, если период младенчества был прожит «правильно»), либо, напротив, как враждебный и отвергающий. При этом у него сформировалась особая направленность личности, выражающаяся на внешнем поведенческом уровне в развитой способности хватать и удерживать (поскольку на протяжении младенчества ребенок принимал от взрослого тепло, внимание, уход). Теперь актуальной задачей психосоциального развития является овладение способностью отпускать – т.е. отдавать что-то личное окружающему миру.

В классическом психоанализе первичное формирование этого навыка напрямую связывается с овладением ребенком процедурой очищения кишечника и мочевого пузыря и связанным с этим процессом чувством удовольствия. При этом, как отмечал Э. Эриксон, источником удовольствия служит как удовлетворение объективной потребности организма и, следовательно, избавление от напряжения и дискомфорта, так и похвала родителей, получивших своеобразный «подарок», за то, что ребенок хорошо и своевременно справился с важной задачей.

В формирующейся таким образом способности удерживать внутри или отпускать, в зависимости от своего желания и внешних обстоятельств, продукты жизнедеятельности организма впервые реализуется автономная или, иначе говоря, свободная воля ребенка. То есть воля, предполагающая наличие возможности реального, осознанного выбора. Но возможность выбирать и принимать решение проявляется в рассматриваемый период не только в том, что касается горшка.

Загадочный и непредсказуемый

Едва ли не каждая мать замечала, насколько непредсказуемым, с ее точки зрения, становится поведение ребенка в этом возрасте. То он настойчиво прижимается к матери в тот самый момент, когда на кухне убегает молоко. То, наоборот, когда мать хочет приласкать его, он вдруг начинает вырываться и отталкивать ее. Вот малыш с увлечением играет самыми обычными, сто раз побывавшими у него в руках кубиками, и уложить его в кровать совершенно невыполнимая задача. А иной раз его внимание невозможно привлечь самой яркой, только что купленной игрушкой.

Практически на любое предложение взрослых очень многие дети в возрасте от 15 месяцев до 3 лет неизменно отвечают «нет». «Пойдем гулять?» – «Нет!» «Идем в ванну купаться!» – «Нет!» «Поиграй немного один!» – «Нет!» К этому добавляется навязчивое, прямо-таки маниакальное желание развалить, разобрать, сломать, разбить все, что только возможно в доме.

Мало того, к третьему году жизни, ребенок овладевает активной речью, а к концу этого года уже может использовать сложные предложения. Таким образом, он получает в свое распоряжение не только новый эффективный способ сообщать родителям о своих чувствах, ощущениях, желаниях и намерениях, но и мощное средство, дающее дополнительные возможности претендовать на их время, внимание, терпение и кошелек. Не случайно В. Сатир отмечала момент овладения ребенком речью как кризисный период в жизни семьи.

Разные родители, естественно, по-разному пытаются справиться с возникающими трудностями: кто-то ищет причины, порождающие такое поведение малыша, относясь к ним с пониманием и уважением, кто-то придерживается «силового» варианта решения проблем, кто-то пытается переложить ответственность на третьих лиц – бабушек, дедушек, работников дошкольных учреждений. Чтобы научиться реагировать на подобные ситуации, необходимо понять истинные мотивы, определяющие поведение ребенка в этом возрасте.

Чего действительно хочет малыш?

Прежде всего, давайте договоримся: ни один малыш на свете в возрасте одного – трех лет, что бы он ни вытворял, не имеет сознательной цели расстроить маму, вывести из себя папу или довести до инфаркта бабушку. Он также не намерен умереть с голоду, когда отказывается от каши, не желает познакомиться с «прелестями» диатеза, когда требует конфет и не намерен свести счеты с жизнью, когда пытается засунуть пальцы в розетку.

Чего он действительно хочет – это любым возможным способом реализовать начавшую проявляться способность, контролировать свой организм и происходящие в нем процессы. Способность и потребность не только присваивать что-то из внешнего мира, но и отдавать. И, наконец, способность и потребность самому решать, что именно и когда присваивать и что именно и когда отдавать. Для обретения необходимого опыта и полноценного удовлетворения этих объективных потребностей и реализации способностей, необходимо исследовать мир. Теперь, когда выяснилось, что мир, воспринимаемый ребенком в младенчестве как нечто идентичное ему самому, есть нечто другое и по большей части неизвестное, ребенку необходимо выяснить, как этот мир устроен. Ему также необходимо выработать способ взаимодействия с этим миром во всем его многообразии. Поскольку ребенок еще не способен к восприятию абстрактных понятий, единственно доступный ему способ исследования – постижение всего и вся через чувственный эмпирический опыт, через индивидуальное действие.

Борьба за право выбора

Вот отсюда на самом деле и берется категорическое «нет» в ответ на совершенно безобидное и обоснованное предложение пойти погулять. Ребенок таким образом ведет борьбу за свою автономию, право выбора, являющихся необходимыми условиями самостоятельных действий. Начинается эта борьба с отвержения чужого мнения, с отказа признавать внешний авторитет. Наталкиваясь на категоричное неприятие такого поведения со стороны родителей, ребенок оказывается в условиях, неблагоприятных для обретения опыта, необходимого для формирования его личности. Если на данном этапе жизни «нет» маленького человека полностью игнорируется взрослыми, то мальчик или девочка могут извлечь для себя важный жизненный урок. Его смысл сводится примерно к следующему: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением старших. Приняв в раннем детстве такое решение, многие дети, радующие родителей и учителей послушанием, не могут сказать «нет», когда старшие товарищи предлагают им принять участие в краже.

Кроме того, чувство протеста, все равно сохраняющееся за внешним послушанием ребенка, рвется наружу и ищет выход в неадекватных действиях и поступках. Именно такие дети долгое время не пользуются горшком не потому, что не могут, как часто считают взрослые, а потому, что не желают, используя свои экскременты в качестве средства выражения протеста и агрессии. Как отмечал Э. Эриксон, в таких случаях экскременты являются прямым аналогом «грязных» выражений, используемых для аналогичных целей взрослыми. Понятно, что в более зрелом возрасте такой скрытый протест может принимать форму устойчивого асоциального поведения в самых разных проявлениях.

В свете сказанного понятно и откуда берутся разбитые чашки и вазы. Держа в руках дорогую и хрупкую вещь, ребенок пытается, вопервых, выяснить: что же на самом деле она из себя представляет? На что годится? Стоит ли ее присваивать? Во-вторых, выпуская из рук вазу, разумеется, таким образом, чтобы она упала на паркет, а не на мягкую подушку, малыш не только продолжает исследовать ее свойства, но и наблюдает, что произойдет, если перестать удерживать данный предмет, то есть отпустить, отдать его.

Если в этот момент в комнату ворвется бабушка с веником и, вместо того чтобы использовать его по назначению, «приласкает» им любимую внучку, то очень возможно, что урок, который извлечет девочка, будет звучать примерно так: «Уж, если что-то попало к тебе, то ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не следует выпускать это из рук!» У тех, кто сталкивался в жизни с людьми, руководствующимися подобными принципами, вряд ли остались позитивные впечатления.

А что произойдет, если, войдя в комнату сына и увидев подаренную полчаса назад дорогую машину, превратившуюся (в который раз!) в груду запчастей, папа потеряет терпение, топнет ногой и даст звучный шлепок? Чему он тем самым научит ребенка? Бережному отношению к своим вещам? А может быть, тому, что малыш не имеет права распоряжаться своей собственностью, в том числе отдавать ее или, скажем, дарить? Может быть, урок, который извлечет мальчик, прозвучит примерно так: «Все, к чему я прикасаюсь, превращается в негодный хлам!» Не отсюда ли берутся впоследствии многие мужские проблемы – от неспособности забить гвоздь до неуверенности в отношениях с противоположным полом?

Все сказанное, конечно же, не означает, что следует безоговорочно потакать всем детским капризам, превратить жизненное пространство семьи в сплошную игровую площадку или попросту смириться, махнув на все рукой. Универсальные рецепты применительно к такого рода ситуациям (как, кстати сказать, и вообще к любым жизненным ситуациям) отсутствуют. Однако понимание основных поведенческих мотивов ребенка позволяет обозначить наиболее эффективную стратегию взаимодействия.

Нужно ли проявлять твердость?

Прежде всего, важно определиться, в каких случаях в ответ на категорический отказ ребенка от чего-то или, наоборот, не менее категоричное требование стоит пойти ему навстречу, а когда нужно проявить твердость и настоять на своем. Мы договорились исходить из того, что во всех своих притязаниях и отказах ребенок не руководствуется соображениями злой воли и желанием причинить вред себе или окружающим. Поэтому все его «нет», как и все его «хочу», заслуживают внимания.

Поскольку жизненное пространство и поле социального взаимодействия ребенка в этом возрасте еще остаются достаточно ограниченными в силу объективных причин, налицо реальная возможность детально проанализировать практически все конкретные проблемные ситуации. При этом стоит особо подчеркнуть, что в осуществлении такого рода анализа и последующей выработке стратегии должны принимать участие оба родителя. Во-первых, тем самым достигается большая объективность. Во-вторых, что очень важно для всего процесса семейного воспитания, только так можно выработать единую позицию, исключающую противоречивые оценки и требования в одной и той же ситуации со стороны матери и отца. В-третьих, вместе, как правило, легче преодолевать возникающие трудности. В-четвертых, таким образом можно разделить ответственность каждого из родителей в соответствии с принятым решением.

Начать такую работу родителям стоит с того, что попросту выписать на лист бумаги все наиболее типичные случаи, когда в ответ на свою просьбу они получали отказ. Теперь нужно постараться максимально честно ответить (самим себе) на вопрос: а почему, собственно, в каждом конкретном случае столь важно, чтобы ребенок вел себя именно так, а не иначе? Чем на самом деле руководствовались родители, выдвигая то или иное требование? Заботой о безопасности ребенка? О его здоровье? Может быть, мнением своих собственных родителей или соседей? Просто своими желаниями (на которые, между прочим, взрослые имеют право)? Может быть, вы делаете это потому, что вам так удобно (а это тоже немаловажно)? Особо стоит остановиться на тех «нет» ребенка, которые вызывают наиболее сильную эмоциональную реакцию одного из родителей или у них обоих. Как показано в работах семейных терапевтов, в частности В. Сатир, это, скорее всего, означает, что такие случаи не имеют отношения ни к объективным условиям ситуации, ни к собственно ребенку, а являются проявлением внутриличностных либо межличностных проблем взрослых.

В результате, выяснив не только причины поведения ребенка, но и проанализировав собственные мотивы и объективно, насколько это возможно, оценив реальные обстоятельства каждой типичной ситуации, родители могут принять ответственное решение: когда следует пойти навстречу ребенку, а когда настоять на своем.

По сути дела, речь идет о нормировании новой социальной ситуации, новизна которой обусловлена тем, что потребности и функциональные возможности одного из ее участников – ребенка, кардинально отличаются от его потребностей и возможностей на предшествующем этапе развития.

При этом чрезвычайно важно отчетливо обеспечить субъектную позицию ребенка в процессе создания новой социальной нормы. Вполне понятно, что в рассматриваемом возрасте ребенок объективно не способен самостоятельно выступать в роли полноценного субъекта. Поэтому обеспечение ему возможности реализовать свою субъектность является задачей взрослых. Это достигается за счет понимания и максимального учета при формировании новой нормы потребностей ребенка, которые спонтанно проявляются на поведенческом уровне, но еще не могут им осознаваться в полной мере и тем более отчетливо артикулироваться. В упрощенном виде это означает, что вновь создаваемые нормы в своей ограничительно-запретительной части должны соответствовать принципу минимальной достаточности.

Не менее важно, чтобы созданные таким образом нормы были в полной мере поняты и приняты ребенком. Необходимо по возможности донести до ребенка, что в каких-то вопросах он должен подчиняться взрослым не потому, что они больше и сильнее (начав ходить и научившись прямо держать свое тело, ребенок, как это на первый взгляд ни парадоксально, начинает острее ощущать свою уязвимость и зависимость в силу того, что получает возможность реально сравнивать размер и пропорции своего тела с телом взрослого человека – именно поэтому так важно при разговоре с ним занимать положение, при котором глаза находятся на одном уровне), а потому, что его любят и заботятся о нем. Важно, чтобы он воспринял подчинение не как ущемление своей свободной воли, а как возможность использовать для собственного блага опыт, знания, возможности взрослых. В этом случае подчинение воли родителей не снижает самоуважение, а, наоборот, подкрепляет его. Ребенок убеждается в том, что он может контролировать свое тело и жизнь не только через способность настоять на своем, но и через способность принять чужую точку зрения. Он может что-то отдавать миру, не только выпуская чашку из рук, но и отдавая родителям какую-то часть контроля над своей жизнью.

Заметим, что после полутора лет ребенок уже в состоянии понять смысл целых предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в его жизни. К двум годам он может воспринимать несложный сюжет на картинке и отвечать на вопрос: «Кто здесь нарисован?» и «Что происходит?» Ряд экспериментов с детьми двухлетнего возраста, проведенных под руководством Н. Е. Вераксы, показал, что при использовании ролевых игр с куклами они вполне способны усваивать достаточно сложные в исполнительском аспекте требования – например, складывать игрушки в определенное место. Все это дает взрослым реальную возможность при известном терпении и настойчивости объяснить не только содержание тех или иных норм, но и необходимость их соблюдения.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО».

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

Острый интерес к своему изображению в зеркале;

Ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.

1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

4. Своеволие. Стремится все делать сам.

5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам" . Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон).

Кризис трёх лет у детей

К трем годам многие родители сталкиваются с проблемой, что ребенок становится неуправляемым, с ним не так-то просто справиться. Раньше он все принимал как должное, а теперь вдруг перестал слушаться, протестует, сопротивляется.

Кризис трех лет - это один из самых известных кризисов ребенка. Этот кризис часто называют возрастом строптивости. Предыдущие кризисы - кризис новорожденного и кризис одного года - могли пройти довольно гладко для ребенка. Они носили более спокойный характер, не проявлялись столь активно. Кризис трех лет проявляется более сложно, его невозможно не заметить. Послушный трехлетка - это нонсенс. Кризис трех лет изобилует в полном объеме всеми особенностями возрастных кризисов - непослушанием, трудновоспитуемостью, конфликтностью, строптивостью.

Кризис трех лет называют «семизвездием», так как его сопровождают семь неприятных признаков, о которых родителям трехлетнего малыша стоит узнать заранее, чтобы точно определить наступление кризисной ситуации. Если знать, что означает каждая составляющая «семизвездия» кризиса трех лет, то можно успешно помочь ребенку справиться с проблемами трудного возраста, а значит - сохранить здоровой нервную систему, как свою, так и его. Рассмотрим подробно все семь признаков кризиса трехлетнего возраста.

Негативизм

Само понятие негативизм означает противоречие, стремление сделать наоборот. Даже если ребенок голоден, он может отказываться принимать пищу только потому, что это предлагают ему взрослые. Однако не следует путать негативизм с обычным непослушанием. Малыш поступает так не потому, что ему так хочется, а потому, что не может поступить по-другому. Это проявление защиты собственного «Я», потребность в самоутверждении. Негативизм может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма выражается в том, что ребенок делает все наоборот. Например, в ответ на просьбу дать руку он прячет ее за спину. Пассивный негативизм проявляется в игнорировании ребенком любых просьб взрослого человека. Например, в ответ на предложение сесть малыш остается стоять на прежнем месте.

Упрямство

Ребенок всеми силами пытается отстоять свою точку зрения. Выразив какое-либо желание, он всеми силами будет добиваться его исполнения. И не обязательно, что он действительно так сильно хочет то, что попросил. Скорее всего, он давно уже это расхотел, но ему хочется, чтобы к его мнению обязательно прислушались.

Строптивость

В отличие от негативизма строптивость выражается в общем недовольстве ребенка привычным образом жизни. Он протестует против всего, что ему предлагают.

Своеволие

В три года проявляется тенденция ребенка безграничной самостоятельности. Он хочет делать все сам, но не соотносит свои желания с возможностями, переоценивает свои силы и умения. Малыш принимает только то, что задумал сам. Такая самостоятельность зачастую приводит к конфликтам и ссорам с окружающими.

Обесценивание

Все, что раньше было любимым, дорогим и интересным, начинает обесцениваться. Игрушки, с которыми малыш раньше не расставался, становятся «плохими» и перестают вызывать прежний интерес, любимые родственники также становятся «плохими» и «злыми». Ребенок начинает обзываться, ломает игрушки, рвет книжки. Происходит обесценивание старых норм поведения, обесцениваются старые привычки, привязанности к людям и предметам.

Протест-бунт

Малыш пребывает в постоянном состоянии войны с окружающими его людьми.

Деспотизм

Совсем недавно ребенок был ласковым и добрым, а к трем годам вдруг превращается в маленького деспота, терроризирующего всю семью. Он указывает родителям, как нужно себя вести, вводит новые нормы и правила поведения, сам выбирает одежду и рацион питания, командует взрослыми, указывая, что в каждый конкретный момент можно делать, а чего делать нельзя. Если в семье есть и другие дети, то деспотизм выливается в сцены острой ревности, так как братья и сестры малыша, по его мнению, не имеют в семье совсем никаких прав.

Все эти признаки кризиса трех лет способны ввести в замешательство многих родителей. Но все на самом деле не настолько страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями кризиса, нельзя забывать о том, что все это только обратная сторона тех позитивных изменений личности, которые и составляют сущность любого критического возраста. На каждом конкретном этапе развития у ребенка есть определенный набор потребностей, особенностей и способов взаимодействия с окружающим миром, присущих только определенному возрасту. Ребенок растет, старые потребности перестают быть актуальными, и им на смену должны прийти новые, другие, но единственно возможные в изменившихся условиях. Появление нового обязательно сопровождается отмиранием старого, отказом от привычных моделей поведения и взаимоотношений с окружающими. В период кризиса происходят значительные сдвиги в развитии ребенка и формировании его личности.

Во время протекания кризиса не стоит ожидать от малыша привычного послушания, но это не значит, что он стал плохим. Он переживает переломный момент жизни, а это не может пройти незамеченным, не отразившись на поведении ребенка и на его отношении к окружающим.

Основным содержанием любого кризиса являются новообразования. Ребенок начинает по-другому вести себя со взрослыми, в его повседневной жизни появляются новые занятия. Так. например, при рождении у малыша формируется ответная реакция, восприятие окружающего мира, в год ребенок начинает ходить и говорить. По мнению психологов, в три года появляется одно из самых важных жизненных новообразований - становление собственного «Я» ребенка. Он осознает свою значимость и стремится к самостоятельности.

Ребенок прожил уже три года, привык и освоился в окружающем его мире, и в это время он обнаруживает себя как самостоятельную личность. Происходит обобщение опыта, приобретенного в раннем детстве, малыш оценивает свои достижения, оформляется его отношение к самому себе, своим поступкам и возможностям. В это время формируются новые черты личности, проявляется характер человека. Ребенок все чаще начинает употреблять по отношению к себе местоимение «Я» вместо собственного имени. Он начинает узнавать себя на фотографиях, в зеркальном отражении, понимая. что из зеркала ему улыбается не другой малыш, а он сам. Ребенок осознает себя отдельной личностью, формируется новая форма самосознания. Однако в этом возрасте восприятие собственного «Я» пока еще сильно отличается от восприятия взрослого человека. Оно пока имеет внешний характер: ребенок оценивает свои достижения и сравнивает их с оценкой, даваемой взрослыми людьми.

Осознание собственного «Я» у малыша тесно связано с понятием «Я сам». В возрасте трех лет многократно увеличивается стремление к практической самостоятельности. Теперь ребенком движут не простое любопытство и стремление к познаванию чего-то нового, все окружающее его пространство превращается в арену для самореализации себя. Он берется практически за все, проверяет свои силы и возможности. Ребенок самоутверждается, у него появляется самолюбие, а это важнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию.

Очень часто возникают ситуации, когда родителям нужно быстро собрать ребенка, быстро покормить, и было бы удобней сделать это самим, однако к трем годам малыш может не позволить это взрослым. Его стремление к самостоятельности настолько сильно, что любые попытки ее ограничить могут закончиться истерикой, протестом, бунтом. Он хочет, чтобы взрослые воспринимали его всерьез, уважали его мнение, верили в то, что он все может делать сам. Он бунтует против старого режима, против прежних отношений. В этом возрасте у человека происходит формирование воли, а значит - независимости и самостоятельности.

Ребенок требует самостоятельности, но позволять ему делать все. что он хочет, конечно, неправильно. Малыш не совсем верно пока еще воспринимает свои возможности, переоценивает их, он еще не умеет правильно и четко формулировать свои мысли и выражать желания, не может правильно планировать свои действия. Очень важно вовремя заметить происходящие в малыше перемены, ведь меняется его отношение не только к окружающему миру, но и самому себе.

Меняются ценности, меняется мотивация. Кризис проходит болезненно для ребенка, ему кажется, что взрослые его не понимают. Если вовремя заметить наступление кризисного возраста, то малышу можно помочь, облегчить его протекание. Взаимоотношения ребенка с родителями в это время коренным образом меняется. Родители превращаются для малыша не просто в источник тепла и заботы, но и становятся примером для подражания. Ребенок воспринимает родителей как идеал, эталон совершенства. Отношения с малышом должны быть построены на уважении и терпении.

Очень важной составляющей, сопровождающей кризис трехлетнего возраста, является гордость за достижения. У ребенка в корне меняется поведение. Суть этого изменения заключается в том, что он, во что бы то ни стало стремиться достичь результата своей деятельности. Его не пугают трудности и неудачи, он снова и снова, настойчиво и целеустремленно идет к намеченной цели, пока не достигнет желаемого результата. Очень важным моментом здесь является одобрение взрослых, ведь без этого успех в значительной мере обесценивается. В трехлетнем возрасте у ребенка обостряется чувство собственного достоинства, в связи с этим он становится очень эмоциональным, обидчивым, может злиться по пустякам. Родителям стоит набраться терпения и не забывать о том, что даже самые пустяковые, на их взгляд, достижения являются для малыша важными и значимыми.

Задачи развития для ребенка трех лет

До пятилетнего возраста все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то. что само запоминается. Такова важнейшая особенность. которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок трех лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослыми, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребенок обучается только тому , что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду, испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Для детей трех лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения.

Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят давление обуви, теснота пояса колготок или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с тканью и т.п. Взрослый должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь с ним индивидуальный контакт. Отсюда следует, что занятия с малышом должны быть кратковременными. Выше уже отмечалось, что обучить ребенка чему-либо может только тот взрослый, которому он симпатизирует.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте ребенка, и на основе подражания симпатичному ему взрослому. При этом малыш подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстники пока еще не представляют для него особого интереса и рассматриваются часто как еще один предмет. Дети в этом возрасте играют рядом, но не вместе. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел вниманием любимой воспитательницы, другой ребенок наступил на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.

Малыш трех лет может не понимать разницы между живыми и неживыми предметами. С живой бабочкой он поступает точно так же. как с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдения за отношением взрослого к разным объектам.

Мышление ребенка рассматриваемого возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно, и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, т.е. архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство.

Опыты работы с детьми показывает, что часть детей имеют и сохраняют при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом.

В этом смысле многие дети наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободная, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.

С точки зрения обучения и развития, можно выделить следующие психологические особенности детей трех лет:

  • им присуще наглядно-действенное мышление;
  • их интеллектуальное развитие зависит оттого, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния;
  • внимание, мышление и память непроизвольны.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством. Л.С. Выготский описал ʼʼсемизвездъе симптомовʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

1) негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;

2) упрямство - ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Строптивость направлена против принятых в семье норм поведения;

4) своеволие - проявление инициативы собственного действия, стремление всœе делать самому;

5) протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания - ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителœей. Обесценивается то, что было дорого раньше. 3-летний ребенок может сломать любимую игрушку;

7) деспотизм - ребенок заставляет родителœей делать всœе, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков - успехи в конструировании.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделœения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова ʼʼхочуʼʼ, ʼʼне хочуʼʼ, ʼʼЯʼʼ наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле ʼʼЯ самʼʼ. Феномен ʼʼЯ самʼʼ знаменует психологическое отделœение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период - тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения. Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен. Поведенческий комплекс ʼʼгордость за достиженияʼʼ выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы ʼʼсистемы Яʼʼ, включающей начальную самооценку и ʼʼстремление быть хорошимʼʼ. При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это ʼʼвнутренне крайне важно ʼʼ. У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор.
Размещено на реф.рф
Ребенок познает различие между ʼʼхочуʼʼ и ʼʼдолженʼʼ. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей. Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей (ʼʼмамы вообщеʼʼ, папы, водителя автобуса, врача, милиционера). Разрешение кризиса раннего детства связано с возникновением полноценной игры.

Итак, в базе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять участие во взрослой жизни и утверждение самостоятельности – я сам!