Программа по внеурочной деятельности в начальной школе по фгос оригами. Рабочая программа кружка «Волшебный мир оригами

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48»

Рабочая программа кружка

«Волшебная бумага»

Составитель:

И.Ш. Рогацевич,

воспитатель

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Увлечение оригами позволяют воспитанникам удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: воспитанники запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы :

Познакомить воспитанников с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Формировать умения следовать устным инструкциям;

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Познакомить воспитанников с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д;

Обогащать словарь воспитанников специальными терминами;

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии воспитанников.
- воспитывать интерес к искусству оригами;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы, используемые при проведении кружковой работы:

Ø беседа, рассказ, сказка;

Ø рассматривание иллюстраций;

Ø показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

Ø постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

Ø индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе воспитанники:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

Познакомятся с искусством оригами.

Формы подведения итогов реализации программы:

Составление альбома лучших работ.
- проведение выставок детских работ.

Программа составлена на основе:

1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.

2.«Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А.

3.« Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В.

4.«Волшебная бумага» Чернова Н.Н.

5.«Оригами для дошкольников» Соколова С.В.

6.«Чудесные поделки из бумаги»З.А. Богатеева

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий: 25минут.

Принципы проведения:

Ø наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала;

Ø доступность - материал подобран с учетом возрастных особенностей воспитанников;

Ø развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие познавательных интересов.

Календарно - тематическое планирование занятий кружка «Волшебная бумага».

Сентябрь.

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

Волшебные превращения бумажного квадрата

Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их, воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности.

Квадрат 10*10 любого цвета.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Давайте поиграем

Выявлять умение детей распознавать и называть геометрические фигуры;

Заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств - сминаемостью;

Укреплять мелкие мышцы рук;

Воспитывать аккуратность.

Чудесные поделки из бумаги.

З.А. Богатеева

В некотором царстве, в бумажном государстве…

Заинтересовать детей изготовлением поделок оригами, познакомить с некоторым из них;

Начать знакомить с историей искусства оригами.

Квадраты разных цветов и размеров.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Бабочка и лягушка

Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, прямоугольники и квадраты меньшего размера.

Квадраты зелёного и желтого цвета

(10*10).

Заготовки для глаз лягушки, усики для бабочки ножницы, клей.

Чудесные поделки из бумаги.

З.А. Богатеева

Октябрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

ФЛАЖОК

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

СТАКАНЧИК

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.

Квадрат 10*10 любого цвета.

Волшебная бумага.

Н.Чернова

Книжка

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

ЁЛОЧКА

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Ноябрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

Воздушный змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

Лягушка с усложнением

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма - «треугольник»)

Квадрат зелёного цвета(10*10).

Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Зайчик

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Квадрат (10*10),заготовки для глаз и мордочки, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Бабочка с усложнением

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.

Бумажные квадраты (10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Декабрь

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

1

Снежинки

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

Оригами для дошкольников.

С.Соколова

2

Гномик

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкин

3

Новогодние украшения

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей,нитки, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

4

Снеговик

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Январь

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

Колобок

Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см,два оранжевых кружка, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Зайчик

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Волк

Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

Два серых квадрата15*15см,10*10см,клей, заготовки для глаз и носа.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

Квадрат оранжевый (красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Февраль

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

Медведь

Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать

и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.

Квадраты коричневого цвета 15*15см,10*10см, два квадрата 6*6см, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Лодочка

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Прямоугольные листы 20*15см.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина.

Звёздочки

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.

8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Курочка

Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя,воспитывать самостоятельность и внимание.

Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый) квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер.

Оригами для дошкольников

С.Соколова.

Март

материал

ЛИТЕРАТУРА

Хризантема

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Вертушки

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

Апрель

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

Разноцветные квадраты (10*10)

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Рыбки

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.

Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножни цы.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

Ёжик

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см,карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

Оригами для старших дошкольников.

С.Соколова.

Май

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Ветка рябины

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

Моё любимое оригами

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

Итоговая работа

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Ласточка»

Рабочая программа

Волшебный мир «Оригами»

Разработан в соответствии с ФГТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Ласточка

Утверждаю: Заведующий МБДОУДСКВ№16 «Ласточка» Н.Ю. Жесткова Протокол № от 2012г.

Рабочая программа

Волшебный мир «Оригами»

Паспорт программы

Наименование рабочей программы

«Волшебный мир Оригами» - по формированию художественно-эстетической направленности у детей старшего дошкольного возраста.

Адрес организации исполнителя

ХМАО-ЮГРА г. Нижневартовск, ул.Маршала Жукова 5А, строение 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Ласточка» Заведующий – Жесткова Надежда Юрьевна

Романенко Валентина Кондратьевна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ№16 «Ласточка», Образование – высшее, НГПИ, 2000г.

Нормативно-правовое обеспечение

    Федеральный закон «Об образовании» от 12.05.1995г., гл.5, ст.51;

    Приоритетный национальный проект «Образование»;

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы» (Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. №422);

    Концепция дошкольного воспитания 1989г.;

    Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010гг.;

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995г. № 677);

    Закон ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО – Югре»;

    Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы»; Письмо Министерства образования от 02.06.98г. №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»

    Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста организационных формах обучения».

Заказчики программы

    Совет педагогов

    Родители

целевые группы

Дети старшего дошкольного возраста

Цель программы

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами

Направленность

Художественно – эстетическая

Срок реализации

Уровень реализации

Дошкольное образование

1.Пояснительная записка

Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.

Вторая жизнь в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.

Значение оригами для развития ребенка

    Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

    Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

    Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

    Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

    Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

    Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

    Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

    Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

    Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

    Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.

Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, рисования, природопользования.

2.Цель программы

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами.

Задачи:

Обучающие: 1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. 2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой. Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики пук и глазомера. 2. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка. Воспитывающие: 1. Привить интерес к искусству оригами. 2. Расширить коммуникативные способности детей.

3. Педагогическая диагностика

Сроки проведения педагогической диагностики:

Сентябрь-октябрь; Апрель Мониторинг исследует следующие показатели:

Ф.И. воспитанника

Моторика рук

Ориентировка на листе бумаги

Внимание, усидчивость

Уровни развития

Бабаев Миша

Вилигурин Витя

Давиденко Настя

Золотаренко Леня

Ильин Сергей

Казыро Лера

Калинин Георгий

Канзафарова Диана

Макаров Никита

Маринич Максим

Маркова Лена

Немцев Саша

Савичев Ваня

Чернышева Аня

Трефилова Настя

Вывод: По всем показателям определяются два уровня выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Низкий уровень невыполнение задания с помощью взрослого.

В сентябре месяце провела мониторинг 15 воспитанников кружка Волшебный мир «Оригами».

Обследовано 15 детей, из них – развитие мелкой моторики рук: средний уровень -53,0%

низкий уровень -47,0% ;

Умение складывать бумаги средний уровень - по инструкции педагога: низкий уровень – 100%;

Ориентировка на листе бумаги: средний уровень – 73,0%

низкий уровень -26,4%;

Внимание и усидчивость: средний уровень – 60,4%

низкий уровень – 39,6%.

Оценка результатов: По всем показателям определяются два уровня выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. – Высокий уровень – предполагает выполнение всех заданий. – Средний уровень ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. – Низкий уровень – невыполнение задания с помощью взрослого.

Развивать у детей моторику рук; - Научить складывать бумагу по инструкции педагога; - Ориентировка на листе бумаги; - Развивать у детей внимание, усидчивость; - Воспитывать любовь к труду; - Развивать любознательность и творчество.

4. Методы, формы работы с детьми

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия: лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    словесный (устное изложение, рассказ, беседа, лекция и т.д.);

    наглядный (показ видео материала, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

    практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    объяснительно – иллюстрационный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

    репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

    частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

    исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

    фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

    индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

    групповой – организация работы в группах.

    Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др. Периодичность проведения занятия один раз неделю; Продолжительность занятия 25-30 минут.

Ожидаемые результаты

В результате обучения дети должны: -ориентироваться на листе бумаги; - научиться различным приемам работы с бумагой; - складывать лист бумаги пополам; - складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла; - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка; - научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; - разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - познакомятся с искусством оригами; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов

    Проведение мониторинга детей старшей группы в начале, конце года

    Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

    Составление альбома лучших работ;

    Проведение выставок работ учащихся:

В группе, - в ДОУ.

Реализация программы по художественно – эстетическому воспитанию предполагает интегративный подход – с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

    «Коммуникация» - использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям;

    «Познание» - сенсорные эталоны;

    «Музыка» - использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

    «Социализация» - расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (природа, животный мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.

    «Художественное творчество» - где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями имеющими связь с темой занятия сочетать цвета и оттенки.

    «Театрализованная деятельность» - создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок для драматизации.

Учебно-тематический план

первый год обучения

Наименование тем

количество часов

практика

Формирование группы

Беседа по охране труда

Диагностика облученности дошкольников

Знакомство с оригами

Базовая форма «Треугольник»

Базовая форма «Воздушный змей»

Базовая форма «Двойной треугольник»

Базовая форма «Двойной квадрат»

Базовая форма «Конверт»

Летние композиции

Впереди – лето!

Итоговой занятие

Оформление выставочных работ

ИТОГО:

Календарно – тематическое планирование

Цель занятия

Материал

Знакомство с оригами.

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги.

Иллюстрации, бумага.

Стакан (треугольник).

Познакомить с базовой формой «Треугольник». Наметить складку, разделив левый угол пополам и сложив по этой линии. Соединить точки левого угла и правой стороны. Сложить «долиной» по казанной линии. Завернуть верхний слой бумаги в карман. Нижний слой бумаги отогнуть «горой».

Кот (треугольник).

Наметить складку. Развернуть ушки кота наверх и в стороны. Сложить «долиной» сразу два слоя бумаги. Перевернуть. Нарисовать котику глазки, носик и ротик.

Щенок (треугольник).

Наметить складку. Согнуть уголки «долиной», получатся ушки. Сложить «горой» верхнюю часть заготовки и таким же образом завернуть назад сразу два слоя бумаги снизу. Нарисовать забавную мордочку щенку.

Шляпка для Красной Шапочки (треугольник).

Разделить верхний угол на три равные части, завернуть стороны треугольника на центральную часть. Сложить «долиной» сразу три слоя бумаги. Загнуть «горой» сразу три слоя бумаги. Загнуть «горой» нижний слой бумаги.

Колпак Петрушки (треугольник).

Сложить по диагонали. Разложить угол на три равные части, сложить по этим линиям уголки. Загнуть оба выступающих уголка наверх. Раскрасить колпак.

Летящий голубь (треугольник).

Сложить два слоя бумаги «долиной» так, чтобы выступал небольшой уголок. Зрительно разделить получившийся треугольник на три равные части и завернуть вверх «долиной» 2/3 верхнего слоя бумаги. Сложить заготовку «долиной». Повернуть. Отвернуть «долиной» верхний слой бумаги. Повторить с другой стороны. Сформировать голову голубя, вогнув кончик внутрь.

Салфетка «Шапка епископа» (треугольник).

Сложить заготовку пополам, развернуть. Сложить «долиной» два уголка к нижнему. Отогнуть «долиной» верхний слой бумаги. Отогнуть наверх только один слой бумаги. Перевернуть и повторить то же самое с другой стороны. Сложить уголки «долиной», а потом развернуть. Вогнуть уголки по намеченным линиям внутрь. Раздвинуть получившуюся фигурку так, чтобы она стала объемной.

Самурайский шлем (треугольник).

Наметить срединную линию. Опустить боковые уголки к нижнему. Отвернуть наверх один слой бумаги. Развернуть уголки в стороны так, чтобы нижний внешний угол составил 90 градусов. Сложить верхний слой бумаги «долиной». Сделать еще одну складку «долина». Нижний слой бумаги отвернуть «горой». Расправить заготовку.

Муха (треугольник).

Наметить диагональ, сложив базовую форму «треугольник». К центральной линии завернуть оба угла. Повернуть. Отвернуть углы. Согнуть «долиной» верхний слой бумаги. Выполнить еще одну складку «долина», наложив кончик нижнего слоя бумаги на верхний. Отвернуть «горой» все слои заготовки.

Черепашка (треугольник).

Коллективная работа «Грибы на поляне».

Загнуть к центру треугольника оба уголка. Повернуть. Сложить «долиной» сразу два уголка. Развернуть уголки в стороны – получатся передние лапки черепашки. Разрезать по линии сгиба один слой бумаги и сложить «долиной» получившиеся уголки. Завернуть «долиной» боковые стороны и верхний уголок заготовки. Сделать еще одну складку «долина». Перевернуть.

Приготовить квадраты коричневого цвета. Согнуть по вертикали, затем по диагонали. Поделить длинную сторону треугольника на 8 равных частей. Перегнуть справа и слева острые углы (на 3/8 длины). Раскрасить «карманы». Согнуть от себя нижний угол верхнего слоя бумаги, оставляя нижний слой («ножку гриба»). Отогнуть от себя нижний угол «ножки». Создать коллективную композицию из разной по величине грибов.

Лодка (книжка).

Сложить квадратный лист бумаги пополам. Наметить линию, сложив заготовку еще раз. Загнуть уголки только верхнего слоя бумаги к намеченной линии. Повторить с другой стороны. Сложить нижние уголки «долиной». Верхний слой бумаги перегнуть пополам. Повторить с другой стороны. Раскрыть посередине, сделав две складки «гора». Отвернуть «горой» два уголка. Развернуть заготовку. Наметить более четкие линии дна лодки.

Подушечка (книжка).

Сделать две основные формы «Книжка». На одной заготовке отвернуть нижний левый угол вверх, а правый верхний – вниз. Вторую заготовку сложить иначе: загнуть левый верхний вниз, а правый нижний –вверх. Вторую заготовку перевернуть. Соединить детали. Перевернуть. Заложить уголки в карманы.

Елка (воздушный змей).

Приготовить из зеленой бумаги три квадрата разной величины 10х10, 7,5х 7,5 и 5х5 см. сложить базовую форму «Воздушный змей». Нижний треугольник согнуть вверх. Перевернуть заготовку на другую сторону. Соединить и приклеить заготовки друг к другу, начиная снизу с большей по размеру.

Рождественская звезда (воздушный змей).

Развернуть заготовку. Согнуть «долиной» уголки. Сложить еще раз «долиной». Сделать восемь таких заготовок, склеить две из них. Прикрепить третью заготовку. После склеивания восьми заготовок получится звезда.

Гномик (воздушный змей).

Перевернуть. Сложить уголок «длиной» и развернуть. Сделать складку «долина», сложив уголок к намеченной линии. Сложить «долиной» еще раз. Два боковых уголка отвернуть назад, выполнив складки «гора». Раскрасить шапочку и нарисовать забавную рожицу.

Пингвин (воздушный змей).

Сложить боковые стороны к диагонали. Сложить «горой». Перевернуть. Отвернуть «долиной» верхний слой бумаги. Повторить с другой стороны. Сделать еще две складки «долина». Развернуть верхний уголок и сформировать мордочку пингвина. Нижнюю часть заготовки вогнуть внутрь.

Утка (воздушный змей).

Сложить «долиной» к вертикальной диагонали. Примерно посередине складку «молния». Отвернуть «горой». Раскрыть боковые части верхнего уголка и сформировать голову. Сделать клюв. С обеих сторон сделать складки «молния». Для формирования крыльев утки сделать складку «молния». Повторить с другой стороны. Вогнуть нижнюю часть заготовки внутрь. Повернуть.

Лебедь (воздушный змей).

Перевернуть заготовку. Сложить «длиной» боковые стороны к центральной линии. Сложить заготовку пополам «горой». Вытянуть вверх шею. Вогнуть уголок внутрь – получится клюв. Развернуть кончик клюва. Сделать складку «молния», расплющив клюв. Отогнуть самый кончик «долиной». Вогнуть хвостик внутрь и вверх.

Цветочек (книжка).

Завернуть верхние уголки к середине листа. Отогнуть «долиной» уголки. Раскрыть, выполнив складку «гора», а затем расплющить. Наметить четыре линии. Поднять вверх два слоя бумаги с левой стороны, прижать пальцем по линии «долина». Повторить это же действие с другой стороны. Раскрасить цветок.

Медицинская шапочка (книжка).

Развернуть базовую форму «книжка» и сложить пополам еще раз. Сложить «долиной» небольшую полоску. Отвернуть «горой» обе половинки заготовки к намеченной линии. Перевернуть. отвернуть только верхний слой бумаги. Сложить «долиной» нижний слой бумаги. Раскрыть, нажав сверху, выполнив три складки горой». Нарисовать на шапочке красный крест.

Собака (треугольник).

Голова - наметить вертикальную диагональ, сложив базовую форму «треугольник». Загнуть вверх «долиной» один слой бумаги. Сделать две складки «долина». Раскрыть получившиеся карманы и расплющить, выполнив две складки «гора». Туловище – сложить квадратный лист бумаги по диагонали и развернуть. Сложить «долиной» уголки. Загнуть нижнюю часть заготовки «горой». Выполнить на уголках две складки «долина», развернуть. По намеченным линиям вогнуть внутрь. Сложить «горой», перевернуть. Сложить «долиной», перевернуть. Склеить детали. Раскрасить мордочку.

Коллективная работа по сказке «Кот, петух и лиса».

Из базовой формы «треугольник» сделать туловище петушка. Из базовой формы «воздушный змей» - перья хвоста, крыло, гребешок. Лиса и елочки делается из базовых форм «треугольник».

Георгин для любимой мамочки.

Из восьми квадратов сделать одинаковые заготовки. Положить квадрат цветной стороной к себе, перегнуть по диагоналям. Согнуть боковые углы к центру квадрата, перевернуть на другую сторону. Завернуть нижнюю часть. Перевернуть на другую сторону. Перегнуть правый угол и согнуть левый угол к линии перегиба. Перевернуть деталь на другую сторону. Соединить детали, подклеить их.

Декоративный цветок (треугольник).

Приготовить четыре квадрата одного размера и цвета. Сложить базовую форму (треугольник), перегнуть ее пополам. Поднять нижние углы к вершине прямого угла. Перевернуть заготовку на другую сторону. Нижние стороны поднять к линии перегиба, вытягивая с другой стороны треугольники. Согнуть углы и перевернуть деталь. Соединить четыре детали. Из зеленого квадрата сложить базовую форму «воздушный змей», расположив заготовку прямым углом вверх. Согнуть боковые углы, перевернуть на другую сторону. Составить композицию из полученных деталей.

Сердечко.

Разрезать квадрат по диагонали, сложить два раза «долиной». Перевернуть. Сложить «долиной». Повернуть. Вложить углы в карманы. Загнуть по намеченным линиям. Сложить две складки «долина». Перевернуть.

Хлопушка.

Делается из прямоугольного листа бумаги. Сложить, соединив длинные стороны. Согнуть все четыре уголка к намеченной линии. Сложить пополам. Наметить складку «гора». Уголки опустить вниз. Сложить от себя пополам.

Шишка (треугольник).

Приготовить 4-5 квадратов коричневого цвета. Сложить из квадрата базовую форму «треугольник». Перегнуть треугольник пополам. Поднять нижние углы к вершине прямого угла. Перевернуть заготовку на другую сторону. Нижние стороны поднять к линии перегиба, вытягивая с другой стороны треугольники. Согнуть уголки от себя. Повернуть деталь. Соединить детали, накладывая верхние на нижние. Подклеить. На верхней детали сделать складку «молния». Согнуть углы от себя.

Тополь (воздушный змей).

Парусник (воздушный змей).

Ствол – взять квадратный лист бумаги, разделить его на 8 равных частей. Отрезать одну часть. сложить пополам и развернуть. Сделать две складки «долина». Тополь – сложить «долиной» нижний уголок. С помощью клея прикрепить ствол к дереву.

Наметить линию. Сложить боковые стороны к диагонали. Базовая форма «воздушный змей». Сложить пополам. Перевернуть. Сложить боковые стороны «долиной». Скрутить верхний уголок, поставить парус под углом 90 градусов. Если опустить парусник на воду и подуть на него, он поплывет.

Воробей (воздушный змей).

Сложить боковые стороны к диагонали. Отогнуть «горой» уголок. Сделать две складки «долина». Вытянуть углы в стороны. Сложить небольшие уголки «долиной». Сделать еще одну складку «долина». Отогнуть верхний слой бумаги «долиной». Сложить заготовку пополам. Вогнуть внутрь уголок и сформировать клюв. Отогнуть хвост вверх.

Петух (воздушный змей).

Сложить «горой» заготовку пополам. Наметить складку. Разделить заготовку на три равные части, соединить. Развернуть. Вогнуть «горой» внутрь нижнюю часть. Отвернуть в стороны верхний слой бумаги. Сложить «долиной» верхний слой бумаги. Повторить с другой стороны. Сформировать голову петуха, вогнуть «горой». Вогнуть «горой» еще один раз. На нижней части заготовки сделать складку «гора», сложив только один слой бумаги. Повторить с другой стороны.

Кролик (воздушный змей).

Туловище - наметить на квадратном листе бумаги вертикальную диагональ. Наметить еще две складки. Отвернуть вверх нижнюю часть листа. Сложить «долиной» боковые стороны. Наметить внутри заготовки две складки. Вогнуть внутрь по намеченным линиям уголки. Перевернуть. Голова – взять еще один квадратный лист бумаги и наметить на нем диагональ. Наметить еще две складки. Отвернуть вверх нижнюю часть листа. Сложить «долиной» боковые стороны. Наметить внутри заготовки две складки «долина». Отвернуть «долиной». Сделать еще одну складку «долина». Сложить боковые стороны, выполнив две складки «долина». Надрезать сверху. Перевернуть. Отогнуть вниз «долиной» одно ухо. Приклеить голову к туловищу, раскрасить кролика.

Летучая мышь (треугольник).

Загнуть уголки к нижнему углу и расправить заготовку. По намеченным линиям надрезать бумагу от центра до середины линий. Завернуть получившиеся треугольники внутрь, выполнив две складки «гора». Сложить левую часть заготовки так, чтобы линия среза совпала с осевой линией. Сформировать левое крыло летучей мыши, выполнив складку «долина». Согнуть правую часть заготовки. Сложить «долиной». Сформировать голову «летучей мышки. Сделать небольшие надрезы по бокам верхней части заготовки и сложить «долиной».

Коллективная работа по сказке «Гуси – лебеди».

Избушка делается из квадратного листа бумаги. Баба Яга делается из базовой формы «воздушный змей». Гуси – из базовой формы «треугольник».

Педагогический мониторинг на конец учебного года

Работа начинается с выявления уровня сформированности сенсорных эталонов, развития мелкой моторики рук, у детей дошкольного возраста на начальном этапе и заканчивается оценкой на заключительном этапе.

Сроки проведения педагогического мониторинга на конец года: Апрель-май Мониторинг исследует следующие показатели:

Развитие мелкой моторики рук; - умение складывать бумагу по инструкции педагога; - ориентировка на листе бумаги; - внимание и усидчивость.

Результаты обследования детей: кружка Волшебный мир «Оригами»

Ф.И. воспитанника

Моторика рук

Ориентировка на листе бумаги

Умение складывать бумагу по инструкции педагога

Внимание, усидчивость

Уровни развития

Бабаев Миша

Вилигурин Витя

Давиденко Настя

Золотаренко Леня

Ильин Сергей

Казыро Лера

Калинин Георгий

Канзафарова Диана

Макаров Никита

Маринич Максим

Маркова Лена

Немцев Саша

Савичев Ваня

Чернышева Аня

Трефилова Настя

Вывод: По всем показателям определяются два уровня выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. Высокий –выполняет по инструкции педагога. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Низкий уровень невыполнение задания с помощью взрослого.

Справка Группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста (старшей «А»)

В апреле- мае провела итоговый мониторинг 15 воспитанников кружка Волшебный мир «Оригами».

Обследовано 15 детей, из них – развитие мелкой моторики рук: средний уровень 100%

низкий уровень -0% ;

Умение складывать бумаги средний уровень - 0% по инструкции педагога: низкий уровень – 100%;

Ориентировка на листе бумаги: средний уровень – 100%

низкий уровень - 0%;

Внимание и усидчивость: высокий- 57%

средний уровень – 43%

низкий уровень – 0%.

Оценка результатов: По всем показателям определяются два уровня выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания. – Высокий уровень – предполагает выполнение всех заданий по инструкции педагога. – Средний уровень ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. – Низкий уровень – невыполнение задания с помощью взрослого.

Вывод: по результатам мониторинга:

Продолжать развивать у детей моторику рук; - Продолжать учить складывать бумагу по инструкции педагога; - Ориентировка на листе бумаги; - Развивать у детей внимание, усидчивость; - Воспитывать любовь к труду; - Развивать любознательность и творчество.

Волшебный мир оригами » и др.) ШЗР...

  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... соответствии с ФГТ и на основе примерной основной общеобразовательной программы ... соответствии организации рабочего ... учреждении разработан ... оригами ... В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф... мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире ...

  • Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    Образовательная программа

    И уборки рабочего места; ... отвечает ФГТ , соответствует интересам... на основе разработанных нормативов... воспитатель «Оригами » Художественно- ... и мероприятия в соответствии с программой обучения воспитания в... 1994 Пожиленко Е.А.. Волшебный мир звуков и слов. ...

  • Учебно-методический комплекс для студентов по междисциплинарному курсу (3)

    Учебно-методический комплекс

    ... , разработанной в соответствии с примерной программой и... дошкольного возраста ФГТ ; -владение... из бумаги: оригами , ……., бумажная... 3. Анализ программы М.Мацкевич «Войди в мир искусства» ... («листопад», «волшебные снежинки», «вьюга... порядок на рабочем месте) - ...

  • «Волшебный мир оригами»

    1класс

    Разработчик программы: Байдарико И.К.

    Пояснительная записка

    Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
    Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

    Значение оригами для развития ребенка

     Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

     Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

     Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

     Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

     Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

     Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

     Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

     Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

     Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

     Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

    Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.


    Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
    Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.

    Цель программы.

    Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.



    Задачи программы:

    Обучающие

     Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

     Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

     Обучение различным приемам работы с бумагой.

     Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
    Развивающие:

     Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

     Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

     Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.


    Воспитательные:

     Воспитание интереса к искусству оригами.

     Расширение коммуникативных способностей детей.

     Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

    Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

    Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.


    Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
    Формы и методы обучения

    В процессе занятий используются различные формы занятий:
    традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
    А также различные методы:

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
    словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
    наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
    практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
    объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
    репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
    частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
    - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
    фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
    индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
    групповой – организация работы в группах.
    индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.


    Ожидаемые результаты

    В результате обучения по данной программе учащиеся:


    – научатся различным приемам работы с бумагой;
    – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
    – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
    – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
    – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
    – познакомятся с искусством оригами;
    – овладеют навыками культуры труда;
    – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

    Формы подведения итогов реализации
    дополнительной образовательной программы

    Составление альбома лучших работ.


    Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе,
    – в школе,

    Учебно-тематический план

    1 год обучения



    п/п

    Наименование тем

    Количество часов

    теория

    практика

    всего

    1.

    Беседа по охране труда

    -

    -

    1

    2.

    Диагностика обученности учащихся

    1

    -

    1

    3.

    Знакомство с оригами

    -

    2

    2

    4.

    Базовая форма «Треугольник»

    2

    -

    2

    5.



    1

    2

    3

    6.



    1

    2

    3

    7.



    1

    2

    3

    8.

    Базовая форма «Конверт»

    1

    3

    4

    9.

    Цветы к празднику 8 марта

    1

    2

    3

    10.

    Летние композиции

    1

    2

    2

    11.

    Впереди – лето!

    1

    2

    3

    12.

    Итоговое занятие

    -

    2

    2

    13.

    Оформление выставочных работ

    1

    -

    1

    14.

    ИТОГО:

    11

    19

    30

    Беседа по охране труда (1 час)
    Диагностика обученности учащихся (2 часа)
    Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
    Знакомство с оригами (2 часа)
    Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
    Базовые формы:
    «Треугольник» (3 часов),
    «Воздушный змей» (3 часов),
    «Двойной треугольник» (3 часов),
    «Двойной квадрат» (4 часов),
    «Конверт» (3 часов)
    Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
    Цветы к празднику 8 марта (3 часов)
    8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
    Летние композиции (3 часа)
    Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
    Впереди – лето! (2 часа)
    Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
    Итоговое занятие (1час)
    «Чему мы научились за год».
    Оформление выставочных работ

    Способы предъявления и объяснения материала

    Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

    На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

    Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Она рассчитана на шесть занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.

    Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.

    По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

    2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

    На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками».

    На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.

    На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». На этих занятиях учащиеся знакомятся с различными сайтами, посвященными оригами. Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.

    Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в нашей жизни». В план сочинения можно включить следующие пункты:

    - мое знакомство с оригами;
    - чему я научился на занятиях оригами;
    - какие занятия мне наиболее запомнились, почему?
    - мои планы на будущее;
    - и другие.

    Примерное тематическое планирование занятий

    1 год обучения

    1. Беседа по охране труда.


    Рыбка
    2. Правила поведения на занятиях.
    Термины, принятые в оригами.
    Кармашек (кошелек)
    Базовая форма «Треугольник»
    3. Стилизованный цветок.
    4. Лисенок и собачка.
    5. Котик и бычок.
    6. Яхта и пароход.
    7. Композиция «Кораблики в море».
    8. Синица и снегирь.
    9. Композиция «Птицы в лесу».
    10.Базовая форма «Воздушный змей»
    11. Кролик и щенок.
    12. Курочка и петушок.
    13. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
    14. Ворона.
    15. Сказочная птица.
    16. Сова.
    Цветы к празднику 8 марта
    17. Открытка «Букет гвоздичек».
    18. Бутоны роз. Композиция «Букет роз».
    19. Подснежник.
    Базовая форма «Двойной треугольник»
    20. Рыбка и бабочка.
    21. Головастик и жук.
    Базовая форма «Двойной квадрат»
    22. Жаба.
    23. Композиция «Островок в пруду».
    Базовая форма «Двойной квадрат»
    24. Яхта.
    Базовая форма «Конверт»
    25. Пароход и подводная лодка.
    26. Композиция «В море».
    Базовая форма «Двойной треугольник»
    27. Лилия.
    Летние композиции
    28. Нарцисс.
    29. Волшебный цветок.
    Впереди – лето!
    30. «Чему мы научились за год».