Даргинский национальный костюм рисунок. Национальный костюм лезгинов

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм газырями бешмет папахи в непогоду надевали башлык ичиги Черкеска кинжалом , иногда и пистолетом бурку андийские бурки

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности.

Мужской костюм

У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями , раньше под черкеску надевали бешмет . Длина черкеска могла быть разной - до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык , он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги , состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом , иногда и пистолетом . На Кавказе папаха - это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку - оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки , их войлок был с изнанки гладкий, снаружи - с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару - прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.

Женская одежда

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.

Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые - из более ярких тканей или с рисунком.

Нагорный Дагестан

Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана - аварок, даргинок, лачек - составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.

Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чохта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало - кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.

В чохто аварок - гидатлинок, багулалок, андиек - налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца - одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо - и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога - символ плодородия. Поверх него надевали покрывало.

А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин - крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки . Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.

Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны.

Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.

кубачи

Характерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые - темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны.

В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.

Обувь могла быть кожаная, вязаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах - носок не отбивался. Одновременно это было еще и очень красиво.

Южный Дагестан

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана , основное отличие их - многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместо верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.

Кумычки и чеченки

В Дагестане платье - къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире - у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным - так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние - узкие, по руке на манжете, и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки - тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.

Как вариант къабалай появилось платье - бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.

Ногайки

Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет , молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины - платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.

Казачки

Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове - белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово - посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, - это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам.

Ну а где же можно купить настоящие дагестанские наряды? Ведь модные бутики предлагают коллекции, в которых нет и намека на национальные мотивы. Ответ очевиден: надо шить! Тем более что у нас в республике нет недостатка в одаренных творческих личностях.

Со старшим преподавателем факультета дизайна Государственного педагогического университета Дагестана Разитой Гаджихановой я познакомилась в Пятигорске, во Всекавказском молодежном лагере «Машук-2010». В День республики Дагестан Разита Гаджиевна провела для меня небольшую экскурсию по экспозиции, в которой народные умельцы представили лучшие образцы своих работ в технике керамики, ткачества, ювелирного мастерства. Здесь же каждый из многочисленных народов Дагестана продемонстрировал свой неповторимый национальный костюм.

«В Дагестане проживает 72 народности. И у каждого народа свой характерный костюм, который сложился исторически. В средние века характерные особенности костюма уже были у каждого народа. Самая большая народность - аварцы. Потом кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы. И у всех этих народов мужской национальный костюм схож с одеяниями других народов Кавказа - Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. У мужчин это черкеска, раньше снизу надевали бешмет. Рубашка, сапоги и обязательно папаха. На Кавказе папаха- это честь и достоинство мужчины, и сбить папаху, снять папаху считалось большим оскорблением. Вот подарить папаху — означало побрататься.

Кумыки проживали на равнине и быстрее других впитывали все новое, модное, современное. Их предками считали монголо-татар, которые оседали, и соединяясь с местными племенами, оставляли свои традиции, культуру. Для женщин-кумычек характерно платье - так называемый кабалай. Оно состоит из двух частей: верхнее платье имеет длинные крылья-рукава, другое платье надевается снизу. Для кумычек характерен головной убор - тастар, плетеный из одной нити. Технология его плетения очень сложна - одной спицей. Сейчас очень немногие женщины владеют этой техникой. Но в целом женский и мужской костюмы кумыков похожи на костюмы осетин, балкарцев, чеченцев.

Кумыки. Национальный костюм: мужской - рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк), кожаная обувь; женский - платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Следующая часть экспозиции представлена селом Балхар. Это селение находится в Даргинском районе Дагестана. Его жители издавна занимаются керамикой, которая у них обожженная и расписная. У них есть места, где добывается глина. Мужской костюм почти такой же, как у кумыков. Сегодня традиции ношения национальных костюмов возрождается, к примеру, на свадьбах. Правда, не сама невеста, а вот подруги невесты с удовольствием надевают национальный наряд. Для женского костюма характерно пенькообразного покроя платье, широкие штаны и обувь из войлока с загнутым носиком. Впереди - вышитый узор, рогообразные символы. На платье - большое количество металла. И хотя сами балхарцы ювелирным искусством не занимались, они торговали и привозили из мест торговли украшения для свои жен. У женщин оригинально покрыта голова: снизу головной убор под названием чохто. Вокруг шеи серебряная цепочка. Снизу белая шаль, сверху обязательно оранжевая: балхарцы были огнепоклонниками и отдавали предпочтение желтому и оранжевому. У них интересные двусторонние паласы, которые ткут на горизонтальных станках. Примечательны ленты для носки кувшинов: ими обвязывают горлашко и несут через плечо. А чтобы кувин не охлаждал спину, под него клали специальную тканую сумочку.

Селение Балхар. Женский костюм состоит из широкой головной накидки, которая закрывает чохто, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток.Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье и головной убор. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог - ичигов.

Лакцы. Украшения на женщинах - до 20 килограммов серебра, ниспадают с шеи на грудь и живот. Считалось, что таким образом металл охранял, оберегал женщину. Вязаные носочки: по узорам можно определить из какого села девушка, а также - девушка это или замужняя женщина. Подошвы носочков подшиты кожей, позволяющей не пачкать ноги при ходьбе. В дождь надевали кожаную обувь, внутрь которой клали сушеную траву. По узору на носках можно было определить, из какого тухума (рода) каждая из них. И когда одетые и обутые в такие носочки девушки шли за водой, парни, глядя на их костюмы, выбирали себе невесту из того или иного рода.

Лакцы. Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце XIX века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.

Ногайцы. Издревле катали войлок и изготавливали из него ковры. По контуру рисунка нашивали тесьму. Мужчины, в отличие от других народов, носили не черкеску, а простеганный бешмет, на тонком слое ваты или шерсти- чтобы было тепло в степи. Пояс узенький, кожаный, с металлическими заклепками и креплениями для оружия. Пояс надевали мальчику в 10 лет. На нем была одна металлическая заклепка. Через 10 лет на пояс ставили вторую заклепку, в 30- третью и т.д. По заклепкам можно узнать, сколько лет хозяину. Женский наряд перекликается с татарским, азиатским. Характерен пояс с крупной пряжкой.

Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения - штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя .

Табасаранцы. Табасарань - это высокогорный район. Его жители славились тем, что ткали ворсовые ковры, которые делались из шерсти. Везде на Кавказе в семьях радовались рождению мальчика. А в селении Табасарань ценилось рождение девочки: это еще одни руки для ткачества ковров. В каждой семье был станок, и девочки ткали ковры с малых лет. Безворсовые ковры, на изнанке не обрезаны нитки: сумах- техника плетения.

Табасаранцы. Традиционный мужской костюм общедагестанского типа - нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь - низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды были пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри. Традиционный женский костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение -передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом.

Раньше по национальному костюму Дагестана можно было определить возраст человека, его социальное положение, денежные накопления и даже аул, откуда он родом. Сегодня такие костюмы надевают преимущественно на праздничные мероприятия и театральные представления. Однако молодое поколение умеет ценить историческую значимость и красоту национальных нарядов, поэтому костюмы принято передавать из поколения в поколение.

Из истории дагестанского костюма

Национальный костюм Дагестана в том виде, каким мы знаем его сегодня, сложился не сразу. Его история началась еще в Средние века. Мужские костюмы состояли из белой рубашки, темных штанов (серых или черных), бешметов, сапог, папахи из меха и приталенной черкески с газырями.

Черкеска могла быть длиной до колена или даже ниже, до щиколотки, рукава книзу имели расширение. Ее подвязывали узким ремешком, на который вешали кинжал или пистолет.

Газыри имели колпачки, выполненные из слоновой кости или серебра. В них хранился порох из расчета: один колпачок - один выстрел.

В холодное время года дагестанские мужчины носили бурку из овечьей шерсти, а в качестве обуви – ичиги или сафьяновые сапоги.

Женские костюмы характеризовал относительно свободный крой. Жительницы равнин предпочитали одежду из шелка: рубашка, штаны, платье, красную сафьяновую обувь (из кожи козы), головной платок.

Женщины, жившие в горах, предпочитали широкие длинные платья и штаны с изящным золотым узором на боковинах. В качестве обуви носили чувяк или сапоги, а головной убор в каждой местности несколько отличался. Волосы аккуратно убирали под шапочку-чухту, поверх которой надевалось покрывало, а затем узорчатый платок.

Цвет костюма и разнообразие украшений указывали на социальный статус обладательницы такого наряда, ее материальные накопления и возраст. Молодые дагестанки предпочитали яркие цвета в одежде и ткани с орнаментом, женщины постарше выбирали, преимущественно, одежду темных оттенков.

Особенности национального дагестанского костюма

В Дагестане проживает более семидесяти народностей (аварцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, даргинцы и другие), каждая из которых имеет свой костюм. Несмотря на это, всем национальным костюмам Дагестана присущи некоторые общие детали: использование рубах (тунико- и платьеобразных), туник, чухты, чалмы, платков и бешмека.

Эти вещи шились из ярких тканей и украшались узорами или вышивкой (природные орнаменты, животные). Узоры могли нести символическую функцию – выступать в качестве оберега, или эстетическую.

Наряды для торжественных случаев украшались серебром, золотом и драгоценными нарядами. В качестве дополнительных украшений женских костюмов использовались: браслеты, монеты, пояса, кольца.

Доминирующими цветами в костюмах были: белый, черный, красный. Белый цвет считался символом чистоты и использовался во время свадеб. Красный означал благополучие и достаток в доме, черный оттенок имел магический подтекст и символизировал неразрывную связь с предками.

Многослойность – характерная особенность всех дагестанских костюмов. На голову принято было надевать сразу несколько платков, под платье поддевали штаны. В дополнение к наряду использовалось много украшений, считавшихся неотъемлемой составляющей национального образа.

Составляющие женского и мужского наряда

Помимо всех обязательных элементов одежды, костюм дагестанских мужчин включал папаху – головной убор, считавшийся у кавказских народов символом чести. Те, кто имели хороший достаток, красовались в каракулевой папахе, люди простые довольствовались этим же изделием, но из овчины. Сбить папаху с головы считалось оскорблением, а подарить такой головной убор – знаком дружбы.

Отличие женских нарядов в разных районах страны были гораздо сильнее, чем у мужских моделей. Так, на юге Дагестана носили многослойные богато украшенные костюмы. Сначала надевалось шелковое платье прямого кроя, а уже затем валчаг – верхнее распашное платье. Весь костюм украшался золотом, драгоценными камнями, изысканным узором. Излюбленными цветами были красный, фиолетовый, зеленый. На голову повязывали платок из шелка.

Национальные наряды Дагестана сегодня

Современные дагестанские девушки носят приталенные платья, позволяющие подчеркнуть стройный силуэт. В качестве украшений используются драгоценные камни, обувь – на высоких каблуках. Женщины бальзаковского возраста предпочитают свободные платья-балахоны. Цвета, преимущественно, выбирают черные, так как они представляют фигуру в выгодном свете.

Те, кто трудится на полях или занимается хозяйственными делами, выбирают комфортные халаты и меховые жилетки в холодный сезон, тонкие, свободного кроя платья – в теплый

Дагестанские мужчины предпочитают надевать штаны и рубашки, ничем не отличающиеся от одежды каждого современного человека.

В Дагестане проживает 72 народности. Представители каждого народа имеют свой особенный исторически сложившийся национальный костюм. Сегодня нередко старинные искусно сделанные национальные костюмы на торжественные мероприятия и праздники одевают старейшины и даже официальные лица. Красота национальной одежды и ее историческая значимость высоко ценится и молодым поколением дагестанцев. Костюмы бережно хранят и передают по наследству.

Для начала давайте рассмотрим особенности мужского и женского костюма жителей Дагестана.

Мужской костюм

Мужской национальный костюм у всех народов Дагестанской республики практически не отличается от одежды других народов Кавказа.

Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.

Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.

Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.

Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха - это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.

От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги - ичиги.

Женская одежда

Костюмы дагестанских женщин очень разнообразны, отличаются широкой цветовой гаммой, кроем, отделкой и украшениями. Женская одежда со временем изменилась гораздо меньше мужской, отражала этнические особенности, нравы и обычаи древности, территорию проживания.

Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальное положение и богатство. Молодые девушка одевались в одежду ярких цветов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду.

Как уже говорилось выше, одежда различалась у представителей народностей, проживавших на разных территориях. Предлагаем более подробно рассмотреть особенности национального костюма в различных частях Дагестана.

Нагорный Дагестан

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубаха туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, что длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка - чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

Южный Дагестан

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма - многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Второй особенностью женского костюма являлось обилие украшений на платье. Одежда была отделана драгоценными камнями и золотыми и серебряными монетами, расшивалась крупными узорами.

Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета.

На голове женщины носили шелковые или шифоновые платки.

Кумычки и чеченки

Традиционным у кумычек и чеченок-аккинки было распашное платье-къабалай с широкой длинной юбкой.

Платье было украшено двойными застежками и серебряным филигранным поясом на талии. Къабалай имело двойные рукава: нижние - узкие длинной до кисти руки и верхние - широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу.

На голове носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди.

Ногайки

Костюм ногайцев более всего походит на среднеазиатские одежды. Наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.

Женщины носили стеганый кафтан-бешмет. Головным убором молодых девушек были красивые тюбетейки, а для женщин старшего возраста платки.Сегодня на российском рынке появляется всё больше фирм и компаний, предлагающих качественную офисную технику. Вместе с тем, предложения эти зачастую оказываются неприемлемыми по цене… И лишь немногие фирмы предлагают свои покупателям технику, отличающуюся приемлемым балансом цена-качество. Среди этих фирм - и интернет магазин «VSEPRINTERA.RU», предлагающий принтеры и расходные материалы к ним. Чтобы , обязательно зайдите на вебсайт магазина!

Зажигательная лезгинка - танец известный всем. А что мы знаем о самих лезгинах, их национальной одежде и традициях?

Лезгины - народность, населяющая территории Южного Кавказа, Азербайджана, Дагестана. Они имеют собственные самобытные традиции, обычаи и культуру, отличные от соседних народов. Национальный костюм, это не просто одежда, а материальное воплощение культурных ценностей, где каждый элемент имеет собственный смысл и значение.

История

Основными тенденциями в костюме являются детали, общие для народов Кавказа и Азербайджана:

  • Бушлаты и белые рубахи у мужчин;
  • Длинные платья свободного кроя у женщин;
  • Многослойность наряда и головных уборов.

Изначально, национальный костюм Лезгинских женщин состоял из длинной рубахи и шаровар, которые кокетливо выглядывали из-под подола. Рубаха имела длинные рукава и воротник-стойку и подпоясывалась на талии.

В XIX веке в гардеробе появляются платья. Юные девушки носили яркие цвета, а более зрелые предпочитали тёмные.

На формирование мужского традиционного наряда оказали влияние быт и образ жизни лезгинов. В большинстве своём, мужчины занимались скотоводством, земледелием и охотой. Это и отразилось в одежде: длинный бушлат из плотной ткани, удобная обувь и папаха, защищающая голову от холодных горных ветров.

Мужские и женские национальные костюмы сегодня

Несмотря на прошедшие века, традиции национального костюма живы в семьях лезгинов. Наряды одевают на праздники и торжества, а каноны их изготовления передаются из поколения в поколение.

Женский костюм

Лезгинки носили булушки - традиционные платья свободного кроя с широкими рукавами. Их расшивали яркими узорами, бусами и монетками. Считалось, что это отгоняет злых духов. На голову надевали чепец-чутху, под которым прятали волосы. Сверху одевались расшитые платки. Под платьем обязательны штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой.

На ногах одеваются вязаные носки, поверх которых носят обувь из тонкой сыромятной кожи. Так ноги защищаются от холода и сырости. Разумеется, национальная женская одежда - это феерия цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и синие цвета в сочетании с блеском и звоном многочисленных украшений.

Мужской костюм

Мужчины-лезгины одевались более скромно, в традиционные кавказские бешметы - специальные суконные кафтаны тёмных тонов. На груди размещали специальные пеналы с порохом для удобства зарядки ружей на скаку. Одежда мужчин имела свободный крой в плечах, чтобы не мешать в схватке. Под кафтан одевали белую рубаху и плотные суконные шаровары.

Зимой дополнительно одевали папаху из овечьего меха. Нарядные праздничные костюмы украшаются тесьмой, из которой выполняют узоры на груди и спине. Праздничная одежда-черкеска, одевалась лишь на большие торжества, призвана была показать статус и достаток мужчины. Кроме того дополнялся наряд расшитым поясом с кинжалом в узорчатых ножнах

Из каких материалов шьют, особенности

Современный женский костюм лезгинки изготавливают из тонких, струящихся тканей: шёлка, атласа, шифона. Для мужского же традиционно используют чёрное, красное или белое сукно, или костюмную ткань. Танцевальные, сценические наряды делают из более эластичных материалов, чтобы не стеснять движения танцора.


Сейчас лезгинки всё чаще выбирают наряды приталенные, подчёркивающие фигуру, оставляя более свободные платья традиционного кроя пожилым. При этом головной убор остаётся неизменным атрибутом лезгинок, как представительниц мусульманских народов Кавказа.