Психологические особенности детей сирот кратко. Теоретические аспекты психологии детей-сирот раннего возраста

1.3 Социально психологические особенности детей сирот

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам "момент отторжения". Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах – 3,4%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.


1.3.1 Социально – психологические особенности детей – сирот младенческого возраста

В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах. Только благодаря общению с взрослыми становится возможным усвоение детьми общественно – исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому.

Потребность в общении не остается неизменной, она развивается и выступает одной из характеристик формы общения. На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности ребенка в общении расширяется от потребности в доброжелательном внимании взрослого к потребности в сотрудничестве с ним, затем в уважении и, наконец, в сопереживании и взаимопонимании.

Формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая пятью параметрами:

1) временем возникновения в онтогенезе;

2) местом, занимаемым данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основным содержанием потребности, удовлетворяемой детьми в ходе данной формы общения;

4) ведущими мотивами, побуждающими ребенка на определенном этапе развития к общению с взрослыми;

5) основными средствами общения осуществляются коммуникации ребенка с взрослыми.

В соответствии с приведенной классификацией на первом году жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.

Ситуативно – личностное общение считается сложившимся, когда в поведении ребенка присутствуют следующие четыре признака, соответствующие перечисленным выше критериям наличие потребности в общении:

1) взгляд в глаза взрослого (этот признак появляется примерно в трехнедельном возрасте и свидетельствует об активности ребенка), направленной на восприятие воздействий взрослого (он выражает интерес ребенка к людям);

2) ответная улыбка на воздействие взрослого (она возникает в конце первого месяца и представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения с взрослыми);

3) инициативные улыбки, двигательное оживление и вокализация (попытки привлечь к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей);

4) стремление продлить эмоциональный контакт с взрослым (оно выражается в готовности младенца перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого) для привлечения и удержания внимания взрослого.

Для второго полугодия жизни на первый план выходит ситуативно-деловое общение. Для него характерны следующие признаки:

1) удовлетворяет потребность не только в доброжелательном внимании, но и в сотрудничестве со взрослым;

2) ведущими мотивами становятся деловые, так как взрослый становится для ребенка как образец для подражания, эксперт по оценке умений, помощник, организатор и участник совместной деятельности;

3) в качестве средств общения помимо экспрессивно – мимических используются предметно – действенные операции.

Ребенок первого года жизни, воспитывающийся в семье, представляет собой самое жизнерадостное и счастливое существо в мире. Он максимально открыт людям, доверчив и доброжелателен, всегда готов к общению. Его бесконечно радует все вокруг, все вызывает интерес и любопытство: люди, игрушки, животные, происходящие события; свои чувства малыш выражает незамедлительно и бурно. Он постоянно находит себе занятие: рассматривает окружающее пространство, игрушки, различные предметы, наблюдает за происходящим, стремиться обследовать то, что попадается под руку, настойчиво добивается внимания взрослого. Легко отзываясь на радующие события, малыш также скоро и энергично реагирует на неприятности, громким плачем оповещая о них взрослых и требуя их незамедлительного вмешательства.

Иная картина наблюдается в домах ребенка. Уже в первом полугодии жизни весь облик малыша отличает его от ровесников, воспитывающихся в семье. Это гораздо более спокойное, недокучливое и некапризное существо. Большую часть времени бодрствования малыш проводит в безучастном созерцании потолка, сося палец или игрушку. Время от времени он оживляется, увидев взрослого или встретившись взглядом с другим ребенком, но быстро отвлекается и вновь застывает в неподвижности, глядя в одну точку.

Во втором полугодии жизни различия между детьми, воспитывающихся в разных условиях, увеличиваются. Малоинициативный, тихий, ненавязчивый, безразличный к окружающему, боязливый малыш, воспитывающийся в доме ребенка, разительно отличается от активного, радостного, любознательного, лепечущего, требовательного ребенка из семьи. Не случайно, поэтому общение у младенцев из дома ребенка, хотя и обладает теми же закономерностями, что и в семье, имеет ряд отклонений.

Потребность в общении у воспитанников дома ребенка обнаруживается позже, чем у детей из семьи. Само общение протекает более вяло и имеет смазанную форму. Комплекс оживления выражен слабо, возникает с трудом, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого. В результате отставания развития ситуативно-личностного общения задерживается появления и предметно -манипулятивной деятельности, и ситуативно-делового общения. Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности взрослого, дефицит эмоционального общения приводит к тому, что ребенок и во вторым полугодии стремится к ласке взрослого в примитивной форме физического контакта и не принимает предлагаемого ему сотрудничества. Вялое, однообразное манипулирование с предметами протекает отдельно от общения.

Отклонение в развитии ведущей деятельности и общения не могут не сказаться на особенностях складывающейся личности ребенка, ее эмоциональной сферы, познавательной активности, на взаимоотношениях с окружающими людьми, со взрослыми и сверстниками.

Развитие эмоциональной сферы у детей-сирот протекает иначе, чем у обычных детей. У детей-сирот при положительных воздействиях взрослого отличается менее разнообразный репертуар эмоциональных проявлений, чем в других группах (яслях). У сирот почти отсутствует смех, радостные вскрики и яркие улыбки, очень мало вокализации, двигательное оживление слабое. Обычные дети гораздо эмоциональнее, у них наблюдается много разнообразных улыбок, выразительных взглядов, смех, бурное двигательное оживление. Кроме того, у них в конце полугодия появляются и отрицательные эмоции: смущение, кокетство, настороженность, которые отсутствуют у детей-сирот.

Дальнейшее сопоставление эмоциональных проявлений у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка и младенцев, воспитывающихся в семье, показало, что воспитанники дома ребенка позже, чем семейные дети начинают дифференцировать положительные и отрицательные эмоции взрослого, сами выражают меньше эмоций. На этапе ситуативно-личностного общения необходимый опыт общения не приобретается, потому дети-сироты не подготавливаются к ситуативно-деловому общению во втором полугодии жизни.

Итак, у детей, воспитывающихся в доме ребенка и испытывающих общения, развитие эмоциональной сферы страдает по целому ряду характеристик. У них меньше эмоций по количеству, качеству, чем у детей из семьи, эмоциональные проявления бедны, невыразительно. Помимо уплощенности эмоциональной сферы у воспитанников дома ребенка наблюдается менее точно различение эмоций взрослого, задержка дифференцирования положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. Из-за слабой чувствительности к отношению взрослого в определенной мере тормозится развитие познавательной деятельности младенцев, овладение ими предметными манипуляциями и, в конечном счете, их общее психическое развитие.

Отсутствие системы аффективно-личностных связей, их подмена формальными, поверхностными отношениями, складывающимися в процессе ухода между персоналом и воспитанником дома ребенка, приводит к тому, что ребенок не научается разделять свои переживания со взрослыми, от чего сами эти переживания остаются недостаточно глубокими и яркими. Преобладание объектного отношения по взрослому лишает младенца средств, позволяющих преодолевать с помощью взрослого страх, а также и стимула к активной познавательной деятельности. Отсюда как следствие задержки и искажения в личностном развитии детей и их познавательной активности.

Особенности общения со взрослыми проецируется в систему отношений ребенка к взрослому и окружающему миру. К условию дома ребенка эти отношения поверхностны, мало пристрастны, слабо дифференцированы. Общее индифферентное отношение к окружающему тормозит познавательное развитие ребенка. В условиях семьи, при наличии любящих взрослых, постоянно общающихся с младенцами, у детей складывается система аффективно-личностных связей, опосредующих все взаимодействия с миром. Обмен впечатлениями с близкими взрослыми делает значимыми для младенцев те или иные объекты или события, формирует к ним пристрастное отношение, способствует адекватности восприятия окружающего, обеспечивает вхождение младенца в мир людей.

На протяжении первого года жизни у детей начинает постепенно складываться образ самого себя, в котором находит отражение отношение окружающих взрослых.

Так, формируется в образе себя отношение ребенка к себе, является проекцией отношения к нему взрослых, выражаемого в процессе общения. Общение с младенцем в семье и в закрытом детском учреждении различается помимо количественной характеристики качественно, то есть общение персонала личностно не ориентированно, взрослые не видят в ребенке уникальной личности, не наделяют ее ценностной значимостью, не практикуют к нему личностного отношения, что и находит отражение в особенностях образа себя младенцев.

Если у семейных детей можно отметить своевременное формирование субъектного отношения к себе, субъектности, как стержня образа себя, задающего как бы точку отсчета в восприятии своих проявлений и отнесении их к себе, то у младенцев без родителей, при неполноценном эмоционально-личностном общении, когда именно субъектность не задана взрослым, уже во втором полугодии наблюдается искажения развития: равнодушие, отсутствие положительного эмоционального отношения к своему отражению, которое со временем становится отрицательным (испуг, неприязнь), чего никогда не наблюдается у семейных детей.

Дефицит эмоционального, ситуативно-личностного общения в первый год жизни, отсутствие любовного, нежного отношения, персонально выражаемого каждому малышу, привели к тому, что у детей не сложилось четкое положительное самоощущение, переживание своей субъектности, личностной значимости для окружающих людей. Отношение персонала к воспитанникам дома часто субъектно не ориентировано, к детям относятся как к объектам ухода и воспитательных воздействий. Тогда как в семье уже с первых дней жизни близкие взрослые наделяют малыша ценностной значимостью, авансом практикуя к нему отношение как к "уникальной" личности. Именно такое отношение и является тем "зеркалом", всматриваясь в которое ребенок строит образ самого себя. Воспитанники дома ребенка, не испытывая субъектно ориентированного, личностного отношения к себе со стороны взрослых, не имеют и четкого, положительного эмоционально окрашенного самоощущения.

Таким образом, у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, наблюдаются определенные отклонения в становлении важнейших психологических образований: искажение образа себя, задержки в становлении субъектного отношения к самому себе и замедленное и неполноценное развитие первого личностного образования – активности.

Таким образом, можно сделать вывод, что ведущей линией психологического развития в младенческом возрасте выступает общение со взрослыми, а у воспитанников дома ребенка при более поздних сроках формирование этой потребности в первом полугодии жизни отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослыми и ситуативно-деловом общении. Кроме того, на протяжении младенчества у воспитанников дома ребенка не складывается субъектно, личностно ориентированного общения со взрослыми в той форме, как это естественно происходит во взаимодействии с близкими взрослыми у детей, воспитывающихся в семье.

Эти выводы помогут мне воспользоваться более эффективными методами PR-технологий влияющими на сознание населения Ярославской области. Глава II. Исследования форм презентации и содержание информации о детях-сиротах в СМИ II.1 Анализ региональных СМИ освещающих проблему альтернативных способов социализации детей-сирот При исследованиях публикации, ...

Рассмотрения и детального анализа самого процесса социализации, как в целом, так и у каждого конкретного ребенка. Глава 11. Исследование условий и особенностей процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома 2.1. Анализ опыта работы по организации учебно-воспитательного процесса детских домов на примере областного детского комплекса семейного типа « ...

Говоря о типичных проблемах детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, следует особо подчеркнуть их социальную дезадаптацию, нарушения эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной и ценностной сфер личности, отставание в физическом развитии, наличие нервно-психических расстройств.

Можно выделить два ведущих симптомокомплекса, определяющих высокий уровень психической дезадаптации детей-сирот: эмоционально-волевую неустойчивость и неразвитость коммуникативной сферы. Определяющим фактором, приводящим к дисгармонии личности и психической дезадаптации, является ранняя депривация ребенка. При этом психологическая дезадаптация усиливается при длительном сроке пребывания в детском доме. Так дети, находящиеся в сиротском учреждении с рождения и пребывающие в нем длительное время, отличаются высокой тревожностью, неадекватностью эмоциональных реакций, сниженной активностью и волевой регуляцией. Помимо фактора ранней психической травматизации, негативное влияние на психологическую адаптацию детей-сирот оказывает неконструктивная оценка их личностных особенностей педагогами и воспитателями. Пассивность, эмоциональная изоляция ребенка воспринимаются сотрудниками интернатных учреждений как позитивные характеристики, отражающие дисциплинированность детей и, следовательно, поощряются, в то время как активность, лидерство, творческие проявления, неординарность, эмоциональная открытость подавляются.

Для детей-сирот характерно нарушение механизмов эмоциональной привязанности. В психологии под привязанностью понимают стремление к близости с другим человеком и желание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого человека, для детей же это -- жизненная необходимость. Младенцы, лишенные эмоционального тепла, могут серьезно болеть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, что крайне негативно сказывается на их познавательной активности и интеллекте. Вся внутренняя энергия ребенка уходит на попытки справиться с тревогой и поиски эмоционального тепла в условиях его постоянного дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно интенсивное и эмоционально позитивное общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота со стороны взрослых о физическом и психическом здоровье и недостаточность общения приводят к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

Потребность в привязанности у детей врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Выделяют следующие типы привязанности:

1) негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет внимания, даже негативного, провоцируя родителей на наказания и стараясь вызвать их агрессию. Это становится для ребенка единственным подтверждением наличия между ним и родителями хотя бы какой-то эмоциональной связи. Появляется как в результате отвержения, так и гиперопеки;

2) амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: привязанность-отвержение, любовь-ненависть. При этом перепады в отношении являются резкими, довольно частыми, сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители сами непоследовательны и амбивалентны в своем отношении к ребенку;

3) избегающая-ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив поведения -- недоверие и враждебность. Возникает, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, и чувство горя не пережито полностью, либо если разрыв воспринимается как предательство;

дезорганизованная - ребенок научился выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привя занности в пользу насилия. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

По мнению Е.Г. Трошихиной, нарушение механизмов эмоциональной привязанности обусловливает такое явление как «множественное материнство». Многие дети-сироты не способны дифференцировать взрослых на своих и чужих. Например, всех женщин, работающих в детском доме или приходящих в качестве волонтеров, они готовы называть «мамой», при этом, оказавшись в новой семье, часто остаются по отношению к приемным родителям эмоционально холодными, отчужденными.

Другая особенность развития воспитанников детского дома выражается в неудовлетворительном состоянии здоровья, низком уровне физического развития, в нарушении деятельности центральной нервной системы (более 50 % воспитанников имеют задержку психического развития), в недоразвитии речи. Выявлено значительное отставание детей из детского дома по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семьях, и по показателям интеллектуального развития.

Перечисленные факторы крайне негативно сказываются на общем развитии детей-сирот, что обусловливает необходимость функционирования внутри каждого интернатного учреждения комплексной психолого-социальной службы.

Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Основой социализации детей-сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучения становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования. В 1999 году из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот выпущено 7057 человек. Из них поступило в ПТУ 3705 человек, в средние специальные учебные заведения - 2013 и в вузы - 306 человек. На работу было устроено 609 чел.

Воспитание и образование детей-сирот - актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы - апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многое из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и др.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» - был бомжем, находился под следствием либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.

Заболеваемость детей в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4-х классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушение психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы - причина различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это усложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать, что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие.

Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах - от полутора до 18 лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.

Чтобы сформировать у детей сирот адекватную мотивационную сферу, в процессе работы по программе сопровождения социально-психологической адаптации, необходимо знать их личностные и психологические особенности.

Самым главным фактором их особенностей является депривация, т.е. недостаточное удовлетворение основных психических потребностей в течение длительного времени и в серьезной степени. Это потребность ребенка в любви и привязанности, безусловном его принятии.

В первую очередь это материнская депривация. Мама - это самая важная «потребность» ребенка, потому что, через неё могут быть решены все остальные потребности. Как правило, мама в жизни каждого, это тот человек, который действительно любит нас по-настоящему, какими мы не были, она вкладывает в нас всю себя, отдавая нам самое лучшее. Она заботится о нас, дает нам первые уроки о добре и зле, прививает культуру поведения, помогает в решении трудных проблем и задач с самых юных лет. Она художник нашей души, и её краски самое главное для нас.

Отсутствие матери, её любви и заботы полностью меняет внутреннюю картину человека, где должно быть дружелюбие- агрессия. Там, где есть место воспитанности и морали- бунтарство, хулиганство, воровство и ложь.

Непонимание себя, соответственно и другими ломает психологическую структуру ребенка сироты.

Помимо «материнской депривации» выявлены и другие разнообразные причины отставания детдомовских детей. Это и серьезное обеднение среды за счет резкого снижения в яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), а также - уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), к тому же накладывается и уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация)

Воспитанники детских учреждений страдают и от множественности социальных контактов. В ситуации с постоянно меняющимися взрослыми ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он становится к ним равнодушен . В семье мать - единственный взрослый, постоянно заботящийся о малыше, в то время как в детских учреждениях всегда несколько воспитателей. В 1951 г Дж. Боулби «Материнская забота и духовное здоровье» раскрыл необходимость связей ребенка именно с биологической матерью. Правда, некоторые доводы являются спорными, но, несомненно, интересными и поучительными. Оказывается, дети, потерявшие мать сразу после рождения, отличаются от сверстников, осиротевших в 6-месячном возрасте или еще позднее. Для последних, познавших связь с матерью и затем потерявших ее, стали характерны антисоциальные черта поведения: они превратились в бродяг, многие имели столкновения с законом. Для детей, оказавшихся без матерей сразу после рождения, были также характерны эти черты. Они выросли замкнутыми, неконтактными людьми, но не превратились в антисоциальные элементы, не вступали в противоречия с общепринятыми правовыми нормами и системой социальных ценностей. Причину антисоциального поведения психология может объяснить при помощи одного магического слова: фрустрация. Это состояние личности в момент, когда ее деятельность, направленная на достижение какой-либо цели, сталкивается с препятствием. По сути дела, это не что иное, как чувственная проекция фиаско. Когда ребенок теряет мать, т.е. утрачивает уже сформировавшуюся между ними связь, у него наступает тяжелое фрустрационнoe состояние. Фрустрационное состояние особенно опасно, если возникают множественные потери, в этом случае, хотя и неосознанно, оно проявляется в антисоциальном поведении, в форме мести по отношению ко всему обществу.

Политропность привязанностей ребенка (наличие многосторонних и прочных связей с окружающими взрослыми) на заре человечества эффективно способствовала выживанию потомства. Есть мнение, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания, задерживает нормальное развитие ребенка. Норма зависит «от количества и качества впечатлений, которые он получает в процессе общения со взрослыми, от овладения различными видами деятельности». Но в наши дни психологи едины во мнении: даже самая плохая семья лучше самого хорошего детского дома. Ведь в семье ребенок чувствует, видит, слышит не только как надо жить и что нужно знать в действительности: отношения людей друг к другу, оценки и суждения, переживания и размышления. На формирование личности ребенка решающее влияние оказывает как раз то, что есть «на самом деле». «...Разгадку «ставшей» личности надо искать на ранних этапах ее развития, т. е. в детстве» - считал В. В. Давыдов

Большинство примеров вступления в самостоятельную жизнь 14 - 15-летних выпускников из числа детей-сирот свидетельствует и о трудностях, связанных с лишением привычных опеки и образа жизни. К тому же «подростковый возраст, трудный, критический для любого человека, таит особые опасности для воспитанников детских домов»

Исследователи называют три ключевых области психического развития для формирования личности в этот сложный период:

  • - развитие самосознания, временной перспективы;
  • - профессиональное самоопределение;
  • - становление психосексуальной идентичности .

Стремление познать себя, свой внутренний мир, самоотношение, потребности в самоутверждении, самовыражении актуальны для подростков. Наличие друга для подростка стимулирует повышенное внимание к личностным качествам и собственным, важным для дружбы, и другого человека. Дети-сироты постоянно находятся в ситуации обязательного общения с достаточно узкой группой сверстников. У них нет возможности выбора: общаться или нет. Контакты со сверстниками воспринимаются как стабильные и неизбежные, которые подросток-сирота по собственной воле изменить не может. Поэтому часто его представления о себе как о друге и о своем умении понять внутренний мир другого человека занимают незначительное место. К тому же, если самоутверждение у подростков из семьи идет через активное противопоставление себя привычным нормам, то у ребят из детского учреждения - через приспособление к этой ситуации, они проявляют больше зрелости, умения подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях.

Протест против опеки и ценность собственной точки зрения типичны для старших подростков. У детей, воспитывающихся вне семьи, не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умение самостоятельно организовывать свою жизнь, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное - признание необходимости контроля. Отмечается и то, что мир интересов воспитанников интерната несравненно беднее (за исключением спортивных). Твердая регламентация поведения в детских домах значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни, работы, распределении времени и т. п.

Обращает на себя внимание и отсутствие такого актуального аспекта для личностного становления как несформированность произвольной саморегуляции поведения: неумение организовать свою деятельность, привычка к пошаговому контролю, несдержанность в общении с взрослыми и сверстниками.

Самооценка воспитанников интерната основывается преимущественно на оценках окружающих, а не на собственных критериях. Известно, что преимущественная ориентация на оценку окружающих характерна для детей младшего школьного возраста, а сочетание ориентации на самооценку и оценку окружающих - для подростков Как видим, образ Я у детей-сирот развивается более медленно, по другому пути, чем у подростков, растущих в семье.

Существенны различия и в становлении временной перспективы в этом возрасте. В исследованиях, посвященных изучению психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, показано отсутствие мотивов и представлений, связанных не только с будущим, но и с прошлым. Дети-сироты живут только сегодняшним днем, настоящим. Более того, отсутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению перспективы будущего.

Важен для становления личности переход к реальным намерениям в отношении к будущей профессии - профессиональное самоопределение. В свое время отечественные исследователи отмечали, что у ребят, растущих вне семьи, рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности, поэтому отношение к ее выбору у них, как правило, непротиворечивое . Подросток из массовой школы, выбирая «земную», более соответствующую своим способностям и объективным обстоятельствам жизни профессию, отказывается от своих детских надежд и мечтаний, совершает акт сознательного самоограничения, необходимого в профессиональном самоопределении. За воспитанника детского дома этот акт совершали другие, акт профессионального самоопределения превращался в профессиональное определение. Это неблагоприятно сказывалось на ходе личностного развития. Личность должна нести ответственность за свой выбор по жизни. Суть работы состоит в повышении самооценки подростка-сироты, выстраивании модели самоопределения на этой основе (ты сможешь и должен!), формировании нового содержания временной перспективы будущего.

Становление системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине составляют содержание феномена «психосексуальной идентичности». Это и есть третья ключевая область психического развития, требующая наибольшего внимания педагогов, работающих с обучающимися-сиротами данного возраста. Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации ими взаимоотношений в семье, образа семьянина.

Перечисленные особенности психического развития детей-сирот лишают, во-первых, важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; а во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. Формируется замкнутый круг.

Необходима специально организованная психологическая помощь, обеспечивающая воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Все это может быть осуществлено при условии постоянной работы в педагогическом коллективе профессионального психолога.

Определение понятия
С педагогической точки зрения, сиротство - негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся по той или иной причине попечения родителей.
Типология сирот
Можно выделить следующие группы сирот:
1. собственно сироты: несовершеннолетние дети, чьи родители умерли;
2. «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав;
3. «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
4. интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании;
5. домашние условные сироты: ребёнок живёт с родителями, но им не до ребёнка.
Причины сиротства
К причинам сиротства относятся: ухудшение материального положения населения, его социально-экономическое расслоение, межнациональные конфликты, появление беженцев, урбанизация, кризисное состояние систем образования и воспитания. Все эти факторы характерны для многих стран и разрушительно воздействуют на семью, в результате чего не только снижается уровень рождаемости, увеличивается число неполных семей, появляются дети-бомжи, дети-изгои, дети-беженцы. Ребенок-сирота живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей.
Отмечается рост социальной дезорганизации семей, материаль¬ных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, нездоровых отношений между ними, слабости нравственных усто¬ев.
Среди неблагоприятных факторов сиротства зна¬чительное место занимает увеличение числа неполных семей.
Следующий фактор - преждевременная смертность населения, чаще всего из-за неестественных причин. Причём такого рода смертность за последние несколько лет резко возросла.
Увеличивается недееспособность родителей, в том числе из-за психических заболеваний. В настоящее время в России ежегодно около 2,8 тыс. женщин рожают в возрасте 15 лет; 13 тыс.- в 16 лет; 36,7 тыс. в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не до¬стигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего чис¬ла родившихся. В группе неполных семей с несовершеннолетними матерями отмечается высокий уровень материнской депривации; около 1% всех новорожденных становятся сиротами уже в первые дни жизни вследствие отказа от них матерей в роддомах.
Причины психологических отличий детей сирот
Дети-сироты обладают как общими чертами, присущими всем детям, так и имеют некоторые различия.
Есть несколько факторов того, что личностные особенности сирот отличны от особенностей других детей.
Во-первых, основная часть детей, сосредоточенных в наших интернатных учреждениях, имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности, наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией; происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией. Именно «отказные» дети чаще имеют врожденные физические и психические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Кроме того, дети, помещенные и детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь, это умственная отсталость и шизофрения.
Во-вторых, вредным является уже само вынашивание нежеланной беременности потенциальными «отказницами» (бросающими новорожденных в родильных домах). Стрессогенное воздействие вынашивания такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития между матерью и ребенком, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними. У большинства будущих «отказниц» во время беременности отмечаются психические нарушения: истероформные реакции, депрессивные состояния, психовегетативные нарушения, обострения психических, соматических хронических заболеваний. Важным патогенным фактором являются связанные с психическими отклонениями нарушения поведения таких беременных: гиперактивность, неудачные попытки прервать беременность, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и пр.
Третьим патогенным фактором, который проявляется у более старших детей-сирот, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичны для социального сиротства безнадзорность и гипоопека. Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ их жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.
Остро в таких семьях стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви, недоедают, не посещают организованные детские коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит к уходу их из дома.
Четвёртый фактор - экзогенные патогенные агенты (инфекционные, токсические, травматические) могут привести к нарушению формирования и развития мозга во внутриутробном, природовом или раннем постнатальном периоде. Среди них значительное место занимают внутриутробные инфекции. Важное значение придается вирусным инфекциям, перенесенным матерью во время беременности, особенно в первом ее триместре. Наиболее выраженный патологический дефект наблюдается при краснухе беременных и эпидемическом паротите. Опасны для будущего ребенка заболевания матери во время беременности корью, инфекционным гепатитом, ветряной оспой, полиомиелитом, гриппом. К внутриутробному поражению мозга плода и возникновению умственной отсталости, а также множественных пороков развития - могут привести латентные и хронические инфекции матери: токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др.
Пятый фактор - качество воспитательного процесса в соответствующих учреждениях, как то: не учитываются психические и индивидуальные особенности ребенка; воспитателями используется сила зависимости ребенка от их настроения, внимания, авторитета для управления его поведением; нет понимания того, что здоровье и развитие ребенка зависит не только от правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта; в детских домах сохраняется жесткая регламентация и монотонность образа жизни, отсутствие свободы выбора в поведении и пр.
Шестой фактор - это психическая депривация, то есть психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не представляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Депривационная ситуация у ребенка - особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей.
Седьмой фактор - нарушение привязанности. Привязанность можно определить как близкие, теплые, эмоционально-психологические, устойчивые во времени связи индивидуума с людьми, осно¬ванные на любви отношения между человеческими существами. Такого рода связи формируются в течение всей жизни человека с разными лицами: родителями, родственниками, сексуальными партнерами, друзьями и т.д., и приносят радость и удовлетворение, являются ба¬зой нормального психического развития.

Психологические особенности детей-сирот
Для детей, вышедших из родительских семей с социальными, педагогическими и психологическими вредностями характерны признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.
У детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в интеллектуальной сфере обычно отмечаются значительные отклонения. Уровень общеобразовательной подготовки, как правило, низок, исключения могут составлять лишь те области, к которым ребенок испытывает особый интерес. Как уже отмечалось, это связано с нерегулярным посещением школы; невысоким интеллектуальным уровнем большинства родителей; отсутствием мотивации к успешной учебе и др. В результате дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, в большинстве случаев по уровню интеллектуального развития отстают от своих сверстников из обычных семей.
Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелей, чем раньше ребенок оторван от матери, тем дольше воздействует на него фактор этого отрыва.
В раннем детском возрасте депривация приводит к нарушениям раннего развития (отставание в общем и речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики), в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения в виде общей слаженности проявления чувств при нередкой склонности к страхам и тревоге, поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).
Тип личности, формирующийся в условиях материнской депри¬вации, называют безэмоциональным. Такой ребенок отличается вя¬лостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. Нарушение эмоциональных контактов приводит к тому, что он чувствует себя слабее других, у него развивается низкая самооценка, чувство неполноценности. Основным переживанием таких детей становит¬ся «кажущаяся враждебность мира по отношению к нему».
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанни¬ка детского дома. У части воспитанников имеются психологические проблемы противоположного плана, когда после эмоционально теп¬лого семейного детства они оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим сры¬вам.
У сирот с нарушениями привязанности могут наблюдаться различ¬ные формы психической патологии, связанные с неудо¬влетворительными межличностными отношениям как на ран¬них, так и на более поздних этапах развития. У тех, кому в детстве недо¬ставало родительского внимания и тепла значительно чаще наблюдаются явления психофизиологических и психосоматических нарушений, невротических расстройств, трудности в общении, умственной деятельности или в учебе.
У детей, воспитывающихся вне семьи с самого рождения, наблюдаются глубокие личностные отклонения. В результате смены ряда людей, которые заботятся о ребенке и к которым он привязывается, у ребенка развивается незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Образ взрослого не ассоциируется у него ни с теплом, ни с любовью. В этом случае не формируется доверие к окружающему миру.
Нарушением привязанности объясняются также различные формы эмоциональных расстройств, таких как беспокойство, гнев, депрессии, эмоциональная неприязнь. Глубо¬кие нарушения отношений в диаде «мать-дитя» служат важным фактором формирования пограничного личностного расстройства, характеризующегося размытой идентичностью, непостоянством в межличностных связях, плохим эмоциональным контролем и им¬пульсивностью, склонностью к агрессивным срывам.
Дети, у которых есть проблемы привязанности, имеют другую систему ценностей. Ребенок, переживший разлуку с родителями или их утрату, изъятие из семьи, многочисленные переезды из од¬ного учреждения в другое, от одних родственников к другим, при¬равнивает разлуку к близости. Чтобы защитить себя от боли, ко¬торую ребенок испытывает при взаимодействии со взрослыми, он старается преодолеть эту боль, создавая барьер между собой и вос¬питателем и любым взрослым. В таком случае, если по отношению к ребенку взрослые принимают обычные дисциплинарные меры (на¬пример, отстранение, невнимание, лишение похвалы и т. д.), то они добиваются того, что хочет ребенок - возможности избежать эмо¬циональной близости, что не в интересах развития ребенка и его психического состояния.
Дети, у которых наблюдается нарушение привязанности, в ожидании, что их обязательно отвергнут, специально провоцируют взрослых своим поведением на такие поступки, зачастую так и происходит: убеждая ребенка в том, что ошибся, взрос¬лый обязательно отвергнет его за плохое поведение.
Многие дети, перенесшие эмоциональные травмы, связанные с разлукой, отвержением их близкими, считают, что не заслуживают того, чтобы им кто-то уделял внимание, интересовался их дела¬ми. Развитие комплекса неполноценности, связанного с помещени¬ем ребенка в учреждения социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки, укрепляет в них уверенность в том, что они ничего не достойны, даже награда за хорошее поведение не радует их.
Дети, чьи родите¬ли заботились о них, вырастают уверенными людьми, умеющими доверять другим, способными помочь. И напротив, дети, родители которых не уделяли им достаточного внимания, становятся очень беспокойными и неуверенными в себе. Пережитые в детстве отвержение и унижение со стороны родителей могут при¬вести к возникновению у ребенка беспокойной привязанности. Это, в свою очередь, сформирует у ребенка низкий порог демонстрации поведения привязанности (слезы, стремление постоянно находить¬ся рядом с кем-то). Такая модель поведения будет перенесена во взрослую жизнь и выразится сильной бессознательной потребности в любви и поддержке. Ее продолжением могут стать попытки самоубийства, самоистязание, анорексия, ипохондрия.
Исследования и опыт практической деятельности детских психологов, работающий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечительства, показывают, что к психологическим особенностям таких детей и подростков можно также отнести:
1. Пониженную активность или, напротив, гиперактивность. Эти качества могут развиваться в связи с особой атмосферой в социально неблагополучной семье, когда ребенок или «запуган» дома или, напротив, утратил связь с родителями и формируется в условиях «улицы», где такая активность необходима для успешного «выживания». Нередко гиперактивность сопровождается склонностью ко лжи и разного рода фантазированию. Подобное качество заметным образом влияет и на его поведение в социуме и в обоих случаях может приводить к замкнутости и разного рода вызывающим, неадекватным поступкам, вплоть до криминальных. В любом случае это свидетельствует о его низкой адаптации к нормальной социальной жизни.
2. Пониженные коммуникативные способности. Они тесно связаны с предыдущей характеристикой и, как правило, выражаются в замкнутости, особенно в отношении взрослых и сверстников из обычных семей. Иногда наблюдается и обратное явление: развязность, стремление «шокировать» собеседника, привлечь внимание и показать свою неординарность и непохожесть на других. Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации. У детей - сирот трудности общения со сверстниками обусловлены низким уровнем коммуникативных навыков, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы.
3. Низкая эмоциональная устойчивость. Она, как правило, свидетельствует о перенесенных психологических травмах и выражается в повышенной обидчивости, резкой, иногда истеричной реакции на самые безобидные внешние «раздражители» Низкая эмоциональная устойчивость, как и предыдущие характеристики, заметным образом осложняет общение ребенка с внешним миром. В трудной ситуации поведение ребенка непредсказуемо.
Раз¬витие эмоционального неблагополучия может возникать в разных случаях—переживание неуспеха, отвращение к определенной пи¬ще, в ситуации жесткой регламентации. В состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети на любые мелочи ре¬агируют вспышками раздражительности. Бросается в глаза агрес¬сивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежела¬ние признать свою вину, т. е. но существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность к кон¬структивному решению конфликта. Вместо умения самому справ¬ляться с трудной ситуацией отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других.
Таким образом, в условиях детского дома у детей могут отме¬чаться эмоционально обусловленные неустойчивость, противоречи¬вость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота сим¬патий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пуг¬ливость, чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Особенно отчетливо эти осо¬бенности эмоциональных состояний выявляются у детей с психиче¬ским недоразвитием.
Дети из детского дома более агрессивны к окружающим. В их ответах содержится больше обвинений, упреков, у таких детей име¬ется тенденция отрицать свою вину и обвинять другого, то есть, по существу, доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях, что не способствует успешности в решении конфликтов в общении со взрослыми и сверстниками.
Их враж¬дебность направлена как на детей, так и на взрослых — это, очевид¬но результат лишения (детей из детского дома) родительской люб¬ви, эмоционального тепла, материнской заботы. На фоне агрессив¬ности и тревоги протекает формирование личности такого ребенка.
Определяют также следующие особенности эмоционального развития детей - сирот: пониженный фон настроения; бедную гамму эмоций; склонность к смене настроений; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональную поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию; неадекватность форм эмоционального реагирования на одобрение и замечание; повышенную склонность к страхам, нестабильность в эмоциональных контактах т.д.
4. Неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, смещение важнейших общепринятых ценностных приоритетов. В этом случае у ребенка формируется искаженное представление о внешнем мире и о своем месте и статусе в этом мире и в ближайшем социальном окружении. Как правило, внешний мир воспринимается как совершенно равнодушный или, даже, враждебный ребенку (кроме, может быть, небольшой группы сверстников со схожей судьбой), что способствует выработке соответствующих поведенческих стереотипов. В этом случае происходит формирование недоверчивости к окружающим, иногда резко негативного и, даже презрительного отношения к ним, за исключением членов «своей» неформальной группы сверстников. Самооценка в подобной ситуации может быть различной. Она резко занижена, когда ребенок чувствует себя изгоем и ощущает собственную «неполноценность» по отношению к большинству сверстников. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда самооценка неоправданно завышена. В этом случае ребенок и, особенно, подросток ощущает свое «превосходство» над окружающими, поскольку он уже приобрел негативный социальный опыт и лучше других, обычных людей «знает жизнь»».
5. Низкая работоспособность, в том числе и в отношении учебы. Это качество тесно связано с эмоциональной неустойчивостью и пережитыми психическими травмами. Кроме того, уже в силу чисто социальных причин, многие дети из неблагополучных семей нерегулярно посещают школу и не приобретают навыков к занятиям и желания учиться вообще. Равным образом отсутствие систематического трудового воспитания, часто наблюдаемое в социально неблагополучных семьях, не только препятствует приобретению элементарных навыков работы по дому, но и резко обесценивает труд как потребность человека в целом.
6. Низкие лингвистические качества (умение сформулировать свои мысли в устной и письменной форме, словарный запас, уровнем грамотности и т.п.). У детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, неразвиты лингвистические качества. Это связано с перечисленными выше факторами. Лексика их родителей, как правило, бедна, но включает в себя много жаргонных и нецензурных слов и выражений, которые достаточно быстро усваиваются детьми, особенно в раннем возрасте. Подобное наблюдается и в процессе общения со сверстниками из неформальной группы, когда использование особого «подросткового» жаргона является средством самоидентификации.
У воспитанников детского дома ограничен жизненный опыт. Главный источник информации — воспитатель. Кинофильмы со сверхсильными героями и нестандартными ситуациями не дают де¬тям адекватного представления о реальных ситуациях, в которые они попадут в жизни.
В детских домах у детей слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уров¬ню развития личности. Когда важнейшие потребности ребенка не удовлетворены, он переживает устойчивое эмоциональное неблаго¬получие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха. Такие Дети не уверены в правильности собственного поведения, своих ре¬шений: «всего боятся», «очень ранимы», «мнительны», «повышенно чувствительны» и т.п.
Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. Для учащихся вспомогательных школ-интернатов характерны антисоциальные тенденции, сильно затрудняющие их социальную адаптацию.
Помимо сказанного, детям, воспитывающимся в закрытом детском учреждении, свойственно выраженное доминирование желаний, связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов. Сиротам свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы.
Помимо сказанного, у воспитанников детских домов отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности, пристрастности в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность мышления и поведения. Эти особенности личности ребенка, возникая в раннем возрасте, не исчезают, а приобретают новое качество и усугубляются в дальнейшем.
Очень часто у детей из социально неблагополучных семей наблюдается и отсутствие нормальных понятий о личной гигиене и элементарных навыках самообслуживания. Это связано не только с алкоголизмом родителей, но и с искажением представлений о нормальном образе жизни человека в целом. Кроме того, соблюдение правил личной гигиены требует определенных усилий и привычки. Апатия же, волевая и физическая, которая нередко отмечается у таких детей, препятствует их системной заботе о собственном здоровье и внешнем виде.
Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома. Все это сказывается на общем развитие ребенка.
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми, которые связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности таких детей. К 10 - 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностные чувства, иждивенчество, осложнения в становление самосознания и другое. В общение таких детей присутствует назойливость и потребность в любви и внимание. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой - острой аффективной окрашенностью. Им свойственны взрывы эмоций - бурная радость, гнев, отсутствие глубоких, устойчивых чувств.
В подростковой среде детей-сирот наибольшее распространение получили табакокурение, алкоголизм, токсикомания. Также это и отклонения в эмоционально-волевой сфере, которая представляет собой неадекватное эмоциональное реагирование на разные события, аффекты неадекватности, а также немотивированные состояния грусти, тоски, апатии, злобы, неумение владеть своим эмоциональным состоянием, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, равнодушие по отношению к окружающим, отсутствие чувства любви и привязанности.
Образ семьи в сознании детей-сирот
У детей, живущих в интернатных учреждениях, наблюдается не просто отставание в развитии или недоразвитие личностных новообразований, а формирование принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в них. Это происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатном учреждении не требует от ребенка функций, которые он выполняет или должен выполнять в семье.
Во-первых, у сирот детского дома затруднено освоение социальных ролей - это часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит, и усвоение той или иной роли ребенком, подростком, оставшимся без попечения родителей, затруднено и требует индивидуального педагогического воздействия. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина.
Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. В структуре ценностей детей-сирот семья остается незыблемой. При этом желание иметь близких, потребность в семье и сотворение иде¬ала семьи у детей-сирот выражены острее, чем у детей, воспиты¬вающихся в нормальных условиях.
Отсутствие или недостаточный опыт жизни в семье способствуют идеализации взаимоотношений в семье, образа семьянина. Этот идеал носит зачастую расплывчатый характер, не наполнен конкретными бытовыми деталями. В представлениях детей-сирот чаще всего складываются две мо¬дели семьи: положительная и отрицательная. С положительной мо¬делью семьи связано радостное эмоциональное состояние ребенка ожидание праздника; ребенок идеализирует свой жизненный опыт воспитания в семье, часто не может конкретизировать свое ми¬роощущение, свое понимание положительной модели семьи. Несмотря на то, что 90% детей - это сироты при живых родителях, что родители эти добровольно или на основании решения суда не воспитывают своих детей, часть выпускников сохраняет установку на родителей и хотят вернуться в семью.
У некоторых детей-сирот складывается отрицательная модель семьи, в которую они вкладывают совершенно конкретное содер¬жание, конкретный образ того, какими качествами не должны об¬ладать муж, жена, мать, отец; какими не должны быть их взаимо¬отношения, их отношение к детям. Чаще всего эта группа детей-сирот отвергает горе-родителей и выражает стремление никак не походить на них. Выделяется и группа детей, которые жалеют сво¬их непутевых мам и мечтают, став взрослыми, помочь им стать на ноги, исправиться.
Несмотря на неблагополучие в семье, аморальность родителей, добровольный отказ от ребенка, дети часто тоскуют по живым ро¬дителям, тоскуют по семье. Эти дети часто убегают к родителям, а потом возвращаются обратно в детский дом, но при этом бережно хранят семейные реликвии (фотографии, личные домашние вещи, игрушки, письма). Многие дети предпринимают попытки разыс¬кать свою семью, родственников, когда их адрес неизвестен.
Специфика общения детей-сирот в детских домах
В детском учреждении ребенок - сирота общается с одной и той же группой сверстников. У него нет возможности выбора, как у воспитанника обычного образовательного учреждения. Принадлежность к ней становится безусловной, и отношения между детьми складываются по типу родственных - как между братьями и сестрами.
С одной стороны, такие отношения можно рассматривать как фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для дружеского общения.
Нельзя упустить из внимания и тот факт, как у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это особое психологическое об¬разование, весь мир они делят на «своих» и «чужих». У них особая нормативность и ко всем «чужим», и к «своим», детдомовцам, чаще всего не соответствующая социальным нормам.
В детских домах ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую- либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы безусловной, это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую безусловность в общение со сверстниками в детском доме, можно рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности; с другой стороны - подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, вынужден адаптироваться ко всем детям, проживающим в детском доме. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует к себе внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет отвечать на нее нужным образом.
Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к фор¬мированию групповой специфической субкультуры низкого уров¬ня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступ¬ков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценно¬стей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе как опоре для принятия решений.
Дети-сироты могут позволить в отношении друг друга негативные формы взаимоотношений являются следствием нереализованной потребно¬сти в любви и признании, что ведет к эмоциональной нестабильно¬сти положения ребенка. Важно понять это, и тогда можно объяс¬нить факты жестокого обращения детей-сирот со сверстниками или младшими по возрасту.

Социально-психологические проблемы выпускников сиротских учреждений

Одна из главных проблем выпускников сиротских учреждений - это социально-психологическая неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Им свойственны инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к сознательному выбору своей судьбы и, как следствие, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где это общение произвольно, где требуется умение строить отношения; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Среди многих проблем вхождения в жизнь общества у детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить личные планы, свою семью. Эта категория детей, в силу их особого социального статуса, часто более подвержена негативному воздействию общественных процессов, таких, как потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т.д.
Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др. Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.
Ещё одна сложная проблема выпускников - трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обес¬печения, молодой человек часто не воспринимает трудовую дея¬тельность как средство существования, а значит, и не настроен па этот важный вид жизнедеятельности.
Отсутствие в детских домах систематической работы по разви¬тию собственной активности ребенка, его потребностей приводит к пассивности и потребительству. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной саморе¬ализации. Как следствие вопрос о трудоустройстве выпускника - один из сложнейших.
Конечно, эти дети далеко не ангелы. Привыкшие вариться в толпе, общаке, действующие по своим неписаным законам, они, об¬ретя самостоятельность, продолжают придерживаться тех же поня¬тий. Да и тотальная опека, жизнь на всем готовом оборачиваются, увы, социальным иждивенчеством. В результате они не знают це¬ны деньгам, не умеют беречь свое и чужое, элементарно ухаживать за собой, убирать, стирать. И вот представьте: такой «иноплане¬тянин» попадает в коммуналку, приводит туда таких же друзей-товарищей. Конечно, скандалы, ссоры неминуемы.
Но самая главная опасность подстерегает, когда все преграды позади. За молодым человеком, ставшим собственником жилья, криминальные структуры, да и просто бессовестные люди устра¬ивают настоящую охоту. Под натиском мошенников 40% детдомов¬цев продают, дарят свои комнаты, лишаются последнего, а сами в итоге остаются ни с чем.
В результате до 30% выпускников детских домов идут в крими¬нальные структуры, 15% девочек — на панель или в сомнительные увеселительные заведения, 10% оказываются в тюрьме. Это дан¬ные прокуратуры; заметим, у каждого третьего из попадающих в поле зрения правоохранительных органов нет крыши над головой, а ведь они имеют на нее все права.
Дети-сироты, отбывшие наказания в местах лишения свободы, сталкива¬ются с целым комплексом проблем. Они не могут устроиться на работу, не имеют жилья, прописки, документов, специальности.
Отчаянную ситуацию, в которой оказываются выпускники-дет¬домовцы, вернувшиеся из мест лишения свободы, порождает рав¬нодушное отношение к ним общества, создающего все условия для рецидива. Так, существующее положение о выписке осужденного с места прописки оборачивается для многих детдомовцев, не имеющих проживающих с ними родственников, полной потерей жилья на неопределенный срок. После освобождения такой бомж, поте¬рявший прописку, практически не в состоянии найти работу без посторонней помощи.
Мотивация к изменению поведения у таких детей низ¬кая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способству¬ет ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами раз¬личного рода преступлений.
Криминализация воспитанников детского дома
Условия воспитания детей в детском доме таковы, что они содержат пред¬посылки для криминализации воспитанников.
Во-первых, это дефицит опыта эмоционально-близких связей с людьми, что приводит к неспособности сочувствовать, ставить себя на место другого и относиться к другому человеку как к самоценности, ведет к переживанию собственной незначимости, ненужности, к пренебрежению собственной судьбой.
Во-вторых, воспитание в искусственной, изолированной среде искажает нормальные отношения собственности, спектр жизненных искушений и опасностей, создает специфические «интернатские нормы
жизни, приводит к путанице понятий «мое-чужое», «взял-украл», «защита-насилие», «вина-невиновность».
В-третьих, ограничение собственной активности воспитанника в силу ре¬гламентации жизни в интернатном учреждении ведет к задерж¬ке формирования его Я — субъекта осмысления своего жизненного опыта, регуляции своих потребностей, взаимоотношений и жизнен¬ной активности.
Для подростков-детдомовцев характерно переживание, что судьба обошлась с ними несправедливо, что они недополучили от жизни многого, что им положено по праву.
По данным правоохранительных органов подростки, выросшие без попечения родителей, совершают следующие преступления: разбойные нападения; кражи личного имущества; изнасилование, чаще всего групповое; убийства.
За этими преступлениями стоит смысл отнятия и присвоения се¬бе чего-то, принадлежащего другому, и привычки решения проблем только силовым способом.
Существенным является и тот факт, что криминальное пове¬дение - это единственное поприще, на котором эти молодые люди имели успех. Успех же - один из важнейших стимулов деятель¬ности. Условия заключения только усугубляют положение: та же ограниченная среда, те же дисциплинарно-функциональные связи, то же вынужденное проживание в замкнутой группе, тот же пси¬хологический опыт собственной незначимости. Поэтому рецидивы закономерны.
Нереализованная потребность в любви и признании, эмоцио¬нальная нестабильность положения ребенка открывает ему «двери к правонарушению». Дети интуитивно понимают: полагаться мож¬но только на себя, и поэтому утверждают себя всеми доступными средствами: нарушают нормы, дерзят, превосходствуют над други¬ми и т. п. Это говорит о демонстрации потребности в самостоятель¬ности.
Как уже было сказано, для детей-сирот характерна педагогическая запущенность. Это, в частности, отклонения в сознании, которые характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий, морально-этических, политических, экономических и других категорий, что может проявляться в отклонениях в поведении, а именно: безнравственное и противоправное поведение. Наиболее распространенными проступками являются хулиганство, кражи личного и общественного имущества, проступки, связанные с половой распущенностью. К этому списку добавляются и иные виды нарушений: драки, вымогательство, угрозы и т.д.
Среди причин криминального поведения выпускников интернатных учреждений помимо социально-педагогической запущенности, связанной с бывшей родительской семьей и детским домом, важную роль играет их психическая патология: органическая или процессуальная, врожденная или приобретенная.

Начнём с того, что при выборе форм, видов и типов работы с сиротами следует отталкиваться от характерных для них психологических особенностей и проблем. Необходимо отметить, что сложно давать рекомендации, поскольку отсутствуют психолого-педагогические технологий работы с сиротами интересующего нас возраста отсутствуют. Как именно работать, какую технологию выбрать, зачастую, необходимо определяться самостоятельно в процессе работы. Это одна из главных сложностей работы с детьми-сиротами. Итак.
1. В отношении данной группы детей действуют те же тактики и стратегии, что и в отношении детей подростков. Однако использовать соответствующие методы сложнее, ввиду описанных выше психологических особенностей сирот.
2. Если ребёнок проживает в общежитии учебного заведения, воспитателю следует обратить внимание на сформированность навыков самообслуживания. Сделать это можно с помощью непосредственного наблюдения, а также поставив ребёнка в соответствующую ситуацию, оказавшись в которой ребёнок покажет, на что он способен, а на что нет.
3. Следует проводить мероприятия, беседы, ориентированные на следующие аспекты: умение рационально пользоваться деньгами, самостоятельно чинить одежду, умение приготовить простейшие блюда.
4. Следует также проводить мероприятия просветительского характера, которые будут касаться следующего: правовая грамотность (не только права, но и обязанности), куда можно обратиться в случае возникновения тех или иных проблем (социальные службы, администрация и проч.), предоставление соответствующей информации о возможных последствиях тех или иных (противоправных, в частности) поступков.
5. С целью расширения картины мира следует организовывать выездные мероприятии спортивного характера, культурно-просветительского и т.д.
6. Немаловажным является аспект привлечение детей-сирот в объединения дополнительного образования в соответствии с их интересами и склонностями.
7. Необходимо создавать ситуации, в которых сироты смогут взаимодействовать друг с другом, как то: настольные игры, коммуникативные игры, спортивные игры, проведение праздников (дни рождения, в частности).
8. При работе с сиротами необходимо ставить ситуацию таким образом, чтобы ребёнок мог проявить максимум самостоятельности при выполнении того или иного задания. Это будет способствовать развитию самостоятельности и ответственности.
9. Проводить мероприятия психокоррекционного характера, ориентированных на работу с эмоциями, на развитие коммуникативных качеств.
10. Необходимо помнить о том, что многие позитивные изменения будут происходить при включении детей-сирот в различного рода деятельность.

Список использованной литературы.

1. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - СПб.: КАРО, 2007. - 384 с.
2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - с. 329.
3. Конева О.Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот // Журнал «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология», 2009, №6, с. 59-65
4. Кусаинов А.Ж., Абдыкаримов Б.А., Ахметов К.А., Исмаилов А.Ж., Кемайкина Т.Н. Психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот: Методическое пособие для психологов и педагогов - Астана: ЕАГИ, 2008. - 200 с.
5. Магомедова А.Н. Психологические особенности детей-сирот // Журнал «Мир науки, культуры, образования», 2014, №3, с. 27-29.
6. Прихожан А.М., Толстых А.М. Психология сиротства. Изд.3-е. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.: ил.
7. Татаренко Д.Д., Шульга Т.И. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» , 2013, №2, с.203-211.
8. Хорошко Л.В. Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа //Журнал «Гуманитарные науки», 2012, №2, с. 30-35.
9. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот; Изд-во СПб. Ун-та, 2005. - 628 с.
Разработал: Зарубин Александр Леонидович, ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"