Система упражнений по фонетике. Фонетический разбор. Большая энциклопедия нефти и газа

现代俄语(语音学)作业习题

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОНЕТИКЕ

1. Определите гласные фонемы:

1) Среднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованная;

2) среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованна

3) заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованна

2. Транскрибируйте в словах ударные гласные и определите, сколько раз встречается нелабиализованная среднего ряда верхнего подъёма, лабиализовання заднего ряда верхнего подъёма, лабиализовання заднего ряда среднего подъёма, лабиализовання заднего ряда среднего подъёма и нелабиализованная среднего ряда нижнего подъёма.

Дом, шёлк, две, этот, стыд, поэт, утка, чётко, моя, земля, ключ, цирк, твоей, шина, свою, сын, без ивы, конюшня, дух.

4. Начертите и заполните схему «Таблица классификации гласных фонем по артикуляции».

5.Определите при произнесении каких согласных следующих слов голосовые связки открыты и не дрожат.

Гонимы вешними лучами,

С окретных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга. (П.)

6.Распределите имеющиеся в отрывке согласные на группы по способу образования

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную. (Л.)

7.Распределите имеющиеся в отрывке согласные на группы по месту образования

Так, полдень мой настая, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Но так и быть: простимся дружно,

О юность лёгкая моя! (П.)

8. Определите, какая это будет фонема, если она включает следующие кинемы:

VI. 1) Голосовые связки открыты; 2)нёбная занавеска приподнята и откинута назад; 3) кончик языка после присоединения к альвеолая отходит не сразу, а постепенно, образуя узкую щель; 4) артикуляция языка осложнена приподнятием средней спинки языка.

VII. 1) Голосовые связки сомкнуты и дрожат; 2) нёбная занавеска приподнята и откинута назад; 3) полость рта имеет наиболее узкое раскрытие, при котором всё же воздух проходит без препятствий; 4) язык приподнят задней спинкой к мягкому нёбу; 5) губы вытянуты в трубку.

9.Произнесите фонемы по данному описанию.

Согласная, сонорная, переднеязычная, смчно-проходная (боковая), мягкая; гласная, верхнего подъёма, заднего ряда, лабиализованная; согласная, сонорная, губная, смычно-проходная (носовая), твёрдая; согласная, шумная, губная, взрывная, глухая, мягкая; согласная шумная, переднеязычная, щелевая, долгая, мягкая.

10.Назовите согласные, характеризующиеся данными признаками: звонкие губные; мягкие переднеязычные щелевые глухие губные, твёрдые переднеязычные, взрывные; звонкие, заднеязычные; мягкие носовые; губные носовые; аффрикаты; губно-зубные щелевые; сонорные.

11.Начертите схему всех фонем, обозначая тон па раллельными линиями (=) , шум – вертикальными (//); звуки, у которых голос преобладает над шумом, изобразите знаком (=/); звуки, у которых шум преобладает над голосом, -- знаком (//-).

||-:[b],[v],...

12. I. Определите две фонемы, которые отличаются положением гортани, но одинаково являются: 1)переднеязычными зубными, 2) взрывными, 3) мягкими.

II. Определите две фонемы, которые различаются способом образования, но одинаково являются: 1) глухими, 2) заднеязычными, 3) твёрдыми.

III. Определите две фонемы, которые различаются по роли полости носа, но одинаково являются: 1) губными, 2) звонкими, 3) смычными, 4) мягкими.

IV. Определите четыре фонемы, которые различаются по месту образования, но одинаково являются: 1) глухими, 2)щелевыми, 3) твёрдыми.

V. Определите две фонемы, различающиеся по месту образования, но одинаково являющиеся: 1) сонорными, 2) носовыми, 3)мягкими.

13. Напишите слово, состоящее из фонем со следующими признаками:

1) согласная, сонорная, смычно-проходная (дрожащая), переднеязычная, твёрдая;

2)гласная, лабиализованная, верхнего подъёма, заднего ряда;

3)гласная, шумная, глухая, заднеязычная, смычная твёрдая.

4) гласная, нелабиализованная, нижнего подъёма,среднего ряда.

14. Дайте полную фонетическую характеристику согласным слов, объединяя их в группы.

Товарищ, тишина, сквозь, весна, пою, ёлка, вёл, лес, езжу.

15. Сравните в артикуляционном отношении следующие пары фонем, указывая, какие признаки у них одинаковы и какие различны:

1)[š] -- [ž]; 2) [s] -- ; 3) [r] -- [t]; 4) [ž] -- [x]; 5) -- ; 6) [m] -- [n]; 7) [b] -- [v]; 8) [z] -- [d]; 9) [k] -- [d]; 10) [u] -- [a]; 11) [a] -- [i]; 12 [o] -- .

16.Какими расхождениями в составе фонем различаются следующие пары слов? Выделите случаи, когда сравниваемые слова: 1) имеют целиком различные фонемы; 2) несколько различных фонем при наличии ряда общих фонем; 3) только одну различную фонему; 4) все одинаковые фонемы, но следующие в разном порядке; 5) одно из слов, имея все те же фонемы, что в другом слове, отличается от него одной лишней фонемой.

1. Рот - сор 2. Стол - сто

3. Сто - стой 4. Сок - дать

5. Сто - сок. 6. Кров - кровь.

7. Нож - пила. 8. Тишь - шить.

9. Смел - мел. 10. Ярки - арки.

11. Пели - вили. 12. Клён - б.

13. Вес - весь. 14. Солю - болью.

15. Серый - старый. 16. Стук - звук

17. Яркий - юркий. 18. Куст - стук

19. Мой - мою 20. Полка - ёлка

17. Укажите, какие фонемы служат для различения следующих пар слов, а также какими дифференциальными признаками различаются между собой найденные фонемы;например, слова том и сом различны фонемами [t] и [s], которые различаются лишь способом образования:фонема [t] - смычная, тогда как [s] - щелевая.

1. Гора - кора, густ - куст, год - кот, крот - грот.

2. Дон - тон, дам - там, трава - дрова.

3. Шар - жар, жить - шить, шест - жест, сужу - сушу.

4. Росы - розы, слой - злой, зуб - суп.

5. Мох - мок, муха - мука, сох - сок.

6. Дал - зал, вода - воза, дубок - зубок.

7. Твой - свой, там - сам, туша - суша.

8. Пыль - быль, пой - бой, пух - бух.

9. Мак - бак, мал - бал, мыть - быть.

10. Сутки - шутки, суметь - шуметь, рос - рожь, нос - нож.

11. Наш - дашь, нам - дам, рада - рана.

12. Кот - тот, скука - стука, как - так.

13. Пыл - тыл, пушка - тушка, прав - трав.

14. Мыло - ныло, сом - сон, дом - Дон, ком - кон

15. Брат - град, год - бот, бор - гор.

16. Жар - жарь, удар - ударь, зорко - зорька.

17. Стал - сталь, полка, полька, мел - мель.

18. Стан - стань, кон - конь, нос - нёс.

19. Лук - люк, луб - люб, лот - лёт.

20. Сух - сох, гуд - год, сук - сок, стук - сток.

21. Тих - тех, мил - мел, сила - села.

22. Бос - бас, рос - раз, рот - рад.

23. Мыть - муть, лук - лык, стук - стык.

24. Мыл - тыл, мама - папа, махать - пахать.

25. Куб - зуб, кол - зол, корок - зорок.

26. Горд - сорт, гам - сам, рога - роса.

27. Чисть - честь - часть, пить - петь - пять, качели - качали; меть - мять, мили - мяли.

18. Определите, какими фонемами различаются данные пары слов.

Лёд - льёт, вот - вьёт, пот - пьёт, сели - съели, марка - жарко, сеть - медь, ямка - лямка, юг - люк, ёлка - полка, рамка - ранка, жидко - жатка.

19. Подберите к словам пары, чтобы они минимально фонологически отличались.

Труба, пас, быт, шесть, кон, одеть, вал, висок, форс, дрова, доска, ток, тело, тушь, удочка, зелен, тыкать, мест.

20. Определите противопо сдавленность фонем - [s], [d] - [f], [d] - [p].

21. Определите, по какому признаку различаются согласные в каждой из приведённых пар.

[s] - [z], [t] - [s], [p] - [t], [s] - [š], [š] - [ž], [n] - [d], [b] - [m], [s] - , [f] - [r].

22. Определите позиции ударяемых гласных в словах. Мы любим охранительный свет маяков, но редко вглядываемся в него.

На огни маяков пристально смотрят только вахтенные и штурвальные, проверяя тайну его световой вспышки, потому что все маяки на одном и том же море горят и мигают по-разному, чтобы по этим признакам можно было определить, какой это маяк, и узнать, где находится корабль.

23. Определите, какие оттенки ударных гласных имеются в следующих словах; укажите на различия в укладе органов речи при их произношении; определите условия, вызывающие эти оттенки.

1) [a]: чаща, печаль, вал, сад, сядь, грязь, раз, пищать, пар.

2) [o]: чортик, горный, идёте, шёл, жёлтый, шёлк, тётя, тот, шопот, в отчёте, окно.

3) [u]: простуда, люди, почуял, щучий, шуба, шутка, уши, чутьё, мудрый.

4) [ε]: дед, детский, дети, верх, честь, поэтому, режь, эра, вес, весь.

24. Произносите слова, объясняя произношение гласного[ε].Эх! эхо, этот, экспорт, цех, жест, женский, шест, Сел, бег, весь, беглый, весел, песня, есть.

25. Прочитайте, редуцируя безударный гласный[a] Объясните его произношение.

Абзац, ананас, анкета, апрель, патриот, манифест, наставление, кампания, картина, книга; над планом, над адресом, на стадионе, на свадьбе.

26. Прочитайте текст и объясните произношение безударного [o].

Нам песня жить и любить помогает,

Она как друг и зовёт, и ведёт,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт.

27. Прочитайте следующие фонетические слова и подчеркните в них фонему [i], чередующуюся с фонемой [f].

Без идеи, безидейный, безидейность, из Индии, без имени, с именем, в июле, к июню, из искры, в институте, пединститут, в итоге, с искренностью, от испуга, подыскать, подытожить, безымянный, сыграть.

28. Прочитайте вслух, не разделяя паузой данные слова.

Мороз и солнце, муж и жена, нос и рот, хлеб и соль, лес и степь.

29. Прочитайте слова. Объясните произношение [ε] в предударных и заударных и заударных слогах.

Бежать, лететь, лежать, нести, лесной, прекрасный, желать, шептать, ценить.

Лес - лесной, бег - бежать, белый - побелить, серый - сероватый, шелест - шелестеть, жесть - жестяной, шесть - шестой, жена, желание, шептать.

Весна. В деревне колхозники готовят земли дня сева. Целый день крестьяне проводят в поле. Дети помогают своим родителям.

В нашем лесу недалеко от села очень много ягод и цветов. В воскресенье в лесу всегда оживлённо перекликаются взрослые и дети.

Едва наступили сумерки, мы собрались на групповой вечер. На вечере мы весело пели песни, играли, танцевали.

30. Определите, можно ли на слух различить слова:

Леса - лиса, частота - чистота, посвятить - посветить, скрылось - скрылась, блестящее - блестящие, среднее - средние, поковать - паковать, поковка - паковка, ярлык - ерлык, будит - будет, вязом - вязам, свисти - свести, освещу - освящу - освищу, весело - весила, пряди - приди, вышел - вышил, нагой ногой, маховик - моховик.

31. Транскрибируйте слова, обращая внимание на редукцию безударных гласных.

Письма, каждый, знакомы, дома, аптека, желтый, товарищ, осторожно, золото, место, если, в воде, следить, вместе, человек, выдержка, вероятно, обязательно, сегодня, шея, рядовой пояс, вьюга, сюда, южный, отстою.

32. Затранскрибируйте отрывок текста и объясните произношение безударных гласных [o], [a] и [ε].

Самое дорогое у прожить - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. (Н. Островский)

33. Транскрибируйте следующий отрывок текста и объясните, какими действующими в современном литературном языке законами объясняется произношение отдельных безударных гласных.

Во время обеда Лучкин посадил Максимку вместе с собой. Маленький негр, которого никогда не допускали есть вместе с белыми, сначала боялся. Старый матрос погладил курчавую голову Максимки и поднёс к его рту свою ложку. После этого Максимка перестал бояться и через несколько минут с удовольствием ел и щи, и мясо, и кашу с маслом.

34. Заполните следующую таблицу гласными буквами транскрипции.

35. Каждое из данных слов напишите с приставками (даны в скобках) и правильно прочитайте, обращая внимание на оглушение и озвончание согласных.

Бежать (с-, в-, под-, об-) шить (с-, -в, под-, об-) делать (с-, (под-, пере-, от-) толкнуть (с-, в-, под-, от-) пустить (с-, в-, под-, от-) писать (с-, в-, пере-, под-, рас-) код (с-, в-, под-, от-, об-) жечь (с-, раз-, под-)

36. Прочитайте следующие фонетические слова, обращая внимание на ассимиляцию согласных по звонкости - глухости.

Дождь, с дождём, к берегу, от берега, сядьте, не забудьте, сбор, вслух, без просьбы, как будто, надпись, звёзд.

37. Затранскрибируйте текст. Сгруппируйте случаи ассимиляции согласных: оглушение звонких перед глухими; озвончение глухих перед звонкими; мсягчение твёрдых перед мягкими. Отметьте случаи оглушения звонких согласных на конце слова.

Надежда Кондратьевна Емельянова в продолжение всего этого времени находилась в необыкновенно приподнятом настроении. Чем бы она ни занималась, что бы ни делала - мыла посуда, готовила обед, стирала бельё, шила, укладывала спать детей, - он мысленно всё время стояла у своего двора. У пруда, соединённого с озером Разлив, в одной и той же неподвижной позе: спиной к озеру, с раскинутыми в обе стороны руками, как бы защищая озеро и луг с шалашом от всего враждебного мира.

39. Затранскрибируйте данные ниже слова и определите в каких словах мягкость согласного является ассимилятивной.

Снег, книга, банька, баньке, честь, раньше, здесь, стирать.

40. Затранскрибируйте и прочитайте следующие фонетические слова и определите, в каких случаях имеется и в каких отсутствует ассимиляция по мягкости.

Дверь, спутник, отбирать, партия, женщина, истина, ногти, июльский, без них, с лета, под деревом, поддержка, ползти, праздник.

41. Прочитайте слова и отметьте случаи обязательной ассимиляции по мягкости.

Верчу, борщ, морщины, смерч, скорбь, рви, гвардия, слить, свить, злить, лезвие, вместе, в рифме, на лампе, в мире, в любви, гвозди, песни, уздечка, кисть, обманщик, бубенчик, на трассе, в ванне, новогодний, ледник, голубятня, отдаление, поддельный, оттеснить, Индия, античный, длиннее, странник, вверх, вбежать, бережливый, впервые, боязливый, петля, пенсия, бумажник, лёгкий, мягкий.

42. Как вы произносите слова: судья, пьёт, перья, семью, муравьи, съесть, отъезд, объезд, объединить, разъест, изъездить? Почему?

43. Прочитайте текст: определите, сколько раз в тексте встречается палатальный звук и сколько раз каждый из палатализованных.

Вместо того, чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копание картошки - чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

Вот почему все мы, мальчишки и девчонки, дурачились, как могли, очутившись вместо унылого класса под чистым сентябрьским небом.

Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым, если не считать чёрной земли под ногами, на которую мы не обращали внимания, да на серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто голубом.

44. Затранскрибируйте следующие фонетические слова и объясните произношение согласных, ассимилированных по способу и месту образования шума.

Счастье, отчизна, вас же, с честью, подчинить, расширение, отцы, двадцать, позже, без шума, переводчик, с жаром, с шаром, ожечь, счистить, грузчик, разносчик, заказчик, из числа, с чашкой, через час, с чем, братца, блюдце, берётся, детский, удастся.

45. Рассмотрите следующие парные слова и словосочетания и установите, на чем держится их различие в устной речи.

Шумом - с шумом, от двери - о двери, жать - сжать, из щели - и щели, братца - браться, синится - синица, очистить - отчистить.

46. Прочитайте предлагаемые отрывки: отметьте, где следует [ž] и где допустимо [ž].

1) Здесь до самого декабря льют дожди и лишь гораздо позже всё засыпает снег.

2) Дрожжи добавим позже.

3) Коляска, дребезжа и покачиваясь, отъезжает от крыльца.

4) Забрезжил рассвет, и в лучах солнца зажужжали пчёлы.

5) С верха коляски брызжет и льёт совсем не видно из-за дождя лица проезжего.

6) О работе она рассказывала с жаром.

47. Затранскрибируйте следующие слова, обращая внимание на сочетания с непроизносимыми согласными.

Честный, радостный, поздно, праздник, счастливый, завистливый, большевистский, марксистский, чувствовать, здравствуйте, известный, грустный, устный, пропагандистский, совестливый, сердце, солнце.

48. Затранскрибируйте отрывок текста.

Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов “Молодой гвардии”, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной много страдальной земли, перед лицом всего народа, торжественно клянуть: беспрекословно выполнять любые задания организации; хранить в глубочайшей тайне всё, что касается моей работы в молодой гвардии. Я клянусь мстить беспощадно за сожжённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть героев-шахтёров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками, или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родных будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей, кровь за кровь, смерть за смерть!

49. Какое свойство сонорных иллюстрируется следующим эпизодом?

Мальчик написал:“Пётыр Первый”. Учитель сказал:“Неверно, здесь ошибка”. Мальчик поправил:“Петор”. Учитель:“Опять не так!”Мальчик (в полном удивлении):“Так неужели же Петар?”

50. Транскрибируйте следующие слова и расчлените их на слоги.

Жертва, журнал, завтрак, зернышко, кастрюля, район, инструмент, индустрия, искра, классик, русский, французский, храбрый, корабль, лёгкий, медсестра, мировоззрение, миллион, массив, маштаб, москвич, микстура, детский, данный, возвышенный, крестьянин, ружьё.

51. Данные ниже слова разбейте на слоги, отметив случаи несовпадения слогоделения с переносом слов:

Пальма, бойка, расчётливый, объехать, подытожить, пою, новая, обозначать, одинокий, орёл, представить, оседлать, норма, районный, бескорыстный, подвижный, предоктябрьский, акация.

52. Поставьте ударение в следующих словах и следите за закономерностью местонахождения ударения.

Выбежать, вынести, выйти, выползти, вытащить, выплыть, выехать, выдвинуть, выполнить; учитель, вредитель, воспитатель, владетель, вдохновитель, строитель, искатель, мечтатель, преподаватель, родитель, истребитель, двигатель; коллективизация, механизация, индустр дизация, декламация, делегация, демонстрация, квалификация; беговой, боевой, босой, грузовой, волютой, морской, шерстяной, яровой.

53. Группируйте данные ниже слова по разным функциям ударения:

1) разноместность ударения различают разные слова.

2) разноместность ударения различает разные формы одного слова,

Мо́ю - мою́, учи́теля - учителя́, доро́га - дорога́, нача́ло - на́чало, сушу́ - су́шу, сте́ны - стены́, у́чите - учи́те, круго́м - кру́гом, пла́чу - плачу́, до́ктора -доктора́, ношу́ - но́шу, про́пасть - пропа́сть.

54. Установите энклитики и проклитики в следующих отрывка текста.

1) Я слыхал, как они вошёл в комнату, но как он мог это сделать, не понимаю.

2) Дам всё, что бы ни попросили.

3) Так как мы порядком устали, то не мешало бы сделать и перерыв.

4) Сделаем так, как и на прошлой неделе.

5) Здоров ли ты? Не загрыз ли волк?

6) Ведь они ушли.

7) Уж он-то знает.

8) Я было пошёл, на вернулся.

9) Да ведь не ребёнок же я, сделал бы, если бы хоть что-нибудь под рукой было.

10) Вот вас-то мне и надо.

11) Так вот где таилась погибель моя.

12) Вот вы сели. Лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вы едете - едете мимо церкви, с горы направо, через плотину... Вам холодно немножко; вы закрывайте лицо воротником шинели; вам дремлется.

Русский алфавит для иностранцев: часто не только начинающие изучать русский язык иностранцы, но и иностранцы продвинутого уровня не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Мы поговорим о том, какие буквы русского алфавита вызывают сложности у иностранцев , дадим рекомендации для преподавателей, как обучать фонетике русского языка, какие фонетические упражнения для иностранцев нужно выполнять и какие сложности могут возникнуть при их выполнении, отдельно поговорим о том, , которые вызывают наибольшие сложности у иностранцев.

Русский язык как иностранный
Как учить русскому произношению: буквы и звуки
Уроки для преподавателей русского языка как иностранного (РКИ)

Для начинающих изучать русский язык иностранцев сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для преподавателей русского языка как иностранного при обучении русскому языку как начинающих, так и продолжающих изучать русский язык иностранцев. Ниже приведем рекомендации, как поставить произношение русских звуков на уроках русского языка как иностранного.

Правила постановки русских звуков. Обучение фонетике русского языка

Фонетика русского языка для иностранцев: работу над постановкой любого звука русского языка надо начинать с постановки фонематического слуха , т.е. сначала нужно добиться, чтобы иностранец различал звуки на слух. Это важно, потому что для иностранцев многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы иностранцы научились различать звуки на слух, мы рекомендуем делать следующие упражнения :

Упражнение «Игра с карточками» :

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки иностранцу. Преподаватель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а иностранец должен поднять соответствующую карточку. Разумеется, преподаватель должен говорить иностранцу, если он делает ошибку.

2. Затем преподаватель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т.д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант» :

Преподаватель диктует ученику звуки, слоги, слова, а иностранец записывает то, что слышит.

Обратите внимание, что в упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать иностранцу «лук», «луг», то иностранец запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом Ваш ученик-иностранец не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант.

Когда иностранец начал различать русские звуки на слух, то преподаватель уже может поменяться с иностранцем местами, т.е. преподаватель показывает карточку, а иностранец произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: иностранец слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у иностранцев возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ] . Ниже мы рассмотрим правила постановки этих звуков и дадим рекомендации, как объяснить русскую фонетику иностранцам, как проводить фонетические упражнения для иностранцев.

Русский алфавит – Буквы И, Ы
Произношение звуков [И], [Ы]. Фонетические упражнения для иностранцев

Произношение русского гласного звука [Ы] вызывает сложности практически у всех иностранцев. Например, иностранцы произносят «ми» вместо «мы», а «бить» вместо «быть».

Произношение гласного звука [И] вызывает гораздо меньше трудностей у иностранцев. Русский звук [И] похож на английский звук . Чтобы произнести звук [И] нужно направить язык вперед и коснуться кончиком языка нижних зубов. При произношении [И] Вашим ученикам нужно чуть-чуть улыбнуться:).

Вернемся к постановке проблемного русского звука [Ы] . При его произношении весь язык нужно отодвинуть назад и напрячь заднюю часть языка . Теперь кончик языка уже не касается нижних зубов, а отодвинут назад. Когда мы произносим [Ы], мы уже не улыбаемся (конечно, такой сложный звук!)

Для того чтобы помочь иностранцам напрячь заднюю часть языка при произношении звука [Ы], существует следующий прием: мы будем использовать звуки-помощники [К] и [Г]. Произношение самих звуков [К] и [Г] обычно не вызывает сложности у иностранцев, но при их произношении задняя часть языка автоматически напрягается, это мы и используем в нашем фонетическом упражнении для иностранцев:
ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг
кы – гы – кы – гы – кы – гы – кы – гы
ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы
ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы
кы – кмы – мы – мыл
гы – гмы – мы – мыл
кы – квы – вы – выл
гы – гвы – вы – выл
кы – кбы – бы – был
гы – гбы – бы – был
мыло, было, выход, выставка, был, сын, сыр, буквы, умный

Русский алфавит – Буква Й
Произношение русского звука [Й]. Как объяснить звук [Й] иностранцам?

Следует обратить внимание начинающих изучать фонетику русского языка иностранцев на букву русского алфавита Й. Звук [Й] встречается в русской речи гораздо чаще, чем буква Й , потому что гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласных и после букв Ъ и Ь обозначают два звука: [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА], например: [ЙО]лка, при[ЙЭ]хать, каль[ЙА]н.

Сложность при произношении звука [Й] (часто этот звук в транскрипции обозначают как [j]) обычно возникает у иностранцев, если буква Й стоит в конце слова, например: иностранцы произносят «санатории» вместо «санаторий» или «мои» вместо «мой». Очень часто иностранцы не различают на слух звуки [Й] и [И], тогда целесообразно делать с иностранцами упражнение «Игра с карточками».

Как объяснить иностранцу разницу между звуками [Й], [И] и как научить иностранца произносить звук [Й]?

Нужно объяснить иностранцу, что звук [Й] произносится ОЧЕНЬ кратко. Звук [И] можно петь: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и…, а звук [Й] нужно произносить очень кратко , будто кто-то уколол булавкой: ОЙ! Звук [Й] произносится гораздо с большим напряжением , чем звук [И], при произношении звука [Й] средняя часть языка поднимается больше, поэтому создается более узкая щель между нёбом и языком и струя воздуха вырывается с большим давлением, более мощно.

Обратите внимание иностранцев на написание буквы русского алфавита Й :

Часто иностранцы путают не только звуки [Й] и [И], но и буквы Й, И. Иностранцы могут написать букву Й как букву И (без галочки над буквой Й), это они делают по аналогии с написанием букв Ё и Е, т.к. на письме точки над буквой Ё ставить не обязательно.

Преподаватель должен обратить внимание иностранца на то, что при написании буквы Й всегда нужно ставить галочку над буквой, т.к. отсутствие галочки над буквой Й является орфографической и грамматической ошибкой. Сравните: «мой любимый ковбой» и «мои любимыи ковбои».

Русский алфавит – Буква Р
Произношение русского звука [Р]. Фонетические упражнения для иностранцев

При произношении русского согласного звука [Р] напряженный кончик языка под действием воздушной струи вибрирует у альвеол (это бугорки над верхними зубами).

Итак, при произношении звука [Р] кончик языка слегка загнут вверх, касается бугорков над зубами и напряжен. Но добиться того, чтобы кончик языка вибрировал, иностранцу довольно сложно. Чтобы помочь иностранцу, мы обратимся к звукам-помощникам [Т] и [Д], при произношении которых язык автоматически принимает нужное положение у альвеол.

Приступим к нашим фонетическим упражнениям.
Давайте заведём мотоцикл!
др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др…
У кого мотоцикл завёлся?

Сделаем ещё упражнения (произношение звука [Р]):
дра – дра – дра – дра – дра – дра – дра – драка
дро – дро – дро – дро – дро – дро – дро – дробь
дру – дру – дру – дру – дру – дру – дру – друг
тра – тра – тра – тра – тра – тра – тра – травма
тро – тро – тро – тро – тро – тро – тро – трос
тру – тру – тру – тру – тру – тру – тру – трус

дра – дра – дра – ра – рак

дро – дро – дро – ро – рок

дру – дру – дру – ру – ручка

дры – дры – дры – ры – рыба

тра – тра – тра – ра – рама

тро – тро – тро – ро – робот

тру – тру – тру – ру – русский

тры – тры – тры – ры – рынок

Чтобы потренировать произношение мягкого звука [Р’], в фонетических упражнениях после буквы Р нужно использовать гласные буквы, которые смягчают предыдущий согласный (Е, Ё, И, Ю, Я).

Русский алфавит – Буква Ж
Произношение русского звука [Ж]. Фонетические упражнения для иностранцев

Другая буква русского алфавита – буква Ж – необычна для иностранцев и своим написанием (некоторые иностранцы называют её бабочкой), и произношением.

При произношении звука [Ж] кончик языка поднят к альвеолам (к бугоркам за верхними зубами) и язык оттянут назад.

Для постановки жужж ащего звука [Ж] мы опять обратимся к звукам-помощникам: согласному [Г] и гласным [О], [У]. Звук [Г] поможет оттянуть язык назад, а звуки [О] и [У] помогут вытянуть вперед и округлить губы.

Фонетические упражнения для иностранцев:
гжу – гжу – гжу – жу – журнал, жук, жужжу, расскажу
гжо – гжо – гжо – жо – жёлтый, чужой, ножом, кружок

Произношение звука [Ш] похоже на произношение звука [Ж], но отличие заключается в том, что звук [Ш] произносится без участия голосовых связок (без голоса, только шум). Ниже мы отдельно поговорим о буквах русского алфавита Ш и Щ.

Русский алфавит – Буква Ц
Произношение русского звука [Ц]. Как объяснить иностранцам русский звук [Ц]?

Русский звук [Ц] является единым и нечленимым звуком, хотя и похож на сочетание звуков [Т+С], именно поэтому некоторые иностранцы произносят на месте буквы Ц два звука [ТС]. В таком случае иностранцу надо объяснить, что звук [Т] нужно произносить максимально кратко!

Отрабатывать произношение звука [Ц] лучше в словах, где буква Ц стоит после букв Т или Д, например: отцы, к отцу, с отцом, тринадцать, тридцать, двадцать, двенадцать, молодцы…

Русский алфавит – Буквы Ш и Щ
Произношение русских звуков [Ш] и [Щ]. Фонетические упражнения для иностранцев

Иностранцы часто путают звуки [Ш] и [Щ] и даже не различают эти звуки на слух. В этом случае Вы уже знаете, что делать! Конечно, делать упражнение «Игра с карточками».

Сравните, как расположены язык и губы при произношении звука [Ш] и звука [Щ]:

При произношении звука [Щ] весь язык продвигается вперед, средняя часть языка поднята к нёбу, язык напряжен. При произношении звука [Щ] губы менее вытянуты вперед, чем при произношении звука [Ш]. При произношении звука [Щ] уголки губ немного растянуты, а при произношении [Ш] мы не улыбаемся.

Звук [Щ] произносится ДОЛЬШЕ, чем звук [Ш].

Звук [Щ] вызывает гораздо больше трудностей у иностранцев. Нужно добиться, чтобы иностранцы произносили звук [Щ] мягко. Поэтому в фонетическом упражнении мы используем гласный звук [И]:

Ищи – ищи – щи – щит
Ищи – ище – ще – щека
Ищи – ищё – щё – щётка
Ищи – ищу – щу – щупать

Как правильно выполнять фонетические упражнения при обучении фонетике русского языка иностранцев

Когда Вы делаете любое фонетическое упражнение , нужно придерживаться следующей схемы:

1) При обучении фонетике русского языка преподаватель сначала читает буквы, слоги, слова, а иностранец слушает преподавателя и следит по тексту.
2) Затем преподаватель читает, а иностранец повторяет.
3) И только теперь иностранец самостоятельно читает.

Если Вам нужно объяснить иностранцу положение языка при произношении какого-либо звука, то Вы можете показать это с помощью рук. Например, правую кисть округлим, пальцы направлены в пол. Теперь Ваша правая рука – это нёбо, альвеолы и зубы. А из левой руки мы сделаем язык. Теперь Вы можете показать иностранцам положение языка во рту.

Благодаря этому мы сможем при объяснении практически обойтись без языка-посредника , что, конечно, является большим плюсом.

При создании материалов для иностранцев и для преподавателей русского языка как иностранного мы всегда ориентированы на то, чтобы уроки русского языка проходили не только максимально эффективно, но и легко.

Материалы по русскому языку для иностранцев :
Новый коммуникативный учебник издательства нашего Центра:

Дистанционный курс методики для желающих преподавать русский язык иностранцам :

- Курс дает все необходимые знания для преподавания русского языка иностранцам.
- Курс адаптирован для тех, кто не имеет специальной филологической подготовки.
- Курс поможет начинающим преподавателям РКИ найти ответы на вопросы, возникающие в ходе преподавания русского языка как иностранного.

«Практические задания по фонетике и орфоэпии»

Разработал: преподаватель высшей категории С.А Проскурякова

Москва

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка « Практические задания по фонетике и орфоэпии» предназначена для аудиторных занятий обучающихся 2-го курса колледжей в системе СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи».

Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о единицах фонетического языкового уровня в сочетании с более глубоким осмыслением общих вопросов этого раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.

Задания и тесты могут быть использованы как на этапе изучения темы «Фонетика и орфоэпия», так и при подготовке к зачетному занятию.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    Приведите примеры 2-3 слов, у которых:

    написание совпадает с произношением;

    написание и произношение расходятся.

а) согласный перед Е произносится твердо;

б) согласный перед Е произносится мягко;

в) возможно вариативное произношение:

Ака де мия, д езодорант, де мократический, ре йтинг, компью те р, бу те рброд, ме неджер, де градировать, те мп, па те нт, пио не р, п ре сса, фа н ера, резю ме , э не ргия, фе де ральный, ши не ль, те рмин, биз не с ме н, т ермометр, т ест, т ермос

    Распределите слова по трём группам:

а) количество букв и звуков в слове совпадает;

б) букв в слове больше, чем звуков;

в) звуков в слове больше, чем букв:

Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер

    Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

    Распределите слова по группам:

а) ударение падает на первый слог;

б) ударение падает не на первый слог;

в) в слове возможна вариативная постановка ударения

Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,

    Приведите примеры слов, в состав которых входят:

    только твердые согласные;

    только мягкие согласные звуки.

    Затранскрибируйте:

Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.

    В приведённых словах расставьте ударение:

августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.

    Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.

    Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:

глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.

    Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую – слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:

афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.

    Восстановите слова по ударным слогам:

фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти − .

    Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.

Ужа ужалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже –

Ужа ужица съест на ужин.

К. Бальмонт

    Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:

призЫвный – призывнОй;

харАктерный – характЕрный;

языковАя – языкОвая.

    Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.

Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ

2:

а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;

б) согласный перед Е произносится мягко : академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;

в) возможно вариативное произношение : дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.

5:

кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,

закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.

8:

Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.

11:

а) произносятся с Е : афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход

б) произносятся с Ё : новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец